Китай в средневековье. Средневековый китай

Большинство историков полагают, что с падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства, власть в которых приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., в начале XIII в. приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.

В китайском средневековом обществе размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII-VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.

В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время. Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью было разделение населения страны на четыре неравные категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев. Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12 тыс. человек. В вассальной зависимости находились Тибет и Корея.

Минский Китай (1368-1644). Вспыхнувшие в середине XIV в. антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии - Мин (1368-1644).

В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в.

прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими чертами религиозной жизни страны были китаиза-ция местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Нарастание кризисных явлений начинается с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков. Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Период XVI - первая половина XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

Таким образом, история средневекового Китая представляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В древние времена существовало государство в нижнем течении рек Янцзы и Хуанхэ, которое в III веке до нашей эры, объединилось в империю. По территории, по населению и по достижения культуры Китай был огромной страной. Китай в средние века отличался уже тогда тем, что в нем проживало более 100 миллионов человек к началу 13 века, это значительно больше, чем во всей Европе.

В истории Китая выделяется несколько периодов, когда эти периоды называли по именам, правивших тогда императоров Тан, Сун, Мин.

В конце VI века после междоусобиц и раздробленности наконец-то удалось объединить страну. Китай торговал при династии Тан со странами, расположенными от него к западу. Потому что туда шел шелковый путь, который заканчивался у Средиземного моря.

Широко пользовались этим путем наряду с купцами паломники и миссионеры. В это время в Китае распространялся буддизм, наряду с конфуцианством и другими религиями. Главной особенностью Китая была терпимость религиозная и взаимное влияние разных религий.

Императоры, стремясь контролировать Великий шелковый путь, присоединили западные области. Волна мятежей прокатилась по Китаю в IX веке. Повышение налогов и злоупотребление властью вызвали волнения крестьян. Началась крестьянская война, ее предводителем стал торговец солью Хуан Чао.

Племена киданей завоевали северные области империи. И только в начале Х века при династии Сун страна вновь объединилась.

Правление династии Сун это было время расцвета Китая. В это время императорам приходилось постоянно подавлять мятежи знати, крестьянские восстания, отражать угрозы.

Китай в средние века: захват страны монголами

Весь север страны захватили в XII веке кочевники. У северных границ государства в начале XIII века было образовано государство монголов. Они сначала завоевали северные районы Китая, используя вражду империи с ее соседями. Всю страну завоевали монголы к концу XIII века. Монгольский хан Хубилай обосновался в Пекине, принял титул императора и династию Юань. Это было самое страшное время для Китая: опустошалась страна, гибло население.

Восстание против монголов началось в середине XIV века. Один из вождей завоевал Пекин и стал императором. Он основал династию Мин, которая правила страной до XVII века. Сыном Неба называл себя император. Он считал себя посредником между Богом, Небом и землей Поднебесной. Император династии Мин вел активную внешнюю политику. При нем были расширены границы Китая, присоединив Тибет и Индокитай.

Китай в Средние века, кратко говоря, развивался без тех сильных потрясений и катаклизмов, что были в Европе. Что касается временных рамок, то следует отметить, что период средневековья начался в Китае намного раньше, еще до нашей эры.

Китай, как и все восточные страны, сильно отличался от европейских государств. Во-первых, он был сильной восточной деспотией. Во-вторых, если в Европе было множество крупных землевладельцев из числа высшей знати, то в Китае вся земля принадлежала государству. Были, конечно же, и здесь большие частные земельные владения. Но их было не так много, как в европейских государствах, и для власти они представляли мало интереса.

Основу государства, как и в других странах Востока, в Китае составляла община. Почти 90% населения были крестьянами и обрабатывали землю. О них власти особо заботились, поскольку крестьяне были главными налогоплательщиками. В Китае существовала очень мудрая система земельных наделов. Одинаковый участок земли получал каждый работоспособный китаец.
С III века до н.э. и до VI столетия в Китае продолжался глубокий кризис. В 589 году военачальник Ян Цзянь смог восстановить единство Китая. Он был объявлен императором. Так была основана династия Суй.

Китай в Средние века развивался без длительных войн и разорительных междоусобных столкновений, но часто испытывал смену власти. В VII в ходе дворцового переворота династию Суй сменила династия Тан. Ее правители занимались активной захватнической деятельностью. В результате победоносных войн Китай получил в свои руки Великий шелковый путь и установил власть над Тибетом, Кореей и Индокитаем.
Для средневекового китайского общества был характерен большой аппарат чиновников и огромная сильная армия, на которых опиралась власть. Все чиновники всегда назначались только из центра империи. Еще одной особенностью Китая того периода были многочисленные крестьянские восстания. Их основной причиной было повышение налогов. Власти обычно шли на выполнение требований восставших.
В Средние века в Китае происходили большие сдвиги в хозяйстве. В сельском хозяйстве стали применяться водяные мельницы, крестьяне обрабатывали землю большим количеством разнообразных плугов. Китайцы начинают производить фарфор и изготавливать сахар.
К концу средневековья, к XVII веку, Китай представлял собой мощную державу с хорошо развитой системой управления.

Китай в Средние века был огромной страной, срав-нимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну пос-тоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал былое могущество. В истории средневеко-вого Китая выделяют несколько периодов, называемых по правившим тогда династиям императоров.

Династия Тан

В конце VI в. страну удалось вновь объ-единить после долгого периода раздроблен-ности и междоусобиц. При династии Тан Китай много торговал со страна-ми, расположенными к западу от него. Туда вёл Великий шёлковый путь, заканчивав-шийся у Средиземного моря. Стремясь конт-ролировать его, императоры присоединили области на западе страны. Китайские войска даже вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разбиты арабами при Таласе.

Великим шёлковым путём актив-но пользовались и купцы, и паломники, и миссионеры. К тому времени в Китае широко распро-странился буддизм, мирно ужи-вавшийся с традиционным для Китая конфуцианством и с други-ми религиями. Характерной чер-той Китая была религиозная тер-пимость и даже взаимовлияние разных религий.

В IX в. по Китаю прокатилась волна мяте-жей знати. Повышение налогов и злоупотреб-ления при их взимании вызвали восстания крестьян. Династия Тан утратила власть. В период смут и усобиц после её падения север-ные области империи завоевали племена киданей.

Династии Сун удалось вновь объединить почти всю страну. Хотя период Сун был временем расцвета Китая, императорам постоянно приходилось отражать внешние угрозы, подавлять восста-ния крестьян и мятежи знати. Своим север-ным соседям империя выплачивала огромную дань серебром и шёлком. В XII в. кочевники захватили весь север страны.

Династия Юань

В начале XIII в. у север-ных границ Китая образовалось государство монголов. Воспользовавшись враждой импе-рии с её соседями, монголы сначала завоева-ли север Китая, а к 1279 г. всю страну. Монгольский хан Хубилай перенёс свою ставку в китайский город Пекин, принял титул императора и основал новую динас-тию Юань .

Завоевание сопровождалось опустошением страны и гибелью значительной части насе-ления. Но вскоре монголы восстановили прежнюю систему управления империей.

Во времена монгольского вла-дычества в Китае не раз бывали европейские купцы, дипломаты и миссионеры. Самым известным из них был Марко Поло. В этих путешествиях отразилась заинтересованность Запада в раз-личных контактах с Дальним Востоком.

В середине XIV в. началось восстание про-тив монголов. Один из его вождей в 1368г. занял Пекин и стал императором. Основан-ная им династия Мин правила страной до середины XVII в.

Развитие Китая В Средние Века

В отмеченные века можно говорить о процессе быстрого роста городов. Увеличивается городское население, составляя в южных районах свыше 10%, появляется новый тип города -торгово-ремесленный посад. В крупных городах, таких, как Кайфын, Чанша, Ханчжоу, Фучжоу, Цюаньчжоу, жило более чем по полмиллиона человек, а население Ханчжоу к концу Сун насчитывало приблизительно 1,2 млн. Важной переменой городской жизни явилась отмена закрытых, обнесенных степом кварталов. Благодаря этому торговля помимо рынком охвати-ла и городские улицы,В городском ремесле торговле по-прежнему существовали цехи.

Они стали еще детализирован-нее и многочисленнее, чем прежде. Но характер их мало изменился: они оставались под строгим контролем властей, выполняли фискальные функции, закрепляли внутреннее неравенство различных категорий работников. Развитие Китая В Средние Века.

Быстро росла торговля: за вторую половину XI в. ее объем увеличился примерно на 1/3. При этом наблюдаетсм ряд новых черт: торговая активность в связи с внешнеполитической ситуацией все более перемещается на юго-восток страны, появляются крупные купеческие компании, расширяется торговый ассортимент, торговые налоги приобретают характер системы и становятся существенной статьей дохода казны.

Развивается и внешняя торговля: на Севере пограничная и транзитная с Ляо и Западным Ся, на Юго-Востоке морская. Последняя особенно процветает после образования империи Южная Сун. В XIIXIII вв. она, пожалуй, менее, чем когда-либо, зависела от сопровождавшего и обусловливавшего ее дипломатического посольского обмена. В крупных портах юго-восточного побережья Китая были тогда учреждены управлении торговых кораблей. Развитие Китая В Средние Века.

Развитию торговли способствовало совершенствование денежного хозяйства. В XIXII вв. медная и железная монеты отливаются в невиданных дотоле количествах. Они получают распространение даже за пределами Китая. Одновременно возрастает использование драгоценных металлов и появляются первые настоящие ассигнации, что, несомненно, явилось крупным достижением в финансовом деле.

Кроме того, господство чжурчжэней на значительной части территории страны, хотя они и восприняли многое от китайских порядков и культуры, принесло с собой известный элемент неравноправии. Это проявлялось в том, что чжурчжэни имели особую военно-административную общинную организацию, захватывали или получали лучшие земли, платили налоги в 10 раз меньшие, чем китайцы.

Источники: myexcursion.ru, antiquehistory.ru, doklad-referat.ru, www.slideshare.net, fb.ru

Термин «средневековый Китай» не известен настолько хорошо, если сравнивать его с Западной Европой, поскольку в истории страны не было как такового четкого разделения на эпохи. Условно принято считать, что начался он в третьем столетии до нашей эры с правления династии Цинь и продолжался более чем две тысячи лет до конца правления династии Цин.

Царство Цинь, которое являлось небольшим государством, расположенным на северо-западе страны, аннексировало территории нескольких царств на южных и западных границах, преследуя четкие политические цели, направленные на консолидацию власти. В 221 году произошло объединение страны, до этого состоящей из множества разрозненных феодальных владений и в историографии упоминаемой как «древний Китай». История с этого времени пошла по иному пути - развития нового объединенного китайского мира.

Цинь было наиболее культурно продвинутым среди Воюющих царств и самым сильным в военном отношении. Ин Чжэн, известный как первый император Цинь Шихуанди, смог объединить Китай и превратить его в первое со столицей Сяньян (недалеко от современного города Сиянь), положа конец эпохе Воюющих Царств, которая продолжалась несколько веков. Имя, которое взял себе император, было созвучно имени одного из главных и очень важных персонажей мифологической и национальной истории - Хуанди или Желтого Императора. Оформив, таким образом, свой титул, Ин Чжэн высоко поднял свой престиж. «Мы - Первый Император, и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее в бесконечной череде поколений», - величественно объявил он. Средневековый Китай в историографии так и принято называть «имперской эпохой».

Во время своего правления Цинь Шихуанди продолжал расширять империю в

Восточном и южном направлении, в конечном счете достигнув границ Вьетнама. Обширная империя была разделена на тридцать шесть цзюнь (военных округов), которыми совместно управляли гражданские губернаторы и военные коменданты, контролировавшие друг друга. Эта система служила моделью для всех династических правительств в Китае вплоть до падения династии Цин в 1911 году.

Первый император не только объединил средневековый Китай. Он реформировал утвердив ее новую форму как официальную систему письма (многие историки считают, что это самая главная реформа из всех), стандартизировал систему весов и мер во всем государстве. Это являлось важным условием для укрепления внутренней торговли объединенных царств, в каждом из которых существовали свои стандарты.

В течение периода господства династии Цинь (221-206 до нашей эры) многие философские школы, чьи учения в той или иной степени противоречили имперской идеологии, были объявлены вне закона. В 213 году до нашей эры все труды, содержащие подобные мысли, включая работы Конфуция, были сожжены за исключением копий, которые хранились в императорской библиотеке. Многие исследователи соглашаются с утверждением, что именно в эпоху правления династии Цинь появилось название империи - Китай.

Достопримечательности того периода известны во всем мире. В ходе археологических раскопок на месте захоронения первого (недалеко от Сианя), начатых в 1974, обнаружились более шести тысяч терракотовых фигур (воинов, лошадей). Они представляли обширную армию, которая охраняла могилу Цинь Шихуанди. стала одним из величайших и самых захватывающих археологических открытий в Китае. В хронологических записях захоронение императора описывалось как микроверсия его империи с созвездиями, нарисованными на потолке, текущими реками, созданными из ртути. Цинь Шихуанди приписывают создание В эпоху Цинь было построено несколько защитных стен на северной границе.

Средневековый Китай начал приходить в упадок с расширением европейской торговли опиумом, которая явилась причиной дестабилизации в обществе и привела в конечном итоге к (1840-1842; 1856-1860).

Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

1. Империя Тан. В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая стра­ной около 300 лет. Единое государство возглав­лял император с неограниченной властью: он считался «Сыном Неба». В его распоряжении была большая армия и много чиновников.

Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попа­ли Корея и Вьетнам, китайская армия овладе­ла Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии. После поражения от арабов в середине VIII века Китай потерял над ним полный кон­троль. Но торговля по этому пути с Ираном, Средней Азией и Византией продолжалась.

Китай вел и морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океа­на. В приморских городах в Китае свои посто­янные поселения создавали арабы и персы. Для облегчения перевозок внутри страны был соору­жен Великий канал длиной 1700 км. Он соеди­нил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север. Канал использо­вали и для орошения полей.

Сначала земля в Китае считалась собствен­ностью императора. Крестьяне получали от го­сударства небольшие наделы. Они платили на­логи в казну, работали на строительстве двор­цов, крепостей и храмов. Позднее военачальни­ки и чиновники начали присваивать земли с живущими на них крестьянами и облагали их тяжелыми оброками. Возникали имения с сот­нями крестьянских дворов. Многие крестьяне бежали из родных деревень в горы и леса, где собирались в большие отряды.

2. Крестьянская война в конце IX века. В 874 году на северо-востоке Китая началось восстание. Крестьянские отряды объединились в большую армию во главе с торговцем солью, смелым и решительным Хуан Чао. Армия кре­стьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый порт Гуанчжоу (Кантон), где произошли кровавые стычки по­встанцев с жившими в порту иностранцами.

Отсюда повстанцы направились к столице Китая - городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении импе­раторские войска разбежались, а император со своим двором покинул столицу. Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Он отменил тяжелые налоги и прика­зал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров. Повстанцы перебили знатных людей и высших чиновников, а их богатства и ценные вещи поделили между бедняками.

Императору удалось собрать войско, и оно осадило Чанъань. В городе начался голод, и повстанцам пришлось уйти из столицы. Власти призвали себе на помощь жестоких кочевников с севера; в народе их прозвали «черными воро­нами».


Лишь в 884 году повстанцы потерпели пора­жение. Они были рассеяны, а их вождь покон­чил с собой. Но и после этого еще долгие годы крестьяне продолжали партизанскую войну в различных частях империи, отстаивая свои пра­ва на землю.

3. Империя Сун. Завоевания монголов. В течение полувека в стране не прекращались междоусобицы. Ослабленная восстаниями и воинами, династия Тан была свергнута На севере Китая сменилось пять династий: это вре­мя было названо «Период пяти династий и де­сяти царств». В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. Ее правление прошло в борьбе с соседями и народными восстаниями.

В начале XIII века на северной границе Ки­тая появились племена монголов. Монголы сна­чала жили на территории нынешней Монголии Они были кочевниками-скотоводами, занима­лись охотой и рыбной ловлей. Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан - военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206 году съезд представителей монголь­ских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников. Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, в основном кон­ное, которое направил в далекие завоеватель­ные походы. Войско было четко организовано: оно делилось на подразделения в 10 тысяч во­инов («тьма» - во главе с «темником»), каждое из которых делилось на тысячи (с «тысяцки­ми»), сотни (с «сотниками») и десятки. Такое деление, в известном смысле напоминавшее римскую армию, делало войско монголов хоро­шо управляемым и мобильным (подвижным).

Арабский историк писал о завоеваниях мон­голов: «Не было от сотворения мира катастро­фы, более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до скончания веков». И в са­мом деле, вторгаясь в страны с древней культу­рой, монгольские всадники вытаптывали возде­ланные поля, грабили и разрушали города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей, прежде всего ремесленников, пре­вращали в рабов. Детей, особенно мальчиков, монголы брали в свои семьи, чтобы вырастить их в своих традициях и восполнить число вои­нов, которых им нужно было очень много.

В1211 году войско Чингисхана обрушилось на Северный Китай. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со сто­лицей Пекином. Монголы переняли у китайцев осадные орудия, научились брать штурмом крепости. В следующие годы Чингисхан и его полководцы совершили поход на запад: были завоеваны Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ и часть Закавказья, часть Ирана. На всех завоеванных территориях Чингисхан при­нуждал боеспособных мужчин вступать в свою армию, которая становилась многочисленной и многоязычной. Но командирами были только монголы, и из них же состояли самые боевые и преданные хану отряды. После смерти Чингис­хана монголы завоевали Восточную Европу и двинулись на запад, но, уже истощив свои силы и встретив упорное сопротивление, отступили. Завоевание Китая монголы продолжали еще около 70 лет. Они заняли столицу империи Сун и с конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пеки­не. Монгольская знать захватила в Китае мно­го земель. Постепенно великие ханы перенима­ли китайские порядки и допускали к управле­нию образованных китайцев.

В середине XIII века Монгольская держава распалась на четыре государства - улусы. В них правили потомки Чингисхана - Чинги-сиды. Они перестали признавать власть велико­го хана.

4. Освобождение Китая от власти монголов.

В середине XIV века в Китае поднялось восста­ние против монголов. Оно было названо по от­личительному знаку повстанцев восстанием Красных повязок. Борьбу начали крестьяне, к ним присоединились горожане. Началась осво­бодительная война, которая продолжалась око­ло 20 лет.

Повстанцы совершили поход на север и за­няли Пекин. Последний монгольский импера­тор с остатками войска бежал в северные степи. В 1368 году Китай добился независимости.

После освобождения от власти монголов в Китае наступил хозяйственный подъем. Заново были отстроены разрушенные города. Земли, отнятые у монгольской знати, поделили на участки и передали в пользование крестьянам. Все, кто возделывал заброшенные земли, на три года освобожда­лись от повинностей.

5. Художественные ремесла. Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из ска­зок, картины родной природы.

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфо­ра требовало большого опыта, знаний и мастер­ства, оно, как и производство шелка, хранилось в строгом секрете. Много изделий из фарфора вывозил Китай в далекие страны: Византию, Багдадский халифат, европейские государства, где они очень высоко ценились.

Замечательные произведения мастера изго­товляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покры­вали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

6. Изобретения. Китайцы научились печа­тать книги раньше европейцев: мастера изго­товляли их, вырезая текст на деревянных дос­ках (см. § 30), причем каждый новый текст при­ходилось вырезать на новой доске. В XI веке был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов.

В VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газету размножали с вы­резанного на досках текста.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в воен­ном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды. В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке - метал­лические пушки, которые заряжались камен­ными и железными ядрами.

Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретен­ный еще в древности. Из Китая компас вывез­ли на запад арабы, а от них его заимствовали ев­ропейцы.

7. Образование и научные знания. Для уп­равления огромной страной нужно было много грамотных людей. Только сдавшие сложные экзамены могли стать чиновниками и войти в особое сословие служилых дворян. Чиновников готовили в городах в специальных школах.

Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на Солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длитель­ность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд. Китайцы представляли все­ленную в виде яйца, где Земля напоминает желток, а небо - вращающуюся вокруг него скорлупу; к небу прикреплены Солнце, Луна и звезды. Астрономы знали причины солнеч­ных и лунных затмений, умели их предсказы­вать.

Врачи хорошо знали лечебные свойства рас­тений. Издавна они применяли корень жень­шеня для лечения от переутомления и дряхлости. Большим достижением китайской медицины были прививки от оспы. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижи­гание.

Китайцы тщательно изучали историю своей страны. Они говорили: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Во времена правления каждого императора собирали и хранили его указы и другие документы, чтобы в будущем облегчить труд историков. Ученые составляли подробную, многотомную историю правления прежней династии.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов.

Китайцы хотели овладеть морским путем вдоль южных берегов Азии. В начале XV века император снарядил 7 экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэн Хэ. Китайский флот в составе 50-60 кораблей с 30 тысячами моряков, воинов и купцов посетил Зондские и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Ара­вии. Во время одного из плаваний корабли доб­рались до восточного берега Африки. Были со­ставлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

8. Литература и искусство. VIII-IX века были «золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов.

В XIV веке расцвело искусство историческо­го романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Реч­ные заводи». Их читают и в наше время.

Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы стро­или пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загну­тые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

После освобождения Китая от власти монго­лов был полностью перестроен Пекин. В цент­ре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг - знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непре­рывном движении природных стихий.

В пагодах помещали статуи и рельефы - изображения божества. Образы Будды, его уче­ников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека-мудреца в его величии и спокойствии.

В средневековом Китае главным видом искус­ства была живопись. Художники получали обра­зование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устра­ивали выставки картин лучших художников.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи - виды природы, которые китайцы называли «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным и светлым. Потрясения, пережи­тые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, воспевание тишины и покоя. Природа предстает как единственное надежное прибе­жище человека в мире войн, мятежей и бедствий.

Пейзаж всегда был тесно свя­зан с человеком, выражал его чувства; через состояние приро­ды передавалось и настроение мастера. Кроме пейзажей, художники писали также плоды, нежные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины называ­лись «цветы и птицы». В картинах большую роль играли красиво выписанные и расположен­ные иероглифы.

В Средние века культура Китая была очень высокой. Она оказала большое влияние на куль­туру Кореи, Индокитая, Японии.

Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. Eще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

При периодизации истории Китая в средние века необходимо учитывать периодические смены царствующих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне - податными держателями государственных наделов:

  • податные первого разряда - мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие "наделы в пользование" и "податные наделы", урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю;
  • податные второго разряда - все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере.

Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

Новый вариант надельной системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае при династии Северная Вэй , а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан . Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению.
Танское законодательство формально запрещало продажу надела, но многочисленные оговорки (надел можно было продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников.

Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резервов казенных земель, предназначенных для раздачи сельскому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие и предотвратить социальный взрыв, в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.
Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьянских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань . Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. Интересно отметить, что именно в это время резко возросла в Китае численность рабов, оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые установили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции1911-1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

Сословно-классовая структура Китая в средние века

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и пр.

В состав минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов.
На особом положении в империи были некоторые самоуправляющиеся провинции, населенные представителями других народов. Местные вожди этих территорий, расположенных вдоль юго-западных границ Китая, оставались правителями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновников, которым по образцу китайских чиновников присваивались ранги, но не выплачивалось жалованье от императора.

Суд в средневековом Китае

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник .

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию , где действовали особые судебно-правительственные органы :

  • "управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;
  • "управа по военным делам", где расследовались дела военных;
  • "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения.

Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять , а также смягчать наказание.

Армия средневекового государства в Китае

Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.

В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью.

С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии , содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.
Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.