Особенности поэзии фета основные темы. Идейно-художественное своеобразие лирики А.А

Считал, что главная цель твор-чества - воспевать красот)’ этого мира, природы, любви. Трепет, восторг, умиление, пронзительная нежность звучат в его стихотворении «Еще весны душистой нега…» Проникновенный лиризм этого произведения покорил меня. Как удается поэту выразить свои эмоции? Обратимся к стихотворению. Перед нами монолог лирического , романтического, мечтательного человека, который влюблен в природу, наверное, родного края. С волнением ожидает он весну, грезит о ней, словно о чуде:

Еще весны душистой пега К нам не успела низойти…

Весна ассоциируется с чем-то изящным, тонким, хрупким, легким. Именно это, я думаю, раскрывает нам метафора в первых строчках.

Богатство чувственному образу весны придает аромат. Автору это удается показать с помощью эпитета «душистой». Фет прав. Весна, пожалуй, самое ароматное время года, потому что она пробуждает все наше существо. Мы открываемся навстречу ей целиком, до потаенных уголков души, воспринимая остро, как в первый раз, и краски, и чувства, и запахи. Глагол «низойти» с высокой стилистической окраской добавляет образу возвышенность, облагораживает весну, отличая ее от не менее величественной, но более простой зимы:

Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Здесь величие образам придает инверсия, как и в начале стихотворения, а так

Же перемещение ударения в «полны». Однако появление гремящей телеги в

Финале первой строфы, я считаю, характеризует зиму как не совсем поэтичное

Время года. О весне так не скажешь. Это подчеркивает вторая строфа произведения, где, на мой взгляд, наиболее ярко раскрывается импрессионизм Фета. Поэт

Стремится показать приход весны во всем многообразии переменчивых форм.

Образы, ощущения, настроения тут еле уловимы, в этом их прелесть:

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет…

Сколько динамики в этих «едва» и «чуть»! словно говорит нам, что весна приближается очень плавно, медленно, несмело, почти незаметно. Но она движется и непременно дает о себе знать тем, кто ждет ее, шаг за шагом, миг за мигом. Пока певец весны и любви, «соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но впечатлительное сознание героя-романтика уже рисует этот . Наверное, так воплощается мечта о мае, цветущих растениях, светлых вечерах, наполненных смятением и дерзостью любящего сердца. Желания героя непременно сбудутся, потому что даже отрицания в этом стихотворении («не успела», «не смеет»), я думаю, наоборот, утверждают весну, законность ее благодатного прихода, который вот-вот наступит, осталось совсем немного. Финальная строфа произведения открывается глубокой философской мыслью, которая заключена в метафоре:

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях?

Просыпается от зимнего сна природа, и возвращаются птицы. Они - радостные вестники весны, приносящие ее на своих крыльях. Курлыканье журавлей также оживляет все вокруг, поэтому их с полным правом можно назвать символами возрожденья природы. ,

И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.

В последних строчках произведения перед нами неожиданно предстает лирический персонаж - «степная красавица». Я думаю, этот образ не случаен. Он - отражение весны. Интересно, что у «красавицы» румянец «сизый», а не розовый или красный. Почему? Наверное, это опять черта импрессионистического стиля. Фет изобразил, зафиксировал как бы не сам цвет щек, а свое впечатление, мгновенное, изменчивое, которое эта деталь произвела на него. «Сизым» румянец мог стать, например, под воздействием ярких солнечных лучей.

Так постепенно перед нами возникает полная картина. Основная мысль сти-хотворения - предчувствие весны. Лирический герой будто растворяется в природе, очарованный предстоящим обновлением мира, которое одновременно уже свершается на его глазах. Эта одновременность происходящего, противоречивость, постоянное движение, развитие создают необыкновенное, особое чувственное пространство, раскрывающее человеческую душу.

23 ноября 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Лишение дворянского титула

Позже, когда было совершено венчание по православному обряду, Афанасий Афанасьевич уже проживал под фамилией матери - Фет, считаясь ее внебрачным ребенком. Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права. Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.

Обучение

Будущий поэт в 1838 году поступил в пансион профессора Погодина в Москве, а в августе этого же года был зачислен на словесное отделение в Московский университет. В семье своего однокурсника и друга он прожил студенческие годы. Дружба молодых людей способствовала формированию у них общих идеалов и взглядов на искусство.

Первые пробы пера

Афанасий Афанасьевич начинает сочинять стихи, и в 1840 году в свет выходит изданный за собственный счет поэтический сборник под названием "Лирический Пантеон". В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, и С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале "Отечественные записки". Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет "всех даровитее", а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Необходимость военной карьеры

Фет стремился к литературной деятельности всей душой, однако неустойчивость материального и социального положения вынуждают поэта изменить свою судьбу. Афанасий Афанасьевич в 1845 году поступает унтер-офицером в один из полков, находящихся в Херсонской губернии, для того, чтобы иметь возможность получить потомственное дворянство (право на которое давал старший офицерский чин). Оторванный от литературной среды и столичной жизни он почти прекращает печататься, еще и потому, что вследствие падения спроса на поэзию журналы не проявляют интереса к его стихам.

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная - Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности. После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму. В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение "Когда читала ты мучительные строчки...", 1887 год).

Поступление в Лейб-гвардии Уланский полк

В 1853 году происходит крутой поворот в судьбе поэта: ему удалось поступить в гвардию, в расквартированный возле Петербурга Лейб-гвардии Уланский полк. Теперь Афанасий Афанасьевич получает возможность посещать столицу, возобновляет свою литературную деятельность, начинает регулярно печатать стихи в "Современнике", "Русском вестнике", "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Он сближается с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Василием Боткиным, Александром Дружининым - редакторами "Современника". Имя Фета, к тому времени уже полузабытое, снова появляется в обзорах, статьях, хронике журнала, а с 1854 года печатаются и его стихи. Иван Сергеевич Тургенев стал наставником поэта и даже подготовил новое издание его произведений в 1856 году.

Судьба поэта в 1856-1877 годах

На службе Фету не везло: каждый раз ужесточались правила получения потомственного дворянства. В 1856 году он оставил военную карьеру, так и не добившись своей главной цели. В Париже в 1857 году Афанасий Афанасьевич женился на дочери богатого купца, Марии Петровне Боткиной, и обзавелся поместьем в Мценском уезде. В то время он почти не писал стихов. Являясь сторонником консервативных взглядов, Фет резко отрицательно воспринял отмену в России крепостного права и, начиная с 1862 года, стал регулярно публиковать очерки в "Русском вестнике", обличавшие с позиции помещика-землевладельца пореформенные порядки. В 1867-1877 годах он исполнял должность мирового судьи. В 1873 году наконец-то Афанасий Афанасьевич получает потомственное дворянство.

Судьба Фета в 1880-е годы

В литературу поэт возвращается лишь в 1880-х годах, переехав в Москву и разбогатев. В 1881 году была осуществлена его давняя мечта - вышел созданный им перевод его любимого философа, "Мир как воля и представление". В 1883 году публикуется перевод всех сочинений поэта Горация, начатый Фетом еще в студенческие годы. К периоду с 1883 по 1991 годы относится выход в свет четырех выпусков поэтического сборника "Вечерние огни".

Лирика Фета: общая характеристика

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета - любовная и пейзажная.

В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники - апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии. Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно. Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.

Философские мотивы

Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1940-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960-е - так называемой теории чистого искусства.

Преобладающее настроение в его произведениях - упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как "крылатый сон", "крылатая песня", "крылатый час", "крылатый слова звук", "окрыленный восторгом" и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение "тающей". Характерные для Фета эпитеты - "мертвые грезы", "благовонные речи", "серебряные сны", "травы в рыдании", "вдовевшая лазурь" и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение "Певице" - яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, "даль звенит", и "кротко светит" улыбка любви, "голос горит" и замирает вдали, словно "заря за морем", чтобы снова выплеснуться жемчуга "громким приливом". Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Природа в творчестве поэта

Пейзажная лирика Фета - источник божественной красоты в вечном обновлении и разнообразии. Многие критики упоминали, что природа описана этим автором будто из окна помещичьей усадьбы или из перспективы парка, как будто специально для того, чтобы вызвать восхищение. Пейзажная лирика Фета является универсальным выражением красоты не тронутого человеком мира.

Природа для Афанасия Афанасьевича - часть собственного "Я", фон для его переживаний и чувств, источник вдохновения. Лирика Фета как будто стирает грань между внешним и внутренним миром. Поэтому человеческие свойства в его стихах могут быть приписаны мраку, воздуху, даже цвету.

Очень часто природа в лирике Фета - это ночной пейзаж, так как именно ночью, когда дневная суета успокаивается, легче всего наслаждаться всеобъемлющей, нерушимой красотой. В этом времени суток у поэта нет проблесков хаоса, завораживавшего и пугавшего Тютчева. Царит скрытая днем величественная гармония. Не ветер и тьма, а звезды и луна выходят на первое место. По звездам читает Фет "огненную книгу" вечности (стихотворение "Среди звезд").

Темы лирики Фета не ограничиваются описанием природы. Особый раздел его творчества составляет поэзия, посвященная любви.

Любовная лирика Фета

Любовь для поэта - это целое море чувств: и робкое томление, и наслаждение душевной близостью, и апофеоз страсти, и счастье двух душ. Поэтическая память этого автора не ведала границ, что позволяло ему писать посвященные первой любви стихотворения даже на склоне своих лет так, словно он еще находился под впечатлением от столь желанного недавнего свидания.

Чаще всего поэт описывал зарождение чувства, самые просветленные, романтические и трепетные его моменты: первые соприкосновения рук, долгие взгляды, первую вечернюю прогулку в саду, рождающее духовную близость созерцание красоты природы. Лирический герой говорит, что не меньше, чем самим счастьем, дорожит ступенями к нему.

Пейзажная и любовная лирика Фета составляют нераздельное единство. Обостренное восприятие природы часто вызвано любовными переживаниями. Яркий пример этого - миниатюра "Шепот, робкое дыханье..." (1850 год). То, что в стихотворении отсутствуют глаголы, - не только оригинальный прием, но и целая философия. Действия нет потому, что описывается на самом деле лишь один миг или целый ряд мгновений, неподвижных и самодостаточных. Образ возлюбленной, описанный путем детализации, как бы растворяется в общей гамме чувств поэта. Здесь нет цельного портрета героини - его должно дополнить и воссоздать воображение читателя.

Любовь в лирике Фета часто дополняется другими мотивами. Так, в стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад..." в едином порыве соединяются три чувства: восхищение музыкой, упоительной ночью и вдохновенным пением, перерастающее в любовь к певице. Вся душа поэта растворяется в музыке и вместе с тем в душе поющей героини, являющейся живым воплощением этого чувства.

Это стихотворение трудно причислить однозначно к любовной лирике или стихам об искусстве. Вернее было бы определить его как гимн красоте, сочетающий живость переживания, его прелесть с глубоким философским подтекстом. Подобное мировоззрение называется эстетизмом.

Афанасий Афанасьевич, уносясь на крыльях вдохновения за пределы земного бытия, чувствует себя повелителем, равным богам, силой своего поэтического гения преодолевающим ограниченность возможностей человека.

Заключение

Вся жизнь и творчество этого поэта - поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь ("Стихи о смерти"). К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с "целым мирозданием". Звучат в стихах и античные мотивы (например, "Диана"), и христианские ("Ave Maria", "Мадонна").

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.

А.А. Фет - один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и краю ржаное поле и густой таинственный лес - обо все этом он пишет в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, она как будто замерла. И в то же время она удивительно богата звуками и красками и живет своей жизнью:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Изображение природы у Фета наполнено зачаровывающей романтикой:

Что за звук в полумраке вечернем?

Бог весть –

То кулик простонал или сыч,

Расставанье в нем есть и страданье в нем есть,

И далекий неведомый клич.

Точно грезы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты…

Природа у Фета живет своей собственной таинственной жизнью, а человек может к ней быть причастен только на вершине своего духовного развития:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Со временем в стихах Фета находим все больше параллелей жизни, природы и человека, Ощущение гармонии наполняет строки поэта.

Красота и естественность поэзии Фета совершенны, его стихи выразительны и музыкальны. «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант». - говорил о нем П.И. Чайковский.

Поэт передает в своих стихах «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой. Его стихи проникнуты радостным настроением, счастьем любви Даже самые малейшие движения человеческой души не ускользают от внимательного взгляда поэта - он необычайно тонко передает все оттенки переживаний человека:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца

Ряд волшебных изменений

Милого лица

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы

И заря, заря!..

Лирика этого интереснейшего поэта вечна благодаря отражению в ней чувств и переживаний, которые испытывает человек, не лишенный чувства прекрасного Стихотворения Фета трогают самые сокровенные струны души, предают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Эпилог преступления и наказания. Его связь с общей проблематикой романа

Раскольников и свидригайлов.. раскольников и соня мармеладова.. раскольников и лужин раскольников и поРФирий петрович..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Раскольников и Свидригайлов
Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Раскольник

Раскольников и Соня Мармеладова
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеа

Раскольников и Лужин
Родион Раскольников,главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия сред

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия - важная отличительная черта Тургенева-писателя. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала, принимавше

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия

Отец и сын Кирсановы
“Отцы и дети” - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни. Принято считать, что название романа содержи

Евгений Базаров перед лицом любви и смерти
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисход

Что утверждает и что отрицает Евгений Базаров
В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Итак, в романе Тургенева “Отцы и

Роман отцы и дети и его время
«Отцы и дети» Тургенева – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Действие романа происходит в 1859 году Роман "Отцы и дети» созд

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская
Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному. Обломов родился в Обломовке - “благословенном” уголке зем

Стихи Ф.И Тютчева о любви
В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта с

Особенности стихов Тютчева
Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художест

Лирика А.А Фета
В основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе. Наиболее близки мне ст

Особенности лирики Некрасова
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Своеобразие лирического героя в стихах Некрасова
Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выс

Стихи Некрасова о любви
Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются "Крестьянские дети", "Жен

Влюбленному
Как вести о дороге трудной, Когда-то пройденной самим, Внимаю речи безрассудной, Надеждам розовым твоим. Любви безумными мечтами И я по-

Город калинов и его обитатели
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях

Кабанихи и Дикой
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и

Катерина среди обитателей города
А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория- угнетатели, представители «темного царства», другая - униженные и забитые ими люди. Представители первой групп

Сцена свидания в драме гроза
В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки, которая не смогла сражаться за свою любовь. Из "любви и

Добролюбов и Писарев о Катерине
После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д.

Как доктор Старцев превратился в Ионыча
Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все

Особенности драматургии Чехова
Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор

Две семьи в романе война и мир Курагины и Болконские
В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его

Наташа Ростова
Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрез

Мой любимый эпизод в романе война и мир
В произведение «Война и Мир» самый главный эпизод, по моему мнению, - это эпизод совета, где решается судьба Москвы – судьба России. Действие происходит в лучшей избе мужика Андрея Савостьянова

Война на страницах романа Война и мир
Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ста

— поэт девятнадцатого века, который внес свой огромный вклад в развитие русской литературы. Читая его работы, начинаешь понимать особенность его творчества. В чем они?

В стихотворениях реальный мир идеализирован, наделен особыми чертами. Благодаря его стихам, мы можем отвлечься от проблем, погружаясь в мир прекрасного и удивительного. Все работы Фета переполнены чувствами, он не просто писал, а воспевал окружающую красоту любви и природы. В этом и есть основные особенности творчества Фета. Читаешь произведения поэта и чувствуешь, как звучат ноты разных эмоций и настроений, которые вызывают прекрасные чувства. Это автор, который старался обходить стороной темы социальные и политические, он был поэтом чистого искусства, в чьих работах описывалась природа и любовь. Тонкое поэтическое настроение переплелось с художественным мастерством, позволяющее создавать чистую поэзию. В основном его работы — это любовная и пейзажная лирика, и только в конце жизненного пути он прибегал к лирике философской. Давайте подробнее остановимся на характерных особенностях лирики писателя.

Особенности любовной лирики Фета

Знакомясь с любовной лирикой Фета, мы можем обозначить, что любовь у писателя — это слияние противоречий в гармоничном объединении. Особенностью его любовной лирики в том, что нет здесь нот драмы и трагизма. Его лирика о любви звучит музыкально и тонко со своеобразными нотками, где нет любовного томления, нет ревностных мучений, нет страсти. Здесь присутствует только описание красоты этого необыкновенного и неземного чувства любви. Его любовная лирика — это возвышенно идеальные, чистые, по юношески благоговейные стихотворения, которые, как ни странно это прозвучит, были написаны в основном в преклонном возрасте.

Особенности пейзажной лирики

Природа — это то, о чем также любил писать поэт. При этом пейзажи в творчестве писателя оживают, а природа всегда спокойная и тихая. Его картины, словно замирают, но при этом все вокруг наполняется звуками, где стучит вертлявый дятел, кулич стонет или сыч. Особенностью же пейзажной лирики является то, что писатель наделяет пейзажи человеческими свойствами, где роза улыбается, молятся звезды, грезит пруд, а березы ждут. При этом автор часто использует непривычные для нас образы птиц. Так в его стихотворениях появляются часто стрижи, чибисы, сычи, черныши. К тому же автор не наделяет природу и животных каким-то символическим смыслом. У него все наделяется только теми свойствами, какими обладают представители живого мира природы в реальности.

Пейзажная лирика Фета полна непосредственности, остроты восприятия природы, его пейзажи проникновенны, а сами стихи в целом наполнены свежестью. Каждая строчка прекрасна, независимо от того, о весне автор пишет или лете, описывает осень или зимние пейзажи.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с особенностями поэтического мира А.А.Фета;
– углубить знания о средствах художественной выразительности; подготовить лицеистов к ЕГЭ по литературе (через анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 – анализ средств художественной выразительности);
– научить старшеклассников

  • понимать образную природу словесного искусства,
  • воспроизводить текст (через декламацию),
  • анализировать и интерпретировать поэтические произведения,
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному,
  • сопоставлять поэтические тексты;

– сформировать личностное отношение к высказываниям критиков, писателей, композиторов об особенностях поэтической манеры Афанасия Фета,
– воспитать у старшеклассников высокий художественный вкус, привить любовь к русской классической поэзии.

Особенность данного урока – оригинальная подача материала через презентацию (слайд фильм: кадры 1–29) , а также предложенные для интерпретации цитаты известных писателей, композиторов, критиков, современных исследователей о творчестве А.А.Фета. Все желающие получили индивидуальные карточки с цитатами и вопросами по теме урока, заранее были ознакомлены с “готовым” слайдом или составили собственный вариант, который использовали для иллюстрации ответа. Музыкальное сопровождение к стихотворному тексту ученики подбирали самостоятельно.

План урока.

1. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и задачами урока (Слайд 1)

2. Слово учителя. Все в жизни и судьбе Фета таинственно, загадочно, необъяснимо, парадоксально. Вот несколько пунктов, требующих “разгадки”:

– тайна рождения (точная дата неизвестна):

  • 29 ноября?
  • или 2 октября?
  • или 29 октября?
  • или 23 ноября? 1820 г.?

– загадка происхождения (кто отец):

  • Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет?
  • Афанасий Шеншин?

– трагическая гибель любимой (почему сгорела Мария Лазич? – версии),
– куда делась буква “е” из фамилии Фет? (информация о первой публикации стихов А.Фета)

почему в студенческие годы Фет получил прозвище героя романа Н.Полевого “Абадонна” (герой-поэт Рейхенбах говорил: “Никогда не находил я в мире согласия и мира между жизнью и поэзиею”).

Ответы, думаю, мы найдем, обсуждая и анализируя индивидуальные домашние задания.

3. Выступления обучающихся по предложенным вопросам (Слайды 1, 2, 3)

3.1. Е.Винокуров : “Его поэзия – это всегда преодоление на минуту земного притяжения, это всегда взлет, рывок, попытка подняться и заглянуть куда-то”. Такова фетовская Вселенная красоты.

Декламация стихотворения с последующим анализом текста (Слайд 4) .

Вывод. “Я пришел к тебе с приветом…” – визитная поэтическая карточка А.Фета, так как в полной мере дает нам представление о взглядах лирика на жизнь (через эмоции, тончайшие изменения души, любовные призывы), на призвание поэта (процесс рождения стиха-песни).

3.2. В.Баевский: “Строго выдержано соответствие между миром природы и миром человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием”. О каком стихотворении идет речь? Как Фету удается добиться такого эффекта?

Индивидуальное домашнее задание: ответ учащегося по карточке № 1

Карточка № 1. Писатели и читатели разделились на поклонников и противников поэта. Лев Толстой: "И откуда у этого... офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”. Салтыков-Щедрин видел поэтический мир Фета "тесным, однообразным и ограниченным". Каково ваше мнение по данному поводу? Обоснуйте его.

Чтение, морфологический и синтаксический анализ стихотворения “Шепот, робкое дыханье…” (Слайд 5)

Вывод. Весь текст представлен одним предложением; при кажущейся “безглагольности” читатель наблюдает развитие действия. Снова присутствуют 3 поэтических предмета, образующих фетовскую Вселенную красоты (Слайд3). Понятию “разум” противостоит мир чувств, эмоций, переживаний. Это новое и необычное мы называем импрессионизмом поэтики Фета. Возможно, именно отсюда непонимание лирики Афанасия Фета некоторыми критиками, писателями и поэтами. “Шепот, робкое дыханье…” – символ поэзии А.Фета.

3.3. Е.Винокуров: “Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали настроение, как картины импрессионистов. Основной прием – психологический параллелизм. Настроение человека всегда созвучно с состоянием природы”. Индивидуальное домашнее задание: чтение и синтаксический анализ ст. “Это утро, радость эта”. Слайд 7

3.4. Индивидуальные домашние задания: декламация стихотворений “Ель рукавом мне тропинку завесила…” , “Вечер”, “Заря прощается с землею…” и др. по выбору учащихся, музыкальная иллюстрация поэтических текстов, создание Слайдов 8, 10, 11.

Вывод. Природа – постоянный источник вдохновения, вместилище фетовской Вселенной красоты.

3.5. Музыкальность – основная особенность лирики, о чем свидетельствует музыкальный фон, созданный вами к лирическим миниатюрам Афанасия Афанасьевича. Фет считает: “Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения – песни”.

Карточка № 2. П. И. Чайковский: "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами…Скорее можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена “…” Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Приведите примеры “музыкальности” поэзии Фета.

Декламация стихотворений под музыку.

Карточка № 3. Фет признавался: “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данные слова поэта с помощью его же стихотворных строк. Индивидуальное домашнее задание.

4. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (элемент интегрирования гуманитарных дисциплин) Часть В, задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в текстах А.А.Фета).

Валерий Брюсов призывал: “Верь в звук слов: // Смысл тайн в них”. (Слайды 15, 16) . В статье Я.Белинского “Пчела Фета” читаем: “Она вылетела из улья более столетия назад. Великие события произошли в мире за это время “…” Но также явственно слышим мы и сейчас золотое жужжание этой вечно живой пчелы”. Какие художественные средства помогли Фету добиться такого эффекта? Какие “звуковые тайны” вы сумели разгадать, прочитав и проанализировав стихотворение А.А.Фета “Пчела”?

4.1. Задание для всего класса: фонетический анализ текста.

Вывод. Звуковая организация стихотворения “Пчела” помогает автору найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто “украшение”, а “пучок смыслов”, способ передачи чувств и эмоций.

4.2. Любовь как поединок роковой. Фонограмма (минусовка “На заре ты ее не буди…”, романс исполняет ученица). Слайды 17, 18.

Е.Винокуров: “Жизненная драма изнутри, как подземный ключ, питала его лирику”. Отрывок из презентации “Письма – окна в поэтические души” (Ученица, подготовившая презентацию, рассказывает о Марии Лазич – трагической любви Фета. Музыкальное сопровождение: К.Дебюсси “Отражение в воде”).

4.3. Подготовка к ЕГЭ. Часть В. задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в тексте, продолжение работы).

Карточка № 4 Фет писал: "Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит". А что удалось “увидеть” вам в стихотворении Афанасия Фета “Ива”? Слайды 19, 20

Исследование “скрытых” возможностей стиха Фета. Слайд 21.

5. Особенности поэтического мира Фета. Стихи как Божественный дар. Слайд 22.

“Как беден наш язык! // Хочу и не могу – // Не передать того ни другу, ни врагу, // Что буйствует в груди прозрачною волною…” – признается Афанасий Фет. Что же делать в этом случае поэту? Он обращается за помощью к небесам… И вдруг душа начинает “говорить” за поэта!

5.1. Чтение стихотворения “Ave Maria”.

Душа поэта, услышав Божественные звуки, переносит их на бумагу – так рождаются поистине гениальные строки.

5.2.Задание: звуковое исследование, изучение ритмического рисунка фетовского текста (ст. “Ave Maria”). Слайды 22, 23, 24.

Вывод. “Шепот” Фета звучит тоньше и проникновеннее, чем обычная речь, а значит, воспринимается острее, уловить Божественные переливы сможет только чуткое читательское ухо. Эту особенность фетовской поэтики замечает критик Ю.Айхенвальд. В статье “Фет” он называет лирика “шепотом русской поэзии”

5.3. Фонограмма “Францисканские монахи” и чтение стихотворения А.Фета “Не тем Господь могуч, непостижим…” . Слайды 25, 26.

Вывод. Величественно и монументально звучит стихотворение, потому что именно Божественный огонь горит в душе Поэта с большой буквы.

6. Подведение итогов . Заслушиваю ответы обучающихся на вопрос: в чем своеобразие лирики Фета?

Вывод. Афанасий Афанасьевич Фет имел необычное, даже оригинальное поэтическое кредо: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик” . Вера в Бога и Любовь ко всему, что подарил Господь планете Земля, – вот те крылья Вдохновения, которые помогают Афанасию Фету воспарить над повседневной суетой, отвлечься от обыденности, увидеть красоту мира и передать свои впечатления от неповторимых и ярких мгновений нам, потомкам, через года, столетия, время…

Таков он, наш поэт-земляк, сотканный из парадоксов и противоречий, но подаривший миру чистое, особенное и, возможно, поэтому такое парадоксально прекрасное искусство!

7. Рефлексия. Слайд 27.

Домашнее задание. Письменный анализ поэтического текста А.А.Фета (по выбору обучающихся).

Дополнительная информация. В презентации использованы фотоматериалы из Интернет-ресурса. Благодарю всех авторов фотоснимков за данные материалы.