Литература по социологии.

    Доклад по всеобщей истории
    на тему:
    Культура средневековой Индии
    Выполнили: Баженова Светлана,
    Нестерова Даша,
    Наумова Настя.
    Учитель: Кошкина О. А.
    Нижний Новгород 2011
    Индия в Средние века
    1. Индия сегодня.
    2. Индийская культура в Средневековье.
    4. Тадж-Махал – жемчужина Индии.
    5. Танцы Индии.
    6. Орисса – земля храмов.
    7. Город и деревня в Индии в Средневековье.
    8. Список использованной литературы.
    1. Индия сегодня
    Религии: индусы 80%, мусульмане 11%, христиане 2%.
    Грамотность: 52%
    2. Индийская культура в Средневековье
    Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.
    Харша, правитель княжества Канаудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами – бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили
    такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции.
    Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей.
    Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.
Первые мусульманские сооружения в Индии отличались строгостью и простотой линий. Однако вскоре зодчие стали перенимать декоративные элементы индуистских храмов, в частности мотив лотоса. В то же время многие средневековые индуистские храмы заимствовали черты мусульманской архитектурной традиции – купол, арку, перегородки из резного камня и мрамора. Своего расцвета индийская архитектура достигла в период правления Шах-Джахана (1627-1658), при котором были возведены такие шедевры Агры, как "Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал, "мечта, воплощенная в мраморе". В живописи также видно смешение двух традиций. Вдохновленные творчеством Бехзада и других выдающихся персидских живописцев придворные художники Великих Моголов создали новую школу миниатюр. Представители раджпурской школы, заимствовав превосходную технику и изысканность персидской миниатюры, в своих самобытных произведениях выражали индийские религиозно-эстетические
    взгляды.
    Одним из величайших гениев средневековой Индии был Амир Хусров Дехлеви – поэт, музыкант, лингвист. Он изобрел несколько музыкальных инструментов, ставших классическими в индийской музыкальной культуре, а его эксперименты в области поэзии привели к возникновению урду, одного из основных языков Индии. Для национальных литератур шестнадцатое и семнадцатое столетия были периодом расцвета культовой поэзии. Нанак, основатель сикхизма, Тулсидас, чей вариант эпоса "Рамаяна" на хинди по сей день читается и декламируется миллионами индийцев, Кабир, поднявшийся в своем творчестве над религиозными разногласиями, – эти и многие другие поэты проповедовали всемирную религию терпимости и любви.
    3. Средневековая индийская философия.
    Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбе мировой цивилизации и культуры.
    Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии: одический – первая половина I тыс. до н. э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический – вторая половина I тыс. до н. э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т. п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический – с первого тыс. н. э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).
    4. Тадж-Махал –
    жемчужина Индии.
    Тадж-Махал, воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз-Махал.
    Этим именем, "украшение дворца", называл Арджуманад Бану Бегам ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Сложны семейные отношения. Молодая жена приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю. Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.
единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался!
За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз-Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз-Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.
Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств.
В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, было решено возвести здание, в пригороде, на берегу Джамны. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.
Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы – венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас.
Скорее всего, их вклад – это роскошный парк, который ведет к мавзолею. Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным "портиком", сверху 11 куполов, по бокам – две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда – это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею.
Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.
Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах.
Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию – четыре малых купола и четыре минарета.
К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана – традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре – резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы – под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах – гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.
Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания – мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.
Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал.
Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой – согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе.
Сейчас мавзолей – одно из самых посещаемых мест не только туристами, но и самим индусами. Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные, прежние украдены. Да и драгоценные камни на фасаде и изнутри сильно поредели с тех пор. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел...
Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх не пройти, закрыто. Со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни. Фотографироваться туристам "на фоне" можно только с одной точки – от входа.
Наверное, это правильно, ведь туда приходишь, чтобы наслаждаться зрелищем, а не думать о том, как это будет выглядеть в семейном альбоме.
    5. Танцы Индии.
Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Два из них сложились на юге и уходят корнями в незапамятную древность. Это бхарат-нитьям – танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся в храмах Шивы. Само слово "бхарат-нитьям" переводится как "индийский танец", что говорит об исконности его происхождения. Самой характерной его чертой является то, что каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и, главное, различные сочетания движений рук и пальцев имеют определённое смысловое значение. Индийцы читают этот язык жестов, как открытую книгу, и сюжеты этих танцев-рассказов могут быть самыми разными, но чаще всего это сюжеты древних повествований.
и т.д.................


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
  1. Акалелова Т.А. Социальное пространство современного города // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 9. — С. 23 — 25.
  2. Алейников А.В., Осипов И.Д. Конфликтогенность русского народа в зеркале отечественной философии // Управленческое консультирование. — 2014. — № 11. — С. 122 — 133.
  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Общ. ред. и пред. П.С. Гуревича. – М.: «Прогресс», 1992. – 608 с.
  4. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. – 590 с.
  5. Батурин В.К. Социология образования: учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 191 с.
  6. Бауман З. Мыслить социологически: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.
  7. Борзых С.В. Человек-потребитель // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С.120-127.
  8. Верховин, В.И. Экономическая социология / В.И. Верховин. — М.: Академический проект, 2006. — 736 c.
  9. Волков Ю.Г. Социология. — Ростов на/Д: Феникс, 2014. — 672 с.
  10. Волков Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков, М.А. Гулиев, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 668 с.
  11. Волков Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с.
  12. Галаганов, В.П. Общая социология / В.П. Галаганов. — М.: КноРус, 2011. — 280 c.
  13. Гарипов Я.З. Родная речь в полиэтнической среде // Человек. – 2013. – № 3. С. – 130-137.
  14. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
  15. Голосенко И.А., Козловский В.И.. История русской социологии XIX – XX вв. Учебное пособие. – М.: Онега, 1995. – 288 с.
  16. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, -316 с.
  17. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование, демократия. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1.
  18. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Мигранты и работодатели: взаимодействие в конфликтогенном пространстве // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5.
  19. Дмитриев, А.В. Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 304 c.
  20. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.
  21. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.
  22. Добролюбов С.В. Полисный, национальный и цивилизационный циклы социогенеза российской общности // Мир России: Социология, этнология. — 2012. — № 2. — С. 116 — 143.
  23. Ефремов О.А. Концепция «открытого» и «закрытого» обществ Дж. Сороса: полет надежды и тиски реальности // Философия и общество. – 2005. – №4.
  24. Заборова Е.Н., Исламова А.Ф. Город как социальное пространство // Социологические исследования. — 2013. — № 2. — С. 97 — 101.
  25. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5.
  26. Зарубина, Н.Н. Экономическая социология 3-е изд: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Зарубина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 378 c.
  27. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник. – М.: Наука, 1995. – 367 с.
  28. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
  29. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: «Логос», 1996. – 280 с.
  30. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.
  31. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.
  32. Колесниченко М.Б. Социологический взгляд на социальное пространство города // Современный город: власть, управление, экономика. — 2013. — № 3. — С. 168 — 176.
  33. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с.
  34. Кон И. Социология личности. – М., 1967.
  35. Конфликтология: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 543 с.
  36. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2007.- 479с.
  37. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.
  38. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2003. –508 с.
  39. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
  40. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.
  41. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В. Конструктивная политика разрешения конфликтов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2014. — № 3. — С. 55 — 57.
  42. Крюков, Р.В. ВПС: Экономическая социология. КЛ. / Р.В. Крюков. — М.: Приор, 2006. — 208 c.
  43. Крюков, Р.В. ВПС: Экономическая социология. Конспект лекций / Р.В. Крюков. — М.: А-Приор, 2008. — 204 c.
  44. Ксенофонтова Х.З. Социология управления: учебное пособие для вузов по спец. «Менеджмент организации» [Текст] / Х.З. Ксенофонтова. – М.: КноРус, 2010. – 288с.
  45. Лавриненко В.Н. Социология. — М.: Проспект, 2015. — 328 с.
  46. Лапин, Н.И. Общая социология / Н.И. Лапин. — М.: Высшая школа, 2009. — 452 c.
  47. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум для студ. фак-ов психологии вузов / А.Г. Лидерс. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 432 с.
  48. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009. — 602с.
  49. Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. “Прощай, немытая Европа”: продолжение темы // Философия и общество. – 2009. – №1. – С. 65-82.
  50. Мальцева А.П. Насилие как феномен и как понятие // Человек. – 2013. – № 3. С. – 147-151.
  51. Маркович, Д.Ж. Общая социология: Учебник / Д.Ж. Маркович; Пер. с серб. С.А. Плема. — Рн/Д: РГУ, 2011. — 272 c.
  52. Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Человек. – 2013. – № 3. С. – 5-16.
  53. Мигалкина А.Л., Попова Л.Н. Управление социальным конфликтом // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. — 2015. — № 3. — С. 252 — 256.
  54. Милюгина Е.Г. Быть свободным ─ это значит быть человеком // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 120-137.
  55. Мирясова О.А. Российская глубинка и мегаполисы: ценностные основания протестных выступлений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 4. — С. 50 — 56.
  56. Моисеев В.И. Социально-философские аспекты наномедицины: перспективы, проблемы, риски // Философские науки. – 2010. – № 2. – С. 80-88.
  57. Мокроусова А.К. Социальные перемены и городское пространство: взаимовлияние и трансформации // Социология города. — 2012. — № 4. — С. 38 — 43.
  58. Молевич, Е.Ф. Общая социология: Курс лекций / Е.Ф. Молевич. — М.: УРСС, 2011. — 328 c.
  59. Момджян К.Х. Социум, общество, история. – М.: Наука, 1994. – 239 с.
  60. Монина О.В. Современная конфликтология: пути содействия развитию демократии, культуры мира и согласия // Философия и общество. – – №2.
  61. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. – №7. – С. 61-75.
  62. Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. – – №4. – С. 3-17.
  63. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии [Текст] / РАН. Ин-т социологии; рук. авт. кол. Ю.Н. Давыдов, отв. ред. И.Ф. Девятко и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академ. Проект, 2010.
  64. Немировский В.Г. Социология. — М.: Проспект, 2013. — 544 с.
  65. Норманн Г.Э. К. Поппер о ключевых проблемах XX века // Вопросы философии. – – №5. – С. 96-102.
  66. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с.
  67. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 236 c.
  68. Окладникова Е.А. Внутригосударственный межэтнический конфликт: факторы социального напряжения в нарративах жителей Санкт-Петербурга // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. — 2014. — № 2. — С. 17 — 28.
  69. Осипов Г.В. Социология. — М.: ЛКИ, 2012. — 384 с.
  70. Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX вв. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. – М.: Наука, 1994. – 239 с.
  71. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гоффман, А.Д. Ковалев и др. – М.: Наука, 1994. – 380 с.
  72. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2013. — 288 c.
  73. Пашнина Е.И. Социология за 24 часа/Е.И. Пашнина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. –285 с.
  74. Пелипенко А.А. Штрихи к образу российской цивилизации // Философские науки. – 2010. – № 2. – С. 9-14.
  75. Плотников А.А. Проблема познания социального конфликта: современный взгляд // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Общественные науки. — 2014. — № 3. — С. 113 — 119.
  76. Разин А.А., Разин Р.А. и др. Человек – главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №2.
  77. Решетников А.В. Социология медицины: учебник / А.В. Решетников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 256 с.
  78. Решетников А.В.. Шаповалов О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: Учебное пособие. – М.: ГЭОТАР, 2008. – 64 с.
  79. Романовский Г.Б. Причины возникновения конфликтных ситуаций в российских регионах // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2011. — № 4. — С. 108 — 111.
  80. Ромашов, О.В. Социология труда и экономическая социология / О.В. Ромашов. — М.: Гардарики, 2007. — 447 c.
  81. Рыжов О.А., Ларченков В.В. Управление социальным конфликтом // Власть. — 2012. — № 5. — С. 114 — 117.
  82. Рязанцев, А.П. Экономическая социология. Региональный аспект / А.П. Рязанцев. — М.: Академ. Проект, 2005. — 384 c.
  83. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2008.-234с.
  84. Семёнов В.И. Народ. Этнос. Нация. Статья 1. Общество, население, этнос // Философия и общество. – 2013. – № 1. – С. 21-55.
  85. Семенов В.С. О перспективах человека в XXI в. // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 26-37.
  86. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 480 c.
  87. Следзевский И.В. Теория цивилизаций в современной России: между цивилизационным самосознанием и научным познанием // Философские науки. – 2010. – № 2. – С. 58-62.
  88. Смелзер Н.Дж. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  89. Современная западная социология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
  90. Соломатина Е.Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального конфликта // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2012. — № 4. — С. 70 — 85.Анурин, В.Ф. Общая социология / В.Ф. Анурин. — М.: Академический проект, 2003. — 496 c.
  91. Социология / Под ред. Осипова Г.В. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995.
  92. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
  93. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317с.
  94. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 256 с.
  95. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448 с.
  96. Тексты по истории социологии XIX — XX вв. Хрестоматия / сост. и отв. ред. д.ф.н. Добреньков В.И., к.ф.н.Л.П. Беленков. – М.: Наука, 1994. – 383 с.
  97. Толстова Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии (математическая статистика для социологов): учебное пособие / Ю.Н. Толстова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 2-е изд. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 243 с.
  98. Феофанов К.А. Современное мировое сообщество и взаимодействие цивилизаций // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №6.
  99. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.
  100. Фролов М.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 256 с.
  101. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции // Вопросы философии. – 2005. – №11. – С. 90-100.
  102. Халиков, М.С. Социология экономической жизни (Экономическая социология): Учебно-методический комплекс для подготовки магистров / М.С. Халиков. — М.: РАГС, 2011. — 400 c.
  103. Халиков, М.С. Экономическая социология региона / М.С. Халиков. — М.: Академ. Проект, 2011. — 144 c.
  104. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико-социальные, организационные и этические принципы. – М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2003. – 160 с.
  105. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.
  106. Шевелев В.Н. Российская модернизация в контексте опыта ХХ столетия // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №4.
  107. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (Общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. – 2006. – № 5. – С. 165-175.