История 1113 1125. Владимир Мономах — боярский князь (1053—1113—1125 гг.)

1113-1125 гг. - период правления в Киевской Руси великого князя Вла­димира Всеволодовича, известного как Владимир Мономах.

Владимир Мономах был известен на Руси задолго до того, как стал великим князем. Владимир Мономах постоянно возглавлял дружину своего отца, Всеволода Ярославича. В 1076 г. он участвовал в походе в помощь поля­кам против чехов, в 1080-1081 гг. - в походах против Всеслава Полоцкого. В 1080 г. отбил набег половцев на черниговские земли. В 1081-1082 гг. Мономах совершил два похода про­тив восставшего племени вятичей. В 1093 г. Мономах мог занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил его Святополку Изяславичу и остался княжить в Чер­нигове. С 1094 г., после усобицы с Олегом Святославичем, княжил в Пере- яславле, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Владимир Мономах призывал князей прекратить усобицы и объединиться для отпора половцам. Эту мысль он настойчиво высказывал на княжеских съездах в Любече, в Вити- чеве и на Долобском озере. Начиная с 1103 г., Владимир Мономах стал вдох­новителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев.

После смерти великого князя Свя- тополка Изяславича в Киеве началось народное восстание, и верхи общества в апреле 1113 г. призвали на княжение Владимира Мономаха. Внутренняя по­литика Владимира Мономаха была на­правлена на сглаживание социальных противоречий и сохранение единства Руси. С этой целью был принят «Устав Владимира Всеволодовича», четко определявший долговые обязательства, начали заключаться династические бра­ки между Рюриковичами. По поручению Мономаха монахом Нестором была написана «Повесть временных лет».

Основными направлениями внешней политики Владимира Мономаха во вре­мя великого княжения были восточное и южное. На востоке главной задачей была защита от половцев. В годы его княжения борьба с половцами велась исключительно на их террито­рии. В 1116 и 1120 гг. русское войско под командованием сына Мономаха Ярополка ходило против половцев, в результате чего те откочевали на Се­верный Кавказ. На юге, стремясь при­соединить земли на Дунае, Владимир в 1116-1119 гг. вел войну с Византией.

Период правления Владимира Моно­маха историками, например Н. М. Ка­рамзиным, оценивается как успеш­ный: сохранялось единство Руси; был ограничен произвол ростовщиков и облегчено положение должников и за­купов; прекратились набеги половцев. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Киевской Руси в руках великого князя. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Кроме всего прочего, Владимир Мономах был талантливым писателем-публицистом. До нас дошли три его произведения: «Поучение де­тям», автобиографический рассказ о «Путях и ловах», письмо к двоюродно­му брату Олегу Святославовичу.

1054 - 1125

Временной промежуток с 1054 по 1125 относится к истории Руси от смерти Ярослава Мудрого (1054) до начала правления Мстислава I Великого (1125), времени формирования причин такого исторического периода как феодальная раздробленность . Это время княжения на киевском престоле сыновей Ярослава Мудрого Изяслава (1054 – 1073, 1076 – 1078), Святослава (1073 – 1076) и Всеволода (1078 – 1093 ), а также его внука Владимира Мономаха (1113 – 1125). Среди важнейших процессов и явлений этого периода четко прослеживаются следующие: во – первых , наличие «лествичного права» как особой системы наследования княжеского престола; во – вторых , междоусобные войны (1103, 1107, 1111 гг.) и вражда – дружба с половцами ; в – третьих , съезды русских князей (1097, 1100, 1103 гг. ; в – четвертых, продолжением складывания общерусского свода законов – Русская Правда (Русская Правда Ярославичей (1072) и дополнения к нему - Устава Владимира Мономаха (1113).

В начале XII в. один из сподвижников Владимира Мономаха игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места», в котором рассказывает о том как богомольный русский человек отправился к Гробу Господню. Для осуществления задуманного ему, пришлось проделать трудный и длинный путь. Даниил молился у Гроба Господня и поставил там лампаду от всей Русской земли.

1.Остановимся на «лествичном праве» как одной из основных предпосылок феодальной раздробленности. Носителем верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь – только временным владельцем княжества, которое ему доставалось по очереди старшинства . Перед смертью (1054) Ярослав Мудрый оставил следующее распоряжение: Киев и Новгород получает старший сын Изяслав; следующий по значению город, Чернигов, отходит Святославу; Переяславля (южный) достается Всеволоду и т.д. Таким образом, получалась своеобразная «лестница», где все города распределялись в зависимости от своей экономической мощи и политического значения . Поэтому такая форма наследования и получила название «лествичное право». Оно было «горизонтальным принципом наследован ия престола» , когда наследство киевского князя распределялось по старшинству между всеми. После смерти Изяслава киевский стол должен был занять следующий брат, княживший в Чернигове, куда из Переславля перебирался Всеволод, и далее таким образом передвигались из города в город все остальные. На освободившийся престол последнего города назначался, как правило, старший сын Изяслава, и процесс продолжался. Однако очень редко случалось, чтобы все наследники успели покняжить в Киеве. Согласно традиции, если князь умирал, не покняжив в Киеве, то его потомки теряли право на киевский престол и «доходили» по указанной лестнице только до того города, где умер их отец. Соответственно, если потомки другого князя не княжили в Чернигове, то они теряли права на Чернигов. Такие князья становились «частичными изгоями» в отношении определенного города, определенного княжества. Таким образом, выстроилась очень сложная система наследования, приводящая к междоусобным войнам.

2.Междоусобные войны и взаимоотношения с половцами. Порядок престолонаследия , установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет . Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав Ярославич. Святослав правил в Чернигове, а Всеволод – в пограничном со степью Переяславле. В других далеких городах сидели младшие сыновья. Все они, как установил отец, подчинялись старшему брату. Но в 1073 г . все изменилось. В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть «самовластцем». Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Святослав и Всеволод двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. Великокняжеский престол захватил Святослав, второй по значению город на Руси – Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 г . Святослав умер. Не желая проливать кровь, Всеволод добровольно отдал Изяславу Киев, а сам удалился в Чернигов . Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава . Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну Владимиру, родившемуся в 1053 г . от дочери византийского императора Константина Мономаха . С самого рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда Мономаха. Он вошел в русскую историю как Владимир Мономах. Эти события положили начало очередной долгой смуты на Руси. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. В 1078 г . он собрал большую рать, привлек к себе на службу половцев и двинулся войной на своих дядей. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси, но Олег сделал половцев своими постоянными союзникам в борьбе с другими князьями.

Со времени этой междоусобной борьбы половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей. В прежние времена нашествие таких кочевников поставило Русь на грань катастрофы. Но теперь Русь представляла собой единое государство с большими, хорошо укрепленными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. Поэтому кочевники и Русь стали сосуществовать . Их отношения были то мирными, то враждебными. Между ними шла оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Русские князья и половецкие ханы начали заключать между собой династические браки. Но стоило на Руси ослабнуть центральной власти или начаться усобице между князьями – половцы начинали свои набеги. Они участвовали в междоусобной борьбе на стороне то одного, то другого князя, а заодно и грабили всех подряд. Князья на время своих усобиц все чаще стали приглашать половцев на Русь.

3.Съезды русских князей. В этот период на Руси при внешнем единстве складывается три группировки соперничающих князей: одна киевская во главе со Святополком; вторая черниговско – перпеяславльская во главе с Владимиром Мономахом; третья тмутараканская во главе с Олегом. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами.

Безусловно, князья понимали губительность кровавых усобиц, разорявших русскую землю. Свидетельством этого стали три княжеских съезда: в городе Любече (1097), в Витичеве (1100), и на Долбском озере (1103). Первый съезд занимался восстановлением прав потомков Святослава на Черниговский стол, поскольку Святослав в свое время не оставил законных прав на Чернигов, хотя был в Чернигове. На Любеческом съезде князья подтвердили и восстановили права его наследников, и потомки Святослава вновь стали черниговскими князьями. На этом съезде были сказаны известные слова «Каждый держит отчину свою», - то есть участники съезда договорились, что отныне каждый из них будет править в земле, доставшейся ему от отца. Однако вскоре после Любеческого съезда разгорелась жестокая междоусобица, во время которой был ослеплен князь Василько Теребовольский . Осознавшие гибельность такого пути князья собрались на новый съезд в Витичеве , где восстанавливали взаимоотношения и целовали друг другу крест в знак присяги. В 1103 году съезд князей на Долобском озере совместно решал вопрос о борьбе с половцами, что также свидетельствовало о понимании князьями необходимости единства в деле борьбы с внешними врагами русской земли.

4. Русская Правда Ярославичей (1072) и Устав Владимира Мономаха (1113). По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных , в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищала их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства). Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. Наконец. Против новых порядков нередко поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении, - рядовичи, закупы, холопы . Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность – дом, землю, имущество. Без этого общество могло развалиться, погрузиться в трясину беспорядков. Русская Правда Ярославичей (1072) установила наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, кражу, нарушение межевых знаков. Конечно, этот закон защищал прежде всего имущих людей, владельцев вотчин, купцов, т. е. тех, кто обладал собственностью. Но одновременно в ней были и статьи, защищавшие права на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось не только за убийство княжеского коня (3 гривны), но и за убийство коня смерда (2 гривны). Это было справедливо, но удивительным было то, что смерд или холоп ценился всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Такова была цена простого человека на Руси в то жесткое время. В 1113 году принимается Устав Владимира Мономах « о закупах и резах» (процентах), ограничивший произвол ростовщиков. Таким образом, законотворчество данного периода отразило развитие Руси, становление новых порядков .

К сожалению, сыновьям Ярослава Мудрого не удалось сохранить отцом созданное государство и концу XI в. явно обозначаются признаки феодальной раздробленности. Однако его внук Владимир Мономах попытался задержать процесс феодальной раздробленности на Руси. С. М. Соловьёв , оценивая заслуги Мономаха подчёркивал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

1113-1125. Эпоха Владимира Мономаха. Материал к историческому сочинению

1113-1125. Эпоха Владимира Мономаха

Материал к историческому сочинению

Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:

  • Сохранение единства Руси, борьба с сепаратизмом князей
  • Успешные походы против половцев
  • Законодательная деятельность
  • Развитие культуры
  • Творчество В.Мономаха
  • Борьба с половцами

Материал по перечисленным направлениям можно найти на историческом портрете Владимира Мономаха на данном сайте.

Общая характеристика эпохи

1113-11125 годы – это время правления Владимира Мономаха . Находился он на великокняжеском престоле относительно недолго — всего 12 лет, однако многое сделал для сохранения единства Руси, предотвращения надвигающейся феодальной раздробленности. Кроме того, Мономах активно и успешно боролся с половцами, укреплял Русь, занимался градостроительством и усилением городов и границ государства, способствовал развитию культуры, сам был писателем. Остановлюсь на двух важных событиях правления этого князя.

Одним из важных событий правления Владимира Мономаха является его стремление законодательно закрепить некоторые положения общественного и государственного устройства. В 1113 году он принимает «Устав Владимира Всеволодовича», который значительно дополнил «Русскую правду».

Причинами появления данного документа стало возросшее растовщичество, которое приводило к закабалению людей, не способных вернуть долги под очень высокие проценты- резы. Кроме того, данная ситуация стала причиной народных возмущений и выступлений. В 1113 году произошло восстание в Киеве против ростовщиков. Необходимо было остановить это всё. В Уставе значительно ограничивались злоупотребления ростовщиков. Было запрещено обращать в рабство людей за долги, брать проценты более трёх раз, определялась предельная сумма процентов. Это защищало закупов от беспредела.

Следствием издания « Устава Владимира Всеволодовича» стало упорядочивание закупной системы, защита от ростовщиков, что было впервые на Руси по отношению к простым людям.

Владимир Мономах был достойным внуком Ярослава Мудрого. Он продолжил дело, начатое им, по развитию культуры .

Причинами данного явления явилось то, что В.Монах понимал роль культуры в сплочении народа, в сохранении традиций, духовного наследия. Кроме того, развитие культуры свидетельствовало о самом государстве, повышало международный авторитет страны. При нём строились храмы, увеличивалось количество школ, большое внимание уделялось летописанию. Именно в его правление жил и создавал свою знаменитую «Повесть временных лет» монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Именно по этому произведению мы узнаём о событиях того далёкого времени. Он использовал много источников для достоверности описания: пред­ше­ству­ю­щие рус­ские ле­то­пис­ные своды и ска­за­ния, мо­на­стыр­ские за­пи­си, раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские сбор­ни­ки, рас­ска­зы тор­гов­цев, во­и­нов, пу­те­ше­ствен­ни­ков. Для Нестора характерно стремление рассказать потомкам о великих страницах истории страны. Он очень бережно относился к историческому материалу, стремясь возвысить, восхвалить деяния князей, прославить подвиг дружины и всего народа, но в то же время Нестор объективно показал причины неудач, поражений того или иного князя. Основная мысль «Повести временных лет» — прославить страну, народ, князей, донести до потомков историю Руси.

Следствием деятельности Владимира Мономаха по развитию культуры стало значительное её развитие. Строились церкви, например, на Альте, месте гибели Бориса; переводились произведения византийских авторов, составлялись жития людей, таких, как Феодосий и Антоний- основателей Печерской обители.

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

Владимир Монамах поставил своей целью укрепить Русь, сохранить её единство. Причинами его действий были проявляющиеся признаки наступающей раздробленности, стремление князей к обособлению; постоянные столкновения с половцами тоже требовали защиты и укрепления страны. Следствием его целенаправленной деятельности стало сдерживание раздробленности, сохранение единства, значительные победы над половцами, укрепление международного авторитета Руси.

Дать оценку влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков

Правление Владимира Мономаха высоко оценивается историками. Так Н.И.Костомаров отмечал, что после Ярослава Мудрого никто не оставил из князей такой доброй славы, как В.Мономах. Это был волевой, деятельный, активный князь, выделявшийся дальновидностью и здравым умом среди других князей. Он сумел сохранить единство Руси, защитить страну от половцев, значительно укрепил государство, усовершенствовал законодательство. Его сын смог продолжить дело отца. Однако после смерти Мстислава Великого на Руси началась раздробленность, против которой так выступал В.Мономах в своём «Поучении», обращённом к детям, князьям русским.

При изложении корректно использована историческая терминология

  • «Устав Владимира Мономаха»
  • «Русская правда»
  • феодальная раздробленность
  • летопись
  • закупы
  • ростовщики

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Сочинение по периоду 1113 1125

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"

2 пол.11- 1 пол.12 века. Историческая эпоха

2 пол.11 – 1 пол. 12 вв.

Историческое сочинение

Эпоха сохранения единства Руси

Данный период в истории Древней Руси – период сохранения единства Руси, предотвращения её раздробленности.

  • Изяслав I Ярославич (1054-1078)
  • Всеволод I Ярославич (1078-1093)
  • Святополк II Изяславич (1093-1113)
  • Владимир Мономах(1113-1125)
  • Мстислав Великий (1125-1132)

Общая характеристика эпохи

  • В данный исторический период продолжалась борьба князей за власть. Особенно жестокой была третья феодальная война между сыновьями Ярослав Мудрого (1054 – 1097)
  • В 1061 Русь испытала на себе первое нападение новых врагов — половцев (было это при князе Изяславе Ярославиче). Затем в течение ряда десятилетий происходили сражения с ними.
  • В 1062 году произошло значительное событие в духовной и культурной жизни Руси – был основан Киево-Печерский монастырь , который долгое время был центром летописания. Именно здесь монах Нестор писал свою « Повесть временных лет».
  • Впервые в 1097 князья собрались на съезд по поводу предотвращения раздробленности.
  • Продолжалось развитие системы законодательства.
  • Происходило дальнейшее развитие культуры, образования.

Таковы основные события данного исторического периода (о них вы и будете писать в заключении сочинения, давая общую характеристику эпохи). Вы, ребята, можете по своему желанию выбрать два из них и описать в своём сочинении.

Я предлагаю описание двух, на мой взгляд, очень важных событий.

Исторические события (явления, процессы)

1.Дальнейшее совершенствование законодательной системы Руси

Причинно-следственные связи

1.Причиной обоих событий стало стремление сохранить единство Руси,

2. стремление сосредоточить власть в руках Великого киевского князя,

3.навести порядок в стране.

Именно стремление к централизации управления было главной целью данных событий.

Следствием событий стало:

1.укрепление великокняжеской власти,

2.наведение порядка в стране, предотвращение недовольства действиями ростовщиков,

3.на время была приостановлена феодальная раздробленность.

Яркие личности, связанные с данной эпохой

Историческая оценка значимости данного периода для истории России

  • Период конца 11 и первой половины 12 века был важным в истории России, так как на определённое время была предотвращена феодальная раздробленность. Хотя и в этот период были серьёзные столкновения между князьями (так Давид Игоревич со Святополком сразу после съезда ослепили Василька Ростиславича, начав новую волну столкновений).
  • Благодаря дальновидному и мудрому правлению князей была значительно усовершенствована законодательная система. Впервые была предотвращена возможность попадания в рабство за долги.
  • Это период дальнейшего развития культуры, особенно летописания (Нестор, Феодосий Печерский)
  • Данный период характеризуется множеством столкновений с половцами на реках Альте, Сутень, Суле, Сальнице.) В основном были победы над врагами.
  • Велика заслуга Владимира Мономаха, который своей волей, авторитетом, дальновидностью сумел сохранить единство страны

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Грабят Жидов в Киеве. Мономах усмиряет мятеж. Новое пренесение мощей Бориса и Глеба. Закон о ростах. Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону. Черные Клобуки. Беловежцы. Дела с Греками. Мономахова шапка. Царевич Леон. Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача. Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых. Кончина Мономахова. Свойства его. Поучение. Основание Владимира Залесского. Гида, супруга Мономахова. Ее дети. Сочинение Митрополита Никифора.

По смерти Святополка-Михаила граждане Киевские, определив в торжественном совете, что достойнейший из Князей Российских должен быть Великим Князем, отправили Послов к Мономаху и звали его властвовать в столице. Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и вражду Святополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказался от предложенной ему чести. Вероятно, что он боялся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего Ярославова сына, по тогдашнему обыкновению долженствовали наследовать престол Великокняжеский. Сей отказ имел несчастные следствия: Киевляне не хотели слышать о другом Государе; а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского, именем Путяты, и всех Жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка. Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Владимир приехал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники усмирились, видя Князя великодушного на главном престоле Российском.

Даже и Святославичи не противились общему желанию; уступили Мономаху права свои, остались Князьями Удельными и жили с ним в согласии до самой их кончины. Они счастливее отцев своих торжествовали вместе принесение мощей Св. Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский: сим действием Владимир изъявил, в начале своего правления, не только набожность, но и любовь к отечеству: ибо древняя Россия признавала оных Мучеников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств. Еще будучи Князем Переяславским, он украсил серебряную раку святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит Летописец, что Греки дивились ее богатству и художеству. Из отдаленнейших стран России собрались тогда в Вышегороде Князья, Духовенство, Воеводы, Бояре; бесчисленное множество людей теснилось на улицах и стенах городских; всякий хотел прикоснуться к святому праху, и Владимир, чтобы очистить дорогу для клироса, велел бросать народу ткани, одежды, драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир Князьям; три дня угощали бедных и странников. — Сие торжество, и церковное и государственное, изображая дух времени, достойно замечания в истории.

Мономах спешил также благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев: вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными ростами. Мономах, желая облегчить судьбу недостаточных людей, собрал в Берестовском дворце своем знатнейших Бояр и Тысячских: Ратибора Киевского, Прокопия Белогородского, Станислава Переяславского, Нажира Мирослава и Боярина Олегова, Иоанна Чудиновича: рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты , лишается уже истинных своих денег или капитала: ибо как ни велики были тогдашние годовые росты, но месячные и третные еще превышали их. Мономах включил сей закон в Устав Ярославов.

Сей Государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей. Сын его Мстислав, два раза победив чудь, завладел городом Оденпе, или Медвежьею Головою, в Ливонии . Призванный отцом княжить в Белегороде, он поручил Новогородскую область сыну, юному Всеволоду, который ознаменовал воинский дух свой счастливым, но многотрудным походом в Финляндию. Худой зимний путь (ибо весна уже наступала) и бедность земли угрожали Россиянам голодною смертию; недостаток был так велик, что они за каждый хлеб платили ногату. Меньший брат Мстиславов, Георгий, княживший в Суздале, ходил Волгою на судах в землю казанских болгаров, победил их и возвратился с добычею. Третий сын Мономахов, Ярополк, воевал в окрестностях Дона; взял три города в области Половецкой: Балин, Чешлюев, Сугров; пленил множество Ясов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на коей он женился. Около сего же времени Владимир выгнал из России Берендеев, Печенегов и Торков, новых пришельцев: утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля, но, любя грабеж, не могли кочевать там спокойно. Однако ж многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков, или Черкасов , и служили Россиянам. — Летопись Владимирова времени упоминает еще о Беловежцах, охотно принятых Великим Князем. Сии обитатели некогда знаменитой крепости Козарской на берегах Дона, взятой мужественным Святославом I, спасаясь от свирепости Половцев, основали новый город в верховье реки Остера и назвали его именем древнего, или Белою Вежею, коей известные развалины (во 120 верстах от Чернигова) свидетельствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания. Козары, наученные Греками, строили лучше наших предков. Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого Князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали оного. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую Империю. Они рассказывают, что Великий Князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над Греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексий Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую Августа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владимирова; что Неофит, Митрополит Ефесский, вручил сии дары Великому Князю, склонил его к миру, венчал в Киевском Соборном храме Императорским венцем и возгласил Царем Российским. В Оружейной Московской Палате хранятся так называемая Мономахова златая шапка , или корона, цепь, держава, скипетр и древние бармы, коими украшаются Самодержцы наши в день своего торжественного венчания и которые действительно могли быть даром Императора Алексия. Мы знаем, что и в Х веке Государи Российские часто требовали Царской утвари от Византийских Императоров; знаем также, что Великие Князья Московские XIV столетия отказывали в завещаниях наследнику трона некоторые из сих вещей, сделанных в Греции (как то свидетельствуют надписи оных и самая работа). Но завоевание Фракии кажется сомнительным, и в древних летописях находятся только следующие известия о делах Владимира в отношении к Грекам:

«В 1116 году супруг Мономаховой дочери Марии, Царевич Леон , сын бывшего Императора Диогена, собрав войско на берегах Черного моря, вступил в северные области Империи и завладел городами Дунайскими; но Царь Алексий подослал к нему в Доростол двух Аравитян, которые злодейски умертвили его (Августа 15). Тогда Владимир, желая или отмстить за убийство зятя, или сохранить для юного сына Марии, именем Василия, взятые Леоном города, велел идти на Дунай Воеводе Иоанну Войтишичу и сыну своему, Вячеславу, с другим Боярином, Фомою Ратиборовичем; первый действительно занял некоторые из оных, а Вячеслав без успеха отступил от Доростола». Вопреки сему сказанию, Анна Комнина в истории отца ее, славного Императора Алексия, уверяет, что Леон, сын Диогенов, погиб в сражении с турками близ Антиохии. «Чрез некоторое время, — пишет Анна, — явился в Империи обманщик, принявший на себя его имя. Сосланный за то в Херсон, он был освобожден Половцами и, предводительствуя их толпами, шел во Фракию; но, взятый в плен Греками, испытал, что дерзость не остается без наказания: ему выкололи глаза» (в 1096 году). Сего несчастного и другие Византийские Летописцы именуют самозванцем; но зять Мономахов, убитый в Доростоле, был, конечно, истинным Диогеновым сыном: ибо Владимир, находясь в тесных связях с Двором Константинопольским, не мог, кажется, дать себя в обман лжецу-бродяге. — Вдовствующая супруга Леонова, Мария, скончалась Монахинею в России, где сын ее, Василий, усердно служил Великим Князьям; а города дунайские были скоро возвращены Империи или силою оружия, или вследствие мирных договоров.

Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захватывал людей между Припятью и Двиною: за то сын Мономахов, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей в новый городок, для них основанный. Сам Великий Князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольговичами, взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь им оскорбленный, привел его как пленника в Киев, где он и скончался. — Беспокойные Новогородцы, употребляя во зло юность своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторых у себя, а других заточил. Правые или не столь виновные возвратились домой, узнав опытом, что самый человеколюбивый, но мудрый Государь не оставляет дерзких ослушников без наказания. Уже несколько времени Посадники Новогородские были, кажется, избираемы из тамошних граждан: Владимир, опасаясь их мятежного духа, дал сей сан Киевскому Вельможе Борису.

Сын Святополков Ярослав, или Ярославец, Князь Владимирский, ненавидел жену свою, дочь Мстислава, и не боялся огорчать ее деда: Мономах выступил с войском, соединился с Ростиславичами, Князьями юго-западной России, около двух месяцев держал город Владимир в осаде и принудил Ярослава покориться; но сей легкомысленный племянник снова оскорбил дядю, с презрением удалив от себя нелюбимую супругу: он бежал в Польшу. Никто из Бояр не хотел за ним следовать, и Великий Князь отдал Владимирский удел сыну своему, Роману, Володареву зятю, который в том же году умер. Мономах послал на его место другого сына, Андрея (женатого на внуке Половецкого Князя, Тугоркана) и велел ему предупредить замыслы Болеслава Кривоустого, зная, что сей Король, свойственник изгнанного Князя Владимирского, ожидает только удобного случая для объявления войны Россиянам. Андрей опустошил соседственные владения Королевские и возвратился с добычею. Ляхи, приведенные Ярославом, хотели взять Червен; но с великим уроном были отражены тамошним Наместником, Фомою Ратиборовичем. Тогда Ярослав прибегнул к Государю Венгерскому, Стефану, который, желая отмстить Россиянам за отца своего, побежденного ими на берегах Сана, вступил в область Владимирскую вместе с Богемцами и Поляками. Великий Князь, не имев времени собрать войско, с малою дружиною отправил Мстислава к городу Владимиру, где юный Андрей, осажденный многочисленными неприятелями, не терял бодрости. Уже надменный Ярослав, подъехав к стенам, грозил сыну Мономахову и народу страшною местию в случае сопротивления; осматривал крепость и в уме своем назначал места для приступа, отложенного только до следующего дня. В одну минуту все переменилось. Два человека вышли тайно из крепости, засели на пути, между неприятельским станом и городом, и копьями пронзили неосторожного Ярослава, когда он сам-третий возвращался к союзному войску. Несчастный умер в ту же ночь; а союзники, изумленные его бедствием, спешили заключить мир с Великим Князем. Летописец Венгерский повествует, что Стефан, огорченный смертию Ярослава, клялся взять крепость или умереть; но что Воеводы его не хотели ему повиноваться, сняли шатры свои и принудили Короля возвратиться в Венгрию.

В стане Владимировых неприятелей были и Ростиславичи, до того времени усердные защитники отечества: каким образом сии два брата, славные благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам России? В древнейших Летописцах Польских находим объяснение. Мужественный Володарь, ужас и бич соседственных Ляхов, не умел защитить себя от их коварства. Они подослали к нему одного хитрого Вельможу, именем Петра, который вступил в его службу, притворно изъявлял ненависть к Болеславу, вкрался в доверенность к добродушному Князю Перемышльскому, ездил с ним на охоту и в лесу с помощию своих людей, внезапно схватив безоружного Володаря, увез его связанного к себе в замок: что случилось незадолго до осады Владимира. Брат и сын выкупили знаменитого пленника из неволи, отправив в Польшу на возах и вельблюдах множество золота, серебра, драгоценных одежд, сосудов. Сверх того Ростиславичи обязались жить в союзе с Болеславом и находились, кажется, в его стане под Владимиром, единственно для заключения сего договора или желая быть посредниками между изгнанником Ярославом и Великим Князем.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества. Долговременное обыкновение казалось тогда уже законом; или Владимир боялся отчаянного сопротивления Князей Черниговских, Полоцких и Ростиславичей, которые не уступили бы ему прав своих без страшного кровопролития. Он не имел дерзкой решительности тех людей, кои жертвуют благом современников неверному счастию потомства; хотел быть первым , а не единственным Князем Российским: покровителем России и Главою частных Владетелей, а не Государем Самодержавным. Справедливость вооружила его против хищника Глеба и Князя Владимирского (ибо сей последний хотел обесчестить семейство Мономахово разводом с дочерью Мстислава и звал иноплеменников грабить отечество): та же справедливость не позволяла ему отнять законного достояния у Князей спокойных. — По кончине гордого Олега и кроткого Давида, вообще уважаемого за его правдивость, меньший их брат, Ярослав, мирно княжил в области Черниговской, а сыновья Володаревы, Владимирко, Ростислав, и Васильковичи, Григорий с Иоанном, наследовали Перемышль, Звенигород, Теребовль и другие места в юго-западной России, когда в 1124 году умерли отцы их, оставив навсегда в России память своих счастливых дел воинских, верности в обетах и любви к отечественной славе.

Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скончался на 73 году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Уже в слабости и недуге он поехал на место, орошенное святою кровию Бориса, и там, у церкви, им созданной, на берегу Альты, предал дух свой Богу в живейших чувствованиях утешительной Веры. Горестные дети и Вельможи привезли его тело в Киев и совершили обряд погребения в Софийском храме. Набожность была тогда весьма обыкновенною добродетелию; но Владимир отличался Христианским сердечным умилением: слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за отечество и народ, ему любезный. Не менее хвалят Летописцы нежную его привязанность к отцу (которого сей редкий сын никогда и ни в чем не ослушался ), снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие: ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами . Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение , им самим написанное для сыновей. К счастию, сей остаток древности сохранился в одной харатейной летописи и достоин занять место в Истории.

Великий Князь говорит вначале, что дед его, Ярослав, дал ему Русское имя Владимира и Христианское Василия, а отец и мать прозвание Мономаха , или Единоборца : для того ли, что Владимир действительно был по матери внук Греческого Царя Константина Мономаха, или в самой первой юности изъявлял особенную воинскую доблесть? — «Приближаясь ко гробу, — пишет он, — благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо!

Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Господь, чудесны дела Его!» Описав в главных чертах, и по большей части словами Давида, красоту творения и благость Творца, Владимир продолжает:

«О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не Монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно Христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа Христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник! Но я ответствовал: не могу забыть крестного целования , развернул Псалтырь и читал с умилением: вскую печальна ecu, душе моя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Не ревнуй лукавнующим ниже завиди творящим беззаконие . — Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение Духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе. — Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. — Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев. — В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на Отроков и Тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. — На войне будьте деятельны; служите примером для Воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапу: для того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность, и рано садитесь на коней. — Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду Княжеским Отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца и Посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу. — Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. — Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. — Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками : за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй . Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло их солнце, они славили господа с радостию и говорили: Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми ecu свет Твои красный . Потом садились думать с дружиною, или судить народ, или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный. — Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть Отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя; не надеялся на посадников и бирючей; не давал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам назирал церковь и Божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов». — Исчислив свои дела воинские, уже известные Читателю, Владимир пишет далее: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с Половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их Князей и выпустил из неволи, а более двух сот казнил и потопил в реках. — Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде Вечерен. — Любя охоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней вдруг по нескольку. Два раза буйвол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтала ногами; вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло; лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но Господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если Провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого».

Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешением собственного; и никто из древних Князей Российских не имеет более права на любовь потомства: ибо он с живейшим усердием служил отечеству и добродетели. Если Мономах один раз в жизни не усомнился нарушить права народного и вероломным образом умертвить Князей Половецких, то можем отнести к нему слова Цицероновы: век извиняет человека . Считая Половцев врагами Христианства и Неба (ибо они жгли церкви), Россияне думали, что истреблять их, каким бы то образом ни было, есть богоугодное дело.

К сожалению, древние Летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова Дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским , окружил валом и построил там церковь Св. Спаса. Сын его, Мстислав, распространил в 1114 году укрепления новогородские, а Посадник, именем Павел, заложил каменную стену в Ладоге.

Во время Мономахова княжения, довольно спокойное и мирное в сравнении с другими, были некоторые бедствия: редкая засуха в 1124 году и сильный в Киеве пожар, который продолжался два дня, обратив в пепел большую часть города, монастыри, около 600 церквей и всю Жидовскую улицу . Народ с ужасом видел еще одно совершенное затмение солнца и звезды на небе в самый полдень. В южной России случились два землетрясения, а в северной страшная буря, которая срывала домы и потопила множество скота в Волхове.

Мономах оставил пять сыновей и супругу третьего брака. Нет сомнения, что первою была Гида, дочь Английского Короля Гаральда, о коей мы упоминали и которая, по известию древнего Историка Датского, около 1070 года вышла за нашего Князя, именем Владимира. Норвежские Летописцы сказывают, что сын Гиды и сего Князя женился на Христине, дочери Шведского Короля Инга Стенкильсона: супруга Мстислава Владимировича действительно называлась Христиною. Ее дочери, внуки Мономаховы, вступили в знаменитые брачные союзы: одна с Норвежским Королем Сигурдом, а после с Датским Эриком Эдмундом; вторая с Канутом Святым, Королем Оботритским, отцом Вальдемара , славного Государя Датского, названного сим именем, может быть, в честь его великого прадеда, Владимира Мономаха; третия с Греческим Царевичем: думаю, сыном Императоpa Иоанна; Алексием, коего супруга именем и родом неизвестна по Византийским летописям.

В год сего бракосочетания (1120) приехал из Константинополя в Россию Митрополит Никита и заступил место умершего Никифора, мужа знаменитого сведениями и красноречием: чего памятником остались два письма его к Мономаху: первое о разделении Церквей , Восточной и Западной; второе о посте , особенно любопытное, ибо оно содержит в себе не только богословские, но и философические умствования, заключаемые хвалою добродетелей Мономаховых. — «Разум , — пишет Никифор, — разум есть светлое око души, обитающей во главе . Как ты, Государь мудрый, сидя на престоле, чрез Воевод своих управляешь народом, так душа посредством пяти чувств правит телом. Не имею нужды во многоречии: ибо ум твой летает быстро, постигая смысл каждого слова. Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын Княжеской и Царской (Греческой) крови, Властитель земли сильныя, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь Властительскую; когда, угощая других обедами Княжескими; сам только смотришь на яства роскошные?.. Восхвалю ли тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простерта; когда ты ни сребра ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаешь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою?.. Скажу единое: как душа обязана испытывать или поверять действия чувств, зрения, слуха, ее всегдашних орудий, дабы не обмануться в своих заключениях: так и Государь должен поверять донесения Вельмож. Вспомни, кто изгнан, кто наказан тобою: ни клевета ли погубила сих несчастных?.. Князь любезный! Да не оскорбит тебя искренняя речь моя! Не думай, чтобы я слышал жалобу осужденных и за них вступался; нет, пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует и великого отчета; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда Пастыри церковные должны и Князьям смело говорить истину. Ведаю, что мы сами, может быть, в злом недуге; но слово Божие в нас здраво и цело: ежели оно полезно, то надобно ли входить в дальнейшее исследование? Человек в лице, Бог в сердце», и проч. — Таким образом древние учители нашей Церкви беседовали с Государями, соединяя усердную хвалу с наставлением Христианским. Слог сих писем ознаменован печатаю века: груб, однако ж довольно ясен, и многие выражения сильны.

1113 – 1125 гг – период правления в Киевской Руси великого князя Владимира Мономаха. Этот период русской истории отметился значительными внешне- и внутриполитическими событиями.

Князь Владимир Всеволодович “Мономах” сыграл важнейшую роль в историческом и политическом процессах на Руси конца X – начала XI века. Мономах стал идеологом преодоления княжеских междоусобиц и объединения для отпора общим врагам из степи.

Князь занял киевский престол в 1113 году после восстания киевлян, призвавших Мономаха на княжение. Основным направлением внутренней политики князя стало сглаживание социальных противоречий и сохранение единства Руси. В рамках этой политики был ослаблен произвол ростовщиков, улучшено экономическое положение беднейших и зависимых слоев населения.

Мономах заключает мир с братом Олегом

Культура Руси переживала расцвет, особенно быстро развивалась литература. В 1116 году по поручению Мономаха игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром была создана вторая редакция «Повести временных лет». Сам князь был выдающимся публицистом, из его произведений, дошедших до нас наиболее известными является “Поучение детям”.