Поурочное планирование "борьба саков против армии александра македонского". Борьба народов средней азии против греко-македонских завоевателей

В 336 до н.э. двадцатилетний Александр стал царем Македонии в место своего отца Филиппа II и стал продолжать его политику. Александр Македонский начал войну против Ахеменидское государство. Средняя Азия находилась в это время под властью Ахеменидов. Ахеменидское государство переживало в I-ой половине IV в. до н.э. период упадка. Народные восстания в завоеванных ими странах и дворцовые интриги расшатали эту внешне могущественную страну. В 334 году до н.э. организованная греко-македонская армия, руководимая Александром Македонским, переправившись в Малую Азию, в результате трех битв разгромила Ахеменидское государство. Дарий III царь Ахеменидский бежал на Восток, после был отстранен от власти, а затем был убит своими приближенными. Сатрап Бактрии Бесс из рода Ахеменидов провозгласил себя царем и попытался организовать сопротивление против Александра, однако, Александр легко разбив Ахеменидское государство овладел столицей Бактрии - городом Бактры и выйдя после этого к реке Окс (Амударьё), переправился на сторону Средней Азии. Организованное Бесом сопротивление войскам Александра Македонского в какой-то мере ослабило их и почти на полгода отсрочило вторжение в Среднюю Азию. Бессу не удалось поднять, на борьбу народы Средней Азии против Александра и в создавшейся обстановке представители бактрийской и согдийской знати решили избавиться от Беса и выдали его Александру. Александр, переправившись через Амударью начал наступление на столицу Согда - город Мароканд и затем двинулся по направлению к Ферганской долине. Захватчики по дороге встретили ожесточенное сопротивление со стороны населения, жившего между современным Самаркандом и Истаравшаном. Македонцы направили свои основные силы против восставших, и им удалось из тридцати тысяч восставших перебить свыше двадцати двух тысяч, жестокость завоевателей не знала предела. Эта жестокость привела к тому, что народная борьба стала еще сильней. Особенно упорное сопротивление встретили македонцы на территории Северного Таджикистана, в районах между Худжандом и Шахристаном. Ожесточенные бои были между защитниками городов Газы и Кирополья и войсками Александра Македонского. Александром Македонским при взятии Кирополья была использована тогдашняя артиллерия - метательные машины. После ожесточенных боев, Александр овладел городом Кирополь, и по его приказу, было перебито мужское население, а женщин, детей и добычу забрали собой. При боях под Кирополем понесли большие потери защитники, погибли около 8 тыс. человек, а македонцы тоже понесли большие потери, был тяжело ранен сам Александр и другие его военачальники. Подавив восстание, Александр приказал возвести на берегу Сырдарьи крепость, которая получила название Александрия Эсхата (Крайняя). Она имела значительные размеры. Длина крепостной стены достигала 10 км. Внутри укрепления были построены жилые и служебные помещения. Эта крепость должна была защищать границы государства Александра Македонского от кочевников - саков. Однако саки не хотели мириться с возведением на их территории оплота македонской власти. После нескольких сражений саки были разбиты Александром. В Бактрии и Согде вновь поднялось восстание, которое возглавлял согдийец Спитамен. Он был мужественным воином и талантливым полководцем. Спитамен, собрав вокруг себя свободолюбивых жителей оазисов и кочевников, нанес страшное поражение войскам македонским. Он осадил г. Мароканд второй раз, но Александр Македонский, внезапно напав на Спитамена, нанёс существенный удар. Затем Александр направился в Бактрию и тут он, жестоко подавил восстание, которое возглавлял тот же самый Спитамен. По словам древнего автора Диодора, трижды вспыхивали восстания согдийцев и бактрийцев против греко-македонских завоевателей. Только при подавлении первого восстания было убито 120 тыс. человек, и таким образом Александр, разрушая города и села, буквально покрыл страну трупами. В 329-327 годах до н.э. два года боролся Спитамен против Александра, разрушенная и опустошенная истекающая кровью страна, тем не менее, не думала сдаваться. Тогда Александр переменил тактику, и он, женившийся на дочери знатного бактрийца красавице Роксане, приближал к себе представителей среднеазиатской знати путем назначения их на высокие должности. Предательство знати ослабило борьбу с завоевателем и позволило Александру Македонскому покорить часть Средней Азии. Из среднеазиатских областей в состав его государства вошли нынешние - Южная Туркмения, Южный Узбекистан и Южный Таджикистан, Зеравшанская долина, часть Северного Таджикистана (левобережье Сырдарьи до Худжанда). Летом 327 г до н.э. Александр Македонский оставив в Средней Азии свои гарнизоны, направился в Индию. Оттуда он вернулся в Вавилон и умер там, в 323 г. до н.э. Греко-македонское завоевание имело для Средней Азии неоднозначные исторические последствия. Истребительская война, которую вел Александр Македонский, повлекла за собой гибель многих десятков тысяч жителей Средней Азии, страна запустела, ирригационные системы пришли в упадок. Вместе с тем, приход греко-македонян и установление их власти способствовали дальнейшему развитию рабовладельческой общественной формации. Народы Средней Азии ближе познакомились с наиболее развитой в то время греческой культурой, которое оказало значительное влияние на их культурный прогресс. В Средней Азии после смерти Александра образовались государства Селевкидов, Греко-Бактрия и Парфия.

Дата:09.06.17 г.

ФИО учителя:Сакауова Улболсын Жапаргалиевна

класс: 5

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Борьба саков против армии Александра

Македонского

Цель обучения

Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Цель урока

Все:

Большинство:

Некоторые: Определяют роль сакских племен в становлении мировой истории

Критерии оценивания

    Описывают борьбу саков против захватчиков

    Определяют место ранних кочевников на международной арене

    Определяют историческое значение борьбы саков с иноземными захватчиками

Языковые задачи

С помощью ключевых слов составляют опорный графический органайзер

Воссоздают образ исторических личностей

Работают с дополнительным материалом

Ключевые слова: поход, партизан, подвиг, союз, захватчики, героизм, патриотизм,

Воспитание ценностей

Воспитание чувства гордости и интереса к изучению истории своей родины.

У важение к истории своей страны, гордости за достижения и вклад своих предков в мировую историю, привитие национальных и общечеловеческих ценностей. .

Межпредметная связь

Всемирная история

Предыдущие знания

Сведения о саках

Золотой человек

Сакская царица Томирис

Подвиг Ширака

Кир- царь персов

Поход Александра Македонского

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

3 минуты

Организация. Психологический настрой.

Актуализация знаний через прием "Да-Нет"

1. Высота большого Бесшатырского кургана составляет 17 метров.

2. Стены подземного дромоса сооружались из дерева

3.В Берельском кургане была найдена пятиконечная звезда, символизирующая власть правителя.

4.На территории Казахстана обнаруженно свыше 500 курганов "с усами"

5.Томирис- царица саков

6.Во главе сакского племени стояли жрецы

7. В сакском обществе выделялись четыре группы населения

8. Тип общества саков - военная демократия

9. Персидские войска во главе с Киром в 530 г. до н.э. напали на племена саков

10. На востоке Александр Македонский был известен как Искандер Зулкарнай

ФО: самооценивание, метод Светофор

Середина урока

Работа в группах

ДЕЛЕНИЕ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ

Раздаются стикеры на обратной стороне которых написаны слова: Герой (1 группа), Подвиг(2 группа), Родина(3 группа), Кочевник(4 группа)

Ознакомить с правилами работы в группе

Обсудите вопросы и защитите проект:

Первая группа

Почему такие известные цари как Кир, Дарий, А.Македонский со смелыми опытными воинами не смогли покорить саков?

Вторая группа

На кого из героев ты хотел бы быть похожим?

Третья группа

С какой исторической личностью вы свяжете понятия « патриотизм», «героизм», "самоотверженность"?

Четвертая группа

Какими качествами обладали наши герои и какую роль сыграли в мировой истории (Ширак, Спитамен, Томирис)?

Дескрипторы по группам:

1 группа составляет постер и защищает его

2 группа составляет кластер и защищает его

3 группа составить таблицу соответствия и представляет ее

4 группа кластер и защищает его

ФО - , взаимооценивание, 2 звезды и 1 пожелание

Физминутка

Конец урока

СОР к разделу 5.3 А "Саки"

Цели : 5.2.3.1-Знать археологические памятники эпохи железа

5.2.1.2-Описывать мировозрения сакских племен

5.3.2.1-Определяют место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Уровень мыслительных навыков : знание, умение, понимание, анализ

Критерии оценивания

Учащийся:

1. Знает особенности археологичских памятников сакского периода

2. Раскрывает особенности мировоззрений древних племен

3. Анализирует и даёт оценку места ранних кочевников Казахстана на международной арене

Заданиие№1

На контурной карте отметить и подписать название археологических памятников эпохи саков

Задание №2

Соотнести название археологических памятникиков и их особенностей

Находиться в Центральном Казахстане. Так называемые курганы "с усами". Относятся к VII-III века м до нашей эры

Бесшатырский

Расположен в Восточном Казахстане, число могильников достигает 51. Самый большой и крупный могильник Байтобе, диаметр 100 метров, высота 8 метров

Задание№3

Открытые вопосы:

1.Разница в строении курганов обнаруженных предметов и обрядах захоронения свидетельствуют о существовании___________ в обществе саков.

2. Могильники состоят из малых и больших курганов в сочетании с дугообразными__________ _________ ориентированными на восток.

3. Первооткрывателем тасмолинской культуры является археолог__________________________.

Задание №4

Что связывает исторические личности: Томирис, Ширак, Кир, Александр Македонскийи и определить какую роль они сыграли в мировой истории.

Проанализируйте и запишите вывод (5 предложений)


Дискрипторы:

1 задание: Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Шиликтинский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Тасмолалинский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Берельский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Бесшатырский курган- 1 балл

2 задание: Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Шиликтинский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Тасмолинский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Берельский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Бесшатырский курган-1балл

3 задание: В данных предложениях дописывает недостающие слова

4 задание: Находит связь между историческими личностями, Томирис, Ширак, Кир, Дарий и определяет какую роль они сыграли в формировании мировой истории и записывает в 5 предложениях.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

1 и 2 задание выполнят все

3 задание большинство

4 задание некоторые

ФО методами "Светофор"и "2 звезды и 1 пожелание"

Правила работы в группеФизминутка

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

После убийства македонского царя Филиппа II в 336 до н. э. его сын Александр был провозглашен царем. При вступлении на трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца, а заодно и с другими возможными соперниками. При известии о смерти Филиппа многие его недруги попытались воспользоваться возникшей ситуацией. Восстали фракийские и иллирийские племена, в Афинах активизировались противники македонского господства, а Фивы и некоторые другие греческие полисы попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны. Однако Александр быстро взял инициативу в свои руки. В качестве преемника Филиппа он организовал конгресс в Коринфе, на котором был подтвержден ранее заключённый договор с греками. Договор декларировал полный суверенитет греческих полисов, самостоятельное решение ими внутренних дел, право выхода из соглашения. Для руководства внешней политикой греческих государств создавался общий совет и вводилась должность гегемона эллинов, обладающего военными полномочиями. Греки пошли на уступки, и многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны.

Весной 335 года до н. э. Александр двинулся походом на восставших иллирийцев и фракийцев. В поход отправилось не более 15 тыс. солдат. Сперва Александр разбил фракийцев в битве у горы Эмон: варвары установили на возвышенности лагерь из повозок и надеялись обратить македонян в бегство, пуская свои повозки под откос. Александр же приказал своим солдатам организованно избегать повозок. В результате победы в битве македоняне захватили многих женщин и детей, которых варвары оставили в лагере, и переправили их в Македонию. Вскоре царь нанёс поражение племени трибаллов, но их правитель Сирм вместе с большей частью соплеменников укрылся на острове Певка на Дунае. Александр, используя немногочисленные корабли, прибывшие из Византии, не сумел высадиться на острове. Вскоре царь обратил внимание, что на другом берегу Дуная собираются войска племени гетов. Геты надеялись, что Александр не станет высаживаться на берег, занятый солдатами, однако царь, наоборот, счёл появление гетов вызовом себе. Поэтому на самодельных плотах он переправился на другой берег Дуная и разбил гетов. Вскоре Александр заключил со всеми северными варварами союзные договоры.

Однако пока Александр улаживал дела на севере, на юге под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Стремительными маршами Александр перебросил армию из Фракии к Фивам. Всего за 13 дней войско македонян совершило этот переход. Восставшему городу были предложены мирные условия сдачи, но фиванцы отказались. В конце сентября 335 года начался штурм города. Македонские войска заняли стены города, а македонский гарнизон открыл ворота и помог окружить фиванцев. Город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство. Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители ряда городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии. Почти сразу же после захвата Фив Александр направился обратно в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию.

В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай). В 30-е годы IV века до н.э. он начал завоевательные походы. После установления своей власти над Грецией он разбил Персидское царство и начал вторжение в Азию. Сокрушив Персидское царство, Александр вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.

Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков и их «неудобная» тактика заставили отказаться от преследования кочевников.

Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон.

Сакский воин Ширак.

Сакский воин.

Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Так саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. По другим древним источникам, Александр в этом сражении был ранен в ногу сакской стрелой.

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Сакские племена преградили греко"македонцам путь на Восток.

1. Из каких источников мы узнаем о борьбе саков с персидскими завоевателями?

2. Что вы знаете о сакской царице Томирис?

3. Раскройте свою мысль касательно борьбы саков против внешних врагов.

4. Составьте рассказ о подвиге Шираке.

5. Чем закончился поход Александра Македонского?

1. Какие факты приведены в данном отрывке?

2. Какие выводы можно из них извлечь?