Как стать грамотным по русскому языку. Как повысить грамотность по русскому языку: советы и сервисы помощники, твоя настольная книга

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

Если сомневаетесь, как писать то или иное слово, вы всегда можете проверить его на старом и уважаемом портале «Грамота.ру». Для этого на сайте есть форма поиска по веб-словарям. Кроме того, «Грамота.ру» предлагает посетителям текстовый курс «Репетитор онлайн » с правилами орфографии и пунктуации, а также интерактивными диктантами и другими заданиями для закрепления пройденного материала.

2. «Глазарий языка»

Эта программа, в создании которой участвовали преподаватели СПбГУ, представляет собой оригинальный сборник кратких статей об истории, синтаксисе, фонетике, стилистике и других разделах русского языка.

Из-за гиперссылок, которые связывают тексты, формат справочника напоминает «Википедию». После запуска программы в глаза бросается её чудесное оформление: она выглядит непривычно стильно для своей тематики.

«Верные слова» - детский интерактивный учебник русского языка. Доступные и нескучные материалы этого ресурса, написанные профессиональными педагогами, помогут вашему чаду заполнить пробелы в знаниях школьной программы.

Сайт использует игровые механики и яркое оформление, чтобы втянуть ребёнка в образовательный процесс и научить писать без ошибок. Система оценивает учеников с помощью тестов и предоставляет родителям статистику о прогрессе. Сайт платный, но пробные уроки лежат в свободном доступе.

4. «Русский язык - грамотей»

Внутри этой программы - более 16 000 тестовых заданий по орфографии, пунктуации и не только. Как утверждает разработчик, в составлении вопросов принимали участие специалисты по русскому языку. Столкнувшись с трудным тестом, вы можете запросить помощь - программа отобразит связанный с вопросом теоретический раздел.

«Орфограммка» позволяет совершенствовать владение русским языком на практике. Если вам приходится писать много текстов, то вы можете проверять их в этом сервисе. Система анализирует написанное с учётом многочисленных норм языка, указывает на ошибки и отображает связанные с ними правила. Сервис работает по платной подписке, но стоимость тарифов вряд ли отпугнёт заинтересованного пользователя.

6. «Пунктуация»

С помощью этой программы вы можете проверить и, если необходимо, подтянуть знания пунктуации. Работает она следующим образом: вам показывают предложения из известных книг, а вы расставляете знаки препинания. Система оценивает результат и комментирует ошибки.

Бесплатно можно обработать лишь 20 предложений, ещё 200 доступны за символическую цену.


На этом ресурсе Городского методического центра Департамента образования Москвы появляются диктанты, основанные на произведениях выдающихся русских писателей. В каждом тексте есть пропуски - вам нужно вставлять недостающие символы, выбирая их из предложенных вариантов. По завершении система подсчитывает количество допущенных ошибок и выдаёт результат.

8. «Орфография»

Судя по всему, «Орфография» - программа от разработчика уже упомянутой «Пунктуации». Приложения очень похожи, но если предыдущее было посвящено знакам препинания, то «Орфография» помогает прокачать навык правописания.

Система показывает предложения с пропущенными буквами. Вы заполняете пропуски, а приложение указывает на ваши ошибки и приводит связанные с ними правила орфографии.

25 предложений доступны каждому пользователю бесплатно. Ещё несколько сотен можно купить за небольшую сумму.

Повышение орфографической грамотности учащихся – одна из важнейших задач методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства детей, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Таким образом, следует научить школьников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Безусловно, это одна из проблем, требующих взаимодействия методистов и психологов.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.
Не отрицается и необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду учет как уровня подготовленности ребенка, так и его психологических особенностей: воли, внимания и т.п. «В зависимости от качества и ступени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений: в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие зрительной памяти, в других – большое значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащихся, приучить их к самостоятельности при выполнении домашних заданий».

Наша орфография трудна, ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы иметь огромное количество вариантов написаний. Но благодаря орфографии мы имеем возможность написать их только в одном, единственно правильном. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, однако обучаться ему необходимо.

Исходя из опыта педагогов-новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:

  • нетрадиционные задания;
  • применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
  • доступная детям подача форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий назову задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.

В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему:  ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!

В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:

  1. фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.; 
  2. словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
  3. морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

В качестве нетрадиционных упражнений можно назвать и работу с различными сигнальными карточками:

  • карточками-буквами для закрепления навыка написания слов;
  • карточками-морфемами с целью показа состава слова или способа его образования;
  • карточками – членами предложения;
  • карточками – словами «да» и «нет» для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя;
  • карточками разного цвета, формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой или другой ситуации.
Также необходимо обратить внимание на тексты для анализа. Они должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст, на мой взгляд, должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому я часто работаю со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.

Каким же способом формирования прочных навыков орфографического письма я руководствуюсь?

Во-первых, успешность обучения орфографии зависит от того, насколько хорошо учитель реализует принцип преемственности между начальными классами и средним звеном. При этом педагог выясняет фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5-ый класс, поскольку уровень освоения учебного материала в разных классах существенно различается. Учитывая особенности программы (в 5-ом классе в первом полугодии орфографических тем нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые ученики получили в начальных классах. Но чтобы быть уверенным в знаниях детей, необходима серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, проводимые, как правило, в первый месяц занятий, позволяют представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому важно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии. Причем вопрос, что повторить и как, - далеко не праздный.

Итак, повторение группы орфограмм, затем закрепление знания отдельных «трудных» для младших школьников орфограмм и, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который избран мною для совершенствования орфографических навыков учащихся 5-го класса в первом полугодии, что позволяет не снижать уровень их грамотности.

Во-вторых, при изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание. Согласно наблюдениям психологов, учебные результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Поэтому я часто использую следующую технологию обучения.

Группа из 5 – 7 слов заранее записывается на доске. Учитель читает слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем не списывают и не записывают под диктовку эти слова, а сначала должны в течение минуты запомнить их. Важно объяснить детям, что уже сегодня все или почти все напишут данные слова без ошибок.

Для этого нужно:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
  • проговорить вслух негромко каждое слово по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, а затем открыть глаза и проверить себя;
  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
  • проговорить слова по слогам соседу по парте.
Следовательно, этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязательных элементов:
  • зрительное и слуховое восприятие слов;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись слов под диктовку;
  • самоконтроль.
В-третьих, одним из важнейших принципов деятельности педагога-словесника считаю прогнозирование и предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом является орфографический словарь. Я использую его почти на каждом уроке: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная. Так у учащихся формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою учебную деятельность; учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответы в словаре.

Иногда я использую так называемые «ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов. Например: Костя пришел в костюме, а Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету; Жанна носит жакет и любит жасмин. Такие шуточные предложения ученики легко и с интересом составляют сами.

Опираюсь я и на такой прием, как списывание с правильных образцов. Как показывает практика, списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно именно в 5 – 7 классах. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим (иначе работа теряет всякий смысл), но не превышать разумных размеров: 15 – 20 строк книжного текста в первые две – три недели обучения и до 25 – 30 строк – в последующие. Такое списывание вместе с проверкой займет 30 – 45 минут, а орфографическая зоркость, которая будет постепенно формироваться у учеников, приведет к сокращению этого количества времени. Задания по списыванию дети должны получать ежедневно. Следует непременно убедить учащихся в том, что надо записывать не слово за словом, а словосочетание за словосочетанием или даже предложение за предложением, если они не велики по объему. Это даст возможность удлинить процесс удержания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется на результатах обучения.

Важнейший этап – проверка правильности списывания. Ее можно возложить на родителей учащихся, а можно на самих учеников, то есть можно организовать взаимопроверку. Значимость такого подхода очевидна: проверяя по тексту работу своего товарища, ребенок развивает собственную орфографическую зоркость и память. Далее следует взаимооценка или самооценка. Нормы оценки строги: «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, описок, исправлений; «4» - если допущена одна неточность (ошибка, описка, исправление); «3» - если допущены две неточности (ошибки, описки, исправления); и п.д. Взыскательность оценки определяется принципиальной важностью недопущения учащимися ошибок при списывании. Через один – два месяца у детей формируется ответственное отношение к слову, они делают меньше ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это и есть важнейшая предпосылка достижения орфографической грамотности.
Для формирования умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма я с успехом использую так называемые специальные орфографические упражнения. К ним относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими задачами, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Стержнем системы орфографических упражнений я считаю высокую степень самостоятельности учеников в ходе выполнения заданий. При этом педагог всегда должен учитывать связь классной и домашней работ.

При определении системы орфографических упражнений надо иметь в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, рече-двигательного восприятия;
  • характер умственной деятельности учеников, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности изучаемых орфограмм (варианты орфограмм);
  • конкретные затруднения детей при применении орфографических правил.
Несколько лет назад мною был разработан алгоритм обучения орфографическому правилу, который я успешно применяю на практике. Алгоритм прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения необходимых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу строго по порядку (особенно в пятом классе), чтобы учащиеся могли привыкнуть к такой работе, почувствовать и понять ее «системность».

1-й этап
Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила
Желательно, чтобы ученики сами находили закономерность в написании. Например, при изучении темы «Буквы а-о в корне -кос-/-кас-» я записываю на доске следующее:
  
касание прикосновение
  
касаться коснуться
 
есть а нет а
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня
-кос-/-кас-.

2-й этап
Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Здесь и далее в качестве примера рассматривается правило правописания корня -кос-/-кас-. Например, на доске записано:
    
Прикасаться, коснешься (нет а), прикосновение (нет а), касательная.
При этом обязательно обращается внимание учеников на графическое обозначение орфограммы.

3-й этап
Кодирование правила
Данный этап наиболее любим учащимися, поскольку позволяет им проявить творческую фантазию, находчивость. Ученики 5 – 7-х классов любят играть, а кодирование правила (составление схемы) может легко превратиться в увлекательную игру.
Педагог предлагает всем детям придумать краткую запись правила; можно использовать условные знаки и сокращения. Затем выбирается наиболее удачный вариант. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
 
кАс --------- а
 
кОс --------- а нет

4-й этап
Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т.д.
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать лексическое значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объясняет, почему не подходят другие слова. Педагог может при этом попросить отвечающего графически выделить орфограмму в подходящих примерах.

5-й этап
Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы а и о. Учитель диктует слова (темп диктовки постоянно возрастает), а учащиеся показывают необходимую карточку-букву.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможность оценить деятельность каждого учащегося. Однако этот недостаток легко устраняется на следующем этапе.

6-й этап
Буквенный диктант
Что легче написать без ошибок: слово или одну букву? Конечно, букву! Буквенный диктант помогает учащемуся поверить в свои силы; результаты выполнения подобного диктанта всегда высоки, несмотря на строгость оценки. Диктант обычно состоит из 12 слов. Если ученик допустил одну ошибку, ставится «4», две – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты объявляются сразу. Иногда я использую метод взаимопроверки.

7-й этап
Словарный диктант
На данном этапе постепенно формируется навык правильного написания слов с данной орфограммой.

8-й этап
Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний
Подробно о выборочном диктанте можно прочитать в специальной литературе, например, в сборнике Блинова Г.И., Анохиной В.А. (Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.) Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

9-й этап
Предупредительный или объяснительный диктант, представляющий собой связный текст

10-й этап
Контрольный диктант
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм.

Иногда можно пропустить тот или иной этап, если правило усваивается быстро. После первого этапа можно перейти к третьему, а второй и четвертый – объединить. Все зависит от степени трудности изучаемого материала.

В течение многих лет я проверяла действенность технологий, описанных в данной статье. Результаты показали, что использование этих технологий положительно сказывается не только на формировании и повышении уровня орфографической грамотности учащихся, но и на общем развитии детей. Конечно, сегодня - время использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, все мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, не отставать от наших учеников в овладении информационными компетентностями. Поэтому вполне можно перевести алгоритм обучения орфографическому правилу на «язык» компьютерных технологий и использовать его в работе. Но какие бы мы ни использовали технологии, какими бы методами и приемами ни руководствовались при обучении детей, главным, на мой взгляд, остается творческий подход к делу со стороны педагога и интерес учащихся к изучаемому предмету! Положительный результат – это сотрудничество учителя и ученика, помощь администрации школы и родителей детей. Ведь только совместными усилиями можно добиться желаемого.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966, С. 45.

Козлова Марина Иванова
E-mail: [email protected]

Грамотность во все времена считалась неотъемлемым качеством образованного человека, занимающего достойное место в обществе. Развитие современных технологий, появление социальных сетей и массовое общение в онлайн-режиме для многих современных детей и взрослых стало оправданием для безграмотной письменной речи. Однако ошибочно полагать, что умение грамотно преподнести свою точку зрения в устном или письменном виде – это бесполезный навык, которым можно пренебречь.

Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.

Если у вас есть проблемы с соблюдением норм орфографии, пунктуации или лексики не нужно падать духом. В любом возрасте не поздно учиться писать без ошибок и работать над своей грамотностью, главное подойти к проблеме со всей серьезностью и регулярно совершенствовать свои навыки.

Одновременно с правописанием успешный человек должен поддерживать в тонусе интеллектуальные функции мозга. В этом ему поможет ресурс фитнесса для мозга BrainApps, занятия на котором предполагают прохождение ежедневных индивидуальных тренировок. Даже самый занятой человек сможет найти 15 минут в день для улучшения собственного интеллекта.

Как стать грамотным по русскому языку

Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.

Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:

  • Снижение интереса к чтению художественной литературы. Любители чтения гораздо реже пишут с ошибками, но современный ребенок обычно предпочитает игру на компьютере или смартфоне сборнику сказок или рассказов;
  • Повальное общение в социальных сетях. Переписка в онлайн-режиме редко когда предполагает соблюдение всех правил орфографии и пунктуации, так как каждый из собеседников стремится как можно скорее выразить свое мнение и параллельно занимается другими делами;
  • Недостаточная заинтересованность родителей. Многие родители не уделяют должного внимания развитию грамотности у ребенка, считая, что выполнения школьных заданий более чем достаточно. Но на школьную успеваемость влияет множество факторов, а пример мамы или папы, которые регулярно читают книги и всегда пишут без ошибок намного более действенный. Поэтому прежде чем узнавать, как ребенку научиться писать без ошибок, следует поработать над своим собственным уровнем грамотности;

Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку <>и сколько времени для этого потребуется. В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности.

Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.

9 работающих способов, как научиться грамотно писать

Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:

  1. Регулярно читать. Именно с чтения начинается правильная, красивая устная и письменная речь. Зрительная память играет большую роль в правописании, и вы постепенно сможете запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтобы чтение пошло на пользу следует избирательно подходить к выбору литературы. Лучше всего для работы над повышением грамотности подходят отечественные классические произведения. Не думайте, что классика – это обязательно скучно и затянуто, каждый может выбрать себе жанр по душе и получать удовольствие от чтения. Читать необходимо каждый день не менее часа, вдумчиво и в спокойной обстановке. В скором времени вы заметите, что ваша речь стала богаче, образнее, а в словах поубавилось ошибок.
  2. Изучать основы. Помимо художественной литературы уделяйте внимание работе со справочниками и учебниками русского языка. Это один из наиболее действенных способов, как научится писать без ошибок и правильно строить предложения. Запоминайте правила и обязательно закрепляйте теорию выполнением практических заданий.
  3. Приобрести и регулярно пользоваться словарем. Каждый раз, когда вы не знаете, как точно написать то или иное слово, заглядывайте в орфографический словарь. Формирование этой полезной привычки достаточно быстро позволит избавиться от ошибок, поэтому держите словарь на рабочем столе или другом видном месте, чтобы он всегда был под рукой;
  4. Писать под диктовку. Попросите родственников или друзей несколько раз в неделю диктовать вам тексты из сборника диктантов, таким образом, вы сможете быстрее обнаружить у себя пробелы в знаниях и направить самостоятельные занятия в нужное русло.
  5. Работать над ошибками. Не стесняйтесь выписывать в отдельный блокнот слова, которые даются вам труднее всего и перечитывайте их каждый день. Это прекрасная тренировка зрительной памяти, которая позволит вам со временем правильно писать даже самые заковыристые слова и словосочетания.
  6. Улучшать память. Для этого можно учить наизусть любимые стихи или отрывки из прозы. Этот метод также позволит улучшить устную речь, а повторение выученного материала вслух тренирует навыки дикции. Если заучивание наизусть вам не подходит, то просто переписывайте тексты, уделяя особое внимание сложным словам и предложениям;
  7. Найти друзей по интересам. Писать с ошибками никто не хочет, это раздражает любого человека и многие бы хотели улучшить качество своего письма. Занятия в паре или группе больше дисциплинируют, к тому же вы сможете помогать друг другу и проверять усвоение новых знаний.
  8. Обратиться к профессионалу. Репетитор по русскому языку может понадобиться не только школьнику перед сдачей экзаменов. Несколько полноценных занятий со специалистом позволит восполнить основные пробелы и разработать дальнейший план по самообразованию.
  9. Применять знания на практике. Пишите себе записки и напоминания, выписывайте понравившиеся цитаты из книг, вместо электронной почты пишите друзьям или родственникам обычные бумажные письма, подписывайте и дарите открытки. Такие мелочи будут всегда держать вас в тонусе, и заставлять сосредотачиваться на правилах орфографии и пунктуации;

Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.

Как научиться писать без ошибок с детства

Некоторые дети гораздо легче осваивают правописание, чем другие их сверстники. Чтобы понять, как научились грамотно писать такие дети, необходимо в первую очередь обратить внимание не на их школьную успеваемость, а на занятия с родителями в домашней обстановке. Ребенка можно постепенно приучать к чтению с трех лет и для этого не обязательно заставлять кроху интенсивно запоминать буквы и слоги. Сначала следует пробудить интерес к увлекательному миру литературы, каждый день читать сказки и детские рассказы.

Чтение и письмо нужно развивать параллельно, в игровой, доступной для ребенка форме. С детьми школьного возраста обязательно нужно проводить работу над ошибками, дополнительно объяснять непонятные или сложные моменты. Родители, которые всю ответственность за грамотность ребенка перекладывают на учителей, вряд ли останутся довольны результатом его образования. Поэтому следует знать, как ребенку научится писать без ошибок и активно помогать ему, преодолевая трудности в обучении вместе.

Детям обычно тяжело дается запоминание множества правил грамматики и пунктуации, поэтому совместно с правописанием рекомендуется развивать память и внимательность. Для этого существует ресурс BrainApps, игры которого подойдут как для взрослых, так и для детей.

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе. К сожалению, с возрастом навыки,полученные за несколько лет изучения родного языка , постепенно теряются. Порой только диву даешься, на каком ломаном языке изъясняются наши депутаты, члены правительства и прочие высокопоставленные лица. Возникает вопрос: можно ли повысить русского языка у взрослого человека, и как это сделать?

Инструкция

В действительности, повысить уровень владения родным языком можно, но этот занимает далеко не пару дней и даже не пару месяцев. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник вашими настольными книгами. Не ленитесь лишний раз обратиться к словарю, если вы не уверены в значении слова или его написании. Если вы услышали новое , то потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и . Таким образом вы сможете существенно расширить свой активный словарный запас. Кстати говоря, в наши дни совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Второй важный момент- это чтение. К сожалению, с каждым мы читаем все меньше книг. Мы привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном , а не за любимой книгой. Однако, именно чтение помогает нам повысить уровень родного языка . Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся комбинировать лексические единицы. Кроме того, при чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических ошибок на письме. Не стоит и упоминать, что чтение книг существенно расширяет кругозор .

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.

Инструкция

Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.