Княжение михаила ярославича тверского. Поездка Михаила Ярославича Тверского в Орду и мучительная смерть его

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.

В Твери нет святого, более почитаемого, чем благоверный князь Михаил Ярославич. Ему жители Твери вверили свой город как небесному покровителю и заступнику. Реликвии, связанные с ним, хранятся во многих тверских храмах. Есть частица его мощей и в Свято-Троицкой церкви. Это великий .

Житие благоверного князя Михаила Тверского создавалось в первой четверти XIV века, вскоре после его смерти в Орде. Составителем выступил, по-видимому, игумен Отроча монастыря Александр, духовник князя, сопровождавший его в поездке в Орду. Житие сохранилось в двенадцати редакциях, причем те из них, что «обрабатывались» в Москве, довольно сильно отличаются от тверских редакций. Это и не удивительно, ибо отношения князя Михаила с Москвой складывались далеко не лучшим образом. Теперь уже трудно (и вряд ли стоит) искать виноватых в том раздоре, который царил в XIV столетии между Москвой и Тверью и который не без умысла еще более распаляли ордынцы.

Представим одну из самых интересных фигур в русском пантеоне святых князей - благоверный князь Михаил Ярославич Тверской

Ранние годы Михаила Ярославича

Князь Михаил родился в 1272 году. Отца своего, князя Ярослава Ярославича, он никогда не видал: тот умер во время поездки в Орду еще до рождения младшего сына. Воспитывала Михаила мать, святая княгиня Ксения, — согласно тексту Жития, «в страхе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости». Может представиться странным, что именно мать учила Михаила «книжной премудрости», но исследователям удалось установить, что княгиня была исключительно образованной для своего времени женщиной и даже собирала библиотеку.

На тверском княжении Михаил сменил своего старшего брата — от первого брака отца — Святослава. Первые годы его правления были сравнительно спокойны — разве что в 1286 году ему пришлось выступить против литовцев, вторгшихся в тверские пределы. В 1294 году князь успешно исполнил функцию посредника-примирителя в междоусобии своих «кузенов» — сыновей Александра Невского Дмитрия и Андрея, — что характеризует его как человека, не склонного к сварам. В том же году он женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне, (которую вскоре после смерти стали почитать как ).

Раздор между Михаилом Ярославичем и московским князем Юрием Даниловичем

В 1304 году великий князь Андрей Александрович, которого Михаил десять лет назад мирил с братом, умер. И Михаил стал по праву старшинства наследником владимирского великокняжеского престола. Возвел на него Михаила Ярославича митрополит Максим Киевский, а в 1305 году был получен и соответствующий ярлык из Орды. То есть поначалу никаких препятствий не представлялось.

Но вскоре выяснилось, что московский князь Юрий Данилович не хочет подчиниться Михаилу, а, напротив, сам ищет великого княжения. Так начался раздор, продлившийся долгие годы и стоивший жизни многим русским людям. Увы, святитель Максим, бывший твердым сторонником законного преемства великокняжеской власти, в 1305 году скончался, а примирителя из князей, каким выступил когда-то в подобной ситуации сам Михаил Ярославич, не сыскалось.

Одно из первых поражений князя Михаила Ярославича Тверского в его борьбе с Москвой лежало в плоскости церковной и было как раз напрямую связано со смертью митрополита Максима. Требовался новый митрополит, и Михаил приложил все усилия к тому, чтобы им стал «его» человек — игумен Отроча монастыря Геронтий. Но Патриарх Константинопольский Афанасий посвятил в митрополиты свт. Петра, тем самым разрушив планы Михаила Ярославина.

Святитель Петр явился во Владимир, и князь, не сумев сдержать досады, встретил его холодно. Вскоре епископ Тверской Андрей написал Патриарху донос на Петра, обвинив его в симонии. Неизвестно, составил ли он эту кляузу по собственной инициативе или по сговору с Михаилом, однако дело разъяснилось, тверского епископа уличили в клевете, а свт. Петра оправдали совершенно. Но Михаил Ярославич Тверской так и не смог примириться с ним, чем навредил только себе: митрополит Петр отбыл из Владимира в Москву, где его с распростертыми объятиями встретил Юрий Данилович.

Раздоры Михаила Ярославича с Ордой

Своего апогея противостояние Михаила Ярославича и Юрия Даниловича достигло в 1317 году, когда в битве при селе Бортеневе тверичи наголову разбили войско Юрия. К тому времени московский князь, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, раздобыл ярлык на великое княжение и чувствовал себя вполне неуязвимым. Однако ж татарские отряды, посланные Узбеком на помощь своему новоявленному родственнику, не помогли ему. Более того, Михаил Ярославин захватил в плен в том числе и татарского военачальника Кавдыгая, а также жену Юрия Кончаку (в крещении — Агафью). Кавдыгая он вскоре отпустил, а вот Кончака невольно стала виновницей его дальнейших бедствий, неожиданно умерев в Твери.

Юрий извлек из смерти жены максимум пользы для себя. Он оклеветал князя Михаила перед шурином, обвинив его — конечно же! — в отравлении Кончаки. Нетрудно представить себе гнев хана. Угрожая разорением вотчины Михаила Ярославича Тверского, он потребовал его к ответу. И князь собрался ехать в Орду, хотя тверичи выражали готовность постоять за него. Но, как говорится в Житии, Михаил Ярославич твердо решился «положить душу свою за други своя».

«Если я где уклонюсь, — говорил он, — то народ отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души».

Поездка Михаила Ярославича Тверского в Орду и мучительная смерть его

Как и следовало ожидать, в Орде князя приговорили к смерти, «яко неключим есть нам, не последует нравом нашим». Казни предшествовали недели и месяцы мучений: на шею и руки Михаила Ярославича надели колодки, его поносили, издевались над ним в его унижении. Но князь, полностью положившись на волю Божию, обрел неиссякаемый источник мужества и смирения. Согласно Житию, в заточении он почти не спал, постоянно читая псалмы. К счастью, его не лишили возможности исповедоваться и причащаться Святых Таин — с князем находился его духовник игумен Александр (тот самый, составитель Жития).

Не раз Михаилу предлагали бежать, но он отвергал эти предложения как недолжные и готовился встретить смерть.

«И принял, — пишет игумен Александр, — венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал».

Венец поистине мученический. Прежде чем умертвить князя ударом ножа, убийцы, среди которых были люди Юрия Даниловича и не забывшего своего поражения Кавдыгая, долго били его и топтали. Было это в 1318 году.

Прославление князя Михаила Тверского

Обнаженное тело князя сначала бросили на поругание, но затем все же прикрыли одеждой и приставили к нему двоих стражников для охраны от диких зверей, рыскавших по степи. Ночью охранников отчего-то объял страх, и они убежали, но тем не менее звери не тронули тела. Напротив, люди видели, как «два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце». Наутро между людьми (в том числе и между иноверцами) прошла молва: «Князь Михаил — святой, невинно убитый». В связи с этим приспешники Юрия Даниловича сочли за лучшее как можно скорее отвезти останки св. Михаила в Москву и похоронить там в церкви Спаса на Бору.

Тверичи узнали о судьбе, постигшей князя, лишь в 1319 году и сразу же принялись хлопотать, чтобы мощи его (а тело его, тело мученика, уже воспринималось ими как мощи) перенесли в Тверь. Юрий Данилович внял их просьбе, и 6 сентября 1320 года Михаила Ярославича Тверского погребли в построенном им .

Местное почитание его как святого сложилось сразу же после этого события, а для общерусского почитания князя прославили в 1549 году, когда вражда Москвы и Твери сделалась достоянием давней и в силу давности уже «необидной» истории.

Михаил Ярославич Тверской заслуженная .

В первой половине ХIII века на Русскую землю напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в страшное рабство, обложили народ тяжелой данью.

Кроме этого бедствия продолжались междоусобные распри между князьями. Князья то оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол, когда отправлялись в Орду на поклон ханам, то клеветали один на другого.

В это весьма тяжелое время жил князь Михаил Ярославич Тверской . Отец его, князь Ярослав Ярославич (в крещении Афанасий, 1230-1271 гг., первый самостоятельный князь тверской) — брат Александра Невского (1221-1263 гг.), занимал семь лет великокняжеский престол, после смерти Александра.

Михаил Ярославич и его мать великая княгиня Ксения предстоят перед Христом. Тверская миниатюра XIV века

Михаил Ярославич родился в 1271 году, уже после смерти своего отца. Его мать, княгиня Ксения, воспитала сына в духе древлеправославной веры и заботливо научила его грамоте.

«Молодой княжич любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям».

В 1294 году князь Михаил становится супругом ростовской княжны Анны. В 1299 г. у них родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. — сын Димитрий, в 1301 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, а в 1309 г. — Василий.

Противостояние князей

Тяжелое время тогда переживала Русь: князья часто поднимались один на другого и часто правому приходилось оружием отстаивать свои права. Прежде чем вступить на престол, Михаил, по вынужденному для Руси обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану.

Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского: Андрей (1255-1304 гг.) и Димитрий (1250-1294 гг.). Между двумя братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли четырнадцать городов, в том числе Москву и Владимир, сильно разграбили страну и собирались идти на Тверь.

Сильно были опечалены тверичи тем, что их князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом.

И в это самое время Михаил Ярославич возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали жители Тверского княжества весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но татары, узнав о приходе Михаила, не пошли на Тверь.

Житие повествует, что князь Михаил Ярославич был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержанностью.


Московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.)

Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником. Когда умер великий князь Андрей Александрович, старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич, именно к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.), хотя он и не был старшим в княжеском роде.

Новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, митрополит Киевский и всея Руси Максим (XII век — 6 декабря 1305 г.), предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. Юрий же уверял владыку, что едет не оспаривать право на великокняжеский престол, а «по своим делам».

Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татары были очень корыстолюбивы. Они желали получить как можно больше даров и говорили князю Юрию московскому: «Если ты дашь больше даров, чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение». Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться великокняжеской власти. Великий раздор начался между князьями.

Юрий всячески старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Михаил Ярославич принужден был также много тратить денег, «которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась».

Однако великокняжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем племянник Александра Невского заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек (ок. 1283-1341 гг.).

Михаил Ярославич должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него пайдзу (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь.

Князь московский, на обиды которого жаловался хану Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Юрий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святом крещении нареченная Агафией).

Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Юрию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их — Кавгадыя, одного из своих приближенных. Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Юрию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

Первая военная победа тверского князя

Но великий князь московский не хотел примирения с тверским князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с Кавгадыем он напал на Тверское княжество, жег города и селения. «Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Юрий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы». Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами».

Тверской князь Михаил собрал свои полки и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, в селе Бортеневе). Войско московского князя не выдержало натиска тверского войска и поспешно побежало.


Бортеневское поле, современный вид

«Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы». Великий князь Юрий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда — в Великий Новгород). Его жена Кончака, много князей, татар взято было победителями в плен.


Часовня во имя святого благоверного князя Михаила Ярославича на урочище Бортенево

Козни Юрия Московского против Михаила Ярославича

Видя поражение Юрия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Михаил принял его с честью, поверив его льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его людей, и отпустил с честью.

Между тем великий князь московский собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь и настоял на заключении мира князьями.

В это время в Твери неожиданно скончалась супруга великого князя — Кончака. Появился слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый поспешили в Орду. Они написали на тверского князя Михаила многие лжесвидетельства, будто бы он, собрав много дани по городам, хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти.

Кавгадый не хотел, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско.

Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними.

Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

Но тверской князь с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих ».

Страдалец за народ
Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределив между сыновьями города своего княжества, и простился с ними.

Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия».

Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярослави виновен и заслуживает смерти.

Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила.Т ягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

5 декабря , в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.

После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям.

Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина.

Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее.


Убийство великого князя Михаила Ярославича в Орде

Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

Явленные чудеса над телом убиенного князя

Святое тело князя Михаила, по приказанию московского князя, повезли в реку Адежь, «еже зовется горесть». «Ночью два сторожа были приставлены охранять тело убитого. Но сильный страх напал на них, и они убежали от повозки, где лежало тело мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под его лицо, а левая находилась у раны.

Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к телу мученика. В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце».

Купцы, знавшие князя Михаила Ярославича, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Юрия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видели, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до неба. Другие видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.


Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверской

Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Юрий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича.

Тогда тверичане узнали о смерти своего князя и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого Михаила просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Юрий едва дал свое согласие. Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Исуса Христа.


Спасо-Преображенский собор в Твери

Церковное почитание, угроза деканонизации и таинственное исчезновение мощей

Михаил Тверской был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году, на втором Макарьевском соборе в Москве.

Житие Михаила было написано его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событий.

Однако святой князь Михаил, как и его супруга, благоверная княгиня Анна Кашинская, пострадал после раскола Русской Православной Церкви. До раскола он имел в день памяти службу всенощного бдения, но был понижен до рядовой службы.


Памятник князю Михаилу Ярославичу в Твери

«Понижение» его в службе, как и деканонизация Анны Кашинской и других Тверских святых, было одним из последствий церковной реформы XVII века — как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев старой веры, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, также и в нетленных мощах святых. Но почитание деканонизированных, пониженных в богослужебном статусе, святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

В 1934 году тверской Спасо-Преображенский храм начали постепенно уничтожать. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор был взорван. После этого события следы мощей благоверного князя теряются. Однако доподлинно известно, что некоторые мощи тверских святых, в частности, преподобного Ефрема Новоторжского, были перевезены в ленинградский музей истории религии и атеизма, основанный в 1932 году и располагавшийся в известном Казанском соборе.

Не исключено, что и мощи Михаила Тверского до сих пор хранятся в каком-нибудь запаснике музейных правопреемников этого советского учреждения.


Церковь во имя святого князя Михаила в Твери

В историческом мартирологе великим князьям русским даны разные эпитеты: Мудрый, Окаянный, Великий, Храбрый… Рядом с именем Михаила Ярославича Тверского стоит эпитет «Святой».

Правление Михаила Ярославича – это особая страница в тверской истории. При нем Тверское княжество стало, пожалуй, самым могущественным на Руси.

Михаил Ярославич Тверской родился уже после смерти своего отца (1271 г.). Он был третьим сыном Ярослава Ярославича.

С юных лет Михаил вступил в управление княжением Тверским, и, понятно, за его малолетством управляли княжеством мать его – княгиня Ксения и бояре.

Михаил был истинным сыном православной церкви, строгим хранителем ее уставов.

Княжение Михаила Ярославича никак нельзя назвать спокойным. В 1285 г. литовцы напали на области Тверскую и Новгородскую и завоевали область, принадлежавшую Тверскому владыке Симеону. Отразить нападение литовцев юному князю помогли и москвичи, и зубчане, и новоторы, и дмитровцы, ибо литовское войско могло запросто вторгнуться и в соседние земли.

А в 1288 г. Михаилу Тверскому пришлось столкнуться с великим князем Дмитрием Московским. Молодой тверской правитель не захотел подчиниться сидевшему на великокняжеском престоле князю. Дмитрий пошел войной на непокорного. В итоге Михаил сумел договориться с Дмитрием и все же признал его старшинство.

1293 годом датируется первая поездка Михаила Ярославича в Орду к князю Тохте – очевидно, за ярлыком на княжение Владимирское.

Тем временем Михаил Ярославич стремился к союзу с Новгородом. Видимо, стремление было обоюдным. В 1295 г. стороны заключили договор, при этом тверской князь объявил, что он обязывается помогать Новгороду в случае обиды от кого-либо, а новгородцы обещали Михаилу поддержку, если ему «будет тягота» от татарина или кого-нибудь еще.

Михаил Тверской старался выполнить свои обещания. Известно, что он хотел помочь Новгороду в борьбе со шведами. Однако шведы были биты при Ландскроне и без участия тверского князя.

Затем у Михаила возникли разногласия с Иваном Переяславским, которые не удалось уладить на общекняжеском съезде в Дмитрове (1301 г.). А вскоре начинается долгая и упорная борьба Твери с Москвой.

В 1304 г. умирает великий князь Андрей Александрович и Михаилу следовало по старшинству сделаться великим князем Владимирским, но поехал в Орду добиваться великого княжения и московский князь Юрий, несмотря на запрещение митрополита Максима. Так как Михаил дал татарам большой выкуп, то и получил ярлык на великое княжение. Вернувшись на Русь, желая ослабить Москву, он пошел на нее, но не смог ее взять и помирился с Юрием.

Не менее напряженно складывались у Михаила и отношения с Новгородом, где он княжил около 14 лет. Новгородцы давно не сталкивались с таким сильным князем, постоянно их притеснявшим. Но и сами уступать не собирались.

Не сумев овладеть Москвой, Михаил Ярославич замыслил поход на Нижний Новгород. В 1311 г. Михаил послал в Нижний Новгород мощное войско под начальством своего сына Дмитрия, но митрополит Петр «не благословил его столом» и Дмитрий, распустив войско, вернулся домой без всякого успеха. Этот факт имел едва ли не решительное значение на всю последующую историю Твери. Завладей Михаил Ярославич Нижним Новгородом, и через устье Оки он всегда мог бы иметь влияние на Москву, но и этому помешал митрополит Петр, после перенесший свою кафедру в Москву.

В 1315 г. Михаил вместе с татарами разгромил Новгородскую область, поразил новгородцев в битве под Торжком, взял с них выкуп и заставил заключить тяжкий для новгородцев договор. После этого новгородцы вступили в союз с Москвой, вместе с московским князем Юрием ездили в Орду, снабжали его деньгами и всячески помогали московскому князю. После того, как Михаил Ярославич был признан великим князем Владимирским татарами, московский князь Юрий сумел приобрести расположение тогдашнего хана Узбека. Юрий женился на сестре хана Узбека Кончаке и прибыл в Кострому с женой и ханским послом Кавгадыем. Посол имел ханское повеление объявить великому князю Тверскому, что ярлык на великое княжение у него отбирается и передается князю Юрию. Кроме того, хан дал Юрию пятидесятитысячный отряд татарского войска для утверждения его на престоле.

Желая оградить свой удел от татарского разгрома, Михаил вышел навстречу с войском и послал сказать Юрию: «Брат, что дал тебе царь великое княжение, господствуй над ним, но в мою область не вступай, довольствуйся своим». В ответ на это Юрий начал жечь города и села Тверской области.

Тогда князь Михаил выступил против них и встретился с Юрием у Бортенева (это было 22 декабря 1317 г.). Тверское войско обратило неприятеля в бегство. Кавгадый вместе с женой Юрия Кончакой были взяты в плен.

Позже Юрий вместе с Кавгадыем были отпущены из плена. Юрий поехал в Орду и стал жаловаться на Михаила Тверского, обвиняя его даже в отравлении своей жены, которая умерла в Твери, находясь в плену.

Михаила Ярославича потребовали в Орду. Ехать при таких обвинениях – значило ехать на верную смерть. Но Михаил вполне сознательно решился положить душу свою за родину.

Михаил Ярославич был казнен за то, что после длительного периода политики умиротворения Орды решился на открытое вооруженное сопротивление и заставил бежать с поля боя ордынскую конницу, развеяв миф о ее непобедимости.

Нужно отдать должное его мужеству и склонить голову перед его страданиями. Целых 25 дней происходило истязание Михаила в Орде не только физическое, но и нравственное.

Орде было важно публично, перед всем миром, унизить «Великого князя всея Руси», растоптать его достоинство, дабы устрашить и предотвратить дальнейшее сопротивление.

Возвышение Твери

Город Тверь впервые упоминается в летописи в 1209 г., однако нет сомнения, что он существовал гораздо ранее. Такой пункт, как впадение реки Тверцы в Волгу, лежавший на водном пути из Новгорода в Низовые земли, не мог оставаться без судовой пристани. Ввиду пограничного новгородского пригорода Торжка, лежащего на Тверце, прежним суздальским князьям необходимо было укрепить ее устье со своей стороны. Первым удельным князем тверским был отец князя Михаила Ярославича, Ярослав Ярославич, один из младших братьев Александра Невского . Он был преемником Невского на великом княжении Владимирском и жил большею частью не во Владимире, а в наследственной Твери. Он старался воспользоваться достоинством великого князя для увеличения своего удела на счет своих соседей новгородцев, и, кажется, не без успеха. Ярослав оставил преемникам довольно сильное и округленное княжество. Оно не было велико по объему, но заключало значительные торговые верхневолжские города: Ржев (спорный со cмолянами), Зубцов, Старица; кроме приволжских, замечательны еще Тверские города: Кашин, Микулин, Холм.

Борьба Твери с Москвой в княжение Михаила Ярославича

После непродолжительного княжения старшего Ярославова сына Святослава, тверским князем стал младший его сын Михаил, деятельный, предприимчивый князь. При жизни Андрея Городецкого, Михаил действовал против его самовластия в союзе с другим двоюродным братом Даниилом Московским . Но смерть Андрея повлекла коренную перемену в отношениях Твери и Москвы.

Михаил Ярославич тверской и преемник умершего Даниила, Юрий Московский , отправились в Орду хлопотать о ярлыке на великое княжение Владимирское – каждый для себя. На первый раз верх остался за Михаилом Тверским. Пока два соперника тягались в Орде, их бояре открыли на Руси междоусобие. Тверская рать двинулась на недавно перешедший к Москве Переяславль-Залесский , но сидевший там брат Юрия Даниловича, Иван (Калита) разбил её наголову.

Вскоре умерли два сына-наследника Андрея Городецкого, князья суздальско-нижегородские Михаил и Василий. Пользуясь малолетством сыновей Василия, Александра и Константина, Михаил Ярославич тверской задумал захватить Нижний Новгород, и отправил к нему войско со своим сыном Дмитрием (1311?). Часть суздальско-нижегородских бояр уже отъехала в Тверь. Но тверичи встретили препятствие со стороны духовной власти. Митрополит Петр наложил церковный запрет на их поход. Не решаясь открыто нарушить его, Дмитрий Михайлович, уже дошедший с войском до Владимира, вернулся обратно в Тверь.

Митрополит Пётр. Икона XV века

В самом начале спора Москвы и Твери за великое княжение бывший тогда митрополитом Максим стоял на стороне тверичей и уговаривал Юрия не искать ярлыка. Однако преемник Максима, митрополит Пётр , стал энергично поддерживать Москву. Князь Михаил Ярославич и часть северорусского духовенства противились возведению на митрополичью кафедру уроженца Южной Руси, волынянина Петра. Михаил Ярославич выставлял в митрополиты собственных кандидатов: вначале игумена Геронтия, а потом – тверского епископа Андрея (сына полоцко-литовского князя Герденя). На Петра был сделан донос константинопольскому патриарху, но созванный по этому делу церковный собор в Переяславле-Залесском (1310 или 1311) признал его клеветой. Недоброжелательство тверичей подтолкнуло оставшегося на кафедре Петра к сближению с князьями московскими.

В Золотой Орде с 1313 года воцарился знаменитый хан Узбек. Он оставил великое княжение за Михаилом Ярославичем и подтвердил все льготы русского православного духовенства. Борьба Москвы и Твери, тем временем, всё обострялась. И до этого времени все великие князья Владимирские стремились подчинить себе Новгород. Михаил Тверской тоже посадил в Новгороде своих наместников, но там вскоре поднялось движение против их вымогательств. Князь Михаил Ярославич в ответ захватил новгородский пригород Торжок и прекратил к Новгороду подвоз. Новгородцы сперва смирились, но потом снова восстали, вступив в союз против Твери с Юрием Даниловичем московским. Юрий изгнал тверских наместников и сел на новгородском столе. Но когда он вскоре отправился в Орду, Князь Михаил Ярославич разбил новгородцев под Торжком, захватил в плен брата Юрия, Афанасия, многих новгородских бояр, взял с Новгорода 5000 серебряных гривен окупа и снова посадил в нем собственных наместников (1315).

Однако уже в следующем году их опять изгнали. Михаил Ярославич с сильною ратью пошел к Новгороду, но на помощь к тому пришли псковичи, корела, ижора и вожане пришли к ним на помощь. Михаилу пришлось отступить. На обратном пути его рать заблудилась в лесах и болотах. Много тверских воинов погибло, а остальные едва добрались до дому.

Битва при Бортеневе (1318)

Юрий Данилович пробыл в Орде почти два года, сумел войти в милость к хану Узбеку и женился на его сестре Кончаке, которая приняла крещение и православное имя Агафии. Узбек отнял великокняжеский ярлык у Михаила Александровича тверского и передал его Москве, за которую ратовал в Орде и послы новгородские. Вернувшись на Русь, Юрий двинулся в тверские владения с большим войском. Его сопровождали татарские послы со своим отрядом. Главным из этих послов был Кавгадый. Михаил тверской уже отказался от великого княжения, но не хотел уступать Новгорода. Взяв благословение у епископа, князь Михаил Ярославич встретил Юрия у села Бортеневе, в 40 верстах от Твери (1318). В упорной битве тверичи разбили москвичей и татар наголову. Кавгадый и жена Юрия, татарка Кончака-Агафья, попали в плен к Михаилу, который так храбро сражался в битве у Бортенева, что его доспех был весь иссечен.

Мученическая смерть Михаила Ярославича Тверского в Орде

Не желая резко ссориться с ханом, Михаил тверской вскоре отпустил Кавгадыя с богатыми дарами, однако тот затаил жажду мести. Вскоре был заключён договор о том, что князья московский и тверской отдадут свой спор на решение Узбека. К большому несчастью для Михаила Ярославича ханская сестра Кончака умерла в Твери. Прошёл слух, что её там отравили. Юрий поехал в Орду вместе с Кавгадыем, который стал вооружать Узбека против Михаила, взводил на него клеветы, обвинял в утайке дани. Поняв, что его дело плохо, Михаил некоторое время медлил с приездом в Орду, и враги стали обвинять его ещё и в непокорстве хану.

В августе 1318 Михаил Ярославич всё же выехал из Твери к татарам. Во Владимире он встретил ханского посла Ахмыла, который сказал ему: «зовет тебя царь, поезжай скорее; если не поспеешь через месяц, то уже назначена рать на тебя и на твои города». Бояре стали советовать князю, чтобы он обождал, пока минет ханский гнев, и послал бы вместо себя одного из сыновей. Но Михаил Ярославич отверг этот совет, чтобы не навлечь татарского разорения на свою землю. Он написал грамоту, по которой разделил свои волости между детьми и поехал в Орду, сопровождаемый своим духовным отцом, игуменом Александром, двумя священниками и дьяконом.

6 сентября князь достиг Орды, которая тогда кочевала около устьев Дона. Он роздал подарки хану и вельможам, и сначала оставался в покое. Но Кавгадый, пользовавшийся милостью Узбека, не переставал действовать, и, спустя полтора месяца, хан велел разобрать дело Михаила Тверского с Юрием Московским. Михаилу Ярославичу были объявлены грамоты суздальских князей, возводивших на него обвинение: «многие дани брал в городах наших, а царю их не отдавал». Князь отрицал обвинение. Через неделю Михаила Ярославича привели опять на суд, уже связанным. К первому обвинению прибавили еще два: «бился против царского посла и уморил супругу великого князя Юрия». Князь Михаил говорил, что посла встретил во брани, а потом с честью отпустил его; клялся, что неповинен в смерти Агафьи. Но судьи не слушали его оправданий. Узбек вынес ему смертный приговор, но медлил его исполнением. К Михаилу Ярославичу приставили стражу. На шею ему надели деревянную колодку, так что он не мог лечь и проводил бессонные ночи, читая псалтырь. Так как руки князя были связаны, то отрок сидел перед ним и перевертывал листы рукописи. Орда двинулась к Кавказским горам. Однажды Кавгадый велел вывести связанного Михаила Ярославича на торг и разными способами наругался над ним в присутствии многочисленной разноплеменной толпы. Слуги предлагали князю спасти себя бегством; говорили ему, что уже готовы проводники. Но Михаил Ярославич отверг это предложение, чтобы не подвергнуть гибели своего сына и других тверичей, пребывавших в Орде. Он мог также опасаться, что раздраженный хан лишит весь его род наследственной тверской волости.

Михаил Ярославич тверской перед ханом Узбеком в Орде

Прошло около четырех недель со времени приговора. Орда перешла уже Терек и расположилась близ Дербента. 22 ноября 1318 года, в среду, Михаил Ярославич велел своим священникам отпеть заутреню и часы, а потом причастился, вероятно, извещенный своими доброхотами, что в этот день должна совершиться его казнь. Он подозвал к себе сына Константина и передал ему свои последние распоряжения, а затем снова стал облегчать свою скорбь молитвами.

Тут в его шатер вбежал отрок и объявил:

«Княже! Идут уже от Орды Кавгадый и князь Юрий Данилович со множеством народа прямо к твоей веже».

«Ведаю на что идут, на убиение мое», – сказал Михаил Ярославич, и отослал сына Константина к главной ханше.

Кавгадый и Юрий отрядили к князю Михаилу толпу убийц. Эти последние, в числе которых были и русские, ворвались в его вежу. Михаила Ярославича сначала схватили за деревянную колодку, надетую на шею, и так сильно ударили об стену шатра, что она проломилась. Потом его принялись бить нещадно пятами. Наконец, какой-то изверг, по имени Романец, вырезал Михаилу Ярославичу ножом сердце. Тело князя Михаила положили на телегу и повезли на Русь, в сопровождении бояр и слуг Юрия. В Маджарах, большом торговом город на берегах реки Кумы, бывшие там русские гости, хотели нести останки Михаила Ярославича в церковь. Но жестокосердые московские бояре не допустили до этого, а поставили тело в хлеве. Затем останки тверского князя доставили в Москву и здесь схоронили.

На следующее лето Юрий Данилович воротился на Русь, ведя с собою из Орды пленниками сына Михаила Ярославича, Константина, его бояр и слуг. Супруга Михаила Анна и его сын и преемник Дмитрий отправили посольство просить великого князя, чтобы он отпустил тело Михаила в Тверь, и едва умолили его. Тверские бояре привезли из Москвы останки своего князя и погребли их в Тверском Спасском соборе. Подобно своему соименнику Михаилу Черниговскому , также замученному в Орде, Михаил Ярославич Тверской причислен к лику святых.

При написании статьи использована книга Д. И. Иловайского «История России. В 5 томах. Том 2. Собиратели Руси»