Характеристика функционально-смысловых типов речи. Функционально-смысловые типы речи

  1. Русский язык

Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 10-11 классов перейти на более высокий уровень обучения – творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.

Тренировать речемыслительные умения позволяют уроки-коммуникации, методика проведения которых была предложена Е.С.Антоновой в журнале “Русский язык в школе”.

Начинается урок с мобилизующего этапа (сформулированы тема и цель урока). Методический приём (акцентно-смысловое чтение стихотворения “Последнее свидание”) становится этапом предпонимания художественного текста. Вопросы “Какими вы представляете участников свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей?” являются началом герменевтического анализа художественного текста, продолжением которого станет работа в группах. Задания, направленные на выполнение аналитических процедур, предлагаются в соответствии с индивидуальными особенностями групп. Для работы в группе создаются необходимые условия (группы формируются с учётом психологической совместимости детей, приготовлены раздаточный материал и словари.). Работа в группах требует от каждого участника диалога умения ставить перед собой задачу и добиваться её осуществления, общаться, сотрудничать с одноклассниками, быть коммуникабельным и самодисциплинированнным, а также уметь выполнять поисковые задания (работа со словарями, вопросы-“зацепки”).

На этапе интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур (в устной форме) дети должны продемонстрировать рецептивно-аналитические текстовые умения, умение аргументированно говорить, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов, определять функционально-смысловую характеристику текста.

Упражнение аналитико-синтетического характера (“псевдотекст”) принуждает каждого ученика (индивидуальная работа) проанализировать “псевдотекст”, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом. Такое задание предполагает наличие у ребят умений анализировать текст с точки зрения функционально-смыслового и герменевтического подхода и даёт возможность обрести более устойчивую базу знаний и умений.

Заключительным этапом урока становится рефлексия собственной учебной деятельности с использованием речевого клише. Этот вид задания побуждает ученика мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы.

Домашнее задание (синтетическое упражнение) ориентировано на актуализацию опорных знаний и умений и применение их в новой ситуации.

Урок-коммуникация.

Тема урока: “Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”)”.

Образовательная цель:

совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, в частности умение проводить полный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения.

Повторить основные речеведческие понятия (тип и стиль речи, средства и способы связи предложений в тексте);

Закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

Совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи, речевых клише.

Развивающая цель:

Воспитательная цель:

воспитание субъектности.

Оборудование:

– картина И.Н.Крамского “Некрасов в период “Последних песен”;

– П.И.Чайковский “Осенняя песня”;

– толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Примерное содержание урока.

1 Самоопределение

(цели и задачи).

Продолжаем разговор о типах речи, и тема сегодняшнего урока “Типы речи в структуре произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”. Нам необходимо определить тему, идею и типологическое строение данного текста, последовательность расположения типовых частей и их влияние на выбор языковых средств.

2.Актуализирующие задания.

(Акцентно-смысловое чтение: заранее подготовленный ученик декламирует стихотворение И.С.Тургенева под аккомпанемент музыки П.И.Чайковского “Осенняя песня”). Предварительно перед детьми ставится задача: определить, какова тема произведения “Последнее свидание”?

3.Этап предпонимания

(начальный этап герменевтического анализа текста).

Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства?

4.Групповая работа по карточкам-заданиям.

Вопросы “Каково типологическое строение данного текста? Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?” являются общими для всех групп, образованных на базе данного класса.

Но каждая группа имеет и индивидуальные задания (см. Приложеие1).

5. Отчёт групп о проделанной работе

(этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур).

(Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом., находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги . Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “короткими, близкими ”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие ” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью.

В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг !” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохший худая, словно обглоданная рука измождённая грудь – съеженные зрачки ”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом: “болен безнадёжно – недуг – ужас и безобразие – (женщина) смерть ”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились ” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился, вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить ) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал , порывисто протянул, заколыхалась, скатились ) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению.

Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая, тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы ). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает ), о себе – в разговорном (почудилось ). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”.

Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

Говоря о произведении И.С.Тургенева, нельзя не вспомнить картину Крамского “Некрасов в период “Последних песен”.

Сначала художник задумал её в своеобразной композиции: Некрасов “на подушках”. В письме к П.М.Третьякову 16 февраля 1877г. Крамской писал: “все окружающие восстали, говорят – это немыслимо, к нему нейдёт, что Некрасова даже в халате представить нельзя…”. Так Крамской начал другой портрет и сделал его: бюст Некрасова со скрещенными на груди руками. Однако прежняя идея не была отвергнута. Более того, она была поддержана поэтом. “Нужно сказать ещё, - делится своими планами Крамской с Третьяковым, - что портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал; в малом виде вся фигура на постели и некоторые детали в аксессуарах”. Художник дежурил около Некрасова неделями, в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот, урывками. Творческий порыв поэта стал лейтмотивом картины. Портрет экспонировали на литературном вечере, на сороковой день после смерти Некрасова.

Иссохшим в подушках под бременем муки,

Таким ты России его передашь.

Крамской нарисует прозрачные руки

И плотно прижатый к губам карандаш,- скажет поэт Всеволод Рождественский, в конце признаваясь:

И мог ли я думать, что близким навек

Мне станет вот этот сгоревший до пепла

В труде и азарте большой человек.

6.Аналитико-синтетическое задание.

Весь ли текст И.С.Тургенева прочитан? Ознакомьтесь со вторым вариантом стихотворения “Последнее свидание” (см. Приложение 2). Выразите своё отношение ко второму тексту.

(Это псевдотекст. Есть инородные части. Взгляд со стороны не соответствует позиции автора, “тайный психологизм” несовместим с прямым называнием человека трупом.)

7.Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише (я понял.., я принял (к сведению) и усвоил.., я согласен…).

8.Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (рассуждение на тему: “Что лучше: мир или вражда?”).

Приложение 1

Карточка №1.

– Найдите в первой части текста предложения с прямым порядком слов. На чём хотел сосредоточить внимание читателей автор, используя в этой части прямой порядок слов?

– Найдите и выпишите из текста антонимы. С какой целью они используются в произведении?

– Проследите по тексту за употреблением видовременной формы глаголов. Когда видовременная форма глаголов меняется, с какой целью?

– И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты. Какие двойные эпитеты и с какой целью использует автор в “Последнем свидании”? Уточните лексическое значение найденных эпитетов по словарю.

– Инверсия придаёт высказыванию экспрессивный характер и поэтому является одним из наиболее выразительных средств. Найдите в первой части текста инверсию, определите цель её употребления.

– И.С.Тургенев лишь единожды использует риторическое обращение и восклицательное предложение. Какова их роль в этой части текста?

Карточка№2.

– В стихотворении есть словосочетания наречия + глагол. Какова роль таких сочетаний в понимании смысла текста?

– И.С.Тургенев – мастер “тайного психологизма”. “Тайный психологизм” - это меткое слово, точная интонация, позволяющие раскрыть сложные отношения между людьми, не прибегая к пояснению и прямым оценкам. Найдите приёмы “тайного психологизма” в стихотворении “Последнее свидание”.

– Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Градация строится на нагнетании синонимов. Найдите синонимы к слову “высохший” и выпишите их в тетрадь. Определите по словарю лексическое значение этих слов. Можно ли считать их отрицательной градацией? С какой целью они (синонимы) употребляются в тексте?

– Приставка за-, обозначающая начало действия, любимая приставка И.С.Тургенева. Как часто использует автор эту приставку в “Последнем свидании” и с какой целью?

Карточка №3.

– Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Докажите свою точку зрения. Найдите синонимы к слову болезнь.

– Самым распространённым эпитетом в фольклоре является белый цвет. Древнейшее значение его – “светить, сиять, блестеть ”. Даже сейчас слово белый вызывает ассоциации с понятиями “чистый, радостный, праздничный, успокаивающий ”. Белый цвет – символ радости, благодати, красоты. Слово белый – стилистически нейтральное слово. Почему И.С.Тургенев использует слово белый, а не седой при упоминании о смерти?

– Синтаксический параллелизм предполагает соблюдение одинакового порядка слов в следующих друг за другом предложениях или их частях. Найдите в произведении примеры употребления синтаксического параллелизма, определите его роль в тексте.

– И.С.Тургенев создаёт образность простыми средствами, используя стилистически нейтральные слова. Но есть и исключения. Найдите в стихотворении слова высокого стиля, какова их функция в тексте?

– Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Как они соотносятся? Что даёт такое построение (приём обрамления) текста для понимания идеи произведения?

Приложение 2.

Последнее свидание.

1.Мы были когда-то короткими, близкими друзьями…

2.Но настал недобрый час – и мы расстались как враги.

3. Прошло много лет…

4. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадёжно болен и желает видеться со мною.

5.Я, с цилиндром в руках, бодрый, высокий, представительный, отправился к нему, вошёл в его комнату…

6. Взоры наши встретились.

7. Я едва узнал его.

8. Боже! что с ним сделал недуг!

9.Он казался почти трупом.

10. Жёлтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе…

11.Он не мог сносить давление самого лёгкого платья.

12.Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрёк ли – кто знает?

13.Странно было видеть, что такой труп говорит, шевелит губами.

14. Измождённая грудь заколыхалась – и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

15.Сердце во мне упало…

16.Я сел на стул возле него – и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

17.Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

18.Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина.

19.Длинный покров облекает её с ног до головы…

20.Никуда не смотрят её глубокие, бледные глаза; ничего не говорят её бледные, строгие губы…

21.Эта женщина соединила наши руки…

22.Она навсегда примирила нас.

23. Да… Смерть нас примирила…

Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рассуждение это тип речи целью которого является выяснение какого-либо понятия доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение это цепь умозаключений на какую-либо тему изложенная в последовательной форме. Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

10.1 План - конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Рассуждение».

Цели :

1. Углубить понятие о типах монологической речи.

2. Продолжить работу над пунктуационными, синтаксическими, орфографическими и иными ошибками изложений (над наиболее типичными коллективно, над остальными – индивидуально.

3. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти.

Задание 1. Прочитайте и перескажите текст. Определите его тип.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли. Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле – есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев).

Задание 2. Перепишите. Определите тип речи.

Что делает кровь?

Почему кровь так важна для нашего организма? Ведь есть органы, более важные, чем кровь, например, сердце или печень. Однако кровь тоже является важным элементом человеческого организма. Во-первых, кровь разносит по всему организму кислород, которым мы дышим. Во-вторых, кровь борется с микробами, которые попадают в наш организм. Она обволакивает их и затем уничтожает. В-третьих, кровь может быть вязкой и сворачиваться, что происходит при порезах.

Задание 3. Выберите правильные варианты значений (дефиниции) неологизмов.

1. Бакалавр

1. Нарушать, лишать стабильности

2. Баланс

2. Близкий к фашизму

3. Беспредел

3. Соотношение данных, цифр

4. Дестабилизировать

4. Очень активный

5. Дивиденд

5. Склад ума, характер мышления

6. Диссидентство

6. Наблюдение, оценка, прогноз

7. Интерактивный

7. Любитель лакомств

8. Квота

8. Настроенный враждебно к властям

9. Коллаж

9. Соединение разнородных элементов

10. Консолидация

10. Давление

11. Коричневый

11. Способствующий фашизму

12. Менталитет

12. Верующий, путешествующий по святым местам

13. Мониторинг

13. Учёная степень

14. Неблагонадежный

14. Диалоговый

15. Паломник

15. Произвести санацию полости рта

16. Прессинг

16.Несогласие с господствующей идеологией

17. Профашистский

17. Часть прибыли

18. Саммит

18. Встреча глав государств

19. Санкционировать

19. Объединение, сплочение

20. Сертификат

20. Допустимая норма

21. Отсутствие каких-либо норм, правил, законов

22. Признать законным

23. Нефашистский

24. Относящийся к монитору

25. Удостоверение

Глоссарий

Русский язык

Дефиниция

Английский язык

Дедукция

Индукция

Коллоквиум

Полемика

Синтез

Задание на СРСП: 1) Задание 1.

Задание на СРС: Задание 2, 3. Выписать толкование слов глоссария.

Литература

Print - S , 2005. – 529 с.


10.2 План - конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционально-смысловые типы монологической речи. Типы рассуждений».

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеют право на образование»

«Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование».

Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступают в форме рассуждения.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых – сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

Например: «Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение».

В художественной литературе рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого, философского осмысления действительности и др.

Например: «Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь» (Абай Кунанбаев).

Цель рассуждения: исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

Особенность рассуждения: используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Модель текста-рассуждения: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки па авторитеты, заведомо истинные положения и т.п.) и вывод.

Виды рассуждений:

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

  1. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью теста – рассуждения.

  1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

Пример рассуждение-объяснение (что это такое):

Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для формирования изображения на экране. Все, что вы видите на экране своего монитора, создано процессором с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение.

При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила:

  1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.
  2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? Кажется искусственным и неуместным.
  3. После тезиса в объяснении используются, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том.., что, вот почему, вот, например, об этом свидетельствуют такие факты, как, как выяснилось…
  4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.
  1. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тесте, а могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и.т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга:

  1. экспозиция (подведение к проблемному вопросу);
  2. система проблемных вопросов и ответы на них;
  3. выводы.

Задание на СРС: Составьте текст-рассуждение на темы:

  1. «Необходима ли цензура в Интернет?»
  2. «Плюсы и минусы электронного бизнеса»
  3. «Безопасность человека в Интернет-пространстве»
  4. «Интернет и культура (проблема деградации личности)

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print - S , 2005. – 529 с.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30669. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра 13.08 KB
Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи которые до него считались непоэтическими: уличное воровство проституцию пьянство самоубийства семейные раздоры и так далее.Роль поэта и предназначения поэзии отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении Элегия 1874.
30670. Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник») 13.94 KB
В этом отношении показательны рассказы Чистый понедельник и Господин из Сан-Франциско. Рассказ Господин из Сан-Франциско раскрывает кризис западноевропейской цивилизации постигший ее в начале 20 века.Герой рассказа некий господин из Сан-Франциско становится символом бездуховного буржуазного мира.
30671. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» 14.18 KB
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре рассказ Изергиль о своей жизни легенда о Данко.Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни два представления о ней.Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу Данко же решил добыть ее для всего племени.
30672. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в 13.4 KB
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем поднимаемой в классической литературе.Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь свое дворянское и офицерское достоинство.В романе Евгений Онегин дуэль становится тем явлением которое противоречит внутреннему миру героя.Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь в противоположность Ленскому.
30673. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 13.32 KB
Булгакова Мастер и Маргарита Нет зла без добра нет Сатаны без Бога и Сатана также естествен в мире как обитель добра. Это основная философская мысль в романе Мастер и Маргарита. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога устроить судьбу Мастера в новой жизни. И поэтому Мастер вынужден уйти под опеку к Воланду.
30674. Тема «русского бунта» в произведениях отечественной литературы 14.29 KB
Тема русского бунта нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы но несомненно свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.Работая над этим произведением писатель пользовался многочисленными историческими источниками совершил поездку по местам пугачевского бунта записывал рассказы очевидцев. В Капитанской дочке перед нами предстает Пушкин художник раскрывающий тему народного бунта в высшей степени художественно.
30675. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы 14.5 KB
Конфликт в который вступают Чацкий и московское общество весь ход сюжета убедительно доказывают что Чацкий по сути дела один на один с целым мирком в миниатюре миром Фамусова. Фамусовское общество является жалким подражателем всего французского; и только Чацкий единственный русский человек во всей пьесе. Воскреснем ли когда от чужевластья мод вопрошает он иронизируя над тем что московское общество одевается по французской моде предпочитает французскую кухню французский язык знает лучше чем русский.Фамусовское общество...
30676. Тема греха и покаяния в русской литературе 13.81 KB
Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф.Проблему нравственного греха и покаяния ставил не только Ф.Таким образом тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей.
30677. Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3 -4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Тема жизни и смерти в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» 14.68 KB
Тема жизни и смерти в стихотворении Мы теперь уходим понемногу В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил что я успел для чего пришел в этот миЕсенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Жизненный путь пройден природа завершила свой кругСоотношение весны человека и...

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. статичностью. Описание = перечисление одновременных или постоянных признаков предмета; противопоставлено повествованию и отличается статичностью.


Описание В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясётся, и Терек шумит, как колёса, движущие жернова. (А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»)


ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии. Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии.


ПОВЕСТВОВАНИЕ действия, движения Изобразительная и выразительная сила повествования – в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени Особая роль в этом отводится глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени. Такие глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию повествованию.


ПОВЕСТВОВАНИЕ разновременный план В повествовании может быть разновременный план, то есть последовательность может выражена разными временными формами глаголов: За семь лет я объехал весь север, а теперь объезжаю Великолукскую область. Я даю концерты по сёлам и маленьким городам… (К.Паустовский. «Беглые встречи»).


ПОВЕСТВОВАНИЕ третьего лица Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование, когда образ рассказчика отсутствует. первого лица Может также идти от первого лица, и в этом случае повествователь назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.


ПОВЕСТВОВАНИЕ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ – цепочка событий, составляющая содержание действия литературного произведения. ФАБУЛА ФАБУЛА – последовательность, цепочка главных выделенных и изображаемых событий. М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пример несовпадения фабулы и сюжета – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула: Фабула: «Тамань» (4) > «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4). «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4).">




СР.: ОПИСАНИЕ (ГЛАГОЛЫ НЕСОВ. В.): Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекой тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Здесь представлено так называемое динамическое описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАГОЛЫ СОВ. В.) … по ней прошли нагруженные баржи под натянутыми парусами и промелькнули рыбачьи лодки. За рекою потянулись холмы и поля, несколько деревень оживило окрестность.


РАССУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … Композиционные элементы рассуждения: Композиционные элементы рассуждения: 1) тезис – высказывание мысли; 1) тезис – высказывание мысли; 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 3) вывод, итог, заключение. 3) вывод, итог, заключение.


Рассуждение Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать, сколько лет в общей сложности провёл русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного бежина луга?... (В.Солоухин «Уроки Тургенева»).


ОПИСАНИЕ Характеристика Татьяны Лариной 1. Татьяна в детстве печальна, молчалива, она не ласкается к родителям, не играет с детьми, целыми днями просиживает молча у окна. 2. Татьяна в юности много читает, она любит природу; она искренна в своих чувствах, не легкомысленна, как ее сестра Ольга и другие «уездные барышни». РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение о Татьяне Лариной 1. Татьяна в детстве – необычный ребенок, так как она печальна, молчалива, не ласкается к родителям, не играет с детьми. 2. Татьяна в юности не похожа на уездных барышень- кокеток, потому что она много читает, близка к народу, любит уединение в природе, искренна в своих чувствах.


3. 3. Татьяна – жена богатого и влиятельного генерала. Она светская дама в Петербурге. Однако светскую жизнь она называет «ветошью маскарада» и мечтает о полке книг, о диком саде в поместье, она не изменяет и своим чувствам. Здесь описательный жанр монологического высказывания, так как в характеристике перечисляются внутренние черты человека, но не устанавливается причинно-следственная связь между явлениями. 3. Татьяна самобытна и в период жизни в петербургском светском обществе. Она не подверглась чуждым влияниям и осталась верна мечтам о полке книг. 4. Татьяна – идеал русских женщин 1-й трети 19 в. в изображении Пушкина, потому что она необычна с самого детства, не похожа на светских барышень. Здесь выявляются причинно-следственные связи между явлениями и присутствует вывод, что свойственно рассуждению.


ЗАДАНИЕ Определите ФСТР: Определите ФСТР: 1. «Знойный душный полдень. На небе ни облачка» (А.П. Чехов «Егерь»). 2. «Утро. Бьёт одиннадцать» (М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»). 3. «Зима. Что делать нам в деревне?» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 4. Двенадцать… Сейчас, наверно, прошёл он через пост… (К.Симонов «Сын артиллериста). 5. «Сибирь… Она в Сибирь… Приехала сама, вызвалась добровольно… (Г.Марков «Сибирь»).




ЗАДАНИЕ (продолжение) 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.С.Пушкин). 2. Максим Максимыч один ушёл на охоту. Я один сижу у окна. Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями (М.Ю.Лермонтов). 3. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку, встрепенувшись, рогожка рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум (А.П.Чехов).


ЗАДАНИЕ 4. Музыка притихла, старички улетели, куропаток не видно. Над поблеклой травой носятся грачи (А.П.Чехов). 5. Ночью первым из колонны, обломав у края лёд, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился, оттолкнулся и пошёл. Второй за ним (А.Т.Твардовский). 6. На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студёно, как в сенях (А.Н.Толстой).


ОТВЕТ 1-е пример 1-е пример – описание (статическое); 2-й пример 2-й пример – повествование; 3-й пример 3-й пример – повествование; 4-й пример 4-й пример – описание (динамическое); 5-й пример 5-й пример – повествование; 6-й пример 6-й пример – описание (динамическое).


ЗАДАНИЕ (продолжение) Мы приехали туда в сумерки. Северное море шумело у широкой дамбы. Тусклый туман расползался под водой. Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. В тесной гавани на рыболовных ботах были развернуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочки из-под рыбы…(К Паустовский. Уснувший мальчик). Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование) Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование)



Конспект урока «Функционально-смысловые типы речи. Текст» 10 класс
Учитель Бокатая В.А.
14.12 2016г.
Цели урока: обобщить знания по темам «Текст. Типы речи», привести в систему ранее изученное по данной теме, совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверить степень готовности класса к уроку, наличие необходимых учебных материалов и принадлежностей, рекомендации по использованию учебного пособия и тетрадей, сообщение о том, что в ходе урока будет составляться краткий конспект изучаемого материала.
2.Работа по теме урока.
1)Объявление и запись темы урока.
2)Реализация мотивационных и метапредметных задач урока:
-Все ли в объявленной теме урока понятно? Как следует понимать во взаимосвязи понятия «функция» и «смысл»? (Деятельность и содержание деятельности)
-При изучении каких предметов вам приходилось применять данные понятия? (Физика, химия, математика, литература)
-Сегодня на уроке литературы вы получили творческое задание по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Какие затруднения вы ощутили перед выполнением этого задания? (Необходимость тщательного изучения художественных текстов, их интерпретация и создание на этой основе собственных аналитических текстов).
Запись на доске: интерпретация – восприятие и истолкование чужого текста с целью создания текста вторичного, собственного)-Так каковы же цели вы видите в рассмотрении сегодняшней темы урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили? (Систематизировать знания о тексте, подходах к его анализа и совершенствовать умения создавать собственные тексты не только на уроках русского языка и литературы, но и других уроках, а также в будущей жизни)
3)Слово учителя.
Несколько лет назад в США проводился конкурс среди старшеклассников, ваших ровесников, представлявших страны Америки, Европы, Азии, Австралии, на лучшее понимание и интерпретацию текстов. Текст же представлял собою обычную инструкцию по использованию холодильной установки для дома. Конкурсанты должны были на время изучить инструкцию, включить установку и написать свой отзыв о прочитанной ими инструкции.
Как вы думаете, ребята из какой страны были лучшими? (Таиланд, Индия, Китай)
Этот пример говорит о том, что текст необходимо не только умело читать, но и вникать в его смысл для того, чтобы быстро и правильно извлекать из него необходимую информацию, выделять главное, эффективно использовать эту главную информацию и уметь оценить как достоинства, так и недостатки чужого текста посредством своего собственного текста любого стиля и типологии.В нашей школьной практике – это сочинение.
Отсюда вытекает еще более прагматичная для нас с вами задача: подготовиться к написанию сочинения по заданному тексту на ЕГЭ по русскому языку в следующем году, поскольку КИМы такую работу на экзамене и предусматривают.
-Помните, какое это задание в КИМ? (25-е)
4)Беседа с классом по материалу учебного пособия, просмотренного учащимися дома.
-Что такое текст? (Несколько предложений, соединенных общей мыслью и темой и связанных грамматически)
По ходу формулировки ответов производится краткая запись положений на доске и в тетрадях
-Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, логическая и грамматическая связь между частями и предложениями)
-Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий).
Учитель: Помните, ребята, что единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Именно темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывая ее.
-Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор, ради чего он и создал текст)
Учитель: Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль (идею) нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
-Примеры: название изученных нами произведений выражают тему или идею произведений? («Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, «Обломов» Гончарова)
-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные для понимания проблематики и идеи текста)
-Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста).-Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложений с предыдущим при помощи лексического или грамматического повтора, местоименной или синонимической замены, перифразы, ассоциации, одинаковых форм членов предложения. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому могут служить одинаковый порядок слов, анафора, антонимы, одинаковая цель высказываний и даже интонация).-Переведите данные схемы в словесную форму:

Повтор местоим. синоним

==========

Какие типы речи вам известны? (Повествование, рассуждение, описание)
-Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры из упражнений учебника.
Учитель: типы речи: описание, повествование, рассуждение – могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях. Попытаемся представить себе, какие картины запечатлены в памяти после прочтения любого текста. Что вы можете мысленно представить, обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые вы можете описать, перед нами описание.
-Где функционирую описания (При создании портрета, пейзажа, создания психологического портрета персонажа, интерьера, трудовых процессов, движений и стихий в природе и т.д.)
Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, а как последовательность во времени каких-то событий. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.- А что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки или фото? Ход мыслей. Речь идет о рассуждении. Надо помнить, что рассуждение бывает нескольких видов: просто размышление (обычно в жанре эссе), объяснение (инструктаж), доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свою точку зрения, доказывает (Аргументирует, иллюстрирует свои доводы), делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением. Композиция рассуждения классическая:
Тезис (высказывание, утверждение какой-либо мысли);
Доказательство или опровержение мысли с помощью определенных доводов, аргументов, фактов, примеров;
Вывод, который следует из всего сказанного или написанного выше. Любое сочинение рассуждение можно представить в образе «конфеты», «вкус» и «начинка» которой и есть структура рассуждения: вступление- тезис, основная часть – аргументы, заключение-выводНа доске:

Особенности каждого типа речи мы подробнее рассмотрим на следующем уроке, которое пройдет в форме практического занятия.
А сейчас мы попытаемся поработать с текстами и определим их типологии.
3. Закрепление изученного (практические задания) Работа с раздаточным материалом (см. на отдельном листе), который размещается на каждую парту. Вопросы и задания к текстам – под текстами.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что необходимо знать о тексте?
-Как связаны между собой тема, идея и проблематика текста?
-Какова композиция рассуждения?
-Полезны ли были вам те сведения, которые вы получили в ходе урока.
6.Оценка учителем работы класса.
Домашнее задание по группам: 1 группа – описание, стр.156-167, упр.299; 2 группа – повествование, стр.152-156, упр.199; 3 группа – рассуждение, стр.167-176, упр.311\s

Библиотека
материалов

Когда порою не дается слово,

Григорий Кукарека

Цель:

Оборудование:

Метод обучения

Форма проведения

Тип урока : обобщающий.

Технология обучения

Ход урока:

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,

В котором чувств моих и мыслей суть,

К словам отцов я обращаюсь снова,

Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь «к словам отцов», прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I .Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

    Запишите словосочетание «зимняя степь» и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.

    Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

    Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам

Распутан по степи ночной

Пушистый клубок снегопада

Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета

Лишь крыльями тени взмахнет -

Проснусь на меже тьмы и света,

Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:

Над белой равниной полей

Румяное яблоко-солнце

На дымчатых ветках лучей.

Замела метелица ложбинки,

Разметала руки, сладко дремлет.

Белые созвездия снежинок

Снова опускаются на землю.

И в селе намного стало тише,

Загрустил о лете старый сад.

А на плечи зябнущие вишен

Все летят снежинки и летят.

А за садом звонкий скрип полозьев -

Кони снег взметают на бегу.

И так пахнет молодым морозом,

Что вкусней представить не могу!

Г. Кукарека

    Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

    Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

    Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

II . Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

- Какого типа речи получились тексты?(Описание)

    Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

    Это тема сегодняшнего урока.

IV

    Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся .

    Сравните ваши высказывания с планом на доске.

    Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

.

    Виды текстов-описаний.

    1. композиционные;

      лексические;

      морфологические;

      синтаксические.

V

Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.

« Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

    Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

    Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

    Подберите синонимы к слову «состояние». (Настроение, самочувствие, расположение духа).

    Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

    Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

    А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

    Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

    Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

Что является «данным» в этом тексте?(Лес, человек)

    Что является «новым»?(Признаки леса, чувства человека)

    Как взаимосвязаны «данное» и «новое»? Какой тип связи используется?

(Параллельный)

Изобразите этот тип связи на схеме.

общая тема

    Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно «данное» или общая тема. Сведения о «данном» и будут «новым».

Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

    Общее представление о предмете. (Предложение 1)

    Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

    Это слова одной тематической группы «лес зимой» - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

    Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

    Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

    А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

    Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

    Это основные морфологические особенности текстов описаний.

    Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

    Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

    Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

    Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

VI . Этап рефлексии.

Заполните в таблице «Функционально-смысловые типы речи» графу «Описание».

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ФУНКЦИОНАЛЬНО - СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Повествование

Описание

Рассуждение

Сообщить о развивающихся действиях.

Раскрыть связанные между собой явления

действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Дать представление о внешних сторонах объекта путем перечисления его характерных

Признаков.

Сообщить о причинах или следствиях.

Разъяснить и подтвердить какую-либо мысль.

Углубить знания об окружающем мире.

Пространственно-временное представление ситуации.

Статичное представление элемента (фрагмента) ситуации, указание на ряд признаков предмета, отнесенных к определенному моменту речи

Аргументация признаков, состояний; отношений; передача хода развития мыслей.

Для передачи последовательности различных событий, явлений, действий

Для воссоздания мира предметов и установления связей между ними

Для получения нового знания о предмете, объекте

Соотноше-ние

С миром «вещей», предметов

С миром «вещей», предметов

С миром понятий, суждений

Иерархия

Первичный

Вторичный по отношению к повествованию

Субъект по-вествования

Проявление незаметно (но может быть, например, сказ)

Большие возможности проявления

Обязательно эксплицирован

Действия, события, поступки, процессы. динамика. Образности мало

Свойства, внутреннее состояние, статика. (когда повествование переключается на описание, время останавливается - процесс ретардации). Средоточие образности.

Хронотоп

Время + пространство

Пространство (сосуществование признаков во времени)

Нет ни времени, ни пространства (объекты в причинно-следственных связях)

Композиция

Эпизод; фабула (совоку пность эпизодов)

Внефабульные элементы (портрет, пейзаж, интерьер)

Внефабульные элементы (лирические отступления, внутренние монологи, потоки сознания, обращенные к читателю)

Грамматика

Конструкции последовательности действии.

Обычно предложения не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры: соблюдается повествовательный порядок слов, когда сказуемое стоит после подлежащего и обозначает конкретное действие (чаще глаголы соверш. Вида)

Конструкции описания, перечисления (чаще

глаголы несов. Вида, настоящего и прошедшего времени) Важны слова, обозначающие свойства, качества предмета

Констру кции доказательства: абстрактная

лексика, связанная не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений; сложные предложения, которые могут передавать различные логические отношения

Повеств.= событие 1 + событие 2 +событие 3

Опис.= признак1 + признак 2 + признак 3 . .

Рассужд. = тезис-суждение1-суждение2 – суждение 3

    Обязательно ли описание выполняется в художественном стиле?

Слово учителя : Очень важно, ребята, чтобы ваши творческие работы (стихи, сочинения, пейзажные этюды) были не просто красивой фотографической карточкой картины природы, а главное, чтобы каждая строчка, написанная вами, дышала любовью к родной земле, ее, может быть, неброской красоте, которая живет в сердце каждого из нас.

VII . Д.З . Вопрос по теме урока (устно):

Чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.

Упражнение 309 - по учебнику - (базовый уровень);

- *творческая работа «Нетленная краса родной земли» (жанр работы, тип речи по выбору уч-ся) – индивид. задание.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Функционально-смысловые типы речи.

Особенности текстов описательного характера.

Когда порою не дается слово,

Григорий Кукарека

Цель:

Систематизировать знания об описательном типе речи;

Продолжить работу по формированию умений логически мыслить, сравнивать сходные и отличительные черты текстов - описаний;

Содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова – Микитова, Г.Кукареки.

Метод обучения : проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения : работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно – исследовательская лаборатория).

Тип урока : обобщающий.

Технология обучения : анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

Ход урока:

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,

В котором чувств моих и мыслей суть,

К словам отцов я обращаюсь снова,

Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь «к словам отцов», прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I .Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

- Запишите словосочетание «зимняя степь» и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию. - Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

1. Расширение «вербального облака» смысла словосочетания «зимняя степь».

- Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам

Распутан по степи ночной

Пушистый клубок снегопада

Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета

Лишь крыльями тени взмахнет -

Проснусь на меже тьмы и света,

Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:

Над белой равниной полей

Румяное яблоко-солнце

На дымчатых ветках лучей.

* * *

Замела метелица ложбинки,

Разметала руки, сладко дремлет.

Белые созвездия снежинок

Снова опускаются на землю.

И в селе намного стало тише,

Загрустил о лете старый сад.

А на плечи зябнущие вишен

Все летят снежинки и летят.

А за садом звонкий скрип полозьев -

Кони снег взметают на бегу.

И так пахнет молодым морозом,

Что вкусней представить не могу!

Г. Кукарека

- Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

- Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

- Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

2. «Вбирание» впечатлений через зрительный канал восприятия.

Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

II . Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III . Этап демонстрации (предъявление текстов).

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

- Какого типа речи получились тексты?(Описание)

- Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

- Это тема сегодняшнего урока.

IV . Этап актуализации имеющихся знаний.

- Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся .

- Сравните ваши высказывания с планом на доске.

- Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске )

Функционально-смысловые типы речи. Описание .

1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.

2. Виды текстов-описаний.

3. Особенности текстов-описаний:

3.1 композиционные;

3.2 лексические;

3.3 морфологические;

3.4 синтаксические.

V . Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.

«Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов».

Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

- Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

- Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

- Подберите синонимы к слову «состояние». (Настроение, самочувствие, расположение духа).

- Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

- Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

- А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

- Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

- Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

Что является «данным» в этом тексте?(Лес, человек)

- Что является «новым»?(Признаки леса, чувства человека)

- Как взаимосвязаны «данное» и «новое»? Какой тип связи используется?

(Параллельный)

Изобразите этот тип связи на схеме.


Н1



Д Н2

Общая тема

- Что характерно для этого вида связи? (В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно «данное» или общая тема. Сведения о «данном» и будут «новым».

Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

1. Общее представление о предмете. (Предложение 1)

2. Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

- Это слова одной тематической группы «лес зимой» - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

- Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

- Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

- А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

- Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

- Это основные морфологические особенности текстов описаний.

- Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

- Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

- Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

- Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

VI . Этап рефлексии.

Заполните в таблице «Функционально-смысловые типы речи» графу «Описание».

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.