Не принимать все близко к сердцу. Как не принимать все близко к сердцу

«Порой мне тяжело находиться среди людей, – пишет Алена. – Недавно ехала в электричке с одной женщиной. И та постоянно тыркала своего ребенка. То окно не трогай, то ноги не вытягивай, то не выходи за границы, когда раскрашиваешь. А спать она его укладывала вообще через подзатыльник. Мне было очень жалко малыша, но кто я такая, чтоб указывать?

А после совещаний долго не могу прийти в себя: даже если досталось не мне, а кому-то другому, я плачу в туалете. Муж говорит, я сильно чувствительна. Что делать?»

Муж Алены совершенно прав. Есть такие люди, особо чувствительные. И термин в психологии такой есть: ВЧЛ (высокочувствительные люди). И ввела этот термин психолог Элейн Н. Арон, описав его в своей книге The Highly Sensitive Person.

Итак, какие же они, высокочувствительные люди?

ВЧЛ сильнее других реагируют на раздражители окружающего мира. Любые, как положительные, так и отрицательные, раздражители они обрабатывают настолько внимательно, что потом у них возникает перегрузка сознания. В результате такие люди срываются, плачут, прячутся от остальных – словом, пугают себя и других.

Их физиологически интересует все. Они прекрасно чувствуют вкус, прикосновения, слышат звуки, ощущают запахи. Они могут расплакаться в кинотеатре, впасть в депрессию от негативного сюжета на картине в музее, грустят, когда грустит кто-то рядом, остро переживают как красоту, так и издевательство над природой, очень долго могут страдать из-за случайной критики незнакомого человека.

Также они очень чувствительны к эмоциям, своим и чужим. Легко могут поставить себя на место любого человека, осознать, что он чувствует, и в соответствии с этим понимают, почему он поступил так, а не иначе. Это называется «развитая эмпатия».

А это не интроверты? Нет. ВЧЛ – понятие совсем иное. Высокочувствительный человек может быть и интровертом, и экстравертом. У него может быть как много друзей, так и мало. Он может даже, как истинный экстраверт, стремиться к обществу, стремиться всем помочь, а потом уставать от переживаний за всех, кто дорог.

Откуда берутся ВЧЛ?

А причины возникновения таких особенностей психики физиологические. У ВЧЛ часть мозга, которая отвечает за синтез информации об окружающей среде и настроении человека, более активна. Такие люди обладают высоким уровнем эмпатии за счет повышенного количества зеркальных нейронов (клеток головного мозга, ответственных за переживания другого человека).

Повышенная чувствительность не является заболеванием или сложным характером. Это всего лишь наследственная особенность, помогающая выживать всему виду. Например, известно, что у чувствительных лошадей, находящихся в табуне, есть особые обязанности. Они всегда должны находиться по краям табуна, чтобы в случае опасности менять свое поведение, тем самым предупреждая весь табун и спасая его от нападения.

Плюсы ВЧЛ

  1. ВЧЛ, как мы уже говорили, очень эмпатичны, а потому вам не придется им долго объяснять, что вы чувствуете и как вам надо помочь. Также обладают развитой интуицией, умеют слушать, щедры.
  2. Тяготеют к творчеству. А потому с ними всегда интересно. Могут увлечь вас какой-то необычной идеей. Среди ВЧЛ встречается много художников, поэтов, писателей, дизайнеров, музыкантов.
  3. Крайне восприимчивы к красоте и доброте, великодушны и благородны. Среди ВЧЛ также много защитников природы, животных, волонтеров, благотворителей.

Минусы ВЧЛ

  1. Некоторым ВЧЛ трудно самовыражаться. Все из-за той же эмпатии. Например, девушка хочет научиться профессионально танцевать, но не записывается на танцы, потому что боится осуждения семьи, боится расстроить маму, настроить против себя парня.
  2. Многие ВЧЛ крайне раздражительны, постоянно ходят с «оголенными нервами», воспринимая мир как бесчеловечное место, где используют благородных людей в своих целях, смеются над ними. Если видят явную несправедливость, будут полыхать от гнева и возмущения.
  3. ВЧЛ испытывают проблемы на работе. Впитывают чужие негативные эмоции, как губка, а потому могут выходить с совещания крайне расстроенными или уставшими. Совсем как в примере с Аленой.
  4. ВЧЛ чувствительны к критике и самокритике. Логично, что они крайне восприимчивы к чужой критике, особенно если ее не ожидают. А потому очень тяжело переживают, гневаются, скандалят, плачут, обижаются, впадают в депрессию, долго не могут успокоиться и, соответственно, исправить даже очевидные ошибки.

С другой стороны, такие люди крайне суровы и к себе: часто себя осуждают, недооценивают, требуют от себя большего, чем могут сделать.

Как высокочувствительным людям облегчить себе жизнь?

  1. Понять и принять. Если вы относитесь к высокочувствительным людям, в первую очередь надо понять, что все с вами хорошо. Таких, как вы, на земле 1,4 миллиарда. И если природа генетически создает таких людей, как вы, значит, это ей нужно. Разрешите себе быть высокочувствительным человеком.
  2. Осознать и назвать. Займитесь эмоциональной саморегуляцией, а именно разрешите себе почувствовать, осознать и назвать свои эмоции. Например: «Я сейчас гневаюсь, потому что руководитель не выслушал нового сотрудника. Моя эмоция нормальна». Или: «Я сейчас рыдаю от этой книги, потому что с главным героем обошлись нехорошо. Эта эмоция тоже нормальна. Хотя история, скорее всего, выдумана. Но я же живой человек, могу и пострадать».
  3. Понять, что другие не бесчувственные, а иные. Вот согласитесь, невозможно слепому человеку, который никогда в жизни не видел, объяснить, что такое синий цвет. Если даже он будет кивать и делать вид, что понял, он все равно не поймет. А потому нет смысла удивляться, злиться, что люди не могут понять вашу чувствительность. Потому что она у них другая – у них на это другая система координат. И это нормально, если коллеги не понимают, почему вас так раздражает запах картошки на рабочем месте, шуршание листов, громкая музыка или аромат коллеги, которая заходила в ваш кабинет, пока вас там не было. Люди боятся непонятных людей и нелогичных реакций. И чтобы избежать проблем, учитесь говорить на языке других. Например, скажите, что пища лучше усваивается в специально отведенных для этого местах, и пригласите любителя картошки в кафе.
  4. Избегать негатива. Чувствительные люди заражаются эмоциями других людей. Если вы много общаетесь с негативно настроенными людьми, это может привести к психологическому истощению. Если в вашем коллективе принято друг друга критиковать, обижать, подставлять, перекладывать друг на друга ответственность, пора сменить коллектив на более профессиональный.
  5. Беречь себя. Ваш мозг, как мы уже разобрали, обрабатывает информации в разы больше, чем мозг обычного человека. А следовательно, вам требуется больше времени на восстановление нервной системы. Берегите себя. Не планируйте много ответственных дел на один день. Чередуйте общение с одиночеством. Стройте свое расписание так, чтобы у вас находилось время побыть несколько раз в день без резких раздражителей.

Чрезмерная чувствительность к словам или поступкам может весьма негативно влиять на человека. В некоторых случаях можно впасть в депрессию или даже заболеть. Принимая слишком близко слова к сердцу можно заработать рассеянность, повышение давления, снижение аппетита вплоть до психологического расстройства. Для того чтобы сохранить хорошее самочувствие попытайтесь избавиться от окружения, негативно влияющего на вас или работайте над собой.

Как не принимать близко к сердцу?

Как не принимать близко к сердцу стресс на работе?

Работа, даже если она любимая, иногда приносит не только удовольствие. На стрессовые ситуации люди вокруг реагируют по-разному и не всегда крик в вашу сторону по поводу несвоевременного выполнения задания надо воспринимать, как пренебрежение к своей личности. Для того чтобы создать правильные отношения с коллективом, не стоит вообще воспринимать любые их действия, связанные с рабочим процессом, как желание обидеть. Конечно, это не значит, что надо позволить воду на себе возить.

Относитесь к большинству ситуаций с юмором, он спасает и позволяет не преувеличить значимость негативной ситуации. Не думайте плохо о людях, ведь не зря говорят, что мысли формируют действительность. Если вы будете думать обо всем в негативном ключе, так и получится, так давайте думать положительно и вокруг станет больше приятных и доброжелательных людей.

Научитесь правильно справляться со стрессом. Если вы научитесь не попадать в стрессовые ситуации на работе, не придется принимать их близко к сердцу. Помните, что на работе особенно ценят ваше умение трезво и логично рассуждать в любых ситуациях, поэтому постарайтесь относиться к любой из них как профессионал.

Не огорчайтесь попусту и не огорчайте других. Ведите себя соответственно ситуации и наверняка в вашей жизни количество негатива значительно уменьшится и нечего будет принимать близко к сердцу, разве что радость и приятные моменты.

Ваша самооценка основательно занижена из-за безосновательных заявлений окружающих? Вам трудно общаться из-за того, что в каждом сказанном кем-то слове вы подозреваете оскорбительный выпад против вас? Попробуйте изменить свое отношение к поведению окружающих, и перестать воспринимать их высказывания как личное оскорбление. Как не принимать все близко к сердцу? Об этом мы сегодня и поговорим.

Как научиться не принимать все близко к сердцу

Рассмотрим несколько возможных вариантов:

  1. Никогда не делайте поспешных выводов. Не всегда разговоры окружающих людей, даже если они ведутся вблизи от вас, можно относить на свой счет. Но даже если кто-то мимоходом позволил себе резкое замечание – это вовсе не означает, что вас хотели обидеть. Может, это была не совсем уместная шутка или у кого-то было плохое настроение – примите это за случайность, которая к вам не имеет никакого отношения, и не делайте каких-либо выводов.
  2. Сосредоточьте свое внимание на человеке, вызвавшем вашу негативную реакцию, вместо того чтобы носить в себе чувство обиды, непрерывно думать о происшедшем и переживать по этому поводу. Попробуйте оценить суть этого человека и его действия со своей точки зрения – и вам наверняка удастся найти его слабые стороны. А что если его выпад против вас – элементарное проявление слабости и неуверенности в себе, и его стоит пожалеть, вместо того чтобы мучиться от обиды. Вполне возможно, что он неуважительно относится абсолютно ко всем, и причиной этому является просто его дурной характер. Такие люди встречаются довольно часто.
  3. Представьте себе его слабые стороны. Почему он допускает подобные выходки – может, он почувствовал, насколько вы сильнее (или умнее) его, и решил уязвить вас как можно больнее – ведь в нем заговорила элементарная зависть к вашим достоинствам, внутренним или внешним! От этих мыслей вам обязательно станет легче.
  4. Человек, обидевший вас, явно страдает отсутствием воспитания – он не способен управлять своими эмоциями, как всякий нормальный взрослый человек. Проявите в таком случае терпение и сочувствие – этот человек явно в чем-то обделен и заслуживает сострадания.
  5. Вы не нуждаетесь в чьем-либо одобрении или сочувствии. Вы вполне контролируете свое поведение, находясь в обществе, и точно знаете, ничего предосудительного или смешного не совершили. Почему же вы позволяете себе принимать чье-то раздражение близко к сердцу? Ведь, скорее всего, ваш обидчик просто элементарно пытается перенести на вас недовольство собой, сам того не осознавая.
  6. Отвечайте ему, он должен знать, что вам неприятно его поведение, ведь, похоже, он не страдает особой чувствительностью, и свое агрессивное поведение воспринимает как норму. Начинайте предложения с местоимения «Я». Если ваш визави не реагирует и продолжает вести себя неправильно по отношению к вам, выразите ему свое недовольство, чтобы прекратить разговор и выяснить окончательно причины его неадекватного поведения.
  7. Не принимайте всерьез комплименты. Комплимент, как и негатив, прозвучавший по отношению к вам – это мнение людей, поддержавших или попытавшихся обидеть вас. Вы должны сами оценивать свои действия и помнить, что только вам судить о ваших достоинствах и недостатках. Ни отрицательное, ни положительное мнение окружающих о вас не должно служить поводом для завышенной или заниженной самооценки.
  • Не поддавайтесь влиянию плохого настроения и не переносите его на окружающих – у людей может сложиться о вас неправильное мнение.
  • Ваша откровенная отрицательная реакция на шутки может отпугнуть от вас людей. Не принимайте шутки близко к сердцу, если не хотите, чтобы окружающие вас избегали. Зная о вашей обидчивости и возможности неадекватной реакции с вашей стороны на вполне безобидные шутки, люди могут избегать общения с вами, боясь быть неправильно понятыми.
  • Попытайтесь оценить, насколько объективны критические замечания, прозвучавшие в ваш адрес – возможно, что критика пойдет вам на пользу, способствуя улучшению вашего характера и делая устойчивее к различным житейским обстоятельствам.
  • Ваша искренность в общении с оппонентами поможет избежать дальнейшего усугубления ситуации. Критические замечания и покровительственный тон – не лучший способ разрядить обстановку и снять агрессию в ваш адрес. Доброжелательное отношение к собеседнику часто дает возможность мирно разрешить конфликтную ситуацию и выйти из нее победителем.
  • Оценивайте свои действия, вызвавшие негатив, направленный против вас. Возможно, где-то вы повели себя неправильно, что повело за собой обострение отношений.

В заключение

Основная же идея этой статьи – вызвать понимание того, что плохое отношение к вам со стороны оппонентов вовсе не означает, что вы сделали какую-то ошибку. Однако следует проанализировать свои действия в конкретных обстоятельствах и дать им соответствующую оценку.

Всем спасибо за внимание!

Среди немалого количества людей встречается такая проблема, как восприятие любых ситуаций близко к сердцу. Такие люди часто обижаются по мелочам, абсолютно не воспринимают критику, даже если она оправдана, повышенный тон принимается как грубость, а уж если доходит до оскорблений, то это вызывает настоящую панику и, возможно, слезы. Это угнетающее чувство, принимать все на свой счет, очень мешает нормально жить. Ведь человеку становится трудно построить отношения с людьми и находиться в обществе, которое является далеко не идеальным. Также сложно добиться карьерных успехов, ведь для этого необходимо обладать не только профессиональными качествами, но и иметь сильный характер. Поэтому, как бы сложно не казалось поначалу, необходимо узнать, как избавиться от этой проблемы и перестать принимать все близко к сердцу.

Как не принимать все близко к сердцу в отношениях?

Умение сопереживать является хорошим качеством, которое можно заметить не у каждого. Но стоит задуматься, когда после разговоров в сложных ситуациях выражаются не просто слова сочувствия, а перенимается все на свой счет и человек начинает переживать те же эмоции, что и собеседник, несмотря на то, что проблема не касается его лично. Конечно, это нормально, если речь идет об очень близком человеке. Но если все время принимать близко к сердцу чужие проблемы, то через некоторое время такие переживания могут навредить собственному здоровью, как психологическому, так и физическому.

В таком случае рекомендуется найти для себя интересные занятия, которые будут приносить положительные эмоции и помогут отвлечься от ненужных мыслей. Также следует больше общаться с позитивно настроенными людьми. Кроме того, необходимо перестать смотреть новости и фильмы с негативной окраской. Такие материалы больше рассчитаны для людей, у которых наоборот нужно развивать чувство сопереживания.

Как не принимать все близко к сердцу на работе?

В любой рабочей обстановке могут возникать неприятные ситуации. Следует научиться относиться к этому проще и не воспринимать все близко к сердцу, поскольку постоянные стрессы и могут привести к психическим расстройствам и другим проблемам со здоровьем. Поэтому необходимо выработать в себе стрессоустойчивость, а также после трудового дня забывать о работе и заняться чем-нибудь, что поможет отвлечься и расслабиться. Конечно, поначалу будет сложно это делать. Чтобы стать сильной личностью, порой требуется несколько лет таких тренировок.

С точки зрения психологии, для многих людей вопрос, как не принимать все близко к сердцу, остается актуальным, поэтому некоторые советы специалиста помогут справиться с данной проблемой:

Человек принимает сказанное близко к сердцу, когда не вполне уверен в собственных возможностях. Поведение собеседника не всегда связано с вашей личностью, чаще всего незамысловатые фразы ни имеют к вам отношения. Нужно повысить самооценку и стать независимым, иначе слова и поступки оппонентов будут ранить ещё длительное время.

  1. Сосредоточьтесь на характере собеседника, выявляйте слабые черты. Вместо того чтобы воспринимать негативные действия близко к сердцу и обижаться на постороннего, мысленно жалейте его. Возможно, человека плохо воспитали, вследствие чего он недружелюбно и пренебрежительно относится абсолютно ко всем. Не таите злость и обиду.
  2. Не принимайте поспешных решений. Услышали шёпот неподалёку? Не спешите делать выводы. Не всегда люди обсуждают именно вашу персону, сложно понять суть разговора, если напрямую в нём не участвовать. Когда точно вы уверены, что едкое замечание направлено в ваш адрес, рассматривайте его как неудавшуюся шутку либо дурное настроение собеседников.
  3. Знакомые начали язвить, увидев новую машину? Воспринимайте поведение за зависть. Люди часто шепчутся о тех, кто многого добился. Кошке должно быть безразлично, о чём говорят мыши за её спиной. Добились успехов на работе и выслушиваете резкие замечания от коллег? Улыбнитесь, чёрная зависть их погубит.
  4. Слышали фразу «Дурак не заметит, умный не скажет»? Отталкивайтесь от неё, когда вас стараются обидеть либо унизить. Воспитанный человек не позволит себе прилюдно оскорблять оппонента. Проявите сочувствие, сострадание и понимание к собеседнику. Он не в состоянии справиться с собственной неполноценностью, поэтому хочет задеть вас. Становитесь мудрее.
  5. Приобретите маленький блокнот или создайте черновик на смартфоне, чтобы ежедневно записывать свои сильные стороны. Ведите записи по мере того, как открываете новые личностные качества. Часто человек идёт за советом к знакомым, если не уверен в собственных возможностях. Когда вы найдёте сильные стороны характера, то перестанете отталкиваться от суждений и мнения людей. Пополняйте блокнот новыми качествами ежедневно. Если вновь засомневаетесь в себе, открывайте и читайте.
  6. Наверняка вы сталкивались с недовольством определённого человека, а винили в этом себя. Если собеседник выказывает неуважение, виня вас в смертных грехах, не поддавайтесь. Зачастую люди так поступают, когда пытаются перекинуть неудачи на кого-то другого. Учитесь спокойно воспринимать постоянные возгласы друзей/родителей/коллег, выявляйте истинные мотивы поведения. Имейте самоуважение.
  7. Если вы ищите одобрения окружающих, прекратите. Ежедневно напоминайте, что вам не нужна похвала малознакомых людей. Когда человеку важно чужое мнение, он остро реагирует на незначительные действия, воспринимая их на свой счёт.
  8. Обретите уверенность, чтобы отрицательные высказывания или предубеждения не влияли на ваши решения. Вскоре вы перестанете реагировать на грубое поведение оппонентов и колкие комментарии коллег, поскольку уже состоитесь как личность. Абстрагируйтесь от негатива посторонних лиц, сосредоточьтесь на саморазвитии. Гордитесь тем, что вы делаете, самостоятельно вознаграждайте себя за меленькие подвиги и большие достижения.
  9. Когда вам делают комплимент малознакомые люди, произнесите «Спасибо» и забудьте его. Помимо того что не стоит воспринимать отрицательное мнение, также не нужно сосредотачиваться на одобрении. Научитесь реально оценивать собственные возможности, изредка прислушивайтесь к близким друзьям. Ни одно высказывание не должно влиять на вашу самооценку.
  10. Держите самооборону и отвечайте обидчику. Не бойтесь показаться грубым и не позволяйте себя унижать. Неважно, дурное настроение у собеседника или он просто хам, выказывайте недовольство его поведением. Старайтесь разговаривать спокойно, но уверенно, донесите до слушателя собственную позицию. Настаивайте на том, что подобное обращение вы терпеть не станете.

  1. Сохраняйте позитивный настрой в любой ситуации, не проявляйте слабость. Будьте доброжелательным, но не слишком приторным. Подобное поведение отталкивает.
  2. Не уподобляйтесь тем, кто срывается на окружающих, когда находится в плохом расположении духа. Подобным образом оппоненты могут составить неправильное мнение и перестанут общаться тет-а-тет, обсуждая вас за спиной.
  3. Учитесь реагировать на шутки адекватно, отшутитесь в ответ. Собеседник должен понять, что вас нелегко задеть.
  4. Выявляйте личностный тип оппонента. Многим известны так называемые энергетические вампиры, которые и дня не могут прожить, не поругавшись. Меньше общайтесь с подобными людьми, не позволяйте им высасывать энергию. Они останутся довольными на весь день, а вы будете чувствовать себя выжатым лимоном.
  5. Старайтесь воспринимать критику разумно, не относитесь к ней слишком негативно. Конечно, если замечания объективны. В противном случае, отстранитесь.
  6. Не становитесь высокомерным человеком, реально оценивайте собственные действия. В случаях, когда поступили неправильно, тактично извинитесь либо переведите разговор на другую тему. Следите за выражениями, если вас вынуждают высказаться грубо, делайте это спокойным тоном.
  7. Не ведите себя открыто с малознакомыми людьми, но и не замыкайтесь. Не отвечайте на агрессию, в ответ улыбнитесь и мысленно пошлите собеседника подальше.

Переживаете по любому поводу? Прекращайте. Заведите блокнот, записывайте личностные и карьерные достижения, ежедневно открывайте в характере сильные черты. Не слушайте шёпот, воспринимайте только объективную критику. Повышайте самооценку и не делайте поспешных выводов. Учитесь стоять на своём и тактично выказывать недовольство поведением собеседника. Не берите вину за поступки и несостоятельность оппонентов, уважайте себя.