Быть дисциплинированным — значит быть мужиком. Хэмминг

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля­ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен­ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina - обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. организации. Д. как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ, поведение в разл. сферах.

Дисциплинированность - качество личности, включающее выдержанность, внутр. организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собств. целям (самодисциплина) и обществ, установлениям (законам, нормам, принципам). Обществ. Д. придаёт поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.

Общечеловеческие нормы поведения и гуманистич. ценности определяют общепланетарную Д., обязательную для всех людей, т. к. обеспечивают биол. и духовное выживание человечества, развитие цивилизации. В столь же широком смысле может рассматриваться Д. граждан того или иного roc-ва, поскольку она направлена на поддержание правопорядка, социальной и нравств. защищённости человека. Существуют и спец. виды Д., обязательные для членов определённых организаций (воинская) или для лиц определённых профессий (врач, учитель и др.). Знание дисциплинарных требований в разл. сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.

В сферу педагогики входит формирование общественной, шк. Д. и самодисциплины личности.

Шк. Д. - принятый порядок жизни уч. заведения, соблюдение учащимися правил взаимодействия с учителями и товарищами; поведение, не ущемляющее права других и обеспечивающее успешное осуществление образоват.-воспитат. за-зач. Это одна из форм обществ. Д., отражает их характер и направленность.

По направленности личностной мотивации различают Д. внутреннюю и внешнюю. Внутр. Д. (собственно самодисциплина) побуждается потребностями самого субъекта. Ее регуляторами выступают интерес, общая (интериоризованная) цель, убеждение, гуманистич. гражд. сознание, чувства долга, вины, стыда и др. В отличие от внутренней внешняя действует до тех пор, пока существуют стимулы, одобряющие тот или иной вид поведения (материальная выгода, карьера, слава, награда) и тормозящие неодобряемое поведение (санкции, ущемляющие права личности, вызывающие нравств. и физич. страдания). Развитию личности способствует внутр. Д., формируемая гуманными средствами, поощряющими положит, активность личности.

Исходный пункт формирования Д. - убеждённость воспитанников в её необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физич. и нравств. защищённости каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к др. человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.

Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из худож. произведений, этич. беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравств. выбора, - всё это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.

Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности её источника. Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученич. коллектив, его самодеятельность.

Непременным условием зарождения индивидуальной и обществ, самодисциплины является совм. коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, школы и заключение своеобразного обществ, договора между учащимися и учителями на их выполнение. «Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной».

Распорядок и нормы жизни уч. заведения устанавливаются не только гос-вом, но и обществ, орг-циями: школьными и т. п. советами, органами ученич. самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ, мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины разл. дисциплинарных нарушений.

Одним из гл. стимулов выполнения уч. обязанностей вообще и Д. на занятиях в частности является познават. интерес. Его последоват. развитие формирует самодисциплину учащегося. Д. находится в прямой зависимости от чёткости организации всего уч.-воспитат. процесса, мастерства педагога, его умения подготовить учащихся к занятиям и организовать их.

В процессе трудового воспитания, проф. обучения учащиеся должны увидеть связь Д. с результатами труда. Особого внимания педагогов в связи с этим требует воспитание технол. Д., ответственности за качество труда и продукции. В качестве стимуляторов такой Д. выступают чувство проф. гордости, коллективная ответственность, материальное поощрение.

В практике воспитания наиб, трудности вызывает правильное использование мер воздействия на учащихся, нарушающих Д. Осн. ошибка, к-рой следует избегать, это переносить законы взрослого общества в дет. среду. Большинство дисциплинарных нарушений учащихся не носит злонамеренного характера, связано с естественной дет. активностью и отсутствием возможности индивидуального самоутверждения в коллективе, неразвитостью навыков самоорганизации, чувства ответственности и др. Воспитатель не может действовать по стереотипу нарушение - наказание; он стремится понять причины недисциплинированности, использовать все средства нравств. воспитания, методы убеждения, примера, естеств. последствий, пед. поддержки, поощряющей веру ученика в свои силы. Наказание - крайняя мера - не должно быть следствием пед. бессилия; оно допустимо, если вызывает раскаяние, затрагивая нравств. чувства, совесть, не унижая достоинства человека. Решительного вмешательства педагога требуют действия воспитанника, наносящие физич. или моральный ущерб личности др. воспитанника. Недопустимо использовать ученич. коллектив как инструмент, выполняющий карательные функции по отношению к личности. Такой коллектив не создаёт условий для творческой самореализации растущего человека, держит его в атмосфере страха, разобщает учащихся и тем самым разрушает нравств. основы воспитания.

Проблема Д. решается на демокр., гуманной основе в тех коллективах, где утверждаются сотрудничество, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками, взаимопомощь старших и младших учащихся, увлечённость общей работой, уважение к правам человека, законам и традициям уч. заведения.

Дисциплинированность (лат. – учение) – нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни. Дисциплинированность обеспечивает организованность, повышает работоспособность, воспитывает ответственность – необходимые качества в коллективной жизнедеятельности. Воспитание дисциплинированности и ее поддержание начинается с дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства способен понимать предъявляемые к нему требования по выполнению режима дня, по сохранению заведенного порядка, если они предъявляются либо в терминах действия («делай, как я, делай со мной»), либо в терминах чувств («молодец»). Недисциплинированность – обратное качество дисциплинированности. Она основана на непослушании, своеволии, нарушении традиций и норм жизни, что ведет к разрушению жизненных основ, сдерживает развитие личности, снижает успешность деятельности.

Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006 г.

2. Дисциплина и послушание? Послушный и дисциплинированный ребенок.

Послушание - это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Послушание это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина . Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако, есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.

Антон Семенович Макаренко писал : “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако, слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

1. Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем, где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания.

2. При воспитании послушания, важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, т.е. с его интересами, запросами, желаниями. С уважением относитесь к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушайте его вопросы, серьезно и умело ответьте на них, верьте в возможности ребенка, доверяйте ему, проявляйте такт в общении с ним.

3 . Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены и у них хорошее настроение. Нельзя так же забывать, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать, что он может сделать наверняка: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои игрушки и др.

4 . Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Потому, что если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына или дочь от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок ощущает постоянно единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требование к ребенку, но и попытаться разъяснить ему для чего они нужны, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить много: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и др. Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

5. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

6. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если в этом случает ребенок вас не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы и, пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категорические требование – исполни, то о чем я прошу. Это трудно, но надо себя тренировать, перестраивать себя и заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Если ребенок начнет искать поддержки у других членов семьи, то он должен встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжения родителей как на нечто необязательное.

7 . Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: “Ну, будь умником, ты же обещал слушаться!” Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: “Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!” Дети часто выражают много таких желаний, которые по разным причинам не выполним. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен научится подчиниться слову “нельзя”.

8. Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Надо четко определить, что можно, что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Иногда следует отказаться от прямых запретов. Порой ребенку полезно разрешить то, на чем он настаивает, например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только, что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедиться в неразумности своих желаний.

9 . Послушание ребенка формируется в деятельности, процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны и деятельны. Очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребенок, который скучает, который должен сидеть тихо и “быть паинькой”, становится капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возни. Покажите ребенку как из природного материала сделать поделки, и вы будете удивлены какой у вас послушный ребенок.

Дети очень любят, когда взрослые с ними играют. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей послушания без особого нажима. У ребенка обязательно должны быть трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п. Ребенок делает это все с охотой и без принуждения. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимает у детей настроение, укрепляет веру в свои силы, развивают чувства собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребенку “молодец” или “хорошо”, нужно оценить конкретные действия, слова, отмечаю, что хорошо и что плохо. Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привит ребенку те качества, которыми они сами не обладают и отучить от тех которые сами постоянно демонстрируют.

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, в детском саду ребёнок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

Возрастные аспекты формирования сознательной дисциплины.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию.

Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.

Исходя из состава понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», можно предложить наиболее общий набор педагогических задач:

Осуществление нравственно-этического просвещения учащихся;

Обучение умению составлять внутренний план действий;

Обучение самоанализу, самоконтролю, самооценке;

Воспитание воли и саморегуляции;

Воспитание культуры чувств;

Формирование навыков культуры общения.

Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много.

Прежде всего, это методы разумной и четкой организации всего учебно- воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося, хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание благоприятного социально-психологического климата, где хорошо организован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже проявляются конфликты на почве дисциплины учащихся.

В общеобразовательных учреждениях распространены методы убеждения: индивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт известных людей, выражение общественного мнения.

Применяются также методы принуждения: требование неукоснительного выполнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за проступки, приказ, задание.

Особую роль в воспитании дисциплины играют методы стимулирования: поощрение и порицание. Видов поощрения много: похвала, награда, подарок, доброе слово. К сожалению, в школе чаще применяются методы порицания. Порицание в смысле наказания призвано охранять от произвольных нарушений нормы. Задача наказания – способствовать послушанию. Но оно ни в коем случае не должно быть местью педагога, ибо педагогическое наказание есть не способ удовлетворения субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной цели. В принципе всякое наказание стремится сделать себя излишним в будущем («чтобы больше так не делал»).

Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек: организационные игры, повторение, уроки этики, упражнения (например упражнения в технике общения, разбор конфликтных ситуаций, создание ситуации выбора).

Из организационных форм воспитания дисциплины популярностью в школе пользуются беседы, диспуты, собрания по обсуждению поведения.

Дисциплинированность как качество личности – склонность к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности.

Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждёт приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошёл, а он всё сидит и ждёт приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать. Войско панически мечется во внезапном окружении. Никто не слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит: Вот он — провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Подобно тому, как нашёл для себя и быстро успокоился принц. Только он нашёл истинное объяснение, а генерал — правдоподобное на момент. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперёд, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.

При описании качеств людей, находящихся под воздействием энергии благости обязательно указывают на дисциплинированность. Иными словами, дисциплинированность – благостное качество личности. Люди в благости живут по высоким моральным законам, проявляют ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, чистоту. Умеют поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, проявляют бескорыстие, уважительность и заботливость к людям.

Дисциплинированность многогранна по формам проявления. Качеством личности она становится только в союзе с осознанностью, сознательностью и чувством долга. Насильно, из под палки человека дисциплинированным не сделаешь. Страх перед наказанием, безусловно, понуждает человека к проявлению вынужденной и неискренней дисциплинированности. Но страх, как мотивация дисциплины, его карательная составляющая выгребает из людей активность, энергичность, инициативность и энтузиазм. Стоит карательной системе дать сбой и от дисциплинированности останется пшик.

А.И. Деникин в «Очерках Русской Смуты» пишет, как палочная дисциплинированность царской армии рухнула под напором «демократизаторов», что привело к полной вакханалии в управлении войсками: «Получен был первый приказ военного министра Гучкова, с изменениями устава внутренней службы в пользу «демократизации армии». Этим приказом, на первый взгляд довольно безобидным, отменялось титулование офицеров, обращение к солдатам на «ты» и целый ряд мелких ограничений, установленных для солдат уставом — воспрещение курения на улицах и в других общественных местах, посещения клубов и собраний, игры в карты и т. д. Последствия были совершенно неожиданные для лиц, не знавших солдатской психологии. Строевые же начальники понимали, что, если необходимо устранить некоторые отжившие формы, то делать это надо исподволь, осторожно, а главное, отнюдь не придавая этому характера «завоеваний революции»… Солдатская масса, не вдумавшись нисколько в смысл этих мелких изменений устава, приняла их просто, как освобождение от стеснительного регламента службы, быта и чинопочитания. — Свобода, и кончено! Нарушение дисциплины и неуважительное отношение к начальникам усилились. В частях начала сильно развиваться карточная игра с дурными последствиями для солдат, имевших на руках казенные деньги или причастных к хозяйству. Командовавший 4-ой армией для прекращения этого.явления принял весьма демократическую меру, запретив на время войны карточную игру всем — генералам, офицерам и солдатам. Временное правительство, обеспокоенное последствиями этого, казалось, мелкого изменения устава в пользу демократизации, сочло себя вынужденным особым постановлением «воспретить военнослужащим на театре военных действий, а также в казармах, дворах, военных помещениях и вне театра войны — всякую игру в карты». Но если все эти мелкие изменения устава, распространительно толкуемые солдатами, отражались только в большей или меньшей степени на воинской дисциплине, то разрешение военным лицам во время войны и революции «участвовать в качестве членов в различных союзах и обществах, образуемых с политической целью»… представляло уже угрозу самому существованию армии».

Сознательная дисциплинированность стоит на платформе добросовестного исполнения своего долга, стремления реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в развитие общего дела. А.С. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то не было трудности и неприятности».

Мало проку и от подражательной дисциплинированности, характерной для работников – конформистов. Они не осознали своего отношения к дисциплинарным требованиям и поэтому выбрали самый удобный и легкий путь – подражать начальникам, командирам, старожилам коллектива. Их дисциплинированность не устойчива и не стабильна, ибо подвержено влиянию социально-психологических факторов. К примеру, пришла «новая метла», которая, как известно, по-новому метет и от прежних дисциплинарных требований может остаться либо ностальгическое воспоминание, либо содрогание и негодование людей.

В одном зоологическом исследовательском институте чтобы повысить дисциплинированность сотрудников стали выпускать в рабочее время львов. Они гуляли по коридорам, люди боялись выходить туда, и им ничего не оставалось, как работать. Через какое-то время один лев съел уборщицу, и их перестали выпускать. Сидят они в клетке и старый лев говорит молодому: — Вот зачем тебе понадобилось жрать эту уборщицу? Я вот десятка два научных сотрудников съел и хоть бы кто заметил!

Не может стать качественной особенностью личности дисциплинированность, основанная на корысти и подхалимаже. Посредством прагматичной дисциплинированности работник стремится добиться командирского или начальственного расположения, получить какие-то преимущества и льготы.

Подлинная дисциплинированность произрастает из самодисциплины и самоконтроля, подчиненных разуму. Самоконтроль как качество личности представляет собой способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния. Сознательно вытесняя с помощью самодисциплины и самоконтроля свои низшие качества, человек делается дисциплинированным.

Природа человека так устроена, что стоит потянуть, к примеру, «ниточку» ответственности и распустишь весь клубок добродетелей. Попутно человек станет обладателем заботливости, обязательности, постоянства, словом, всех достоинств, в том числе и дисциплинированности. Зная этот секрет, разумно не распыляться, а сконцентрироваться на одном – двух достоинствах. Например, воспитайте у человека чувство долга и обязательность, и он синхронно будет приверженцем дисциплинированности.

Петр Ковалев

Дисциплинированность – черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.
Википедия

Дисциплинированность – выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга. Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу.
«Психология от А до Я» | www.psyznaiyka.net

  • Дисциплинированность – это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок.
  • Дисциплинированность – это умение так взаимодействовать со временем, чтобы его хватало на все неотложные дела.
  • Дисциплинированность - это умение в точности исполнять взятые на себя обязательства и данные кому-либо (в том числе себе) обещания.
  • Дисциплинированность – это умение сосредоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенного и не замечая его.
  • Дисциплинированность – это основа самовоспитания.
  • Дисциплинированность – неотъемлемая черта характера хорошего воина; умение в точности выполнять приказы и соблюдать все уставные положения.

Преимущества дисциплинированности

  • Дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность – мыслей и эмоций.
  • Дисциплинированность обеспечивает быстрое продвижение к намеченной цели - дисциплинированный человек умеет подчинить себя достижению цели, временно отодвинув все иные дела и заботы.
  • Дисциплинированность раздвигает границы возможностей – в работе над собой.
  • Дисциплинированность раздвигает границы времени – дисциплинированный человек способе выполнить больший объем работы (больше успеть) за меньший временной промежуток.
  • Дисциплинированность обеспечивает понимание – того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично.

Проявления дисциплинированности в повседневной жизни

  • Воинская служба. Подчинение общему распорядку и обязательность исполнения уставных требований и приказов командира приучают человека к дисциплинированности.
  • Занятия спортом. Высоких позиций в спортивной иерархии способен лишь человек дисциплинированный, способный к постоянным и планомерным, а не спорадическим, тренировкам.
  • Самоограничение. Даже самые несложные, бытовые случаи самоограничений – например, соблюдение диеты – это проявление дисциплинированности человека.
  • Трудовая деятельность. Человек, вовремя исполняющий порученную ему работу, проявляет дисциплинированность – укладывает ли он рельсы или же пишет научный трактат.
  • Законопослушность. Человек, никогда не преступающий закон, даже если речь идёт всего лишь о переходе улицы на красный свет светофора – проявляет таким образом не только уважение к закону, но и дисциплинированность.

Как достичь дисциплинированности

  • Дисциплинированность – одна из тех черт человеческого характера, которые достаточно легко вырабатываются при должном самоконтроле.
  • Распорядок дня. Привычка составлять распорядок дня и стараться в точности ему следовать – вырабатывает дисциплинированность.
  • Положительный пример. В качестве упражнения по выработке дисциплинированности можно ориентироваться на поведение человека, который является для вас примером – действуя, как действовал бы человек дисциплинированный, можно достичь высокого уровня дисциплинированности.
  • Самоконтроль. В выработке дисциплинированности очень важен самоконтроль, как возможность вовремя заметить тенденцию отклонения от выполнения поставленной задачи и «вернуть себя» к её выполнению.

Золотая середина

Расхлябанность, неорганизованность | полное отсутствие внутренней и внешней дисциплинированности

Дисциплинированность

Педантизм | избыток дисциплинированности

Крылатые выражения о дисциплинированности

Дисциплина – мать победы. - Александр Суворов - Кто не умеет повиноваться, тот не умеет и повелевать. - Русская пословица - Аккумулированный вес нашей дисциплинированности и наших суждений ведёт нас к успеху или неудаче. - Джим Рон, американский писатель - Снаружи себя ничем не свяжешь, коли в нутре у тебя разнузданность. - Максим Горький - Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? - Николай Рерих - Неларин Корнелиус / HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика Обучающее пособие по управлению трудовыми ресурсами (HRМ), рассматривающее среди прочих вопрос трудовой дисциплины. Элизабет Пэнтли / Приучение к дисциплине без слез Книга для вполне дисциплинированных родителей, которые хотели бы привить эту добродетель своему ребенку. Советы помогут добиться от ребенка послушания, приучить его выполнять свои обязанности и в то же время сохранить с ним доверительные, дружеские отношения.

Как дисциплинировать себя ? Это вопрос, волнующий индивидов, которые не умеют подчиняться внешним, или собственным установленным правилам при достижении целей. Когда человек очень чего-то хочет, это желание будет дисциплинировать его. Дисциплинированный человек это личность, которая способна к подчинению правилам, которые устанавливает ради достижения установленной цели.

Благодаря дисциплине человек является социально адекватной личностью, которая способна к сохранению порядка, поскольку признает наличие общего закона и следует определенным правилам и нормам. Если человеку тяжело дисциплинировать себя, трудно осознавать смысл слова «порядок», тогда для него невозможен.

Тот, кто может дисциплинировать себя, контролировать поведение, настолько, что внешние отрицательные факторы не могут его отвлечь и если такой человек может подчинить себя действующему порядку, тогда он может себя считать дисциплинированным порядочным человеком.

Дисциплина имеет много врагов. Дисциплинировать себя труднее, если присуще импульсивность и отвлекаемость. Внешне также можно определить не дисциплинированного человека – он суетливый, имеет расхлябанную походку, не собранный, не контролирует высказывания, часто жалуется и занимает позицию жертвы, постоянно оправдывается и ссылается на внешние обстоятельства.

Человек, умеющий дисциплинировать себя, не опаздывает, помнит и выполняет обещания. Человеку немного труднее дисциплинировать себя с наступлением вечера, так как на нем сказывается усталость.

Некоторые люди считают, что дисциплинировать себя очень трудно, что это требует сильных усилий. Однако не стоит драматизировать, можно процесс дисциплинирования себя превратить в творческий увлекательный процесс. Дисциплинированный человек это индивид, пользующийся уважением в кругу воспитанных людей. Поэтому вместе с умением дисциплинировать себя, человек приобретает также уважение, признание и возможность всегда добиваться намеченной цели.

Как стать дисциплинированным

Как стать дисциплинированным человеком? Чтобы приступить к работе над данным вопросом, следует найти время, и уже это является первым шагом в том, как сделать себя дисциплинированным. В полном спокойствии требуется продумать план для . Собственно чтобы дисциплинировать себя, цель не столь важна, важно придерживаться выработанного плана согласно ей.

Необходимо создать план для действий, которые надо предпринять для осуществления задуманного. План должен иметь заголовок, он является целью, его можно так и назвать: «Дисциплинировать себя». Далее должны быть столбцы с названиями: действия, начало, вероятные трудности, стратегии одоления трудностей, отчет.

Действиями являются шаги для достижения цели. Например, откинуть привычки, которые забирают время, искать информацию по своему вопросу, спросить совета. Это могут быть несколько действий, поэтому стоит их продумать и записать.

Начало – это время, удобное для выполнения всех действий. Можно это запланировать на любой день и срок. Нельзя отстрачивать время и растягивать его, на первых порах это не будет содействовать тому, чтобы дисциплинировать себя. Но, придерживаясь поставленного срока, цель должна полностью реализовываться, с учетом каких-либо временных ограничений, что могут возникать. Например, человек решил, что хочет начать ходить в зал, необходимо записать ближайшее время выполнения этого действия, иначе это желание просто пропадёт. Со временем, как оно вновь появится, человек начнет испытывать угрызения совести, что не сделал это раньше.

Вероятные трудности нужно хорошо обдумывать, прогнозировать любые препятствия. Если хотите привыкнуть вставать в 7.00 утра, но точно знаете, что уснете, когда будильник зазвонит, тогда стоит в этом столбце так и прописать «Я усну опять». Прогнозируя подобные препятствия сейчас, можно будет усилить шансы на на протяжении долгосрочной перспективы.

Стратегии одоления трудностей – обращение за советом или прием , эти идеи являются хорошими вариантами в придумывании идей этой графы. Позже те способы, которые ранее поспособствовали решению проблемы, будут своеобразными шаблонами действий в разных обстоятельствах. Если человек знает, что кое-что из опыта вряд ли пригодится в качестве стратегии, тогда лучше сразу отказаться от данного способа. Поэтому лучше применять новые приёмы, придумать более действенные. Например, если человек собирается дисциплинировать себя, ввести новую привычку подниматься в 6.00 утра, но каждый раз он отключает будильник и продолжает спать, тогда сам будильник можно поставить немного отдаленнее от кровати. Так, чтобы его выключить придется встать, то есть совершить то самое неприятное действие, что заставляет пробудиться.

Отчет – это часть плана, которую не нужно планировать, поскольку только после проделывания всех действий плана его можно описывать. В отчете надо записать насколько успешным оказалось выполнение плана, как быстро удалось достичь результата.

Чтобы дисциплинировать себя, мало лишь составить план. Следом за составленным планом, необходимо его привести в исполнение. Главное действовать с точным соблюдением всех действий, и поэтапно записывать уведомления о выполнении. План требуется все время пересматривать, читать пометки о выполнении, вычеркивать, что удалось достигнуть, и подчеркивать, на что обратить внимание. Также стоит отказаться от стратегий, которые оказались неэффективными и включить только те в свой способ поведения, которые оказались полезными. Необходимо извлечь весь полезный опыт и ввести его в составление следующего плана. Составление планов поможет человеку дисциплинировать себя, со временем он сможет от них отказаться.

Если человек выявляет, что не получилось ему полностью сразу достичь совершенного результата, ему не надо падать духом. Не стоит допускать уныния. Дисциплинировать себя нужно именно для того, чтобы владеть своими . Обучение предусматривает наличие ошибок, влекущих новый опыт.

Дисциплинировать себя можно, если начать избавляться от плохих привычек, тех, что отнимают у человека драгоценное время (постоянный просмотр телевизора, частое использование интернета). Освободив это время, человек сможет дисциплинировать себя, сделать больше продуктивных дел.

Если человек пытается дисциплинировать себя, то он должен отслеживать собственные успехи ежедневно. Такое отслеживание позволяет увидеть, сколько осталось проделать шагов к цели. Приложение усилий для совершения домашней работы в необходимое время становится отличным практичным способом, чтобы дисциплинировать себя. Поскольку многие полагают, что дисциплинировать себя трудно и это делать скучно, им надо изменить свои мысли. Если человек думает, как ему будет скучно осваивать весь процесс, чтобы себя дисциплинировать, ему надо перестроить свои мысли, чтобы думать, какой результат и пользу принесет выполненное дело.

Как сделать себя дисциплинированным? Дисциплинировать себя помогает сон по графику. Нужно установить себе наилучшее время для засыпания и подъема. Каждый индивид знает, сколько ему необходимо спать, чтобы хорошо выспаться. Также каждый знает, когда ему лучше всего проснуться и успеть при этом спокойно, без суеты собраться и успеть выйти. У каждого это индивидуально, поэтому нужно составить себе индивидуальный график. Так, человек будет больше высыпаться, все успевать и сумеет себя дисциплинировать. Чем меньше человек будет отступать от установленного графика, легче его будет соблюдать.

В том, как стать дисциплинированным человеком помогут систематические занятия спортом. Если к спорту серьезно относиться, он будет дисциплинировать. Необходимо отыскать понравившийся вид спорта, записаться в соответствующую секцию. Именно осознание, что нужно идти в предназначенное время на занятие помогает дисциплинировать себя. Соблюдение графика тренировок приучает человека дисциплинировать себя также в других жизненных сферах.

Если возможности заниматься спортом, посещая секции нет, можно начать заниматься самостоятельно. Установить себе время, в которое человек будет заниматься, и отвести для этого также определенное время. Однако тяжелее дисциплинировать себя, занимаясь домашними тренировками, поскольку при этом отсутствует внешний контроль и человек больше расслабляется. Занятия спортом, научат человека быть дисциплинированным, также они подарят здоровье и красивое тело, которое укрепит уверенность человека в себе.

Дисциплинировать себя человеку поможет такой приём, как писать на стикерах необходимые для выполнения задачи и прикреплять их на видимые места, например на монитор, если приходится долго работать за компьютером. Держа на виду список необходимых дел, человек будет помнить о них, они будут казаться неизбежными, пока не осуществляться. Так, ему захочется скорее избавиться от навязчивого списка, он начнет работать и справляться быстрее. Стикер будет таким себе флажочком в напоминании, и голова освободится от части информации. Этот способ хорошо помогает дисциплинировать себя.

Как стать дисциплинированным человеком? Следует работать над концентрацией внимания, поскольку врагом дисциплины является рассеянность. Если занимаетесь одним делом, нельзя отвлекаться на другое. Когда человек прерывает занятие одним делом ради краткосрочного перерыва на второе – теряется концентрация. Чтобы возвратиться к первому делу ему понадобится время. Вследствие этого много времени теряется впустую.

Можно найти немало методов для развития концентрации внимания или просто каждый раз, как захотите отвлечься от основного задания начинайте себя мысленно ругать и сразу возвращайтесь к работе, этот способ поможет дисциплинировать себя. Если человек располагает ответственностью, тогда чувство стыда переборет его желание отвлекаться, что позволит ему дисциплинировать себя.

Как сделать себя дисциплинированным? Умение контролировать свои финансы и дисциплина в этом направлении поможет дисциплинировать себя в других сферах. Финансовая дисциплина является очень хорошим способом дисциплинировать себя, поскольку вопрос финансов очень часто является решающим. Часто люди покупают себе ненужные вещи, руководствуясь сиюминутными порывами. Конечно, бывает тяжело удержаться от очередной заманчивой покупки, но умерить импульсивность в покупках естественно можно. Поэтому важно дисциплинировать себя, в желании купить себе вещь, до того, как дойти до кассы сотни раз продумать насколько она важна, где её можно применить, долговременный ли эффект у неё.

Как дисциплинировать ребенка

Родители, которым удалось дисциплинировать себя должны теперь этому научить ребенка. К нему подход, конечно, выглядит иначе, в силу возрастных отличий.

Чтобы обучить ребенка дисциплинированию себя, не стоит использовать методы физического наказания. Они ожесточают детей, делая их раздражительными и агрессивными. Детей необходимо хвалить и вознаграждать, если они себя хорошо вели. Чтобы ребенку легче было дисциплинировать себя, необходимо давать ему вознаграждение только после сделанного. «Оплата» сделанная до совершения действия расслабит ребенка, он не станет выполнять его на полную силу. Ребенок должен понимать, что родители ответственные люди, могут дисциплинировать себя и перенимать их пример.

Чтобы дисциплинировать ребенка надо укреплять его хорошее поведение, озвучивать похвалу, когда он реально заслужил её. Дети всегда ждут, что их поступки и поведение одобрят родители. Каждый раз, если ребенок делает верный шаг и заслуживает похвалы, нужно его обнять, поцеловать и улыбнутся. Сказать фразы одобрения: «Ты молодец», «Ты сделал это весьма умело». Необходимо обязательно прокомментировать все действия ребенка. Он обязан знать, что все поступки имеют последствия, это понимание поможет ему дисциплинировать себя.

Когда появляется возможность, следует дать ребенку право выбора (вымыть посуду или вынести мусор). Это принесет чувство личной независимости, и дисциплинирует его в выполнении обязанностей. Ребенок обязан знать, что имеет обязанности в семье, которые находятся только под его ответственностью. Поэтому нужно установить обязательную повседневную работу. Например, помогать при накрытии на стол, убирать. Сюда относятся также такие действия: принимать ванну, чистить зубы. Прививание этих привычек с ранних лет поможет малышу дисциплинировать себя.

Родители обязаны создавать благоприятную обстановку, которая способствовала бы выполнению обязанностей. Нужно быть доброжелательными, улыбчивыми и преобразовать процесс выполнения дел в игровой процесс, например, устроить соревнование, кто больше тарелок помоет за определенное время. Так ребенок научится выполнять обязанности и дисциплинировать себя, и ему будет легче выполнять определенную работу, поскольку родители смогли преобразовать это в увлекательный процесс.

Чтобы дисциплинировать ребенка, нужно устанавливать четкие ограничения по его возрасту. Если ребенок хочет чего-то запредельного, при этом начинает плакать, нельзя у него идти на поводу. Плач является нормальной реакцией ребенка младшего возраста на неудовлетворение его потребностей, лучше проигнорировать его и ребенок сам успокоится, увидев, что на плач реакция отсутствует. Так ребенок сможет себя дисциплинировать, и он вырастит с понимаем, что не всегда все позволено.

Необходимо перефразировать обычные фразы, типа: «ты хочешь сейчас есть?» на «время обеда для всех!». Вероятно, в первом случае ребенок захочет сказать – нет, но во втором у него нет выбора. Ребенка следует поощрять и наказывать немедленно, иначе он забудет, что совершил и не уяснит тех действий, с которыми к нему подойдут, чтобы наказать или похвалить, поскольку для него данная ситуация станет неактуальной.

Когда ребенок не слышал направленную к нему команду первый раз, или услышал, но проигнорировал, нужно повторить её еще раз, и с поправкой, сказать, что невыполнение задания влечёт неприятные последствия. Если в другой раз реакции ребенка нет, тогда надо переходить к последствиям. Страх перед последствиями и ответственность за них помогут ребенку себя дисциплинировать.

При каждом непослушании нужно проводить с ребенком разговор, родителям следует это делать по очереди, дабы ребенок не обижался конкретно ни на одного из них. Надо объяснить ему, что от него ожидается, насколько это важно, и показать ошибки его поведения и объяснить, как следует себя повести в следующий раз.

Благодать вам и мир от нашего Господа Иисуса Христа!

Я приветствую вас в нашей рубрике «Ежедневное слово для духовного укрепления»!

Мы продолжаем говорить о дисциплине. Мы выяснили, что дисциплина — это подчинение себя определенному внешнему порядку или установленным правилам ради достижения желаемых результатов. Дисциплина является продуктом нашего желания. Если мы достаточно сильно чего-то желаем, то это будет дисциплинировать нас в вопросе нашего выбора.

Например, у вас есть желание или мечта стать лучшей женой, мужем или служителем через год. Или, например, вы хотите через 2 года видеть больший успех в вашем служении, карьере или финансовой сфере. Это видение способно мотивировать и побуждать вас к правильному выбору, так как вы понимаете, что цель сама по себе не исполнится, если с вашей стороны не будет никаких действий. Вы также понимаете, что любой рост требует определённых изменений в вас самих. Поэтому, вам легко принять решение начать учиться, потому что вы хотите понять, что конкретно должно быть изменено в вас для того, чтобы была достигнута поставленная цель. В результате таких решений вы узнаете, каким вы должны стать, какие качества и навыки вы должны в себе развивать, что вы должны начать делать или от чего вам необходимо отказаться для того, чтобы вы могли соответствовать вашей мечте.

Далее, вы устанавливаете для себя определенные правила, законы или ритм жизни, которые помогут вам придти к вашей конечной цели. Это и есть дисциплина. (Мы говорили, что дисциплина — это подчинение себя тем правилам, которые вы устанавливаете сами для себя для того, чтобы достичь поставленную цель).

Дисциплинированный человек подчиняется установленным правилам и порядку. Если для вас не существует никаких правил или законов, если для вас не существует слова «порядок», тогда вы недисциплинированный человек, и духовный рост для вас просто невозможен. Духовный рост, который связан с положительными переменами в жизни человека, не является уделом недисциплинированных людей.

Если у человека нет дисциплины, тогда не важно, сколько правил или законов будет установлено, он всё равно будет их постоянно нарушать.

Запомните, что этот порядок вы устанавливаете сами для себя, потому что хотите достичь определенной цели в своей жизни и развить в себе необходимые черты характера.

Если вы можете контролировать свое поведение так, что никакие обстоятельства и внешние факторы не могут отвлечь вас от поставленной цели, если вы можете воспитывать в себе силу воли и подчинить себя установленному вами порядку, тогда вы можете считать себя дисциплинированным человеком.

Давайте посмотрим на жизнь Павла. В Первом Послании к Коринфянам Павел сказал следующее:

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1-ое Корин. 9:25-27).

В этом отрывке Павел говорит о том, что у него есть желание — не оказаться недостойным Бога в конце своего служения. Это был вопрос, который относился к будущему. Когда придет Иисус и будет оценивать жизнь и труд Павла, он не хотел оказаться недостойным. Для того, чтобы этого не случилось, Павел постоянно порабощал свое тело. Иными словами, Павел говорит, что он подчинил себя определенному порядку, то есть он дисциплинировал себя ради достижения желаемого результата. Павел сравнивал это с тяжёлыми тренировками, которым добровольно подвергают себя атлеты (участники Олимпийских игр). Эти люди жертвуют многими благами и воздерживаются от многих вещей ради достижения своей цели.

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного…»(1-ое Кор.9: 25).

Подвижники (спортсмены) воздерживаются от всего этого ради получения тленного венца. Но, у нас есть лучший повод для самодициплины, нежели у спортсменов, — мы имеем вечность в своем сердце и воздерживаемся от всего ради получения нетленного венца.

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы-нетленного». (1-ое Корин. 9:25).

В данном отрывке Павел не упоминает конкретно о том, какому порядку он подчиняет себя, и каким образом он это делает. Однако, мы можем видеть, что Павел был очень дисциплинированным человеком, способным «усмирять и порабощать свое тело» ради достижения своей цели.

Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБ ощает себя. Он не является рабом чего-либо, но САМ управляет своей плотью и своими желаниями, указывая им подлинное место в его жизни.

Завтра мы продолжим учиться у апостола Павла вопросу дисциплины!

Обильных вам Божьих благословений!

Пастор Руфус Аджибойе