Письма к молодым читателям. Проблема взаимопонимания поколений

Задания 15-19 ЕГЭ вариант III .

11.

1) Михаил су-ро-во и от-ры-ви-сто на всех по-кри-ки-вал и вы-гля-дел взволнованным.

2) Сердце в груди за-дро-жит и забьётся и по-то-нет в при-ят-ных воспоминаниях.

3) Большие об-ла-ка мерно плыли по небу и то за-кры-ва-ли то от-кры-ва-ли солнце.

4) Мама лю-би-ла стихи и книги де-ре-вья и небо.

5) Всё кру-гом цвело жуж-жа-ло пело и свет-лое чув-ство охва-ты-ва-ло душу.

12. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Наша лодка про-плы-ва-ла то мимо тон-ких оси-нок то около ост-ров-ков то неподалёку от за-ро-с-лей тальника.

2) Безотчётная пре-дан-ность идее часто вы-нуж-да-ет че-ло-ве-ка от-ка-зать-ся от близ-ких людей и от дома и от семьи.

3) Москва - это сады и чер-то-ги зо-ло-тые го-ло-вы церк-вей и де-ре-вян-ные дома в ста-рых переулках.

4) Су-мер-ки сгу-ща-ют-ся и опус-ка-ют-ся ниже и на небе за-жи-га-ют-ся пер-вые звёзды.

5) Ветер шумит в вер-ши-нах сосен и про-но-сит под ними ве-ре-ни-цы туч.

13. .

1) Снег ло-жил-ся на де-ре-вья и кусты на ска-мей-ки и дорожки.

2) Вы-гля-ну-ло яркое солн-це и вспых-ну-ли за-све-ти-лись рез-вые ручейки.

3) От дома и от де-ре-вьев и от го-лу-бят-ни по-бе-жа-ли да-ле-ко длин-ные тени.

4) По от-но-ше-нию че-ло-ве-ка к сво-е-му языку можно со-вер-шен-но точно су-дить не толь-ко о его общем куль-тур-ном уров-не но и о ха-рак-те-ре его ду-хов-ных ценностей.

5) Лица при-сут-ству-ю-щих вы-ра-жа-ли не то страх не то бес-по-кой-ство не то недовольство.

14. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений .

1) Ста-ро-го лес-ни-ка не стра-ши-ли не-хо-же-ные тропы и глу-бо-кие пе-ще-ры и не пу-га-ла встре-ча с ди-ки-ми животными.

2) Я видел толь-ко вер-хуш-ки ив-ня-ка да об-ры-ви-стый край про-ти-во-по-лож-но-го берега.

3) У Си-би-ри есть много осо-бен-но-стей как в при-ро-де так и в люд-ских нравах.

4) Чел-каш со-жа-лел об этой мо-ло-дой жизни по-сме-и-вал-ся над ней и даже огор-чал-ся за неё.

5) Ближе к осени мои ла-сточ-ки всё реже при-ле-та-ли к гнез-ду а потом по-кру-жи-лись во дворе ска-за-ли мне что-то на своём пти-чьем языке и уле-те-ли в тёплые края.

15. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Муж и жена шли рука об руку и были аб-со-лют-но счастливы.

2) Рядом с до-ро-гой тя-ну-лись узкие тро-пин-ки да длин-ные цве-точ-ные клумбы.

3) Не то мысли не то вос-по-ми-на-ния не то мечты бро-ди-ли в го-ло-ве Оленина.

4) Со-неч-ка пре-крас-но шила и вы-ши-ва-ла вя-за-ла спи-ца-ми и крючком.

5) На-сту-пил дол-го-ждан-ный ав-густ и ро-ди-те-ли всё чаще стали го-во-рить о моих гря-ду-щих школь-ных занятиях.

Спокойная ве-ли-ча-вая река с точ-ка-ми лодок и их про-па-да-ю-щи-ми сле-да-ми рас-сти-ла-лась между бе-ре-га-ми и ухо-ди-ла вперёд (1) сжи-ма-ясь меж гро-мад-ны-ми усту-па-ми скал (2) и затем ис-че-за-ла (3) в ярко зе-ле-не-ю-щих (4) долинах.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старика ра-до-вал и обнадёживал (1) рано проснув-ший-ся в де-воч-ке (2) ин-те-рес ко всем про-фес-си-ям (3) вхо-див-шим (4) в круг от-цов-ских дел и предприятий.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вокруг од-но-го из сто-лов сби-лись в кучу (1) следя в жад-ном мол-ча-нии за ру-ка-ми банкомёта (2) де-сять или две-на-дцать иг-ро-ков с блед-ны-ми и из-мя-ты-ми ли-ца-ми (3) ка-зав-ши-ми-ся со-всем мёртвыми (4) при сла-бом утрен-нем освещении.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В лучах солн-ца роща озарялась, слов-но в ней всё улыбалось, тон-кие ство-лы берёз (1) при-ни-мав-шие от-блеск бе-ло-го шёлка (2) были ещё влаж-ны-ми от дождя, пест-ре-ли и за-го-ра-лись чер-вон-ным зо-ло-том (3) ле-жав-шие на земле (4) листья.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фёдор Ива-но-вич вошёл ко мне в кабинет, что-то спро-сил и тут же (1) не до-жи-да-ясь от-ве-та (2) подошёл ко мне и бес-це-ре-мон-но за-гля-нул в (3) ле-жав-шую пе-ре-до мной (4) книгу.

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пле-ня-ет и не-за-мет-ным образом, но с не-пре-одо-ли-мой силой воз-вы-ша-ет че-ло-ве-ка и при-бли-жа-ет его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) ста-но-вит-ся укра-ше-ни-ем земли, или (3) как простодушно, но ис-крен-не го-во-ри-ли наши пред-ки (4) «венцом творения».

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Космическая эра на-ча-лась (1) может быть (2) тогда, когда скром-ный учи-тель ма-те-ма-ти-ки из Ка-лу-ги пер-вым доказал, что че-ло-век спо-со-бен по-ле-теть в космос. Пер-вым сде-лал чер-те-жи ракеты, ко-то-рая спо-соб-на от-пра-вить-ся в космос, и вывел фор-му-лу её полёта (3) имен-но (4) К. Э. Циолковский.

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В об-ра-зе Фа-му-со-ва (1) по-жа-луй (2) на-гляд-нее всего про-яви-лось свое-об-ра-зие са-ти-ры Грибоедова. В этом об-ра-зе (3) по мне-нию кри-ти-ков (4) нет того сгу-ще-ния мрач-ных са-ти-ри-че-ских красок, бла-го-да-ря ко-то-ро-му вни-ма-ние чи-та-те-ля со-сре-до-то-чи-ва-ет-ся на каком-либо одном ка-че-стве героя.

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В том не-боль-шом уще-лье (1) по сло-вам Игоря (2) было так узко, что (3) ка-за-лось (4) даже серд-цу в груди ста-но-ви-лось тесно.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У нас в Рос-сии самый (1) ка-за-лось бы (2) не-при-ме-ча-тель-ный и скром-ный че-ло-век может ока-зать-ся на по-вер-ку че-ло-ве-ком очень не-за-у-ряд-ным и значительным. Осо-бен-но глу-бо-ко это по-ни-мал (3) по мне-нию К. Па-у-стов-ско-го (4) пи-са-тель Лесков.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тёмный ста-рин-ный шкап (1) в бок (2) ко-то-ро-му (3) упи-ра-лась же-лез-ная койка с на-спех на-бро-шен-ным оде-я-лом (4) за-кры-вал собою по-ло-ви-ну и без того уз-ко-го гряз-но-го окна каюты.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Тре-тья-ков-ская га-ле-рея (1) кол-лек-ция (2) ко-то-рой (3) на-счи-ты-ва-ет более ше-сти-де-ся-ти тысяч ху-до-же-ствен-ных про-из-ве-де-ний (4) от-ра-жа-ет раз-ви-тие рус-ско-го ис-кус-ства на-чи-ная с XI века.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнечным и ясным утром Во-ло-дя и Лида шли по кра-си-вой аллее (1) в глу-би-не (2) ко-то-рой (3) вид-не-лось двух-этаж-ное белое зда-ние (4) и мило беседовали.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Красивые де-рев-ца (1) ство-лы (2) ко-то-рых (3) были уди-ви-тель-но строй-ны (4) при бли-жай-шем рас-смот-ре-нии ока-за-лись смо-ро-ди-ной и крыжовником.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На се-го-дняш-ний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради до-сти-же-ния (2) ко-то-рой (3) имело бы смысл (4) на-чать ядер-ную войну.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На окра-и-не го-ро-да раз-бит был чу-дес-ный парк с те-ни-сты-ми ал-ле-я-ми и бе-сед-ка-ми для от-ды-ха (1) и (2) хотя до-би-рать-ся до него было не очень удоб-но (3) го-ро-жа-не лю-би-ли это место (4) и за-ча-стую про-во-ди-ли празд-ни-ки имен-но здесь.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинной змеёй рас-ки-нул-ся полк (1) и (2) когда лучи солн-ца по-па-да-ли на штыки и ство-лы вин-то-вок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я не знал (1) сколь-ко вре-ме-ни бро-дил по лесам (2) и (3) когда вер-нул-ся в дом лес-ни-ка (4) ока-за-лось (5) что меня там уже давно ждут.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лебеди с кри-ком взле-те-ли ввысь, сде-ла-ли не-сколь-ко про-щаль-ных кру-гов над озе-ром (1) где про-ве-ли лето (2) и (3) когда бе-ло-кры-лая стая скры-лась в ту-ман-ной дали (4) мы со ста-рым еге-рем (5) ещё долго молча смот-ре-ли в небо.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Ан-дре-ев сде-лал в то время ты-ся-чи фо-то-гра-фий своих родственников, дру-зей (1) и (2) когда мы при-хо-ди-ли к нему в гости (3) он за-став-лял нас (4) рас-смат-ри-вать все эти ты-ся-чи сним-ков (5) так как хотел всех уди-вить своим увлечением.



Увы! на жизненных образах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вслед идут… А. С. Пушкин.

Тема «Духовный конфликт поколений» меня очень заинтересовала. Она жизненна и вечна.

Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, противоречие, противоборство между людьми, поколениями.

Смена поколений – процесс всегда непростой и болезненный, особенно в эпоху социальных потрясений. Переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестоко и жёстко, чем это необходимо, и углубляет конфликт между старым и младшим поколением.

Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей XIX и XX веков. Она волнует и современных литераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество.

Каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий, представитель «века нынешнего», выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего». Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовых москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Чацкий близок людям декабристского склада. Он выступает против крепостного права, чинопочитания, невежества, ничтожности интересов и безделья московских бар.

Так же и в «Грозе» Островского представители молодёжи являются светлым лучом в «тёмном царстве» отживающих свой век самодуров.

М. Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках. Он не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняют головы перед тёмными силами реакции. Духовные пустоты высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик. Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотичного эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе.

Алексей Максимович Горький к теме нравственного конфликта поколений, взаимопонимания тоже обращается в своих произведениях, но особенно ярко это выражено в его пьесе «Мещане». Столкновение в семье Бессоновых между «отцами и детьми», между стариком Бессоновым и его сыном Петром показано очень ярко, Отец видит в сыне бунтаря против освящённых традиций устоев жизни, хотя в пьесе борьба идет не только между «отцами» и «детьми», но и большей степени между двумя классами.

По мере развития человечества вопросы взаимоотношения отцов и детей приобретают особую остроту. Ускоряющийся ритм общественной жизни нередко угрожает гармонии этих взаимоотношений, возникает опасность разрыва традиций, забвения культуры прошлого. Общество, забывчивое, равнодушное к своему прошедшему, не умеет пользоваться наследием старшего поколения, а следовательно, совершает немало ошибок. Это, к сожалению, характерно и в наше время. Возникает непонимание, духовный конфликт.

Поэтому тема реферата очень актуальна, как и актуален роман Тургенева «Отцы и дети».

Цели и задачи данной работы следующие:

1.Проанализировать идейно-художественное содержание романа.

2.Понять, как отразилась в романе идейная борьба 60-х годов 19 века.

3.Проследить, как развертывается духовный конфликт поколений.

4.Духовность – это вечная тема.

Исторические предпосылки появления романа «Отцы и дети».

Роман «Отцы и дети» был завершён Тургеневым в августе 1861 года, а опубликован в феврале 1862 года. Написание романа совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно с отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширялась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества.

В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. Тургенев видел борьбу двух поколений русской демократической интеллигенции за коренные революционные преобразования в стране, борьбу, приносившую всякий раз не радости побед, а горечь поражений.

По своим убеждениям Тургенев был либералом, сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, писатель почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа Рудина и Лавровского, время которых прошло. Такого нового героя – человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа «Отцы и дети».

Действие романа относится к 1859 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряжённейших эпох русской истории. В конце 1850 года вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества – надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее для одних озарялось надеждой, для других меркло в ужасе неизвестности.

Отмена крепостного права была провозглашена в феврале 1861 года. Это событие – грандиозное по своему значению. Однако реформа не только не решила социальной и политической проблемы, но поставила перед обществом новые, не менее мучительные вопросы.

Крестьяне были освобождены, но они остались без земли. Эта реформа обманула крестьян и не только не принесла им обещанных благ, но, напротив, сделала их положение еще более бедственным.

Помещики лишились крепостных крестьян, которые создавали все блага, все богатства дворян. Тургенев показывает кризис жизненного уклада и барина и мужика. Тема кризиса возникает в самом начале романа и в печальном облике разорённой русской деревни, и в замеченных писателем чертах распада патриархальных устоев крестьянской семьи, и в хозяйственных сетованиях помещика Николая Петровича Кирсанова, и в размышлениях его сына Аркадия о необходимости преобразований. Судьба России, пути её дальнейшего прогрессивного развития глубоко волновали писателя.

Тургенев, всегда особенно чуткий ко всем изменениям социальной жизни России, с суровой правотой вынес беспощадный обвинительный приговор поколению «отцов» во многих своих произведениях, утверждая мысль о разложении, вырождении, общественной несостоятельности дворянства.

Смысл названия романа.

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщённой форме суть поднимаемых проблем. Особу группу занимают заглавия, заключающие в себе антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Сюда относятся «Отцы и дети» Тургенева.

Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Заглавие романа Тургенева несёт важную организующую функцию. Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает всё повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года». Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете: мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь…» – продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений, так, Базаров говорит о своих родителях: «я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет,… и матери моей хорошо: день её так напичкан всякими затеями, что ей и полениться некогда, а я…». Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал своё разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, – думал он, – и,… мне самому кажется, что они дальше истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над ними… Молодость? Нет: не одна только молодость».

На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задаёт тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы – разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и третьим сословием, активно выступавшем на исторической арене. Главные представители названных общественных сил в романе – Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович сталкивает «его обнажённую красивую руку, которую тот не сразу ему подал». А вот другое описание: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, показавшуюся ещё красивее от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким опалом, и подал племяннику».

Сущность конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети».

Роман Тургенева «Отцы и дети» – это философско-художественные раздумья писателя о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию.

Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идёт дальше, к столкновениям общественного, социального характера.

В спорах «господина нигилиста» Базарова и «феодала» Павла Петровича Кирсанова затронуты едва ли не все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: речь идет о путях дальнейшего развития страны, о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-демократического строя, о материализме и идеализме, о значении науки, искусства, наконец, о народе.

Павел Петрович Кирсанов воплощает в себе некоторые черты, весьма характерные для тех дворянских интеллигентов, которые в 60-е годы уже расстались со своими былыми либеральными иллюзиями и перешли на консервативные позиции.

Тургенев подвергает критике систему взглядов своего героя, его принципы и убеждения. Вся жизнь Павла Петровича служением устарелым принципам. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принципов… принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя» – таково глубокое убеждение Павла Петровича. Каковы же эти принципы?

Во-первых, это многоречивая проповедь так называемых политических свобод: прогресса, конституции, гласности и т.п. Всё это было, по сути, фальшивой игрой в демократизм, направленных к завоеванию некоторых симпатий народа. Павел Петрович спорит с Базаровым о «народной сущности», толкует о крестьянах, даже «всегда вступается за крестьян: правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». (глава VII) Во-вторых, к «принсипам» консервативного либерала Павла Кирсанова относятся его аристократизм на английский манер и слепое поклонение всему английскому – от парламента до рукомойника. Иронически относясь ко всему отечественному, не зная подлинных интересов русского народа, Павел Петрович беспредельно восторгается английскими аристократами. Когда в X главе романа Базаров пренебрежительно отзывается об «аристократишках» Павел Петрович немедленно произносит длинную либеральную тираду в защиту аристократии вообще и английской в особенности: «… я уважаю аристократов – настоящих. Вспомните милостивый государь, … английских аристократов. Они не уступают иоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её».

В-третьих, убежденный реалист и эстет, презирающий повседневную, кропотливую работу и витающий в эмпиреях абстрактной аристократической морали, Павел Петрович, естественно, должен был ненавидеть всякое проявление материализма. И действительно, он с презрением отзывается о современных ему естественниках- экспериментаторах: «А теперь пошли все какие-то химики да материалисты…» Наконец, в-четвертых, в систему «принсипов» Павла Петровича входит защита средневековых привилегий, отстаивание старых, дворянских понятий чести. В этом плане заслуживает внимание дуэль Павла Петровича с Базаровым. (в XXIV главе романа) Эта дуэль описана Тургеневым как своеобразный рыцарский поединок, в котором довольно комически изображено поведение Павла Петровича.

Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уже воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…» Каковы же взгляды этого героя, который так ополчается против «благородного смирения» дворян и призывает своих будущих единомышленников «драться»?

Евгений Базаров – нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Но он недооценивает роль сознания как высшей формы организационной материи и переоценивает ощущения. Он даже склонен весь процесс познания мира свести к ощущениям, которые считает единственным источником познания. «Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – говорит он Аркадию, – а есть ощущения. Все от них зависит… Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!» Он проповедует принцип полезности: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным».

У Базарова дело и слово сливается в одно целое. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. «Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, – а собирать травы». Базаров признался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. «Только своим трудом нужно добиваться цели, – считает Базаров. Он говорит, что знающий человек – это личность.

Молодёжь, по мнению Базарова, пришла разрушать и обличать, а построением займётся кто-то другой. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь вернее, вы всё разрушаете. Да ведь и надобно строить», – говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», – отвечает Базаров. А на вопрос, что же отрицают, последовал краткий ответ: Всё». К сожалению, он отрицает и поэзию, и искусство, и философию, равнодушен к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в неё работник». «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – утверждает Базаров, – Рафаэль гроша медного не стоит. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие люди, как Кирсановы, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.

Отношение Базарова к простому народу неоднозначно. С одной стороны, он ощущает свою кровавую связь с народом: его дед землю пахал; крестьянские мальчишки к нему привязались, слуги чувствуют в нём своего брата, а не барина. С другой стороны, он как будто даже презирает народ, относится к нему иронически. Например, Базаров говорит: «Русский мужик бога слопает», «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Чем же объясняется критическое отношение Базарова к народу? Критика им отсталости и пассивности народа рождена искренним стремлением разночинца-демократа пробудить народ, вывести его из рабского, приниженного состояния.

Диалог – наиболее подходящая форма для передачи сущности споров между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым. В диалоге раскрываются убеждения и характеры героев.

– Что же вы делаете? (спрашивает дядя Аркадия у Базарова).

– А что мы делаем (отвечает Базаров): прежде – в недавнее время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда.

– Ну да, да, вы – обличители, – так, кажется, это называется? Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но… – А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что всё это ведёт только к пошлости и к доктринерству… – Так, – перебил Павел Петрович, – так; вы во всём это убедились и решили сами ни за что серьёзно не приниматься?

– И решились не за что не приниматься, – угрюмо повторил Базаров. Ему стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.

– А только ругаться?

– И ругаться. И это называется нигилизмом, – повторил опять Базаров, на этот раз с особой дерзостью.

В споре Базаров краток. Он убеждает, сражает оппонента не длинными рассуждениями и философскими тирадами, а лаконичными, содержательными репликами. Остроум не, находчивость, великолепное знание нарицательного языка и умение владеть им, наконец, афористичность и лаконизм – черты, характеризующие речь Базарова. Он говорит как коренной русский, как истинный демократ, выходец из глуши народной. В его устах так органически, так естественно звучит просторечие (чай, ан нет, как бить, плюхнуть и т.п.). Базарова раздражает обилие иностранных слов и выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны».

В словах Павла Петровича, так же как и в его образе жизни, поведении, одежде, чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие его благовоспитанность истинного аристократа, утонченность его обращения даже с теми, кого он презирает. Однако в состоянии запальчивости Павел Петрович не выдерживает тона и доходит до оскорблений.

Главная причина, вызвавшая ненависть Павла Петровича к Базарову, заключалась в том, в чём он вряд ли признавался даже самому себе. Базаров перечёркивал всю его жизнь. Кирсанов полагал, что он ведёт жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова, он «архаичное явление», «существование его – распущенность, пустота», «принсипы» его – самооправдание человека, который «сидит сложа руки».

Приём антитезы доминирует в изображении этих двух героев.

Сравним их биографии.

Павел Петрович – сын генерала, гвардейский офицер, все душевные силы растративший в погоне за светской красавицей. Юность его прошла в 30-е годы в атмосфере глухой реакции. Зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». В свое время он считал себя либералом. Но он не в состоянии помочь требованиям новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.

Павел Петрович может быть назван Печориным маленьких размеров: он на своем веку покуражился и подурачился, и, наконец все ему надоело, пристроиться ему не удалось.

Выдающимся из прежней шумной жизни и блестящей жизни Павла Петровича было сильное чувство к одной великосветской женщине, чувство, доставившее ему много наслаждений и вслед за тем, как бывает почти всегда, много страданий. «Как отравленный, бродил он с места на место, – пишет Тургенев, – он еще выезжал, он сохранил все привычки светского человека, он мог похвастаться двумя – тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал; он состарился, поседел, сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать…» Добравшись до той поры, когда, по словам Тургенева, сожаления походили на надежды и надежды на сожаления, бывший светский лев удалился к брату в деревню, окружил себя изящным комфортом и превратил свою жизнь в спокойное пребывание».

Базаров – сын бедного уездного лекаря. Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то жизнь была бедная, трудовая, тяжелая. Отец Базарова говорит о своем сыне, что он у них отроду лишней копейки не взял. А это значит: Евгений Васильевич содержал себя в университете собственными трудами. Из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым; прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил принимать на веру, какие то ни было понятия и убеждения; он сделался чистым эмпириком; опыт сделался для него единственным источником познания, личное ощущение – единственным и последним убедительным доказательством.

Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду мысли. Евгений – очень гордый человек. Он никому не позволяет себя оскорблять, хотя отстаивает свое достоинство не совсем обычным способом. Базаров не сразу подает руку Николаю Петровичу; пренебрежительно отзывается о своей одежде, предупреждая неучтивые действия слуги. Он бескорыстен в своих убеждениях, которые приносят ему неудобства в жизни. Базаров твердо убежден в правильности своих суждений. Он ни за что не отказался бы от них. Евгений – благородный человек. Это видно из его поведения на дуэли с Павлом Петровичем. Ранив его, Базаров тут же бросился оказывать ему медицинскую помощь.

Евгений честен, способен на глубокое чувство. Он любит друзей, хотя сам стесняется этого. Это прорывается наружу в момент прощания с Аркадием, когда Евгений предлагает ему обняться. Аркадий был удивлен, так как не привык к изъявлению чувств со стороны своего друга. Аркадий – единственный друг Базарова. Он подражает ему, хочет походить на него. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Но все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает постепенно, что не может принять все суждения Базарова. Женитьба Аркадия убеждает Евгения, что он должен отречься от друга, расстаться с ним. И он уезжает с такими словами: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

Отрицает Базаров и любовь, принимает только с физиологической стороны отношения между мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Любовь с А.С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно. Он видит в ней очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою очередь, познакомилась с человеком неординарным. И красивой, самолюбивой женщине захотелось околдовать его своими чарами. И Базаров окончательно влюбился. Рушатся все его теории и доводы. Базаров не верит в любовь с Одинцовой, но в душе его теплится надежда на взаимность. И когда понял, что это несбыточно он уезжает, лихорадочно ищет себе занятия и, наконец, успокаивается своей привыкшей работой. К умирающему Базарову приезжает Одинцова. «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих». Умирает он сильным, волевым, не отказывается от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но отвергнутым и одиноким.

Базаров и люди нигилистического толка в изображении Тургенева.

Как человек замечательно умный, Базаров не встречал себе равных: « Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Считают себя нигилистами Ситников и Кукшина. Но их нигилизм – это дань моде. Ситников лишь примазывается к новому течению. Чтобы щегольнуть словами и фразами, чтобы прослыть общественным деятелем.

Базаров презирает в равной мере как Ситникова, человека « в славянофильской венгерке» и «чересчур элегантных перчатках», подобострастно заискивающего перед «учителем», так и «эмансипированную женщину» Кукшину. Эти неуклюжие подражатели Базарова лишь оттеняют серьезность, искренность и глубину подлинного нигилиста (Гл.XII – XIII).

Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль: они – пародия на Базарова, карикатура нигилизма. Тургенев использует этот прием, чтобы снять с Базарова героический ореол, подчеркнуть слабые стороны его взглядов.

Трагичность образа Евгения Базарова.

Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. В первую очередь одиночество. Ведь в конечном счете у этого человека не было никого, кто до конца понимал бы его, разделяя его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому он сам бы относился также.

Драматична разобщенность Базарова с крестьянством. Однажды он сказал Аркадию, что возненавидел « этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого должен из кожи лезть и который… даже спасибо не скажет». Евгений умеет говорить с мужиком, и простой люд не чурается его, но, когда он, по обыкновению презрительно подтрунивая, заговорил с одним мужиком, тот в свою очередь сказал о Базарове с небрежной суровостью: « болтал кое-что… известно, барин; разве он понимает?» Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евгений теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевно и нравственно. Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающими чувства и сердечную привязанность, он обрекает себя на мучительные страдания и трагический исход. Вернувшись в родительский дом во второй и последний раз, Евгений не в состоянии восстановить утраченных связей.

Безотчетная преданность идее вынуждает человека отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию любовью, автор вынужден констатировать неспособность Базарова к высоким чувствам, душевному сопереживанию.

Завершает роман И.С.Тургенев мрачными картинами смерти Евгения Базарова. Это последнее испытание, выпавшее на долю героя. Подводя его к последней жизненной черте, автор раскрывает перед читателями нерастраченные душевные тайники Евгения. Он раскрывает для себя истинные человеческие ценности: любовь к родителям, к Женщине, религиозные истины. Глубоким лиризмом проникнута сцена прощания с Анной Сергеевной Одинцовой.

Почему же такой дорогой ценой платит Базаров за душевное прозрение? Почему автор не щадит своего героя? Бессмысленная смерть от пореза пальца глубоко символична. Тургенев показывает, что Базаров обречен. Пытаясь помочь простому народу, он поставил себя выше этих людей и остался не понятым. Уверовав в нигилизм, он лишил себя естественных человеческих чувств – любви и дружбы.

Вынося суровый приговор разного рода теориям, Тургенев в эпилоге провозглашает высокие философские истины: жизнь вечна, она не подчиняется отвлеченным теориям, в ней торжествуют глубокие человеческие начала.

Последняя страница романа, рисующая неутешительную скорбь стариков родителей, потерявших своего единственного сына, принадлежит к числу самых гуманных и волнующих страниц в русской литературе:

«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдельных уголков России… Сюда, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлых старичка – муж и жена. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрывалось в моголе, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Жизнь со смертью одного человека не прекращается, она продолжается. И во имя жизни люди не конфликтовать должны, а стараться примириться и понять друг друга. Таков смысл, как мне кажется, последних строчек романа.

Что я принимаю и что не принимаю в Базарове.

Изучая литературу первой половины XIX века, мы говорили об особых литературных героях – «лишних людях», к которым относятся Онегин, Печорин, Рудин. Я думаю, что и Базарова можно причислить к « лишним», т.к. главное для него – разрушение.

Вспоминается знаменитое место в споре Кирсанова с Базаровым. Когда Кирсанов спрашивает, почему Базаров и его единомышленники все отрицают, а по сути, разрушают, Базаров с гордостью отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Я не могу согласиться с утверждением Базарова. Народная мудрость гласит: «Ломать – не строить». В его отрицании не сила, а слабость. Он отрицательно относится к литературе, искусству, равнодушен к красоте природы. Он смотрит на нее чисто практически. Эти взгляды обедняют Базарова как личность, а ведь он, несомненно, человек незаурядный.

Главный предмет интересов Базарова – естественные науки. Он обладает глубокими и широкими познаниями в физике, химии, медицине, биологии. Он постоянно трудится: ставит опыты, «режет лягушек», занимается медицинской практикой. Огромное трудолюбие, работоспособность, настойчивость, сила воли, практичность – вот те качества, которые привлекают нас в Базарове.

Евгений кажется иногда грубым, бесчувственным. Но за этой внешней грубостью скрывается нежное, ранимое сердце, способное к глубокому чувству, каковым является его любовь к Одинцовой. Не все поступки Базарова я одобряю. Особенно мне не понятно его высокомерно-снисходительное отношение к родителям, которые его глубоко и нежно любят, гордятся им.

Смерть Базарова, так правдиво изображенная в романе, производит на нас сильное впечатление. Сам Тургенев считал Базарова лицом трагическим, потому что, по мнению автора, у него не было будущего. Д.И. Писарев в статье «Базаров» писал: «Не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает… Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Герой умирает не отрекшись от своих взглядов, своих убеждений, не изменив себе. И трагическая смерть Базарова является заключительным аккордом его короткой, но яркой жизни.

Выводы и заключение.

Романы И.С. Тургенева – своеобразная художественная летопись 60-70 годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил творил писатель. Но особенно злободневным явился роман «Отцы и дети».

Изображение кризисной эпохи 60-х годов XIX века в романе «Отцы и дети» дается сквозь призму тургеневского восприятия. В творческом замысле писателя столкнулись его классовая тенденция с объективной правдой жизни. Как либерал – постепеновец, Тургенев заставляет своего героя поступиться многими принципами. Но как великий художник – реалист, для которого правда жизни была превыше всего, если она даже не совпадала с его классовыми симпатиями, Тургенев все же раскрыл в романе типичные черты демократа – шестидесятника. В творческий замысел писателя входила критика слабости, вялости и ограниченности либерального дворянства 60-х годов XIX века. Это наложило отпечаток на создание образов Николая Петровича, человека доброго, но безвольного, Павла Петровича, все «принсипы» которого сводятся в сущности к одному – защитить старый порядок, Аркадия Кирсанова, по определению Базарова, «мяконького либерального барича».

И.С.Тургенев утверждал, что «Базаров – его любимое детище». Однако при внимательном прочтении романа, знакомством истории его создания можно утверждать, что отношение автора к своему герою не столь однозначно. Личность Базарова интересует Тургенева прежде всего как героя времени, вобравшего в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Писателю удалось показать противоречивость сильной неординарной натуры.

Эпоха общественных переустройств рождает героя, отрицающего прежние законы человеческого общежития. Тургенев пытается понять сам и дает возможность читателю разобраться в тех новых идеях, которые несет Базаров.

Резкое неприятие вызывает у автора нигилистическая философия. Идеи отрицания и уничтожения не новы для человечества. Разрушение культур и традиций трагически переживались многими народами. Поэтому Тургенев как гуманист и высоко образованный человек не мог принять такой теории.

На страницах романа появляются образы Кукшиной и Ситникова – лженигилистов, чьи слова и действия подчеркивают весь негативизм нигилистических взглядов. Разводя их с Базаровым, показывая начальные поверхностные увлечения Аркадия Кирсанова этими идеями, автор убеждает читателя в несостоятельности нигилистических воззрений. Циничные фразы Базарова о любви и женщинах опровергаются самой жизнью, его охватывает глубокое чувство, и все псевдотеории рушатся, сталкиваясь с истинными человеческими чувствами.

Искренне переживая упадок дворянства, снижение его общественной позиции и в то же время понимая необратимость происходящих перемен, Тургенев осознает глупость отстаивания старых «принсипов», преклонения перед прежними авторитетами.

У Базарова есть свое собственное понятие о правильном устройстве общества. Его основой он считает труд человека, а не разделение общества на тех, кто работает, и тех, кто бездельничает. Базарову чуждо учение о так называемых политических свободах, когда дворянство много обещает, но так мало делает. Он считает, что «благородное кипение либеральных болтунов» приносит обществу только вред. И это его утверждение одобряет и Тургенев в свое время и мы тоже в свое время. Часто люди, стоящие у власти, чтобы сохранить за собой власть, много обещают, но мало делают.

Поколения читателей размышляли и размышляют над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить тургеневского Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будит мысль, заставляя каждого задуматься над своей жизнью.

Споры об «Отцах и детях» продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохранила злободневность и для последующих поколений. «И сейчас, несмотря на то, что мы не похожи на людей тогдашнего времени, – писал Луначарский, – «Отцы и дети» еще живой роман, и все споры, которые вокруг него велись, находят известный отклик и в наших душах».

Многие вопросы общественной жизни России 60-х годов, отраженные в «Отцах и детях», ушли в прошлое, стали достоянием истории, но тем не менее роман по-прежнему волнует читателей самых разных поколений и общественных убеждений. В чем секрет идейно-художественной «молодости» этого произведения?

«Отцы и дети» – это универсальный охват действительности во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему. По мере развития человечества вопросы взаимоотношения отцов и детей приобретают особую остроту. Преемственность между поколениями, истинное и ложное новаторство, личная ответственность каждого за судьбу национальной культуры-эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа Тургенева «Отцы и дети».

В произведении показано взаимоотношение младшего и старшего поколений, говорится о ложной и истинной дружбе и товариществе, много страниц уделяется любовному конфликту Базарова и Одинцовой. Но очень горькое чувство вызывает непонимание и пренебрежительное отношение поколения детей к поколению отцов.

Драматизм исторического развития заключается в том, что прогресс человечества совершается через смену исключающих друг друга поколений. Но природа смягчает этот драматизм могучей силой сыновней и родительской любви. Сыновние чувства предполагают благоговейное отношение к старшим поколениям, прошедшим трудный жизненный путь. Чувством сыновства сдерживается свойственный юношеству эгоизм. Но если случается порой, что заносчивая юность переступает черту, дозволенную ей природой, навстречу этой заносчивости встает любовь отцовская и материнская с ее беззаветностью и всепрощением. Вспомним, как ведет себя Николай Петрович, сталкиваясь с юношеской бестактностью Аркадия: «Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которой он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце… Но он тут же обвинил себя».

Аркадий тоже иногда находит в себе силы во имя сыновней любви удержать эгоистические порывы молодости. Любовь к отцу, сердечная привязанность удерживают Аркадия от грубости и резкости. Конфликт, возникнув, постепенно приглушается, к концу романа наступает мир.

Отец и сын Кирсановы звезд с неба не хватают. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

И хотя проблема «отцов и детей» у Тургенева выходит за рамки частного, семейного конфликта и разрешается далее на социальном уровне, социальной борьбе придается оттенок нравственный и общественно-психологический. Речь идет о культурной преемственности в ходе исторической смены одних поколений другими. Юношеская «болезнь левизны» в истории обернется пренебрежением молодых поколений к культурным традициям, доставшимся им в наследство. Отрицание нигилистами ценности литературы, философии, искусства (порядочный химик, по мнению Базарова в двадцать раз полезнее любого поэта, а « Рафаэль гроша медного не стоит») не может принять не только старшее поколение в романе, автор романа, но и поколение детей. Да и мы тоже.

Исторически злободневной остается идея органической преемственности духовных ценностей в ходе смены одних поколений другими, провозглашенной Тургеневым. В этом смысле можно назвать Тургенева нашим современником. Духовность – это вечная тема.

Список используемой литературы.

1.Г.Вишникова «Тургенев и Россия». 1977 год.

2.Ю.В.Лебедев Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». 1982 год.

3.П.Р.Пустовойт Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». 1991 год.

4.В.Ю.Троицкий Кинга поколений О романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». 1979 год.

5.И.С.Тургенев «Отцы и дети».

admin

Преданность – это полная приверженность, верность конкретному делу или человеку. Именно это качество питает личность вдохновением, придает силы для борьбы, когда кажется, что выхода нет. Преданность является готовностью идти до конца ради идеи или человека. Но существует и крайний . В этой случае человек способен на преступления и страшные поступки.

Что такое преданность

Преданностью называется стойкость, надежность, соблюдение своих слов, принципов, клятв. Преданный человек – это человек Чести. Он всегда выполняет свой долг и обязательства. Подобное качество усиливает все лучшие чувства, это базис надежности, способность достичь любых целей, силы для преодоления самых сложных преград.

Преданность дарит человеку . Это качество дает взаимоуважение и доверие людей. Верят верным и надежным людям, с ними ведут серьезные дела. Преданное отношение выступает базой для достижения успеха. Это умение не отречься от цели, намеченного пути при появлении сложностей. Это умение все проблемы преодолеть с достоинством, не сдаться, не предать клятву.

Условием верности выступают личностные качества, правильность действий и исполнение правил преданности.

Правила преданности

Существуют такие правила формирования преданности:

усиливать и создавать те качества, которые соответствуют данной черте характера: ответственность, искренность, стойкость, вера в себя и других, надежность, желание действовать и быть настойчивым;
по внешнему проявлению данное качество отличается смелостью давать обещания и выполнять их, брать на себя обязательства, выполнять дела в лучшем виде, но при этом не давать невыполнимых обещаний;
что касается приоритетов, то человек всегда знает, чему он предан в первую очередь. Для него существует четкая градация преданности и долга;
важным правилом выступает умение не быть преданным негативным проявлениям: злым людям, негативным целям и т.п. Это способность не поддаваться отрицательным эмоциям и влияниям.

Проблема преданности

В нынешнем социуме складывается уважительное отношение к этой черте характера. Принято считать именно преданное отношение к делу проявлением высокой морали. Преданных людей сравнивают с альтруистами, с теми, кто готов жертвовать собой, в этом видится благодетель. Но нередко проблема преданности убеждению или человеку заключается в том, что личности приходится предавать собственные интересы и желания. А это далеко не позитивно сказывается, даже когда этому содействует благородная цель.

К примеру, поистине преданные дети отказываются от собственного счастья в угоду родителям. Они не создают семью. Такие люди подобным образом показывают благодарность, или прячут вину за жертвы родителей ради них. Но исход у подобной преданности всегда печален для самой личности.

Преданность тесно связана с личностными ценностями, поскольку данное понятие чересчур мощное. Оно соединяется с наиболее весомыми явлениями в жизни. Преданным человек становится собственной семье, убеждениям, религии, идеалу.

Это качество заставляет тратить собственные ресурсы, время, эмоции. Но не во имя награды, а ради идеи. Фанатичное следование идеалу в любом случае несет в себе опасность. И прежде чем поступаться собственными интересами ради убеждений, подумайте, стоит ли это совершать. Иногда люди не замечают границ, когда преданное отношение становится чем-то страшным и негативным.

Примеры преданности

Стоит сказать, что ярким примером истинной верности выступает герой популярной картины «Хатико». Это пес, который на протяжении многих лет ждал умершего хозяина на железнодорожной платформе. При жизни он каждый день встречал его после службы. Что бы ни случалось, собака сидела и ожидала электричку, что раньше привозила хозяина.

Именно там, на платформе, завершилась жизнь собаки. Она показала собственным примером, что означает истинная верность человеку. Это не придуманная история. А собака из фильма не единственный пример. В городе Тольятти (Россия) есть «Памятник преданности». Он поставлен во имя собаки, совершившей подобный поступок.

Если говорить о примерах преданности людей, то здесь встречаются абсолютно разные ситуации: от или другу до преданности работе и своему делу. В качестве примера преданности работе можно привести ситуацию, когда человек с невероятными талантами работает на компанию, которая не способна платить ему высокое жалованье. Но при этом он отказывается от поистине выгодных предложений, чтобы поднять эту компанию на ноги.

Другой случай — преданное отношение к убеждениям и идеалу. Люди, которые верили в цель революции, в 1917 году свергли монархов, что действовали множество веков. Они уничтожили всю семью царей. Подобное проявление преданности считается наиболее опасным. На основе этого часто возникают розни и войны. Люди, чье преданное отношение к идее чрезмерно, не всегда способны правильно оценить собственные действия или считать с мнением общества.

Хорошо ли быть преданным

Чтобы ответить на вопрос, хорошо ли быть преданным, стоит задать другие вопросы и дать на них искренние ответы. Это, в первую очередь, важно для тех, кто не осознает роль верности.

В любой религии нижний круг ада отводится для предателей, там, на протяжении тысяч лет, горят все изменники, которые предавали благодетелей. Страшнейшие муки ожидают тех, кто смог предать. В вероучениях, предательство считается ужасным грехом, хуже убийство, потому и муки предполагаются длительные и страшные.

Итак, теперь ответьте на такие вопросы: хотелось бы вам, чтобы вас предали близкие люди, оставили в трудную минуту, обманули? Понравится ли вам, если близкий человек окажется в тюрьме из-за того, что его предал друг? Хотелось ли вам, чтобы друзья обсуждали вас за спиной, вели темные дела против вас? Понравится ли вам жить в обществе, где никому нельзя довериться, поскольку все готовы предать и подставить?

Наверное, нет. Таким образом, нельзя сказать, что преданное отношение – это плохо. А для точного убеждения стоит задать еще один вопрос: хочется ли вам иметь друга, близких, друзей, которые не способны предать, подставить? Вы желаете быть уверенным в своих друзьях? В том, что они не вставят нож в спину?

Мало кто откажется от такого. Но теперь еще одна ситуация: вам хотелось бы, чтобы у вас была репутация преданного и надежного человека, который верен собственным обязательствам и словам, который сдерживает обещания? Никто не согласится с обратным.

1 апреля 2014

ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ!

Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость – она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчётная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.

Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму.

Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определённым несложным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, в которую падаешь. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь.

В своих «письмах» я тоже рекомендую несложные правила «ездить на велосипеде» - жить честно, по правде. Но это необходимо только для начала. Жить же нужно интуитивно «по велению совести», не задумываясь, находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки. Жить гораздо сложнее, чем ездить на велосипеде. Поэтому и советов приходится давать больше.

Но вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, когда думаете, куда повернуть, вы затрачиваете множество усилий. А когда научились и не думаете – вы почти неутомимы. И вот мой совет: научитесь, не задумываясь, сразу находить правильные решения. Жить будет легко.

Поэтому мои «Письма о добром» должны быть вам нужны только для начала. А потом живите по-доброму, не думая «о правилах», которые содержатся в письмах. «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра также просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги вашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.

Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.

А я помашу вам вслед...

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребёнка, – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счёте одиноки, ибо и товарищи для вас – товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и сёла, в которых мы живём, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это неодномоментность существования.

Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворённой.

Цитируется по:

Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб.

2) Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования.

3) Конвергенция – это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования.

4) Конвергенция – схождение признаков у животных различных групп – объясняется воздействием на этих животных схожих условий существования и общим направлением естественного отбора.

5) Схождение признаков у животных различных групп (конвергенция) обусловлено сходными условиями существования и направлением естественного отбора.

(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…> передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Несмотря на это,

Например,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТИП, -а, м.

1) Форма, вид чего-н., обладающие определёнными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Основные т. производственных отношений. Т. автомобиля.

2) Высшее подразделение в систематике животных и растений. Т. членистоногих. Т. цветковых растений.

4) Человек, отличающийся какими-н. характерными свойствами, положительными или отрицательными. Забавный т.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

закУпорить

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Новый подход позволяет гораздо более оперативно и ЭФФЕКТИВНО следить за потребностями рынка.

До сих пор Косте снились ясные, чистые, ДОВЕРЧИВЫЕ глаза Евгении.

Новый знакомый произвёл на меня ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление: было в нём что-то приятное и нечто отталкивающее.

Право открыть кинофестиваль ПРЕДОСТАВИЛИ известному режиссёру.

С востока почти чёрной стеной встала ДОЖДЛИВАЯ туча.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАТЧАЙШИЙ путь

ЛЯГТЕ на диван

пара ТУФЕЛЬ

ЕГО взгляды

ТРЁХСТАМИ вопросами

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление имён числительных

В народном творчестве о Байкале

не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее.

Двое девушек неспешно шли

по аллее парка и о чём-то эмоционально разговаривали.

3) Раскрывая характеры литературных героев,

во всей полноте, со всеми положительными и отрицательными чертами.

4) Укутавшись в тёплое одеяло, мне стало тепло и уютно.

5) Благодаря применения новой технологии

объёмы производства значительно выросли.

6)Я готовился к сложному разговору

с руководством, однако, вопреки

моим предположениям, беседа прошла в очень дружелюбной атмосфере.

7)Никто из внуков не смогли устоять

перед бабушкиным свежеиспечённым караваем.

8) Компания из четверых молодых людей

вошла в аудиторию и заняла места в первом ряду.

9)В сборнике рассказов «Записки охотника»

Тургенев воспел русскую природу и деревенский быт.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..снуться

водор..сли

с..рдитый

проб..раться

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..способь (для работы), пр..крыл

под..брал, поз..вчера

ра..шифруй, ра..грёб

(в) о..далении, по..брось

в..езд (во двор), б..ют (по щеке)

заканч..вать

застр..вать

смекал..стый

застенч..вый

карандаш..к

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увенч..нный

закруч..нный

движ..мый

замет..вший

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.

(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.

Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ) ДОЖИДАЯСЬ разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату.

Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Письменный язык хоть и оживляется (ПО)МИНУТНО выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им (В)ТЕЧЕНИЕ веков.

Нужно, ЧТО(БЫ) каждая фраза выражала мысль или образ, и (ПРИ)ТОМ максимально точно и полно.

(ВО)КРУГ было ТАК(ЖЕ) тихо, как и накануне.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего пути по лесу Егор шёл молча, бесшумно, поднимая (ПО)ВЫШЕ ноги, дабы не зацепиться за что-нибудь.

Изредка налетавший ветерок пощипывал лицо, было (ПО)ЗИМНЕМУ морозно, (ЗА)ТО красота повсюду была необыкновенная.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, что навяза(1)о ему средой, и начал жить только по велению сердца, в согласии со своим внутре(2)им миром. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоя(3)ых открытий, его проза наполне(4)а поэзией.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок то около островков то неподалёку от зарослей тальника.

2) Безотчётная преданность идее часто вынуждает человека отказаться от близких людей и от дома и от семьи.

3) Москва – это сады и чертоги золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках.

4) Сумерки сгущаются и опускаются ниже и на небе зажигаются первые звёзды.

5) Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.

Во время работы над картиной И. Левитан иногда откладывал кисти, вставал (1) и (2) отойдя на несколько шагов (3) смотрел на своё полотно (4) постепенно (5) приобретавшее черты художественной завершённости.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От наnряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

Звенит хрусталь

И действует на чувства,

Мы входим в зал

Без всякого искусства,

А здесь искусством (4)

Видно (5) дорожат.

(Н. М. Рубцов)

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Человек высокого роста (1) при одном появлении (2) которого (3) люди почтительно замолкали (4) прошёл к столу и заговорил.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) с кустов посыплется роса.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Берг не понимал значения слова «родина» до того, как провёл почти месяц на озере в муромских лесах.

2) Берг отправился в муромские леса к своему другу Ярцеву, чтобы заняться рисованием пейзажей.

3) Первый пейзаж Берга был написан акварелью.

4) Ваня Зотов, сын художника, привозил Бергу продукты и почту, пока тот был на озере.

5) Поездка Берга на озеро в муромские леса состоялась в начале осени.

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

- (6)Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

- (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.

- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со

своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому*) *

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - русский советский писатель, классик русской литературы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 10-11 представлено рассуждение.

2) В предложениях 22-23 представлено повествование.

3) Предложение 24 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.

4) В предложении 28 представлено описание.

5) Предложение 30 разъясняет то, о чём сказано в предложении 29.

Из предложений 16-17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Среди предложений 18-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза, личного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказ К.Г. Паустовского "Акварельные краски" совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А)_______ ("неделями, годами, десятилетиями" в предложении 31). А синтаксическое средство - (Б)_______ (предложения 4, 6, 8) - добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём - (В)_______ ("Берг" в предложениях 24-26, "всё" в предложении 25) - играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».

Список терминов:

1) метафора

2) метонимия

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) градация

6) эпифора

7) сравнительный оборот

8) просторечие

9) лексические повторы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.