Презентация "формирование фонематического слуха".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Презентацию подготовила: Кондратьева Елена Александровна учитель-логопед МБОУ «НШДС» г.Усинска

2 слайд

Описание слайда:

Что такое фонематический слух? В чем проявляется несформи- рованность фонематического восприятия, слуха? Способы преодоления нарушения фонематического слуха.

3 слайд

Описание слайда:

Фонематический слух – это способность человека к распознанию речевых звуков. Умение выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков, развитие речи.

4 слайд

Описание слайда:

Неправильно произносит звуки и слова: Сапка (шапка), столь (стол), ыба (рыба); --не слышит, а потому пропускает предлоги: «Оля гуляла санками» – Оля гуляла с санками. --укорачивает или переставляет слоги в словах: Секекомия (насекомое), работает потором (топором). Макал мотик –лакал котик. Укусила мису куха – укусила кису муха. --неправильно употребляет окончания: «Катались на санкаф». «С коротками рукавами».

5 слайд

Описание слайда:

Угадай, что звучало. Научить ребенка узнавать бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок и т.д. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали. Где позвонили. Определять направление звука. Дятел. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Различение неречевых звуков

6 слайд

Описание слайда:

"Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит. "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

7 слайд

Описание слайда:

"Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Различение сходных по звучанию слов.

8 слайд

Описание слайда:

"Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. Различение слогов.

9 слайд

Описание слайда:

«Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. «Определи место звука в слове». Какой первый звук в слове утка? Последний звук в слове кенгуру? Место звука у в слове паучок (в начале, середине или конце слова)? «Подбери слово». Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука. «Домики». Перед ребенком два изображения домиков. На крыше каждого из них написана буква. Из большого количества картинок ребенок выбирает только те, в названиях которых есть звук, соответствующий букве на крыше домика. «Сложи слова из первых звуков». Ребенок определяет первый звук в каждом из предложенных слов, из получившихся звуков составляет слова. Например: желудь, утка, кисточка (жук). Различение звуков.

  1. 1. Развитие фонематического слуха дошкольников
  2. 2. Из ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:  владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;  стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;  проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  3. 3. Из ФГОС дошкольного образования: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
  4. 4. Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений воспитатели могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие?
  5. 5. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
  6. 6. Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.
  7. 7. Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 1.Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя языка, словаря. 2.Формирование правильной артикуляции и дикции. 3.Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 4.Овладение чтением. 5.Успешность овладения грамотой. 6.Выработка орфографических навыков.
  8. 8. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 1. Смешение звуков: звонкие- глухие (блакала – плакала); свистящие – шипящие (чаши – часы); твердые – мягкие (ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты (чветы – цветы).
  9. 9. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (днь – день, межу – между, латочка – ласточка).
  10. 10. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 5. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 6. Недописывание слов (мышк – мышка).
  11. 11. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
  12. 12. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.
  13. 13. Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстукивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши
  14. 14. Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»
  15. 15. Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»
  16. 16. Игра «Верно - неверно» мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.
  17. 17. Уровень 4 – различение слогов 1. Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сты – сту. 2. Игры с кубиком. 3. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС. 4. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.
  18. 18. Уровень 5 – различение звуков 1. Звукоподражание. Комар звенит: з – з – з Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.
  19. 19. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание Больной показывает горло врачу: а – а – а. Воющий волк: у – у – у. 2. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.
  20. 20. 3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. 4. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у. 5. Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.
  21. 21. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта
  22. 22. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.
  23. 23. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»
  24. 24. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.
  25. 25. 1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. Кот, окно, сок 2. Подобрать слова с определенным количеством звуков. 3. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех; в конце: бок – бокс, вол – волк. 4. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк 5. Слово – загадка к…. 6. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. 7. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.
  26. 26. 1.Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтения и письма!

Слайд 2

План выступления: Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений учителя начальных классов могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие?

Слайд 3

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Слайд 4

Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Слайд 5

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Выработка орфографических навыков. Овладение чтением. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.

Слайд 6

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.

Слайд 7

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха Смешение звуков: звонкие- глухие(блакала – плакала); свистящие – шипящие(чаши – часы); твердые – мягкие(ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты(чветы – цветы).

Слайд 8

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (днь – день, межу – между, латочка – ласточка).

Слайд 9

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 5. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 6. Недописывание слов (мышк – мышка).

Слайд 10

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Слайд 11

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.

Слайд 12

Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстукивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши

Слайд 13

Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»

Слайд 14

Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»

Слайд 15

Игра «Верно - неверно» мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.

Слайд 16

Уровень 4 – различение слогов Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сты – сту. Игры с кубиком. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.

Слайд 17

Уровень 5 – различение звуков Звукоподражание. Комар звенит: з – з – з Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.

Слайд 18

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание Больной показывает горло врачу: а – а – а. Воющий волк: у – у – у. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.

Слайд 19

3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у. Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.

Слайд 20

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово.Гость – кость, карта - парта

Слайд 21

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.

Слайд 22

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»

Слайд 23

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.

Слайд 24

Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. Кот, окно, сок Подобрать слова с определенным количеством звуков. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех; в конце: бок – бокс, вол – волк. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк Слово – загадка к…. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.

Слайд 25

Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом. Развивая

Посмотреть все слайды