Какие цвета преобладают в поэзии есенина. Цветная лирика С

Цветная лирика С. Есенина




Введение

Глава 1. Становление С. Есенина как поэта-лирика «бревенчатой избы»

1Есенинская поэтическая одухотворенность мира, его правдивость

2Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина

1Цветная лирика юности

2Цвет революции в стихах поэта

3Расцвет поэтического творчества С. Есенина

4Цвета любви

5Краски уходящей юности, безысходности, драматичности

Заключение


ВВЕДЕНИЕ


Творчество Сергея Есенина почитаемо и любимо народом. Оно отразило красоту родной земли. Его стихи зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение к себе, правдивость и искренность. Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но и фактором большой нравственной силы, потому что в их основе лежит высокая человечность.

Целостный подход к наследию Есенина предполагает трезвую, критическую оценку тех его произведений, которые связаны с трудными моментами его биографии, которые отразили противоречивое восприятие им сложных социальных процессов. Мы глубоко чтим и восхищаемся всем тем, что навеки породнило Есенина с Русью, с её историческими эпохами и с великими гуманистическими традициями русской поэзии.

Много ученых и искусствоведов изучали творчество С. Есенина, его жизненный путь. В реферате использованы труды доктора филологических наук И. С. Эвентова, который воссоздал весь жизненный путь С. Есенина. Описал его детство, учение, жизнь в Москве, Петрограде, участие в войне, в революции 1917г., его путешествие в Европу и Америку, любовь к Айседоре Дункан, его жизненную драму, роковые дни.

Приводятся выдержки из критико-биографического очерка о С. Есенине Корнелия Зелинского с дореволюционными стихами, размышления Захарова А.Н. о поэтике Есенина. Подробно описано творчество поэта Прокушевым Ю. « Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Приводятся стихи послереволюционного периода в жизни С. Есенина, опубликованные в книге Т. С. Аверкиной.

Целью данного реферата является изучение символики цвета в лирике С. Есенина. Этот стилистический приём связан у него с романтизацией деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования. Образы людей, животных, природы носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайшие краски чистых и сильных тонов.

Для изучения символике цвета в лирике С. Есенина положен принцип поэтапного жизненного пути, становления характера, влияние политических событий на его творчество, незащищенность поэта перед трудностями жизни и быта, которые встретились на его пути.

Может быть, под влиянием внезапных разочарований, душевной усталости, Есенин и оборвал свою жизнь.


Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


С. А. Есенин

«Спит ковыль. равнина дорогая…»

Глава 1. Становление С. Есенина как поэта - лирика «бревёнчатой избы»


1 Есенинская поэтическая одухотворённость мира, его правдивость


С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. Все детство его прошло в деревне. Бабка водила Сергея с 8 лет по разным монастырям. В доме ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, обладавший прекрасной памятью, зная великое множество народных песен, а старуха приживальщица, ухаживая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы: холмистый берег Оки, избы с соломенными крышами, церковь в центре села, стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнезд, огромные луга, усеянные цветами. Любимыми воспоминаниями поэта были выезды в ночное, сенокосы. Он был озорником, с ребятами делали набеги на сады и огороды, лазил по деревьям, играл в лапту. С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. В девять лет он поступает в Константиновское земское четырёхгодичное училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Первые стихи Сергей написал в 9 лет, но сознательное творчество он сам относит к 16-17 годам, когда заканчивал церковно-учительскую школу. В лирических стихах Есенина обращает на себя внимание одухотворённость мира. Предмет, который он рисует, и прежде всего природа, всегда движется. Месяц, который сравнивается с кудрявым ягненочком, «гуляет» в голубой траве. Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на озеро «с тропы далекой», то покажется, что «вода качает берега». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «пышет, как пенный пожар» и т.д.


Тучи - как озера,

Месяц - рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.


Дрогнул лес зеленый,

Закипел родник.

Здравствуй, обновленный

Отчарь мой, мужик!

На корточках ползали слухи,

Судили, решали шепча.

И я от моей старухи

Достаточно их получал


Однажды вернувшись с тяги,

Я лег подремать на диван.

Разносчик болотной влаги,

Меня прознобил туман.


В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей. Он осознавал загубленность молодости. Это был период декаденства в творчестве Есенина. «У собратьев моих, - писал он, - нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».

Все это пагубно отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы, скандалиста:


Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне бог.


Есенин быстро разобрался в своих лжедрузьях, ушел от декаденства. Но старые связи, назойливые домогания непрошенных гостей портили ему жизнь до конца его дней.


И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет!»


В декабре 1923 году он печатает стихотворение «Пускай ты выпита другим…», в котором говорит:


Я сердцем никогда не лгу,

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

1.2 Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина

есенин поэт цвет лирика

Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти. В пятнадцать лет он написал стихи о прекрасной девушке, которая поила коня «из горстей в поводу». Заканчивает свое стихотворение сценой, как эту девушку несут мимо его окон хоронить. Такова правда жизни у Есенина: красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.


…Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по иному…


…Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть…


…Мы теперь уходим понемногу

В ту сторону, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Или в стихотворении «Стансы»:


…Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном -

В великих штатах СССР.


Даже поездка в Европу и Америку с любимой женщиной Айседорой Дункан тяготила Есенина. Ему хотелось домой, в обновленную Россию, в ширь степей, глубину озер, где все знакомо до боли и радует душу. Возвращение на Родину было праздником для поэта: родились стихи «Мой путь».


…Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.


Много красоты и богатства таится в глубоко человечной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую он умеет вложить решительно во все, что изображает: и в березку, и в поле, и в сноп соломы.

Социальная сторона жизни деревни, революция, классовые противоречия, не питало его чисто лирических впечатлений. Общедемократические и гражданские мотивы звучат в стихах «Капли», «У могилы», «Кузнец», «Русь», поэме «Марфа Посадница». Однако главным, что будило поэтическое восхищение у Есенина, откуда он брал краски, образы, - была «древляя», патриархальная Русь, с ее кротостью и буйством, смирением и широтой, с ее прелестью естественных отношений.

…Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок - ветер по самые плечи

Заголил на березке подол…

…Да сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.


Восхищаться уже я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


И уже в 1925 году, за несколько месяцев до смерти, С. Есенин пишет стихи о полевой России. Он, наконец - то понял, что прогресс не повернуть назад, что «тележная», «соломенная» Россия должны уйти в прошлое. А он будет любить Россию обновленную, потому что она - его Родина.


…Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.


Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь…


Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина


1 Цветная лирика юности


Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие.


Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.


Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная.

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.


В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек».

В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета.

…Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались из груди,

Что чешуя скорузлых рыб.


2.2 Цвет революции и войны в стихах поэта


Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…».


Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещут радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за черной тучей,

За порогом хмурых дней.

Реет солнца блеск могучий

Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливо

Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,

Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.


В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди.

«Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….»

Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона.


Понакаркали черные вороны:

грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.


Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.


В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет.


Девушка в светлице, вышивает ткани,

На канве в узорах конья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные цветы.


…В трепетном мерцанье, в белом покрывале

Девушка, как призрак, плачет у окна.

2.3 Расцвет поэтического творчества С. Есенина


Москва тяготит Есенина. Он переезжает в Петербург. Встречается с редакторами, поэтами. Познакомился со многими писателями, ходил на творческие вечера. Со временем он стал более разборчив в своей дружбе, связях. Он явственнее приближался к демократическому лагерю литературы. Он познакомился с Блоком, а позднее с М. Горьким, В. Маяковским, В. Шишковым, П. Орешиным. Его стихи начинают печатать в журналах. В 1916 году вышла его книга «Радуница». Это был великий праздник для поэта. Ему было всего 21 год.

Простота языка, реализм, близость к фольклору, задушевность авторского голоса, непосредственность чувства - все это отличало Есенина от других поэтов. О нем заговорили как о самобытном поэте - лирике, творце «дивных красок», художнике с будущим.


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«Береза».


Поэзия Есенина связана с романтизацией деревенского бытия и стремлениям выразить красоту сильного лирического чувствования. Это чувства восхищения природой, влюбленностью в женщину, любви к человеку, к жизни, к красоте бытия вообще. Эти образы чаще всего носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайший спектр самых чистых и сильных тонов. Если Есенин говорит о том, что и его коснулся новый свет, то «все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Вообще «золотой» и «синий» - самые любимые цвета поэта. Золотой блеск переливается в его стихах, переходя от солнца к соломе, волосам, молодости, жизни, женщине и т.д.: «сердце станет глыбой золотою», «Эх ты, молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова!». «Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль». Синее струится во всем: «синий май», «несказанное, синее, нежное…», «Предрассветное. Синее. Раннее…», «воздух прозрачный и синий…» и т.д. Золотое становится «желтым», синее - голубым, на листьях крапивы - «яркий перламутр». Цвета характеризуют предмет, смешиваются, играют.


О Русь - малиновое поле

О синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Запели тесаные дроги…»

Революция 1917 года открыла Есенину путь к массовому читателю. Он выступает в концертных залах, в Академии художеств, на литературных вечерах. Революцию он принял с восторгом. Поэт внутренне был уже подготовлен к ней, весь его человеческий темперамент гармонировал с Октябрем. Рождаются стихи «Небесный барабанщик».


Смыкайтесь же тесной стеною!

Кому ненавистен туман,

Тот солнце корявой рукою

Сорвет на златой барабан.


Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.


Осенью 1918 года Есенин написал стихи по случаю открытия мемориальной доски на Кремлевской стене у могил героев Октябрьской революции. В стихах цвет красных зарниц, золотого солнца, утренней зари, ассоциирующие с переменами в стране.


Спите, любимые братья!

Снова родная земля

Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.


Новые в мире зачатья,

Зарево красных зарниц…

Спите, любимые братья,

В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот…

Спите, любимые братья,

Мимо вас движутся ратью

К зорям вселенским народ.

«Кантата».


В этот период жизни он встречается с Дзержинским, Свердловым, Луначарским, Калининым.


2.4 Цвета любви


Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги.


Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато - карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.


…Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Что желать по житейскую ношею,

Проклиная удел свой и дом?

И хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.


Чтоб с глазами она васильковыми

Только мне -

Не кому - нибудь -

И словами и чувствами новыми

Успокоила сердце и грудь.


Любовь представала его взору как убежище от метели и бед, как подарок судьбы:


Ах, метель такая, просто, черт возьми,

Забивает крышу белыми гвоздями.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутевым сердцем я прибит к тебе.

«Ах, метель такая…»


2.5 Краски уходящей юности, безысходности, драматичности


Повзрослевший поэт грустит о быстротечности времени, в стихах проглядывает грусть. Ему жаль своей жизни прожитой в гульбе и кутежах, загубленной молодости. В стихах появляются краски осени, увяданья, «свинцовой свежести полынь», он как бы прощается с юностью.


Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? не ты ль приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.


Молодая Россия строится, развивается промышленность. Он вроде бы хочет перемен, как истинный патриот, но с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма.


Спи ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на Родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Заключение


Приведенные наблюдения приводят к выводу: Есенин вырос в традиции народного, классического русского стиха. Он был деревенским мальчиком с мягким характером и лиричной душой. Он умел подмечать красоту природы, человеческую жизнь, политические и экономические изменения в стране. Свои чувства он выражал в стихах. Они были одухотворенными. Предметы, которые он рисует, и прежде всего природа, всегда движутся. Он очень много пишет стихов о природе, красоте полей, убогости деревни, подмечает жизненные эпизоды, одушевляет животных.

Жизнь в городе его тяготила. Он жил там только потому, что ему хотелось напечатать свои стихи, учиться литературе, ему нужно было встретиться с писателями и поэтами, с аудиторией слушателей.

В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей, дружеские попойки. Он осознавал загубленность молодости и все это описывал в своих стихах. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.

Очень велика была любовь Есенина к Родине. Он принимал ее и любил разную: бедную, убогую, с классовыми противоречиями, революционную, обновленную. Даже заграница его не прельстила. Можно сказать, что все стихи Есенина автобиографичны.

Его поэзия многоцветна и очень сливается с его внутренним миром. В его стихах преобладают голубые, синие, зеленые, золотые, желтые тона. Его ранняя поэзия спокойная и безмятежная.

В осенний период в жизни страны он окрашивает в алые и красные, черные тона, цвета крови и печали.

Революцию он воспринял как блеск солнца в голубом сиянье дня, разогнавшего черные тучи. Есенин понимал, что начавшийся прогресс в стране изменил Россию, его убогую деревню. Назад уже ничего не вернешь. И он любит Родину обновленную. В его стихах появляется «цвет стали», «золото барабанов». Но как сказал сам Есенин, он так и остался поэтом «золотой бревенчатой избы».

Список используемой литературы


Аверкина, Т.С. Стихотворения и поэмы Есенина, С.А. - М., 1993.

Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. - М. 1995.

Зелинский, К. Сергей Есенин. - М., 1988.

Марченко, А. Поэтический мир Есенина. - М. - 2-е изд., 1989.

Прокушев, Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.-5-е изд.-М., 1989.

Эвентов, И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. - М., 1987.


Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью.

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся то перламутровой, то голубой, то синей узнавали его стихотворения. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно. Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые
впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресках, живописи, в устном народном творчестве. "В прозрачном холоде заголубели долы”; "Летний вечер голубой”; "Голубизна презримой гущи”; "Синяя вьюга”; "Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосёт глаза”. Есенин считает, что в самом имени " Россия ” спрятано " синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: " Россия! Какое хорошее слово… И "
роса ”, и " сила ”, и " синее ” что-то! ” " Синий цвет поэт считал не бытовым цветом, а как бы символическим, означающим " божественность ”. Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в метафорических. Наиболее характерным для древнерусской
литературы является употребление двух цветов: белого - для обозначения добрых начал и побуждений и чёрного цвета, символизирующего зло. Такая символика цвета была обычной в Древней Руси. Эту традицию и впитал в себя Есенин.

Наиболее ярко цветовая гамма выражена в поэме " Чёрный человек ”, где всё
страшное, беспощадное, злое, имеющее отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском человеке. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет.

В стихотворении "В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю "гущу леса” и получает "зелень озёр”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно: "Топи да блата, синий плат небес” или "Ярче розовой рубахи Зори вешние горят ”.
В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ " крашения ”. В стихотворении " Дымом половодье” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так неясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: "смутная желтизна” или "жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога”. Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в дву цветах: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например: "Красный конь” – символ революции, "розовый конь” – символ молодости, "чёрный конь ” – предвестник смерти. И дело не только в яркости цвета как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложные мыслеобразы. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и не поддельной, наивной яркоцветностью. всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синива, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно.

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
«В прозрачном холоде заголубели долы»
«Летний вечер голубой»
«Голубизна презримой гущи»
«Синяя вьюга»
«Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза»

Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ” “ Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим “ божественность ”! Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно:
«Топи да блата, синий плат небес” или
“Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят ”.

В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: «смутная желтизна» или «жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога»

Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например:
“ Красный конь ” – символ революции
“ розовый конь ” – образ молодости
“ чёрный конь ” – предвестник смерти.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать точайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения дыши. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённостьи, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени незахватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

Данный вопрос заинтересовал наших учеников. Они решили исследовать вопрос цвета в произведениях Есенина.

Используемая литература: М. Щеглов “ Есенин в наши дни ”, ж. “ Новый мир ” №3 1956 г. Ю. Прокушев “ Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ”, изд. “ Новая Россия ”, Москва 1979 г. А. Марченко “ Поэтический мир Есенина ”, изд. “ Советский писатель ”, Москва 1989 г. “ Сергей Есенин. Проблемы творчества. ” Сборник статей. Составитель П. Ф. Юшин, изд. “ Современник ”, Москва 1978 г.

1 из 24

Презентация - Цветовая символика лирики С. Есенина

Текст этой презентации

Златокудрый витязь
русской поэзии
Цветовая символика лирики С. Есенина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 11 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Цели и задачи:
Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

1.Когда родился Сергей Есенин? 2.Где родился Сергей Есенин? 3.Кем были родители поэта? 4.Какое образование получил поэт? 5.Когда он начал писать стихи? 6.Встреча с каким поэтом определила творчество Есенина? 7.Как относился поэт к Октябрьской революции? 8.Назовите основные мотивы лирики Есенина? 9.С какими русскими поэтами дружил Есенин? 10.Какая знаменитая танцовщица была музой поэта? 11.Сколько детей было у Есенина от брака с З. Райх? 12.Как называется лироэпическая поэма С.Есенина? 13.Когда и где закончилась жизнь великого поэта? 14.Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт. 15.Сколько лет прожил великий поэт?
Проверка знаний путем тестирования:

Отговорила роща золотая...

Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги

Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками.
Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенину близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи
«Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик» «Луна под крышей, как злат бугор»

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи. В его лирике синий цвет от перламутрового, голубого до темно-синего.
«В прозрачном холоде заголубели долы» «Летний вечер голубой» «Голубизна презримой гущи» «Синяя вьюга»
Синий цвет.

Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.

Зеленый цвет
Зеленая прическа, Девическая грудь. О, тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Этот цвет - цвет молодости, цвет юности

Желтый цвет
Есенин – осень – есень – ясень – весень
«Зелень золотистая». «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота»

Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый, складывается из множества оттенков: «рыжие щенята», «ржаной закут», «золотыми звездами», «багряные кусты», «алый сок ягод», «розовый закат»

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…»
Малиновый цвет

Белый и черный цвета характерны для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. «Черный человек»
Белый и черные цвета
Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки и лунный луч. «Белоснежное перо» «Белая чремуха» «Белая луна»

Размывание цвета
Есенин, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.
«Жёлтые поводья» «Рыжие стога» «Чёрная глухарка» «Роща синим мраком»

Символическое значение цветов в лирике Есенина
«Красный конь» – символ революции «Черный конь» – всегда несущий смерть. «Розовый конь» – образ молодости
Вывод: Цветовая гамма поэта способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придавала свежесть образам. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах

Сыплет черёмуха снегом…
Связь цвета в лирике поэта с его внутренним миром.
В ранней поэзии, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

В перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет, звучит мотив «погибшей души».
«Жёлтая дорога – дорога в никуда»
Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога.

«Бродил я в каменной пещере» «Из щелей выдолбленных глыб»
Знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски: серую и черную. Золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

«Чугунный поезд» «Красногривый жеребенок» «Стальная конница»
Поэт безмерно любит свою “убогую” Русь. Он с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, погибающую под напором прогресса.

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Сергея Есенина. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни.

Вывод: Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.