Падежи существительных в русском языке. О падежах: что такое падежи и почему они так называются
"Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" - многим знакома эта простая мнемоническая подсказка для запоминания названий падежей русского языка. В программу школы входит изучение шести основных падежей: именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного.
Не многие знают, что на самом деле падежей в нашем языке несколько больше. Учёные выделяют ещё 9 в дополнение к имеющимся. Многие из них считаются устаревшими, но мы привычно употребляем их и в современной речи. В этой статье вы прочтёте как о знакомых вам падежах, правилах их употребления и различиях, так и об остальных, и узнаете, куда они подевались в процессе развития языка.
Чему учат в школе
В современном русском языке учёные выделяют 6 падежей. В современной русистике принят так называемый вопросный метод определения падежей, при котором к требуемому слову задаётся вопрос (кто? о ком? чем? и т. д.). В зависимости от этого вопроса и определяется, в каком же падеже использовано существительное.
Этот способ, хоть и достаточно простой для носителя языка, является довольно спорным. В частности потому, что он не позволяет с лёгкостью просклонять имя по падежам, например, иностранцам, изучающим русский, так как опирается на метаязыковую способность поставить правильный вопрос. Человек, не являющийся носителем языка, а только изучающий его, не сразу поймёт, почему, скажем, к существительному «книгой» задаётся вопрос «чем?», а не, скажем, «о чём?». Также этот способ не поможет разграничить падежные формы, к которым задаются одинаковые вопросы. Тем не менее, для школьников-носителей этот способ вполне приемлем.
Вопросы падежей. Как определить падеж вопросным методом?
Различают прямые падежи имён и косвенные. В русском прямой падеж только один - именительный. Хотя некоторые филологи относят и винительный к прямым падежам. Общеупотребительная теория языка на текущий момент с этим пока не согласилась Таким образом, косвенные падежи - все остальные, от родительного до предложного, а также устаревшие падежи.
- Именительный падеж - кто? что? - Котик вышел из комнаты.
- Родительный падеж - (нет) кого? (нет) чего? - преимущественно определяет родство либо принадлежность. Это миска котика.
- Дательный падеж - (дать) кому? (дать) чему? - определяет «получателя» или конечную точку, на которую направлено действие. Дай котику поесть.
- Винительный падеж - (виню) кого? (виню) что? - обозначает объект, с которым производится действие. Я глажу котика.
- Творительный падеж - (творю) кем? (творю) чем? - определяет инструмент, с помощью которого производится действие. Ваза разбита котиком.
- Предложный падеж - (думаю) о ком? (думаю) о чём? - О котике написали книгу.
Утраченные падежи
- Местный падеж (иначе называется «второй предложный») - указывает на место, где находится предмет. Например: (где?) дома, (куда?) домой. Большая часть существительных утратила эту форму, точнее, она слилась с творительным либо предложным падежом. Но есть и существительные, у которых эта форма осталась и используется. Например: «в тени» /ударение на последний слог/, в отличие от «о тени» /ударение на первый слог/.
- Звательный падеж - его мы знаем по таким словам как «Боже», «отче». То есть, характерен он для старорусских и библейских текстов. В современном языке эта форма зачастую выглядит так: «Ань, пойди сюда!», или «Мам, тебя папа зовёт». Что интересно, во многих родственных славянских языках эта форма жива и активно используется. Например, в болгарском: «госпожо, господине»; в украинском: «пане».
- Разделительный (количественно-отделительный) падеж - разновидность родительного. “Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же чаю” - здесь имена «булок» и «чаю» употреблены именно в разделительном падеже. Мы не можем сказать «булки» и «чая», это будет грамматически некорректно. Точно так же: «выпить кефиру» (не «кефира»), «задать перцу» (не «перца»).
- Лишительный падеж - одна из разновидностей винительного. Используется исключительно с отрицанием: «не иметь права» (не «право», как было бы логично просклонять по винительному падежу это слово).
- Ждательный падеж - «ожидать письма», однако «ждать папу». Сейчас этот падеж утрачен, и считается, что с глаголом «ждать», «ожидать» используются существительные как в родительном («письма»), так и в винительном («папу»).
- Превратительный (включительный) падеж - сейчас слит с винительным. Но до сих пор употребляется в таких случаях: «взять в мужья», «выйти в люди», «продвигать в директоры», «годится в солдаты». То есть, это форма, которая отвечает на вопрос, «положенный» винительному падежу, но совпадает с множественным числом именительного.
Таким образом, мы видим, что стандартного вопросного метода определения падежа недостаточно, потому что, например, для винительного падежа ни одного уникального характеризующего вопроса не существует, у предложного падежа тот вопрос, который его характеризует, зависит от предлога перед существительным в предложении, а, например, для звательного падежа вообще никаких вопросов нет.
Падежи и склонения
В русском языке существительные различают по типам склонения - их три. Просклонять существительное можно по родам (женский-мужской: волк-волчица), по числам (единственное-множественное: волк-волки), по падежам (волк-волка-волку и т. д.).
- Существительные 1 склонения. Включают в себя имена женского рода, мужского рода и общего рода, оканчивающиеся на -а/-я в номинативе (И.п.) единственного числа: жена, юноша, слуга;
- Существительные 2 склонения. Включают имена мужского рода и среднего с нулевым окончанием либо оканчивающиеся на -о/-е в номинативе единственного числа: солдат, яблоко, лето, товар;
- Существительные 3 склонения. Включают имена женского рода, оканчивающиеся на -ь в номинативе единственного числа: дочь, речь, ночь.
Существительное будет изменяться по падежам согласно своему типу склонения. Существуют таблицы падежных окончаний для каждого типа склонения.
Падежи других частей речи
Не только существительное, но и другие части речи в русском языке склоняются по падежам. Рассмотрим их вкратце.
Падежи прилагательных
Падеж имени прилагательного соответствует падежу существительного, с которым оно согласовано. Прилагательные тоже должны отвечать на определённые вопросы:
- В именительном падеже - «какой?», «чей?»
- В родительном - «какого?», «чьего?»
- В дательном - «какому?», «чьему?»
- В винительном - «какого?», «чьего?»
- В творительном - «каким?», «чьим?»
- В предложном - «каком?», «чьём?»
Имена числительные тоже склоняются по падежам. Правила к ним применяются такие же, как и к существительным. Но есть одна ошибка, которую допускают очень многие.
Нужно иметь в виду, что при склонении количественных числительных следует изменять все слова и части сложных слов (320 - трёхста двадцати, тремястами двадцатью). Склоняя же порядковые числительные, достаточно изменить только последнее слово (1153 - тысяча сто пятьдесят третьему, тысяча сто пятьдесят третьим).
Падежи местоимений
Последняя часть речи, которая склоняется в русском языке - местоимение. Все местоимения склоняются, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым именем существительным, если оно присутствует или подразумевается.
Не только русский язык имеет сложную падежную систему. Например, в финском языке выделяется 16 падежей, в венгерском - 25 (зато в нём нет ни одного предлога - все предлоги выражены падежными словоформами). А в табасаранском языке существует аж 44 падежа!
Падежи в иностранных языках
Даже в английском существует падежная система, хотя мы и привыкли считать что падежей в английском языке в привычном нам понимании нет. Тем не менее, англичане активно пользуются притяжательным падежом. Образуется он с помощью окончания «-"s»: Mommy"s, cat"s, Polly"s. В русском языке он когда-то тоже был, а сейчас остался только в адъективированном виде - мамин, дочкин.
А ещё в некоторых языках, например, в немецком, существуют падежи глагола. В русском же языке глаголы просто употребляются с предлогами.
таблица предлогов и падежей.
- Падежи Предлоги Вопросы
Именительный
кто? что?Родительный
от, до, из, без, у, для,
кого? чего?Дательный
к, по
кому? чему?Винительный
в, на, за, про, через
кого? что?Творительный
кем? чем?Предложный
о, об, в, на, при
о ком? о чм - Вот некоторые ресурсы:
http://www.russianlessons.net/lessons/lesson8_main.php
http://masterrussian.com/blprepositions.shtml
www.gramota.ru - j.,ug,kkkk,
- В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое значение, определенные вопросы и характеризуется наличием/отсутствием предлогов. Представим это следующей таблицей:
Падежи
Падежные вопросы
Синтаксические (смысловые)
вопросы
ПредлогиИм.
кто? что?
кто? что?
-Род.
кого? чего?
кого? чего?
какого? чьего?
откуда? где?
от, до, из, без,
для, около, сДат.
кому? чему?
кому? чему?
куда?
к, поВин.
кого? чего?
кого? что?
куда?
за, в, на,
через, проТв.
кем? чем?
кем? чем?
с, над, между
перед, подПред.
(о) ком? (о) чем?
(о) ком? (о) чем?
где? как?
о, об, в, на,
при - вот ещ и про склонения просто тыкни и вс выйдет
- Падежи Предлоги Вопросы
Именительный
кто? что?Родительный
от, до, из, без, у, для,
около, с, вокруг, после, кроме
кого? чего?Дательный
к, по
кому? чему?Винительный
в, на, за, про, через
кого? что?Творительный
с, со, за, под, над, между, перед
кем? чем?Предложный
о, об, в, на, при
о ком? о чм - Падежи Предлоги Вопросы
Именительный
кто? что?Родительный
от, до, из, без, у, для,
около, с, вокруг, после, кроме
кого? чего?Дательный
к, по
кому? чему?Винительный
в, на, за, про, через
кого? что?Творительный
с, со, за, под, над, между, перед
кем? чем?Предложный
о, об, в, на, при
о ком? о чм - Падежи Предлоги Вопросы
Именительный
кто? что?Родительный
от, до, из, без, у, для,
около, с, вокруг, после, кроме
кого? чего?Дательный
к, по
кому? чему?Винительный
в, на, за, про, через
кого? что?Творительный
с, со, за, под, над, между, перед
кем? чем?Предложный
о, об, в, на, при
о ком? о чм - Посмотрите картинку, и узнаете таблицу падежов.
- Падежи Предлоги Вопросы
Именительный
кто? что?Родительный
от, до, из, без, у, для,
около, с, вокруг, после, кроме
кого? чего?Дательный
к, по
кому? чему?Винительный
в, на, за, про, через
кого? что?Творительный
с, со, за, под, над, между, перед
кем? чем?Предложный
о, об, в, на, при
о ком? о чм - вежливая (кто?) (что?) мадам Иминительный падеж
- Русское название падежаЛатинское название падежаВопросыПредлогиОкончание
Единственное числоМножественное число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
ИменительныйНоминативКто? Что? (есть) --- ----а, -я---,-о, -е----ы, -и, -а, -я
РодительныйГенитивКого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг-ы, -и-а, -я-и---,-ов, -ев, -ей
ДательныйДативКому? Чему? (дам) к, по-е, -и-у, -ю-и-ам, -ям
ВинительныйАккузативКого? Что? (вижу) в, за, на, про, через-у, -ю-о, -е-------ы, -и, -а, -я, -ей
ТворительныйИнструментативКем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с-ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем-ю-ами, -ями
ПредложныйПрепозитивО ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при-е, -и-е, -и-и-ах, -ях - ПОМОГИТЕ какой падеж у слово вежливая мадам
- називний хто? що? (весна, явр) ;
родовий кого? чого? (весни, явора) ;
давальний кому? чому? (весн, явору) ;
знахдний кого? що? (весну, явр) ;
орудний ким? чим? (весною, явором) ;
мсцевий на кому? на чому? (на весн, на явор);
кличний хто? що? (весно, яворе) .
Називний кличний вдмнки називаються прямими, ус нш непрямими.
менник у називному вдмнку виступа в реченн в рол пдмета, нод присудка. Наприклад, у реченн Врний приятель то найбльший скарб (Нар. творчсть) у називному вдмнку стоять пдмет приятель присудок скарб.
менник у кличному вдмнку виступа тльки в рол звертання: Який ти, свте, теплий широкий
- Аамаааамаааааааааааааааааааааааа
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж Википедия:
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните:
клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.
Ранней осенью в моё окно мне машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? - бабушк-а, мастер_, отец_;
- что? - тишин-а, дом_, счасть-е, радость_.
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася - мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж кого? чего?
- нет (кого?) бабушк-и, мастер-а, отц-а;
- нет (чего?) тишин-ы, дом-а, счасть-я, радост-и.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома - остановился у (чего?) дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо и др.
Например:
Дательный падеж
Дательный падеж существительного отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушк-е, мастер-у, отц-у;
- дам (чему?) тишин-е, дом-у, счасть-ю, радост-и.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк-у, мастер-а, отц-а;
- вижу (что?) тишин-у, дом_, счасть-е, радость_.
С существительными в форме винительного падежа употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
Творительный падеж существительного отвечает на вопросы: кем? чем?
- Горжусь (кем?) бабушк-ой, мастер-ом, отц-ом;
- любуюсь (чем?) тишин-ой, дом-ом, счасть-ем, радость-ю.
С этим падежом употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с;
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк-е, о мастер-е, об отц-е;
- расскажу о чём? о тишин-е, о дом-е, о счасть-е, о радост-и.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг - найти слово, к которому относится данное существительное;
- второй шаг - поставить от этого слова к существительному вопрос.
По вопросу и по окончанию определяем падеж существительного.
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушк- у (в.п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стен- е - д.п.;
- висит на (чём?) стен- е - п.п.;
- хвост у (кого?) лошад- и - р. п.;
- скакать на (ком?) лошад -и - п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи - имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
На заметку!
А вы знали, что выделяют ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?
Таблицы и статьи про падежи в русском языке
Грамматика русского языка – это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.
Имя существительное – это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма – это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.
Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.
Это интересно: какие бывают слова омонимы, можно ли обойтись без них в русском языке?
Также существует 3 вида склонения у существительных.
- Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
- Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
- Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.
Изменение существительных разных склонений .
В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.
Все они имеют свой смысл :
Определители
Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.
obrazovanie.guru
Склонение имен существительных, падежи русского языка, таблицы
Склонение имён существительных
Склонение - это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.
Основные типы склонения имён существительных в русском языке
Пояснения и примеры
Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.
Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и.
Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.
Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и.
Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.
У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь.
Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.
О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.
Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.
Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).
В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. Падежи русского языка (3 класс) — таблица:
Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи - косвенными падежами.
Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.
Cклонение во множественном числе
Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега
Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:
1) многие односложные существительные типа лес - леса, шёлк - шелка, бок - бока, глаз - глаза, снег - снега и т. д.;
2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег - берега, голос - голоса, вечер - вечера, город - города, округ - округа, череп - черепа и т. д.
Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.
С окончанием -а (-я)
С окончанием -ы (-и)
адреса, берега, борта, буфера, берега, века (но: во веки веков, на веки вечные), векселя, вензеля, города, директора, доктора, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, колокола, корма, купола, кучера, острова, отпуска, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сорта, стога, сторожа, терема, тетерева, хутора, фельдшера, шафера, якоря
Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:
Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:
кoрни (у растений)
листы (железные, бумажные)
ордены (рыцарские, монашеские)
коренья (сушёные овощи)
корпуса (здания, войсковые соединения)
лагеря (военные, детские)
листья (у растений)
меха (выделанные шкуры)
ордена (знаки отличия)
счета (документы для оплаты)
сыновья (у матери)
тона (оттенки цвета)
Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных
В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания — , -ов (-ев), -ей . На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.
с окончанием —
с окончанием -ов (-ев)
с окончанием -ей
англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок;
партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир;
валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет;
ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген;
колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел;
брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок.
киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов;
платьев, устьев, подмастерьев, носков;
метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов;
апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов;
болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев;
заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев, подонков.
ружей, джоулей, свечей (но: Игра не стоит свеч);
кеглей, саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей;
будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней.
Разносклоняемые имена существительные
К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном - окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.
Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).
Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.
время, семя, путь-
времен-а, семен-а, пут-и
времен-и, семен-и, пут-и
времён- , семян- , пут-ей
времен-и, семен-и, пут-и
времен-ам, семен-ам, пут-ям
время, семя, путь-
времен-а, семен-а, пут-и
времен-ем, семен-ем, пут-ём
времен-ами, семен-ами, пут-ями
о времен-и, семен-и, пут-и
о времен-ах, семен-ах, пут-ях
Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных
В русском языке есть несклоняемые имена существительные - слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.
Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? - винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? - предложный) пальто тебе будет жарко.
Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких - множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).
Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда - к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:
1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;
2) родовым (общим) понятием: широкая авеню (авеню вид улицы), вкусная кольраби (кольраби - вид капусты), солнечный Сухуми (Сухуми - город);
3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).
Степени сравнения качественных имён прилагательных
В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, - сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.
красивый - красив-ее (красив-ей)
мудрый - мудр-ее (мудр-ей)
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко - определениями, например:
Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).
Давай найдём место красивее (определение).
Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.
сладкий - более (менее) сладкий
низкий - более (менее) низкий
Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:
Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).
Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).
Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.
Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест - самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.
Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).
Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:
Эверест - высочайшая вершина в мире (определение).
Этот кратер - глубочайший (сказуемое).
Составная превосходная степень образуется двумя путями.
1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый - самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее - только прилагательное.
В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.
Мы подошли к самому красивому парку (определение).
Этот парк самый красивый (сказуемое).
2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.
Этот дом выше всего в округе.
Этот дом выше всех домов в округе.
Этот мальчик выше всех в школе.
Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.
Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.
Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния
Окончания русских падежей правила
Местоимение ВЫ может использоваться не только во множественном числе. Это же местоимение используют в качестве вежливой формы обращения к незнакомому человеку или к человеку старшего возраста.
ПРОФЕССИИ. Образование существительных женского рода
От существительных мужского рода, обозначающих профессию, при помощи суффикса «-К-» можно образовать существительные женского рода, обозначающие лиц женского пола. Конечно, слово также приобретает окончание женского рода.
Он студент. – Она студентка.
Он журналист. – Она журналистка.
Но есть в русском языке группа слов, обозначающих профессию, форма которых не меняется в зависимости от пола человека. Например:
Он менеджер. – Она менеджер.
Он инженер. – Она инженер.
Он доктор. – Она доктор.
Он музыкант. – Она музыкант.
Выражение отрицания в русском языке.
При отрицательном ответе на вопрос без специального вопросительного слова в русском языке нужно использовать ДВА слова: «НЕТ» и «НЕ». Сначала нужно сказать «НЕТ», а потом повторить частицу «НЕ» непосредственно перед отрицанием.
Например: ЭТО КЛЮЧ ? НЕТ , ЭТО НЕ КЛЮЧ.
В вопросе и ответе важную роль играет интонация. В вопросе вы делаете акцент на самом важном для вас слове – на этом слове повышается и интонация.
При ответе негативная частица «не» и следующее слово произносятся вместе как одно фонетическое слово. На «не» обычно ударения не бывает.
В зависимости от смысла вопроса, «не» может стоять перед:
Существительным: Это стол? — Нет, не стол. Наречием: Дом там? — Нет, не там. Глаголом: Ты знаешь? — Нет, не знаю. Прилагательным: Дом большой? – Нет, не большой.
Местоимения
ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В русском языке есть специальные слова для обозначения национальности. Для обозначения национальностей лиц мужского и женского пола существуют разные существительные, соответственно, мужского и женского рода. Для обозначения нескольких людей одной национальности существует особая форма множественного числа.
Посмотрите на таблицу: существительные мужского рода, как правило, образуются с помощью суффиксов -ец (канадец ), -ан+-ец (американец ), реже с помощью суффикса анин (англичанин ). Некоторые существительные мужского рода имеют особые формы: француз , турок, грек. Исключением является и форма русский (русская, русские) . Русский – это форма прилагательного, а не существительного.
Существительные женского рода, как правило, оканчиваются на -ка (канадка ), -анка (американка ) или -янка (китаянка ), однако есть и исключения: француженка .
Множественное число образуется по правилам образования множественного числа существительных.
Если существительное мужского рода заканчивается на -ец (канадец ) или -анец (американец ), то соответствующее существительное во множественном числе будет заканчиваться на -цы (канадцы ) или -анцы (американцы ). Множественное число существительных типа француз , грек образуется по общему правилу путем добавления окончания -ы или -и : французы , греки . Обратите внимание на форму турок – турки . Особую форму множественного числа имеют существительные мужского рода на –анин: формы множественного числа оканчиваются на –ане: англичанин – англичане .
Как вы заметили, в русском языке существует много способов образования форм существительных, обозначающих национальности. Самое главное, что необходимо запомнить: для обозначения национальности человека используется не прилагательное, а специальное существительное. Особые формы существительных, обозначающих национальности, следует выучить наизусть.
Когда мы хотим охарактеризовать действие или описать состояние, мы обычно используем наречия . Наречие – это такая часть речи в русском языке, которая никогда не меняет свою форму.
Когда мы говорим о том, где происходило действие, мы используем наречия, которые отвечают на вопрос где? . Это наречия места.
- Номер справа.
- Лифт там, слева.
- Ресторан внизу.
Когда мы хотим сказать, когда происходило действие, то используем наречия, которые отвечают на вопрос когда? . Это наречия времени.
- Завтрак утром, обед днём, ужин вечером.
Когда мы хотим сказать о том, какого качества было действие или состояние, то используем наречия, которые отвечают на вопрос как? . Это наречия образа действия.
- Летом жарко ,зимой холодно .
- Это хорошо .
- В ресторане очень дорого .
Наречия чаще всего употребляются с глаголами, обозначающими состояние или действие, с прилагательными и другими наречиями. Наречие ставится перед этими словами и обозначает степень интенсивности действия, интенсивность состояния или степень качества.
Встречаются наречия и в предложениях с конструкцией со словом ЭТО
Когда мы хотим описать состояние мира, природы вокруг нас, мы используем безличные предложения (где нет активного субъекта) с наречиями. В таких предложениях всегда есть указание на время или место. Обычно в начале подобного предложения стоит информация о том, где или когда имеет место событие, в конце – информация о том, каково его качество – вопрос как .
Особенностью русского языка по сравнению с большинством европейских является то, что в структуре предложений, описывающих состояние мира вокруг, в настоящем времени не используется глагол быть . В прошедшем и будущем времени соответствующие формы этого глагола обязательно присутствуют:
Запомните! Обычно наиболее важную (новую) информацию помещают в конце предложения, сравните:
- Завтрак утром (не днём и не вечером).
- Утром завтрак (не обед и не ужин).
Существительные множественного числа (продолжение)
Существительные мужского рода, которые оканчиваются на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ, и существительные женского рода, которые оканчиваются на -га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща, образуют множественное число с помощью буквы И:
speak-russian.cie.ru
Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.
Рассмотрим вкратце все падежи.
- Именительный падеж.
Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
- Родительный падеж.
Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
- Дательный падеж.
Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
- Винительный падеж.
Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
- Творительный падеж.
Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
- Предложный падеж.
Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
- найти то слово, к которому существительное относится;
- задать от найденного слова вопрос к существительному.
- Родительный падеж.
Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
- для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
- для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
- для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
- для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
- для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- Дательный падеж.
Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
- объект действия: помощь друзьям;
- назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
- объект действия: помощь друзьям;
- Винительный падеж.
Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- Творительный падеж.
Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- того, кто действует: текст написан школьником;
- объект, на который направляется действие: руководить отделом;
- признак: казаться красавцем;
- пространство: пройти стороной;
- способ действия: говорить басом;
- сравнение: ходить петухом.
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- Предложный падеж.
Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
- место действия: бродить по полю;
- время действия: приехать в ноябре;
- предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
- способ действия: передавать на словах;
- образ действия: закричать в ярости.
- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
У существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.
Существительное как часть речи
Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.
Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.
Склонение
Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять - это значит менять им.сущ. по числам и падежам.
В русском языке выделяют несколько типов склонения.
К первому относят слова, которые оканчиваются на -а или -я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.
Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.
Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.
Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».
Род
В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.
К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.
Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.
К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.
Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.
Падеж
Теперь самое время узнать, как определить Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.
Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена - подлежащего.
Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. - «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.
Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.
Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.
Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.
И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».
Теперь мы знаем, как определить Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.
Особенности именительного и винительного
При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.
К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.
Сравним два предложения:
- На поляне росло красивое дерево.
- Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.
Формы слова абсолютно совпадают.
Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж - именительный.
Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.
Дательный и предложный
Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.
- Мы шли по дороге.
- Я думал о предстоящей дороге весь вечер.
Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:
- Мы шли по дорогам.
- Я думал о дорогах.
Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае - дательный (чему?), во втором - предложный (о чем?).
Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.
Разбор
Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения слова.
Приведем в пример образец разбора имени существительного.
Наши мальчики участвовали в соревнованиях.
- В соревнованиях - им. сущ.
- Начальная форма (что?) - соревнование.
- Постоянные признаки:
Не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;
Неодушевленное;
Сред. род (оно);
Имеет окончание -е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.
- Непостоянные признаки:
Множ. число;
Отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.
- В предложении будет выполнять роль второстепенного члена - дополнения.
Вывод
Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное