Методика обучения творческому рассказыванию. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

из опыта работы с детьми 4-го года жизни

Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.

В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.

Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований) .

Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.

Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.

Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) , привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.

Второй этап - сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ) . Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.

На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями» ) .

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.

Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» . Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.

Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.

Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:

  • накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
  • углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
  • развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.

Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.

Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.

Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки» , а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.

А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого - развивать память, внимание, воображение.

Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.

Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.

Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир» , «Времена года» ; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.

Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года» , сделала игру «Когда это бывает» , где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.

Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.

Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.

Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.

Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать» , где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.

После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.

А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.

Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.

Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.

Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
  • развивать диалогическую речь;
  • закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.

В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.

Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.

Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески» . Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.

Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.

Воспитание и углубление нравственных чувств.

Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.

Светлана Гожина
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста . Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой , эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Развитие связной речи, возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.

Поэтому в детском саду особое значение придается формированию навыков рассказывания . Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Рассказ - самостоятельно составленное развернутое какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) . Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен , поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов , видели их пользу.

Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим для дошкольников можно выделить три категории рассказов :

1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа ) ;

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа ) ;

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Поэтому, только третья категория рассказов - в полном смысле слова творческая , которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации. Творческие рассказы могут опираться как на наглядную основу, так и на словесную : 1. Придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного;

2. Придумать сказку об игрушечном зайчонке и бельчонке, которых ребенок держит в руках; 3. Придумать рассказ на предложенную тему «Как Сережа помог Наташе» .

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста .

Овладение этим видом рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно логического мышления, представляя, большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношении между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы (устные сочинения) с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Овладение навыками творческого рассказывания максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности в школе.

Так как составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о необходимых правилах построения рассказа - сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и место событий и др.).

Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии формирования определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картинке , об игрушках и предметах, на предложенную тему и др.).

Ребенок, поступающий в первый класс, должен уметь ясно и правильно произносить все звуки и слова родного языка, владеть силу голоса, говорить в нормальном темпе, иметь четкую дикцию. Достаточно высокие требования предъявляются к активному словарю ребенка, к умению выбирать яркие, точные и убедительные слова.

Кроме того, он должен владеть грамматическим строением языка. Потому что все эти умения четко выступают в связном речевом высказывании, переданным ребенком в правильной, логически последовательной и выразительной форме. Так как ребенок строит свое высказывание, можно судить не только об уровне его речевого развития, но также и об уровне умственного развития.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.

Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я - волшебник» (подготовительная к школе группа) Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию «Я - волшебник»(подготовительная к школе группа). Цель: Воспитывать интерес к сказкам.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию..

Консультация для воспитателей «Карты Проппа как средство обучения детей старшего возраста творческому рассказыванию» Консультация для воспитателей на тему: "Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Творческое рассказывание - это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность - построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте , когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах :

В сочинении рассказов, сказок, описаний;

В сочинении стихотворений, загадок, небылиц;

В словотворчестве (создании новых слов — новообразований).

В формировании детского художественного творчества А. Ветлугина выделяла три этапа .

На первом этапе происходит накопление опыта . Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап собственно процесс детского творчества , когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция . Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию .

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни . Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Речевые и воспитательные задачи по обучению детей творческому рассказыванию

Речевые задачи :

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи :

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Требования к рассказыванию детей :

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность - умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5-6 лет - это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды :

Рассказы реалистического характера;

Описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе , поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия :

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей 6-7 лет :

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида - самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста).

Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

1. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа . Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Пример занятия: Придумывание детьми конца рассказа «Как папа и Ваня ходили в лес» .

Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.

Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?

Воспитательница. Говори.

Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне росло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.

Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновики, подберезовики. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.

2. Вспомогательные вопросы , по мнению Л.А Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 — 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Пример занятия: Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе». (Прием обучения: указания в виде вопросов .)

Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?

Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.

На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.Вот некоторые из детских рассказов.

Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять во двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.

Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.

3. Более сложный прием рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем».

Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко — о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

5. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных : «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц».

Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях.

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества : выбирает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования : детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей

Пример занятия: Придумывание, продолжения сказки.

Программное содержание занятия : развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.

Ход занятия .

Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение. Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».

Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.

Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.

А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.

Вот некоторые из вариантов продолжения сказки , придуманных детьми:

Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.

Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.

В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием — придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.

6. Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы . Эффективной считается

такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя .

Приведем пример: «Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные — осокорей, салатовые — ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит».

7. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки — короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать содержанием словес­ного творчества. Дети овладевают сложными формами связ­ной речи, словарем. У них возникает возможность действо­вать по замыслу. Воображение из репродуктивного, меха­нически воспроизводящего действительность превращает­ся в творческое (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как слож­ный психический процесс, неразрывно связанный с жиз­ненным опытом ребенка. Творческое воображение в дош­кольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наи­более легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творче­ства исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушако­вой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.» Творческое рассказывание детей рассматривает­ся как такой вид деятельности, который захватывает лич­ность ребенка в целом: требует активной работы воображе­ния, мышления, речи, проявления наблюдательности, во­левых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имею­щихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фан­тазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова 1 , лежит восприятие произведений художественной литерату­ры, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм, (пословицы, поговорки, загадки, фра­зеологизмы) в единстве содержания и художественной фор­мы. Словесное творчество она рассматривает как деятель­ность, возникающую под влиянием произведений искусст­ва и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.



Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодей­ствуют на основе развития поэтического слуха.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочи­нении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворче­стве (создании новых слов - новообразований).

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей форми­рования художественного, в частности словесного, твор­чества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина от­мечала правомерность распространения понятия «творче­ство» на деятельность ребенка, отграничивая его. словом «детское». В формировании детского художественного твор­чества она выделяла три этапа 1 .

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль пе­дагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образ­ному видению окружающего (восприятие приобретает эсте­тическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребен­ку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств*. Процесс детского творчества не очень развернут во, времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность, (придумаем рассказ)] Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, вы­деление поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испы­тывая эстетическое удовольствие..Поэтому необходимы ана­лиз результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса» Знание особенностей формирования детского словес­ного творчества дает возможность определить педагогичес­кие условия , необходимые для обучения детей творческо­му рассказыванию.

Напомним, что в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Един­ственным источником комбинаторной деятельности воображения явля­ется окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жиз­ненного опыта, дающих материал для фантазии.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятель­ности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни* Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экс­курсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чте­ние книг. Так, перед описанием природы используются сис­тематические наблюдения за сезонными изменениями в при­роде и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обо­гащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубля­ет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литера­турного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диа­лог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2. Другим важным условием успешного обучения твор­ческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию ел оваря."Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, по­могающих описывать переживания, черты характера действу­ющих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, пе­реливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на кры­ши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

3. Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть струк­турой связного высказывания, знать композицию пове­ствования и описания.-

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возраст­ных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об од­ной игрушке, придумывание конца и начала к изображен­ному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто но­вое, рассказать о том, чего На самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с об­щими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку."

Темы для рассказывания могут быть с конкретным со­держанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня уха­живала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад»; «Почему девочка плака­ла», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу - предложить рассказывание на отвле­ченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой клас­сификации творческих рассказов, но условно можно выде­лить следующие виды: рассказы реалистического характе­ра; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется со­чинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изме­нение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети со­здают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необык­новенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с приро­дой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа мож­но использовать простейший прием рассказывания детей вме­сте с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумы­вают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девоч­ка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского тек­ста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Пока­зывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения твор­ческому рассказыванию усложняются (умение четко выст­раивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используют­ся все виды творческих рассказов, разные приемы обуче­ния с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит за­вязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным ге­роем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е.И.Тихеева рекомендовала давать такое на­чало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример 1 .

Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пе­ние птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие - толстые, со свиса­ющими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творчес­ким рассказыванием, облегчающим ребенку решение твор­ческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описа­ния, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень ос­торожно. Можно спросить, что случилось с героем, о ко­тором ребенок.забыл рассказать. Можно подсказать описа­ние героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием - рассказывание по сюже1у, предложенному педа­гогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети бу­дут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рас­сказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, моти­вировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повество­вания, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по гото­вым сюжетам разработала Э.П.Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: опи­сание персонажа, опора на образ главного героя при со­ставлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого при­ема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой свя­зи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог сове­тует, о чем можно придумать рассказ (об интересном слу­чае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку приду­мать название будущего рассказа и составить план («Снача­ла скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с вве­дения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Ор­ленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешество­вать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приклю­чения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к живот­ным дают ему возможность мысленно представить их в раз­ных условиях. Но необходим определенный уровень зна­ний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обуче­ние умению придумывать сказки о животных сопровожда­ется рассматриванием игрушек, картин, просмотром диа­фильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и струк­туру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскры­тый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Пример сказки Тани (6 лет 7 мес): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему дела­ла. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они имеете жить. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец» 1 .

Развитие словесного творчества детей под влиянием рус­ской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного пове­ствования, развития сюжета (повторность, цепная компози­ция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают ис­пользовать эти элементы в их собственных сочинениях. Вос­питатель обращается к приемам совместного творчества: выби­рает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подска­зывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется са­мостоятельное развитие сказочного повествования: детям пред­лагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персо­нажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей 2 .

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффектив­ной считается такая последовательность обучения описа­нию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рас­сматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по пред­ставлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рас­сматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приве­дем пример.

«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в бу­кеты желтые листья клена и березы, красные - осокорей, салатовые - ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срывают­ся с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услы­шать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Напри­мер, после небольшой беседы о весне и лексических упраж­нений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, ка­кая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, ро­систая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло.) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледно-розовая, как снег белая, нежная)».

Детское словесное творчество не ограничивается рас­сказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки - короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ве­дущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов - не только считалок, но и дразнилок - часто увлекает де­тей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные {нитка - в пруду есть улитка; дом - в реке живет сом). На этой основе появля­ются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после дли­тельных размышлений, иногда спонтанно в результате како­го-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

Особую роль в умственном и речевом развитии детей иг­рают загадки. Систематическое знакомство детей с литера­турными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения созда­ют условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества воз­можно при заинтересованности педагогов и создании не­обходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитан­ное стихотворение, народная песня должны царить в детс­ком саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубоко­му художественному восприятию.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо до­полняют детские рисунки на темы сочинений.

В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуман­ную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

Этот пример взят из книги Джанни Родари «Граммати­ка фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978). В ней говорится о некоторых путях придумыва­ния рассказов для детей и о том, как помогать детям сочи­нять самим. Рекомендации автора книги находят примене­ние и в детских садах России.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.



Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.