Альпина город в кавказской албании. Кавказская албания
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - древнее государство в Восточном За-кав-ка-зье.
За-ни-ма-ла зем-ли в ниж-нем те-че-нии рек Аракс и Ку-ра, ох-ва-ты-ва-ла северные об-лас-ти современного Азер-бай-джа-на и зна-чительную часть Да-ге-ста-на, дос-ти-га-ла по-бе-ре-жья Кас-пий-ско-го мо-ря. На-се-ле-ние Кавказской Албании (ал-бан-цы, уди-ны, гар-га-ры, ги-лы, ле-ги и др.) го-во-ри-ло на язы-ках лез-гин-ской вет-ви на-хско-да-ге-стан-ской се-мьи. Государство сфор-ми-ро-ва-лось ко II веку до н. э. на ос-но-ве объ-е-ди-не-ния 26 пле-мён. До VI века н. э. сто-ли-ца Кавказской Албании - Ка-ба-ла, за-тем - Бар-да (Пар-тав).
Пер-вое упо-ми-на-ние в ис-точ-ни-ках о кавказских ал-бан-цах свя-за-но с их уча-сти-ем в со-ста-ве персидских войск в бит-ве при Гав-га-ме-лах про-тив ар-мии Алек-сан-д-ра Ма-ке-дон-ско-го . По све-де-ни-ям ан-тич-ных (Стра-бон и др.), а так-же армянских ав-то-ров (Еги-ше, Мов-сес Хо-ре-на-ци, Ко-рюн и др.), во гла-ве государства стоя-ли ца-ри. Со 2-й половины I века н. э. в Кавказской Албании пра-ви-ла ди-на-стия албанских Ар-ша-ки-дов. За-мет-ную роль иг-ра-ли знать и хра-мо-вое жре-че-ст-во. На-се-ле-ние Кавказской Албании (в основной мас-се - сво-бод-ные об-щин-ни-ки) за-ни-ма-лось плуж-ным зем-ле-де-ли-ем, от-гон-ным ско-то-вод-ст-вом, са-до-вод-ст-вом.
В сто-ли-це и др. го-ро-дах (Те-ле-ба, Гел-да, Ге-та-ра, Та-го-да и др.) раз-ви-ва-лись ре-мес-ло и тор-гов-ля. Жи-те-ли Кавказской Албании по-кло-ня-лись Лу-не (главное бо-же-ст-во) и Солн-цу. Ре-лигиозные об-ря-ды со-про-во-ж-да-лись жерт-во-при-но-ше-ния-ми. В I веке до н. э. - I веке н. э. Кавказская Албания совместно с Ве-ли-кой Ар-ме-ни-ей и Ибе-ри-ей ве-ла борь-бу с римской экс-пан-си-ей в За-кав-ка-зье. В IV веке, в пе-ри-од прав-ле-ния ца-ря Ур-най-ра, зна-чи-тель-но рас-ши-ри-лись гра-ни-цы государства (от Главного Кав-каз-ско-го хреб-та до реки Аракс).
По-сле при-ня-тия Ур-най-ром хри-сти-ан-ст-ва оно ста-ло государственной ре-ли-ги-ей. По пре-да-нию, рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва свя-за-но с про-по-вед-нической дея-тель-но-стью апостола Ели-сея, уче-ни-ка апостола Фад-дея. Албанскую цер-ковь воз-глав-лял ав-то-ке-фаль-ный ка-то-ли-кос. В конце IV века, по до-го-во-ру ме-ж-ду са-са-нид-ским Ира-ном и Римской им-пе-ри-ей, Кавказская Албания, восточные об-лас-ти Ар-ме-нии и Гру-зии пе-ре-шли под власть Са-са-ни-дов. В рай-оне современного Дер-бен-та был раз-ме-щён са-са-нид-ский гар-ни-зон.
По-ли-тическое, эко-но-мическое и ре-лигиозное дав-ле-ние со сто-ро-ны Са-са-ни-дов (смотрите Йездегерд III) ста-ло при-чи-ной Вар-да-на Ма-ми-ко-ня-на вос-ста-ния, ох-ва-тив-ше-го Ар-ме-нию, Ибе-рию и Кавказскую Албанию. В 457 году вспых-ну-ло вос-ста-ние под пред-во-ди-тель-ст-вом албанского ца-ря Ва-че. Это при-ве-ло к уп-разд-не-нию в 461 году цар-ской вла-сти и пре-вра-ще-нию Кавказской Албании в мар-зпан-ст-во (на-ме-ст-ни-че-ст-во) Са-са-нид-ской дер-жа-вы. В ре-зуль-та-те но-во-го ан-ти-иран-ско-го вос-ста-ния 482-484 годы власть албанских ца-рей бы-ла вос-станов-ле-на.
В 630-705 годах во гла-ве государства стоя-ли ца-ри из ди-на-стии Ми-хра-ни-дов. В го-ды прав-ле-ния наи-бо-лее из-вест-но-го пред-ста-ви-те-ля этой ди-на-стии Дже-ван-ши-ра по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние албанская пись-мен-ность (по пре-да-нию, соз-да-на Мес-ро-пом Маш-то-цем), раз-ви-ва-лась куль-ту-ра, ис-то-рио-гра-фия (ле-то-пи-сец Мов-сес Ка-лан-ка-туа-ци). С VIII - до конца IX веков Кавказская Албания вхо-ди-ла в со-став Арабского ха-ли-фа-та как часть на-ме-ст-ни-че-ст-ва Ар-ми-ния (с цен-тром в Дви-не). К конце X века Кавказская Албания как са-мо-сто-ятельное государство пре-кра-ти-ла своё су-ще-ст-во-ва-ние, её тер-ри-то-рия бы-ла по-де-ле-на ме-ж-ду кня-же-ст-ва-ми и хан-ст-ва-ми Восточного За-кав-ка-зья. Боль-шин-ст-во жи-те-лей бывшей Кавказской Албании под-верг-лись ис-ла-ми-за-ции (смотрите
Албанцы впервые упоминаются во времена , правда у позднего автора - Арриана: они сражались против македонцев на стороне персов в 331 до н.э. при Гавгамелах в войске Атропата, сатрапа . В какой степени зависимости они были от Атропата, и была ли эта зависимость вообще, или они выступали в качестве наемников - неизвестно. По-настоящему древний мир познакомился с албанцами во время походов , в 66 до н. э. Преследуя , Помпей через двинулся в сторону Кавказа и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, на границе Армении и Албании. Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Ороз переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря. Однако он был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны и в качестве мести, совершил неожиданное нападение на Албанию и совершенно разгромил в бою албанское войско, частью окружив и уничтожив, частью загнав в соседний лес и там сжегши; после этого он даровал албанам мир и взял у них заложников, которых провел в своем триумфе. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описания этой страны, которые дошли до нас в изложении :
«Албанцы больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. (…) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная числе больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжелом вооружении подобно армянам (то есть в пластинчатых доспехах, покрывающих всадников и коней) .
Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60.000 пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албанцы вооружены дротиками и луками; они носят панцыри и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей подобно иберийцам. Как сами албанцы чрезвычайно склонны к охоте, однако не столько благодаря умению, сколько по страсти к этому занятию.
Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царем. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (…) Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселенной священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. Того из них, кто, став одержимым богом, в уединении скитается по лесам, священник приказывает схватить и, связав священной цепью, пышно содержать весь год; затем его вместе с другими жертвами богине закалывают. Жертвоприношение производится следующим образом. Кто-то из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческие жертвоприношения, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу падения и объявляют всем. Затем приносят тело в определенное место и все топчут его ногами, совершая обряд очищения.
Старость у албанцев в чрезвычайном почете и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и все их имущество и потому живут в бедности, лишенный отцовского достояния. (Страбон. География, 11,4) »
Страбон несомненно преувеличивает примитивность албанцев: археологические данные показывают развитие земледелия, хорошую посуду, изготовленную на гончарном круге, и т. д. Но несомненно, что уровень развития албанцев был довольно низок, особенно по сравнению с соседними армянами и даже иберами. Едва сложились ранние формы государства на базе существовавшего ранее союза племен. Правда, азербайджанские ученые ныне пытаются удревнить государство албанцев, относя его создание к 4 веку до н. э.
Так или иначе в I в. до н. э. Албания превратилась из союза племен в раннеклассовое государство. Главным городом Албании до VI века была Кабала (Кабалака, Кабалак). Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками . Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее - Куткашенском) районе .
Христианство как государственная религия
Албанцы верили, что христианство в их землю занес Елише (), ученик апостола Фаддея, претерпевший там же мученичество. Фактически христианство стало государствернной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещен в Армении просветителем этой страны св. . Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, тоже Григория, который однако вскоре был убит язычниками. Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным , была тесно связана с армянской. На соборе г. была заключена цероковная уния между двумя церквями, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал г.; армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанцев) до конца ХХ века.
Язык и письменность
Единственным известным языком Албании является , иначе «гаргарейский», для которого было создано после христианизации этой страны. По данным современной лингвистики, агванский был предком современного . Однако в конце концов он так и не стал общеалбанской , будучи заменен в этом качестве армянским и отчасти, в прикаспийских областях, иранским (предок и ) . .
Сасаниды
Урнайр был верным союзником Персии, и в награду за этот союз, Албания получила свою долю при разделе Армении между Пресией и Римом (387 г.): области , и и часть провинции Пайтакаран. В последней, в следующем столетии, царь Вачэ построил город, который назвал в честь персидского царя Пероза Перозапат и который известен под названием Партав (позже ); впоследствии этот город стал столицей Албании.
Однако в дальнейшем Албания стала подвергаться все более сильному давлению Сасанидского Ирана, как политическому, так и религиозному: (принуждения принятия , действительно имевшего корни в стране, особенно на ираноязчыном востоке). В частности, албанского царя Вачэ заставили перейти в зороастризм, но он впрочем вскоре вернулся к христианству. Результатом стало то, что в г. албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил спарапет (главнокомандующий) персидской Армении Вахтанг Мамиконян и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхала (совр. ), который служил тогда летней столицей албанских (а ранее армянских) царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. В 457 г. царь Вачэ поднял новое восстание; в г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована. Вновь вспыхнувшее восстание трех закавкзских народов, которое возглавили иберийский царь Вахтанг IV Горгосал («Волчья Голова») и армянский спарапет Ваган Мамиконян ( -) заставило персов восстановить царскую власть в Албании. При царе Вачагане Благочестивом ( -) проводится активная христианизация насления и вообще наблюдается культурный подъем; по словам современного ему историка, он построил столько церквей и монастырей, «сколько дней в году». Однако с его смертью царская власть в Албании вновь была ликвидировна и заменена властью персидских наместников - марзпанов. Впрочем, сохранились мелкие князья, происходившие из местной династии Арраншахиков, возводившей себя к армянским (а через них парфянским) .
Персидское название этой территории - - сохранялось за ней вплоть до ХХ века.
Тем временем через Дербентский проход усилились набеги кочевых племён с севера. В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и хазары. После этого персидский шах Хосрой (531-579) развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от новой волны кочевников. Знаменитые Дербентские укрепления, построенные в 562-567, перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий. Так в 626 вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.
Мехраниды, арабы и исламизация Албании
В власть Мехранидов была упразднена арабами.
В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности в начале V в. Впрочем, армянский язык - язык двора и церкви - мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. При происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск культурной жизни. Вскоре после гибели этого князя (убит заговорщиками), была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армяно-албанского историка, уроженца области ) (Каланкатуаци). Это - основной источник по истории Албании (др.-арм. Алаунк , нов.-арм. Агванк ) . Этот памятник содержит также уникальный образец армяно-албанской поэзии - элегию-плач, сочиненный неким «ритором» Давтаком на гибель Джеваншира (акростих на 52 буквы армянского алфавита):
По всей земле пронеслась слава его,
Имя его долетело во все концы света,
Силу разума его и гениальную мудрость
Вся вселенная торжественно прославляла.
Кавказская Албания - конфедеративное государство 26-ти албаноязычных (читайте: кавказоязычных) племён. Оно образовалось в IV в. до Р. Х., после падения древне-персидской династии Ахеменидов в 330 г. до Р. Х. Под властью Ахеменидов (558–330 гг. до Р. Х.) находилось большинство стран Ближнего и Среднего Востока. В сфере влияния этого царства, по всей вероятности, находилось и Закавказье. Победы Александра Македонского над персидским царем Дарием III при Граннике в 334 г. и при Иссе в 333 г. привели к пресечению династии Ахеменидов и падению их государства в 330 г. Естественно, при этих благоприятных условиях образовалось конфедеративное полиэтническое и полиязыковое государство - Кавказская Албания. Этносы, входившие в союз, осознавали свою кровную (исторически родовую) и языковую общность. В этом и заключалась сила 26-ти племён, объединившихся в государство с более чем тысячелетней историей (IV–III вв. до Р. Х. - IX–X вв. по Р. Х.).
Кавказская Албания, обладая богатыми природными ресурсами и благоприятными климатическими условиями, постоянно поддерживала экономические и культурные связи с Ближним и Средним Востоком. Эти древние контакты с иранскими, семито-хамитскими (афразийскими) народами и языками нашли отражение в материальной культуре, в языках и в духовной сфере.
К сожалению, история, экономика, культура, верования Кавказской Албании весьма слабо освещены в науке, а те работы, которые имеются по этим вопросам, во многом противоречивы, некорректно полемичны. После распада Кавказской Албании на этноязыковой основе образовались феодальные государства со своими царьками, нуцалами, султанами, ханами и прочими правителями, а также и вольные общества.
Кавказская Албания (в армянской историографии - Агвания) осталась без правопреемников, “сиротой”. Каждый относится к ней по собственной прихоти, иногда её “жалеют” и “ласкают”, а иногда растаскивают на куски; между наследниками и не-наследниками вспыхивают раздоры за право наследования “имущества”.
Самыми неисследованными в истории Кавказской Албании остаются её духовность, её верования, языки, письменность и письменные традиции, культура и ценности, связанные с ней. Пока эта сторона не исследована, Кавказская Албания для историков остаётся загадкой.
Бытует мудрое изречение: если вы хотите познать сущность человека, заставьте его говорить. Действительно, если вы хотите познать сущность (истину) Кавказской Албании, заставьте её говорить, вступите в диалог. Для этого имеются широкие возможности: сохранились рукотворные памятники Кавказской Албании. Эти живые свидетели расскажут нам много неведомого.
Кавказская Албания экономически, по природным ресурсам, территориально, по климатическим условиям, по уровню жизни, скромно говоря, не уступала своим соседям - Армении и Грузии. Не уступала она им и в области духовного. Ценности Ближнего и Среднего Востока были частью её ценностей: вера в единого Бога (в зороастризме - в Ахурамазду, в иудаизме - в Яхве). Албаноязычные, то есть горские кавказоязычные, или восточно-кавказские народы, особенно в метрополии (Куро-Алазанской и Самурской долинах), исповедовали зороастризм, а островками - и иудаизм.
Христианство в Кавказской Албании стало обосновываться с момента его появления, то есть с первого века. Активную миссионерскую работу в Кавказской Албании вели апостол Фаддей и его ученик Елисей.
В Кавказской Албании, в её метрополии, на исторической родине лезгиноязычных народов, поныне сохранились христианские святыни высокого уровня монументальной архитектуры . В древности и в Средние века святыни зороастризма и христианства в Кавказской Албании ещё сосуществовали. Элементы зороастризма в гражданском строительстве у цахуров присутствовали до 30-х годов XX в.: в жилых комнатах в стене оставляли специальную нишу для хранения огня. До появления электричества в этой нише оставляли зажжённую лампу; её тушили только днём, с восходом солнца, а на закате опять зажигали.
В огне человек видел священную силу. Многие народы в истории человечества исповедовали культ огня. Он в разных вариациях присутствует и в ритуалах монотеистических религий. Приходишь в божий храм - церковь, и ставишь свечу; в исламе огнём выгоняют злую силу или освящают светильниками свадебную процессию. Наследие античности - олимпийский огонь, традиционный атрибут (с 1936) олимпийских игр, зажжённый от солнечных лучей в Олимпии и доставляемый эстафетой на торжественное открытие игр.
До утверждения христианства в Кавказской Албании существовали храмы священного огня и служители этих храмов. Огонь всегда символически соотносился с солнцем. В архитектуре у цахуров и рутульцев символ солнца как источника жизни и света сохраняется и сейчас.
И тем не менее христианство по силе Божьего слова из уст апостола Фаддея и его ученика Елисея уже в I веке по Р. Х. находит благодатную почву в Кавказской Албании. Храм, заложенный Фаддеем и завершённый Елисеем в селении Киш, был построен на фундаменте более древнего храма, скорее всего - храма священного огня.
Киш - древнее село йикийцев-албанцев (современных рутульцев, в прошлом входивших в вольное общество хиновцев; село Хин расположено за перевалом на Большом Кавказе в начале реки Чараган–Ахты чай, правого притока Самура) находится в семи с лишним километрах от города Шеки в сторону Большого Кавказа.
В последние годы село Киш вернуло себе свою былую славу: изучен и реставрирован древнейший (пожалуй, первый) христианский апостольский храм на Кавказе. Руководство Азербайджана в последнее время стало уделять серьёзное внимание истории и духовным ценностям Кавказской Албании; Азербайджанская Республика наконец заявила о себе как о правопреемнике наследия Кавказской Албании. Такова истина: без прошлого нет и настоящего. Был реализован азербайджанско-норвежский проект (при участии известного учёного и путешественника Тура Хейердала) по изучению, реставрации и музеефикации апостольского храма в Кише (2000–2003). И ныне продолжается активная работа по выявлению возможности реставрации христианских святынь Кавказской Албании в Азербайджанской Республике.
Немало христианских святынь и в Республике Дагестан. Стоило бы на уровне двух суверенных государств - Российской Федерации и Азербайджанской Республики - создать общий проект по изучению и реставрации (хотя бы выборочно) христианских святынь Кавказской Албании, по включению их в список охраняемых культурных ценностей. Дагестан (РД) наравне с Азербайджаном является непосредственным правопреемником наследия Кавказской Албании. Неоспоримо, что Кавказская Албания уже с I века по Р. Х. постепенно становится христианской, а в 313 г. при царе Урнайри христианство объявляется её официальной религией.
Существуют работы по описанию христианского мира Кавказской Албании . В них убедительно показано, что христианство в Кавказской Албании, в её метрополии длительное время было основной (пожалуй, что и единственной) религией. Йикийцы-албанцы (в первую очередь предки современных цахуров, рутульцев, крызов, будухов), кюринцы, агулы, табасаранцы, удины жили канонами христианства, соответственно чему и создавали и развивали свою христианскую культуру: богословскую и светскую литературу, юриспруденцию, открывали школы, готовили духовенство. Албанская церковь имела богатую материальную базу, духовенство составляло элитную часть населения. Делами церкви управляли священнослужители в лице самостоятельного албанского Католикосата, военные и властвующие миряне не имели главенства над Церковью, не имели права вмешиваться в её дела. Церковь была наделена и земельной собственностью.
Христианские святыни Кавказской Албании в основном сохранились от Дербента к западу, в сторону Куро-Алазанской долины. Весьма компактно они представлены (и сохранились поныне) в Шеки-Кахско-Закатальской зоне.
В IV–VII вв. роль Дербента как центра христианской культуры в Кавказской Албании была велика, но с VIII в. Дербент становится опорным пунктом распространения ислама в горах Дагестана, да и всего Северного Кавказа . По преданию, да и по свидетельству архитекторов современная Джума мечеть в Дербенте в прошлом была церковью, впоследствии реконструированной.
Позиции христианской Церкви до XVI в. включительно были сильны у цахуров, хотя с 1075 г. в Цахуре работало первое медресе на Кавказе. Удивительно, что исламизация Дагестана по ряду причин затянулась почти на тысячелетие. Арабские завоевания в Дагестане прекратились в начале IX в., а ислам, несмотря на военный и экономический нажим со стороны Халифата, утвердился к этому времени лишь в пятой части региона. Последующая исламизация Дагестана была связана уже не с арабами, а с тюрками-сельджуками, которые компактным заселением осваивали территорию Кавказской Албании и других регионов .
Простой перечень христианских святынь от Шеки в сторону Кахи, Закаталы и Белоканы, а также в верховьях Самура наглядно показывает, что христианство у народов этого региона было в своё время единственным ориентиром в духовности, они в полной мере жили ценностями христианства.
Ниже мы приводим названия местностей (сёл) в западной Кавказской Албании, где сохранились полуразрушенные святыни христианства:
1. Шекинский регион: Бидеиз - полуразрушенная небольшая албанская церковь (АЦ), Баш-Кюнгют - на окраине села также небольшая АЦ, Орта-Зейдит - недалеко от села на горе АЦ; сохранилась архитектурная структура; рядом находятся две часовни; село Джалут (ныне Огузский район, в годы СССР именовался Варташенским районом. В Варташене в основном проживали удины, часть которых ушла в РФ в 90-е годы XX в. Удины - один из древних народов Кавказской Албании, они сохранили христианство) - развалины древней АЦ; её строительство, как и строительство церкви в Кише, связывают с именем святого Елисея, что означает, что церковь построена в I в. по Р. Х.; на южной окраине Шин (рутулоязычное село, в прошлом составляло одно вольное общество с селом Барч) у подножия Большого Кавказа, в сторону Шинско-Салаватского перевала, к западу от Шеки, сохранилась небольшая церковь-часовня; она сильно обросла густым лесом, однако хорошо сохранились стены; возможно, в отдалённом прошлом здесь было место хранения “священного огня”.
2. Кахский регион: наибольшее число христианских святынь сохранилось здесь в сёлах, где проживают цахуры; здесь особо выделяется Кумская базилика, жемчужина христианских святынь Кавказской Албании V–VII вв.; церковь расположена в центре села Къум (русская транслитерация - Кум); сохранились стены и колонны здания; это почитаемый храм, святыня как жителей села Кум, так и окружающих поселений (все они цахуроязычны). Исследователи оценивают Кумскую базилику как наиболее архаичную. Во всех остальных сёлах региона (Кахи, Лекиде, Зарне, Гуллюке, Чинаре, Мухахе и др.) также сохранились полуразрушенные церкви Кавказской Албании. В Куме кроме главной, вышеописанной, имелись и другие церкви, по свидетельству архитекторов, весьма оригинальные, возможно, что и более древние, чем Кафедральная Кумская церковь V в.
В Кахском регионе среди святынь Кавказской Албании значимым образом выделяется единственный в Кавказской Албании Лекидский монастырь (см. цветную вклейку между стр. 96 и 105). Он занимает господствующую высоту среди окружающих цахурских сел; эта высота образует плато у подножия Большого Кавказа, удобное для монастыря. Весь комплекс монастыря окружён стеной, у
входа в монастырь в стену вмонтирован огромный камень с крестом. Внутри монастыря примерно в 200–250 метрах от ворот сохранились полуразрушенные культовые и хозяйственные здания монастыря: две церкви, пять часовен, подземные хранилища риса и других продуктов. Эти хранилища поражают глубиной (более 5–6 метров), отделкой специальным строительным цементом, не поддающимся сырости и чрезвычайно стойким (у цахуров он известен как кирадж и, видимо, заимствован у греков в связи со строительством христианских храмов уже с I века по Р. Х.; другие заимствования из греческого в строительной лексике: кIараметI ‘черепица’, къыр ‘смола для кровли’. Внутри монастыря сохранились руины жилых и хозяйственных построек. Нет сомнений, что монастырь обладал большим богатством, в частности пахотной землей для выращивания зерновых (в основном пшеницы разных сортов - озимой и яровой, кукурузы, риса), летними и зимними пастбищами для содержания овец и крупного рогатого скота, плантациями лесного ореха, рощами грецкого ореха и каштана; были здесь и фруктовые сады и бахчи.
От Лекидского монастыря к югу на склоне горы расположено цахурское село Лекид, учёные которого известны в мусульманском мире как Дагестана, так и Ближнего и Среднего Востока. К северу от монастыря - цахурское село Лекид-Кутюклу. Святыни Лекидского монастыря напрямую связаны с Мамрухским храмом - выдающейся святыней Кавказской Албании.
3. В Закатальском регионе Мамрухский храм (см. цветную вклейку между стр. 96 и 105) выделяется особо. Он расположен на перевале между цахурскими сёлами Мамрух - Зарна - Джыных (Гуллюг). Мамрух относится к Закатальскому региону, Зарна и Джиных (Гуллюг) - к Кахскому. Мамрухский храм расположен на высоте 1600–1700 м над уровнем моря. Гора покрыта густым лесом, характерным для этой зоны: дуб, вяз, грецкий орех, каштан, инжир, кизил, алыча, яблоня, груша и др. Храм был защищён крепостными стенами. Он построен раньше Лекидского храма (до официальной даты принятия христианства в 313 г.). Один из самых почитаемых среди святынь Кавказской Албании, храм подвергался многократному ограблению. В центре села Мамрух сохранились две часовни, недалеко от них построена мечеть. Вполне вероятно, что раньше там, где она построена, была церковь. Мамрухский храм непосредственно связан с селением Аттал, расположенным в верховьях Самура на высоте 1800–2000 м над уровнем моря. Мамрух и Аттал образуют одну общину (джамат).
В Аттале в стену одного дома вставлены две плиты с албанским письмом с орнаментированной графикой, выполненной весьма искусно. По бокам с двух сторон имеются кресты, описанные в специальной литературе. В Аттале сохранилось также христианское кладбище раннего средневековья.
В июне 2009 г. в Аттале (Рутульский район, Республика Дагестан) при подготовке котлована для фундамента дома был найден местный камень с графемами, близкими к албанскому алфавиту (см. цветную вклейку между стр. 96 и 105).
Аттальская надпись пополняет список известных эпиграфических памятников албанского письма из Мингечаура и других памятников албанистики (кавказско-албанский алфавит, найденный И. Абуладзе в 1937 г. в Матенадаране, находка армениста А. Кудряна в США в 1956 г., Синайские палимпсесты албанских текстов, найденных проф. З. Алексидзе в конце XX в.).
Следует отметить также христианские святыни в Закатальском и Белоканском регионах: церковь в Мухахе, которая одновременно была и политическим центром: правители Цахурского ханства/султанства ежегодно весною встречались здесь, в церкви Мухах, с албанским Католикосом по вопросам внутренней и внешней политики ханства/султанства и вольных обществ; развалины небольших церквей в Кабиз-Дера (проживают аварцы), Мазим-Гарай (Белоканский район, проживают аварцы). К западу от Мухаха христианские святыни КА встречаются редко.
Христианский мир Кавказской Албании, его святыни, дошедшие до XXI в., заслуживают пристального внимания человечества; в них живёт Дух Спасителя. Лекидский культовый ансамбль христианства должен быть включён в список охраняемых объектов Юнеско, реставрирован и сохранён для человечества: “Храм в Лекиде, находящийся на крайнем северо-востоке христианской культуры ещё до арабских завоеваний, может помочь в разрешении одной из важнейших проблем истории мировой архитектуры (курсив наш - Г. И .) - вопроса о формировании и развитии построек с подкупольным квадратом, давших идею константинопольской Айа-Софии” .
Уверен, что найдутся спонсоры, которые придут на помощь бесценным святыням Кавказской Албании, и что те будут сохранены как жемчужины мировой культуры .
Ибрагимов Г. Христианство у цахуров (йикийцев-албанцев) // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). С. 170–181; Ибрагимов Г. Х. Загадка истории - будет ли она разгадана // Теоретические и методологические проблемы национально-русского двуязычия. Махачкала, 2009. С. 115–130.
Исследование “Христианский мир Кавказской Албании” выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта “Цахурско-русский словарь” (проект № 09-04-00495).
ГЛАВА V
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ
§ 1. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Культурная и даже этническая близость Северо-Восточного Кавказа и Восточного Закавказья прослеживалась еще с эпохи бронзового века. В период же широкого распространения железа исторические судьбы племен, населявших Дагестан, теснейшим образом переплетаются с историческими судьбами древнейшего политического образования и культурного очага юга нашей страны - Кавказской Албании.
В исторической литературе, посвященной Кавказской Албании, существует много спорных положений и противоречивых мнений. Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о северных границах Албании. Однако большинство ученых считает, что значительная часть Дагестана, в частности горного, входила в состав Кавказской Албании.
Вполне вероятно, что в отдельные периоды, знаменующиеся подъемом военно-политического могущества Албании, ее северные границы продвигались значительно выше левобережья р. Куры и Аракса. И, наоборот, в тяжелые времена персидской и римско-парфянской агрессии нашествия кочевников- сармат, алан, гуннов - ее территория занимала только небольшую область куро-араксского междуречья, известную в раннем средневековье как Арран.
Согласно данным античных авторов, Албания занимала значительную территорию между Каспийским морем, Алазанью и Курой. С севера Албания граничила с Сарматией и проходила по северным отрогам Восточного Кавказа примерно по линии р. Сулак, т. е. включала значительные районы Дагестана.
Природные условия Албании, по данным античных авторов, были очень благоприятны для жизни человека. Земля ее отличалась плодородием и хорошо орошалась. Большую часть территории Албании составляли горы, где жило воинственное население, прочно державшее под своим контролем перевалы Главного Кавказской) хребта.
Наиболее значительными среди племен Албании были албаны, утии, проживающие по побережью Каспийского моря, а также гелы, леги, гаргарейцы, дидуры, андаки, сильвы и др. Гораздо раньше были известны мики и каспии. Последние, по свидетельству Страбона, к I в. н. э. уже исчезли с исторической арены. Всего в Албании насчитывалось 26 племен. Эта этническая пестрота, а также упоминание гаких племен, как леги, дидуры, андаки, рисует картину весьма близкую к этнографии современного Дагестана.
Утии (уды, удины) занимали, видимо, в основном приморскую часть Восточного Кавказа. Как свидетельствуют письменные источники, они расселились на обширной территории, вплоть до правобережья Куры. Некоторая часть утиев занимала предгорные районы.
Севернее утиев, занимая частично побережье Каспийского моря и горную часть Дагестана, проживали собственно албаны. Очевидно, под этим термином скрываются предки современных горных народов Дагестана.
Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представляется ученым-антропологам древнейший тип коренного кавказского населения - кавкасионский, широко представленный в настоящее время в горных районах Дагестана, Грузии и отчасти Азербайджана.
Видимо, несколько позднее на Восточный Кавказ проник другой (тоже достаточно здесь широко представленный антропологический тип), а именно каспийский, значительно отличающийся от кавкасионского.
Древние авторы разделяют албан на жителей гор и равнины. По культуре и быту албанские племена, заселявшие равнину, тяготеют к армянам и мидийцам. Напротив, албаны - жители гор близки по своим обычаям и особенно по вооружению к северным кочевникам.
Большой интерес представляют и сообщения письменных источников о языке албан. Так, Моисей Хоренский сообщает, что язык одного из значительных албанских племен - гар- гарейцев - «богат горловыми звуками». Из этого можно заключить, что он напоминал языки коренных народов Дагестана, которые относятся к кавказской группе языков. Известно также, что язык одного из потомков албанских племен - современных удин - относится к лезгинской группе языков.
Только на базе дагестанских языков, а именно удинского, и стало возможным чтение албанских надписей, найденных при раскопках в Мингечауре. Дошедший до нас албанский алфавит по обилию согласных звуков также указывает на связь этого алфавита с языками дагестанской группы. Особенно характерно наличие в этом алфавите четырех букв для обозначения латеральных звуков. Такое количество латеральных имеется только в дагестанских языках, в частности в лварском. Термин «Албания» происходит от слова «Алп», или «Алб», означающего «горные районы», «горная страна». Этноним «Алб» до сих пор прочно сохраняется в горном Дагестане.
Данными дагестанских языков этимологизируются и имена албанских царей: Вачаган, Ваче. Имя царя Ороиза встречается в старинном аварском предании об Ираз-хане.
По данным Страбона и Плутарха, «выше», т. е. севернее албан, размещаются леки и гелы. Еще в III в. до н. э. горцы Северного Кавказа, в том числе и леки, согласно сообщению грузинских источников, принимали активное участие в важнейших военно-политических событиях Закавказья. Означал ли этноним «леки» определенную народность Дагестана - лезгин или лаков или же этим термином традиционно обозначались вообще дагестанцы, не ясно. Но факт политической активности народности явно дагестанского происхождения еще в середине III в. до н. э. наводит на мысль, что и в гораздо более раннее время отдельные племена, проживавшие на Северо-Восточном Кавказе, спорадически выходили на историческую арену.
Важные сведения о составе населения Албании в древности мы находим у Страбона, который, касаясь политических событий в Закавказье во II в. до н. э., упоминает такие племена, как утии, гаргары, албаны в правобережье Куры. Это обстоятельство наводит на мысль об этнической общности населения значительной территории Кавказской Албании в античную эпоху.
В конце I тысячелетия до н. э. на территорию равнинно- приморского Дагестана с Северного Прикаспия проникают другие этнические группы. Это ираноязычные сарматские племена, известные античным авторам под именами аорсов и сираков. Они стремились контролировать важнейший караванный путь древности, проходящий по западному побережью Каспийского моря.
Следы проникновения сармат в Прикаспийскую равнину были обнаружены во многих районах равнинного Дагестана, но наиболее четко они выявлены при раскопках Таркинского могильника (окрестности Махачкалы). Это документируется наличием в Таркинском и других могильниках албано-сарматского времени, обнаруженных в приморском Дагестане, типично сарматских черт погребального обряда: грунтовые могилы, обложенные камнями, разбитые зеркала, посыпка покойников мелом, а также явно связанное с сарматским миром вооружение: длинные железные мечи всаднического
типа, железные втульчатые наконечники копий и железные- трехлопастные черешковые стрелы. Прослеживается сарматское влияние и в керамическом материале (появление серолошеной керамики). Значительно меньше сарматское влияние обнаруживается к югу от Тарков и совершенно отсутствует в памятниках первых веков нашей эры в горном Дагестане (Карабудахкент, Сергокала, Гоцатль и др.).
Смешанный характер культуры Таркинского могильника позволяет по-новому осветить состав населения приморского Дагестана в начале нашей эры. Археологические исследования показывают, что влияние сарматской культуры на культуру коренного населения постепенно исчезает. Исчезновение влияния сарматской культуры и оформление основных элементов дагестанской культуры, типичной для раннего средневековья, которая непосредственно связана с культурой современных народов Дагестана, прослеживается на материалах Большого Буйнакского кургана, Гапшиминского, Урадинского, Куядинского, Таллинского и других могильников. Эти могильники занимают промежуточное положение между албано-сарматской эпохой и ранним средневековьем (III- VII вв. н. э.). К концу функционирования этих памятников полностью оформляются основные типы погребальных сооружений (каменные ящики, склепы и грунтовые могилы), ведущие формы материальной культуры, характерные для раннесредневекового Дагестана.
Таким образом, пришлые ираноязычные племена - сарматы, а затем аланы - быстро растворились среди коренного албанского населения, не оказав особого влияния на местное население.
Хотя проникновение ираноязычных племен на Северо- Восточный Кавказ, в частности в Дагестан, началось еще задолго до появления здесь сармат, оно, однако, не привело к сколько-нибудь заметной иранизации Северо-Восточного Кавказа, как это имело место в Центральном Предкавказье, где при сохранении местной кавказской культурной подосновы распространилась иранская речь (например, у осетин). Такая этническая стойкость является одной из особенностей исторического процесса на Северо-Восточном Кавказе на рубеже нашей эры.
§ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО
Земледелие и скотоводство
Основной отраслью хозяйства албан - как равнинной части Албании, так и в горах - было земледелие. По данным Страбона, албаны обрабатывали почву деревянным плугом, вероятно близким по конструкции к современному горскому «пуруцу». Более поздний автор, Моисей Хоренский, сообщает о посевах ячменя - традиционной культуры, возделываемой в Дагестане еще с эпохи бронзы. Эти сведения письменных источников подтверждаются и археологическими данными. Так, в результате раскопок Урцекинского городища было обнаружено большое количество обуглившихся зерен пшеницы, ячменя и льна. Особый интерес вызывают находки обгорелых зерен пшеницы в городском некрополе среди вещей, имеющих отношение к тризне. Это наводит на мысль о существовании у местного населения земледельческого культа. О развитии земледелия говорят и хорошо сохранившиеся террасы, которые в албанское время возводились не только в горах, но и в нижнем предгорье (Урцеки). Следует отметить, что наиболее плодородные террасы в Дагестане издревле располагались в ее горнодолинной части и представляли собой мощные отложения речного ила. Эти наносы весьма благоприятны для разведения садов и особенно винограда, который культивировался уже в то время наряду с грецким орехом и гранатом.
О развитии земледелия и виноградарства в Албании свидетельствуют и находки больших глиняных сосудов, предназначенных для хранения зерна и вина, а также кувшинов для разлива вина (Тарки, Карабудахкент, Шаракун, Урцеки).
Другой ведущей отраслью албан было скотоводство. Развитию скотоводства способствовали хорошие альпийские пастбища в горной части Албании и заливные луга предгорий.
В составе стада албан наряду с крупным рогатым скотом большой процент составлял и мелкий (овцы, козы, свиньи). Находки скелетов лошадей во многих могильниках (Тарки, Хабада, Ругуджа и Урцеки) свидетельствуют о возросшей роли лошади в быту албан. Огромная по тому времени конница албан (32 тыс. всадников) могла выставляться только при высоком уровне развития коневодства. Большую роль в жизни албан, согласно данным письменных источников, играли громадные албанские овчарки. Есть основания полагать, что именно в эту эпоху завершилось выведение новой породы собак - кавказских овчарок, игравших большую роль в жизни горцев, занятых животноводством.
На высоком уровне стояла обработка продуктов животноводства, о чем говорит повсеместное распространение различной посуды специального назначения (для разлива и хранения молока и молочных продуктов, маслобойки, сосуды, употребляемые в сыроварении, и т. д.).
Значительного развития на территории Албании достигло ремесленное производство. Появляются новые отрасли ремесла, такие, как производство стекла, рыбьего клея, мазей, обработка полудрагоценных камней и др. Сдвиги наметились также в традиционных видах ремесла: ткачестве, керамическом производстве и в обработке металлов.
В этот период изготовлялись шерстяные, льняные, а возможно, и хлопчатобумажные ткани. Широкой известностью пользовалась мягкая ткань, изготовляемая из верблюжьей шерсти. На высоком уровне стояла окраска тканей - мареной, кошенилью и другими натуральными красками.
Многочисленные глиняные сосуды албанского времени, обнаруженные на территории Дагестана, отличаются высоким качеством обжига и выработанностыо форм: изящные кувшины с водосливными носиками, маленькие ритуальные сосудики, кухонные горшки и огромные пифосообразные сосуды, предназначенные для хранения зерна и жидкостей, ангобировались и украшались резным и налепным орнамен том. По технологическим особенностям и форме орнаментации эта керамика близка к аналогичной керамике Восточного Закавказья и свидетельствует о родстве материальной культуры различных районов Албании. Керамика албанского типа преобладает над серолощеной сарматской не только в таких памятниках местных культур, как Шаракун, Мугерган, Урцеки, Гапшима, Верхний Гоцатль, Галла, Мекеги, Нижнее Чугли, Верхний Дженгутай, но и в памятниках, где наиболее отчетливо прослеживается сарматское влияние (Тарки). К местной керамике относятся красноглиняные изящные одноручные кувшины с цилиндрическим горлом, биконические чашки, миски с загнутым внутрь краем, молочники-маслобойки, сосуды типа гусятниц и др. В памятниках первых веков нашей эры широко распространена красная и белая ангобированная керамика, столь характерная и для закавказских, памятников этого времени.
В тот же период в Албании достигла расцвета металлообработка. Применяя сложный инвентарь, ремесленники Албании изготовляли различные наконечники копий и трехпе- рые черешковые стрелы, ножи, тяжелые обоюдоострые кавалерийские мечи, а также различные орудия труда. Область применения металлов увеличивается. Известная специализация наблюдается и в ювелирном деле. В могильниках албано-сарматского времени наряду с привозными золотыми изделиями (серьгами, браслетами) встречаются и изде’лия местных ювелиров. Таковыми являются золотые серьги с небольшими утолщениями на конце (Таркинский могильник), различные бронзовые, реже серебряные пряжки, бляшки, розетки, головные булавки с гвоздевидными и петлевидными шляпками, туалетные ложечки и петельные височные привески с расходящимися концами, обнаруженные в Таркин- ском, Хабадинском, Карабудахкентском, Урцекинском и других могильниках. При их изготовлении применялись такие технические приемы, как литье, ковка, клепка и т. д.
Есть основания полагать, что в ремесленном производстве широко применялся труд рабов. Особенно широко применялся труд зависимых и рабов при возведении громадных фортификационных сооружений, опоясывающих Урцекинское городище и другие крупные поселения городского типа, и в строительстве земледельческих террас.
В древней Албании существовали города - центры ремесла и торговли. Из них 29 перечислены Клавдием Птолемеем. Хотя в настоящее время на территории Дагестана и Азербайджана известны развалины городов албанского времени, тем не менее отождествление их с албанскими городами, о которых упоминают письменные источники, крайне затруднительно. Основная масса выявленных археологами городищ Дагестана албанского времени расположена в приморском предгорном Дагестане.
Известно, что главным городом Албании был город Кабалака, отождествляемый с современной Кабалой (Северный Азербайджан). Другие албанские города - Телеба, Гелда, Албана, - видимо, находились в приморской части Дагестана, между реками Самур и Сулак. Бакрия, Нига, Тагоде, Даглана располагались во внутренней части Албании.
В результате археологических исследований в Дагестане за последнее время выявлен ряд древних городов албанского времени, которые имеют облик античных городов. Наиболее известный из них - Урцеки. В албанское время это был город, по планировке соответствующий античным городам сих традиционными элементами - цитаделью, посадом и прилегающей округой.
В строительных остатках оборонительных сооружений чувствуется влияние парфяно-сасанидской строительной техники. Массовый археологический материал - белая и красная ангобированная керамика, а также часть металлических изделий обнаруживает значительную близость к закавказской. Несмотря на то что в городе наряду с ремесленниками и торговым людом проживало и население, связанное с сельским хозяйством, весь облик памятника позволяет утверждать, что это был крупный торгово-ремесленный центр с преимущественным развитием керамического производства.
Наличие среди гончарных изделий больших групп однотипной керамики позволяет сделать вывод об известной специализации среди гончаров. Это подтверждается и многочисленными знаками на керамике - метками мастера, причем очень часто в качестве меток использовались знаки письменности. Все это свидетельствует о больших успехах древних и средневековых гончаров.
Города Албании были не только военно-административными пунктами и ремесленными центрами, но и важнейшими
Селевкидская монета, найденная в Южном Дагестане (аверс и реверс)
торговыми базами на древних путях, ведущих с Ближнего Востока на север и с запада в Индию.
Страбон писал, что албаны «не имели склонности к торговле». Археологические материалы, напротив, рисуют картину оживленного обмена и усиления торговых связей на базе меновой торговли на территории Дагестана и Северного Азербайджана в первых веках нашей эры. Так, при раскопках Таркинского, Карабудахкентского и Урцекинского могильников были найдены изделия из разноцветного стекла, граната, коралла, а также голубой египетской пасты. Все эти предметы завезены из стран, прилегающих к Средиземному морю, - Сирии, Палестины, Египта.
Особый интерес представляет находка клада античных монет в окрестностях совхоза им. Герейханова (Касумкентский район). Здесь было найдено несколько десятков селев- кидских монет. Эта находка свидетельствует о широком хождении античных монет на территории древней Албании.
На связи с севером указывают находки янтарных украшений: бус и пронизок, обнаруженных во время исследования Таркинского и Урцекинского могильников. В обмен были вовлечены не только районы равнинного Дагестана. Интенсивными были и связи горного Дагестана с близлежащими кавказскими и более отдаленными странами юга. Стеклянные и сердоликовые бусы, раковины из Индийского океана, а также изделия из перламутра были найдены и при раскопках Хабадинского и Шаракунского могильников, а изделия из голубой египетской пасты - в Гапшиме (Сергокалинский район) и в Гоцатле (Хунзахский район).
В свою очередь из Албании, как отмечали еще античные авторы, вывозили в сопредельные и отдаленные страны рыбу, клей, ткани из верблюжьей шерсти. Последние пользовались широкой известностью за пределами Албании.
Археологические данные, полученные при раскопках в Дагестане за последние годы, указывают на постоянные связи с Поволжьем и Приуральем, где были найдены характерные только для Дагестана изделия - височные петлевидные привески с расходящимися концами. В свою очередь из Поволжья и Приуралья были привнесены на территорию древней Албании типично сарматские формы сосудов и некоторые типы оружия.
Оживление торговых связей, рост городов, а также римская агрессия и нашествие сармато-аланских племен способствовали объединению Албании, сближению племен и образованию государственной власти.
Процесс политического объединения Албании подмечен еще Страбоном, который пишет, что царь Албании «теперь один над всеми владычествует, а прежде над каждым (народом) со своим языком имелся свой царь». К I в. н. э. власть царя, очевидно, стала наследственной, так как источники наряду с царями в качестве командующих войсками упоминают и их братьев.
В этот же период наблюдается и политическая консолидация племен Кавказской Албании. В рамках этого объединения в I в. н. э. складывается молодое албанское государство, обладающее значительной политической и экономической мощью.
Государственная власть была настолько крепкой и сильной, что могла в минуты военной опасности мобилизовать колоссальные людские и материальные ресурсы. Это была эпоха наивысшего расцвета албанской державы.
§ 3. БОРЬБА С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ
Борьба с Римом и Парфией
На рубеже двух эр народы Кавказа вынуждены были вести тяжелые изнурительные войны с римлянами и парфянами, соперничавшими за гегемонию в Малой Азии и в Закавказье. Одновременно усилились и набеги северных кочевников - сармат и алан.
Основным событием описываемого времени, наложившим отпечаток на политическую жизнь Албании и всего Закавказья, были Митридатовы войны.
Стремясь контролировать важнейшие торговые пути и овладеть новыми рынками, Рим начал агрессию на Востоке. Наиболее опасными противниками Римской державы были Понт и его союзник Армения. Когда в 69 г. до н. э. легионы Лукулла вторглись в Армению, на помощь армянам пришли иберы, албаны и другие кавказские племена.
Вначале римляне одержали успех и даже с боем взяли Тигранакарт. Но вскоре армянам и их союзникам удалось оттеснить римлян, и Лукулл отступил в Киликию.
Недовольный сенат отозвал Лукулла и назначил на его место талантливого полководца Гнея Помпея. Разбив армию Тиграна, Помпей начал продвигаться в глубь Закавказья. Над Албанией и Иберией нависла угроза подчинения Риму. В ответ на это была создана коалиция албан и иберов. Это, видимо, заставило римлян отложить поход в Албанию и стать на зимние квартиры около Куры. Албаны воспользовались этим и напали на римлян. Однако римская армия отразила атаку албан с большим уроном для последних. По предложению албанского царя было заключено перемирие.
Весною 65 г. до н. э. военные действия возобновились. Сначала Помпей предпринял удачный поход в Иберию, а затем двинулся против албан. Совершив длительный переход, он встретился с основными силами албан.
Хотя война и окончилась победой Рима, она не привела к подчинению Албании. Походы римлян продолжались и в последующие времена, причем завоеватели достигли побережья Каспийского моря, что не удалось в свое время Помпею. О пребывании римлян на берегу Каспия свидетельствует римская надпись I в. н. э., найденная в Азербайджане. Однако народы Закавказья пользовались малейшей возможностью, чтобы сбросить власть римлян, которая большей частью была номинальной. Это подтверждают и античные авторы, например Страбон, который пишет, что армяне, иберы и албаны «восстают тогда, когда римляне заняты другими делами».
Усиление Албании мешало проникновению римлян на Восток. Это побудило римского императора Нерона начать подготовку большого похода против албан. Со всех концов огромной Римской империи была собрана громадная армия. Однако смуты, начавшиеся в империи, заставили Нерона отказаться от этого замысла.
Борьба албан, иберов и армян против римской агрессии имела большое историческое значение и заметно повлияла на ход дальнейшего исторического развития Кавказа. Здесь фактически было не только приостановлено движение римлян, но и серьезно подорвана их политическая мощь, что в известной мере способствовало ускорению распада Римской державы.
Не менее яркие страницы в историю вписали кавказские народы и своей борьбой против усилившейся в I в. н. э. Парфии.
В 34 г. н. э. парфяне совершили поход в Армению. На помощь армянам пришли иберы и албаны во главе с царем Иберии Фарсманом. Они разгромили войско парфян, причем здесь большую роль сыграла иберийская и албанская пехота, состоящая из горцев. Об этой битве сохранились яркие свидетельства римского историка Тацита, описывающего военную доблесть и свободолюбие кавказских народов.
Война с Римом и Парфией требовала мобилизации всех ресурсов Албании и значительно истощала страну. К тому же страна страдала и от нашествия ираноязычных кочевников- сармат и алан. Обосновавшиеся в степях Предкавказья сарматы и аланы в первых веках нашей эры стали реальной силой и активно вмешивались в дела Закавказья.
Албания и Сасаниды
Еще большую угрозу для Албании представлял усилившийся Иран.
В начале III в. н. э. в Иране воцарилась новая династия - Сасаниды. Упорядочив внутренние дела и укрепив власть на местах, они приступили к завоеванию соседних областей. Довольно быстро они подчинили себе обширные области Передней и Средней Азии, захватили Северный Иран. После этого для них открылся путь в Закавказье.
В Закавказье захватчики встретили упорное сопротивление армян, грузин и албан. Соединенные силы этих народов нередко брали верх над врагом. Так, например, армянский историк Ухтанес сообщает о победе, одержанной кавказскими народами над иранским шахом. После ожесточенной борьбы с упорно сопротивлявшимися армянами, грузинами и албанами Ирану удалось подчинить Закавказье.
Кавказ, особенно Восточный, представлял для Ирана огромный интерес не только своими природными богатствами, но и, что было особенно важно, своим стратегическим положением. Поэтому Сасаниды прилагали большие усилия, чтобы укрепиться здесь. Для этой цели они насильственно распространяли зороастризм, возводили громадные укрепления не только в районе прикаспийского пути (Дербент, Гильгичгайская стена), но и старались брать под свой контроль горные перевалы Восточного Кавказа, в том числе и ведущие из Дагестана в Закавказье. Для построения этих укреплений использовался труд многотысячного населения. Кроме того, за счет народных масс происходило снабжение продовольствием иранского гарнизона. В укрепленных пунктах, а также в районе важнейших стратегических узлов размещались ираноязычные переселенцы, потомки которых известны ныне под названием татов.
Политика сасанидов в Албании выражалась не только в массовых репрессиях и нажиме на местное население. Они нередко вынуждены были заигрывать с предводителями отдельных политических образований и отдельными племенами, жалуя их подарками и пышными титулами. Так, некоторые правители Восточного Кавказа стали называться ширван- шах, филан-шах и т. п.
Политическая обстановка на Кавказе усложнялась происками Рима, который начал активно вмешиваться в закавказские дела с целью подорвать здесь влияние Ирана. Между Римом и Ираном развернулись военные действия, от которых в первую очередь страдало население Армении, Иберии и Албании. В этой смутной обстановке Риму и Ирану удавалось разобщить кавказские народы, натравливая их друг против друга и делая политическими противниками.
Гунны в Дагестане
В конце IV в. н. э. в Северный Дагестан вторглись многочисленные орды кочевников-гуннов. Они постепенно проникли и в приморский Дагестан, вплоть до Дербентского прохода. Обосновавшись в приморском Дагестане, гунны активно вмешивались в политические дела Закавказья. После утверждения гуннов в приморском Дагестане некоторые источники, в частности армянские, стали называть области, расположенные выше Дербента, «страной гуннов», а население приморского Дагестана - гуннами. Совершенно очевидно, что под названием гуннов скрывались и коренные дагестанские племена, временно попавшие в политическую зависимость от них. Это прежде всего относится к так называемым «белым гуннам», в которых следует усматривать коренное население Дагестана.
Вместе с гуннами часто упоминают и другое племя - савиры (по данным некоторых источников - гунно-савиры). Последние располагались севернее гуннов, в равнинном Дагестане. Южнее Дербентского прохода, также по соседству с гуннами, проживали маскуты - племя, видимо, сарматского происхождения. Савиры и маскуты часто выступали в союзе с гуннами в их многочисленных походах в Закавказье, чаще как союзники Рима.
О пребывании гуннов в приморском Дагестане имеются некоторые археологические данные. Здесь найдены типично гуннские захоронения, инвентарь которых составляли железные ножи, луки с костяными обкладками.
Гуннское нашествие на Дагестан несомненно замедлило социально-экономическое развитие равнинного Дагестана. Однако кочевники-гунны, в культурном отношении стоящие па более низкой ступени, чем коренное население, не смогли оказать заметного влияния на развитие материальной и тем более духовной культуры народов Дагестана.
Доказательством этому служат многочисленные данные археологии. Так, в III-IV вв. и. э. на территории Дагестана существовали многочисленные укрепленные поселения с развитым каменным домостроительством. К таким городам следует отнести Урцекинское городище, Топрахкала (у станции Белиджи), а также Сигитминское городище.
Особый интерес представляет городище Топрахкала площадью до 100 га. Крепость была окружена валом высотой свыше 25 м и глубоким рвом. В отдельных местах вала прослежены стены, сложенные из сырцового и обожженного кирпича. Сохранились также остатки цитадели и четырех ворот. Постройки внутри городской черты образуют правильные ряды, свидетельствующие о продуманности планировки. Совершенно очевидно, что подобные пункты не имели никакого отношения к кочевникам-гуннам и являлись типично дагестанскими городами.
Гуннское нашествие представляло серьезную угрозу и для населения горного Дагестана. Этим объясняется строительство многочисленных фортификационных сооружений, прикрывающих все более или менее важные пути, ведущие во внутренний Дагестан. Наиболее крупные из них располагались на важнейших стратегических путях и впоследствии превратились в средневековые города. Таково упомянутое выше Сигитминское городище, а также городище Шамшахар (Сергокалинский район).
Набеги сармат, алан, гуннов, политика Сасанидов ослабляли Албанию, приводили к нарушению связей между отдельными ее областями, а затем к выделению ряда областей в самостоятельные или зависимые от пришельцев политические объединения.
После политического ослабления Албании часть Юго-Восточного Дагестана продолжала оставаться в ее составе.
Албания долгое время сохраняла внутреннюю самостоятельность. В последней четверти IV в. Албания, воспользовавшись разделом Армении между Римом и Ираном, расширила свои владения, присоединив Арцах (Карабах) и Утик. Пределы Албании к V в. расширились. Однако в 461 г. албанский царь Ваче II был вынужден отказаться от престола. Кавказская Албания распалась, вернее, была включена в состав Ирана в качестве отдельного наместничества. Но название Албания (Агвания по армянским источникам) сохранилось. Под этим названием обычно подразумевали территорию, расположенную в куро-араксском междуречье. Таким образом, Агвания армянских источников соответствовала персидскому Аррану и арабскому Ширвану.
В Восточном Закавказье. Занимала земли в нижнем течении рек Аракс и Кура, охватывала северные области современного Азербайджана и значительную часть Дагестана, достигала побережья Каспийского моря. Население Кавказской Албании (албанцы, удины, гаргары, гилы, леги и др.) говорило на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Государство сформировалось ко 2 веку до нашей эры на основе объединения 26 племён. До 6 века нашей эры столица Кавказской Албании - Кабала, затем - Барда (Партав).
Первое упоминание в источниках о кавказских албанцах связано с их участием в составе персидских войск в битве при Гавгамелах против армии Александра Македонского. По сведениям античных (Страбон и др.), а также армянских авторов (Егише, Мовсес Хоренаци, Корюн и др.), во главе государства стояли цари. Со 2-й половины 1 века нашей эры в Кавказской Албании правила династия албанских Аршакидов. Заметную роль играли знать и храмовое жречество. Население Кавказской Албании (в основной массе - свободные общинники) занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством, садоводством. В столице и других городах (Телеба, Гелда, Гетара, Тагода и др.) развивались ремесло и торговля. Жители Кавказской Албании поклонялись Луне (главное божество) и Солнцу. Религиозные обряды сопровождались жертвоприношениями. В 1 веке до нашей эры - 1 веке нашей эры Кавказская Албания совместно с Великой Арменией и Иберией вела борьбу с римской экспансией в Закавказье. В 4 веке, в период правления царя Урнайра, значительно расширились границы государства (от Главного Кавказского хребта до реки Араке). После принятия Урнайром христианства оно стало государственной религией. По преданию, распространение христианства связано с проповеднической деятельностью апостола Елисея, ученика апостола Фаддея. Албанскую церковь возглавлял автокефальный католикос. В конце 4 века, по договору между сасанидским Ираном и Римской империей, Кавказской Албанией, восточные области Армении и Грузии перешли под власть Сасанидов. В районе современного Дербента был размещён сасанидский гарнизон. Политическое, экономическое и религиозное давление со стороны Сасанидов стало причиной Вардана Мамиконяна восстания, охватившего Армению, Иберию и Кавказскую Албанию. В 457 году вспыхнуло восстание под предводительством албанского царя Ваче. Это привело к упразднению в 461 году царской власти и превращению Кавказской Албании в марзпанство (наместничество) Сасанидской державы. В результате нового антииранского восстания 482-484 власть албанских царей была восстановлена. В 630-705 во главе государства стояли цари из династии Михранидов. В годы правления наиболее известного представителя этой династии Джеваншира получила распространение албанская письменность (по преданию, создана Месропом Маштоцем), развивалась культура, историография (летописец Мовсес Каланкатуаци). С 8 - до конца 9 века Кавказская Албания входила в состав Арабского халифата как часть наместничества Арминия (с центром в Двине). К концу 10 века Кавказская Албания как самостоятельное государство прекратила своё существование, её территория была поделена между княжествами и ханствами Восточного Закавказья. Большинство жителей бывшей Кавказской Албании подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с 11 века тюркскими правителями.
Лит.: Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV век до нашей эры - VII век нашей эры М.; Л., 1959; Мовсес Каганкатваци. История страны Алуанк: В 3 кн. Ер., 1984.