Основные этапы и особенности становления древнерусской государственности. Формирование древнерусской государственности

1. Формирование древнерусской государственности (Киевская Русь).

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование рус­ского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, на­звания которых свидетельствуют о привязке к определенной местнос­ти: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), кривич и - полочане (р. Западная Двина, Полот a), дреговичи (от «дрегва» бо­лото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмос­ковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII–IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интен­сивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет под­сечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее суще­ствование у восточных славян городов. Летописи не приводят вре­мени их появления. Древнейшие города – Новгород, Полоцк, Рос­тов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торго­вых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.

В начале IX в. идет постепенный процесс складывания госу­дарственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев.

Второе государство складывается на Севере – Северное княжество с центром в Ладоге, затем – Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набе­гов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.

В соответствии с «Повестью временных лет» - представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества.

Древнерусская народность складывалась на основе широ­кого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяй­ственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового, следовательно, и трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов. Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Ре­лигиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято на­зывать язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного ос­воения мира. Языческие религии представляют собой политеизм – многобожие.

Следующий этап в развитии русского этноса и государства в отече­ственной историографии принято называть Киевской Русью, фор­мирование которой началось с конца IX– начала Х в.

Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. В 882 г . дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом. Князь Олег (882–912) хитростью выманил Аскольда и Дира из города, убил их, а затем объединил Новгородское и Киевское княжества, сделав Киев столицей нового государства. Объединение Южной и Северной Руси в конце IX в. – отправная точка образования Киевской Руси как нового этапа древнерусского государства. Деятельность киевских князей будет направлена на расширение территории Киевского княжества. Олег покорил древлян и обложил данью северян и радимичей. Князю Игорю (912–945) придется вновь присоединять древлян и усмирять угличей. Жена Игоря Ольга (945–964) силой оружия, а также дипломатией существенно укрепила древнерусскую государственность. Их сын Святослав (964–972) присоединил вятичей и завоевывал Дунайскую Болгарию.

Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980–1015) объединением восточных славян и принятием христианства.

Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом при­нятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г . Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с Византией. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

И еще один момент сыграл значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Важную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В них готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества, оно постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.

Перейти на... Новостной форум Обсуждение проблем подготовки Вопросы к сдаче Модуля I Литература 1. Место дисциплины в системе социально-гуманитарных знаний. Социальные функции исторической науки. 2. Проблема периодизации человеческой истории. Периодизация истории Беларуси 3. Сотрудничество академической и вузовской исторической науки. Гродненская историческая школа. Литература 1. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Расселение индоевропейцев 2. Славянизация балтов 3. Консолидация белорусского этнаса 4. Происхождение термина "Белая Русь" Происхождение термина Белая Русь Литература 1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов 2. Экономические основания формирования белорусской нации 3. Оформление белорусской национальной идеи Трещенок Я.И. Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм Формирование белорусской нации (презентация лекции) Литература 1. Советский период развития белорусской нации 2. Национально-государственное строительство в БССР (1921-1927 гг.) 3. Национально-освободительное двиение в Западной Беларуси 4. Развитие белорусского народа в усовиях посвлевоенного времени. Укрепление государственного суверенитета Республики Беларуси Первая мировая война (баталии) Версальско-Вашингтонская система (ребус) Версальско-Вашингтонская система (росстановка сил, положения) Литература 2. Феодальная раздроленность - закономерный исторический процесс развития Европы 3. Первые раннефеодалные государства на территории Беларуси Ефросиния Полоцкая Первые раннефеодальные государства на территории Беларуси Киевская Русь Литература 1. Причины и концепции образования ВКЛ 2. Процесс образования Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского 3. Политическая и правовая система ВКЛ 4. Люблинская уния. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой Вяликия князи ВКЛ Образование ВКЛ Причины и концепции образования ВКЛ Политическая и правовая система ВКЛ Литература 1. Политика Российской империи на белорусских землях в к. XVIII - пер. пол. XIX вв. 2. Общественно-политическое движение в Беларуси в пер. пол. XIX в. 3. Восстание 1863 г. в Беларуси и его социально-политические итоги 4. Общественно-политическое движение в Беларуси в 70-90 гг. XIX в. 5. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. и её последствия 6. Беларусь в период Февральской революции (белорусское национальное движение накануне октябрьских событий 1917 г.)) Жизнь и деятельность К.С. Калиновского Владимир Ильич Ульянов (Ленин) Государственный Совет Российской империи Литература 1. Октябрьская революция. Установление советской власти в Беларуси 2. Установление тоталитаризма в БССР. Массовые репрессии 3. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси 4. Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие 5. Общественно-политическая и социальная жизнь в БССР во вт. пол. 50-х - пер. пол. 80-х гг. 6. Политические реформы и государственное строительство в Республике Беларусь Октябрьская революция 1917 г. Михаил Сергеевич Горбачев Литература 1. Хозяственная деятельность человека на территории Беларуси в первобытную эпоху (100-40 тыс. лет до н.э. - V в. н.э.) 2. Становление раннефеодальной экономики на территории Беларуси (VI - VIII вв.) 3. Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - пер. пол. XVI вв. 4. Социально-экономическое положение Беларуси в составе Речи Посполитой Древние общества на территории Беларуси Литература 1. Введение христианства. Культура на белорусских землях в IX - XIII вв. 2. Культура Беларуси в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) 3. Реформация и контреформация в ВКЛ. Брестская церковная уния 4. Развитие белорусской культуры в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.) Замковое строительство в Речи Посполитой Белорусская деревянная резьба (видео) Белорусский портрет (видео) Иконопись XVIII в. (видео) Кальвинский сбор (видео) Слуцкие пояса (видео) Сынковичская церковь (видео) Лидский замок (видео) Крест Ефросинии Полоцкой (видео) Мирский замок (видео) Новогрудский замок (видео) Дворцовый комплекс г.п. Ружаны (видео) Замки ВКЛ Искусство Беларуси в 15-16 вв. Архитектура Беларуси 14-16 вв. Франциск Скорина Гродно: город королевских замков Жан Эммануил Жилибер Николай Радзивил Черный Василий Тяпинский Николай Гусовский Сымон Будный Франциск Скорина Культура Беларуси в 16 - перв.пол. 17 вв. Брестская церковная уния Литература 1. Социально-экономическое значение присоединения белорусских земель к Российской империи 2. Особенности социально-экономического развития Беларуси в перв. пол. XIX в. 3. Реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи и особенности их проведения на белорусских землях 4. Социально-экономические преобразования в Беларуси в нач. ХХ в. Марк Шагал Франтишек Богушевич Жировичи (видео) Костел Вознесения Девы Марии г. Будслав (видео) Церковь Рождества Богородицы (видео) Петропавловская церковь г.Минск (видео) Литература 1. Сущность и содержание НЭПа в БССР 2. Культура БССР в 20-е гг. XX в. 3. Индустриализация в БССР 4. Коллективизация сельского хозяйства в БССР 5. Социально-экономическое положение в Западной Беларуси 6. Социально-экономическое и культурное развитие БССР в 1946 - 1985 гг. Троицкий костел г.п.Глубокое (видео) Костел Вознесения Девы Марии (видео) Костел обретения св. Креста г.Гродно (видео) Костел св.Андрея г.Слоним Костел Сердца Иисуса г.п.Глубокое (видео) Чернобыльская катастрофа Литература 1. Развитие социально-экономической сферы в сер. 80-х - 90-х гг. ХХ в. 2. Особенности белорусской модели социально-экономического развития 3. Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа Автовокзал "Восточный" - г.Минск (видео) Здание Национальной библиотеки Благовещенская церковь г.Витебск (видео) Коложская церковь г.Гродно (видео) Комаровский рынок (видео) Костел св.Франциска Ксаверия г.Гродно (видео) Площадь Победы (видео) Проспект Независимости г.Минск (видео) Дом Правительства г. Минск (видео) Библиотека им. Ленина г.Минск (видео) Драматический театр г.Гродно (видео) Железнодорожный вокзал г.Минск (видео) Железнодорожный вокзал г.Минск (видео) Кафедральный собор г.Минск (видео) Беловежская пуща Литература 1. Белорусские земли в составе ВКЛ в XIV - перв. пол. XV вв. 2. Политическое положение Беларуси в перв. пол. XVI в. 3. Войны на территории Беларуси в перв. пол. ХVII в. 4. Политический кризис Речи Посполитой в XVIII и ее разделы 5. Война 1812 г. на территории Беларуси 6. Беларусь в годы Первой мировой войны. Советско-польская война 1919-1920 гг. Беларусь в годы Первой мировой войны Напалеон! Буонапарт Советско-польская война 1918-1921 гг. Разделы Речи Посполитой Война 1812 г. Литература 1. Начало Второй мировой войны. Воссоединение западной Беларуси с БССР 2. Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны 3. Оккупационный режим на территории Беларуси 4. Антифашистская борьба белорусского народа 5. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 6. Решающий вклад советского народа в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии Минай Шмырев Николай Францевич Гастелло Адольф Гитлер Ужасы концлагерей Рокоссовский Константин Константинович Василий Корж План \Брабаросса\ Александр Михайлович Василевский Великая Отечственная война Хатынь Литература 1. Участие БССР в основании и деятельности ООН 2. Причины и истоки "холодной войны". Вклад БССР в безопасность народов 3. Распад СССР и образование Содружества Независимых государств. Процесс создания Союза Беларуси и России 4. Республика Беларусь в международном сообществе Организация Объединенных Наций:история создания, современное положение Железный занавес сталин Уинстон Черчиль Леонид Ильич Брежнев Хрущёв Рузвельт Кравчук Станислав Шушкевич НАТО Содружество Независимых Государств План Маршалла Киевская Русь в 9 в. Восточная Европа в 11 в. Древнерусские княжества в 12-13 вв. Древнерусские княжества в середине 15 в. ВКЛ в 13-15 вв. Рост ВКЛ в 13-15 вв. ВКЛ в 14-15 вв. Вхождение/присоединение земель в/к ВКЛ (до 1462 г.) Речь Посполитая в 17 в. Речь посполитая в 1773-1785 гг. Карта Республики Беларусь Карта Гродненской области Карта Брестской области Карта Могилевской области Карта Гомельской области Карта Витебской области Ганчар, А.И. Римско-католический костел в Беларуси (1864-1905 гг.). - Гродно, 2008 Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период Часть 1-1 Часть1-2 Часть1-3 Вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу ГБ (каф. грам. навук) Великая Отечественная война советского народа (курс лекций) Экономическая история: краткий словарь экономических терминов (каф. общ. наук) Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч.2. ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ Положение о мудульной системе обучения в ГГАУ, 2009 г. Тематический план по дисциплине "История Беларуси" Литература по дисциплине “История Беларуси” Формы “отработки” практических занятий

4Предпосылки и основные этапы формирования древнерусского государства.

Существовало 3 группы предпосылок:

    Экономические – появление излишка и возможностью кормить князя, наличие торгового пути,желание этот путь контролировать.

    Социальные – связано с экономическими имущественная и социальная дифференциация, разрушение обычая родовой солидарности это приводило к необходимости появления князя. Первоначально вождь выбирался во время военных походов, в последствии этот вождь становился фигурой постоянной, у него была дружина не больше 4-5 десятков человек. Разрушение родовой общины приводило к тому что, В этих условиях между семьями, имеющими неравные возможно­сти в производственной деятельности (это зависело от количества взрослых мужчин в семье, состояния здоровья и т. п.), развивается неравенство: выделяются более зажи­точные (мужи) и зависимые (сироты, холопы). Таким образом, складываются различные интересы отдель­ных социальных слоев восточного славянства, регулировать ко­торые прежними способами стало невозможно.

    Внешнеполитические – отношения между славянскими племенами и другими народами. Варягами и печенегами на юге. Для борьбы с кочевниками славяне объединялись в союзы племен, цент­рами таких объединений становились города-поселки, где базировались военные вожди (князья) и их дружины (войс­ко).

Этапы: Процесс возникновения государства длителен и сложен. В IX в. варварские восточнославянские племена идут по пути от «военной демократии» к государственному устройству.

    На первом этапе происходит складывание 2 центров госу­дарства восточных славян:

на основе Полянского союза с центром в Киеве («Юг»);

северные славянские племена объединялись вокруг Нового-рода («Север»).

    Следующий этап связан с событиями 862 г. В «Повести вре­менных лет» рассказывается, как поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода (славянского и финно-угор­ского происхождения) пригласили варяжского князя (конунга) Рюрика. Варяги - варварские племена, проживавшие в Сканди­навии (их называют также норманнами). Рюрик с дружиной стал княжить в Новгороде.

    Третий этап возникновения Киевской Руси принято связы­вать с походом князя Олега 882 г. Родственник Рюрика - князь Олег для контроля над путем «из варяг в греки» совершил с дру­жиной захват Киева, объявил его столицей, принял титул «вели­кий князь». Так произошло объединение восточнославянских земель Севера и Юга.

    Княжение Ольги и установление уроков и погостов.

    Крещение Руси

    Создание в 1019 г. правды Ярослава

    1054 г. завещание Ярослава Муарового, его формулировка о наследовании власти.

Так же в историографии нет единого мнения о предпосылках и этапах формирования государства.

В христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им истинной веры - хри­сти­ан­ства православного толка. Тысячелетняя история Русской православной церкви (988) - это одновременно начало и история русского, Российского госу­дарства. Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.

Христианская теория связывает возникновение Киева с про­ро­чест­вом апостола Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные хол­мы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.

Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского – Московского - Российского.

Всемирно-историческая теория. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская теория”, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами 2 . Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер.

Против этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между “нор­ман­нистами” и “антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое внимание Ло­мо­носов уделил происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”.

Полемика между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозна­чилась по ряду вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинав­ского или иного происхождения?

Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории выступили датский историк, профессор Ко­пен­гагенского университета В. Томсен и русский историк, академик А. Ку­ник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891 г.) были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать доказанным.

Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного проис­хож­дения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.

После 1917 года в зарубежной литературе, как и в российской до­ре­во­лю­ционной, продолжало преобладать либеральное направление всемирно-исторической теории образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала идея фран­цуз­ских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др. об общест­вен­ном договоре как основе образования государства.

В то же время у части зарубежных историков норманнская теория под­верг­лась политизации. Неприятие западным обществом советского госу­дар­ст­ва переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает анти­славянскую направленность, доказывающую неспособность народов Вос­точ­ной Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру. “Расцве­тает” расистская теория неполноценности народов.

Материалистическое направление становится официаль­ным в советский период. В соответствии с историко-материалистической заданностью опре­де­ле­ние государства наполняется следующей трактовкой: “государство никаким образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития” (Ф. Энгельс).

Выстраивается следующая схема: пле­мен­ные княжения (союзы племен), формирование Северного и Южного образований, Русское госу­дарство (Киевская Русь). Схема постоянно уточняется и детализируется. Так, государство возникает на восточно­-сла­вян­ской основе, но со значи­тельным участием чудских племен и сканди­нав­ских наемных дружин. Норманны явились сюда после того, как социально-экономические, политиче­ские и духовные предпосылки создания государства в Вос­точ­ной Европе уже сложились. В этой трактовке роль варягов-норманнов в обра­зо­ва­нии государства становится несущественной.

Советские историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность - процесс не од­но­моментный, а итог длительного эволюционного 3 развития, ра­зошлись в определении места первоначального возникновения государства. Одни исследователи считали, что процесс становления Русского государства сначала развернулся на Юге, и лишь позднее - на Северо-Западе 4 , другие - на первое место среди этапов формирования государственности ставят образование северного суперсоюза и только после этого - “грандиозного суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все истори­ки признают, что процесс объединения завершился походом северной части русских на Юг, победой северян и под­чи­не­нием Южной Руси. Столицей объединенного государства стал Киев.

Марксистская теория происхождения государства сняла остроту обсуждения термина “русь”. Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера, стали связывать с проблемой эт­но­нимии. Утвердилось мнение, что используемые применительно к самым различным, чаще неродственным, народам этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный характер. Жители государства Киевская Русь по названию государства назывались русскими.

В локально-исторической литературе Восточная Европа и Северная Азия рассмат­риваются как единое пространство (“месторазвитие”), заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами. Так на протяжении тысячелетий на едином “место­развитии” сменилось много государств: Скифское, Готское, Хазар­ское, Киевское, Золотоордынское и другие. Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во главе его.

1. Образование протогосударства в 6-8 вв.

Начальный период образования государства у восточных славян отражён в письменных источниках недостаточно. Мы знаем, что во главе славянских племенных союзов стояли князья, военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях. В 6-7 в. уже появились восточнославянские дружины, делившиеся на старшую и младшую. Основным органом власти в племени являлось вече , куда допускались все сводные мужчины, но мнение князей, подкрепленное силой дружин, оказывалось более веским.

2. Раннее государство Киевская Русь 9 в.

В 862 г . на севере утвердилась варяжская династия. Это было связано с необходимостью прекратить междоусобные войны славянских племен. Рассказ о призвании на Русь варягов Рюрика, Синеуса и Трувора содержится в «Повести временных лет».

Существует легенда об основателях Киева братьях-полянах Кие, Хориве и Щеке, после смерти которых правили в Киеве их потомки. Около 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир (по летописи – дружинники Рюрика), которые победили древлян и стали править в Киеве.

Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя восточнославянские земли. Исход борьбы во многом зависел от случая.

Условной датой возникновения древнерусского государства можно считать 882 год – год объединения Киева и Новгорода под властью князя Олега .

Олег был главой древнерусского государства, но он не был самодержавным правителем. По важным поводам собиралось вече. Князь был ограничен и советом с дружиной.

В 9-10 вв. восточные славяне еще не имели записанных законов. Князья и старейшины вершили суд, опираясь на традиции, которые составляли так называемое обычное право . Обычное право (упоминающееся в «Повести временных лет» как Закон Русский) действовало и в первые века существования Древнерусского государства.

Легенда о призвании варягов положила начало так называемой норманнской теории . Ее впервые сформулировали Миллер и Байер, которые предположили, что древнерусское государство было создано норманнами-варягами. Этим ученым возражал Ломоносов, который считал, что Рюрик был выходцем из древних славян-пруссов, то есть древнерусское государство было создано славянами.

3. Расцвет Киевской Руси в 10-12 вв.

При Владимире Святославовиче (980-1015) земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Центральная власть упрочилась.

Важным шагом было принятие христианства в 988 г. Это укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, ее международный авторитет, способствовало развитию культуры.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла высочайшего могущества. Были расширены границы государства за счет северных, северо-западных и северо-восточных земель, укреплены южные границы. Русь благодаря удачно заключенным бракам самого князя и его детей упрочила международные связи. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.

Ярослав, как и его предшественники, не был самодержцем: его власть ограничивалась советами и элементами сохранившимися народного собрания – вече.

Еще один важный фактор – начался процесс кодификации, т.е. записи русского права . Первым документом был «Устав Ярослава Владимировича », который он дал новгородцам.

При правлении сыновей Ярослава продолжился процесс кодификации законов. Была составлена «Правда Ярославичей », которая позже была дополнена законами других князей. Все эти документы составили древнерусский свод законов «Русскую Правду ».

После смерти Ярослава Мудрого начался процесс дробления русских земель: сыновьям были выделены уделы. Покойный князь утвердил порядок правления, однако он почти сразу нарушился и княжеские междоусобицы стали обычным явлением.

Процесс дробления приостановился при Владимире Мономахе , которому удалось удержать под своей властью территорию Руси, укрепить ее международный авторитет. Созданный во время его правления «Устав Владимира Мономаха » стал еще одной частью «Русской Правды».

Сыну Мономаха Мстиславу удавалось еще некоторое время удерживать единство государства. После его смерти (1132) Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Начался период раздробленности русских земель.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII - середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Повесть временных лет говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла т.н. «борьба престижей»). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет.

Да поидете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику , с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Эти летописные данные легли в основу т.н. «норманнской теории », разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - «Русь». Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. «Русь» же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).


Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства.

Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег , объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты», ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытается он укрепить и языческую веру, а, следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства:

Династическая (родовая) княжеская власть;

Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

Система данничества;

Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Таким образом, Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:

Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.

Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.

2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).

Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.

Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.

Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.