Их было много на челне. "арион"

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

Никакое зло, никакая клевета не может противостоять любви Божией. Поэтому каждый из нас должен взращивать в своем сердце цветы любви и искоренять просторы злобы...

Клевета - первый грех в истории человечества

Первейшим грехом, о котором рассказывается на первых страницах Библии, является именно грех клеветы. Правда, это не самый первый грех, который совершили люди. Адам и Ева согрешили непослушанием Богу, но к этому их привела клевета со стороны дьявола на Бога.

«И сказал змей женщине: в действительности ли сказал Бог: не ешьте от всякого дерева в раю?» (Быт. 3. 1). Нет, книга Бытия гласит, что Бог так не сказал. На самом деле Бог сказал Адаму: «от всякого дерева в раю ты можешь есть, а с дерева познания добра и зла не ешь от него...» (Быт. 2. 16-17).

Таким образом, уже в начале человеческой истории мы видим от дьявола сознательное искажение правды, которая называется клеветой.

Слово «дьявол» переводится с греческого языка как «клеветник; тот, кто клевещет». Именно такую самую первую и самую главную название получил враг нашего спасения, который имеет и другие имена, но это - самое главное, ведь оно показывает его суть.

Клеветник пакостит самому себе

Святитель Иоанн Златоуст, который лично очень сильно пострадал от клеветы, советует тем, кто услышал непроверенную информацию или слухи, которые опорочили ближнего, поступать так: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: " Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»

А святитель Василий Великий отмечает: «Трем людям пакостит клеветник: тому, на кого клевещет, ибо, кто слушает, и самому себе».

Клевета для нас - милость Божья

Терпеть клевету, безусловно, трудно. Однако за терпение клеветы много святых отцов обещают вознаграждение. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду». Тот же святой говорит дальше: «Если тебя упрекают справедливо - исправляйся, если несправедливо - радуйся».

Согласно учению святых отцов, тем, кто со смирением, терпением и христианским мужеством переносит клевету, другие прощаются грехи. Св. Феофан Затворник, например, считает клевету откупительными лекарствами: «Возвели клевету на вас.... хотя вы не виноваты? Нужно благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем вы сами считаете себя виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия».

Господь может все превратить в благо. Даже клевету

Человеку, который переживает клевету, подвижники советуют молиться, в том числе и за того человека, который пытается опозорить его. «По мере того, как будешь молиться за клеветника, Бог будет открывать тем, кто соблазнился, истину о тебе», - учит преподобный Максим Исповедник.

В Священном Писании много примеров того, как Господь превращает клевету на благо и пользу. Например, ветхозаветный Иосиф, сохраняя свое целомудрие, из-за женской клеветы попал в темницу, но впоследствии Господь утешил и возвеличил его так, что тот спас всю страну от голода (Быт. 39 и 41).

Лишь два случая, когда можно говорить плохое

Вместе с тем, нам самим нужно беречься, чтобы ненароком не навести клеветы не опозорить нашего ближнего.

Святитель Василий Великий считает, что «есть только два случая, когда разрешается говорить о ком-то плохое (но правду!): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в том, как исправить человека, который согрешил, и когда нужно предостеречь других (не говоря много), которые, по незнанию, могут часто быть сообщниками плохого человека, считая его хорошим... Кто без такой необходимости говорить что-то о другогом с намерением очернить его, тот клеветник, даже если бы и говорил правду».

...У клеветников и свечи гаснут

Люди, которые возводят клевету на ближних, не имеют благословения Божия. «Господь от них и молитвы не принимает, и свечи их гаснут, и приношения их не принимаются, и гнев Божий почивает на них, как говорит Давид: истребит Господь все уста льстивые, язык, который много говорит (Пс. 11. 4)», - учил святитель Иоанн Златоуст.

А преподобный Исайя не советует клеветой спасать себя от бед и человеческой злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои беды. Но если он начнет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедам; он уже не признается достойным сожаления, а ненависти, как таковой, что злоупотребил своей бедой вмешательством в чужие дела. Поэтому зерна этой страсти нужно истреблять в начале, пока они не проросли и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Бог ничем так не оскорбляется, как злобою

Чтобы уменьшить пагубное влияние лжи и клеветы в нашем мире каждый из нас должен взращивать в своем сердце цветы любви и искоренять просторы злобы.

По словам прав. Иоанна Кронштадтского, Бог ничем так не прославляется, как любовью всетерплющей, и ничем так не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью.

Никакое зло, никакая клевета не может противостоять любви Божьей. И, наверное, нет в мире более возвышенных слов о любви, чем те, что сказал апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13; 4-8).

(15 голосов : 4.5 из 5 )
  • прп.
  • старец
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • архимандрит
  • Симфония по творениям
  • Сокровищница духовной мудрости
  • протоиерей

Клевета́ – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо; 2) дискредитирующая кого-либо молва или слух, основанная (основанный) на лжи; 3) умышленная деятельность, направленная на формирование и распространение ложных слухов, порочащих чью-либо честь и достоинство; 4) излюбленное занятие диавола.

Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9-й ().

Христианство учит не доверять клевете. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета () .

Первая клевета встречается в 3 главе Бытия, когда сатана клевещет на Бога, представляя Творца лжецом. От этой клеветы произошло грехопадение человечества, поэтому сатана именуется клеветником.
Слово клевета наиболее часто встречается в книгах Маккавеев.

Клеветой на Христа иудейские первосвященники добились от прокуратора Иудеи смертного приговора. Клевета на первых христиан часто служила причиной гонений. Так, оклеветав христиан в поджоге Рима, Нерон инициировал новую волну гонений на христианство по всей империи.

Опровержением клеветы на христиан занимались первые .
Клеветнический характер носили обвинения в адрес , приведшие его к осуждению, лишению кафедры и ссылкам.

В период советских гонений на христианство государство часто прибегало к клевете для осуждения новомучеников и исповедников. Так, священномученик был расстрелян по клеветническому обвинению в создании контрреволюционной монархической организации.

Согласно 145 правилу Карфагенского Собора, если вина клирика по одному из пунктов обвинения не доказана, последующие обвинения не рассматриваются. Это правило противодействует распространению клеветы.

Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов?

В отличие от многих других видов греха, наносящих нравственный вред главным образом совершающему их грешнику, клевета может сказываться, а нередко и сказывается на огромном количестве людей и даже на целых народах. Причём речь идёт не только о тех людях, которые подвергаются клеветническим обвинениям, но и о тех, кто сознательно или по легкомыслию участвует в лжесвидетельстве: все они в результате могут предстать перед судом Божественной Правды (см: ).

Клевета в адрес христиан, обвиняемых в заговорах против Римских властей, кровосмешениях, людоедстве, поклонении ослиной голове, способствовала приумножению ненависти к ним как со стороны могущественных языческих фанатиков, так и со стороны простолюдинов. В результате, христиан истязали, бросали в темницы, умерщвляли зверями, огнём и мечом. Само собой разумеется, что при таком положении вещей ответственность за невинную кровь ложилась не только на истязателей и палачей, но и на провоцировавших их клеветников.

Не будем забывать, что именно клевета побудила дружественных деннице ангелов восстать против Бога, в результате чего все они были низвергнуты с небес. Само имя « » интерпретируется в богословии как противник и клеветник (см.: ).

Если жалоба несправедлива, то делается клеветой.
святитель

Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.
Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви-возбуждать ближнего на погибель души.
Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти
Как моль портит одежду, так клевета-душу христианина.
преподобный

По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившемуся истину о тебе.
прп.

Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.
авва Фалассий

Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»святитель

В последнее время различные антицерковные слухи, обвинения и оскорбления в адрес Православной Церкви, ее священнослужителей и мирян распространяются с небывалой активностью. Как показала ситуация с нашумевшим скандалом вокруг детского приюта в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской епархии, для дискредитации Церкви, ее инициатив и ценностей организуются целые информационные кампании. И в нашей повседневной жизни - как у православных верующих, так и у далеких от Церкви людей - клевета не является чем-то необычным. Нам бывает неприятно узнавать, что мы оклеветаны, опорочены в глазах ближних, что наши слова и поступки перетолкованы и их смысл понят превратно. В то же время и мы сами зачастую смело, без колебаний высказываем вслух свои домыслы, распространяем сплетни о том или ином человеке или событии, не задумываясь о последствиях…

Как бороться с грехом клеветы, как научиться правильно, по-христиански относиться к наговорам и напраслинам? Кто и зачем распространяет негативную информацию о Церкви? С этими и другими вопросами мы обратились к уже известному нашим читателям иноку Августину, насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви.

- Отец Августин, что такое клевета? В чем особенности этого греха? Что говорят о нем Святые Отцы?



Клевета - это заведомо ложные обвинения в несовершенных преступлениях или безнравственных поступках. Она есть грех против правды Божией, т. е. ложь, а также грех против любви к ближнему. Клеветник лишает себя радости любить другого человека. Святитель Тихон Задонский говорит: «Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает. <...> Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают» («Сокровище духовное, от мира собираемое»). Клеветник есть собственное имя диавола. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Ложь диавола и клевета его на людей и служит, как сказано, причиною его имени» («Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»). Тот, кто согрешает клеветой, становится подражателем и учеником диавола.

- Что заставляет одних людей клеветать на других? Как связан этот грех с другими душевными недугами - гордостью, осуждением, злопамятностью, зложелательством, завистью?..

Иногда клевета происходит от пустословия. «Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров», - читаем мы у преподобного Никодима Святогорца («Невидимая брань»).

Другая причина клеветы - злоба. У преподобного Нила Мироточивого говорится так:«<Злоба же> влечет человека в следующие девять: 1 - осуждение, 2 - злоречие, 3 - клевета, 4 - презорство (и вместе с тем возношение, гордость и пр.), 5 - алчность, 6 - хищение, 7 - ложь и несправедливый донос (т. е. клевета), 8 - притворство добродетелей или лицемерие, 9 - коварное советование. - Сим подвергаются осуждающие ближнего своего» («Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского»).

Также клевета происходит от зависти. В трудах преподобного Ефрема Сирина написано:«Страшная отрава - зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства» («Слово о добродетелях и пороках»). А преподобный Варсонофий Великий наставляет: «Возбуждает ли тебя враг на зависть, не клевещи - и ты победил лукавого, ибо плод зависти есть оклеветание» («Руководство к духовной жизни»). Пусторечие, по учению Святых Отцов, происходит от тщеславия. Зависть же и злоба - от гордости.

- Как бороться с привычкой распространять различные слухи и высказывать свои домыслы и суждения о ближних?

Премудрый Иисус, сын Сирахов, дает такой добрый совет: Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего (Сир. 19, 13-18).

Святитель Иоанн Златоуст советует не сразу вверяться различным слухам, а лишь после основательной проверки: «Ни Отец не имел неведения в Ветхом Завете, ни Сын - в Новом Завете. Что же значит: „Сошед узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются, аще же ни, да разумею“? Слух, говорит Он, дошел до Меня, но Я желаю еще точнее на самом деле удостовериться в том, не потому, что Я не знаю, но потому, что желаю научить людей - не внимать одним словам и, когда кто скажет что-нибудь против другого, не верить легкомысленно, а сначала самим тщательно исследовать и на самом деле удостовериться, и потом уже верить. Поэтому и в другом месте Писания сказано: „Не всякому словеси емли веры“ (Там же, 16). Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: „Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях“ (Пс. 100, 5)» («Против анмеев», слово 9).

А святитель Тихон Задонский предлагает следующее правило: «Когда слышишь злословие на кого-либо, то подумай, а не грешишь ли и ты таким грехом? Если грешишь, кайся в этом, если нет, благодари Бога и молись, чтобы не впасть в это искушение» .

Противоположная клевете добродетель - молчание. «К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие - и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом, - говорит преподобный Никодим Святогорец. - Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков» («Невидимая брань»).

- Как быть, если по неведению или по страсти оклеветал ближнего, но раскаиваешься в содеянном?

Если оклеветал публично, например, через СМИ, тогда нужно публично опровергнуть свою клевету и публично извиниться перед оклеветанным. Если же возвел напраслину частным порядком, необходимо попросить прощения у оговоренного и рассказать о своей неправде тем людям, перед которыми клеветал. Надо укорять себя, покаяться в этом на исповеди и стараться больше так не поступать, молиться, чтобы Господь и Матерь Божия укрепили, дали силы воздерживаться в дальнейшем от этого греха. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до Судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии). Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды; а когда отойдем туда, то уже не в нашей власти будет покаяться и смыть с себя грехи» («О Лазаре», слово 2).

- Как должен вести себя христианин, услышав негативный отзыв о ближнем?

Святые Отцы советуют уклоняться от таких бесед под различными благовидными предлогами. Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Так будем хранить уста свои чистыми от клятвы и от всего этого ограждать и язык, и уста, и ум наш, чтобы не рождалось в нас какого-либо злого помысла и не выражалось языком. Будем крепко затыкать и уши, чтобы не принимать пустого слуха, как заповедал блаженный Моисей: „Да не приимеши слуха суетна“ (Исх. 23, 1), и как еще сказал блаженный Давид: „Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях“ (Пс. 100, 5). Видишь, возлюбленный, сколько нам нужно бдительности, сколько труда для добродетели, и как самая малая небрежность губит нас всецело? Поэтому-то блаженный Давид и восклицал в другом месте, обличая делающего это: „Седя, на брата твоего клеветал еси, и на сына матери твоея полагал еси соблазн“ (Пс. 49, 20)».

А блаженной памяти старец Паисий Святогорец предлагает такой спасительный совет: когда при тебе начинают кого-нибудь злословить, отвечай: «Прости меня, я грешу тем же грехом и еще хуже того брата». Иногда можно сказать так, в другой раз - сослаться на занятость или недомогание и уйти.

- Как быть, если тебя оклеветали? Нужно ли оправдываться и добиваться восстановления правды или лучше молча претерпеть напраслины, возлагая все на Господа?

Молча терпеть напраслины, конечно же, лучше всего. Этим путем - терпения, смирения и любви - шел и Господь наш Иисус Христос, и все святые Угодники Божии. И когда к тому есть душевные силы, безусловно, следует им подражать. А если погрешаем - осуждаем оклеветавшего нас, поносим в ответ, то в этом надо каяться, укоряя себя в малодушии и снисходя во глубину смирения.

Однако так стоит поступать в том случае, когда клевета затрагивает только тебя лично. Если же она может повредить другим людям, тогда необходимо, ради ближних, противостоять ей, выяснить и публично рассказать об истинном положении вещей.

- Как христианин должен относиться к негативной информации, почерпнутой из сети интернет и других СМИ, но не проверенной им самим? Например, как правильно себя вести, если где-то узнал, что тот или иной священник - младостарец с раскольническими взглядами, но лично не общался с ним и не имеешь о нем достоверных свидетельств?

Тут надо смотреть, какой направленности издание распространяет данную информацию. Если, допустим, экуменическая газета хулит какого-нибудь священника или монаха, тогда эту хулу, скорее всего, следует воспринимать в противоположном смысле - как доброе свидетельство о человеке. Господь наш Иисус Христос сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 11-12). А о сынах мира сего Он говорил: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6, 26). Если экуменисты, глобалисты или иные враги Церкви кого-то оклеветали, то христианин, разобравшись сам, должен объяснить эту ситуацию своим недоумевающим ближним.

- Как быть, если встречаешься с категоричным негативным суждением о той или иной православной книге, газете или о каком-либо сайте, но сам не читал порицаемого издания? Конечно, прежде чем составлять свое мнение, лучше всего ознакомиться с изданием, но ведь бывает так, что человек побаивается его читать, не имея уверенности в том, что сможет самостоятельно правильно оценить опубликованные там материалы...

Прежде всего, следует взять себе за правило, образно выражаясь, пить воду из чистого источника. Сначала необходимо оценить источник информации. Это можно сделать, ответив на несколько вопросов: православное ли это издание или нет? Не замечены ли его редакторы и авторы в проповеди еретических, раскольнических или сектантских идей? Каково их отношение к важнейшим проблемам современности - экуменизму и глобализации? Патриотическое это издание или космополитическое? Если авторы - православные патриоты, апологеты учения Православной Церкви и святоотеческого предания, если они негативно относятся к ересям, сектам, расколам, процессу построения нового мирового порядка, то им доверия больше, нежели всем остальным. Если они и ошибаются, то их ошибки, как правило, не злонамеренные, а допущены по человеческой немощи. В таких источниках обычно публикуется правдивая информация, которой можно доверять. А в том случае, когда есть желание разобраться основательнее в каком-либо конкретном вопросе, нужно обсудить его с духовным руководителем, помолившись о вразумлении Господу Богу, Его Пречистой Матери и святым Угодникам.

- Как Вы считаете, имеет ли сегодня место спланированная кампания по дискредитации Православной Церкви через СМИ и в чем ее причины?

Сейчас действительно развязана кампания по дискредитации Православия вообще, а Русской Церкви - в частности. Впрочем, это не новшество. В начале 90-х годов З. Бжезинский, русофоб и ненавистник Православия, открыто заявлял, что после падения Советского Союза врагом № 1 для США стала Русская Православная Церковь. И Запад стабильно и планомерно осуществляет давление на нашу Церковь с целью ее уничтожения. Это выражается, во-первых, в попытках смешать истину с ложью, правую веру с различными ересями в рамках так называемого экуменического диалога. Во-вторых, налицо публичные преследования ревнителей Православия, выступающих против экуменизма. Травля старца Петра (Кучера), насельников Оптиной Пустыни через скандал с «изгнанием» негра, кампания против молдавского Общества блаженной Матроны - это информационные войны прошлого. Сейчас идет новый виток - серия кощунственных акций в православных храмах и их тенденциозно-скандальное освещение в СМИ.

Недавно я разговаривал с одним уважаемым мною священником на данную тему, и он высказал следующую точку зрения. Причина нынешней клеветы на Патриарха, по его мнению, заключается в том, что во время первой волны нападок на Церковь, когда желтые антицерковные издания муссировали небылицы про кружку соли, якобы съеденную девочкой-сиротой в Боголюбове, и чуть ли не избитого в Оптиной Пустыни паломника-негра, явно лгали, чтобы опорочить наши православные святыни, церковное руководство повело себя не мудро. Оно позволило распространять эту клевету не только внешним врагам Церкви, но и никак не останавливало клеветников внутри нее - протодиакона Андрея Кураева, игумена Сергия (Рыбко), поносивших своих собратьев-священников, сектоведа-мирянина Дворкина, вообще заслужившего за уничижение пастырей отлучение от Церкви... Сегодня, когда все эти обвинения уже опровергнуты, никто, тем не менее, не принес извинений, никто не наказан и даже не получил выговора со стороны священноначалия. И конечно, теперь те же самые СМИ, опробовавшие свои силы в прошлых акциях, пошли дальше - объектом их нападок стал уже Патриарх.

Представим такую ситуацию, говорил мне отец Николай, что какой-нибудь казак согрешил - выпил лишнего, зашел в дом к цыгану, подрался с ним, стал приставать к цыганке, еле-еле удалось его выгнать. На следующее утро цыган побежал к атаману с жалобой на распоясавшегося казака (а может быть, и с клеветой на него, если этого случая в действительности не было), но что ответил ему атаман? - «Пошел вон! Это мой казак, и я сам буду с ним разбираться. Если провинился - накажу по всей строгости, но ты сюда свой нос не суй, это не твое дело!» Вот поступок настоящего атамана! - говорил мой собеседник. И я не могу с ним не согласиться. Поэтому остается надеяться, что наши «атаманы» - священноначалие - увидят свою ошибку и сделают правильные выводы из всех этих антицерковных выпадов.

- Как православные верующие могут и должны противостоять клевете и богохульству, распространяемым через СМИ?

Если клеветник - верующий человек, тогда следует руководствоваться заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15-17).

Кроме того, в феврале 2011 года Архиерейским собором был принят документ «Об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», содержащий практические рекомендации, которые могут быть использованы каждым христианином. Для противодействия публичному богохульству предлагаются следующие меры:

Попытаться вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии; если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними и рекомендовать членам Церкви не пользоваться данными СМИ;

- публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;

- содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
- благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;

- обращение с жалобой на автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;

- обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;

- предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами.

В документе также сказано: «Противостояние случаям богохульства и клеветы в публичной сфере может осуществляться клириками и мирянами Русской Православной Церкви как по благословению священноначалия, так и по собственной инициативе, при этом они должны руководствоваться священными канонами и официально принятыми церковными документами».

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Если Вас оклеветали

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!

То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

(1 Пет. 2, 19).

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые.

(1 Пет. 3, 16-17).

Небыль, как вода, а быль, как смола.

Правда суда не боится.

Всё минется, одна правда останется.

Русские пословицы.

Пусть о нас говорят плохо. А мы постараемся делать хорошо.

Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949).

Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: я дурно сделала, так о мне и говорят худо, и помолись Богу: Господи! помоги мне исправиться!

Злословие и бесчестие бывает тебе к искушению сердца твоего, которым показывается, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев, ≈ таков бывает человек, принявший досаду, каков в сердце имеется.

Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное потому, что заслужили мы сами себе это; неправедное, потому что, хотя и не виноваты в том, в чем поносят, но в другом согрешили...
Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому какою мерою мерили, такою и нам мерят.
Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается.

Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякие поношения и нам оставил пример, чтобы мы последовали следам Его (1 Пет. 2, 21). Этому образу следовали все святые. На Христа и подражателей Его святых взирай и подкрепление терпению принимай.

1) Без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи же, что Бог посылает.
2) Тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше одной совестью утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели совестью обличаться, хотя и весь свет хвалит.
3) Ты имеешь много в этом бедствии товарищей: святые Божии много клеветы претерпели, и ныне много таких можно найти, которые то же терпят.
4) Рассуди и рассмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Если это было, то клевета клеветою и казнится, и потому терпи благодарно, что грех здесь наказывается, чтобы там тебе, согрешившему, помилованным быть.
5) Видишь, как Бог милостью Своею обращает нам в добро то, что сатана и люди злые замышляют нам во зло. Будь же ныне спокоен, и утешайся, и забудь всю суету. 6) Учись из этого не верить клевете других, которые на иных клевещут.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету?.. Сам Бог был оклеветан и от сатаны, и от людей, и при том перед людьми, которых Он наипаче любил...

Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда, когда оно справедливо.

Святитель Иоанн Златоуст. (IV-V век).

Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом.

Когда обесчестят тебя, радуйся, ибо если несправедливо,. То велика тебе награда, в если справедливо, то, как скоро уцеломудришься, избавишься от наказания.

Когда друг твой, унижаемый похвалами трудам твоим, предается зависти и даже при посторонних будет труды твои поражать словами тщеславия, чтобы распространяющуюся о тебе славу омрачить насмешками над тобою, тогда не обращай внимания на его зависть и не терзайся этим, чтобы горький яд не вливался в душу твою. Ибо дело сатаны как его воспламенять завистью, так тебя убивать горестью. Лучше же будем смиряться пред таковыми, честию болша творяще (Рим. 12, 10) и ублажая за трапезою, чтобы укротить рассвирепевший от ревности дух.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истины, и просит прощения, а не старается уверять людей, что он оклеветан.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет епитимией за то, в чем сами себя считаете виновным. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.

Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай... Всякая напраслина, благодушно переносимая, - венец Божий есть, на главу уже надетый.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Такой-то похулил тебя: возненавидь не его, но хулу и подучившего к тому его демона. Если же ненавидишь похулившего тебя, то ты возненавидел человека и преступил заповедь, и что он сделал словом, то ты совершаешь делом. А если хранишь заповедь, то покажи к нему дело любви, и если в чем можешь, помоги ему, да отвратишь его от зла.

Сколько будешь молиться за оклеветавшего, столько Бог вразумлять будет соблазнившихся о тебе.

Св. Максим Исповедник (VII век).

Если услышишь о ком-либо, что он укорял тебя, и он придет к тебе, ты не обличи его, но возвеселись с ним; яви лицо твое ему приятным, да обрящешь дерзновение в молитве твоей.

Неизвестный старец, из "Отечника".

Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину.

Если будем благословлять злословящих нас, то есть говорить о них доброе, этим возложим уже узду на уста наши.

Преподобный Антоний Великий (IV век).

Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись.

Неизвестный старец из "Отечника".

Легкого ветра легкомысленных слов человеческих не превращайте в бурю. Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу, это тяжело. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою и не слушай шума ветра?

Худые слова лучше всего опровергать хорошими делами.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, - пусть будет правда: они делают неправду; а между тем, неправда их соделывает в нас Божию правду. Понимаешь ли это? И Давид не велел убивать Семея, хулившего его, а сказал: "Оставьте Семея кляти Давида; Бог велел ему кляти Давида". И ты так поступай, говоря себе: "Бог велел им оскорблять меня, чтобы грехи мои простить".

Ты оклеветана в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится...

Случаи сии научают нас терпению и смирению, чрез познание наших немощей, а ты старайся более быть приветливою с теми, кои тебе благодетельствуют, и быть благодушною и молиться за них.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы...

Еще слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

И Христос в сей жизни претерпел за нас грешных бесчисленные скорби. Его обзывали ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в Себе веельзевула, князя бесовского, всячески насмехались, клеветали, и чего-чего не делали...
Каков же конец? Сказано: Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, и проч. (Флп. 2, 9).

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.

Я даже доволен бываю, когда мнения обо мне расходятся, потому что, хотя это и неприятно для самолюбия, но полезно для спасения души.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Если ты по внешности смиренна, тиха, терпелива, это все еще недостаточно, это телесное, а надобно душевное, совершенное. Надобно думать: я хуже всех, я сама во всем виновата; а не так, чтобы других винить, что тебя оклеветали; оправдания никакого иметь не должно.

Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).

Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия , 89, 317).

* * *

Взыщем чести ближнего, не допуская умалиться ему во мнении нашем, когда его поносят, кто бы он ни был: это сохранит нас от оклеветания... (прп. авва Исаия , 89, 347).

* * *

Об отсутствующем брате не должен <христианин> ничего говорить с намерением очернить: это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо (свт. Василий Великий , 10, 54).

* * *

Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще – когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить, тот – клеветник, хотя бы говорил и правду (свт. Василий Великий , И, 192).

* * *

Если подвергнешься клевете, и после откроется чистота совести твоей, не высокомудрствуй, но Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой, работай в смиренномудрии, чтоб не пасть чрезвычайным падением (прп. Ефрем Сирин , 30, 194).

* * *

Не огорчай брата клеветою на брата его, ибо не дело любви – возбуждать ближнего на погибель души (прп. Ефрем Сирин , 30, 197).

* * *

Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти, но надобно лучше доискиваться истины (прп. Ефрем Сирин , 30, 208).

* * *

Если <враг> располагает к клевете, оградим себя молчанием (прп. Ефрем Сирин , 30, 233).

* * *

Великое наказание готовит себе <тот>, кто клевещет на праведного... (прп. Ефрем Сирин , 31, 146).

* * *

Хотя бы неправда по видимому произносила нам осуждение и торжествовала, не убоимся, и не оставим прямого пути, по слову Сказавшего: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое () (прп. Ефрем Сирин , 31, 249–250).

* * *

Как моль портит одежду, так клеветничество – душу... (прп. Ефрем Сирин , 31, 586).

* * *

Если жалоба несправедлива, то делается клеветою... (свт. Григорий Богослов , 16, 339).

* * *

Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 802).

* * *

Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение,.. Если это правда, исправься; если ложь, посмейся над этим; если сознаешь за собою то, что сказано, вразумись; если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа... (см.: ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 860).

* * *

Не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет наказан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269).

* * *

Тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269).

* * *

Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам – а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, – но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен (свт. Иоанн Златоуст , 48, 271).

* * *

Хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 723).

* * *

Тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе, не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы не подчинить себя диавольским внушениям. Ведь и самая клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом. Не допускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 723).

* * *

Горе клеветнику, потому что он, горя в пламени, будет просить капли воды и не получит ее! (свт. Иоанн Златоуст , 52, 944–945).

* * *

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?» (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965).

* * *

Если любящий любящего будет иметь за это нисколько не меньше мытаря, то какого прощения будет достоин даже клевещущий на друга? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 319).

* * *

Кто всем почти на всех клевещет, того уцеломудривай более строгой угрозой, чтобы впоследствии не оказалось нужды в наказании (прп. Исидор Пелусиот , 62, 213).

* * *

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него слышали обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Посему надлежит знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства должно быть то и другое, чтобы пострадать ему ради Христа, и чтобы разглашаемое о нем было ложно. Что-либо одно из двух, если не будет при нем другого, не столько полезно; и полезно, правда, но не в такой мере. Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо нам краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если не ради Христа, но несправедливо что терпим, то получим награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы стеклось вместе то и другое (прп. Исидор Пелусиот , 62, 223).

* * *

Терпящий напраслину от людей избегает греха и равное скорби находит заступление (прп. Марк Подвижник , 89, 524).

* * *

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня (прп. Иоанн Лествичник , 57, 249).

* * *

Загради уста клевещущему – в уши твои, да не согрешишь с ним двойным грехом, и сам приучась к сей страсти пагубной, и ему не препятствуя поносить ближнего (прп. Максим Исповедник , 91, 185–186).

* * *

Нет для души тяготы тягостнее клеветы; веру ли оклевещут, или поведение: и никто не может презреть сего, кроме того, кто, как Сусанна, на Бога взирает, единого Сильного и от бед избавить, как ее избавил, и людям показать удостоверительно истину, как и о ней показал, и душу утешить надеждою (прп. Максим Исповедник , 91, 226).

* * *

Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся (прп. Максим Исповедник , 91, 243).

* * *

Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клеветы, дабы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников (прп. Максим Исповедник , 91, 243).

* * *

«Оклеветали вас»... хоть вы не виноваты. Надо благодушно потерпеть. И пойдет это вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными... Клевета потому для вас – милость Божия... Надо непременно умиротвориться с оклеветавшими, как это ни трудно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 251).

* * *

– грязь, но грязь целебная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 212).

* * *

У великого Исидора, пресвитера Скитского, был некто Пафнутий диакон, которого он за добродетель решил сделать своим преемником. Пафнутий не принял рукоположения из благоговения и остался диаконом. Некто из братий позавидовал этому и, когда все находились в храме на молитве, выйдя, подбросил свою книгу в келью аввы Пафнутия, а авве Исидору сказал: «Кто-то из братьев украл мою книгу, пошли двух отцов, чтобы обыскали кельи». Дойдя до кельи аввы Пафнутия, они нашли там книгу и принесли ее в храм. Авва Пафнутий стал просить прощения, говоря: «Я согрешил, дай мне епитимию». Авва Исидор повелел ему в течение трех недель не иметь общения с братией и, приходя в храм, падать перед народом, прося прощения. По прошествии же трех недель он был принят в общение, и тотчас брат, оклеветавший его, стал одержим бесом и сознался в своем грехе. Когда совершили о нем молитву всем собранием, он не уврачевался. Тогда авва Исидор сказал Пафнугию: «Помолись о нем, ибо ты оклеветан был, и только тобою он уврачуется». После молитвы аввы Пафнутия старец немедленно стал здоровым (98, 368–369).

* * *

Авва Макарий рассказывал о себе: «Когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком в селе. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Сюда ходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и доставлял мне нужное. По искушению диавольскому одна девица в селе том впала в любодеяние. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: «Кто виновник сего?» Она отвечала: «Отшельник». Тогда меня схватили, навешали на шею горшков закопченных и ручек от посуды и водили по улице, били и кричали: «Этот монах растлил нашу девицу!» Затем избили меня едва не до смерти. Родители девицы требовали поручителя, что я буду кормить ее, и благочестивый мирянин, посещавший меня, поручился за меня. Возвратившись в свою келью, я отдал ему корзины, сколько имел их, и сказал: «Продай и отдай жене моей на пропитание».

Самому же себе говорил: «Макарий! Вот нашел ты себе жену, теперь тебе надобно больше работать, чтобы кормить ее». Работал я день и ночь и посылал ей. Когда же пришло время родить несчастной, то она много дней мучилась и не могла родить. Говорят ей: «Что это значит?» «Знаю я, – отвечала она, – я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Не он сделал это, а такой то юноша!» Прибежал ко мне служивший мне мирянин и с радостью сказал, что открылась истина и все село желает идти ко мне просить прощения. Услышав о сем, я встал и убежал оттуда» (97, 138–139).

* * *

На горе Синайской жил один отец, именем Никон. И вот кто-то пришел в хижину некоего Фаранита, застал одну дочь его и пал с нею. Потом он сказал ей: «Скажи, что отшельник, авва Никон, сделал это с тобою». Когда пришел домой отец ее и узнал о случившемся, то взял меч и пошел к старцу. Он постучался, и старец вышел. Но лишь Фаранит поднял меч, чтобы умертвить старца, рука его сделалась сухою. Фаранит пошел и рассказал о том пресвитерам. Они послали за старцем, много били его и хотели выгнать, но старец начал просить их: «Бога ради, оставьте меня здесь, чтобы мне покаяться». Пресвитеры отлучили его на три года и дали повеление, чтобы никто не ходил к нему. Старец три года провел в покаянии, ходил каждый воскресный день каяться в церковь и упрашивал всех, говоря: «Помолитесь обо мне». Наконец, злой дух начал мучить того, кто совершил и обвинил в том отшельника. Он признался в церкви: «Я сделал грех и научил оклеветать раба Божия». Тогда все люди пошли и пали перед старцем, говоря: «Прости нас, авва!» Старец сказал им: «Простить – прощу вас, но жить с вами более здесь не хочу. Между вами не нашлось никого, кто бы имел столько рассудительности, чтобы сжалиться надо мною».

И авва Никон удалился оттуда навсегда (97, 179–180).

* * *

Как-то один монах шел на службу. Навстречу ему вышла блудница и сказала: «Спаси меня, отче, как и Христос спас блудницу». Монах взял ее за руку и прошел с нею через весь город. Народ видел это и говорил: «Монах взял себе в жены блудницу». По дороге в женский монастырь блудница увидела возле церкви младенца, брошенного родителями, и взяла к себе на воспитание. Прошел год, и некоторые пришли к бывшей блуднице и, увидав ее с ребенком на руках, говорили: «Хороша монахиня, вот и монаха родила». Шло время. Когда монах получил от Бога откровение о своей смерти, он позвал к себе бывшую блудницу, а теперь инокиню Порфирию, и повел ее в Тир. Придя в город, старец сильно разболелся, а когда к нему собралось много народу, сказал, чтобы принесли огонь. Принесли жаровню, полную горящих углей. Старец положил эти угли в полы своей одежды и сказал: «Знайте, братия, что как купина Моисеева горела и не сгорала, и как сия одежда сохранилась невредимою от огня, так и я до сего времени не познал греха женского и сохранил девство». Все удивились, видя чудо, и прославили Бога, имеющего у Себя таких тайных святых рабов (112, 873–874).