Педсовет формирование культуры речи дошкольников. Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Выполнение решения предыдущего педагогического совета.

Теоретическая часть:

1.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. ."Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

3 Ознакомление детей с художественной литературой

Практическая часть:

1. Деловая игра «Мозговой штурм»

2. Конкурс - Лучшее оформление книжного уголка

Решение педсовета.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Воспитатели побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Побуждают детей к речевому общению между собой.

2. воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры сдидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мозговой штурм

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замените противоположным и получите название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Вопросы:1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.(обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5 Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям).

6Рассказ – описание – это …... (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

«Говори правильно»

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой - Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой - Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони - Шах-шарах-шарах-широни.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка? предмет мебели в виде нескольких горизонтальных полок, соединённых между собой ажурными стойками

2 Что такое наблюдение? описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта

3 Почему коньки так назвали? На Руси коньки назвали так за форму их носа, который напоминал конскую голову. Катались в те времена на деревянных коньках с металлическими полозьями.

4 Почему говорят «дело в шляпе»? когда говорят дело в шляпе , это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Иногда объясняют происхождение этой поговорки тем, что в дни Ивана Грозного некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи...

5Почему говорят «Время истекло»? Одни из самых первых часов-водяные (клепсидра) , в них промежутки времени измерялись каплями и кол-вом воды, перетекающей из одного сосуда в другой, соединенный с первым. Отсюда и это выражение

6 Почему красный цвет так назвали? Он связан с страстью, властью, огнем, войной. Насыщенный и тяжелый, яркий и одновременно горячий. Это – красный цвет.

7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

Справка

по итогам проведения смотра-конкурса для воспитателей

на «Лучший книжный уголок».

Дата проведения: 13.02.2017

Согласно годовому плану, в ДОУ прошел смотр – конкурс на лучший книжный уголок среди всех возрастных групп.

Его целью являлось:

    творческой и профессиональной активности педагогических работников по созданию, обновлению, обогащению предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС;

    условий для развития у детей любознательности, познавательной активности, воспитания нравственности, формирования основ читательской культуры; развитие речи дошкольников посредством художественных образов.

    и представление лучшего педагогического опыта.

В смотре – конкурсе принимали участие воспитатели всех возрастных групп детского сада. Предварительно было разработано Положение о смотре – конкурсе книжных уголков, определены цель, задачи, критерии оценки, порядок проведения конкурса.

Все педагоги совместно с детьми приняли активное участие в оформлении уголков.

Книжные уголки имеются во всех группах, много в наличии разнообразных книг, нетрадиционных, которые развивают мелкую моторику, героев сказок, для обыгрывания детских произведений

Педагоги творчески оформили каждый раздел уголка, обновили атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Библиотека", составили картотеки и каталоги, подобрали художественную литературу в соответствии с возрастом детей, материал о художниках-иллюстраторах и детских писателях.

Большое разнообразие литературы по жанру было подобрано в группах

Все педагоги проявили инициативу и фантазию в оформлении интерьера книжного уголка

Эстетично оформлены папки с портретами детских писателей и поэтов.

Также в книжных уголках имеется:

Младшая группа

Развивающие игры по сказкам

Речевые игры

Средняя группа

Книжкин доктор

Подготовительная группа

Башкирское творчество

Фотовыставка «Экскурсия в библиотеку»

Иллюстрации к любимым сказкам выполнены детьми группы

В ходе конкурса было установлено:

Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т.д.).

воспитатели каждой группы организовали свои уголки так, что ребенок может посмотреть (почитать) книгу, поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса.

По итогам конкурса хочется сделать вывод, что работа педагогического коллектива детского сада по создание условий для всестороннего развития познавательной активности воспитанников и обогащению эстетических чувств и речи воспитанников посредством художественных образов ведется целенаправленно, планомерно, систематично.




Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп)

Использовать в практике работы современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей

Правила для смелых и упорных педагогов

    Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

    Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

    Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

    После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

    Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ ҚАРАҒАНДЫ

Темиртау қаласының білім беру бөлімі

Теміртау қаласы әкімдігіның

«№21 «Самал» балабақшасы»

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны

Педсовет № 2

на тему: «

2015-2016 уч.г.

(деловая игра)

Подготовила: методист д/с № 21 «Самал»

Бурибаева Т.М.

Темиртау 2015 г.

ГККП «Детский сад № 21 «Самал» акимата города Темиртау

Лист регистрации к педсовету № 2

2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Дата проведения __________

Присутствуют:

Ф.И.О. участника

должность

подпись

Протокол педсовета № 2

2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но
и формирование
его характера, эмоции
и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от
речи”.

Л.С.Выготский

Цель: Повысить теоретический и практический уровень знания педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Задачи:

    Проанализировать уровень организации работы в детском саду по развитию речи воспитанников.

    Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности

    Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДО.

    Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

от «___ » _______2015г.

Присутствовало: _____человек
Отсутствовало: ____ человек

Форма проведения: деловая игра

Повестка дня:

    «Круг радости» - Панфилова Ю.В.

    Вступительное слово методиста – Бурибаевой Т.М. по теме педсовета « Актуальность театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

3.Выступление воспитателя гр.№ 7 Кулахмедовой Ж.Н. «»

4.Выступление воспитателя гр.№ 6 Акшаловой С.Т. «Развитие речи дошкольников через сюжетно- ролевые игры»

5.Выступление муз. Руководителя Черепахиной И.П. «»

6. Результаты тематического контродя методист Бурибаева Т.М.,результаты конкурса уголков театрализации в группах д/с.

7. Деловая игра «Ромашка»

8. Выработка решения педсовета.

9. Рефлексия

Ход педсовета:

Круг приветствия

1. Упражнение «Имя + прилагательное» время (3-4 мин)
Цель : знакомство с группой, снятие напряжения.
Инструкция. Каждый участник называет свое имя и прилагательное к своему имени (с какой буквы начинается имя). Например: Мария + маленькая, Елена + естественная. Задача каждого участника тренинга запомнить имена с прилагательными, затем один называет имя и прилагательное другого участника тренинга и меняется с ним местами, второй должен вспомнить имя и прилагательное другого участника тренинга и так до тех пор, пока все не поменяются местами.
2. Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал : мяч или клубок
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.

Предварительная работа: организация и проведение конкурса «Театральные уголки», которых можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, тематический контроль, семинар-практикум «Формирование образной речи дошкольников через театрализованную деятельность».

Ход педсовета:

    Вступительное слово методиста Бурибаевой Т.М.:

« Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:
-Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
-Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
-В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности, по отношению к ней, чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что является самоценной свободной и творческой деятельностью дошкольника.
В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
-когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток),
-когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.

Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
-как разновидность художественной деятельности.

Как творческая сюжетная игра.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Делая вывод по данной теме, можно сказать, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка.

2. Результаты тематического контроля

3. Выступление муз. Руководителя Черепахиной И.П.

4. Выступление воспитателя Акшаловой С.Т.

5. Деловая игра

Педагоги делятся на 2 команды: «Маска» и «Театралочка» посредством карточек. Избирается жюри. Работа оценивается в 5-бальной системе.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Материалы: листки бумаги, цветные карандаши, сувениры для награждения, мультимедийная презентация.

Ход игры: Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Оно будет очень трудным. Но вашими командами руководят опытные капитаны, и перед началом нашего путешествия я предлагаю вам придумать для своей команды девиз, с которым вы и отправитесь в это увлекательное путешествие.

Каждая команда придумывает себе девиз, связанный с названием своей команды: «Маска» - «Всегда быть в маске – судьба моя», «Театралочка» - «Вся наша жизнь – игра».

Для того чтобы отправиться необходимо выполнить первое задание.

I часть. 1.Разминка:

Ведущий зачитывает по очереди вопрос для каждой команды.

Вопросы:

    Назовите цели ОО «Коммуникация»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

    Перечислите задачи ОО «Коммуникация».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Какие умения развиваются в диалоге?

выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

    Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

    Назовите структуру повествования.

завязка, кульминации, развязка

    Рассказ сюжет, которого развертывается во времени это... рассказ повествование

    С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? средняя группа

    Ведущий прием для активизации речи и мышления?образец воспитателя

    – Какие виды речи вам известны?

Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная

3. Кто вперёд

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст ответ.

Вопросы:

    Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице: «Коротка ночь до зари, коли много работы»: «Долог день до вечера, коли делать нечего».

    Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать - не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт»

    Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «По Сеньке и шапка».

    Нарисуйте любую известную пословицу. Команды показывают рисунки. Команда первой угадавшей пословицу, получает балл. Чья пословица верно угадана, тоже зарабатывает балл.

II часть. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

1. Продолжите предложение…

1 команда

2 команда

Под театрализованной деятельностью детей я понимаю... это– важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, явля­ются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2. Назовите:

1) типы занятий по театрализованной деятельности
- фрагментарное (на других занятиях);

- типовое;

- доминантное;

-тематическое;

- интегративное;

- репетиционное.

2 ) формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

театрализованное занятие;

- музей кукол;

- театрализованная игра на праздниках, развлечениях; - театрализованные игры в повседневной жизни; - мини-игры на музыкальных занятиях;

- мини-игры на других занятиях;

- театрализованные игры-спектакли;

- посещение детьми театров с родителями; - самостоятельная театрально-художественная деятельность; - совместная театральная деятельность взрослых и детей.

3. Скажите…

1 команда

2 команда

Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)

Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф), рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

4 . Охарактеризуйте …На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

1 команда - Режиссерские игры

2 команда - Игры-драматизации

    настольный театр картинок и игрушек;

    теневой театр;

    театр на фланелеграфе;

    стенд-книжка.

    игры-драматизации с пальчиками;

    с куклами би-ба-бо;

    импровизации;

    с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

III часть. Решение педагогических ситуаций

1. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью? Следует ли водить малышей в театр?

2. В календарном плане воспитателя было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитатель добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

3. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу дей­ствия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпает­ся», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

4. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поста­вить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игро­вой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

IV часть. Решение кроссвордов

1 команда - Десять Р

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

2 команда - Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

Ответы : 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

V часть. Задания для капитанов

Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.

С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;

Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.

Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.

И закончить нашу игру хочется словами Л.С.Выготского:

«Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Подведение итога игры. Награждение.

Итоги КОНКУРСА УГОЛКОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ, награждение победителей

Решение педсовета

1. Продолжать работу по развитию речевой активности через театрализованную деятельность детей, в планах отражать эту работу (воспитатели групп, в течение года) .

2. В каждой возрастной группе проводить на занятиях по развитию речи артикуляционную гимнастику. Создать картотеку арт. упр. в каждой группе. Ответственные: воспитатели. Сроки исполнения: постоянно

3. В календарных планах отражать текущую работу с родителями в разделе «Взаимодействие с родителями» май 2014г.

4. Пополнять наглядно-информационные центры консультативным материалом, согласно возрастным требованиям и специфике театральной деятельности.

Сроки исполнения:постоянно.

Ответственные: воспитатели групп, музыкальные руководители

5. Ввести в алгоритм календарного планирования проведение театрализованных игр, этюдов, дыхательных и артикуляционных упражнений.

Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

6. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности в д/с.

Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: педагоги ДО.

педсовет № 2 2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задания / команда

«Маска»

«Театралочка»

1 часть

    разминка

    Кто вперёд

2 часть

    Продолжите предложение...

    Назовите

3.Скажите...

4.Охарактеризуйте..

3 часть

Решение педагогических ситуаций

4 часть

Решение кроссвордов

5 часть

Задания для капитанов

Оценивание по пятибальной системе

Жюри: руководитель ГККП «Детский сад № 21 «Самал» Бекенова К.Ш.-

Педагог- психолог Ппнфилова Ю.В. –

Методист Бурибаева Т.М.-

2 команда - Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

    Главный руководитель, постановщик спектакля.

    Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

    Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

    Исполнитель ролей в театральных представлениях.

    Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Перерыв между действиями спектакля.

    Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

    Что лучше всего подарить артисту, который понравился?







1 команда - Десять Р

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром


Старший воспитатель: Пташкина О.Н.,
МБДОУ д/с № 2 «Радуга» г. о. Красноармейск
Тематический педсовет от 06.05.2015 г.
«Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Цель: совершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. Систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
План проведения педсовета.
1. Приветствие педагогов.
2. О выполнении решения педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении».
3. Выступление старшего воспитателя Пташкиной О.Н. "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" с сопровождением презентации.
4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей».
5. Методическая копилка (из опыта работы воспитателей):
5.1. Обучение пересказываю.
5.2. Обучение составлению рассказа по картине.
5.3. Метод наглядного моделирования-мнемотаблицы.
5.4. Разучивания стихотворений с детьми.
5.5. Формирование звуковой культуры речи.
6. Практическая часть:
- Разработка памятки «Факторы успешного речевого развития»
- Игра «Загадочные схемы».
7. Принятие решения педсовета.
8. Рефлексия.
Ход педсовета
1. Приветствие педагогов. Упражнение «Подарок». Старший воспитатель.
Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем педсовете, тема которого «Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Сегодня природа нас радует хорошей и теплой погодой, и я хочу всех порадовать и настроить на продуктивную работу небольшим, но теплым подарком. Я также хочу, чтобы все из вас подарили друг другу теплые подарки, а дарить мы их будем по очереди средствами пантомимы. Изображаем свой подарок и передает его своему соседу справа (мороженое, цветок и т.п.).
О выполнении решения педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении». Заведующий д/с.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». /Ушакова О.С./ Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Цели и задачи речевого развития дошкольников. Просмотр презентации.

Результаты тематического контроля.
Краткая справка по результатам тематического контроля «Речевое развитие детей».
Методическая копилка.
Выступления воспитателей из опыта работы с детьми:
«Обучение пересказываю».
«Обучение составлению рассказа по картине».
«Метод наглядного моделирования-мнемотаблицы».
«Разучивания стихотворений с детьми».
«Формирование звуковой культуры речи».
Практическая часть:
Разработка памятки «Факторы успешного речевого развития»
Участники делятся на две команды. 1-я команда разрабатывает памятку для педагогов, 2-я – для родителей.
Факторы успешного речевого развития детей
Памятка для педагогов Памятка для родителей
1. Педагогам создавать педагогические условия для развития речи. Развивать и поощрять все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий.
2. Применять специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учить определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
4. Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
5. Работать с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.
6. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
7. Обеспечивать развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.
Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
Совместные игры взрослого и ребенка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)
Игра «Загадочные схемы»
Какая потешка закодирована в этой схеме?
«Водичка, водичка»

Разделить воспитателей на две команды.
задание для каждой команды:
По схеме разгадать загадку:
«Загадка (ёжик)»

Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками.
«Огурец (загадка)»

Без окон, без дверей полна горница людей.
4543425920752 задание: Составить таблицу к стихотворению «Лето»:
Лето, леток нам пришло.
Стало сухои тепло.
По дорожке прямиком
ходят ножки босиком.
Принятие решения педсовета.
Примерное решение педсовета:
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи
(ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок – май, июнь месяц) .- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственные старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.
(ответственные заведующий д/с, старший воспитатель)
4. Рекомендовать воспитателям при проведении родительских собраний в конце года отразить проблему «Развитие речи дошкольника".
Рефлексия.


Приложенные файлы