Метод социального эксперимента относится к. Подготовка и проведение эксперимента

Ключевые термины: Общенаучный метод. Логическое правило. Факторная переменная. Зависимая и независимая переменные. Факторный план. Изучаемая группа. Гипотетическая модель. Экпериментатор. Типология экспериментов. Натурный эксперимент. Полевой эксперимент. Модельный эксперимент. Мысленный эксперимент. Экс-постфактум эксперимент. Научный эксперимент. Прикладной эксперимент. Параллельный и последовательный эксперимент. Проективный эксперимент. Ретроспективный эксперимент. Искусственная реальность.

Прежде всего, отметим, что эксперимент, в широком значении термина, это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний, прежде всего о причинно-следственных отношениях в структуре явления или процесса. Первые его использования отмечены в естествознании в работах Г. Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования научного эксперимента в изучении общества Нового времени, высказал П. Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия, с развитием позитивистской социологии, метод получил достаточно широкое распространение в прикладных исследованиях и перешел из лабораторной стадии к натурной, полевой.

Как иследовательский метод, эксперимент была разработан в XIX в. Дж. С. Миллем. Его модель основывается на правиле двойного
логического различия в согласии
:если в эксперименте за серией событий А, Б и В следует событие а, но за серией событий Б, В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рассматривается как экспериментальная, а вторая - как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изменениям. Двойное правило Миллябыло оснащено процедурами статистического анализа, известными на то время, по оценке причинно-следственных факторов. Их предназначение состояло в том, чтобы разработать методы позволяющие отбирать истинно причинные связи от всех связей опосредования и сопутствия. В дальнейшем, правило Милля было дополнено вероятностныи процедурами и средними. Это связано с тем, что средние наблюдаемых явлений оказываются устойчиво постоянными (как мера оценки явлений). Но это постоянстов связано с постоянством среды и лбое изменение средней (тенденции) происходит тогда когда изменяется среда.

Один из основоположников современных методов планирования эксперимента и методов его анализа R.A. Fisher (1890-1962) разработал свои подходы и методы, занимаясь обработкой данных сельскохозяйственных экспериментов в Хартфордшире (Англия), решая проблему наилучешего меню и привеса для поголовья животных. Многие методы статистики, разработанные тогда, с небольшими модификациями применяются и в общественных науках. В этом плане использование теории для решения практических задач всегда приносило прекрасные результаты («нет ничего практичней хорошей теории», как говорили классики).

Что же представляет собой эксперимент в социологии? Социологический эксперимент - это такой метод эмпирического исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых экспериментатором новых или видоизменяемых существующих (управляемых) факторов.

Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию целесообразно определенных контролируемых условий. Такие условия приводят к образованию новой, эмерджентной, ранее не существовавшей ситуации, и позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие состояния объекта изменившимся условиям, или действий изучаемой группы людей, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Поэтому в эксперименте основной задачей является проверка гипотез о причинных связях (их наличии или отсутствии) исследуемых в эксперименте явлений, процессов и событий.

Необходимость проведения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная (профессиональная, демографическая и т.п.) группа, или та или иная социальная сфера будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, вызывающих перемены. Этими факторами, в рамках прикладного социологического исследования могу служить рекомендации, сформулированные в результате проведенного прикладного исследования. Их внедрение и сявязано с проведением эксперимента. Из этого следует, что задача заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые, по сравнению с обычной ситуацией ее повседневной деятельности факторы, в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях. Анализ реагирования осуществляется в рамках проведения детерминационного (казуального) анализа. Зависимая переменная, отражающая результат воздействия факторов, может быть только количественной. Независимые переменные (факторы) могут быть как количественными так и качественными. Важнейшим условием проведения любого эксперимента является устранение действия посторонних факторов на независимые переменные и случайный подбор контрольной и экспериментальной группы. Возможность применения эксперимента в прикладном исследовании зависит от специфики объекта и предмета исследования и от оценки характера реакции социальной группы на планируемые изменения. План эксперимента разрабатывается согласно стандартам, предъявляемым программой социологического исследования, как в ее методической, так и организационной частях. Это предопределяет и этапы его организации и проведения.

Классический социологический эксперимент включает три стадии: формирование групп (контрольной и экспериментальной); проведение эксперимента (ввод экспериментальных факторов или условий); измерение и анализ результатов эксперимента. Классический сценарий проведения эксперимента, в ходе его совершенствования, точнее, в ходе его использования для решения весе более сложных социальных и естественно-научных экспериментов, был дополнен факторным планом. Онпредполагает возможность последовательного ввода нескольких независимых признаков и использование корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессионного видов анализа и других, для определения решающих причинно-следственных связей и переменных.

Виды социологического эксперимента. Различают два основных вида: натурный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный) эксперименты. Использование натурных экспериментов в социологии ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из личностей, что требует от исследователей неукоснительного соблюдения моральной нормы ‑ "не навреди". Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и обычно имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Однако мы знаем, что в ходе реформирования нашего Отечества в последние полтора десятилетия было осуществлено немало жестких натурных экспериментов в масштабах всего общества. Попытка их осмысления была предпринята группой Т.И. Заславской, в серии работ под общим названием «Куда идет Россия?».Цетральной проблемой в этом проекте стало общество в целом. В рамках деятельностно-структурной концепции трансформационного Российского процесса ключевое место занимает изучение социального механизма, обеспечивающего воспроизводство и развитие процесса перехода страны в новое качество. По нашему мнению основным предметом любого эксперимента и выступают социальные механизмы, начиная с малой группы и завершая крупной организацией и социумом в целом.

Мысленные социологические эксперименты распространены гораздо шире, по существу, они присутствуют в каждом крупном социологическом исследовании, где используются методы статистического анализа, и являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. Наиболее эффективной при этом является, так называемая, человеко-машинная система моделирования, в которой одна часть параметров объекта формализована, а другая остается неформализованной и представлена в виде концепций, сценариев, ценностных ориентаций человека, взаимодействующего с формальной частью в диалоговом режиме. Модельные эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но не могут заменить его. Большое распространение получили локальные социальные эксперименты- в масштабах производственных коллективов и территориальных общностей. Если в ходе эксперимента решается вопрос об истинности одной из двух или более гипотез, то говорят о решающем эксперименте.

Таким образом, осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой действует изучаемая общность людей и определенное подчинение некоторых видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Поэтому применение эксперимента в общественной жизни, в социальных науках имеет более жесткие границы, чем в естественных науках. Пределы его применимости определяются, во-первых, возможностями социальной системы без ущерба для себя воспринять внедрение новых факторов экспериментального характера, когда они не нарушают закономерных взаимозависимостей и нормального функционирования данной системы как органической целостности. Во-вторых, далеко не все аспекты жизнедеятельности людей в тех или иных социальных ситуациях могут быть подвергнуты экспериментальным действиям, поскольку в любом из этих аспектов наряду с объективной, независимой от сознания и воли людей стороной, наличествует и реально действует субъективный фактор, обусловленный сознанием, эмоциями, волей, интересами, потребностями, стремлениями людей. Поэтому при проведении социального эксперимента приходится считаться, прежде всего, с интересами и стремлениями людей. В-третьих, содержание, структура и процедура социального эксперимента обусловлены правовыми и моральными нормами, функционирующими в обществе.

В качестве независимых переменных в социологическом эксперименте могут выбираться различные аспекты производственной деятельности коллектива, например, освещенность или загазованность помещения; способы мотивационного воздействия на работников - поощрение, наказание, продвижение. В плане могут рассматриваться различные стороны совместной деятельности: групповой, инновационной, производственной, научно-исследовательской, политической, экономической. А также различные стороны власти в организации и типы лидерства: демократического, либерального, авторитарного и т.п.

В качестве зависимых переменных используемых в социологическом эксперименте обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, мотивы деятельности, групповые мнения, ценности, стереотипы поведения, качество трудовой деятельности, активность экономического, политического, религиозного поведения и т.п. Поскольку такого рода характеристики чаще всего носят неявный характер, т.е. не поддаются непосредственному обнаружению и количественному измерению, исследователь в процессе подготовки к социологическому эксперименту предварительно определяет систему индикаторов, по которым он будет следить за изменением характеристики зависимых переменных.

Независимая переменная в социологическом эксперименте должна выбираться таким образом, чтобы ее относительно легко можно было наблюдать и измерять. Количественное измерение независимой переменной подразумевает численное фиксирование интенсивности или эффективности ее проявления (например, освещенности помещения) или воздействия (например, наказания или поощрения). В этой связи возникает важная статистическая проблема - отделения естественных неконтролируемых различий между индивидами или их группами, от различий которые возникают из-за управляемых изменений во внешних условиях. Успех решения этой задачи расширил применение эксперимента в сфере социального управления при поиске новых средств и методов достижения поставленных целей, что позволяет говорить о социально-управленческом или социальном эксперименте.Последний термин используется и в более широком значении - как любой эксперимент в общественных науках. Применяемый в социологии, с учетом специфики ее объектов и методов, он позволяет говорить о социологическом эксперименте , о котором ниже и пойдет речь.

Социологический эксперимент как специфический метод прикладного исследования обладает имманентными компонентами.

Экспериментатор - это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная (признак) - условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом. Независимая переменная управляется и контролируется со стороны экспериментатора, в ходе реализации программы эксперимента.

Экспериментальная ситуация - такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой и гипотезой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект - это организация или небольшая социальная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, определяемых гипотезой социологического эксперимента.

Разработка программы и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

Первый этап - методологический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, цели и задачи исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы, общности, организации. Цели и задачи эксперимента определяются основными характеристики изучаемого объекта, Важнейшей частью методологи эксперимента является разработка определенной гипотетической модели изучаемого явления или процесса, которая создается, в символах и знаках, как идеальный прототип (модель) исследуемой экспериментальной ситуации.. В модели выделяются основные взаимозависимые параметры и их возможные связи с другими явлениями, процессами. Модель описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая (независимые) переменная , или как ее еще определяют - экспериментальный фактор.Ее действие регулируется экспериментатором и выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной(переменных). Не экспериментальными переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специально вводимых в данную систему экспериментатором.

Второй этап - методический. Важнейшими компонентами этого этапа исследования являются разработка методики исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап – организационный, проведение эксперимента. В процессе его формулируется организационный план осуществления намеченной программы, создается экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап – проведение анализа и оценка результатов полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов раскрывают причинно-следственные связи, подтверждают исследовательскую гипотезу, и, следовательно, достигнуты ли намеченные цели и задачи исследования.

Типология социальных экспериментов.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

Классическим экспериментом этого типа (и получившего название Хотторнского), является проведение под руководством профессора Элтона Мэйо известных исследований в 1924-1932 гг. на Хотторнских электрических заводах близ Чикаго (США). При решении первоначально поставленных задач (повышение производительности туда) были сделаны два важных вывода: 1) не существует прямой механической связи между переменной «условия труда» (освещенность) и «производительность» (отрицательный результат – тоже результат!!!); 2) необходимо искать иные, опосредованные, скрытые от исследователей, факторы определяющие трудовое поведение людей, находящихся под наблюдением, в том числе и производительность их труда. На последующих этапах, когда в качестве независимых переменных использовались: температура помещения, влажность, материальные стимулы, психологическое давление на группу (бригаду), было выяснено следующее. Во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредованно, через так называемый "групповой дух" т.е. через групповую сплоченность, понимаемую как самоценность группы по отношению ко всему окружающему, а во-вторых, что именно групповая сплоченность является решающим фактором роста эффективность труда.

Историческая значимость Хотторнского эксперимента заключается в том, что в области методологии он привел, во-первых, к переосмыслению роли, значимости и соотношения материального и субъективного в производственном процессе; во-вторых, выявил место и роль латентных факторов работы в группе ("групповой дух"), ранее ускользавших от внимания исследователей и организаторов производства; в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность и солидарность), в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии и менеджмента ‑ бихевиоризма.

По степени активности исследователя, среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь разрабатывает модель социального объекта в виде набора переменных, отражающих условия его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную (или последовательный набор переменных) для проверки предполагаемых под его действием будущих изменений.

Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь является скорее наблюдателем, чем экспериментатором. Наша действительность является уникальной экспериментальной площадкой, где опытному исследователю предоставлены прекрасные возможности экспериментального наблюдения за социально-экономическими процессами в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, недружественных поглощений предприятий и фирм, акционирования и формирования корпораций. Все зависит от поставленных целей и задач исследования, разработки соответствующей модели объекта исследования, определения факторных и результирующих переменных, уровня методического обеспечения работы в целом. Естественный эксперимент обладает тем преимуществом, что момент искусственности в нем сведен до минимума, а если подготовка к нему проведена тщательно и продуманно, то чистота и достоверность выводов, полученных в результате его проведения, обладает высокой степенью достоверности и фактологичности.

Лабораторный эксперимент - разновидность экспериментального исследования, который проводится в искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более контролируемой и управляемой. Трудности проведения ЛЭ связаны с необычностью самой лабораторной обстановки, наличием приборов, присутствием и активным действием экспериментатора, а также осознание испытуемыми искусственности ситуации. Сведение к минимуму этих недостатков требует четкого инструктажа всех участников эксперимента, четкости и ясности понимания задач и адекватности действий.

Специфическая разновидность лабораторного эксперимента является уже упомянутый мысленный эксперимент. Дополним, что в последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров. Отличительной особенностью таких экспериментов является их многофакторность, при которой экспериментатор получает возможность одновременно варьировать значениями не одного вводимого им в действие экспериментального фактора, а целого комплекса таких факторов. Это позволяет ставить и решать задачи комплексного изучения сложных социальных процессов и переходить от уровня описания к уровню объяснения, а затем - к теории, позволяющей осуществлять прогнозирование.

Одним из примеров мысленного эксперимента является разработка в середине 60-х годов XX столетия сотрудниками Пенсильванского университета в Филадельфии (США) Р. Сиссоном и Р. Акоффом, известными учеными в области стратегического управления, количественной теории эскалации и деэскалации военных конфликтов. Моделью разрабатывались, на основе нескольких ранее описанных в научной литературе сценариев, эскалации вооруженных конфликтов, содержание которых основывалось на принципах действие – противодействие («Если…, ….то… .). Эти эксперименты дополнили методический арсенал экспертного оценивания развития событий в данной сфере.

Перечень применяемых в данном эксперименте переменных показывал, что подобного рода полевые эксперименты с эскалацией и деэскалацией вооруженных конфликтов, с использованием ядерного оружия, возможны только в лаборатории. В наше время, ситуация кардинально изменилась. По мнению многих исследователей, война США с Ираком, представляется реальным полевым экспериментом военных кругов США, который, как показывают реальные события, был недостаточно детально просчитан. Следовательно, как показывает практика, социальные эксперименты, проведение которых ранее казались немыслимым предприятием, ныне осуществляются в глобальном масштабе.

Теоретическая экспериментальная ситуация, рассматриваемая как " искусственная реальность" , должна удовлетворять следующим условиям:

Возможность проверки нескольких гипотез относительно изучаемых реальных социальных процессов;

Ясность и четкость формулировки понятий для экспериментальных переменных, характеризующих ситуацию;

Операционализацию переменных в «хорошие» измерители и количественное описание развитие событий;

Возможность «сжатия» описания сценария для упрощения " искусственной реальности»;

Возможность разбивки всей ситуации на отдельные логические блоки, которые ранее где-то уже прошли экспериментальную либо практическую проверку.

Все эти условия позволяют, путем последовательных итераций максимально приближаться к оптимальному подобию к объективной реальности, разработки сценариев эксперимента с выдвижением различных альтернатив. Одна из таких схем приведена ниже. Схема № 1

Общая концептуальная схема мысленного эксперимента

Одной из разновидностей мыслительного эксперимента является "экс-постфактум"- эксперимент. Как следует из названия, событие уже произошло, результаты его известны. В этом случае, целью исследования является восстановление причинно-следственных связей процессе событий, а также сбор и анализ данных о совершившихся событиях, акторах, условиях и предполагаемых мотивах их свершения, на основе новой методологии и методики. По своей направленности "экс-постфактум" - эксперимент означает движение исследовательской мысли от прошлого к настоящему. Одним из примеров такого эксперимента являлось исследование проведенное М.Х. Титма в в Институте социологии Эстонской ССР, основной гипотезой которого было предположение о том, чем выше поколенческое образование, тем выше социальная активность этой группы и тем выше служебное и профессиональное продвижение члена данной когорты.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Научный эксперимент ориентирован на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей ранее неизвестные данные, новые научные данные, еще не получившие своего подтверждения, следовательно, еще не доказанные. Прикладной эксперимент нацелен на проведение реальных манипуляций в различных сферах жизнедеятельности общества и ориентирован на получение как реального практического, так и потенциального политического эффекта.

По специфике используемых в исследовании факторов (независимых переменных) эксперименты подразделяются на однофакторные и многофакторные. По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты. Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа (как в Хотторнском эксперименте), а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) на одном и том же временном отрезке. Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экспериментальным фактором), т.е. та, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной является группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, но для которой экспериментальные факторы не вводятся. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состояние изучаемого объекта.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа первоначально исследуется в ее «естественной» ситуации для получения отправных, контрольных данных и в качестве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное (или какое-либо иное) действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта: до и после воздействия экспериментального фактора.

Кроме того, по специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на создание определенной картины будущего ‑ проектирования наступления определенных событий под действием экспериментального фактора. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое. Осуществляя его, исследователь анализирует информацию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже свершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный эксперимент не ограничен «стрелой времени» и может быть как проективным, так и ретроспективным.

Завершающим этапом эксперимента, как и для всех «жестких» методов СИ является обработка, анализ, интерпретация и представление данных. Результаты упорядоченных и типологизированных экспериментальных данных, обработанных специальными пакетами программ, представляются, как правило, в виде таблиц, схем или графиков. Основой надежности сценариев и выводов по-прежнему остается проверка и подтверждение выдвинутых гипотез, а также возможность повторной или независимой их проверки. Расширение прикладного применения эксперимента требует также репрезентативности экспериментального объекта, группы или процесса, по основным экспериментальным переменным.

Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные факторы дополнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем, возникают определенные этические проблемы при его организации, а это сужает область применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связан с наблюдением. Но если наблюдение используется в первую очередь для формулирования гипотез, то социальный эксперимент ориентирован, прежде всего, на их проверку и выявление внешних и внутренних причинно-следственных связей социальных объектов и процессов.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения социального управления и планирования; в четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. И, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. История развития эксперимента как общенаучного метода.

2. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

3. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и зависимая

переменная в эксперименте?

4. Классификация метода эксперимента

5. Какова структура социального эксперимента?

6. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

7. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

8. В чем проявляются особенности полевого эксперимента?

9. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

10.Чем определяется значимость эксперимента в социологических исследованиях?

Дополнительная литература

1. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего: 2 кн. - М., 1997.

2. Андреенков В.Г. Эксперимент. //Социология. /Под ред. Г.В. Осипова М, 1996. Гл.11.§4.

3. Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимен­та в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981. Гл. 2, 3.

4. Готтсбанкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М: Изд-во МГУ, 1982.

5. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании; //Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

6. Дружинин К К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

7. КуприянА.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практики. М.,1981.

8. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

9. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­кладных исследованиях: Пер. с англ. /Сост. и общ. ред. М. И. Боб-невой. М.: Прогресс, 1980

10.Методы сбора информации в социологических исследованиях: организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. Кн. 2.

11.Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991.

12.Эксперимент в конкретном социологическом исследовании. //Рабочая книга социолога. М., 1983.

13.Эксперимент в социологическом исследовании. //Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПОДГОТОВКА, ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ

Социальный эксперимент - это исследовательский проект, проведенный с людьми в реальном мире. Главная задача - узнать, как общество и отдельные индивидуумы будут реагировать в различных жизненных ситуациях. Это необходимо для лучшего понимания того, как работает культура и люди, как они взаимодействуют между собой.

Преамбула

Социальный эксперимент - это уникальный способ исследования общества в целом, а также каждого человека по отдельности. Прежде, чем начать изучать социум, необходимо разработать определенную концепцию. Важно понять, какие условия считаются критическими, как может отреагировать отдельный индивидуум на ту или иную ситуацию, какие инструменты необходимы для проведения очередного анализа. В этой статье мы узнаем все о методах социального эксперимента и для чего они вообще нужны.

Краткая история

В 1920-х годах известный статистик Рональд Фишер стал разрабатывать универсальные методики социальных экспериментов. Это позволило понять, насколько совершенным может быть данный способ изучения общества и его поведения.

Фишер понял, что никакие две группы не могут быть идентичными, но поведенческие модели могут содержать до 90% схожести. Он отметил, что можно с помощью экспериментов вести более точные статистические расчеты, касаемые общества.

Первый крупный социальный эксперимент был проведен в Нью-Джерси (1968 год). Конечно, до этого многие статистики проводили анализ, используя разные методики, но именно в этом году было тщательно исследовано отношение людей к новому закону о введение отрицательного подоходного налога в 1960-х годах, разработчиками которого являлись Джейсон Тобин и Милтон Фридман.

Сейчас же проводятся социальные эксперименты и в России, и в других странах по всему миру. Но что они дают и какую роль играют в развитии социума?

Зачем нужно такое исследование

Важно осознавать, что социальный эксперимент - это отличный способ познать человеческую культуру. Ни одна наука, ни один технический прибор, даже самый новейший, не сможет оценить поведенческие качества каждого индивидуума в различных ситуациях.

Любой социальный эксперимент может доказать или опровергнуть теорию, поэтому все методики отличаются друг от друга. К тому же, такое исследование позволяет дотошно изучить характер и мнение людей по всему миру, а также использовать эти знания во благо, для развития человечества.

Любой эксперимент приводит к конкретному выводу, от которого уже в дальнейшем будут отталкиваться ученые (статисты, социологи, философы, психологи).

Любой проводится только в искусственно созданных условиях. В естественной среде поведение социума изучается крайне редко. То есть, большинство ситуаций являются постановочными, где задействован один человек-инициатор или организаторская группа.

Главная причина, почему нужны такие эксперименты, - создать уникальный метод управления, воспитания и развития нашего общества, разработать действенные программы обучения и направить силы, возможности в нужное русло.

Такие различные методики

Все социальные эксперименты можно разделить на несколько категорий. Они бывают педагогическими, психологическими или экономическими. Важно понимать, что их можно проводить в контролируемых условиях и наоборот, в стенах лаборатории или здания.

Каждый метод схож между собой, разделяет их лишь область, в которой будет изучаться общество. Но главная задача - получить конкретную информацию с доказательной базой, исключить возможность развития неконтролируемых ситуаций и быть готовым к любым переменам.

Что учитывается

Никакой социальный эксперимент не проводится без тщательной подготовки. Для этого необходимо:


Примеры социального эксперимента

Результаты анализа рассматриваются так: берется испытуемая группа людей определенного пола, возраста, расы, социального статуса, вводится в искусственно разработанные жизненные ситуации (политические, религиозные и т.д.), а затем делаются выводы о действиях человека. Конечный счет должен показать, насколько люди готовы к насилию, насколько они пассивны или активны, имеют ли они расистские или сексистские взгляды, агрессивны или сердобольны, подчиняются ли авторитетам, имеют ли свое мнение.

Давайте познакомимся с несколькими самыми распространенными международными социальными экспериментами. Люди со всех уголков планеты регулярно разрабатывают новые концепции, чтобы изучить поведенческую модель населения. А благодаря тому, что в 21 веке развит интернет, о результатах всех экспериментов можно наблюдать в режиме онлайн на любых ресурсах в сети.

Против домашнего насилия

Данный эксперимент проводился инициативной организацией STHLM Panda в 2014 году.

Исследователи установили скрытую камеру в лифте, в то время как члены группы играли негативно настроенного мужа и его жертву-жену. Актер мужского пола угрожал женщине и физически нападал на нее. Было важно, чтобы во время эксперимента в лифте находились другие члены общества, не подозревающие о том, что они находятся под наблюдением.

Результат ошеломил инициативную группу. Большинство пассажиров лифта проигнорировали насилие, считая, что вмешиваться в чужие разборки неправильно. Они делали вид, что это их не касается, отводя взгляд, смотря в телефон, надевая наушники. По статистике, только один человек на каждые 50 испытуемых готов вмешаться в разборки и предотвратить домашнее насилие.

Разделение по этнической принадлежности и полу

Данный эксперимент проводился инициативной группой Social Misfits в 2010 году.

В этом эксперименте участвовало два молодых актера мужского пола, одетых опрятно, но вызывающие своим видом подозрения. Один человек обладатель светлой кожи, а второй - темной. Они по очереди разыгрывают кражу велосипеда, прикованного к столбу в общественном парке.

Два актера (один за другим) тратят час на то, чтобы разорвать велосипедный замок. В это время должно пройти не менее 100 человек (данная цифра необходима для последующих статистических данных).

Выводы этого эксперименты не очень радуют. Когда светлокожий актер разыгрывает кражу велосипеда, то только 1 человек из 100 готов предпринять немедленные меры. Несколько людей могут спросить: "Ваш ли это велосипед?", но впоследствии смеются, когда участник инициативной группы всерьез отвечает, что он его ворует. Но когда темнокожий актер разыгрывает то же самое, то в течение нескольких секунд может собраться толпа людей, готовых остановить его. Большая часть достает мобильные телефоны, и люди звонят в полицию. Когда эксперимент приостанавливается инициативной группой, а затем спустя некоторое время вновь возобновляется, то же самое происходит вновь.

Но на этом эксперимент не заканчивается, ведь он показывает, насколько люди разделяют своих собратьев по половым признакам и этнической принадлежности. На этот раз на общественную сцену выходит симпатичная девушка в красивой одежде. Она также пытается украсть велосипед, но проходящие мимо люди не пытаются ее остановить или вызвать полицию. Напротив, они подходят и предлагают ей помощь.

Разделение по этнической принадлежности и трудоустройству

Данный эксперимент проводился инициативной организацией National Centre for Social Research в 2009 году.

Исследователи отправили почти 3000 заявлений о приеме на работу под ложными именами. Данный метод социального эксперимента должен был показать, являются ли работодатели дискриминационными по отношению к соискателям с иностранными именами.

Инициативная группа обнаружила, что выдуманный специалист, отправляющий резюме в организации, который имел привычное для людей имя и описание (например, Иван Иванов), получал огромное количество откликов. Кандидаты из числа меньшинств (например, Магомед Кайырбекович) с одинаковой квалификацией и опытом работы должны были отправить в два-три раза больше заявок, чтобы получить достаточное количество ответов от организаций.

Подводя итоги, можно сказать, что ни одна организация впоследствии не дала ни одного вразумительного и правдоподобного объяснения на то, каким образом отбираются специалисты на новую должность. Однако расовая и национальная дискриминация происходит по всему миру, не только в США или странах Европы, но и в России. Все потому, что большое количество трудоустраивающихся представляют собой мигрантов и стран ближнего зарубежья - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Грузии и т.д.

"Самореализующееся пророчество"

Данный эксперимент проводился Розенталем и Якобсоном в 1968 году.

Целью данного исследования было определение и измерение влияния высоких ожиданий учителей на успеваемость учащихся.

Розенталь и Якобсон провели свой эксперимент в калифорнийской начальной школе, которую они называли Oak School. Учащиеся прошли IQ-тест и на основании этого двое исследователей проинформировали учителей о том, что 20% учеников смогут показать невероятные способности в следующем году. В действительности это количество школьников было выбрано рандомно.

Все ученики были повторно протестированы 8 месяцев спустя, а 20% детей, на кого были возложены большие надежды, получили по 12 баллов, хотя среднее число на тот момент являлось 8.

Розенталь и Якобсон пришли к выводу, что более высокие ожидания учителей были ответственны за эту разницу в достижении наилучшего результата, предоставляющие доказательства для маркировки теории "самореализующегося пророчества".

Особенности социального эксперимента

На первый взгляд может показаться, что проведение данного анализа - бессмысленное и не плодотворное занятие. Но любой эксперимент в социальной психологии помогает ученым и общественным деятелям изменять поведенческую модель человека, путем введения новых отраслей в разные сферы жизни.

Все результаты фиксируются, заносятся в общую базу данных, чтобы получить статистический график. Так, правительство может хоть и удаленно, но знать о последствиях новых законов, знакомится с мнением жителей страны и принимать рациональные решения. Члены общества, в свою очередь, лучше понимают друг друга, внося изменения в модель воспитания и образования нового поколения.

В заключение

Любой социально-педагогический эксперимент - это не фарс, а способ знакомства, изучения и познания общества в целом. Любая модель анализа затрагивает абсолютно все сферы жизнедеятельности (машиностроение, медицину, образование, науку, религию).

Понятие социального эксперимента

Определение 1

Под экспериментом понимается некий способ исследования, который связан с контролируемым взаимодействием исследуемого объекта и наблюдателя в заранее заданных условиях.

Эксперимент отличается от любого другого метода именно тем, что в нем можно получить информацию в искусственно созданной обстановке.

  • естественно-научный, объектом которого выступает весь материальный мир; в процессе естественнонаучного эксперимента часто прибегают к физическому моделированию исследуемого объекта и создают для него различные управляемые условия;
  • социальный эксперимент, который представляет собой совместную деятельность всех испытуемых и ведущего (социолога) и направлен такой эксперимент на исследование особенностей взаимоотношения в какой-либо социальной группе или на исследование особенностей отдельной личности.

Помимо простого социального эксперимента можно говорить о таком, в котором изучаются причины и динамика конфликта, а потому в нем со стороны экспериментаторов используется насилие в разных формах.

В 1970-х гг. М.Б. Харрисов и другими исследователями был проведен социальный эксперимент, когда люди, находящиеся в супермаркетах, магазинах, подвергались насилию (их толкали сзади), после чего оценивалась реакция людей: кто-то был вежлив и понимающ в ответ, кто-то безразличен, кто-то откровенно агрессивен и т.д. Далее все полученные данные использовались при изучении агрессии и фрустрации.

Определение 2

Социальный (социологический) эксперимент - это определенный метод сбора и анализа данных, с помощью которого можно проверить наличие или отсутствие гипотез о существующих причинно-следственных связях между различными социальными явлениями.

Признаки социального эксперимента

  1. Исследователь (экспериментатор, ведущий) играет важную роль, непосредственно вмешиваясь в процесс исследования. Обычно этот человек представляет собой социолога или специалиста по психологии.
  2. Относительно изолированный экспериментальный фактор, а также его вариация или возможное сочетание с другими факторами должны быть введены максимально планомерно.
  3. За всеми детерминирующими факторами исследователь или его помощники должны вести планомерный контроль.
  4. Все изменения зависимых переменных должны быть сведены к изменениям переменных независимых.

Структура социального эксперимента

Можно представить социальный эксперимент как сочетание четырех условий, а именно экспериментатора, экспериментуемого (объект эксперимента), экспериментальной ситуации и экспериментального фактора.

В роли экспериментатора выступает, как правило, исследователь или их группа, которые непосредственно занимаются разработкой и проведением своего исследования.

В роли экспериментального объекта может быть любая группа лиц, которые приняли приглашение поучаствовать в эксперименте.

Сама экспериментальная ситуация - это некая ситуация, созданная искусственно, но часто повторяющая реальные события, в которой участвует объект исследования и которая отвечает всем целям и задачам исследования.

Наконец, экспериментальный фактор, который также называют независимой переменной, - это некая система условий, которые вводятся исследователей. Независимая переменная должна обладать определенными качествами: быть управляемой и контролируемой.

Замечание 1

Говоря о достоинствах социального эксперимента, можно отметить, что с помощью этого метода можно очень четко определить причинно-следственные связи между социальными объектами. К недостаткам метода относятся сложность и достаточно высокая стоимость проведения эксперимента.

Для того, чтобы давать ответы на странные человеческие вопросы и решать глобальные проблемы, и социологам приходилось проводить социальные эксперименты, некоторые из которых были настолько неэтичными, что могли бы шокировать даже защитников животных, как правило, презирающих людей. Но без этих знаний мы бы так и не разобрались в этом странном обществе.

Эффект ореола

Или, как его еще называют, «гало-эффект» - это классический эксперимент социальной психологии. Вся его суть в том, что глобальные оценки о человеке (например, симпатичный он или нет) переносятся на суждения об их специфических признаках (раз симпатичный, значит, умный). Проще говоря, человек пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности. Голливудские звезды прекрасно демонстрируют эффект ореола. Ведь нам почему-то кажется, что такие симпатичные люди не могут быть идиотами. Но увы, в реальности они немногим умнее ручной жабы. Вспомни , когда хорошими казались только люди с привлекательной внешностью, за что многие не очень любили пожилых людей и артиста Александра Баширова. По сути, это то же самое.

Когнитивный диссонанс

Новаторский социально-психологический эксперимент Фестингер и Карлсмита, проведенный в 1959 году, породил фразу, которую многие до сих пор не понимают. Лучше всего это иллюстрирует случай, произошедший в 1929 году с художником-сюрреалистом Рене Магриттом, который предъявил публике реалистичное изображение курительной трубки с подписью на хорошем, годном французском языке «Это не трубка». Это неловкое чувство, когда серьезно задумываешься, кто из вас двоих идиот, и есть когнитивный диссонанс.

Теоретически, диссонанс должен вызывать стремление либо изменить представления и знания в соответствии с реальностью (то есть стимулировать процесс познания), либо перепроверить поступающую информацию на предмет ее подлинности (приятель, конечно, шутит, а его конечная цель - увидеть твою исказившуюся, как у Рона Уизли, рожу). На деле в мозге человека вполне комфортно уживаются самые разные понятия. Потому что люди тупые. Тот же Магритт, давший картине название «Коварство образа», столкнулся с ничего не понимающей толпой и критиками, требовавшими сменить название.

Пещера разбойников

В 1954 году турецкий психолог Музафер Шериф поставил эксперимент «Пещера разбойников», в ходе которого дело дошло до того, что дети готовы были убить друг друга.

Группа мальчишек десяти-двенадцати лет из хороших протестантских семей была отправлена в летний лагерь, руководимый психологами. Мальчики были разделены на две отдельные группы, которые встречались вместе только во время спортивных соревнований или других мероприятий.

Экспериментаторы спровоцировали рост напряженности между двумя группами, в частности, сохранив счет соревнований близким в пунктах. Затем шериф создал проблемы вроде нехватки воды, что потребовало от обеих команд объединиться и работать вместе для того, чтобы достичь цели. Само собой, общий труд сплотил парней.

По мнению Шерифа, снижению напряженности между любыми группами должно способствовать информирование о противостоящей стороне в позитивном свете, поощрение неформальных, «человеческих» контактов между членами конфликтующих групп, конструктивные переговоры лидеров. Однако ни одно из этих условий не может быть эффективно само по себе. Позитивная информация о «враге» чаще всего не принимается во внимание, неформальные контакты легко оборачиваются тем же конфликтом, а взаимная уступчивость лидеров расценивается их сторонниками как проявление слабости.

Стэнфордский тюремный эксперимент


Эксперимент, вдохновивший на съемку двух фильмов и написание повести. Он был проведен, дабы объяснить конфликты в исправительных учреждениях США и в морской пехоте, а заодно изучить поведение группы и важность ролей в ней. Исследователи отобрали группу из 24 студентов-мужчин, которые считались здоровыми, как физически, так и психологически. Эти люди зарегистрировались для участия в «психологическом исследовании тюремной жизни», за что им платили по 15$ в сутки. Половина из них методом случайной выборки становилась заключенными, а другая половина была назначена на роли тюремных охранников. Эксперимент разыгрывался в подвале факультета психологии Стэнфордского университета, где даже создали для этих целей импровизированную тюрьму.

Заключенным дали стандартные инструкции тюремной жизни, которая включала в себя сохранение порядка и ношение формы. Для пущей реалистичности экспериментаторы даже проводили импровизированные аресты в домах испытуемых. Охранники же никогда не должны были прибегать к насилию по отношению к заключенным, но им необходимо было контролировать порядок. Первый день прошел без происшествий, но заключенные восстали на второй день, забаррикадировавшись в своих камерах и не обращая внимания на охранников. Такое поведение вывело охранников из себя, и те начали отделять «хороших» заключенных от «плохих» и даже стали наказывать заключенных, в том числе публичными унижениями. В течение всего нескольких дней у охранников стали проявляться садистские наклонности, а заключенные впали в депрессию и показывали признаки тяжелого стресса.

Эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма

Не рассказывай об этом эксперименте своему начальнику-садисту, ведь в своем эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Фактически это объяснило огромное количество жертв Холокоста.

Милгрэм предположил, что люди по своей природе склонны подчиняться авторитетным фигурам, и устроил эксперимент, который был представлен как исследование влияния боли на память. Каждое испытание было разделено на роли «учитель» и «ученик», который был актером, так что только один человек был настоящим участником. Весь эксперимент был продуман таким образом, что приглашенному участнику всегда доставалась роль «учителя». Оба находились в отдельных комнатах, и «учителю» давались инструкции. Он должен был нажимать кнопку, чтобы поражать током «ученика» каждый раз, когда тот давал неправильный ответ. Каждый последующий неправильный ответ приводил к увеличению напряжения. В конце концов актер начинал жаловаться на боль, сопровождая ее криком.

Милгрэм выяснил, что большинство участников просто выполняло приказы, продолжая причинять боль «ученику». Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределенных фраз: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»; «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Что самое интересное: если бы ток действительно был проведен к ученикам, то они бы просто не выжили.

Эффект ложного консенсуса

Люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами, что и вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Очень многие считают, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

Эффект ложного консенсуса исследовали три психолога: Росс, Грин и Хаус. В одном из они попросили участников прочитать сообщение о конфликте, у которого имелось два способа разрешения.

Затем участники должны были сказать, какой из двух вариантов выбрали бы они сами, и какой вариант выберет большинство, а также дать характеристику людям, которые выберут тот или иной вариант.

Исследователи обнаружили, что независимо от того, какой из вариантов выбирали участники, они, как правило, считали, что большинство людей тоже выберет именно его. Кроме того, выяснилось, что люди склонны давать негативные описания людям, которые выбирают альтернативу.

Теория социальной идентичности

Поведение людей в группах - это крайне увлекательный процесс. Как только люди сбиваются в группы, то начинают делать странные вещи: копировать поведение других членов группы, искать лидера для борьбы с другими группами, а некоторые сколачивают собственные группы и начинают бороться за главенство.

Это и подтвердил упомянутый выше эксперимент «пещера разбойников».

Авторы эксперимента запирали людей в комнате поодиночке и в группе, а потом пускали дым. Как ни странно, один участник намного быстрее сообщал о дыме, чем в группе. На принятие решения влияли окружающая среда (если место знакомое - вероятность помощи выше), сомнение, нужна ли пострадавшему помощь или с ним все в порядке, и наличие других в радиусе преступления.

Социальная идентичность

Люди - прирожденные конформисты: мы похоже одеваемся и часто без задней мысли копируем поведение друг друга. Но как далеко готов пойти человек? Неужели ему не страшно потерять собственное «я»?

Это и пытался выяснить Соломон Аш. Участники эксперимента были усажены в аудитории. Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй - три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов довольно проста - необходимо ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке.

Студенту предстояло просмотреть 18 пар карточек и, соответственно, ответить на 18 вопросов, и каждый раз он отвечал последним в группе. Но участник находился в группе актеров, которые сначала давали правильный ответ, а потом начинали давать заведомо неправильный. Аш хотел проверить, будет ли участник соответствовать им и также давать неправильный ответ или станет отвечать правильно, принимая тот факт, что останется единственным иначе ответившим на данный вопрос.

Тридцать семь из пятидесяти участников согласились с неправильным ответом группы, несмотря на физические доказательства обратного. Аш пошел на обман в этом эксперименте, не получив информированного согласия его участников, так что эти исследования не могут быть воспроизведены сегодня.

Эксперимент — специфический метод, основанный на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в заранее заданных условиях. В эксперименте можно получить информацию в искусственно созданной обстановке, что отличает этот метод от обычного наблюдения.

Социологический эксперимент в корне отличается от естественно-научного. Особенностью последнего является то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый с помощью определенного прибора или инструмента, т.е. экспериментатор, говоря словами Г. Гегеля, «действует против природы с помощью самой природы», тогда как социологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на исследование какой-либо особенности личности, группы.

Данный метод применяется при проверке гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. При этом сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некоторая гипотетическая причина, а во втором она отсутствует. Если под воздействием экспериментатора в первом наблюдается изменение, а во втором — нет, то гипотеза считается доказанной. Экспериментальное исследование в социологии отличается от методов других наук тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной. Если в применении неэкспериментальных методов, как правило, все группы для исследователя равноценны, то в эксперименте обычно участвуют основная и контрольная группы испытуемых.

Вследствие разного уровня разработанности той или иной научной проблемы и недостатка информации о связи зависимой и независимой переменных выделяют два основных типа экспериментов:

  • исследовательский, который проводится в том случае, когда неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями;
  • подтверждающий, который проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. Тогда в эксперименте эта связь раскрывается и уточняется.

Так, при выяснении причин социальной напряженности в определенном городе выдвигаются такие возможные гипотезы: низкие доходы населения, социальная поляризация, непрофессионализм администрации, коррупция, негативное воздействие СМИ и т.д. Каждая из них требует проверки, хотя и представляется вполне обоснованной.

Экспериментатор обязан располагать необходимой информацией по изучаемой проблеме. После формулировки проблемы определяются ключевые понятия, содержащиеся в специальной научной литературе и социологических словарях. При работе с литературой не только уточняется проблема, но и вырисовывается план исследования, возникают новые гипотезы. Далее определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; в первую очередь выделяются внешние переменные, которые могут существенно повлиять на зависимую переменную.

Отбор испытуемых должен отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом характеристики генеральной совокупности, иначе говоря, состав экспериментальной группы должен моделировать эту совокупность, поскольку выводы, получаемые в результате экспериментов, распространяются на население в целом.

Кроме того, испытуемые должны быть распределены по экспериментальной и контрольной подгруппам так, чтобы они были эквивалентными.

Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.

Предположим, исследователь выдвинул гипотезу, что в данном городе воздействие СМИ приводит к росту социальной напряженности. Но что является причиной, а что следствием? Возможно, социальная напряженность сама влияет на характер передач телевидения и публикаций «тревожащих» статей в местной печати. В данном случае социолог может провести эксперимент с целью выяснить эту причинно-следственную связь.

Так, для экспериментальной группы можно контролировать (уменьшать или увеличивать) число передач с избыточной «негативной» информацией, менять факторы воздействия с тем, чтобы узнать, как эти факторы раздельно или в совокупности влияют на людей, т.е. исследователь манипулирует одной или двумя независимыми переменными, стараясь сохранить все остальные неизменными (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Воздействие СМИ на рост социальной напряженности

В качестве объектов социологических экспериментов выступают различные — потребителей и производителей, управляющих и управляемых, верующих и атеистов, студентов и преподавателей, производственные и научные коллективы и т.д., и любые характеристики этих групп носят в основном психологический характер. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются социально-психологическими. Заметим, что основное различие чисто психологическою и социологического экспериментов состоит в акценте исследовательских программ и методов, а также в целях, поставленных перед исследователем. Так, при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей, где психологические факторы играют значительную роль. В. Биркенбил описывает невербальный (бессловесный) конфликтный эксперимент, участниками которого были всего двое (малая группа).

Этот эксперимент был проведен за столом ресторана, за которым напротив друг друга сидели два приятеля. Один из них — психиатр — повел себя несколько необычно: взял пачку сигарет, закурил и, продолжая говорить, положил пачку рядом с тарелкой собеседника. Тот чувствовал себя несколько неуютно, хотя и не мог понять причины. Чувство дискомфорта усилилось, когда психиатр, пододвинув свою тарелку к пачке сигарет, перегнулся через стол и стал что-то с жаром доказывать. Наконец он сжалился над собеседником и сказал:

Я только что продемонстрировал с помощью так называемого языка тела основные черты неязыковой коммуникации.

Пораженный друг спросил:

Какие основные черты?

Я агрессивно тебе угрожал и через это воздействовал на тебя. Я привел тебя в состояние, в котором ты мог быть побежден, и это тебя беспокоило.

Но как? Что ты делал?

Сначала я передвинул в твою сторону свою пачку сигарет, — объяснил он. — По неписаному закону стол делится пополам: одна половина стола моя, а другая твоя.

Но я ведь не устанавливал никаких разграничений.

Конечно, нет. Но, несмотря на это, такое правило существует. Каждый из нас мысленно «маркирует» свою часть, и обычно мы «делим» стол согласно этому правилу. Однако я, поместив свою пачку сигарет на другую половину, нарушил эту неписаную договоренность. Хотя ты и не осознавал того, что происходит, но почувствовал дискомфорт... Потом последовало следующее вторжение: я подвинул к тебе свою тарелку. Наконец, вслед за ней последовало мое тело, когда я навис над твоей стороной... Ты чувствовал себя всс более и более скверно, вот только не понимал, почему собственно.

Если вы будете проводить такой эксперимент, то убедитесь, что сначала ваш собеседник, еще бессознательно, будет отодвигать обратно предметы, которые вы расположите в его зоне.

Вы снова сдвигаете их к нему, а он упорно отодвигает их назад. Это может продолжаться до тех пор, пока ваш собеседник не осознает, что происходит. Тогда он вступит «на тропу войны», например агрессивно заявив: «Прекрати это!», или подчеркнуто резко швырнет эти предметы на вашу сторону.

Более рисковыми являются попытки изучения причин и динамики конфликта с применением насилия. Исследователь может использовать стимулирующие или подавляющие меры (независимые переменные), например, если воздействовать на группу испытуемых, то можно обнаружить усиление или ослабление агрессии, фиксируя различные ее проявления (крики, угрозы и т.д.).

М.Б. Харрис с коллегами в 1970-х гг. провели остроумный эксперимент, когда испытуемые, оказавшиеся в магазинах, супермаркетах, ресторанах, аэропортах и проч., подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. С этой целью применялось несколько различных процедур. Например, водном из вариантов помощники и помощницы экспериментатора намеренно толкали людей сзади. Реакция испытуемых на этот неожиданный поступок классифицировалась по категориям: вежливая, безразличная, несколько агрессивная (например, краткий протест либо взгляд) и очень агрессивная (долгие сердитые выговоры или ответный толчок). В нескольких других опытах ассистенты экспериментатора вставали перед человеком, стоящим в очереди (в магазине, ресторане, банке). В одних случаях ассистенты говорили «извините», а в других не говорили вообще ничего. Вербальные реакции классифицировались как вежливые, безразличные, несколько агрессивные (краткие замечания типа «здесь я стою») и очень агрессивные (угрозы или брань). Невербальные реакции классифицировались как дружелюбные (улыбка), безразличные взгляды, враждебные или угрожающие жесты, толчки и выпихивание. Эти процедуры применялись для изучения фрустрации и агрессии.

Таким образом, под социологическим экспериментом следует понимать метод сбора и анализа данных, позволяющий осуществить проверку гипотез о наличии или отсутствии причинных связей между социальными явлениями. Для этого исследователь активно вмешивается в естественный ход событий: создает в изучаемой группе искусственные условия и планомерно контролирует их. Полученная в ходе эксперимента информация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточнению, опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования. Экспериментальный метод позволяет получать достоверные результаты, которые можно успешно применять в практической деятельности, например для повышения эффективности функционирования социальных групп, организаций, институтов. Однако в процессе применения экспериментального метода важно учитывать не только достоверность данных, но и моральные и правовые нормы, а также интересы и стремления людей, участвующих в исследовании.