Гдз по русскому языку 5кл шмелев.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии:

    с требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ;

    с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО) ;

    примерной программы основного общего образования по русскому языку;

    авторской программы «ФГОС. Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И. Харитонова». - М.: «Дрофа», 2012 год.

    основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №19

Учебник: « Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф,2012.

Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 170 часа (5 часов в неделю)

Ф ормы итогового, промежуточного и текущего контроля по русскому языку выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.

Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи; уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты. При отборе текстов диктантов, изложений и сочинений использовались произведения русских классиков.

Форма и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся определяются локальным актом МБОУ СШ №19

Изменений, внесенных в авторскую учебную программу: сроков и времени изучения отдельных тематических блоков (разделов), тем; последовательности изучения тем учебного курса; логики изложения материала, предусмотренные авторской программой нет.

Особенности класса, в котором будет реализована данная программа

5-В класс

1. Количественный состав: _30____ человек.

2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний.

3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.

4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: учащихся привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабо. Учащиеся умеют рассуждать и делать выводы, умеют организовать свою деятельность и доводить начатое дело до конца, осознанное принятие решения

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1) 1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разным видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

2 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыками анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы по русскому языку для 5 класса.

Глава 1. Наш родной язык. (21ч.)

Повторение изученного в 1-4 классах. Признаки текста.

Глава 2. На каком языке мы говорим.(18ч.)

Раскрытие понятия общенародного русского языка. Система русского литературного языка. Фонетика как раздел науки о языке. Тема и основная мысль текста. Нормы русского литературного языка.

Глава 3. Как язык служит для общения.(25ч.)

Разговорная и книжная речь как разновидности литературного языка. Речевая ситуация.

Морфемика как раздел науки о языке. Образование слов с помощью приставок, суффиксов, способом сложения.

Строение текстаРечевой этикет.

Глава 4. В чем заключается богатство языка.(19ч.)

Разновидности русского языка. Лексика как раздел науки о языке.

Типы речи. Повествование. Рассуждение. Описание.

Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей.(22ч.)

Диалогическая и монологическая речь. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Повествование. Рассказ. Завязка, кульминация, развязка.

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь(24ч.)

Речь устная и письменная. Части речи. Имя существительное как часть речи.

Типы речи: рассуждение.

Глава 7. Что такое современный язык.(18ч.)

Современный русский литературный язык. Имя прилагательное как часть речи.Типы речи: описание предмета.

Употребление имен прилагательных в речи.

Глава 8. Как язык объединяет народы.(23ч.)

Русский язык – государственный язык РФ. Глагол как часть речи. Типы речи: описание состояния. Употребление глаголов в речи.

Календарно – тематическое планирование.

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Глава 1.

Наш родной язык

2 1

Вводный урок

Родной язык

Язык и речь

Система языка.

Звуки и буквы

Состав слова

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

Предложение

Входной контроль (Диктант)

Правописание.

Орфограммы и орфографические правила

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова

Двойные согласные в корне слова

Непроизносимые согласные

Текст.

1

1 7

Признаки текста

Язык и культура. Культура речи.

1

Культура речи. Обучение написанию изложения.

Повторение

Комплексное повторение материала главы1

Контрольный диктант «Повторение изученного в начальной школе».

Анализ контрольной работы.

Глава 2. На каком языке мы говорим

18

О языке и речи

Общенародный русский язык. Русский литературный язык

2 3

Система русского литературного языка

Фонетика

2 4

Звуковой состав слов и транскрипция

2 5

Слог и ударение

Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Гласные звуки: ударные и безударные

Графика

1

Буквы русского алфавита.

Обозначение звука [й’]

Фонетический разбор слова

Правописание

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

Правописание букв ь и ъ

Употребление прописных и строчных букв

Контрольная работа «Фонетический разбор слова».

Текст

Тема и основная мысль текста

Р.р. Обучение написанию изложения

Язык и культура речи. Культура речи

Нормы русского литературного языка

Повторение

Комплексное повторение главы 2. Контрольная работа "Правописание букв ь и ъ, гласных после шипящих и ц".

Анализ контрольной работы.

Глава 3.

Как язык служит для общения

2 5

О языке и речи

1

Разговорная и книжная речь

Морфемика

4 1

Морфемы – значимые части слова

4 2

Образование форм слов

4 3

Основа слова

4 4

Корень слова и однокоренные слова

4 5

Суффиксы

4 6

Приставки

4 7

Варианты морфем

Словообразование

4 8

Образование слов с помощью приставок

4 9

Образование слов с помощью суффиксов

Образование слов способом сложения

5 1

Морфемный разбор слова

Правописание

5 2-53

Корни с чередованием букв а и о

Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-

Корень - лаг- /-лож

Корень - рос- / -раст- / -ращ-

Корень - скак-/-скоч

5 4

Беглые гласные

5 5

Гласные и согласные в приставках

5 6

Безударные гласные в приставках

5 7

Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с

Повторение

1

5 8

Комплексное повторение материала главы 3

1

5 9

Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корне»

1

60

Анализ контрольной работы.

Текст

1

61

Строение текста

1

6 2

План текста

1

63

Речевой этикет

Глава 4. В чём заключается богатство языка

19

О языке и речи

1

6 4

Разновидности русского языка

1

6 5

Стили литературного языка (общее понятие)

Лексикология

1

6 6

Слово – основная единица лексикологии

1

6 7

Способы толкования слова

1

68

Однозначные и многозначные слова

1

6 9

Прямое и переносное значения слова

1

70

Тематические группы слов

1

71

Омонимы

1

7 2

Синонимы

1

7 3

Антонимы

1

7 4

Фразеологизмы

1

7 5

Словари русского языка

Правописание

1

7 6

Буквы о и ё после шипящих в корне

1

7 7

Буквы и и ы в корне после приставок

1

7 8

Комплексное повторение материала главы 4.

Самостоятельная работа

Текст

1

79

Типы речи

2

80-81

Р.р. Обучение сочинению

Повторение

1

8 2

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Глава 5.

Как в языке выражаются отношения людей

2 2

О языке и речи.

1

8 3

Диалогическая и монологическая речь

Система языка

1

8 4

Синтаксис

Словосочетание и предложение

1

8 5

Синтаксический разбор словосочетания

1

8 6

Виды предложений

1

8 7

Распространённые и нераспространённые предложения

1

8 8

Главные члены предложения

1

8 9

Второстепенные члены предложения

1

90

Предложения с однородными членами

1

91

Предложения с вводными словами и обращениями

1

9 2

Синтаксический разбор простого предложения

1

9 3

Сложное предложение

1

9 4

Способы передачи чужой речи

Правописание

1

9 5

Тире между подлежащим и сказуемым

1

9 6

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

9 7

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

1

9 8

Знаки препинания в сложном предложении

1

9 9

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

100

Комплексное повторение материала главы 5.

1

101

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

102

Анализ контрольной работы.

Текст

1

10 3

Повествование: рассказ

1

10 4

Формы обращения и речевой этикет

Глава 6.

Чем различаются устная и письменная речь

24

О языке и речи

1

10 5

Речь устная и письменная.

Морфология

1

10 6

Морфология. Части речи.

Имя существительное

1

107

Имя существительное как часть речи

1

108

Разряды имён существительных

1

109

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

1

1 10

Род имён существительных

1

1 11

Род несклоняемых существительных

1

11 2

Склонение имён существительных

1

1 1 3

Число – непостоянный признак имён существительных

1

1 1 4

Падеж – непостоянный признак имён существительных

1

1 1 5

Морфологический разбор имени существительного

Правописание

1

11 6

Прописная буква в именах собственных

1

11 7

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

1

11 8

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Гласные в суффиксах имён существительных - ек- и -ик -

2

119-120

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

1

1 21

Правописание существительных с суффиксами - чик- и - щик-

1

12 2

не с существительными

Повторение

1

12 3

Комплексное повторение материала главы 6.

1

12 4

Контрольная работа «Правописание существительных».

1

12 5

Анализ контрольной работы.

Текст

1

12 6

Тип речи: рассуждение

1

12 7

Р.р. Сочинение – рассуждение.

1

128

Что такое грамматические нормы?

Глава 7.

Что такое современный язык

18

О языке и речи

1

12 9

Современный русский литературный язык

Система языка

1

1 30

Имя прилагательное как часть речи

1

1 31

Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные

1

1 32

Полная и краткая форма качественных прилагательных

1

13 3

Формы степеней сравнения качественных прилагательных

2

13 4 -13 5

Склонение качественных и относительных прилагательных

1

13 6

Склонение притяжательных имён прилагательных

1

13 7

Морфологический разбор имени прилагательного

Правописание

1

13 8

Слитное и раздельное написание не с прилагательными

1

13 9

о и е после шипящих и ц в суфф. и окончаниях имён прилагат.

1

1 40

Правописание н и нн в прилаг.

Правописание суффикса -ск

1

1 41

Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

1

142

Анализ контрольной работы.

Текст

1

1 43

Типы речи: описание предмета

2

14 4 -14 5

Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине

Язык и культура. Культура речи

1

14 6

Употребление прилагательного в речи

Повторение

1

14 7

Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа. (тест)

Глава 8.

Как язык объединяет людей

2 3

О языке и речи

1

14 8

Русский язык – государственный язык Российской Федерации

Система языка

1

14 9

Глагол

Глагол как часть речи

1

1 50

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

1

1 51

Виды глагола

1

1 52

Переходные и непереходные

1

1 53

Возвратные и невозвратные

1

15 4

Определение типов спряжения глаголов

1

15 5

Изменение глаголов по наклонениям

1

15 6

Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении

1

15 7

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

1

15 8

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

1

15 9

Условное наклонение

1

1 60

Повелительное наклонение

1

1 61

Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.

1

162

Итоговая контрольная работа .

Правописание

1

163

Не с глаголами

1

164

Гласные е и и в корнях с чередованием

1

165

Буква ь после шипящих в глаголах

1

16 6

Суффиксы глаголов - ова- (-ева)- и - ива- (-ыва-)

1

16 7

Контрольная работа «Правописание глаголов».

1

16 8

Анализ контрольной работы.

Текст

1

16 9

Типы речи: описание состояния

1

170

Употребление глаголов в речи.

8

§ 1. Русский язык в современном мире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

14

Морфемика и словообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

§ 2. Морфемный состав слова и способы словообразования (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . 14

Лексика и фразеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

§ 3. Группы слов по происхождению и употреблению (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

§ 4. Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Морфология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

§ 5. Система частей речи в русском языке (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Синтаксис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

§ 6. Виды словосочетаний и предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . 47

§ 7. Интонация и порядок слов в предложении. . . . . . . . . . . . . . 54

1. Интонация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

2. Порядок слов в предложении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

60

§ 8. Правописание служебных слов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

1. Правописание предлогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

2. Правописание частиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

3. Правописание союзов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

§ 9. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

§ 10. Правописание не и ни с разными частями речи. . . . . . . . . . 70

76

§ 11. Текст в устной и письменной речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

82

§ 12. Выразительные средства лексики и фразеологии. . . . . . . . . 82

87

88

88

Глава 2 . Межкультурная коммуникация. . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

О языке и речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

§ 1. Диалог культур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

Система языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Синтаксис Односоставные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

§ 2. Простые двусоставные и односоставные предложения. . . . . 98

§ 3. Определённо-личные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

§ 4. Неопределённо-личные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

§ 5. Обобщённо-личные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111

§ 6. Безличные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

§ 7. Назывные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

§ 8. Неполные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Правописание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138

§ 9. Гласные и согласные в корне слова (обобщение) . . . . . . . . . 138

§ 10. Правописание приставок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142

§ 11. Правописание н и нн в разных частях речи (обобщение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

§ 12. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (обобщение) . . . . . . . . . 153

Текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160

§ 13. Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка. . . . . . . . . 160

§ 14. Интервью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

Культура речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

§ 15. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

Говорим без ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174

Повторение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

Подготовка к итоговой аттестации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

Глава 3 . Роль русского языка в Российской Федерации. . . . . 182

О языке и речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182

§ 1. Национальный, государственный и межнациональный язык. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183

Система языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Осложнённое простое предложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188

§ 2. Осложнённое простое предложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188

§ 3. Вводные конструкции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192

§ 4. Обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

§ 5. Однородные члены предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204

§ 6. Однородные и неоднородные определения. . . . . . . . . . . . . . 212

§ 7. Союзы при однородных членах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218

§ 8. Обобщающие слова при однородных членах. . . . . . . . . . . . . 224

Правописание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

§ 9. Тире в неполном предложении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

§ 10. Знаки препинания при обращениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236

§ 11. Знаки препинания при вводных конструкциях. . . . . . . . . . 240

§ 12. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244

1. Знаки препинания при однородных членах без союзов. . . . 245

2. Знаки препинания при однородных членах с союзами. . . . . 248

3. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. . . . . . . . . . 254

Текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

§ 13. Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

§ 14. Официально-деловой стиль: доверенность. . . . . . . . . . . . . . 262

Язык и культура. Культура речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266

§ 15. Употребление обращений в речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266

§ 16. Употребление вводных конструкций в речи. . . . . . . . . . . . . 270

Говорим без ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272

Повторение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274

Подготовка к итоговой аттестации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274

Глава 4 . Русский язык - мировой язык. . . . . . . . . . . . . . . . . . 280


Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия устройства мира, или «языковую картину мира».

Совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в единую систему взглядов, которую, сами того не замечая, принимают все носители данного языка. Реконструкции такой системы представлений, заложенной в русском языке, посвящена данная книга.

В нее вошли статьи трех авторов, в которых анализируются ключевые слова русской языковой картины мира — такие, как душа, судьба, тоска, счастье, разлука, справедливость, обида, попрек, собираться, добираться, постараться, сложилось, довелось, заодно и др.

В книге в доступной форме раскрывается сходство и различие русского языка и языка математики, описываются математические методы, используемые при изучении фонетики, орфографии, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики. Предлагаются лингвистические задачи, вопросы для размышления, ответы на них.

Книга предназначена для школ с углубленным изучением математики, а также для учащихся гуманитарных классов, лицеев и гимназий. Книга может быть использована на факультативных занятиях.

Русская языковая модель мира. Материалы к словарю

В книге рассматриваются ключевые идеи русской языковой картины мира, т. е. совокупность представлений об устройстве мира, которые говорящими на русском языке воспринимаются как сами собою разумеющиеся.

Делается попытка выявить связь этих представлений с некоторыми специфическими особенностями русской культуры. В частности, рассматривается семантика ряда трудно переводимых русских слов (простор, попрекнуть, вдруг, заодно и т. п.), обсуждается вопрос о том, каков образ человека в русской языковой картине мира, как в ней представлены время и пространство, какие бытовые представления и общие жизненные установки в неявном виде закодированы в значении русских слов, в чем заключаются особенности задаваемых русским языком этических представлений.

Русский анекдот. Текст и речевой жанр

В книге рассматриваются особенности языкового оформления анекдотов в современной русской речи.

Исследуются отличия анекдотов от смежных жанров: острот и шуток, баек и устных новелл и т. д. Описываются речевые характеристики основных персонажей современного русского анекдота, пределы варьирования анекдота. Теоретические положения иллюстрируются многочисленными примерами анекдотов, реально рассказываемых в современном русском обществе.

Русский язык и внеязыковая действительность

Книга посвящена различным сторонам отражения в русском языке внеязыковой действительности.

Первая часть посвящена проблемам рефренции, т.е. описанию того, как механизмы, задающие способ соотнесения языковых выражений с внеязыковой действительностью, определяют функционирование различных уровней языковой системы русского языка.

Линия учебников под редакцией А. Д. Шмелёва отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения и организации учебной деятельности учащихся. Их особенностью является построение учебного материала по модульному принципу, при этом под модулем понимается единица организации материала, направленная на комплексное достижением метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем. Линия включает аудиоприложения, словари, электронные учебники, рабочие тетради и методические пособия.

Учебники русского языка для 5–9 классов под редакцией известного лингвиста А. Д. Шмелева строятся по модульному принципу, где модуль - это фрагмент учебной программы, состоящей из повторяющихся разделов. Каждый модуль завершается разделом «Повторение», который готовит к контролю и самоконтролю в конце изучения каждой главы. Задания на повторение различаются по уровню сложности: от тестов базового уровня до проектной работы повышенной трудности. Линию учебников отличают добротно составленные справочные материалы: орфографический, орфоэпический и толковый словари, достаточно объемные для школьного учебника. В учебниках представлены детальные инструкции для проведения лингвистических разборов.

Два раздела каждого модуля (главы), «Язык и речь» и «Текст», посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Особенностью учебников этой линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику. Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка. Завершается каждый модуль учебника разделом «Повторение», где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов. В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Рабочие тетради «Русский язык. Словарные слова без ошибок» для 5 и 6 классов предназначены для углублён-ной работы с лексическим значением, происхождением, функционированием, с фонетической и морфемной структурой слов с непроверяемым написанием. Рабочая тетрадь «Русский язык. Развитие письменной речи» представляет набор систематизированных упражнений для развития письменной речи учащихся 5–6 классов. В рабочих тетрадях «Русский язык» для 5–7 классов и «Русский язык. Правописание. Культура речи» для 7 и 8 классов материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов «Правописание» и «Язык и культура. Культура речи».

Особо стоит подчеркнуть значение роли аудиоприложения к учебнику: оно не только обеспечивает вариативность урока, служит развитию навыков самоконтроля и аудирования разного типа, но и готовит к изложению на ОГЭ.

Электронная форма учебника содержит технические задания, тренажеры, помогает организовать учебную деятельность на уроке и дома при подготовке к промежуточному и итоговому контролю.

Методические пособия для учителя «Русский язык. Проектирование учебного курса» включают рабочие программы для 5 и 6 классов, таблицы тематического и поурочного планирования, рекомендации по организации контроля и оценки планируемых результатов, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; тексты контрольных диктантов и тексты упражнений для аудирования.