Как найти общий язык с учителем, преподавателем. Взаимоотношения ученика с учителем

С поступлением в первый класс в жизни ребенка появилась фигура, которая на протяжении ближайших лет будет влиять на него почти так же сильно, как родители, - это его первая учительница. На желании ей нравиться будет в первое время основываться его интерес к учебе.

Есть несколько вариантов развития отношений учителя и родителей. И самый неэффективный из них - это противостояние. Важно понимать: ребенок не сможет адаптироваться к школе, если то, что считает важным учитель, игнорируют родители. И с другой стороны - если ценности, значимые для родителей, не принимаются учителем. Поэтому крайне важно найти решение, которое в достаточной степени подойдет обеим сторонам.

Лучше прояснить позиции еще на этапе выбора школы. Придя устраиваться в первый класс, узнайте побольше о педагоге, который будет учить вашего ребенка, найдите возможность выяснить его взгляды на учебный процесс, отношение к участию родителей в школьных делах ребенка, обратите внимание на стиль общения. Если в школе, в которую вы устраиваете ребенка, родителям разрешается присутствовать на уроке, не упустите такую возможность. Наблюдая за общением учителя с учениками, вы получите более точное представление о том, как обычно происходит их взаимодействие.

Другой вариант отношения родителей к учителям выражается формулой: «Школа для того и существует, чтобы ребенок там учился. Вы - специалисты, вы и учите!» Понятно, что, размышляя подобным образом, мы навсегда устраняемся из образовательного процесса, возлагая всю ответственность на школу. На самом же деле помощь родителей здесь просто необходима. Кроме того, отстранение родителей может быть воспринято ребенком как предательство или же привести к тому, что ребенок не будет относиться к учебе всерьез. Важно помнить, что, каким бы грамотным ни был учитель, без вашей поддержки он не сможет передать ребенку максимум знаний и навыков.

Еще в большей степени это касается воспитания ребенка, которым также занимаются школьные педагоги. Если определенные правила и нормы, принятые в школе, не будут поддерживаться вами дома, ребенок окажется в ситуации внутреннего разлада и вряд ли их усвоит.

И наконец, третий вариант - сотрудничество. Действительно, родители и учителя должны действовать сообща. Что это означает? Прежде всего - единство требований. Поняв, что школьные требования мало отличаются от тех, которые к нему предъявляют дома, первоклассник легче пройдет все этапы адаптации.

Во-вторых, совместное решение возникающих проблем. Например, если ребенок никак не может научиться читать, всегда можно узнать у учителя о том, как помочь ребенку дома. И наконец, прекрасной возможностью наладить доброжелательные, спокойные отношения является участие родителей в жизни класса. Школьные праздники - замечательный повод объединить усилия и учителя, и родителя, и ребенка. Не игнорируйте инициативу учителя, подумайте, чем вы можете помочь, чтобы ваши совместные усилия принесли и радость, и пользу.

Если позиции и взгляды расходятся

Если ваша позиция по той или иной причине расходится с позицией учителя, нужно иметь в виду следующее:

1. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой, но и не пытайтесь все уладить сами в ту же секунду.

2. Не делайте выводов о методах, поступках, личности педагога только со слов ребенка или со слов других родителей. Обязательно обсудите ситуацию с учителем: выслушайте его позицию, в корректной форме выскажите свою. Двое взрослых заинтересованных людей имеют хорошие шансы договориться.

3. Не обсуждайте с ребенком недостатки учителя. Если вы чувствуете, что ребенку важна ваша поддержка, обсудите конкретные слова и поступки учителя, избегая перехода на личности: «Я понимаю, это очень обидно. Мне кажется, она ответила тебе грубо. Мне тоже было бы неприятно это услышать». Постарайтесь не выяснять отношения с учителем в присутствии ребенка и не обсуждать учителя при ребенке.

4. Всегда будьте на стороне ребенка. Это даст ребенку чувство защищенности, он поймет, что вы не оставите его ни при каких обстоятельствах.

Введите e-mail адрес:

Дети могут высказывать достаточно жесткую критику. В их глазах учителя либо слишком сложные, либо слишком простые, слишком злые или слишком добрые, слишком сговорчивые или же слишком неуступчивые. Если ваш ребенок по каким-то причинам не поладил со своим учителем, огромное значение в решении вопроса может сыграть именно ваш подход. Далее предлагаются определенные шаги, которые помогут сделать учебный год более сносным как для вас, так и для вашего ребенка.

Принимайте участие. Волонтерство в классе вашего ребенка или сопровождение детей во время экскурсии смогут обеспечить вам место в первом ряду «зрительного зала», где вы лично сможете увидеть, что же происходит на самом деле. Посещайте родительские собрания, используйте любую возможность, чтобы построить хорошие отношения с учителем еще до того, как вам придется иметь дело с жалобами.

Будьте примером для подражания. Независимо от того, насколько разочарованным и подавленным вы себя чувствуете при общении с трудным учителем, сохраняйте спокойствие и проявляйте зрелость. Развитие в детстве - это время, когда во взаимодействии с другими дети учатся справляться с трудными людьми, учатся эффективно высказываться о своих чувствах. Все начинается с моделирования определенного поведения родителями. Способ решения возникшего конфликта покажет ребенку правильный подход относительно конфликтов с авторитетным лицом.

Не играйте в спасителя. Заманчиво спасти ситуацию, а значит и целый день, но если вы все время будете супергероем, это не очень хорошо отразится на развитии вашего ребенка. Попробуйте сделать шаг назад, немного отстраниться, дать ему некоторое пространство, чтобы он мог справиться с ситуацией самостоятельно. Если он не сможет улучшить свои отношения с учителем сам, тогда вы будете знать наверняка, что он действительно нуждается в вашей помощи.

Примите сторону ребенка... сначала. Когда ваш ребенок в первый раз подойдет к вам с проблемой, выслушайте и проявите сочувствие. Позвольте ему рассказать свою версию истории. Это лучший способ получить от ребенка максимум информации. Позже вы сможете задать интересующие вас вопросы, чтобы детальней разобраться в ситуации.

Определите проблему. Если ваш ребенок жалуется на учителя, потребуется время, чтобы выяснить, что именно он имеет в виду и что на самом деле стоит за его словами. Например, если ваш ребенок говорит «она меня не любит», в действительности это может означать что-то более конкретное, например, «она возмущена, когда я медлителен». Проблема может быть в чем-то, о чем вы и представить себе не можете. Возможно, ваш ребенок думает, что он умнее своего учителя и своей жалобой бросает ему вызов, или, возможно, он испытывает трудности в изучении какой-то темы и, обвиняя учителя, просто выбирает более легкий путь.

Выслушайте учителя. Обращение к учителю в первый раз, может оказаться неловким и некомфортным. Но вы подойдите к разговору с той позиции, что вы просто пытаетесь разобраться в ситуации и хотели бы разрешить ее как в пользу учителя, так и в пользу вашего ребенка. Уважайте его точку зрения, внимательно выслушайте ее, а затем вместе сосредоточьтесь на разговоре о том, что ваш ребенок по-прежнему нуждается в обучении. При этом любой ценой избегайте личной критики.

Держите ум ребенка в перспективе. Возможно, ваш ребенок чувствует, что учитель губит его жизнь. Ваша задача как родителя заключается в том, чтобы помочь ему вернуться в реальность. Напомните вашему ребенку, что время его обучения в классе этого тяжелого учителя ограничено. Как только учебный год закончится, очень вероятно, что вашему ребенку больше никогда не придется видеть этого учителя снова. В перспективе уже виден конец!

Сосредоточьте его на обучении. Вашему ребенку может так никогда и не понравится этот учитель, но главное, чтобы вы убедились в том, что он понимает, что по-прежнему ответственен за собственные действия. Подчеркните важность того, что в классе нужно быть приветливым и проявлять себя в качественно выполненном домашнем задании. Учитель может и не быть любимым, но огромное значение имеет последовательное старание быть хорошим учеником, уважительное отношение и поступки к учителям и сверстникам.

Рассматривайте это как жизненный урок. Взаимодействие вашего ребенка с учителем, общение с которым не приносит удовольствия, является возможностью обучения. Вы должны показать ребенку, что в жизни будут и другие люди с разными личностными особенностями, разными характерами, темпераментами и стилистикой общения, и ему придется научиться уважительному общению с ними. Тогда в долгосрочной перспективе, ваш ребенок сможет лучше управлять своими эмоциями и справляться с межличностными отношениями.

Взберитесь вверх по иерархии. Если данная проблема уже стала причиной, по которой ваш ребенок боится школы или возненавидел обучение, вам, возможно, следует пойти дальше, чем просто встретиться с учителем. Узнайте политику школы в отношении разногласий между родителями и учителями, например, нужно ли вам подавать официальную жалобу. Скорей всего, вам понадобиться поговорить с директором школы или даже еще выше.

Поблагодарите учителя. Если вы видите, что учитель прилагает все свои усилия, дабы урегулировать конфликт, даже если проблема не будет устранена, непременно выразите ему свою признательность. Поблагодарите его при случае за то, что он выделил время для работы с вами и вашим ребенком.

Никто не обещает, что школа будет легко и просто относиться к детям, процесс обучения еще более сложен, да и в целом воспитание детей - это сложная задача - но, используя эмпатию, взаимопонимание и сотрудничество, вы можете сделать жизнь проще для всех окружающих.

Как наладить отношения с учителем?

Хотите знать, чем Ваш ребёнок занимается в школе? Чувствуете необходимость дополнять школьное образование домашним обучением? Желаете своевременно узнавать о возникающих у ребёнка проблемах и трудностях? Всего этого можно легко добиться при помощи школьного учителя, однако наладить плодотворный диалог не всегда бывает просто. Ниже приводится несколько советов, как правильно сделать первые шаги.

Не вмешивайтесь в сферу профессиональной компетенции учителя

Прежде всего, помните, что Ваша задача – это получить как можно более полную информацию и сделать на её основании определённые выводы. Не пытайтесь советовать учителю, как ему лучше выполнять работу, не спорьте с ним о методах обучения (за исключением крайних случаев), не пытайтесь доказать, что Ваш ребёнок уникален и ему нужен особый индивидуальный подход. Никто не любит, когда посторонние «суют нос» в его рабочие дела, да и ещё навязывают советы. Поверьте, учителю это тоже не понравится, и диалог будет безвозвратно испорчен.

Приготовьтесь к разговору с учителем

Поскольку Вы будете выступать инициатором встречи, то Вам же и следует взять на себя инициативу в разговоре. Подготовьте вопросы, на которые хотите узнать ответы, продумайте план беседы, подберите нужные слова. Имейте в виду, что ни один учитель не сможет с ходу представить подробный отчёт о жизни Вашего ребёнка в школе, для получения такой информации нужно уметь правильно ставить вопросы и анализировать ответы.

Настройтесь на позитивное и доверительное общение

Отправляйтесь в школу, помните, что в деле обучения и воспитания ребёнка учитель является Вашим естественным союзником, а не врагом. Избегайте резких высказываний и суждений, будьте вежливы и радушны. Объясните учителю собственное понимание ситуации, поинтересуйтесь его соображениями относительно успехов и проблем Вашего ребёнка. В идеале, результатом вашего общения должна стать полная картина поведения ребёнка и в школе, и дома. Вместе вы сможете понять истоки неблагополучных явлений в жизни ребёнка и совместно приступить к их устранению.

Постоянно поддерживайте связь с учителем

Даже если Вы очень заняты работой или сильно устаёте за последнее время, не прерывайте связь с учителем. Любое общение становится от раза к разу плодотворнее и доверительнее. Потратив много сил на установление взаимопонимания с учителем, старайтесь удержать достигнутые результаты, иначе потом всё придётся начинать заново.

Старайтесь вникать в особенности школьной жизни

Конечно, речь не идёт о посещении занятий или тотальной слежке за ребёнком, однако, не поняв обстановки, в которой ребёнок находится в школе, Вы вряд ли поймёте его поведение. Посетите учебные классы, загляните в столовую, узнайте больше о школьном образе жизни и ежедневном быте. Излишне говорить, что в каждой школе имеется собственный внутренний распорядок, установленные правила и традиции. Изучив всё это, Вы сможете лучше понимать полученную от учителя информацию и свободнее ориентироваться в разговоре.

Связь между домом и школой, установленная Вами через беседу с учителем, поможет ребёнку лучше адаптироваться к тому сложному и опасному миру, который ждёт его за пределами любящей семьи.

Вот вы, настоящий студент (или студентка) ещё так молоды. И жизнь бьёт ключом и всё так прекрасно. Гуляй - не хочу. Но... учёба. Встала на пути и не даёт ночи напролёт зависать в клубах и встречать рассветы с мальчиком. Но вот, наконец встретив рассвет, вы пришли на последнюю пару с надеждой получить зачёт, а преподаватель с довольной улыбкой: "вы не посещали лекции и не сдали три практических, зачёт я вам не поставляю". Паника, истерика, слёзы. что же делать?

На самом деле, от отношения учителя к студенту во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность. Преподаватель Московского Издательско-полиграфического колледжа дисциплины истории и обществознания Поздняк Павел Анатольевич сказал так: "У меня были конфликты со студентами. Просто был чисто женский класс. Там учились слишком самоуверенные, дети богатых. Причиной конфликта было взаимное неуважение. Так сказать, конфликт самолюбия.Но в конце концов, наступило примирение. А помирились достаточно просто. Мы тогда были молодые преподаватели, нам было где-то по 25 лет. Я сам был еще тогда молод и горяч. Выпросили ролики у девчонок. А что? По размеру подошли. Все смотрели, как преподы катаются на роликах по школьному двору. Позже стали водить их в поход, ну как я уже сказал, дети богатых родителей, естественно, они всё организовали. В общем, играли в игры, ведь лучший способ понять молодежь, это вовлечь в игру, на время вспомнить себя в этом возрасте. Также катались на байдарках".

И всё-таки, не нужно быть студентом психологического вуза, чтобы понимать сложность любых межличностных взаимоотношений. Учитывая тот факт, что ты, студент – человек уже взрослый и сталкивался с коллизиями в отношениях с родителями, друзьями, любимым человеком... ты должен понимать, что взаимоотношения с преподавателями влияют на твои знания и весь процесс обучения в целом. Они могут, как помочь тебе, так и осложнить получение образования.
Отсюда вывод – необходимо наладить отношения с преподавателями, чтобы твое обучение в вузе проходило без лишних проблем. А вот несколько советов для того, что бы в будущем не было проблем:
1) Запиши и выучи имя преподавателя, правильно его произноси. Любому человеку приятно, если его имя помнят и не путают с другими.
2) Будь увлеченным студентом. Покажи преподавателю, что ты действительно хочешь преуспеть в преподаваемом им предмете. Если человек интересуется предметом, то и отношения преподавателя к такому учащемуся будет соответствующим. Задавай вопросы, говори по окончанию пары, что именно тебе понравилось.
3) Не критикуй действия преподавателя ни в коем случае! Даже самые объективные преподаватели на критику от студентов реагируют отрицательно.
4) Избегай споров. Если ты не прав, признай это уверенно и без лишних эмоциональных перегрузок. Даже если прав, просто выскажи спокойно свою точку зрения, не пытаясь что-то доказать. И не в коем случае не перебивай преподавателя.
5) Будь вежлив в любой ситуации. Доброжелательная улыбка и общепринятое приветствие может решить множество проблем.
6) Соблюдай манеру речи. В общении с преподавателем желательно избегать употребление сленговых выражений и интернет-мемов. Приветствуется только литературный русский язык.
7) Старайся быть по возможности исполнительным. Задания сдавай в срок. Даже если не получается срок, объясни преподавателю - почему не получилось. Любой объективный преподаватель поймёт. Или хотя бы постарается понять.
8) Ни в коем случае не демонстрируй лень или безразличие. На первой паре в субботу все чувствуют недосыпание, но постарайся громко не зевать и не растягиваться поперек парты, подложив под голову сумку.
9) Будь опрятен и соблюдай хотя бы минимальный дресс-код. Хоть студентка в дизайнерском комбинезоне на голое тело с глубоким вырезом на спине выглядит весьма эффектно, но всё же мы будем радоваться ее красоте во внеучебное время и не в институте.

Каким надо быть студентом - всё понятно. А вот чего не надо делать во время обучения... Вот пару советов:
1) Никогда не говорите преподавателю о том, что его предмет не нужен и никогда не пригодится в жизни.
2) Не грубите и не хамите преподавателю.
3) Не показывайте своим видом и жестами безразличия и неуважения к преподавателю и учебной дисциплине.
4) Не нарушайте дисциплину на занятиях, не выходите без разрешения из аудитории, не пользуйтесь в ходе занятий мобильными телефонами, не перебивайте преподавателя во время лекции.

В общем-то, можно и итог подвести. Студент должен быть заинтересован в получении знаний, аккуратен, дисциплинирован, вежлив, культурен и внимателен. Мечта, а не студент! Как только ты, студент, приблизишься к этому перечню характеристик – общение с преподавателем станет для тебя увлекательнейшей беседой с умным человеком.