Кто такой декан? Функции, права, особенности должности. Кто такой декан, и какова его роль в университете

Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в государственном управлении.

В разное время и в разных странах Деканы имели различные функции и полномочия.

По одной из версий, звание «Декан» восходит к македонской военной и админитсративной терминологии, в которой словом «δεκανός» именовали командира 10 солдат низшего воинского подразделения. Термин был заимствован римлянами во II веке по Р.Х. Он был введен во время военной реформы императора Адриана для обозначения командира отряда из 10 солдат. Деканом называли также низших дворцовых служащих: посланцев и стражников-привратников (CJ. XII 26. 1, 2; XII 59. 10. 5). Позднее так стали именовать низшее должностное лицо канцелярии византийского императора. При императоре Константине I Великом была учреждена должность Декана в Константинопольской Церкви (также назывались lectarii - носильщики). Император Феодосий II ограничил число Деканов до 950 (CJ. I 2, 4); в их обязанности входил надзор за организацией похорон в городе, в том числе погребение нищих и казненных. Декан пользовался привилегиями духовенства. Из-за злоупотреблений привилегии и прерогативы Декана были ограничены (CJ. I 2. 4; I 2. 9pr.; I 2. 9. 1; XI 18. 1pr.; XI 18. 1. 1); впоследствии должность в Константинопольской Церкви была упразднена. Однако Ж. Даррузес приводит поздний список должностей Константинопольской патриархии, где Декан занимает 3-е место (он распределял среди священников материальные блага, а также замещал депотата) (Darrouzès J. Recherches sur les οφφικια de l"Église byzantine. P., 1970. Р. 557, 560).

Около IV века должность Декана вводится в монастырях на Востоке; крупные монастыри были разделены на декании (группы из 10 монахов), во главе которых стоял Декан, избиравшийся из наиболее достойных и сведущих в вере. В женских монастырях занимавшее аналогичную должность лицо именовалось «деканисса» (decanissa). На Западе должность Декана распространилась благодаря Уставу прнподобного Венедикта Нурсийского: наряду с аббатом и приором Деканы принадлежали к руководству монастыря, осуществляли надзор за братией, разделенной на группы по 10 человек (Reg. Ben. 21, 62, 65).

В VIII-IX веках в Западной Европе появляются decani rurales (сельские Деканы), частично заменившие так называемых сельских епископов, или хорепископов (chorepiscopus). В средние века должность никак не была связана с числом 10 - Деканом именовали одного из должностных лиц. Decani rurales становились архипресвитеры - священники крупных сельских церквей (так называемых крестильных церквей - ecclesiae baptismales), которым в административном и пастырском отношении подчинялись «дочерние» храмы и часовни. Округ, находящийся под управлением сельского Декана, назывался decania, или archipresbyteratus (Liber Extra. X 5. 33. 16).

Обязанности Деканов регулировались епископальными статутами, обычаем, а также распоряжениями епископа. Декан осуществлял контроль над пастырской и административной деятельностью духовенства «дочерних» храмов и часовен, проводил визитации, предоставлял отчет архидиакону или непосредственно епископу (Liber Extra. X 1. 23. 7). Также Декан следил за состоянием храмов, церковного имущества, приходских книг, заботился о престарелых и больных священниках и т. д. C IX века в обязанности сельских Деканов входило проведение регулярных собраний клира деканий (capitula ruralia). В XII-XIII веках в некоторых епископствах полномочия Деканов были очень широкими: епископы и архидиаконы делегировали им часть юрисдикции (Decret. Gratian. C. 16. q. 7. c. 11; Liber Extra. X 2. 28. 55; X. 5. 4. 1-2). Во многих епископствах деканаты были объединены в архидеканаты, во главе которых стоял назначаемый епископом архидиакон. В некоторых регионах Западной Европы (например, в Зальцбургском архиепископстве) существовали также назначаемые епископом генеральные Деканы, в чьи обязанности входили визитации Деканов и приходских священников подчиненного им округа. Согласно действующему Кодексу канонического права Римско-католической Церкви, сельский Декан и другие должностные лица выбираются на собраниях духовенства главного храма декании, а затем утверждаются епископом (CIC. 553 § 2). В униатских церквах аналогичной является должность протопресвитера (CCEO. 276 § 1), в РПЦ - благочинного.

В настоящее время в Великобритании и Ирландии функции Деканов могут иметь более разнообразный характер. Декан проводит съезды духовенства своего округа, но считается «первым среди равных». В некоторых английских епископствах епископ наделяет Декана определенными полномочиями. Так, Декан может отвечать за расходование церковных средств в церквах округа в период смены ректора. В Ирландии Декан имеет право давать диспенсации и отпускать определенные грехи. На него возложена борьба со злоупотреблениями среди духовенства.

В IX-XI веках с развитием в Западной Европе соборных капитулов должность Декана распространилась в капитулах августинских регулярных каноников. Во главе капитулов могли стоять архипресвитер, архидиакон, приор (praepositus) или Декан (часто Декан был 2-м по рангу должностным лицом). Деканом мог стать только клирик в сане священника или диакона (Decret. Gratian. D. 41. c. 3; D. 60. c. 1-3; Liber Extra. X 1. 14. 1). Он избирался на собрании капитула и затем утверждался епископом (Liber Extra. X. 1. 6. 33; X 2. 28. 45). Подчиняясь главе капитула, Декан надзирал за исполнением обязанностей и нравами каноников, во главе каноников сослужал епископу и проводил службы во время его отсутствия. Позднее функции Декана были расширены. В некоторых епископствах существовали заместители Деканов - субдеканы (subdecani), также избираемые из членов капитула (Liber Extra. X 1. 23. 7; X. 2. 15. 2).

В Новое и Новейшее время в католической Церкви сохранилось 2 основных типа Деканов: Деканы капитулов и Деканы приходов. Последние, как главы приходов (городских и сельских), выступают представителями епископа по ряду вопросов. Отсюда наряду с обычным наименованием (decanus christianitatis) за ними закрепилось еще одно обозначение - vicarius foraneus (от латинского foras или foris - вне (дома), снаружи), т. е. викарий, представляющий епископа вне его резиденции. В Кодексе канонического права 1983 года термины «decanus» и «decanatus» часто заменяются «vicarius foraneus» (окружной викарий), «vicariatus foraneus» (окружной викариат). Согласно действующему Кодексу канонического права, Декан назначается епископом на определенный срок (CIC. 553-555), если только епископство не имеет особых привилегий. Деканы приходов являются представителями епископа, под их контролем находятся по несколько городских или сельских приходов. Они следят за исполнением епископских распоряжений и дают регулярный отчет епископу о состоянии дел во вверенных им приходах (CIC. 555).

В Римско-католической Церкви Деканом называют главу коллегии кардиналов (decanus sacri collegii, cardinalis decanus). В отсутствие папы Римского кардинал-Декан председательствует на собраниях коллегии, как старший судья руководит работой папского суда Rota Romana (CIC (1917). 237 § 1-2; CIC. 352 § 1-2). Заместителем Декана в коллегии кардиналов является субдекан, избираемый кардиналами и утверждаемый папой. Кардинал-Декан рукополагает во епископа избранного папу в случае, если тот не обладает епископским саном (CIC (1917). 239. n 24 § 2; CIC. 355 § 1). По традиции должность кардинала-Декана принадлежит кардиналу-епископу Остийскому (CIC. 350 § 4).

В англиканской Церкви в настоящее время Декан - настоятель собора, глава капитула каноников. Если собор выполняет функции приходской церкви, Декан является ректором прихода. В Шотландской Епископальной Церкви диоцезальный Декан занимает место архидиакона и является помощником епископа по управлению диоцезом. В Англии Деканы возглавляют так называемые королевские церкви, изъятые из подчинения епископу (например, Вестминстерское аббатство). Подобное положение имеют Деканы собора святого Патрика в Дублине и Национального собора в Вашингтоне.

Деканы дипломатического корпуса (дуайен от французского doyen) возглавляет иностранных дипломатов, находящихся в стране. Как правило, Деканом является старейший по времени пребывания в стране посол, который первым вручил верительные грамоты. Декан выступает от имени дипкорпуса на протокольных мероприятиях и представляет всех аккредитованных дипломатов. По традиции во многих странах папский нунций часто является дуайеном дипкорпуса независимо от даты вручения верительных грамот (что подтверждается статьей 4 протокола Венского конгресса 1815 года и статьей 16 Венской конвенции «О дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961 года) (Венская конвенция о дипломатических сношениях (от 18 апреля 1961 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. С. 221).

Для обозначения должностного лица в университетах термин «Декан» стал употребляться с XIII века. Самое раннее свидетельство о Декане связано с университетом города Монпелье (Южная Франция). Статут факультета медицины от 1220 года предусматривал создание рядом с ректором должности «старейшего магистра» (magister antiquior). Статут факультета «свободных искусств» 1242 года устанавливал должность Декана, которому в деле управления факультетом помогал ректор, при этом обоим полагалось быть докторами. В Парижском университете должность Декана, вероятно, появилась в середине XIII века на факультетах теологии, канонического права и медицины. Должность Декана предусматривалась главным образом в тех университетах, которые были основаны по образцу Парижского, в том числе на территории Священной Римской империи.

Должность Декана являлась нижестоящей по отношению к должностям канцлера или ректора, которые были наделены полномочиями по управлению всем университетом, а также имели право вмешиваться во внутренние дела факультета, иногда без участия и ведома Декана. Эта должность замещалась в результате выборов либо предоставлялась на определенный срок старейшему доктору факультета. В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, Декан возглавляет факультет; должность выборная.

Кто такой декан? Этот вопрос возникает практически у каждого первокурсника, ведь в школе подобных должностей не существует. Ответ учащийся получит в первые же дни учебы. Декан - это руководитель факультета, управляющий структурной единицей в университете. Чем занимается человек этой должности и какими правами обладает?

Немного истории: происхождение слова, прямое значение

Получив ответ на вопрос о том, кто такой декан факультета, возникает мысль: откуда взялось это слово? Кажется, что оно не имеет ничего общего с Россией. Слово имеет греческое происхождение. Там его употребляли для обозначения людей, которые занимали промежуточную руководящую должность - управляли десятью людьми - десятников. Чаще всего такая организационная структура была характерна для монастырей и церквей. Но после она плавно перекочевала и в университеты. При этом подчиненных у деканов стало со временем намного больше.

Кто может стать главой факультета?

Декан - должность ответственная. Поэтому не каждый может занять этот пост. Для того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на главу факультета, необходимо соответствовать некоторым критериям:

  • человек должен иметь научный или преподавательский опыт более пяти лет;
  • иметь оконченное высшее образование;
  • наличие ученой степени или звания - также обязательное условие.

В должность вступают после избрания на общем заседании из нескольких претендентов на пост. Иногда главу факультета может назначить ректор самостоятельно.

Место декана в структуре университета

Кто такой декан в вузе и кому он подчиняется? Это человек, руководящий конкретной структурной единицей - факультетом. Он подчиняется проректору по учебной работе и ректору.

На факультете, в свою очередь, декан имеет заместителей по учебной, научной, воспитательной работе, секретарей. Эту группу людей называют деканатом.

Факультет состоит из кафедр, которые возглавляют заведующие, подчиняющиеся непосредственно декану.

Таким образом, должность декана находится в середине структурной цепочки управления в университете.

Основные функции

Кто такой декан факультета, если он не знает досконально о происходящем в своем подразделении? Он обязан быть в курсе всех нюансов работы: научной, издательской, воспитательной, учебной, агитационной деятельности.

Основные задачи управляющего подразделением:

  1. Разрабатывать план развития факультета по всем направлениям.
  2. Организовывать учебный процесс, расписание, сессии, практики, стажировки.
  3. Контролировать работу преподавателей, проверять их на соблюдение образовательных стандартов.
  4. Руководить процессами зачисления, отчисления, допусков студентов к сессиям.
  5. Издавать приказы и распоряжения.
  6. Внедрять новые методики и технологии и др.

Какими правами располагает декан?

Кто такой декан факультета, если он не будет располагать индивидуальными правами? Согласно типовой инструкции, глава факультета может:

  • принимать участие в совещаниях как внутри факультета, так и в целом в университете;
  • издавать общеобязательные на факультете распоряжения;
  • приходить на любой экзамен, зачет, защиту;
  • входить в состав Ученого совета;
  • вносить свои предложения по совершенствованию работы факультета и университета;
  • пользоваться услугами социального, лечебного, бытового характера, предоставляемыми в вузе;
  • требовать письменных отчетов от подчиненных и др.

Должностная инструкция

Именно этим документом регулируется деятельность декана. В Должностной инструкции распределены основные обязанности, функции, полномочия и права, которыми он обладает.

Кроме того, обязанности декана можно узнать из Положения о факультете или Положения о деканате.

Все перечисленные документы утверждаются в каждой отдельно взятой организации. Учебное заведение вправе добавлять дополнительные положения, исходя из особенностей вуза. Однако существуют типовые документы, которые и являются основой для правовых отделов университетов при составлении собственных положений и инструкций.

Кто такой декан, должен знать каждый студент, ведь этот человек может решать не только дела факультета и университета, но и определить дальнейшую судьбу каждого своего учащегося.

С латинского слово «декан» переводится как десятник. Это не случайно, так как деканами в Древнем Риме называли людей, которые управляли палаткой, в которой проживали 10 военных. Позже назначение деканов изменилось, они стали работать в церкви и осуществлять процесс погребения умерших.

Годы шли, и уже сейчас при вопросе: кто же такой декан? Любой ученик института скажет вам, что деканом называют профессора, который является главой факультета в университете. В общем, в институте он главный по области, в которой вы хотите учиться. В его руках заключена вся власть за научную, воспитательную и учебную работу, кроме этого он преподает в данном университете какой-то предмет.

Профессор на должность декана избирается на 5 лет. И должен быть выбран составом из профессоров и научных сотрудников высшего учебного заведения. В конце его кандидатура одобряется деканом и заверяется письменным приказом.

Требования к кандидатурам на должность декана

Для того чтобы претендовать на эту должность, возраст должен быть не больше 65 лет. Потенциальный декан должен иметь стаж не менее 5 лет, и, конечно же, обязательным является наличие не только высшего образования, но и в специализации по направлению факультета. Если факультет объединяет множество потоков, то у декана обязательно есть помощники. У большинства деканов их двое: заместители по учебной и по воспитательной работе. Они руководят всеми вопросами связанные с управлением факультетом. Их объединяют в деканат.

Каковы обязанности декана? Что делает декан?

Он должен разрабатывать курс, по которому будет развиваться факультет, но обязательным является следование государственной программе. Также декан контролирует учебный процесс, а при необходимости и вмешивается в него для регулирования спорных вопросов. Вместе с помощниками он составляет расписание. Кроме этого в его компетенцию входит решение таких вопросов как: разрешение досрочной сдачи, пересдачи экзаменов, составление приказов о зачисление, отчисление или восстановление учащихся. В каждом вузе у декана могут добавляться или убавляться полномочия. Но то, что на факультете он является главой, соблюдается во всех высших заведениях.

В Нижнем Новгороде осудили декана-взяточника – видео

Деканом называется глава факультета в университете или другом учреждении высшего образования. В названии этом четко слышится греческое слово δέκα, что означает «десять». Таким образом, буквально, «декан» - это «десятник».

Десятник – начальник над десятью человеками. Причем здесь это? Ведь декан заведует и управляет гораздо большим количеством людей, чем десяток.

Здесь следует вспомнить, что первоначально в университетах не только преподавали теологию, как основную науку, но и структура университета во многом копировала структуру церковных организаций, от монастырей до папской курии. И население монастырей, и собрание кардиналов вокруг папского престола делилось на десятки. Так было проще управлять. Десятник здесь тоже назывался деканом.

Эти деканы были «старшими среди равных». Их командирские функции были сведены практически к нулю. Они руководили подчиненными, показывая пример и применяя авторитет своего опыта. Даже в собрании кардиналов деканы более убеждали своими умными словами, нежели безумными приказами. Поэтому не удивительно, что должность руководителя факультета в университете тоже назвали этим словом, декан.

Кто же такой декан в современном высшем учебном заведении?

Должность эту может занимать один из преподавателей, пользующийся авторитетом среди коллег, чаще всего, профессор. Должность декана – выборная. Как правило, он избирается преподавателями, научными сотрудниками и профессорами факультета. Назначение декана приказом «сверху» – событие редкое. И уж никогда деканом не назначают человека со стороны. Университет – не колхоз. Хотя...

Назначение декана на должность и освобождение его от занимаемой должности производится на заседании ученого совета факультета. Декан избирается и освобождается от должности членами ученого совета тайным голосованием на срок 5 лет.

Кандидат на должность декана должен иметь высшее профессиональное образование, ученую степень и/или ученое звание. На должность декана может претендовать сотрудник, имеющий стаж научной или научно-педагогической работы, по крайней мере, 5 лет.

Декан утверждается в своей должности приказом ректора. И находится он в непосредственном подчинении ректору. В повседневной работе декан взаимодействует с проректором по учебной части.

Главная функция декана факультета – непосредственное руководство учебной, воспитательной и научно-исследовательской работой на факультете. Программы обучения и учебные планы создаются, внедряются и исполняются под его непосредственным руководством. Декан факультета утверждает все учебные планы и программы, тематику учебных занятий и программы дисциплин, темы дипломных работ и диссертаций.

Прием на факультет и деятельность по профессиональной ориентации среди школьников и абитуриентов – тоже сфера контроля декана.

Он же руководит составлением расписания учебных занятий, а также экзаменов и зачетов. Под контролем декана находится также вся организация учебного процесса студентов, включая учебные практикумы и производственные (педагогические) практики. И, кстати, в славное время моего студенчества поездка осенью на сельхозработы («на картошку») а весной – на овощные базы, тоже находилась под руководством декана.

Приказом декана студенты допускаются к экзаменационным сессиям и переводятся с курса на курс. Точно так же, приказом декана, студенты допускаются к сдаче государственных экзаменов и к защите дипломных работ. В советское время, когда имело место обязательное распределение выпускников высших учебных заведений, руководство по трудоустройству выпускников факультета тоже было заботой декана.

Зачисление, отчисление, а также восстановление студентов – также прерогатива декана. И – что немаловажно – назначение студентам стипендии тоже.

Декан определяет кадровую политику на руководимом им факультете, то есть подает на утверждение ректору проекты приказов об увольнении или приеме сотрудников своего факультета.

Декан руководит работой совета факультета. А для осуществления текущей работы при декане создается своеобразный штаб, деканат.

Декан заботится об укреплении и развитии материально-технической базы руководимого им факультета. Строительство новых зданий – это прерогатива ректора высшего учебного заведения, но «освоение» новых территорий возлагается на декана. Перепрофилирование «старых» аудиторий и лабораторий – также осуществляетя под общим руководством декана.

Декан осуществляет также и представительские функции. От имени возглавляемого им факультета он обеспечивает связь с другими высшими учебными заведениями, с однопрофильными организациями и предприятиями.

Руководство факультетом – серьезный шаг в административной карьере преподавателя. Человек, хорошо зарекомендовавший себя на этом посту, обычно претендует на более высокие должности: проректора и даже ректора высшего учебного заведения.

Декан утверждается в должности приказом ректора . Декан факультета подчиняется непосредственно ректору, проректору по учебной части.

Требования к квалификации декана, согласно приказу Минздравсоцразвития: «Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие учёной степени или учёного звания» .

Должностные обязанности декана

  • разрабатывает стратегию развития факультета
  • обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями
  • изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете (институте)
  • обеспечивает учёт требований рынка труда в образовательном процессе на факультете
  • руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете
  • возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов
  • организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • участвует в разработке системы качества подготовки специалистов
  • координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета (института)
  • обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта
  • создаёт условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников
  • создаёт и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете (в институте), в установленном образовательным учреждением порядке и объёме
  • представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете (в институте); тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов
  • утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ
  • участвует в разработке штатного расписания факультета (института) с учётом объёма и форм выполняемых на факультете (институте) педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ
  • организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает приём обучающихся (студентов, слушателей) на факультет (в институт)
  • осуществляет руководство их профессиональной подготовкой
  • руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приёму экзаменов, зачётов, контролирует и обобщает их результаты.
  • контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик
  • осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета.
  • организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ
  • осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям
  • даёт разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов
  • принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы
  • осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приёмной комиссии факультета
  • представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей)
  • назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов)
  • осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах
  • организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом
  • руководит работой по трудоустройству выпускников факультета
  • обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), *обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки
  • возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете
  • осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации
  • организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции
  • организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета в соответствии с уставом образовательного учреждения
  • руководит:
    • работой совета факультета (института), осуществляет разработку планов работы факультета, координацию их с планами работы образовательного учреждения, несёт ответственность за их выполнение
    • подготовкой заседаний учёного совета факультета
  • осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета
  • координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы
  • участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета
  • обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров
  • отчитывается о своей работе перед учёным советом факультета образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета
  • организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета с учебными заведениями, предприятиями и организациями
  • обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей)
  • организует составление и представление факультетом текущей и отчётной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием
  • проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета
  • присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачётов
  • контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета правил по охране труда и пожарной безопасности.

Деканат

Деканат - возглавляемый деканом организационный центр по управлению работой факультета . Деканат выполняет функции координации и административного обеспечения учебного процесса, ведения делопроизводства. Здесь составляется расписание занятий. Деканат контролирует работу преподавателей и студентов на предмет её соответствия учебному плану, осуществляет общее руководство научной работой студентов.

Напишите отзыв о статье "Декан (должность)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Гуманитарный словарь, 2002

Отрывок, характеризующий Декан (должность)

– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
– Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.
Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
– Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.