Первый русский террорист. История возникновения терроризма в россии

1 февраля (по православному "юлианскому" календарю) - годовщина рождения Б.В. Савинкова и Л.А. Тихомирова

РАЗБОЙНИКИ НА ГОЛГОФЕ


Убийство ради любви

…моя сила сломалась.
Я шел, шатался.
Огненный шар раскалялся…
И уже тяжкая подымалась
Радость. Радость от века -
Радость, что я убил человека.


Эти стихи были опубликованы в 1931 году в Париже уже после смерти их автора, прожившего недолгую и страшную жизнь.

Будущий проповедник и «аристократ» русского террора Борис Викторович Савинков появился на свет 19 января (по ст. ст.) 1879 года в городе Харькове в семье провинциального судьи.

В 24 года он стал одним из основателей Боевой организации партии эсеров, развязавшей в начале ХХ века чудовищную охоту на представителей государственной власти Российской империи. Под непосредственным руководством Савинкова были убиты министр внутренних дел Плеве и генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Но это лишь вершина кровавого айсберга. Общее число жертв эсеровского террора к 1907 году достигло более 6000 человек. И это не считая самих убийц, их родителей, жен и детей, которые тоже стали своеобразными жертвами террора. Как понять, во имя чего они исковеркали свою жизнь?
В те годы Савинков писал об этом так: «Воля народа - закон. Это завещали Радищев и Пестель, Перовская и Егор Сазонов. Прав или не прав мой народ, я - только покорный его слуга. Ему служу и ему подчиняюсь. И каждый, кто любит Россию, не может иначе рассуждать».

Сегодня, как и 100 лет назад, некоторым выгодно представить Савинкова и его соратников бандой бездушных космополитов, с радостью разрушавших Россию на еврейские деньги. Как видим, это не совсем так. Многие из них искренне верили, что, убивая чиновников, помогают Родине.

«Мы выросли в парниках, в тюрьме или в “вишневом саду”. Для нас книга была откровением. Мы знали Ницше, но не умели отличить озимых от яровых; “спасали” народ, но судили о нем по московским “Ванькам”. Мы были барами, народолюбцами из дворян», - позднее писал Савинков.

Решительные меры, предпринятые премьер-министром Столыпиным в 1907 году, в конце концов остановили волну террора и вынудили Савинкова бежать из России. В эмиграции его ждало новое разочарование. Его учитель, шеф и создатель боевой организации Евно Азеф оказался провокатором, двойным агентом той самой царской охранки, ради борьбы с которой Савинков изначально и ушел когда-то в террор.

Жизнь ни во что

Савинков решил уйти из революции в литературу. Написал «Воспоминания террориста» и еще несколько книг. Но его совесть была навеки обагрена кровью. Он не жил, а мучился: «В детстве я видел солнце. Оно слепило меня, жгло лучистым сиянием. В детстве я знал любовь - материнскую ласку. Я невинно любил людей, радостно любил жизнь. Я не люблю теперь никого. Я не хочу и не умею любить. Проклят мир и опустел для меня в один час: все ложь и суета». Всю оставшуюся жизнь Савинков ощущал на себе это проклятие. Он страдал от богооставленности. Но не мог, не хотел искать защиты у своего Творца.

«Какому богу мне молиться, чтобы он не оставил меня? Где моя защита и кто мой покровитель? Я один. И если нет у меня бога, я сам себе бог. Я не хочу молитвы рабов… Пусть Христос зажег словом свет. Мне не нужно тихого света. Пусть любовь спасет мир. Мне не нужно любви. Я один. Я уйду из скучного балагана». Написав эти страшные слова, он прожил еще 15 лет. Пытался примириться со своей страной в Первую мировую войну, помогать ее новым, скороспелым вождям после Февральской революции и даже защищать ее от коммунизма после Октябрьского переворота. Он устраивал новые заговоры и писал о них новые книги. Но все эти годы его душу разъедало отчаяние: «У меня нет дома и нет семьи. У меня нет утрат, потому что нет достояния. И я ко многому равнодушен. Мне все равно, кто именно ездит к Яру, - пьяный великий князь или пьяный матрос с серьгой: ведь дело не в Яре. Мне все равно, кто именно “обогащается”, то есть ворует, - царский чиновник или “сознательный коммунист”: ведь не единым хлебом жив человек. Мне все равно, чья именно власть владеет страной - Лубянки или Охранного отделения: ведь кто сеет плохо, плохо и жнет… Что изменилось? Изменились только слова».

В 1924 году Борис Савинков попал в руки чекистов при нелегальном переходе границы. На суде он неожиданно для многих признал советскую власть. Большевики приговорили его к 10 годам тюрьмы. Но 7 мая 1925 года он сам вынес себе и привел его в исполнение, выбросившись в лестничный пролет лубянской тюрьмы.

Задолго до смерти он написал: «Я не верую в рай на земле, не верую в рай на небе. Я не хочу быть рабом, даже рабом свободным. Вся моя жизнь - борьба. Я не могу не бороться. Но во имя чего я борюсь, не знаю».

Карьера подпольщика

А ведь у Савинкова был иной выход. Ему стоило только переступить через себя, через свое отчаяние, гордость, страх…

Мог ли он это сделать? Мог. Ему было дано довольно сил и времени. А главное, у него перед глазами находился живой образец человека, тоже посвятившего террору всю свою молодость, но нашедшего в себе мужество для покаяния. Ровно за 27 лет до рождения Савинкова, 19 января 1852 года, в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача родился великий русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров.
«Русское правительство не имеет никакого нравственного влияния, никакой опоры в народе, вот почему Россия порождает столько революционеров, вот почему даже такой факт, как цареубийство, вызывает у огромной части населения радость и сочувствие! Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя отвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. Исполнительный комитет обращается к Вашему Величеству с советом избрать второй». Когда Тихомиров написал эти строки, ему было 29 лет. Член Исполнительного комитета террористической партии «Народная воля» и редактор партийной газеты, он к этому времени пользовался непререкаемым авторитетом среди русских радикалов. Его друзья-заговорщики совершили наконец седьмое, «удачное» покушение на царя-освободителя Александра II. Россия застыла в ужасе. И вот он вместе с товарищами, желая «воспользоваться моментом», грозит и дерзко ставит условия сыну только что убитого императора Александру III. Насколько же бесчувственным нужно было быть, чтобы осмелиться на такое?

«С ранней юности, - вспоминал впоследствии Тихомиров, - я усвоил себе миросозерцание, которое тогда господствовало в “прогрессивных” слоях русского общества. Как и все, я воспринял эти взгляды еще тогда, когда не имел никаких самостоятельных наблюдений жизни, никакой самостоятельности критики, да не имел еще и достаточно созревшего для работы ума… Как и все зараженные “прогрессивным” мировоззрением, я узнал жизнь сначала по книгам».

Меньше чем через год грозившая престолу революцией «Народная воля» была полностью разгромлена. Тихомиров тайно уехал за границу. Он собирался наладить там выпуск подрывной антиправительственной литературы, с помощью которой можно было бы соблазнить террором новое молодое поколение российских граждан. Однако жизнь в свободной Европе и настроения в кругу русской революционной эмиграции разочаровали его так же сильно, как позднее Савинкова. «Моя личная практика заговорщика, мое мало-помалу увеличивающееся наглядное знакомство с действительностью французской политики, мое, наконец, теоретическое, тоже все накопляющееся знание социальных явлений - все меня убеждало, что наши идеалы, либеральные, радикальные, социалистические, есть величайшее умопомрачение, страшная ложь, и притом ложь глупая», - писал он.

Ренегат или реалист?

Тихомиров не враз переменил свои убеждения. Ему недостаточно было убедиться в нелепости революционных теорий, его деятельная душа жаждала новой реальной веры.

Христиане знают, что человеку, находящемуся в духовном поиске, часто посылаются очищающие душу скорби. Они должны не только смирить грешника, но и помочь ему вновь обрести связь с Богом через молитву. Таким событием для Льва Тихомирова стала тяжелая болезнь сына (впоследствии епископ Тихон; † 1955. - Ред.).

«Когда болезнь Саши подвергла меня настоящим пыткам, я, с одной стороны, почувствовал в себе прилив бороться до крайности, с другой - у меня появилось нечто вроде молитвы, - вспоминал позднее революционер. - Я не молился общепринятыми знаками, но я обращался к кому-то в душе, в сердце. К кому? Я не знал, и даже знал, что ни к кому, а все-таки обращался… Я молил кого-то о пощаде, я кому-то давал обеты. Я иногда говорил в себе: Господи, если Ты есть, помоги… И вера вливалась в меня с каждым днем, вера беспорядочная, неясная, вера неизвестно во что. Веру ясную, догматическую мне неоткуда было взять, и я еще о ней мало думал… Мои таинственные беседы с Евангелием большей частью касались чисто высших вопросов миросозерцания. Что правда? В чем обязанность моя? Но случалось, искал я утешения и совета своим безвыходным материальным положением. И вот в одну такую минуту попадается мне ответ: “…и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя египетского фараона”. Этот ответ мне упорно попадался много раз, в разные дни. Он меня поразил этой настойчивостью».

В 1888 году революционные круги всколыхнуло небывалое известие. Бывший член исполкома «Народной воли» публично обратился к русскому царю… с покаянной просьбой о помиловании: «В середине года я напечатал в Париже на французском языке отдельным изданием “Исповедь террориста”. На русском языке та же брошюра была выпущена под заглавием “Почему я перестал быть революционером?”. Это была бомба, разворотившая до основания революционный муравейник. Никого не называя, я разоблачил подполье, его навыки, приемы, бесчестную игру, вредную тактику, своекорыстие, карьеризм; покаялся в своих ошибках и поставил крест на прошлом, призывая моих бывших товарищей работать не против государства, а вместе с государством, для народа».

Об этом поступке Тихомирова долго говорили в России и за границей. Одни возмущались, другие подозревали обман. Но Александр III поверил честному слову того, кто еще семь лет назад угрожал убить его. Тихомиров получил полное прощение.

Возвратившись в Россию, он мог навсегда уйти из политики. Но обретенная вера внушила ему сознание необходимости искупления своих прежних революционных грехов. Бывший безбожник сделался одним из самых горячих и глубоких заступников Православия и самодержавия. Он написал сотни статей с критикой атеизма, социалистических и либеральных учений, а его фундаментальная работа «Монархическая государственность» стала настольной книгой каждого просвещенного защитника престола.

Лев Тихомиров тихо скончался в Сергиевом Посаде в 1923 году. Победа социалистической революции, делу которой он отдал когда-то многие годы, не обрадовала, но и не ужаснула его. Свой второй капитальный труд - «Религиозно-философские основы истории» - он закончил такими словами: «Человечество решает своей свободной волей, идти ли к Богу или отказаться от Него. Пока среди людей находятся желающие быть с Богом, а Богу это всегда известно, конца мира не наступит.

В истории бывали времена с таким сильным напряжением зла, что казалось, незачем уже существовать миру дальше. Такие эпохи, к которым принадлежит и наша, по своему характеру действительно составляют “последние времена”. Но Господь не открывает людям сроки жизни мира, чтобы наша свободная воля не связывалась соображениями - “еще не скоро” или “все равно уже поздно”, ибо наша работа на Царствие Божие должна обусловливаться не такими прикладными соображениями, а свободным исканием добра или зла, свободным желанием работать на Господа или отвергнуть Его».

Тихомиров и Савинков родились в один день. Начало их жизни также оказалось весьма схожим. Но завершили свои дни они совсем по-разному. Возможно, для многих из нас эта разница послужит поводом для того, чтобы лишний раз задуматься о своей жизни и постараться понять, куда же приведут нас выбранные с детства пути.


Последние полвека своего существования царской власти приходилось противостоять натиску радикальных революционеров, избравших своей стратегией террор. Терроризм охватывал страну волнами, каждый раз оставлявшими после себя загубленные жизни и надежды. Какие методы применяли революционеры, против чего они боролись, и как всё закончилось - в нашем материале.


От «Молодой России» до покушения на императора

В 1862 году двадцатилетний заключенный Тверской полицейской части Петр Заичневский написал прокламацию «Молодая Россия», быстро разошедшуюся по всем крупным городам империи. В прокламации, выпущенной от имени несуществующего Центрального Революционного Комитета, лекарством для излечения недугов общества объявлялся революционный террор, а главной целью террористов - Зимний дворец.

Автор вдохновлялся в основном идеями французского социалиста-утописта Л. О. Бланки, но отчасти и Герцена, чьи труды распространял организованный Заичневским в Москве студенческий кружок. Однако Герцен отозвался о молодых сторонниках террора с отеческой снисходительностью: «Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольется, то это будет их кровь - юношей-фанатиков». Время показало, что он ошибался.

Популярность радикальных взглядов стала очевидной, когда было совершено первое из многочисленных покушений на Александра II. 4 апреля 1866 года член тайного общества «Организация» Дмитрий Каракозов выстрелил в императора, направлявшегося после прогулки в Летнем саду к своей карете. Изумленный Александр спросил террориста, одетого, как крестьянин, почему тот хотел убить его. Каракозов ответил: «Ты обманул народ: обещал ему землю, да не дал».


К повешению приговорили и Каракозова, и лидера «Организации» Николая Ишутина. Но последнему объявили о помиловании в момент, когда на его шею уже была наброшена петля. Не в силах справиться с потрясением, он сошел с ума.

Процесс нечаевцев

В ноябре 1869 года произошло событие, подсказавшее Достоевскому идею романа «Бесы». Московский студент Иван Иванов был убит своими же товарищами - членами кружка «Общество народной расправы». Его обманом заманили в грот на берегу пруда в парке Петровской сельскохозяйственной академии, избили до бесчувствия и застрелили. Тело, спущенное под лед, было найдено спустя несколько дней.


Судебный процесс затронул почти девяносто человек и широко освещался в газетах. Был обнародован документ, получивший название «Катехизис революционера». В нем говорилось, что революционер - «человек обреченный», отказавшийся от собственных интересов, чувств и даже имени. Его отношения с миром подчинены единой цели. Он должен не задумываясь принести соратника в жертву, если это нужно для грядущего «полнейшего освобождения и счастья» народа.

Сергей Нечаев, лидер «Народной расправы», автор (или один из авторов) «Катехизиса» и организатор убийства Иванова, действительно не задумываясь приносил товарищей в жертву, но чистота его намерений более чем сомнительна.

Он был умелым мистификатором и манипулятором. Он распространял о себе легенды - например, о своем героическом побеге из Петропавловской крепости. Отправившись в Швейцарию, Нечаев ввел в заблуждение Бакунина и Огарева и получил 10 000 франков на нужды вымышленного революционного комитета. Он оболгал студента Иванова, обвинив в предательстве, тогда как вся вина молодого человека состояла в том, что он осмелился спорить с Нечаевым. А это, по мнению лидера, могло подорвать его авторитет в глазах остальных.

После начала арестов Нечаев сбежал, бросив товарищей на произвол судьбы, за границу - снова в Швейцарию. Но был выдан швейцарскими властями российским в 1872 году.

Процесс нечаевцев произвел сильное впечатление не только на Достоевского. Вскрывшиеся факты на несколько лет отвратили большинство оппозиционно настроенной интеллигенции от мыслей о пользе террора.

Суд над Верой Засулич

Новую веху развития революционного терроризма в России историки отсчитывают от покушения на санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в начале зимы 1878 года. Пришедшая к чиновнику на прием 28-летняя революционерка-народница Вера Засулич тяжело ранила его двумя выстрелами в живот.


Поводом для покушения стала вздорная выходка Трепова, имевшего репутацию взяточника и самодура. В обход запрета телесных наказаний он распорядился высечь розгами заключенного, который не снял перед ним шапку.

Засулич спасли от каторги два блестящих юриста: председатель окружного суда А. Ф. Кони и адвокат П. А. Акимов. Им удалось подать дело так, что присяжные, по сути, рассматривали уже не уголовное преступление, а нравственное противостояние жестокого градоначальника, олицетворявшего все замшелое и косное, что было в правительственной системе, и молодой женщины, движимой исключительно альтруизмом.


Кони лично наставлял Веру Засулич - по воспоминаниям современников, мягкую, стеснительную, рассеянную до неряшливости, - как произвести наилучшее впечатление на суде. Он принес поношенный плащ («мантильку»), который должен был помочь подсудимой показаться безобидной и заслуживающей жалости, и уговаривал ее не грызть ногти, чтобы не оттолкнуть присяжных.


Присяжные оправдали Засулич. Это вызвало восторг либеральной общественности в России и на Западе и возмущение императора и министра юстиции К. И. Палена. Но главным следствием дела Засулич стало то, что ее пример вдохновил других и привел к волне терактов в 1878–1879 годах. В частности, 2 апреля 1878 года член революционного общества «Земля и воля» Александр Соловьев пять раз выстрелил (все пять раз промахнувшись) в Александра II близ Зимнего дворца.

Сама же Вера Засулич вскоре стала убежденной противницей террористических методов.

«Народная воля». Охота на царя

Летом 1879 года «Земля и воля» раскололось на «Черный передел», исповедовавший мирные «народнические» способы борьбы, и террористическую «Народную волю». Члены последней в 1881-м положили конец ожесточенной охоте на «царя-освободителя» Александра II, которая велась пятнадцать лет, со времен Каракозова.

Одной лишь осенью 1879 года народовольцы трижды неудачно пытались подорвать царский поезд. Следующую попытку цареубийства они предприняли 5 февраля 1880-го. На этот вечер в Зимнем дворце был намечен торжественный ужин. Степан Халтурин, устроившийся на работу во дворец столяром, заранее заложил динамит в подвалы. Интересно, что ему выпала возможность убить императора еще до намеченной даты. Халтурин и Александр II случайно остались наедине в царском кабинете - но император так любезно разговаривал со «столяром», что у того не поднялась рука.

5 февраля Александра и всю его семью также спасла случайность. Ужин задержался на полчаса из-за опоздания высокопоставленного гостя. Однако взрыв, прогремевший в 18.20, убил десятерых солдат. Восемьдесят человек ранило осколками.


Развязка трагедии произошла 1 марта 1881 года. Царя предупреждали о подготовке очередного покушения, но он отвечал, что, коли уж высшие силы хранили его доселе, то сохранят и впредь.

Народовольцы заминировали Малую Садовую улицу. План был многоступенчатым: на случай осечки на улице дежурили четверо бомбометателей, а если бы и их постигла неудача, собственноручно зарезать императора должен был Андрей Желябов. Цареубийцей стал второй из бомбометателей, Игнатий Гриневицкий. Взрыв смертельно ранил и террориста, и императора. Александра II, которому раздробило ноги, перенесли в Зимний, и через час он скончался.


10 марта революционеры представили его наследнику Александру III письмо-ультиматум, призывая к отказу от мести и «добровольному обращению верховной власти к народу». Но добились они прямо противоположного результата.

Казнь пятерых из первомартовцев - Желябова, Николая Кибальчича, Софьи Перовской, Николая Рысакова и Тимофея Михайлова - положила начало так называемому периоду реакции. А среди крестьян Александр II прослыл царем-мучеником, которого погубили недовольные реформами дворяне.

Покушение на Александра III

Попытки возродить «Народную волю» и ее дело предпринимались несколько раз. 1 марта 1887 года, ровно через шесть лет после гибели Александра II, члены «Террористической фракции “Народной воли”», основанной Петром Шевыревым и Александром Ульяновым, покусились на жизнь Александра III. Взрывчатку для теракта брат будущего «вождя мировой революции» купил, продав свою гимназическую золотую медаль.


Покушение было предотвращено, а его главные организаторы - вновь пять человек, включая Ульянова и Шевырева, - повешены в Шлиссельбургской крепости. Дело «Второго 1 марта» надолго положило конец революционному террору в России.

«Мы пойдем другим путем»

Фраза, якобы сказанная Владимиром Ульяновым после смерти брата, - на самом деле перефразированная строка поэмы Маяковского. Но действительности она не соответствует и по сути. Большевики, так же как эсеры и анархисты, активно участвовали в подъеме революционного терроризма в начале XX века. При всех этих партиях существовали боевые организации.

В 1901–1911 годах террористы убили и ранили, в том числе и случайно, порядка 17 000 человек. Революционеры не брезговали сотрудничеством с уголовниками в операциях, связанных с продажей оружия и контрабандой. К терактам иногда привлекались дети: так, четырехлетнюю «товарища Наташу» ее мать, большевичка Драбкина, использовала для прикрытия при перевозке гремучей ртути.


Арсенал и инструментарий террористов, с одной стороны, предельно упростился - в ход нередко шла самодельная взрывчатка из консервных жестянок и аптечных снадобий. С другой стороны, покушения стали планироваться более продуманно и тщательно. В своих воспоминаниях Борис Савинков описывал, как боевики-эсеры неделями выслеживали важных персон, работая извозчиками и уличными торговцами. Такая слежка велась, например, при подготовке покушений на министра внутренних дел В. К. фон Плеве в Петербурге и на московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.


Последним значительным терактом в литературе часто называют убийство в 1911 году П. А. Столыпина анархистом Дмитрием Богровым, однако акции террористов продолжались вплоть до Февральской революции.

Именно с революционным террором и связан Храм Спаса на Крови. Многих удивляет, .

Оригинал взят у pravdogovorun в

Ниже расписано, как из обычных людей, молодых ребят, делают террористов, а из женщин смертниц. Это реально страшно. И всё больше русских попадает в их сети.

Вроде бы дико и, на самом деле причины дикие, но работает ведь... Ужас просто... И что самое ужасное, порой все эти процессы происходят на наших глазах. Когда агитаторы, не скрываясь, "вещают" в центре Москвы, например. И это вызывает уже тогда большие вопросы.

В крупных городах России сегодня действует разветвленная сеть по вербовке террористов.

Свое внимание идеологи смерти сосредоточили на образованных молодых людях. Меняется и национальный состав будущих боевиков. Теперь это не только и не столько выходцы с Северного Кавказа и даже не представители других мусульманских народов России.

Главной питательной средой для бандподполья становятся русские. Как юноши и девушки из благополучных семей превращаются в фанатиков и убийц? Технология вербовки на волгоградском примере. В дагестанском селе Гуниб, где родилась и долго жила Наида Асиялова, те, кто ее знали, не могут прийти в себя. Соседи, друзья семьи, знакомые, учителя школы, которую когда-то закончила Наида. Все вспоминают — была обычная девушка, выросла в любви, в заботе. Воспитывали, в основном, бабушка и дед, мама — почтальон по профессии — очень много работала.

По словам знакомых, особо религиозной девушка не была, одевалась современно, потом вышла замуж за турка, уехала в Москву. А потом что-то случилось, и Наида полностью ушла в религию. Стала посещать мечеть и носить платок, что, впрочем, вполне соответствует традиционному исламу. Однако в ее религиозности была какая-то одержимость. И это было совсем не похоже на ту девушку которую все знали раньше.

Мать Наиды Асияловой сегодня весь день допрашивали в следственном комитете в Махачкале. Говорят, что когда вечером к ней приехали оперативники, она даже не могла разговаривать, настолько была шокирована поступком дочери. В подмосковном городе Долгопрудный, родители мужа Асияловой студента Дмитрия Соколова тоже в состоянии шока. Рассказывают, что молодые люди познакомились около двух лет назад. Девушка родителям даже понравилась, спокойная, воспитанная, и ничего, что она была старше сына. Родители сняли для них квартиру в доме напротив. Дмитрий заинтересовался исламом, стал посещать московскую мечеть в районе Отрадное. Некоторые прихожане и продавцы магазинчиков при мечети помнят Соколова.

А вскоре начались странности. Сын стал поздно приходить домой: в два-три часа ночи. Говорил, что общается с друзьями, молодыми мусульманами. Потом пошел на курсы арабского языка. Они находятся на юге Москвы. Сегодня здесь было закрыто, занятий не проводилось. Однако курсы по-прежнему работают. После одного из занятий Дмитрий Соколов не вернулся домой.

Нашелся Дмитрий Соколов в Дагестане, куда ранее уехала Наида, а чуть позже молодой человек взял имя Абдул Джабар и ушел в банду. По версии следователей, Наида Асиялова была как раз вербовщицей боевиков, и ее знакомство с Соколовым было совсем неслучайным. На самом деле, по всей России действует отлаженная сеть по вербовке в терористические ячейки молодых мусульман — неважно даже русских, аварцев, татар или чеченцев. Работают через соцсети, появляется группа в вузе или где-то еще и начинают заманивать. Если это парень, то привлекают романтикой. Ты не любишь ментов? А мы их вообще убиваем.

Вербовщики — отличные психологи. Они тщательно подбирают кандидата. Желательно, чтобы у него было немного друзей, чтобы он был замкнутый, еще лучше — чтобы были проблемы в семье, чтобы была необходимость восполнить недостаток общения, и повысить самооценку. Парню объясняют, что есть правильный ислам, этот тот который вот тут, в их маленькой группе и неправильный. А потом ему предлагают первое задание - передать, например, посылку какому-то знакомому. Дальше задания уже более конкретные — передать оружие, перегнать машину, потом теракт, и все — обратной дороги уже нет. Он повязан кровью и коллективной ответственностью. Причем, среди боевиков среднего и высшего звена все чаще стали появляться русские.

Среди боевиков и командиров русских больше, чем татар, ингушей и чеченцев вместе взятых. С девушками ситуация чуть иная. Их сразу рассматривают как потенциальных смертниц. Обычно девушку сначала обрабатывают по той же схеме, рассказывают про правильный и неправильный ислам. Потом она становится женой, точнее сожительницей какого-нибудь боевика или полевого командира. После его неизбежной гибели, она становится женой другого члена бандподполья. А потом начинается новый этап — подготовка к самоподрыву.

Ей говорят что он находится в раю, этот боевик, и она может с ним воссоединиться, совершив такой, как ей говорят, героический поступок. То есть, взорвав себя и какое-то количество неверных. Почти все террористки-смертницы, задействованные в терактах последних десяти лет, были вдовами боевиков. Причем не стоит думать, что агитацию и вербовку ведут как-то тайно, под покровом ночи. Все происходит вполне открыто. Вот съемки, сделанные как раз в той столичной мечети в Отрадном, которую посещал Соколов. После молитвы выходят люди, а на крыльце стоит агитатор. Причем слушают его и одобрительно реагируют на его слова.

После выступления агитатор спокойно уходит.

Возможно, и Дмитрий Соколов общался с каким-нибудь подобным вербовщиком, прежде чем уехать в Дагестан и стать подрывником.

Многие вербовщики - вот такие цивильные дяди.

По материалам "Вести.ру".

Больше внимания этой теме уделялось в работах зарубежных исследователей. Американский историк Н. Неймарк был одним из немногих, кто попытался создать общую концепцию истории российского революционного терроризма, которую он изложил в статье «Терроризм и падение императорской России». Неймарк полагал, что действия террористов, считавших попытки правительственных реформ недостаточными, были использованы чиновниками для сворачивания реформ. Государство, по его мнению, предпринимая экстраординарные меры против революционеров, свернуло с пути собственного прогресса и построения гражданского общества .

Истоки и непосредственные причины использования террористических методов в революционной борьбе

Среди причин, обусловивших переход революционеров к методам террора, историки выделяют незавершённость реформ царского правительства, невосприятие массами революционных идей, пассивность общества по отношению к революционному движению, месть властям за репрессии , в т. ч. по отношению к террористам , чрезмерную персонификацию власти революционерами. Террор рассматривался его идеологами, с одной стороны, как способ дезорганизовать правительство и побудить его к реформам; с другой стороны - как способ подтолкнуть народ к восстанию, ускорить ход истории .

Начало террора

Действия Каракозова были осуждены рядом известных деятелей революционного движения, среди которых А. И. Герцен , М. К. Элпидин, Н. Я. Николадзе. В то же время выстрел Каракозова произвёл сильное впечатление на революционную молодёжь. Б. П. Козьмин, исследователь эпохи 1860-х годов, писал: «Каракозов и его покушение - обычная тема для разговоров в среде революционной молодежи того времени…» .

Первой последовательно террористической организацией стало основанное С. Г. Нечаевым в 1869 году общество «Народная расправа». Нечаев составил список лиц - первых кандидатов на уничтожение, но единственным террористическим актом, который он осуществил, стало убийство члена его организации студента И. И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву. Убийство было раскрыто и на десять лет скомпрометировало методы террора в революционном движении .

Новый подъём терроризма в революционном движении произошёл в 1878 году , начавшись с выстрела Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова , - таким образом она отомстила Трепову за его приказ подвергнуть порке заключённого Петропавловской крепости Боголюбова, который не пожелал снять перед Треповым головной убор. Суд присяжных, к неожиданности для правительства, оправдал Засулич. Это послужило, с одной стороны, распространению террористических идей среди части революционной молодёжи, а с другой - ужесточению репрессивных мер царского правительства. С этих пор аналогичные дела по политическим убийствам и насильственным действиям выносились на рассмотрение военных судов, а не судов присяжных .

За выстрелом Засулич последовал ряд других террористических актов: покушения на главу жандармерии Одессы барона Г. Э. Гейкинга, на прокурора Киева М. М. Котляревского, на агента сыскной полиции А. Г. Никонова. 4 августа 1878 года землеволец С. М. Кравчинский заколол в центре Петербурга шефа жандармов генерал-адъютанта Н. В. Мезенцева. Продолжался революционный террор и в следующем, 1879 году .

Провал «хождения в народ», кажущаяся неосуществимость народного восстания в ближайшие годы, с одной стороны, и репрессии правительства - с другой стороны - подталкивали часть народников к террористическим методам политической борьбы .

«Народная воля»

«Народная воля» имела около 500 активных членов, террором занимались в ней лишь члены и ближайшие агенты Исполнительного комитета партии, а также несколько метальщиков, техников и наблюдателей. Из рядовых членов «Народной воли» в подготовке и осуществлении всех восьми покушений на императора принимали участие 12 человек .

Целью террора организация поставила дезорганизацию правительства и возбуждение народных масс. Необходимость террора народовольцы обосновывали преследованиями народников со стороны властей и личной ответственностью Александра II за репрессии, которую зафиксировал Исполнительный комитет «Народной воли» в смертном приговоре царю .

За Александром II была устроена настоящая «охота». Три попытки устроить крушение царского поезда были предприняты осенью 1879 года . 5 февраля 1880 года С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце , в результате которого император не пострадал, хотя было убито и ранено несколько десятков человек. Наконец 1 марта 1881 года группой народовольцев было осуществлено покушение на Александра II путём бомбометания, в ходе которого император был смертельно ранен вместе с И. И. Гриневицким , одним из бомбометателей .

После цареубийства Исполнительный комитет «Народной воли» 10 марта предъявил новому императору Александру III письмо-ультиматум, в котором заявлялась готовность прекратить вооружённую борьбу и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». Перед императором ставился выбор :

Или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. В интересах родной страны, <…> во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь.

К 17 марта все участники убийства Александра II были арестованы, а затем преданы суду. 3 апреля 1881 года пятеро первомартовцев : А. И. Желябов , С. Л. Перовская , Н. И. Кибальчич , Т. М. Михайлов и Н. И. Рысаков - были повешены.

Всего в 1879-83 прошло более 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. чел. Энергичное противодействие деятельности организации со стороны властей привело к её идейному и организационному кризису . Оставшиеся в живых члены «Народной воли» были приговорены к длительным срокам заключения и вышли на свободу лишь в период революции 1905-1907 гг.

Убийство Александра II, вопреки предположениям теоретиков народнического социализма, не привело к революции - наоборот, оно породило слухи о том, что царя-освободителя убили дворяне ради восстановления крепостного права. Реформы, начатые Александром II, были остановлены. В стране наступила эпоха реакции .

В последующие годы было предпринято несколько попыток возродить «Народную волю». Последней из них было создание под руководством П. Я. Шевырева и А. И. Ульянова «Террористической фракции партии „Народная воля“». С арестом группы Шевырева - Ульянова после неудачного покушения на Александра III, осуществлённого 1 марта 1887 года , революционный террор в России прекратился почти на 15 лет.

Терроризм начала XX века

Новый подъём революционного терроризма произошёл в начале XX века в условиях политического кризиса, вызванного отказом правительства от осуществления назревших реформ . Как указывает А. Гейфман, одной из главных предпосылок роста террора в этот период стало сосуществование в Российской империи социально-экономического подъёма и политической отсталости. Многие представители появлявшихся новых социальных групп не находили себе места в старой социальной структуре, что вызывало у них разочарование и толкало на путь революционной деятельности и террора .

В отличие от террористов второй половины XIX века, в основном принадлежавших к привилегированным социальным группам и разночинцам , большинство террористов новой революционной волны были выходцами из первого поколения мастеровых и чернорабочих, перебиравшихся в поисках заработка из села в город. Будучи зачастую выходцами из обедневших крестьянских семей, они нередко жили в тяжёлых экономических условиях и медленно адаптировались к новой обстановке. Такие люди легко поддавались революционной агитации, и, например, из всех политических убийств, осуществлённых партией эсеров , более 50 % были совершены рабочими .

Немалую часть террористов этого периода составили женщины. В Боевой организации ПСР было около трети женщин, а в целом от общего количества террористов они составляли четвёртую часть. Приток женщин в революционное движение был связан с происходившим в обществе пересмотром семейных отношений и распространением грамотности. В подпольных организациях они получали от мужчин уважение большее, чем могли получить где-либо в традиционных социальных слоях, и, т. о., реализовывали своё стремление к самоутверждению .

Активнее, чем раньше, в терроре принимали участие представители национальных меньшинств Российской империи: евреи, поляки, выходцы с Кавказа и из Прибалтики .

Как и прежде, участвовали в терроре начала XX века и представители привилегированных социальных слоёв и разночинцы, многие из которых были возмущены контрреформами Александра III , во многом ограничившими или отменившими политические достижения 1860-х. Они выбирали террор, поскольку считали невозможной действенную мирную работу в рамках существовавшего политического режима .

Свою роль в переходе революционеров к методам террора сыграл голод, возникший вследствие неурожая 1891 года, одновременно с которым в европейской части России вспыхнули эпидемии холеры и тифа. Наложившиеся на общую нищету деревень, они создавали благоприятную почву для радикальной агитации, и в голодающих областях повсюду появлялись революционные кружки. Тем не менее, деревня в 1890-х в была пассивна к революционной агитации, и это заставляло революционеров искать другие пути борьбы. Многие из них вернулись к идее индивидуального террора как средства разжигания народного восстания .

Отношение образованного общества к радикалам способствовало террору. Уже со времени оправдательного приговора по делу Засулич в 1878 году стало ясно, что симпатии либералов на стороне террористов. В последних видели героев, показывавших образцы бескорыстного самопожертвования и руководимых глубокой человечностью. Даже часть консервативных кругов перестала поддерживать царское правительство в его борьбе с радикалами, предпочитая держаться в стороне от политики и осуждать обе стороны .

Научно-технический прогресс облегчал радикалам задачи террора, позволяя производить оружие простых конструкций и в больших масштабах. По словам современников, «теперь любой ребенок мог сделать взрывное устройство из пустой консервной банки и аптечных препаратов» .

Как пишет Анна Гейфман, отдельные террористы своими акциями хотели спровоцировать ужесточение репрессивной политики правительства, чтобы усилить недовольство в обществе и вызвать восстание .

Толчком к всплеску терроризма послужили события «Кровавого воскресенья » 9 января 1905 года , когда войска правительства расстреляли направлявшееся к царю с петицией рабочее шествие .

Размах терроризма

Анна Гейфман приводит данные о статистике терроризма в начале XX века. Так, в течение года, начиная с октября 1905 года, в Российской империи было убито и ранено 3611 государственных чиновников. К концу 1907 года это число увеличилось почти до 4500 человек. Вместе с 2180 убитыми и 2530 ранеными частными лицами общее число жертв в 1905 - 1907 годах Гейфман оценивает числом более 9000 человек. По официальной статистике, с января 1908 года по середину мая 1910 года произошло 19957 террористических актов и экспроприаций, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3051 частное лица, при этом 1022 госчиновника и 2829 частных лиц были ранены .

Полагая, что значительная часть местных терактов не попала в официальную статистику, Гейфман общее число убитых и раненых в результате террористических актов в 1901 - 1911 годах оценивает числом около 17000 человек .

Массовым явлением после начала революции стали экспроприации.Так, только в октябре 1906 года в стране было зафиксировано 362 случая экспроприаций. В ходе экспроприаций, по данным Министерства финансов, с начала 1905 года по середину 1906 года банки потеряли более 1 миллиона рублей .

В крупных городах России самой активной в террористических акциях была партия социалистов-революционеров .

Эсеры

Партия социалистов-революционеров была образована в конце 1901 года, когда различные неонароднические организации слились в одну партию. Она стала единственной российской партией, официально включившей идеи терроризма в свои программные документы. Свою террористическую тактику партия рассматривала как продолжение традиций народовольцев .

В апреле 1902 г. убийством министра внутренних дел Д. С. Сипягина заявила о себе Боевая организация (БО) эсеров. БО являлась самой законспирированной частью партии, её устав был написан М. Гоцем. За всю историю существования БО (1901-1908) в ней работали свыше 80 человек. Организация была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание на совершение очередного террористического акта и указывал желательный срок его исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры, ЦК не имел права вмешиваться в её внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903-1908), являвшийся тайным агентом полиции, были организаторами партии эсеров и самыми влиятельными членами её ЦК.

Под руководством заместителя Азефа Бориса Савинкова члены Боевой организации совершили два наиболее известных террористических акта: убийство министра внутренних дел Плеве 15 июля 1904 года и убийство великого князя Сергея Александровича 4 февраля 1905 года. Благодаря этим успешным покушениям ПСР и её Боевая организация получили широкую известность и много сторонников: по случаю смерти министра, считавшегося противником любых реформ, никто не высказал соболезнований; великий князь Сергей Александрович также считался реакционером .

Аресты, проведённые полицией в марте 1905 года, существенно ослабили Боевую организацию. С февраля по октябрь её члены не осуществили ни один из запланированных терактов против крупных чиновников. После опубликования Октябрьского манифеста ЦК ПСР принял решение прекратить террористическую деятельность, и Боевая организация распалась. После подавления в Москве восстания в декабре 1905 года и роспуска I Думы предпринимались попытки возобновить её деятельность, но к началу 1907 года Боевая организация ПСР распалась окончательно .

Кроме Боевой организации, занимавшейся террором центрального значения, действовали местные террористические группы эсеров разного уровня, причём большинство терактов было совершено местными боевыми группами. В годы революции 1905-1907 годов приходился пик террористической деятельности эсеров. В этот период эсерами было осуществлено 233 покушения. Всего с 1902 по 1911 год эсеры совершили 248 покушений. 11 из них было организовано Боевой организацией .

В 1905-1906 годах из партии вышло её правое крыло, образовавшее Партию Народных Социалистов и отмежевалось левое крыло - Союз Социалистов-Революционеров-Максималистов.

Анархисты

Социал-демократы

Российские социал-демократы декларировали и подчеркивали свое нежелание участвовать в террористической деятельности, захлестнувшей Россию в начале XX века. В действительности практика деятельности социал-демократических организаций резко расходилась с их декларациями: громкие слова марксистов о неприятии террора не мешали социал-демократическим организациям поддерживать и лично участвовать в террористических актах.

Большевики

Корзина с бомбами, находившаяся в большевистской школе-лаборатории в деревне Хаапала. 1907.

Как свидетельствует одна из ближайших коллег Ленина, Елена Стасова, лидер большевиков, сформулировав свою новую тактику, стал настаивать на немедленном приведении её в жизнь и превратился в «ярого сторонника террора» .

Среди террористических актов большевиков было и множество «спонтанных» нападений на государственных чиновников, так Михаил Фрунзе и Павел Гусев убили урядника Никиту Перлова 21 февраля 1907 года без официальной резолюции. На их счету были и громкие политические убийства: по распространённой в исторической литературе версии, в 1907 году именно большевиками был убит знаменитый поэт Илья Чавчавадзе - вероятно, одна из самых знаменитых национальных фигур Грузии начала XX века . Это убийство, однако, так и не было раскрыто .

В планах большевиков были и громкие убийства: московского генерал-губернатора Дубасова, полковника Римана в Петербурге, а видный большевик А. М. Игнатьев, близкий лично Ленину, предлагал даже план похищения самого Николая II из Петергофа.

Отряд большевиков-террористов в Москве планировал взрыв поезда, перевозившего из Петербурга в Москву войска для подавления декабрьского революционного мятежа . В планах большевистских террористов был захват нескольких великих князей для последующего торга с властями, бывшими близко уже в тот момент к подавлению декабрьского восстания в Москве.

Как отмечает Анна Гейфман, большевиками планировался обстрел Зимнего дворца из пушки, которую они украли у гвардейского флотского экипажа.

Историк отмечает, что многие выступления большевиков, которые вначале ещё могли быть расценены как акты «революционной борьбы пролетариата», в реальности часто превращались в обычные уголовные акты индивидуального насилия.

Анализируя террористическую деятельность большевиков в годы первой русской революции, историк и исследователь Анна Гейфман приходит к выводу, что для большевиков террор оказался эффективным и часто используемым на разных уровнях революционной иерархии инструментом .

Меньшевики

Национальные социал-демократические организации

Экспроприации

Приличным словом «экспроприация», как следует из работ разных исследователей, радикалы из числа социал-демократов и эсеров прикрывали суть наглого грабежа и вымогательства. При этом такие радикалы, как бундовцы, считали это чем-то вроде обыкновенного хулиганства

Кроме лиц, специализирующихся на политических убийствах во имя революции, в каждой из социал-демократических организаций существовали люди, занимавшиеся вооружёнными грабежами и конфискацией частной и государственной собственности. Следует отметить, что официально лидерами социал-демократических организаций такие действия никогда не поощрялись, за исключением большевиков, чей лидер Ленин публично объявил грабёж допустимым средством революционной борьбы. Большевики были единственной социал-демократической организацией в России, прибегавшей к экспроприациям (т. н. «эксам») организованно и систематически .

Ленин не ограничивался лозунгами или просто признанием участия большевиков в боевой деятельности. Уже в октябре 1905 года он заявил о необходимости конфисковывать государственные средства и скоро стал прибегать к «эксам» на практике . Вместе с двумя своими тогдашними ближайшими соратниками, Леонидом Красиным и Александром Богдановым (Малиновским), он тайно организовал внутри Центрального комитета РСДРП (в котором преобладали меньшевики) небольшую группу, ставшую известной под названием «Большевистский центр», специально для добывания денег для ленинской фракции. Существование этой группы «скрывалось не только от глаз царской полиции, но и от других членов партии» . На практике это означало, что «Большевистский центр» был подпольным органом внутри партии, организующим и контролирующим экспроприации и различные формы вымогательства.

В период с 1906 по 1910 годы Большевистский центр руководил осуществлением большого числа «эксов », набирая исполнителей для этого из некультурной и необразованной, но рвущейся в бой молодежи. Результатами деятельности Большевистского центра были ограбления почтовых отделений, касс на вокзалах и т. д. Организовывались террористические акты в виде крушения поездов с последующим их ограблением.

Постоянный приток денег Большевистский центр получал с Кавказа от Камо , организовавшего с 1905 года серию «эксов» в Баку , Тифлисе и Кутаиси и возглавлявшего боевую «техническую» группу большевиков. Главой боевой организации был Сталин , лично не принимавший участия в террористических актах, однако полностью контролировавший деятельность группы Камо.

Известность Камо принёс так называемый «тифлисский экс » - экспроприация 12 июня 1907 года, когда на центральной площади Тифлиса большевики бросили бомбы в две почтовые кареты, перевозившие деньги Тифлисского городского банка. В результате боевики похитили 250 000 руб. При этом убито два городовых, смертельно ранены три казака, ранены два казака, один стрелок, ранено 16 прохожих.

Кавказская организация Камо не была единственной боевой группой большевиков, несколько боевых отрядов действовало на Урале, где с начала революции 1905 года большевики осуществили более сотни экспроприаций, нападая на почтовые и заводские конторы, общественные и частные фонды, артели и винные лавки . Наиболее крупная акция была предпринята 26 августа 1909 года - налет на почтовый поезд на станции Миасс. В ходе акции большевиками были убиты 7 охранников и полицейских, украдены мешки с суммой около 60 000 руб. и 24 кг золота.

Среди радикалов практиковалось присвоение партийных денег, особенно среди большевиков, часто принимавших участие в актах экспроприации. Деньги шли не только в партийные кассы, но и пополняли личные кошельки боевиков

Несовершеннолетние террористы

К террористической деятельности радикалы привлекали несовершеннолетних. Это явление усилилось после взрыва насилия 1905 года. Экстремисты использовали детей для выполнения разнообразных боевых задач. Дети помогали боевикам изготавливать и прятать взрывные устройства, а также принимали участие непосредственно и в самих терактах . Многие боевые дружины, особенно большевики и эсеры, обучали и вербовали несовершеннолетних, объединяя будущих малолетних террористов в специальные молодежные ячейки.

Сотрудничество независимых радикальных групп

Представители разных революционных экстремистских групп часто совершали совместные теракты. Сотрудничество зачастую принимало форму совместных консультаций и встреч для обсуждения совместных экстремистских актов. Так летом 1906 года в Финляндии в конспиративной встрече участвовали такие видные фигуры экстремистского движения, как эсеры Натансон и Азеф, лидер польских социал-демократов Дзержинский и лидер российских большевиков Ленин .

Историк Анна Гейфман делает вывод о том, что среди всех террористов последователи Ленина были «наименее догматичны в своем подходе к политическому насилию» и что большевики активным образом сотрудничали с другими террористами. Историк указывает на тот факт, что ещё на III съезде РСДРП весной 1905 года большевик М. Г. Цхакая отдавал должное Боевой организации эсеров и призывал объединить с нею свои усилия. В соответствии с речами Ленина, утверждавшего, что «большевики и социалисты-революционеры должны идти порознь, но бить вместе», на съезде была принята резолюция, разрешавшая совместные боевые операции Как указывает историк, большевичка жена Н. Суханова помогала скрываться от полиции Петру Романову, эсеровскому боевику, разыскиваемому за убийство начальника жандармерии в Самаре в 1907 году, а члены террористических отрядов большевиков, участвовавшие ранее в грабежах, вместе с эсерами совершали теракты. При этом сами большевики утверждали, что во многих случаях их отношения с эсерами были намного лучше отношений с социал-демократами - меньшевиками. В Петербурге и Москве большевик Красин - организатор лаборатории по производству бомб и гранат - всегда охотно помогал эсерам в проведении операций, а его знакомые эсеры поражались качеству большевистских взрывных устройств. Следует отметить, что огромные 16-фунтовые бомбы, использованные максималистами при первом неудачном покушении на жизнь Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге и во время известной экспроприации в Фонарном переулке, были изготовлены именно в большевистской лаборатории Красина под его личным наблюдением.

В терактах на окраинах России большевики активно сотрудничали с анархистами. Доверенное лицо Ленина - Виктор Таратута - был не только замешан в попытках «отмыть» экспроприированные в ходе Тифлисской экспроприации июня 1907 года деньги, но и в помощи анархистам в «отмыве» их собственных полученных в ходе грабежей денег.

На окраинах России, на Урале и в Поволжье большевики, эсеры и анархисты даже объединялись в партизанские отряды.

Весной 1907 года ленинцы переправили кавказским экстремистам большую партию оружия. При проведении своих терактов большевики пользовались помощью полууголовных отрядов, например, сторонников Лбова на Урале. При этом даже со стороны уголовников-лбовцев имелись жалобы на большевиков, наживавшихся за счет уральских бандитов в ходе совместных грабежей. Анна Гейфман указывает, что несмотря на оформленный по всем правилам договор, большевики «кинули» лбовцев, заплативших Большевистскому центру РСДРП 6 000 рублей в качестве аванса за импортное оружие.

Еще более знаменательной была готовность товарищей Ленина сотрудничать с обычными уголовниками, которые интересовались социалистическим учением еще меньше, чем бандиты Лбова, но которые тем не менее оказывались очень полезными партнерами в операциях с контрабандой и продажей оружия. В своих воспоминаниях большевики утверждали, что некоторые их помощники из уголовного мира были так горды своим участием в антиправительственной борьбе, что отказывались от денежного вознаграждения за свои услуги, однако в большинстве случаев бандиты не были такими альтруистами. Обычно они требовали денег за свою помощь, и именно большевики, имевшие наиболее крупные суммы экспроприированных денег, наиболее охотно заключали деловые соглашения с контрабандистами, жуликами и торговцами оружием

Сотрудничество революционеров с разными странами во время войн

Во время русско-японской и Первой мировой войн иностранные враги России рассматривались революционерами как союзники. Радикалы были связаны с вражескими России государствами, включая Японию, Турцию, Австрию и принимали деньги от этих стран, готовых оказывать поддержку любым радикальным и экстремистским действиям, терроризму, способным дестабилизировать внутренний порядок в России. Такая деятельность имела место во время Русско-Японской войны 1904-1905 годов и резко оживилась накануне начала Первой мировой войны в 1914 году, когда российские экстремистские организации получали крупные денежные средства и оружие из Японии, Германии и Австрии .

Окончание революционного террора

После спада революционного терроризма после разгрома революции в 1907 году терроризм в России не прекратился, теракты продолжались вплоть до Февральской революции . Наибольшую озабоченность террором в этот период проявляли большевики , чей лидер Ленин 25 октября 1916 года писал, что большевики вовсе не возражают против политических убийств, только индивидуальный террор должен сочетаться с массовыми движениями .

Идеология

Известные акции и жертвы

Невинные жертвы (ошибки террористов)

Так как акты террора были персонофицированы, то, зачастую, происходили ошибки в исполнении и террористы убивали невинных людей. Жандармский офицер Спиридович вспоминал, что во время «охоты» социал-революционеров в 1906 году за Санкт-Петербургским генерал-губернатором Треповым , исполнителем теракта Волковым был ошибочно убит генерал Козлов , которого революционер принял за Трепова. В Пензе , вместо жандармского генерала Прозоровского, был убит пехотный генерал Лиссовский. В Киеве, в Купеческом саду, вместо жандармского генерала Новицкого ударили ножом отставного армейского генерала. В Швейцарии, вместо министра Дурново революционеры убили немецкого торговца Мюллера. :148

Невинной жертвой террористов можно считать и супругу жандарма Спиридовича - у неё на глазах рабочий-столяр большевик Руденко, являвшийся также завербованным Спиридовичем агентом охранного отделения, тяжело ранил её мужа, выстрелив ему 5 раз из револьвера в спину. Женщина сошла с ума и вскоре умерла. :206

Последствия

См. также

Примечания

  1. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 9, 13.
  2. Гейфман А. Революционный террор в России. 1894 - 1917. / Пер. с англ. Е. Дорман. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1997- 448 с.-(Серия «Экспресс») ISBN 5-232-00608-8 , Предисловие к русскому изданию
  3. Будницкий О. В. «Кровь по совести»: терроризм в России (вторая половина XIX-начало XX в.). Отечественная история, 1994.
  4. Леонов М. И. Террор и смута в Российской империи начала XX века. Вестник СамГУ, 2007. № 5/3 (55).
  5. Ланцов С. А. Революционный терроризм в России // Террор и террористы: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  6. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении. - С. 18 - 21.
  7. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении. - С. 21, 23.
  8. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении. - С. 24, 25.
  9. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 5, 9 - 10, 16.
  10. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении. - С. 25 - 26.
  11. Гейфман А. ISBN 5-232-00608-8 Глава 8: В этих условиях, как верно замечает Ричард Пайпс , «никакое правительство в мире не могло бы оставаться бездеятельным»; в конце концов ведь именно революционеры постоянно называли свои действия войной с существующим строем, а объявив войну , они должны были бы ожидать ответных ударов
  12. Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. / Пер. с англ. Е. Дорман. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1997-448 с.-(Серия «Экспресс») ISBN 5-232-00608-8 , Глава 5 «Изнанка революции» «Преступность и этика в среде террористов»
  13. Анисимов «Суд и расправа», 1932, с.138
  14. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 35-38.
  15. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении. - С. 38, 43.
  16. III. Вторая революционная ситуация в России // Николай Троицкий
  17. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении. - С. 59.
  18. «Народная воля» и её «красный террор» // Николай Троицкий
  19. Вторая революционная ситуация: Нисходящая фаза // Николай Троицкий
  20. Большая советская энциклопедия, 3 издание, М. 1969-1978, статья «Народная воля»
  21. Гейфман А . Революционный террор в России, 1894-1917. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. С. 18.
  22. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 18 - 19.
  23. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 19.
  24. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 20.
  25. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 21 - 22.
  26. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 22 - 23.
  27. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 24.
  28. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 28.
  29. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 32.
  30. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 33.
  31. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 35.
  32. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 65, 66.
  33. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 78 - 80.
  34. Гейфман А . Революционный террор в России. С. 81 - 83.
  35. http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2007web53/hist/200753062005.pdf
  36. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917/ Пер. с англ. Е. Дорман. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1997-448 с.-(Серия «Экспресс») ISBN 5-232-00608-8
  37. Первая боевая организация большевиков. 1905–1907 гг. М., 1934. Стр. 15.
  38. ISBN 5-232-00608-8 , глава 3 «Социал-демократы и террор»
  39. Михаил Александрович Бахтадзе, Мераб Вачнадзе, Вахтанг Гурули История Грузии (с древнейших времен до наших дней). TXT. Тбилиси: Тбилисский государственный университет, 1993.
  40. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917/ Пер. с англ. Е. Дорман. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1997-448 с.-(Серия «Экспресс») ISBN 5-232-00608-8 , «Сотрудничество внутри РСДРП»

Терроризм изначально был делом романтиков, жаждущих переделать жизнь народа по-своему, к лучшему, но сегодняшние террористы далеки от этого. В Россию террор пришел, как и многое другое, с Запада. Российские теоретики революционного насилия (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Π. Н. Ткачев, С. М. Степняк-Крав- чинский и др.) формировали свои взгляды о терроризме в эмиграции в конце XVIII в., основываясь на опыте французской революции и других европейских радикальных восстаний. Концепция "философии бомбы" у Бакунина получила развитие в его "теории разрушения", а анархисты выдвинули уже упомянут ранее доктрину "пропаганды действием". П. А. Кропоткин определял анархизм как "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита".

Наши теоретики дивились подвигам западных бунтарей, их тайным организациям и тактическим формам насильственного изменения общественного строя. Все казалось относительно простым и эффективным. И уже в 1866 г. Д. В. Каракозов совершает покушение на Александра II, которое не удалось. Преступник был повешен. Десятью годами позже в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А. Березовский. Через год был убит жандармский генерал Мезенцев. Процесс интенсифицировался. В 1879 г. был убит харьковский губернатор Кропоткин (двоюродный брат знаменитого анархиста) и в это же время была создана террористическая организация "Народная воля", которая вынесла "смертный приговор" Александру II. Было совершено восемь покушений, последнее из которых, осуществленное 1 марта 1881 г., удалось. Наследник получил ультиматум с требованиями глубоких политических преобразований. Однако народ не пошел за террористами, и вскоре террористическая организация распалась.

Крестьянство в России, составлявшее большинство населения, как правило, не разделяло идей террористов-бомбистов. Иную позицию занимала образованная часть общества, что было обусловлено социальной несправедливостью, существовавшей в то время в России, с которой крестьянская масса мирилась. Однако надо признать, что большинство образованных людей, сочувственно относящихся к террористам, как потом выяснится, плохо осознавали последствия терроризма. Их сочувствие могло быть обусловлено двойственной российской ментальностью, которую очень точно выразила М. Цветаева: "Если я вижу насилие – я за жертву, а если насильник убегает – я дам ему убежище".

Важно отметить, что отличительной особенностью дореволюционного российского терроризма было благожелательное отношение к террористам образованного общества. Люди, отрицавшие тактику террора по моральным или политическим соображениям, находились в абсолютном меньшинстве. Аргументы для оправдания революционного террора черпались в сокрушительных оценках российской действительности. В террористах видели подвижников идеи, жертвующих своей жизнью во имя высоких целей . Этому способствовал оправдательный вердикт суда присяжных по делу народницы Веры Засулич, совершившей покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова за жестокое обращение с политзаключенными. Взволнованная сообщением о совершенном по приказу Трепова несправедливом наказании политического заключенного Боголюбова, Засулич стреляла в градоначальника. Речь защитника завершалась словами: "Да, она может выйти отсюда осужденной, но не выйдет опозоренной..." Значительная часть образованного общества восхищалась террористами. А Засулич впоследствии стала организатором группы "Освобождение труда" и членом редакций "Искры" и "Зари".

В начале царствования Николая II (1894–1917) произошла консолидация революционных сил самых разных ориентаций – социалистов-революционеров, эсеров, анархистов, националистов.

Партия социалистов-революционеров, образованная в 1901 г., восприняла тактику терроризма, и в этом же году была создана Боевая организация партии эсеров (распавшаяся в начале 1907 г.). Первое политическое убийство в России совершил исключенный из университета студент Петр Карпович. 4 февраля 1901 г. он смертельно ранил министра образования консерватора Η. П. Боголепова, который выступал за отправку студентов в солдаты. В апреле 1902 г. эсером С. В. Балмашовым был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин – вдохновитель русификаторской политики на национальных окраинах и инициатор жестоких карательных мер против народных движений. А в июле 1904 г. эсером Е. С. Сазоновым убит преемник Сипягина на этом посту – В. К. фон Плеве, который был крайним реакционером. В феврале 1905 г. этот этап терроризма завершился убийством дяди царя, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Это были наиболее громкие теракты. Особое место в истории русского терроризма в эти годы занимает дело Азефа.

Евно Азеф, сын еврейского портного, в 1892 г., будучи студентом политехнического института в Германии, предложил свои услуги Департаменту полиции. Вернувшись в Россию, он стал заметным деятелем эсеровского движения, выполняя указания министра внутренних дел Плеве. В 1908 г. Азеф был разоблачен и объявлен провокатором.

Первая русская революция (1905–1907) началась мощнейшим всплеском терроризма со стороны консолидированных террористических организаций самой разной направленности. Он охватил всю страну. С октября 1905-го и до конца 1907 г. было убито и искалечено 4500 государственных чиновников, убито 2180 и ранено 2530 частных лиц. В 1907 г. ежедневно на счету террористов оказывалось в среднем 18 жертв. В 1907 г. революция стала отступать. С января 1908 г. по май 1910 г. зафиксировано 19 957 терактов и революционных грабежей. Убивали полицейских, взрывали дома, осуществляли экспроприацию (грабеж на нужды революции) в домах, поездах и пароходах не профессиональные террористы, а сотни и тысячи тех, кого захватила революционная стихия. Принцип "пропаганды действием" работал. В России разворачивалась классическая партизанская война.

Сбить волну революционного террора смогла только практика военно-полевых судов, введенная энергичным премьер-министром П. А. Столыпиным. Будучи министром внутренних дел, а затем председателем Совета министров (с 1906 г.), он в эпоху реакции определял правительственный курс, был организатором контрреволюционного переворота 3 июня 1907 г., руководителем аграрной реформы, названной столыпинской. Столыпин приступил к разработке проекта "Национализация капитала" – системы покровительственных мер в отношении русских предприятий. Поэтому охота на него была серьезной . В августе 1906 г. эсеры-максималисты взорвали дачу Столыпина. Погибло 27 человек, пострадали дети премьер-министра . Последним крупнейшим делом в истории дореволюционного терроризма стало убийство Столыпина. 1 сентября 1911 г., скомпрометированный связями с охранным отделением, анархо-коммунист Дмитрий Богров смертельно ранил премьер-министра в здании Киевской оперы на глазах царя и 92 агентов охраны . Убийца вскоре был повешен, но это мало что изменило. Надежда России, П. А. Столыпин, умер 5 сентября, так и не осуществив важнейших для России реформ.

Социал-демократы декларировали неприятие систематического террора, считая эту тактику бесперспективной. Однако практичные большевики взяли на вооружение практику экспроприаций, кроме того, они практиковали уничтожение осведомителей и террор против сторонников "черной сотни".

Эту позицию разделяли Ленин и другие руководители партии и государства. Главным направлением большевистского терроризма была в те годы экспроприация. Этим направлением руководил Л. Б. Красин. Наиболее активная деятельность развивалась на Кавказе. Группа под руководством Семена Тер-Петросянца (Камо) провела ряд экспроприаций. Самый громкий акт – "тифлисский экс" 12 июня 1907 г., когда большевики взорвали две почтовые кареты с деньгами и завладели 250 000 руб., которые были направлены на нужды "большевистского центра" за границей. Терроризм развивался и на окраинах империи, в Польше, на территории Литвы и Белоруссии, на Кавказе, в Армении и Грузии. Центрами анархистского террора были Белосток, Одесса, Рига, Вильно, Варшава. Анархистский террор отличала направленность против имущих классов и широкое использование смертников.

Февральская революция и большевистский переворот (1917) ознаменовали новый этап в истории российского терроризма. Устанавливая свою власть, большевики столкнулись с противодействием широкой коалиции политических и социальных сил. Противники советской власти, естественно, обратились и к тактике терроризма. Но тут выяснилась важная деталь, которая подтвердилась в последующие годы советской власти: терроризм эффективен только лишь в обществе, идущем по пути либерализации. Тоталитарный режим противопоставляет разрозненному терроризму антиправительственных сил систематический и сокрушительный государственный террор. Во время Гражданской войны убили посла Германии графа Мирбаха (1918), коммунистов М. С. Урицкого (1918) и В. М. Загорского (Лубоцкого) (1919). В 1918 г. осуществлено покушение на Ленина. В 1918–1919 гг. было совершено несколько взрывов в общественных местах. Красный террор довольно быстро уничтожил антисоветское подполье. Террористическое движение лишилось как кадров, так и поддержки в обществе. Критика правительства и сочувствие террористам – роскошь, доступная человеку, живущему в более или менее свободном обществе. Кроме того, коммунистический режим создал мощную и продуманную систему охраны высших должностных лиц государства. Теракты против вождей стали практически невозможны. После окончания Гражданской войны произошло несколько терактов за рубежом: убили советского дипкурьера Теодора Нетте в Латвии (1926) и полпреда П. Л. Войкова в Польше (1927). Советские спецслужбы решили и эту проблему. К концу 1930-х годов значительную часть эмиграции взяли под контроль. Традиция русского терроризма была уничтожена.

Громкое дело середины 1930-х годов – убийство С. М. Кирова (1934) – послужило толчком к волне репрессий, прокатившейся по стране, но оно, скорее всего, было организовано спецслужбами СССР по указанию Сталина. В эти годы страну охватили массовые политические репрессии (политический государственный террор) . После войны террористическая деятельность продолжилась в форме наступательного и ответного терроризма в Прибалтике и Западной Украине. Партизанские движения, оперировавшие в Прибалтике и Западной Украине, осуществляли теракты как против представителей органов советской власти, так и против советских активистов из местных жителей. К началу 1950-х годов антисоветские повстанческие движения, использовавшие террористические методы борьбы, были уничтожены и там.

Таким образом, терроризм уходит из жизни советского общества на десятилетия. В 60–80-е годы XX в. террористические акты были единичными: в 1973 г. – взрыв самолета, летевшего из Москвы в Читу; в 1977 г. – три взрыва в Москве (в метро, в магазине, на улице), совершенные армянскими националистами – членами нелегальной партии "Дашнакцутюн" Затикяном, Степаняном, Багдасаряном ; в 1969 г. армейский лейтенант, позднее признанный душевнобольным, стрелял из пистолета в ехавшего в открытой автомашине Леонида Брежнева; кроме того, в 1970-е годы было предпринято несколько попыток угона самолета в Израиль.

В 1990 г. А. Шмонов, пытавшийся произвести выстрел в М. Горбачева, был признан невменяемым. Возможно, так было выгодно властям, чтобы не раскрывать реальное недовольство народа руководством страны. Несколько терактов было совершено в годы перестройки, среди них – попытка угона самолета семейством Овечкиных ("Семь Симеонов") в 1988 г.

Новая волна терактов начинается лишь во второй половине 1990-х годов. Распад СССР, ослабление государственных институтов, экономический кризис, формирование черного рынка оружия и взрывчатых веществ, стремительный рост криминального насилия (так называемых "разборок", заказных убийств), неконтролируемые потоки миграции, война в Чечне и другие факторы создали предпосылки для очередного мощного всплеска терроризма. Отдельные теракты совершают небольшие группировки радикально-коммунистической направленности, например взрыв памятника Николаю II под Москвой (1998), взрыв у приемной ФСБ России в Москве (1999), минирование памятника Петру I в Москве. Все эти акции прошли без человеческих жертв.

Последующая серия террористических актов, связанных с войной в Чечне, была намного опаснее. Это взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, захват общественных зданий и заложников. Теракты совершаются в Дагестане, Волгодонске, Москве. Среди самых громких акций – захват отрядом террористов под руководством Шамиля Басаева роддома в городе Буденновске летом 1995 г. Теракт закончился унизительными переговорами со стороны российских властей и возвращением террористов на территорию, не контролируемую российской армией. Захват Театрального центра на Дубровке в Москве отрядом под руководством Мовсара Бараева осенью 2002 г. завершился штурмом, уничтожением террористов и освобождением заложников.

В период перестройки, распада советского государства и непоследовательного демократического и рыночного реформирования России и других стран, образованных на постсоветском пространстве на рубеже веков, насильственная террористическая деятельность этнополитической, сепаратистской, националистической и религиозной мотивации приобрела массовый характер (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Чечня и т.д.), что подробно рассматривалось автором на основе изучения уголовных дел и других документальных источников в отдельных главах предыдущих работ В этом террористическом акте, пожалуй, впервые в нашей стране проявилась жестокость по отношению к ни в чем не повинным людям. По признанию террористов, они боролись против советского строя и мстили русским "неважно, кому именно: женщинам, детям, старикам – главное русским" (Бобков Ф. Д. Кремль и власть. М., 1995. С. 290).

  • См., например: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 354–381.