«Мой любимый сказочник». Литературная игра – викторина по сказкам

В данной разработке предлагается в занимательной форме повторить с учащимися сказки Ганса Христиана Андерсена.

Данная разработка может быть применена как для урока внеклассного чтения, так и для самостоятельного воспитательного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов

«Сказочное путешествие с Оле-Лукойе»

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Г.Х.Андерсена, прививать интерес к чтению, обогащать словарный состав учащихся.
  2. Учить элементам анализа литературного произведения, уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  3. Учить использовать полученные ранее знания в практической деятельности.
  4. Учить работать в команде, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютерная презентация по теме, музыкальный фон.

Оформление доски : иллюстрации к сказкам Андерсена, книги сказок Андерсена, таблица отслеживания результатов игры.

Предварительная подготовка класса: прочитать сказки Г.Х.Андерсена

«Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Новый наряд короля», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Соловей».

Условия игры-конкурса : класс делится на две команды, выбираются капитаны команд, выбирается «сказочное» название команды.

Всего 9 конкурсов.

Точный ответ – 2 балла неточный ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Вопросы для команд высвечиваются на интерактивной доске и озвучиваются ведущим.

Конкурс №1 «Разминка»

Угадай сказку по её началу.

Вопрос для команды №1

«Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка…» («Дюймовочка»)

Вопрос для команды № 2

« В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато глубоко там! .. На самом дне живут русалки. («Русалочка»)

Конкурс № 2

«Кто о ком говорит»

Вопрос для команды №1

«Он умер и больше не вернётся!

Не верю, отвечал солнечный свет.

Он умер и больше не вернётся, - повторила она ласточкам.

Не верим, – отвечали они. (Герда о Кае)

Вопрос для команды №2

« Ишь ты, бродяга!- сказала она ему.

Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» (Маленькая разбойница о Кае)

Вопрос для команды №1

«Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета; он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышкой у него по зонтику…»

(Оле-Лукойе раскрывает чёрный и цветной зонтики над спящими детьми)

Вопрос для команды № 2

«Утёнок спустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему…»

Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти.

Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!»

(Увидел в воде своё отражение, он стал прекрасным белым лебедем)

Конкурс № 4

Узнайте сказку по набору ключевых слов.

Вопрос для команды № 1

Море, принц, боль, колдовской напиток, голос. («Русалочка»)

Снег, зима, стекло, розы, зеркало, дружба. («Снежная королева»)

Вопрос для команды № 2

Лебедь, утка, яйцо, мечта («Гадкий утёнок»)

Нора, вода, полевая мышь, крылья, крот («Дюймовочка»)

Конкурс №5

Сказочные женихи и невесты.

Вопрос для команды № 1

«Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живёт. А у меня всего то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомится можно!

(Стойкий оловянный солдатик и танцовщица)

Вопрос для команды № 2

«Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную чёрную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж! Уж с ним не пропадёшь».

(Крот и дюймовочка)

Конкурс № 6

«Узнай адресата»

По изображенному на интерактивной доске предмету узнать героя сказки.

Вопросы для команды №1

Два зонтика (Оле-Лукойе)

Горошина (Принцесса на горошине)

Снежинка (Снежная королева)

Вопросы для команды №2

Сундук с серебряными монетами (Огниво)

Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

Роза, соловей (Свинопас)

Конкурс № 7

Конкурс капитанов команд.

Вопрос для команды № 1

«Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков»

Какое слово сложил Кай? (вечность)

Вопрос для команды № 2

«А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо»

Героиня какой сказки произносит эти слова? (Русалочка)

Конкурс № 8

«Весёлый аукцион»

Угадай, о ком ведётся речь?

Вопрос для команды №1

У неё только две ножки! Смотреть жалко, - говорили одни.

У неё нет усиков, - говорили другие.

Фи, какая у неё тонкая талия! Она похожа на человека! Как она безобразна! – сказали все». (о Дюймовочке)

Вопрос для команды № 2

«Я бы ни за что не рассталась с тобой. Уж очень смешно ты мотаешь головой и брыкаешься, когда я щекочу тебя острым ножом. Ну, да так и быть! Я отпускаю тебя на вольную волю».

(о северном олене)

Конкурс № 9

Быстро ответьте.

Вопросы для команды №1

Кто был сыном старой оловянной ложки?

(Оловянный солдатик)

Кем на самом деле был человек, пасший свиней, из сказки «Свинопас»?

(Принцем)

Вопросы для команды №2

Кто охранял сундуки с золотом, серебром и медью в сказке «Огниво»?

(Собаки)

Главы какой сказки носят название дней недели?

(«Оле-Лукойе»)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

Подписи к слайдам:

Сказочное путешествие с Оле - Лукойе Конкурс №1 РазминкаУгадайте сказку по её началу Вопрос №1 «Давным – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театры только для того, чтобы показаться в новом наряде.» «Новое платье короля» Вопрос №1 «Шёл солдат по дороге: раз – два, раз – два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шёл домой с войны. И вдруг на дороге встретилась ему старая ведьма. Ведьма была старая и страшная. Нижняя губа у неё отвисла до самой груди…» «Огниво» Вопрос №2 «И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую – нибудь, а самую настоящую…» «Принцесса на горошине» Вопрос №2 «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка…» «Дюймовочка» Вопрос №3 «Далеко – далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза.» «Дикие лебеди» Вопрос №3 «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато глубоко там!..» «Русалочка» Конкурс №2 «Кто о ком говорит?» Вопрос №1 «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, что ей служат люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силы, ей сила в её сердце!» Старая финка говорит о Герде Вопрос №1 -Да ведь он голый! – сказал вдруг какой – то ребёнок.-Господи боже, послушайте – ка, что говорит невинный младенец! - сказал отец. -Он голый! Вот ребёнок говорит, что он голый!-Он голый! – закричал, наконец, весь народ.» Народ говорит о короле Вопрос №2 -Летите на все четыре стороны и промышляйте о себе сами! – сказала она. -Летите большими птицами без голоса. Злая королева о братьях Элизы Вопрос №2 «Он умер, и она осталась вдовой, ходит с чёрной шерстинкой на ножке и сетует на судьбу…» Маленькая разбойница о лесном вороне и ручной вороне Вопрос №3 «Он умер, и больше не вернётся!-Не верю! – отвечал солнечный свет.-Он умер и больше не вернётся! – повторила она ласточкам. -Не верим! – отвечали они.» Герда говорит о Кае Вопрос№3 «Ишь ты, бродяга! – сказала она ему.-Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» Маленькая разбойница говорит о Кае Конкурс №3 «Что дальше?»Продолжить сказку Вопрос №1 «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику..» Вопрос №1 «Как – то раз совсем тёмный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу. И тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком, и только ударил по кремню, и высек огонь, как…» Вопрос №2 «И вот с утра по раньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами. Взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» Вопрос №2 «Утёнок спустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему…-Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» Вопрос №3 «И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке, он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить, и ободрить его своей песней» Вопрос №3 «Кораблик развернуло три – четыре раза, залило водой до краёв и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде… Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошёл ко дну…» Конкурс №4 «Поиск» Узнайте сказку по набору ключевых слов. Вопрос №1 СНЕГ, ЗИМА, СТЕКЛО, ЗЕРКАЛО, РОЗА, ДРУЖБА. Вопрос №1 ТРАВА, КРАПИВА, ЖАБА, РУБАШКИ, ПТИЦЫ, ТЕРПЕНИЕ. Вопрос №2 ЛЕБЕДЬ, УТКА, ЯЙЦО, МЕЧТА. Вопрос №2 ТЮФЯК, КРЕСЛО, КАРЕТА, ЛИВЕНЬ. Вопрос №3 МОРЕ, ПРИНЦ, БОЛЬ, ГОЛОС, КОЛДОВСКОЙ НАПИТОК Вопрос №3 НОРА, ВОДА, ПОЛЕВАЯ МЫШЬ, КРЫЛЬЯ, ЭЛЬФ. Конкурс №5 «Сказочные женихи и невесты» Угадай, о ком идёт речь в отрывке. Вопрос №1 «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живёт. А у меня всего то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» Вопрос №1 «Он очень богат и живёт, куда лучше меня. У него большой дом под землёй и он носит чудесную чёрную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж. Уж с ним не пропадёшь!» Вопрос №2 «Ах, я несчастная! Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах, какая я несчастная! – говорила принцесса.-Теперь я только презираю тебя! – сказал он.-Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розы, а меня целовала за игрушки! Поделом тебе!» Вопрос №2 «Слушай, дружище! Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам. Хочешь бродить с нами? Здесь поблизости есть другое болото, там живут премиленькие дикие гуси – барышни. Они умеют говорить: «Рап-рап!» Ты такой урод, что чего доброго, будешь иметь большой успех» Вопрос №3 -Как бы её увидать? – спросил он.-Это никак нельзя! – сказали ему.Она живёт в огромном медном замке, за высокими стенами и башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят. Вопрос №3 -Пойдём со мной! – сказал он. -Здесь тебе не место! Если ты так же добра, как хороша, я наряжу тебя в шёлк и бархат, надену тебе на голову золотую корону, и ты будешь жить в моём великолепном дворце. Конкурс №6 «Узнай адресата» Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Конкурс №7 Конкурс капитанов Вопрос №1 Мой жених рассказывал мне о вас столько хорошего, барышня! – сказала ручная ворона. Повесть вашей жизни, как принято выражаться, очень тронула меня. Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим. -А мне кажется, что за нами кто - то идёт.Вспомните, что было дальше?Кто шёл за вороной и Гердой? Вопрос №2 «Ах, какое славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые, красно – жёлтые лепестки, и как только поцеловала, цветок – щёлк! – и раскрылся. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке…»Что было в чашечке тюльпана? Вопрос №3 «Твоих братьев можно спасти, - сказала она. Но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих рук и всё - таки окатывает камни, но она не чувствует боли, которую будут чувствовать твои пальцы. У воды нет сердца, которое стало бы изнывать от муки и страха, как твоё. Видишь, у меня в руках…»Что было в руках у женщины? Вопрос №1 «Это кто такой? – закричала она. А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его. У него нет паспорта! О каком герое Андерсена идёт речь? Вопрос №2 «Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков.»Какое слово должен был сложитьКай? Вопрос №3 «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо.»Героиня какой сказки произносит этислова? Конкурс №8 «Весёлый аукцион» О каком предмете ведётся беседа? Вопрос №1 -Ну, как дела? -Да вот, оно всё не лопается. -А ну-ка, покажи мне его, которое не лопается. Вот точно также и меня однажды провели. Ну и было мне хлопот, скажу тебе! Вопрос №1 -Ну, как вам нравиться?-Премило, премило! Чудесно! Не правда – ли? -О да, это совершенно очаровательно!-Не угодно- ли полюбоваться? Какие краски, какой рисунок!-О да, очень очень мило! Даю своё высочайшее одобрение! Вопрос №2 -Зачем тебе это? – спросил солдат.-Не твоё дело! – ответила ведьма.-Получил деньги и хватит с тебя, ну отдай! -Как бы не так! – сказал солдат. Сейчас говори, зачем тебе оно? А то вытащу саблю да отрублю тебе голову.-Не скажу, - упёрлась ведьма. Вопрос №2 «Ах, как мило она сделана! – заметили фрейлины.-Больше чем мило, - проговорил император; прямо - таки великолепны!-Фи, папа! – сказала принцесса, - Она не искусственная, а настоящая.» Вопрос №3 «Я бы ни за что не расстался с тобой. Уж очень смешно ты мотаешь головой и брыкаешься, когда я щекочу тебя острым ножом. Ну, да так и быть, я отпускаю тебя на вольную волю.» Вопрос №3 -У неё только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни.-У неё нет усиков, - говорили другие.-Фи, какая у неё тонкая талия! Она похожа на человека, как она безобразна! – сказали все. Конкурс завершающий «Ответьте быстро» Вопрос №1 Кто был сыном старой оловянной ложки? Вопрос №2 Главы какой сказки носят название дней недели? Вопрос №3 Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом в сказке «Огниво»? Вопрос №4 Кем на самом деле был человек, пасший свиней, в сказке «Свинопас»? Счастливого пути в страну сказок!

Оксана Болталина
Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 29 комбинированного вида»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «А» ГРУППЕ

НА ТЕМУ : «СКАЗКИ Г . Х. АНДЕРСЕНА »

Подготовила :

воспитатель Болталина О. В.

г. Кстово, 2013 год

Цель : закрепить знания детей о произведениях Г. Х. Андерсена

Задачи :

Уточнить представления детей о творчестве Г. Х Андерсена ;

Формировать интерес к произведениям Г. Х. Андерсена

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Развивать связную речь.

Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде ;

Предварительная работа :

Чтение сказок Г . Х. Андерсена .

Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам Г . Х. Андерсена

Рассматривание иллюстраций по произведениям Г. Х. Андерсена

Экскурсия в детскую библиотеку

Оборудование : иллюстрации из сказки «Дюймовочка» (8 шт., иллюстрации из сказки «Стойкий оловянный солдатик» (8 шт., экспонаты для музея : подкова, горошина, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, кисет, сундук, яйцо, золотая монета, роза, красная тряпочка, серебряная корона, брошка, зеркальце, санки, перо; проектор, фильм с эпизодами мультфильмов по сказкам Г . Х. Андерсена , зонтик, конверты с кусочками пазлов «Зонт» .

Методы и приемы : беседа, пояснение, объяснение, появление сказочного героя , игра «Я начну, а ты продолжишь» , игра «Восстанови последовательность» , рассказ , просмотр мультфильма, конструирование из бумаги, рефлексия.

Словарная работа : «Огниво» : огниво, кисет, ранец, молвил, постоялый двор,

«Стойкий оловянный солдатик» : тролль, олово, табакерка, горничная

«Дюймовочка» : почивала,

«Штопольная игла» : штопальная игла,

«Истинная правда» : нашест

«Оле-Лукойе» : кафтан, грифель, озирался,

«Принцесс на горошине» : тюфяк,

«Свинопас» : ларец, фрейлины, каморка, дверь на засов.

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» взрослые и дети!

Появление сказочного героя : Оле Лукойе (Лычева Женя) :

Здравствуйте, здравствуйте!

Чудо какое!

Как же вас много, друзья!

Давайте знакомится : Оле Лукойле

Маленький сказочник я !

(Дети здороваются с Оле.)

Восп.: Здравствуй Оле. Ребята, скажите сколько зонтиков должно быть у Оле Лукоей? (Дети : два) А почему у тебя только твой серый зонтик?

Оле : Ой, и правда! А где же мой зонтик, который я раскрываю над послушными детьми? Вот беда мне теперь!

Восп.: Не расстраивайся, мы поможем тебе.

Оле : Ребята, я предлагаю вам отправится в сказочную страну . А полетим туда мы на моем сером зонтике. Но попасть в сказочную страну вы сможете только ответив на мои вопросы.

Конкурс 1 : «Название и начало сказки »

Оле Лукойе : У каждой сказки есть название . Сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете название сказок Х . К. Андерсена . Я буду произносить первое слово из названия сказки , а вы продолжать. Задавать вопросы я буду каждому по очереди, и если вы ответили правильно, вы встаете и беретесь за руки.

(Дети, правильно ответившие на вопрос, образую цепочку во главе с Оле Лукойе.)

Оле : Гадкий. (утенок)

Оле : Дикие … (лебеди)

Оле : «Навозный (жук) »

Оле : Принцесса… (на горошине)

Оле : «Истинная (правда) »

Оле : "Стойкий. (оловянный солдатик)

Оле : "Истинная. (правда) "

Оле : "Снежная. (королева) "

Оле : "Новое. (платье короля) "

Оле : "Оле. (Лукойе) "

Оле : "Сундук. (самолет) "

Оле : «Штопальная (игла) »

Оле : А теперь, ребята, давайте все вместе подуем на мой зонтик. (дуют)

(Из группового помещения, дети, держась за руки цепочкой, перемещаются в музыкальный зал. Музыкальный оформлен по сказочному .)

Остановка "Библиотека"

Оле Лукойе : А теперь, ребята, мы с вами окажемся в царстве, где живут все книги - в библиотеке. А вы знаете, как себя нужно вести в библиотеке? (Дети : Не шуметь. Книги не рвать, не пачкать. Возвращать книги во время)

Восп.: А что же здесь произошло? (показывает на два стола с разбросанными иллюстрациями из книг «Дюймовочка» , «Стойкий оловянный солдатик» )

Оле : Ах, этот тролль из табакерки умудрился их раскидать и перепутать. Ваша задача собрать книгу, разложить картинки в правильной последовательности.

1 стол : «Стойкий оловянный солдатик» (для мальчиков)

2 стол : «Дюймовочка» (для девочек)

Остановка «Музей»

Оле : А теперь мы с вами в сказочном музее . Здесь хранятся все вещи из сказок Г . Х. Андерсена . А как себя ведут в музее? (Дети : Не шумят. Экспонаты руками не трогают.) А наш музей сказочный здесь можно брать вещи руками. Выберите себе экспонат и расскажите из какой он сказки .

1. Подкова золотая ("Навозный жук")

2. Горошина («Принцесса на горошине» ).

3. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка» ).

4. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик» ,

5. Кисет ("Огниво")

6. Сундук («Сундук-самолет» ).

7. Яйцо (гадкий утенок)

8. Золотая монета («Огниво» )

9. Роза (Свинопас)

10. Красная тряпочка («Гадкий утенок» )

11. Серебряная корона («Дикие лебеди» , «Снежная королева» )

12. Брошка ("Стойкий оловянный солдатик")

13. Зеркальце ("Снежная королева")

14. Санки ("Снежная королева")

15. Перо ("Гадкий утенок"", ""Истинная правда"")

16. Восп.: Аня, а это для тебя (держит в руках воображаемую ткань) из какой это сказки ?

Остановка : «Поляна»

1. Сколько собак было в сказке «Огниво» (приседания)

2. Сколько обманщиков шило новое платье короля? (хлопки над головой)

3. Сколько сказок рассказал Оле Лукойе мальчику Яльмару. (наклоны к носкам ног)

5. Сколько зонтиков было у Оле Лукойе? (Кивки головой)

6. Сколько всего было оловянных солдатиков? (Столько раз моргните глазами)

7. Сколько братьев было у Эльзы в сказке ""Дикие лебеди"" ? (Приседания)

8. Сколько золотых подков подковали лошади в сказке «Навозный жук?» (Прыжки на двух ногах)

Остановка : «Кино»

Оле : А это кинотеатр. Давайте присядем. Ребята, здесь будут показывать эпизоды из разных мультфильмов по сказкам Г . Х. Андерсена , а вы должны догадаться из какой сказки этот эпизод .

На экране ребята смотрят отрывки мультфильмов по сказкам Х . К. Андерсена .

(«Истинная правда» , «Навозный жук» , «Огниво» , «Стойки оловянный солдатик» , «Оле Лукойе» , «Свинопас» , «Новое платье короля» , «Дикие лебеди» , «Русалочка» , «Принцесса на горошине» )

Остановка «Зонтик»

Восп.: Оле, посмотри, мы нашли твой зонтик!

Оле : Спасибо! А за это, я подарю вам вот такие волшебные конверты

Восп.: Давайте посмотрим, что там? Давайте разделимся на тройки.

(Собирают пазл «Зонт» )

Восп.: Ребята, посмотрите, как много мы успели сделать хороших полезных и добрых дел. Кто написал все эти чудесные сказки для нас . (Дети : Г. Х. Андерсен ) Я надеюсь, что вы никогда не забудете их. Нам пора возвращаться домой в наш садик. Оле, ты полетишь с нами?

Оле : Нет, ребята, я должен остаться в своей сказочной стране . Но у меня есть волшебная пыльца, и вы вмиг окажитесь дома. (Оле раскрывает свой найденный зонт, и из него высыпается пыльца. Дети улетают, прощаясь с Оле Лукойе)

(В групповом помещении, сидя на стульчиках в кругу)

Вед : Ребята, понравилось вам наше путешествие? А какая остановка была для вас самой интересной? А какой вопрос был самым сложным? Хотели бы вы повторить путешествие в сказочную страну ? Тогда нам надо увеличить свой багаж знаний сказок разных авторов , и я думаю, Оле Лукойе залетит к нам в гости еще раз. Молодцы!

Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Цель:
Расширить знания детей о писателе Г. Х.Андерсене, привить любовь к его творчеству.
Задачи:
Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Андерсена показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Развивать эстетический вкус. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Оформление зала:
Рисунки детей. Портрет писателя. Книжная выставка «Великий сказочник». Видеозаписи сказок.
Ход мероприятия:
Ребята! В 2015 году исполняется 210 лет со дня рождения великого датского сказочника Ганса- Христиана Андерсена. «…Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста. Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен» - так написал об Андерсене известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Сказки Андерсена знакомы нам с раннего детства. Волшебное царство превращается у Андерсена в понятный, знакомый нам мир. Реальность и волшебство переплетаются в сказках самым чудесным образом. Сказки писателя (всего 168) переведены более чем на 100 языков мира, многие их них экранизированы. Давайте с вами вспомним эти сказки. (Просмотр отрывков из фильмов и рисунков детей) Вспомнили? А сейчас проведём викторину по сказкам писателя:

    Из каких сказок эти вещи?

Учитель показывает предметы, дети должны назвать героя сказки Андерсена.

А) зонтик («Оле-Лукойе»)

Б) горошина («Принцесса на горошине»)

В) санки («Снежная королева»)

Г) скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)

Д) крапива («Дикие лебеди»)

2. Найди героев одной сказки

На нашей выставке рисунков много героев из самых разных сказок Андерсена. Вам нужно найти двух героев из одной сказки. Какие сказки проиллюстрировали ребята своими рисунками?

3.Из каких сказок эти отрывки?

- «Жил был тролль, злющий – презлющий, попросту дьявол. Как – то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя…» (Снежная королева)

- «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…» (Дюймовочка)

4. Узнай героя сказки

    «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все – таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…»

    «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сидела корона, за плечами развевались блестящие крылышки…» (Эльф, «Дюймовочка»)

    «Одет он был чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику…» (Оле-Лукойе)

    Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

Учитель читает отрывок из сказки, дети должны рассказать. Что произошло дальше.

    «Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему. «Убейте меня!» - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» (Гадкий утенок)

    «Как- то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как…» (Огниво)

    «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» (Дикие лебеди)

6. Узнай сказку.

    Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело. Но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я все стал видеть злым и безобразным. («Снежная королева»)

    «Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей. Что птицы не приняли его в свою стаю…» («Гадкий утенок»)

    «Это и точно был тюльпан, только на самой чашечке, на зеленом стульчике сидела девочка, совсем крошечная…»

7. Подбери слова к сказке

На плакатах написаны слова. Нужно выбрать те из них, которые подходят к той или иной сказке. Назови эти сказки.

    Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, дружба. («Снежная королева»)

    Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, терпение. («Дикие лебеди»)

    Дупло, ветер, принцесса, труба, собака. («Огниво»)

    Нора, полевая мышь, ласточка, эльф. («Дюймовочка»)

    Тюфяк, кресло, карета, ливень, река, принцесса. («Принцесса на горошине»)

8. Ответь на вопросы

    В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)

    В какой сказке придворные уверяли, что король одет в роскошные одежды? («Новое платье короля»)

    Герой какой сказки пел песенку:

«Ах, мой милый Августин, все прошло, прошло». («Свинопас»)

    Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

    Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай «Снежная королева»)

Внеклассное мероприятие в школе. День рождения Андерсена

Литературно-музыкальная композиция для школьников «В гостях у сказочника»

К празднику готовится выставка рисунков по сказкам Х.К. Андерсена. Ко всем отрывкам из сказок, которые будут показывать учащиеся, готовятся костюмы и декорации, подбирается музыка.

На сцене — портрет писателя в луче прожектора. На фоне негромкой музыки звучат слова:

«Моя жизнь — это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: "Выбери себе дорогу и цель, и я, в соответствии с твоими дарованиями и разумными возможностями, буду охранять и направлять тебя!" — и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше».

Появляется Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе : Добрый день, дорогие друзья! Вы меня узнали? Меня зовут Оле-Лукойе. Мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Сегодня мы отмечаем день рождения этого замечательного писателя.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в маленьком городе Оденсе. По-разному к нам приходит Андерсен, ребята. То он тихонько подкрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник, чудесные сны. То сказка датского писателя плывет вместе с Дюймовочкой на листке кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая сделала ее бессмертной. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир детства: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два!».

(Инсценировка отрывка из сказки «Огниво» в исполнении учащихся. Действующие лица: автор, ведьма, солдат.)

Оле-Лукойе: Вы посмотрели небольшой отрывок из сказки Андерсена. А что это за сказка, вы догадались? Кто знает, пусть поднимет руку.

Учащиеся отвечают.

Сегодня вы увидите еще несколько отрывков из произведений этого прекрасного сказочника. А после каждой сказки мои помощники будут проводить небольшие викторины, задавать вам вопросы. Будьте очень внимательны, чтобы ответить на них. Кто захочет ответить, должен поднять руку.

Викторина «Что было дальше»

1-й помощник : Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы должны будете продолжить ее.

. «Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда его спускала ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...»

. «Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде!»

. «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде... Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну».

. «Знаю, знаю, зачем ты пришла! — сказала Русалочке морская ведьма. — Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма».

В какой сказке Х.К. Андерсена принцу пришлось стать пастухом?

Оле-Лукойе: А теперь вы увидите отрывок из этой сказки. Крибле-крабле-бумс!

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Свинопас». Действующие лица: автор, принцесса, свинопас, фрейлины.

Оле-Лукойе: Понравилась вам сказка? А теперь викторина!

Викторина «Узнай но предмету»

2-й помощник : Мы вам будем показывать предмет или рисунок, но которому вы должны будете назвать сказку Андерсена, а также героя, которому этот предмет принадлежит.

Зонтик («Оле-Лукойе»).

Горошина («Принцесса на горошине»).

Санки (Кай, «Снежная королева»).

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»).

Крапива («Дикие лебеди»),

Утиное яйцо («Гадкий утенок»).

Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

Оле-Лукойе : А теперь мы заглянем в дом к одной женщине... Учащиеся показывают отрывок из сказки «Дюймовочка». Действующие лица: автор, Дюймовочка, женщина, колдунья, жаба, сын жабы.

Викторина «Назови героя сказки»

3-й помощник:

Герой какой сказки пел песенку: «Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все». («Свинопас»)

В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды? («Новое платье короля»)

Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

О ком идет речь:

«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)

«Она была так прелестна и нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты...» (Снежная королева)

Оле-Лукойе : А сейчас мы отправимся в царство вечного льда и холода! Не боитесь замерзнуть?

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Снежная королева». Действующие лица: автор, Герда, Кай, Снежная королева.

Оле-Лукойе: Вот видите, настоящая дружба может творить чудеса.

Викторина «Из каких сказок взяты отрывки»

4-й помощник:

Назовите сказку Андерсена, отрывок из которой я прочитаю: «Жил был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как- то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало все ярче, казалось еще хуже», («Снежная королева»)

В какой сказке королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)

Оле-Лукойе : Давайте вспомним, как это произошло...

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Принцесса на горошине». Действующие лица: автор, принцесса, принц, королева, король.

Оле-Лукойе: На этом наш праздник заканчивается. Но не заканчиваются сказки Андерсена, сказки о доброте, настоящей дружбе, взаимовыручке, любви. Эти сказки вы можете прочитать сами. А сейчас я произнесу волшебные слова и все герои сказок, которых вы видели сегодня, появятся на сцене. Крибле-крабле-бумс!

Звучит музыка. Проходит парад сказочных героев.

Цель: пробудить интерес к чтению зарубежных художественных произведений.

Задачи:

  • расширять круг сведений о знаменитом датском писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене;
  • учить учащихся характеризовать персонажей по их поступкам;
  • пополнить представления учащихся о прошлом (как учились в те далёкие времена);
  • развивать представление о жанре – литературная волшебная сказка
  • формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
  • развивать речь учащихся, познавательную активность;

Материал: сказка Г.Х.Андерсена “Оле-Лукойе”

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунок судна, карта мира, выставка книг Г.Х.Андерсена.

Ход урока

Организационный момент.

(Учитель сообщает о том, что на уроке присутствуют учителя из старших классов школы, которые будут учить их в пятом классе.)

Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, мы закончили изучение материала, помещённого во второй части учебника “Родное слово” и переходим к изучению материала из третьей части книги. С сегодняшнего дня начинаем знакомиться с произведениями зарубежных писателей-сказочников.

Актуализация знаний.

Знакомство с темой урока.

Учитель: Что обозначает слово зарубежных? (живущих за рубежом или за границей.)

Учитель: Попробуйте расшифровать слово, которое обозначает фамилию одного из зарубежных писателей-сказочников.

с е н А е р д н

Вывешивается портрет писателя.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Наш урок будет не совсем обычным. Предлагаю вам совершить заочное путешествие в страну Данию (вывешивается карта). Как же мы доберёмся до этой удивительной страны?

Сначала электропоезд довезёт нас до Москвы, затем скоростной поезд “Сапсан” домчит нас до г. Санкт-Петербург, а дальше на морском корабле плывём в Данию.

Учитель: Дайте название морскому судну (“Неустрашимый”).

Учитель: За бортом плещутся волны. Во время плавания скучать не будем. Звучит команда: “Полный вперёд”. А мы слушаем биографию Г.Х. Андерсена.

Рассказ подготовленного ученика.

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в стране Дания в небольшом городке Оденсе. Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Первые сказки он услышал от отца и старушек из соседней богадельни (приюте для стариков). Эти сказки мальчик переделывал на свой лад и снова рассказывал тем же старушкам богомолкам.

В 1835 году в свет вышли 3 сборника сказок Андерсена. А всего за свою жизнь он написал 170 сказок.

Учитель: Читали ли вы раньше сказки Андерсена? (Ответы детей).

Игра “Угадай название”.

Учитель: Я приготовила для вас игру “Угадай название”. К каждому слову из первого столбика надо подобрать подходящее слово из второго столбика, и тогда должно получиться верное название очень известных всему миру 6 сказок Андерсена.

Учитель: Продолжаем наше плавание.

Впереди по курсу виден город. Это столица Дании – город Копенгаген. Причаливаем. Сходим на берег. Перед нами знаменитая скульптура – Русалочка (с помощью мультимедийного оборудования демонстрируется скульптура). Это героиня одной из сказок Андерсена.

Перемещаемся в центр города Копенгагена. Здесь Андерсену стоит памятник (рассматриваем иллюстрацию). Мы видим прищуренные глаза, большой покатый лоб, тонкий нос.

А теперь наступило самое время познакомиться с одной из сказок Андерсена. Авторы учебника предлагают нам прочитать сказку, “Оле-Лукойе”.

Оле-Лукойе – литературный персонаж Г.Х. Андерсена, основанный на народных сказках. Это маленький смешной человечек. (На доске рисунок Оле-Лукойе датского художника Вильгельма Педерсена.)

Имя Оле-Лукойе состоит из двух частей: Оле – датское мужское имя, Лукойе – переводится как “Закрой глазки”. Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле-Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.

Пока наполняется город весной и покоем,
И лисьим хвостом укрывает его темнота,
По крышам гуляет задумчивый Оле-Лукойе,
Повесив у локтя два шёлковых лёгких зонта.

Поймать за крыло разноцветную сказку и спрятать,
В рукав, на котором молочно блестят завитки.
Под складками пёстрого шёлка смеются эльфята,
А в чёрном – пугающе нежно скребут коготки.

Учитель: Присаживайтесь поудобнее на лавочках возле памятника.

Словарная работа перед чтением сказки.

спринцовка – особый прибор для получения мелких струек воды (демонстрация спринцовки);

  • кафтан – старинная мужская долгополая одежда (демонстрирует кафтан);
  • приотворит – немного приоткроет дверь.

Чтение учащимися вводной части про себя.

Ответы на вопросы на с. 4-5 учебника.

Чтение первой части вслух хорошо читающими учениками.

Словарная работа в процессе чтения:

  • пышки - мягкие круглые булочки;
  • глаза слипаются - закрываются при желании поспать;
  • аспидная доска - доска чёрного цвета (в старину имелась у каждого ученика, и писали на ней специальным карандашом – грифелем);
  • человек клюёт носом – сидя, то засыпает, то просыпается.

Учитель: К какому виду сказок вы бы отнесли данную сказку? А по своему содержанию, к какой группе сказок она относится?

Открывается запись:

Учитель: Докажите, что эта сказка литературная.

Докажите, что эту сказку можно отнести к группе волшебных сказок.

Работа с тестами в парах

(задания выполняются поочерёдно: 1 задание – 1 ученик, 2 задание - 2 ученик).

Выберите и обведите кружком правильный вариант ответа.

1. Оле-Лукойе приходит к детям:

а) ранним утром;

в) вечером.

2. По лестнице волшебник поднимается:

а) в чулках;

б) в ботинках;

в) в валенках.

3. Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается:

а) на диван;

б) на постель;

в) на стул.

4. Комнатные цветы Оле-Лукойе превратятся в:

а) большие деревья;

б) кустарники;

5.Каждый цветок на ветвях деревьев по вкусу был:

а) слаще зефира;

б) слаще варенья;

в) слаще мёда.

6. Ещё на деревьях были:

а) пироги с повидлом;

7. Аспидная доска:

а) рвала и метала;

б) плакала;

в) смеялась.

8. Буквы, написанные Яльмаром, были:

а) ровные;

б) жалкие;

в) красивые.

Проверка выполнения тестов.

Учитель называет правильные ответы.

После проверки учащиеся оценивают выполненную работу. Для этого рисуют смайлики в конце тестов:

Учитель: Кому из вас захотелось узнать конец этой истории?

(рассматривание выставки книг).

Наше путешествие приостанавливаем и идём отдыхать.

Подведение итогов.

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,

В них сладкое зальёт молоко,
Встанет – и с тыла дует в затылок,
Чтоб засыпалось легко.

Оле-Лукойе над спящим раскроет
Свой сказочный, свой красочный зонт,
И лебедем станет гадкий утёнок,
Дюймовочка эльфов найдёт.
Щёлкнешь огнивом
И станешь счастливым,
Оттает заколдованный Кай.

Все вместе

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,
Сказочник, мой милый добрый сказочник!

Заполнение индивидуальной таблицы “Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял