Презентация к уроку по истории (7 класс) на тему: Рождение капитализма.

Большинство исследователей считает, что между рабовладельческой и

капиталистической общественно-экономическими формациями имеется еще одна

общественно-экономическая формация - феодальная. При этом одни называют это

общество феодальным обществом, другие - феодально-крепостническим.

Крепостное рабство, которое многие называют крепостным правом, а не

рабством, было уничтожено в Западной Европе: Франции, Англии, Голландии,

Голландии до XVI в., в Англии - до XVII в., во Франции - до XVIII в., то

очевидно, что феодальное общество нельзя называть феодально-крепостническим

обществом. В самом деле, нелепо называть крепостническим общество, в котором

нет крепостного рабства (крепостного права). Поэтому многие исследователи

предпочитают называть это общество не феодально-крепостническим, а просто

феодальным.

В общественных (гуманитарных) науках принято считать, что феодализм в

Европе возник в V в. в результате крушения Римской (западной) Империи, а

просуществовал в различных странах различный период времени. Смена

феодализма капитализмом, согласно современным взглядам, произошла

посредством буржуазных социальных революций: в Голландии в XVI в., в Англии

в XVII в., во Франции в XVIII в., в Германии, Польше, России в XIX в.

Впрочем, в России в XIX в. революций не было, поэтому многие считают, что в

России феодализм был заменен капитализмом лишь в начале XX в.

В чем же отличие феодального общества от рабовладельческого (и от

буржуазного)?

Обычно на этот вопрос отвечают так:

1) рабы не имели своего хозяйства, своих средств производства, а

крепостные крестьяне в феодальном обществе имели;

2) рабы не имели своей семьи, а крепостные крестьяне имели;

3) раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной

крестьянин являлся неполной собственностью феодала;

4) раб не заинтересован в результатах своего труда, а крепостной

крестьянин, наоборот, был заинтересован.

Иногда приводят и другие, более мелкие различия между рабом и

крепостным крестьянином, на которых мы останавливаться не будем.

Рассмотрим же вышеприведенные доводы. Однако прежде отметим, что

основной эксплуатируемый класс феодального общества называть классом

крепостных крестьян так же нелепо, как называть феодальное общество

феодально-крепостническим. В самом деле, если во Франции в XVII веке не существовало крепостного рабства (крепостного права), то было бы совершенно неверно называть Францию этого столетия феодально-крепостническим государством. И так же неправомерно называть французских крестьян этого столетия крепостными. Крепостные крестьяне (и крепостнический строй) без крепостного рабства, которое было уничтожено в XIV-XV вв.?

Это возникающее противоречие вынуждает некоторых исследователей, тех,

которые называют средневековое общество не феодально-крепостническим, а

просто феодальным, называть основной трудящийся эксплуатируемый класс этого

периода развития общества не классом крепостных крестьян, а просто классом

крестьян. При этом прямо утверждается или молчаливо предполагается, что к

единому классу крестьян относятся и крепостные, и свободные крестьяне.

Причем одни исследователи относят к этому классу крестьян всех свободных

крестьян, а другие - только тех крестьян, которые эксплуатируются

землевладельцами. Ту же часть свободных крестьян, которые не являются

арендаторами земли феодалов и, следовательно, не эксплуатируются ими,

последние относят к среднему классу, классу независимых мелких

собственников.

Итак, основной трудящийся класс феодального общества нельзя называть

классом крепостных крестьян, поскольку в него входят и свободные крестьяне,

особенно после отмены крепостного права, после уничтожения крепостного

рабства. В то же время основной, эксплуатируемый феодалами класс нельзя

называть и просто классом крестьян, поскольку многие свободные крестьяне не

эксплуатируются феодалами, ведут свое хозяйство на основе своей

собственности на основные средства производства, они не платят феодалу

продуктовой (натуральной) или денежной ренты и не отрабатывают в его

хозяйстве барщину.

Если назвать основной трудящийся класс средневекового общества

(условно) классом зависимых крестьян, то мы будем иметь два

антагонистических, противостоящих друг другу класса: эксплуататорский класс

феодалов и эксплуатируемый класс зависимых крестьян.

Обратимся теперь к тем доводам, которые приводятся различными

исследователями для отличия рабовладельческого общества от феодального,

класса рабов от класса зависимых крестьян.

1) Рабы не имели своего хозяйства, своих средств производства, а

зависимые крестьяне в феодальном обществе имели.

В течение всего существования рабовладельческого общества, на

протяжении всего периода его развития, наряду с рабовладельческими крупными

хозяйствами имело место и существование мелких хозяйств рабов. В торговой

фазе огромное большинство хозяйств принадлежало свободным крестьянам и

ремесленникам. И лишь незначительное количество хозяйств являлось крупными

хозяйствами рабовладельцев или мелкими хозяйствами рабов, которые часть

продуктов своего труда, произведенных ими в своем хозяйстве, отдавали

безвозмездно своему господину, собственностью которого они являлись. В

производительной фазе огромное большинство земель и вообще средств

производства принадлежало рабовладельцам, которые вели крупное хозяйство, в

которых работало большинство производителей. Мелких же хозяйств, как

хозяйств свободных крестьян и ремесленников, так и хозяйств рабов было

сравнительно мало, если не в сравнении с количеством рабовладельческих

хозяйств, то, по крайней мере, в сравнении с количеством выпускаемой

крупными хозяйствами продукции и в сравнении с количеством мелких хозяйств

торговой фазы. В последней, высшей, ростовщической фазе

рабовладельческо-крепостнического общества картина снова, во второй раз

меняется. Если в первой, торговой фазе, господствовали мелкие хозяйства

свободных крестьян и ремесленников, если во второй, производительной фазе,

господствовали крупные хозяйства (латифундии и эргастерии) рабовладельцев,

то в третьей, ростовщической фазе, огромное большинство хозяйств стало

вестись рабами, которые при этом значительную, как правило - большую, часть

продуктов своего труда безвозмездно отдавали эксплуатирующим их

рабовладельцам, собственно стью которых рабы являлись. При этом число мелких

хозяйств рабов резко возросло, и они стали составлять большинство хозяйств,

а вместе с тем и основным видом, формой еще во II-III вв., т.е. задолго до

феодализма. До этого хозяйства рабов тоже существовали, но их было

сравнительно мало.

Таким образом, не только зависимые крестьяне в средневековом обществе

имели свое хозяйство, свои средства производства, но и рабы в

рабовладельческом (античном) обществе также имели свое хозяйство, свои

средства производства. При этом хозяйств рабов до II в. н.э. было

сравнительно мало, а в третьей ростовщической фазе, начиная с II-III вв.,

количество хозяйств рабов настолько резко возросло, что они стали основной

формой хозяйства.

2) Рабы не имели своей семьи, а зависимые крестьяне имели.

Во времена Римской республики большинство рабов, эксплуатируемых в

крупных рабовладельческих хозяйствах - около двух третей, - являлись

покупными, приобретались рабовладельцами на невольничьем рынке, и лишь

третью часть рабов составляли доморощенные рабы, т.е. рабы, которые родились

и выросли в хозяйствах рабовладельцев. Во времена же Римской империи

доморощенные рабы составляли уже большинство всех рабов, свыше двух третей.

Это говорит нам лишь о том, что, как и зависимые крестьяне, рабы имели свои

семьи, особенно после резкого увеличения количества хозяйств рабов. Конечно,

мы можем вместе с рабовладельцами не "признавать" их семей, но это делу не

поможет. К тому же основными критериями определения той или иной

общественно-экономичес кой формации являются форма труда (труд рабский,

наемный, свободный) и форма собственности на основные средства производства,

а не семейно-брачные отношения.

3) Раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной

(зависимый) крестьянин являлся неполной собственностью феодала. Иногда этот

тезис поясняется следующим образом: рабовладелец мог раба и продать и убить,

а феодал мог крепостного крестьянина продать вместе с землей, но не мог его

Несомненно, раб являлся полной собственностью рабовладельца, который

мог его продать, как любой товар, любую вещь, принадлежащую ему. Но, тем не

менее, рабовладелец не всегда имел право убивать своих рабов. Очень часто в

рабовладельческих государствах принимались законы, запрещавшие

рабовладельцам убивать своих рабов. За убийство раба по этим законам

рабовладелец подвергался судебному разбирательству, он мог по некоторым

законам даже быть подвергнут изгнанию. Проходило некоторое время, менялись

правительства и появлялись новые законы, отменяющие старые. Теперь

рабовладелец уже мог безнаказанно убить своего раба. Потом появлялись новые

законы, и снова рабов убивать запрещалось. Если внимательно присмотреться к

истории рабовладельческих государств, то можно заметить, что убивать рабов,

как правило, запрещалось тогда, когда в них ощущался недостаток в стране.

Когда же рабов было много, скажем, в результате очередного завоевания чужих

земель, необходимость в законах, запрещающих убивать рабов, отпадала, и эти

законы отменялись.

Но если мы обратимся к феодальному обществу, основой которого было

крепостное рабство, то, вероятно, и здесь обнаружим существование некоторых,

хотя бы кратковре менных периодов, в течение которых крепостник мог убить

безнаказанно своего крепостного. В феодальном же обществе, основой которого

была личная свобода крестьян (в Западной Европе с XV в.), не только

убийство, но и продажа эксплуатируемых крестьян была невозможна.

Таким образом, если понимать под "полной собственностью" право убивать

раба или крепостного крестьянина, которые принадлежали рабовладельцу или

феодалу, рабы в античном обществе и крепостные рабы в

средневеково-крепостническом обществе то становились "полной", то "неполной"

собственностью своего господина. А вот свободные крестьяне после уничтожения

крепостного рабства не являлись ни "полной", ни "неполной" собственностью

эксплуатируемого их землевладельца-феодала.

4) Раб был не заинтересован в результатах своего труда, а зависимый

крестьянин, наоборот, был в этом заинтересован.

И по отношению к античному рабу, и по отношению к крепостному рабу

средневековья их владельцы применяли и внеэкономическое принуждение, и

экономический интерес, материальный стимул. Однако, несомненно, в крупной

латифундии на первом месте стояло внеэкономическое принуждение. В мелких же

хозяйствах лично свободных крестьян после уничтожения крепостного рабства

внеэкономическое принуждение не применялось вообще. Что же касается

крепостных крестьян и рабов, ведущих свое мелкое хозяйство, то по отношению

к ним, как и к рабам, работающим в крупных рабовладельчес ких хозяйствах,

также применялось и внеэкономическое, и экономическое принуждение. Но если в

крупных хозяйствах рабовладельцев на первом месте было внеэкономическое

принуждение, а материальный стимул лишь дополнял его, то в мелких хозяйствах

античных рабов и средневековых крепостных рабов на первом месте был

материальный стимул, экономический интерес, а внеэкономическое принуждение,

хотя и продолжало существовать, лишь дополняло его.

Все вышесказанное говорит о том, что доводы в пользу того, что рабы в

античном обществе и крепостные крестьяне в средневековом обществе являются

совершенно различными классами, а рабовладельческие и крепостнические

общественно-производственные отношения являются различными формами

общественно-производственных отношений, являются совершенно неубедительными,

ошибочными. На самом деле все обстоит иначе.

Классовое общество делится не на три общественно-экономические

формации: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, а на две:

рабовладельческо-крепост ническую и буржуазно-капиталистическую

общественно-экономические формации. Соответственно этому существуют

следующие формы общественно-производственных отношений: общинная,

рабовладельческо-крепостническая, буржуазно-капиталистическая,

социалистическая (коммунистическая). Соответственно этому в

рабовладельческо-крепостническом обществе классами являются: класс

рабовладельцев и класс крепостных рабов. Класс рабовладельцев-крепостников

делится на три подкласса, или три группы: класс

рабовладельцев-хозяйственников, класс рабовладельцев-торговцев и класс

рабовладель цев-ростовщиков. Класс крепостных рабов также делится на группы:

сельскохозяйственные крепостные рабы, промышленные (ремесленники) крепостные

рабы, торговые крепостные рабы и т.д. Наряду с основными классами в

рабовладельческо-крепостническом обществе существуют и неосновные средние

классы: класс мелких свободных товаропроизводителей (крестьян и

ремесленников), ведущих свое индивидуальное товарное производство

(хозяйство), класс мелких торговцев, ведущих торговлю своим трудом, без

применения чужого труда, класс мелких производителей, ведущих натуральное

хозяйство, и класс наемных работников.

Границей же, разделяющей классовое общество на

рабовладельческо-крепостничес кое общество и буржуазно-капиталистическое,

является уничтожение крепостного рабства (крепостного права). Пока

существовало крепостное рабство, общество являлось

рабовладельческо-крепостническим, при уничтожении же крепостного рабства

общество преобразовывалось посредством буржуазно-социальной революции из

рабовладельческо-крепостнического в буржуазно-капиталистическое. XV в.

является в истории общества тем переломным столетием, которое разделяет две

эпохи: эпоху рабовладельческо-крепостнического и эпоху

буржуазно-капиталистического мира, подобно тому, как середина 1 тысячелетия

до н.э. разделяет эпоху первобытно-общинного и эпоху

рабовладельческо-крепостнического мира.

Что отличает буржуазное общество от более ранних классовых обществ - от античного и средневекового? Как раз то обстоятельство, что теперь классовое господство основано не на «законно завоеванных правах», а на фактических хозяйственных соотношениях, что система найма не есть правовое отношение, а чисто экономическое. Во всей нашей правовой системе мы не найдем законодательной формулировки современного классового господства. Если и есть некоторые намеки в этом направлении, то это, как, например, положение о батраках, пережитки феодальных отношений.


Как можно постепенно уничтожить «в законодательном порядке» наемное рабство, если оно вовсе не зафиксировано в законах? Бернштейн, приступающий к законодательным реформам, чтобы этим путем изничтожить капитализм, попадает в положение того русского будочника, героя рассказа Успенского, который собирался сцапать старого нищего за шиворот, но не мог этого сделать, потому что у него и шиворота-то настоящего не оказалось... В этом вся беда.

Всякое существовавшее до сих пор общество покоилось на противоположности угнетающего и угнетаемого класса («Коммунистический Манифест»), но в предшествующих фазисах современного общества эта противоположность выражалась в определенных правовых отношениях. и поэтому могла до известной степени дать нарождающимся отношениям место в рамках старых. «Крепостной, не выходя из крепостного состояния, возвысился до степени члена коммуны» («Коммунистический Манифест»). Каким образом? Путем постепенного упразднения в пригородах всех тех различных повинностей (барщины, подушной подати, принудительного брака, раздела наследства и т. д. . и т. д.), которые, в совокупности, составляли крепостное право.

Точно так же «под игом феодального абсолютизма мелкий бюргер вырос до буржуа» («Коммунистический Манифест»), Каким образом? Путем частичного формального упразднения или фактического ослабления цеховых уз, путем постепенного преобразования, в самых необходимых пределах, управления, системы финансов и обороны.

Если исследовать вопрос абстрактно, а не исторически, то при прежних классовых отношениях можно, по крайней мере, мыслить переход силою законодательной реформы от феодального общества к буржуазному. Но что же мы видим на деле? Что и там законодательные реформы служили не для того, чтобы сделать излишним захват политической власти буржуазией, а для того, чтобы, наоборот, его подготовить и осуществить. Как для упразднения крепостного права, так и для уничтожения феодализма был необходим настоящий социально-политический переворот.

Но еще совсем по-иному обстоит дело теперь. Не закон принуждает пролетария впрягаться в ярмо капитала, а нужда, недостаток средств производства. Однако, в рамках буржуазного общества никакой закон в мире не в силах предоставить ему эти средства, потому что отнял их у него не закон, а экономическое развитие.

Далее, эксплуатация в пределах системы найма точно так же основана не на законах, поскольку высота заработной платы определяются не в законодательном порядке, а силою экономических факторов. И самый факт эксплуатации основан не на предписании закона, а на том чисто хозяйственном факте, что рабочая сила является товаром, который, между прочим, обладает приятным свойством производить стоимость, и большую стоимость, чем какую он сам поглощает в виде средств существования рабочего. Одним словом, все основные отношения капиталистического классового господства не могут быть преобразованы законодательными реформами на буржуазном базисе, потому что они вовсе не созданы буржуазными законами и не облечены в форму таких законов.

В Россию.

В этой статье мы поговорим о феодализме в России.

Феодальная Россия в 21-ом веке

Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь?- напоил бы вином".
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -
И людей позабыл,- мы давно так живём!
(С) Владимир Высоцкий «Чужой дом»

Сегодня можно часто услышать термин «феодал» или «феодальный» в отношении представителей действующей власти.
Когда мимо проезжает эскорт губернатора или президента, мы говорим: «поехал феодал со свитой», «феодальная процессия», «вон барин поехал».

Когда мы повсеместно сталкиваемся с феодальной системой «кормлений» - это нас не удивляет.

Когда власть в России передается по какому-то мало кому понятному принципу (кому-то из своих приближенных), мы иногда говорим, что это – феодальная раздача хлебных мест по наследству.

Когда мы видим, что представитель власти или его родственник грубо попирает законы, когда ему торжественно вручают огнестрельное оружие, когда ему дается заведомо избыточная охрана - мы говорим, что это – нормальные «феодальные привилегии» представителя действующей власти.

Когда представители органов исполнительной власти (полиция, суды, прокуратура, ОМОН, различные инспекции) приходят к нам в дом или в организацию, мы забываем о законах и невольно вспоминаем «нашествие татаро-монголов» или «царских опричников».

Когда у граждан отбирают их собственность, когда беззаконно вырубаются леса, когда ведется охота на редких животных в заповедниках, когда у нас беззастенчиво требуют взяток - мы говорим, что «эти гады ведут себя, как феодалы».

Когда находящиеся у власти сами назначают себе подчиненных, а те думают не о народе, а только о своем кармане и своем начальнике – мы понимаем, что это нормальные феодальные отношения.

Когда правитель Московской области регулярно устраивает «стрелки» с правителем Москвы с целью объяснения несправедливости того, когда финансовые потоки с «областных людей» работающих в Москве, «осваиваются» московским правителем – мы считаем это нормальным.

Когда жизнь не по закону, а по средневековым понятиям все больше проникает в нашу культуру – мы также спокойно воспринимаем это.

Когда в суде все оказываются равны перед законом, но кто-то, имеющий власть или деньги оказывается несколько равнее – это нас тоже почти не удивляет. Мы давно так живем.

Отношения в российской армии давно считаются крепостническими со своими вариантами барщины и оброка.

Отношения гастарбайтера и нанимателя – тоже обычные крепостнические отношения.

Отношения в криминальных структурах и в местах отбытия наказаний – тоже обычные крепостнические отношения.

И все эти отношения мы ощущаем в повседневной жизни.

Нас редко удивляет, когда различные чиновники, силовики, бандиты и их прислуга обращаются с простыми гражданами России как с холопами или крепостными. Мы знаем, что им за это ничего не будет, а нам за попытки возмущаться будет очень плохо.

Когда представители феодальных государств являются лучшими друзьями России – это мы считаем нормальным.

Когда крепостные из феодальных государств приезжают к нам и прекрасно вписываются в нашу действительность, нас это не удивляет. Мало кто задумывается на тем, почему человек, привыкший жить в условиях феодальных отношений, так хорошо осваивается в России.

А, может быть, мы и живем при феодализме?

Попробую рассмотреть этот вопрос подробно.

Что такое феодализм?

Происходит это название от слова "Феод".

Более подробный анализ состояния российских судов можно увидеть и .

Отсутствие презумпции невиновности

В тех случаях, когда вопрос хотя бы частично касается власти, феодал не может допустить, чтобы вопрос о виновности или невиновности решался без его вмешательства или без его соизволения простыми судьями. Судьи регулярно посещают вышестоящие инстанции и выслушивают указания по телефону – кого и как судить.

Вассальная подсудность

Всем известна практика, когда жалоба из вышестоящей инстанции возвращается в ту же инстанцию, на которую написана, для «разбора и принятия мер». Это не просто леность и нежелание работать, а феодальный принцип «Вассал моего вассала не мой вассал». То есть вышестоящая власть обычно не вмешивается в дела нижестоящей, если та выполняет оговорённые «правила игры» по отношению к ней. Если же власть вмешивается и спускает сверху вниз требование конкретного приговора, то этот приговор является окончательным.

Демонстративное нарушение закона феодалами

Когда президент России разъезжает по России на автомобиле без номеров с полностью затонированными водительскими стеклами, не обращая внимания на цвет светофора, то он это делает не потому, что номер отвалился и его забыли поднять, стекла ошибочно затонировали на сервисе, а светофоры на пути его движения сломались.

Он это делает принципиально, для того, чтобы показать своим вассалам, что он, как высший феодал, находится выше закона, за рамками закона, и может даровать такую же возможность своим приближенным, доказавшим свою преданность.

И точно так же поступают другие российские феодалы нижних уровней. Если они этого делать не будут, их просто не поймут ни вышестоящие феодалы ни нижестоящие: "Если ты как простой российский смерд ведешь себя в рамках закона - тебе не место в феодальной системе."

Особое отбытие наказания

Преступники из номенклатуры или их слуги (члены силовых структур, руководители избирательных комиссий, прокуроры, судьи) редко получают . Но если такое и произошло, то они содержатся в отдельных специальных тюрьмах.

Отсутствие независимых СМИ, партий, движений, идеологий

Иерархия власти позволяет правящему классу ликвидировать с помощью подвластных силовых структур любые оппозиционные СМИ, партии, движения. Суд в этом случае является орудием не восстановления прав, а орудием закрепления бесправия.

Внеэкономическое принуждение

Отсутствие или серьезное ограничение гражданских свобод при феодализме, отсутствие независимых СМИ и суда, дает правящему классу возможность внеэкономического принуждения. Таким принуждением может оказаться служба в армии, участие в государственных мероприятиях, досрочное голосование за определенного кандидата и т.п.

Еще одним методом внеэкономического принуждения является обязанность работать в местах лишения свободы. Осужденный, отказывающийся работать в местах отбывания наказания, автоматически попадает в число нарушителей внутреннего распорядка и теряет право на досрочное освобождение.

Отсутствие верховенства закона (Rule of law)

Иерархия власти приводит к тому, что перед законом равны не все. Тот, кто расположен выше по иерархической лестнице имеет больше прав на нарушение закона.

Несколько примеров того, как выборочно закон применяется по отношению к преступлениям простых людей и преступлениям чиновников можно .

Отсутствие свободных рынков

Феодал никогда не потерпит в своей вотчине чужака, торгующего без поклона и подношения феодалу, или стихийного рынка, на котором что-то продается бесконтрольно. Феодал скорее ликвидирует любые денежные отношения, чем позволит кому-то торговать, поскольку разбогатевший человек может посчитать, что он уже не должен кланяться и подчиняться феодалу.

Идеологизация жизни общества на основе религиозной или коммунистической идеологии

Феодализму для сохранения своей иерархической структуры необходима идеология, которая бы подтверждала особое иерархическое мировоззрение в стране. Такими идеологиями являются или религия или теория о скором пришествии коммунизма.

Общинная связанность сознания

Социально психологический склад сознания большинства населения должен поддерживаться с одной стороны как общинный, с другой стороны – как патриархальный (подчиненный). Любое самостоятельное суждение, относящееся к экономической или идеологической самостоятельности, представляет опасность для феодального (патриархального) уклада жизни.

Стоимость, остающаяся в распоряжении работника

Не буду сочинять ничего нового. Только приведу абзац из работы Герберта Спенсера «Личность и Государство», написанной в 1886 году:

«…в некоторых случаях, как, напр., в России до сравнительно недавнего еще времени, крепостной получал позволение оставить имение своего владельца и работать или торговать в другом месте под условием уплаты ежегодной подати (оброка). Почему же мы называем в этих случаях рабство более или мене суровым? Очевидно, наше мнение определяется степенью принуждения, при которой человек работает в пользу другого, вместо того, чтобы работать в свою собственную пользу. Если вся работа раба отдается господину, рабство тяжелее, а если отдается лишь небольшая доля его, то оно легче. Пойдем дальше. Предположим, что владелец умирает, и что имение его, вместе с рабами, переходит в руки душеприказчиков, или же предположим, что имение и все, что оно содержит, куплено компанией – разве судьба раба улучшится, если количество обязательного труда останется тем же? Предположим, что вместо компании мы имеем общину – разве это составит какую-нибудь разницу для раба, если время, которое он должен отдавать чужой работе так же длинно, а время, которым он может располагать для себя так же мало, как и прежде. Главный вопрос состоит вот в чем: сколько времени он должен работать для других и сколько времени он может работать для себя? Степень его рабства колеблется сообразно с отношением между тем, что он должен дать и что он может оставить для себя; а кто его господин: личность или общество? – это не имеет значения . Если он должен отдавать весь свой труд обществу и получает из общего достояния ту часть, которую общество ему назначает – он раб общества» .

Не денежные (натуральные) расчеты в сельском хозяйстве

Продукция сельского хозяйства крестьяне вынуждены сдавать закупщикам по цене в несколько раз ниже рыночной.
Крестьяне, работающие в колхозах и совхозах, основной доход от работы в сельском хозяйстве получают не в денежном выражении, а в натуральном (кормами, дровами, навозом, удобрениями и т.д.).

Передача власти по наследству

Дети чиновников обязательно получают «денежные»должности в России, если только они не решат уехать за границу.

Неисполнение судебных решений

Все эти благие пожелания по недопущению формирования номенклатуры в класс так и остались на бумаге, как и несбыточный коммунизм.

Номенклатура не пожелала ни стать реально выборной или сменяемой в любое время, ни получающей минимум зарплаты, ни заменяемой регулярно так, чтобы «все на время становились бюрократами».

Лениным к моменту октябрьской революции была создана «группа профессиональных революционеров». Этот аппарат отлично как отливка в форму вписался в феодальные отношения, существовавшие в царской России.

После октябрьского переворота ленинская «группа профессиональных революционеров», построенная сверху вниз, с удовольствие взяла на себя все рычаги власти и распоряжение всем прибавочным продуктом рабочих, крестьян и интеллигенции.

Мы слышали, про отмену НЭП-а, но никто не слышал, что в России когда-то закончилась объявленная в 1917 году «диктатура пролетариата». Теоретически она должна была быстро исчезнуть вместе с надзаконным репрессивным органом ВЧК. Но орган существует и прекрасно себя чувствует, подмяв под себя всю российскую экономику, как законную, так и незаконную.

Поэтому и говорить об исчезновении «диктатуры» и феодализма в России пока рано.

В 1917 году в России на сотню лет установилась диктатура и феодальное правление

Формально все делалось для улучшения жизни рабочих и крестьян. Действующая диктатура называлась «диктатурой пролетариата».

На практике в стране была установлена феодальная власть. При этом в качестве класса феодалов выступало сообщество высших партийных руководителей. Правящий класс (номенклатура) получил все феодальные права в государстве на долгую сотню лет. Номенклатура забрала себе все права, которые ранее принадлежали царской семье, помещикам и капиталистам.

Старый феодальный табель о рангах и дворянские привилегии, были заменены на новые табельные звания: «Генеральный секретарь», «Член ЦИК», «Секретарь ЦИК», «Председатель обкома», «Член обкома», ««Председатель райкома», «Член райкома», «Председатель горкома», «Член горкома», «Председатель исполкома» и т.д. Каждому рангу соответствовали свои привилегии и свои права. Кто-то получил право безнаказанно убивать и насиловать женщин, строить дома и охотиться в заповедниках, а кому-то такие права передавались уже в ограниченном виде. В отдельных случаях феодальные права передавались с помощью определенных документов – мандатов. В мандатах говорилось о том, кто, кому и какое право на действия вне рамок закона передает.

Диктатура пролетариата, введенная Лениным со ссылкой на короткую фразу Маркса в «Критике готской программы», была введена, и никогда не отменялась и не уменьшалась в правах до начала 90-ых годов, когда в феодальной России были введены законодательно некоторые капиталистические элементы, слегка потеснившие диктатуру.

Но капиталистические отношения потеснили феодальную диктатуру только слегка. Это четко дали понять российским капиталистам с помощью ареста Михаила Ходорковского.

Закон формирования правящего класса в СССР привел к такой ситуации, что этот класс был единственным местом, где имело смысл жить. Поэтому все, кто строил свою жизнь, лезли туда. Но механизм обновления номенклатуры не соответствовал размерам страны и ее возможностям.

Это привело к страшной стагнации, отсутствию каких-либо шансов на продвижение вверх, пока верх физически не умрет.
Когда экономика СССР оказалась перед лицом банкротства (это стало ясно году в 1984), то номенклатура забеспокоилась.
Конвульсии длились с 1987 по 1991 год, попутно пришлось «простить» все, что родная страна была должна людям в виде обещанных вещей, неотоваренных зарплат и вкладов на сберкнижках.

Потом те, кто сидел в задних рядах этого автобуса просто выкинули тех, кто был впереди и заняли под шумок их место. Этот процесс проходил с 1991 по 1993г. Потом долго разбирались и пилили государственную собственность и финансовые потоки (с 1993 по 1998). К 1998-ому году на передний планы вышли выходцы из спецслужб, как наиболее соответствующая феодальному правлению структура. У власти начали сменяться представители силовых структур: Примаков, Степашин и Путин. Сейчас ситуация застопорилась. Для движения вверх нет смены правящей верхушки.

Пока страной правит силовая корпорация, но экономика страны сжимается, и корпорации уже не хватает того, что можно делить или с чего можно получать ренту.

Ожидания инвестиций с Запада не оправдываются.

А где же социализм?

Ленин видел, что в России ликвидированы элементы капитализма, а существуют только элементы феодализма, поэтому он так обрадовался, когда в стране прошло несколько субботников.

Но этот элемент самоорганизации номенклатура быстро развернула в свою пользу, превратив субботники в добровольно-принудительные дни бесплатной работы граждан страны на номенклатуру.

Первые элементы капитализма в России при Ленине

Все элементы капитализма, включая независимый пролетариат, в стране были ликвидированы.

На это ушло несколько лет работы комиссаров и сотрудников ВЧК.

Незадолго до смерти Ленин понял, что без элементов капитализма стране очень сложно двигаться вперед, поэтому ввел в стране Новую Экономическую Политику (НЭП). Чтобы государству получить дополнительный доход, было разрешено некоторые государственные предприятия сдавать в аренду.

«…наша предыдущая экономическая политика, если нельзя сказать: рассчитывала (мы в той обстановке вообще рассчитывали мало), то до известной степени предполагала, - можно сказать, безрасчетно предполагала, - что произойдет непосредственный переход старой русской экономики к государственному производству и распределению на коммунистических началах… Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, - и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение… опыт привел нас к убеждению в ошибочности этого построения, противоречащего тому, что мы раньше писали о переходе от капитализма к социализму... На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей… Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в значительной мере. В какой мере - этого мы не знаем . » (выделено мной – А.Фирсов) . (Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II всероссийском съезде политпросветов. 17 октября 1921 г).

При этом сам Ленин не достаточно определился с тем, как долго НЭП должен существовать. С одной стороны, он осознал, что «НЭП – это надолго», что без этого стране не выжить. С другой стороны, теория этого не допускала (отступление от «более высокой формации» к «более низкой» для повышения производительности труда), поэтому периодически Ленин говорил, что НЭП – это лишь временная мера.

Я полагаю, что к концу своей жизни Ленин осознал часть из своих ошибок, что могло стать причиной последующих инсультов.

Но это только предположение.

После смерти Ленина, НЭП был ликвидирован Сталиным.

Первый (и последний) элемент коммунизма в России

Из всех элементов коммунизма в стране проявился только один – коммунистические субботники. Ленин это осознал. Он назвал субботники «великим почином», но больше никаких элементов коммунизма увидеть не смог.

(Примечание : От радости в статье «Великий почин» Ленин даже позволил себе то, чего не позволял себе всю жизнь – дал определение классов) .

Цель жизни – свержение царизма, им была выполнена, поэтому достаточно скоро его разбил сначала один инсульт, потом другой, и вскоре он скончался.

Дело феодализма/социализма продолжили другие поколения созданной им номенклатуры.

Первые элементы капитализма при Сталине

Номенклатура была сформирована как класс сразу после октябрьского переворота (и даже до него, как система распределения партийной кассы).

Чиновники от партии большевиков сразу после революции разобрали под себя реквизированные особняки и поместья, начиная от Ленинских Горок и кончая отдельными усадьбами и особняками. Они же заняли ключевые посты в министерствах и предприятиях. Эти посты позволяли пользоваться всеми правами собственника, за исключением права передачи собственности по наследству. Чтобы это компенсировать, номенклатура начала запасаться ювелирными украшениями, квартирами, произведениями искусства, дачными участками большой площади.

Чиновники получили в свое распоряжение средства производства, землю и природные богатства, право собственности на которые формально оставалось за гражданами России.

Но все рычаги управления, командования, назначения и снятия кадров, разрешения споров и вынесения приговоров оказались в руках правящей партийной иерархии.

Уже при Сталине была начата раздача дачных земельных участков высшей номенклатурной знати. В документах на такие участки площадью в несколько гектар значилось «на правах частной собственности», но в обороте эта земля практически не участвовала.

Элементы капитализма стали появляться в России уже после смерти Сталина, когда оказалось, что свои последние резервы она истратила на победу в войне, создание атомного оружия и средств его доставки.

Тогда Россия оказалась вынужденной срочно начать распродажу своих природных богатств за рубеж и средств производства непосредственно в руки их фактических владельцев – номенклатуры.

Развитие капиталистических отношений в недрах социализма/феодализма после второй мировой войны

Феодализм в России продолжал существовать и после 1945-го года. Но российские солдаты прошли по Европе и увидели, что не все так плохо при капитализме, как им описывали. В России на всех уровнях власти было осознано, что социализм проигрывает капиталистическим странам как в уровне жизни граждан, так и в производительности труда. Из Европы в Россию срочно были перевезены наиболее передовые заводы. Но первая брешь в сознании людей была проделана.

Кроме того, российская номенклатура к этому времени заметно обогатилась как за счет номенклатурных привилегий, так и за счет завезенных из Европы трофеев.

Нужно было срочно что-то делать.

Хрущев взял на себя нелегкую задачу с одной стороны взять от капитализма самое лучшее, с другой стороны – приостановить обогащение номенклатуры в России хотя бы на некоторое время.

Так по его указке в России с одной стороны начали копировать некоторые капиталистические достижения, с другой стороны по его указанию осудили и расстреляли директора Елисеевского гастронома, который не только выполнял номенклатурные обязанности (выдавал номенклатурным работникам по дешевым ценам продукты), но и сам при этом наживался.

Крестьяне с 1960-го года получили право на пенсию не от колхоза, а от государства.

Первый звонок экономических трудностей

Несмотря на резкое увеличение добычи и экспорта нефти (с 19,436 млн. т. в 1945 году до 148 млн. т. в 1960 г.), к 1960-ому году страна оказалась на пороге кризиса.

В 1961-ом году Россия провела денежную реформу, но продовольствие в стране начинает становиться дефицитом.
В 1962-ом году принимается новая программа КПСС, в которой официально провозглашается курс на удовлетворение материальных потребностей человека.
В 1962-ом году Россия, тратившая до 80% ВВП на оборону, потратившая много сил на разработку атомного оружия и космическую технику впервые начала закупать зерно за границей.
В 1962-ом году в Новочеркасске была расстреляна демонстрация рабочих, выступавших против увеличения нормы выработки (погибло более 20-ти человек), по суду как зачинщики беспорядков расстреляны семеро участников демонстрации, сотни брошены в тюрьмы.
В 1964-ом году в результате дворцового переворота к власти пришел Л.И. Брежнев, впоследствии ставший многократным Героем, маршалом СССР и кавалером Ордена Победы.
Косыгин, проводивший политику по усилению экономического стимулирования промышленного производства, повышению прибыльности и рентабельности предприятий, не был отстранен, но проводившаяся им экономическая политика тормозилась.

Первый кризис 1980-1989 гг. - у России не достаточно средств для финансового поддержания феодализма в зарубежных странах

В 1968-ом году были введены войска в Чехословакию.
С 1974-го года крестьяне стали получать паспорта СССР.
В 1979-ом году были введены войска в Афганистан.
В 1980-ом году готовилась, но не состоялась интервенция в Польшу.
В 1982-ом году Брежнева сменил консерватор Ю.В.Андропов. Главные заслуги: произнес: "Мы не знаем общества, в котором живем", удешевил водку, ввел облавы в кинотеатрах на уклоняющихся от работы, усиленно боролся с инакомыслящими.
1984 г. – К.У. Черненко приостановил коррупционное Узбекское дело, и бриллиантовое дело Галины Брежневой.

Переход многих стран от феодализма к капитализму показал, что с воровством, казнокрадством, местничеством, кормлением и взяточничеством чиновников капитализму удается бороться намного лучше, чем феодализму.

Примером может служить Грузия, в которой с переходом от феодализма к капитализму представители дорожной инспекции практически перестали брать взятки, хотя по характеру люди кавказской национальности гораздо больше русских склонны решать все вопросы «без формальностей».

Заключение
Феодализм в России введен еще монголами: главный монгол давал ярлык на правление великому князю, тот давал часть власти просто князьям, и так далее сверху-вниз (по научному такая раздача - "феод"). После семнадцатого года, ярлык стал называться "мандатом". Сейчас это называется "назначен губернатором", "мэром", "префектом" и т.д. Главная особенностей российского феодализма, что крепостные по большей части приписывались и приписываются не непрямую к феодалу, а опосредованно - поземельно/регионально. Это обусловлено географически (в связи с большими пространствами России) и климатически (привязанностью жителей к определенному месту как минимум в зимнее время). Но суть феода и феодального правления сохраняется в России на протяжении почти тысячу лет со времен монголов: тот, кто имеет "Ярлык/мандат/удостоверение" является неприкосновенным, не может подвергаться критике, может быть смещен только сверху, сам подчиняется не законам, а только более высоким правителям, от которых получен "феод" - право на эксплуатацию определенного региона и на определенные действия вне рамок закона.

В результате февральского переворота 1917-го года в стране были заложены условия для перехода к капитализму, однако, в результате переворота в октябре 1917-го года страна оказалась в ситуации построения утопического общества.

Не имея правильного ориентира, действующая власть большевиков не нашла ничего лучше, как возродить в стране феодализм с элементами рабовладения (лагеря).

В настоящее время в результате загнивания феодализма Россия находится на пороге буржуазной революции аналогично тому, как это было в 1905-1917 годах.

Двери настежь у вас, а душа взаперти.

Кто хозяином здесь?- напоил бы вином".

А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -

И людей позабыл,- мы давно так живём!

(С) Владимир Высоцкий «Чужой дом»

В предыдущих статьях я говорил о том, какие теоретические ошибки совершили Маркс и Энгельс, почему Ленин ненавидел царскую семью, какие теоретические ошибки совершил Владимир Ульянов/Ленин, как в результате февральской революции феодализм должен был закончиться, и о том как октябрь вернул феодализм в Россию.

В этой статье мы поговорим о состоянии феодализма в России.

Феодальная Россия в 21-ом веке

Сегодня можно часто услышать термин «феодал» или «феодальный» в отношении представителей действующей власти.

Когда мимо проезжает эскорт губернатора или президента, мы говорим: «поехал феодал со свитой», «феодальная процессия», «вон барин поехал».

Когда мы повсеместно сталкиваемся с феодальной системой «кормлений» - это нас не удивляет.

Когда власть в России передается по какому-то мало кому понятному принципу (кому-то из своих приближенных), мы иногда говорим, что это - феодальная раздача хлебных мест по наследству.

Когда мы видим, что представитель власти или его родственник грубо попирает законы, когда ему торжественно вручают огнестрельное оружие, когда ему дается заведомо избыточная охрана - мы говорим, что это - нормальные «феодальные привилегии» представителя действующей власти.

Когда представители органов исполнительной власти (полиция, суды, прокуратура, ОМОН, различные инспекции) приходят к нам в дом или в организацию, мы забываем о законах и невольно вспоминаем «нашествие татаро-монголов» или «царских опричников».

Когда у граждан отбирают их собственность, когда беззаконно вырубаются леса, когда ведется охота на редких животных в заповедниках, когда у нас беззастенчиво требуют взяток - мы говорим, что «эти гады ведут себя, как феодалы».

Когда находящиеся у власти сами назначают себе подчиненных, а те думают не о народе, а только о своем кармане и своем начальнике - мы понимаем, что это нормальные феодальные отношения.

Когда правитель Московской области регулярно устраивает «стрелки» с правителем Москвы с целью объяснения несправедливости того, когда финансовые потоки с «областных людей» работающих в Москве, «осваиваются» московским правителем - мы считаем это нормальным.

Когда жизнь не по закону, а по средневековым понятиям все больше проникает в нашу культуру - мы также спокойно воспринимаем это.

Когда в суде все оказываются равны перед законом, но кто-то, имеющий власть или деньги оказывается несколько равнее - это нас тоже почти не удивляет. Мы давно так живем.

Отношения в российской армии давно считаются крепостническими со своими вариантами барщины и оброка.

Отношения гастарбайтера и нанимателя - тоже обычные крепостнические отношения.

Отношения в криминальных структурах и в местах отбытия наказаний - тоже обычные крепостнические отношения.

И все эти отношения мы ощущаем в повседневной жизни.

Нас редко удивляет, когда различные чиновники, силовики, бандиты и их прислуга обращаются с простыми гражданами России как с холопами или крепостными. Мы знаем, что им за это ничего не будет, а нам за попытки возмущаться будет очень плохо.

Когда представители феодальных государств являются лучшими друзьями России - это мы считаем нормальным.

Когда крепостные из феодальных государств приезжают к нам и прекрасно вписываются в нашу действительность, нас это не удивляет. Мало кто задумывается на тем, почему человек, привыкший жить в условиях феодальных отношений, так хорошо осваивается в России.

А, может быть, мы и живем при феодализме?

Попробую рассмотреть этот вопрос подробно.

Что такое феодализм?

Фео́д (также — фьеф , лен , лат. feudum , от древненемец. fe - "верность" и od - "владение") — земли (реже - фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные сеньором вассалу в наследственное владение, пользование и распоряжение на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Этот вид земельного держания практиковался во времена Средневековья в Европе .

При передаче сеньором вассалу права владения феодом сеньор не терял аналогичного права владеть этим же феодом. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц.

Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, что право вассала владеть, пользоваться и распоряжаться феодом оставалось за ним только при условии несения вассалом службы в пользу сеньора. Если вассал по тем или иным причинам прекращал исполнять свои обязательства перед сеньором, сеньор имел право отобрать у вассала феод и передать его другому лицу либо оставить феод у себя. Сословность феодальной собственности заключалась в том, что правом владения феодами обладали только лица, принадлежавшие к благородному (дворянскому ) сословию . Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Когда Маркс говорил о феодализме как экономической формации, он подразумевал не только то, что при этой экономической формации существуют крепостные крестьяне и класс феодалов - людей получивших в распоряжение определенные территории, а вместе с ними и права на получение дохода.

Хочу привести некоторые иные определения феодализма:

Политологический словарь:

ФЕОДАЛИЗМ

(feudalism) Общественный строй, при котором вассалы признают власть сеньора и участвуют на его стороне в войнах в обмен на личную защиту и защиту права собственности на землю. Сеньор, в свою очередь, присягает на верность королю, получая взамен свой статус

Толковый словарь Ушакова:

ФЕОДАЛИ́ЗМ , феодализма, мн. нет, муж. (см. феод ) (ист. , социол.). Сменяющая рабовладельческий строй и предшествующая капитализму социально-экономическая формация, в основе которой лежит собственность феодала на средства производства и неполная собственность его на производителей-крестьян, находящихся в крепостной зависимости от землевладельцев, которые являются в своих землях государями, соподчиненными друг другу, с монархом во главе.

Юридический словарь 2000г.:

ФЕОДАЛИЗМ (нем. Feudalismus, фр. feodalite, от позднелат. feodum, feudum -феод) - специфическая система экономических, социальных и политико-правовых отношений, характеризующаяся: а) условным правом собственности на землю; б) принадлежностью власти (суверенной или хотя бы административно-полицейской) землевладельцам-помещикам; в) наличием феодальной иерархии, юридически неравных и социально замкнутых сословий. Общепринятое определение Ф. в исторической науке отсутствует (не в последнюю очередь из-за значительных цивилизационно-исторических отличий от "классического" западноевропейского образца, наблюдающихся не только в азиатских обществах, но и в Восточной Европе).

Определение, данное Белашовым С.И.:

«Феодализм есть форма управления обществом, основанная на эксплуатации мелких собственников-крестьян, которым феодал выделил землю и получает с них за нее арендную плату в натуральном в виде барщины и в виде оброка (феодальная рента)».

Ленинский поверхностный критерий отличия феодализма от капитализма до сих пор используется некоторыми авторами. При этом авторами полагается, что феодализм в России закончился в 1861-ом году. Такие авторы утверждают, что с 1861-го года по 1917-ый год в России уже был капитализм, но с при частичным сохранением крепостнических форм эксплуатации крестьянства, и с сохранившимся феодальными пережитками в виде самодержавия, сословных привилегий, феодальной собственности на землю, огосударствления религии, коллективной собственности на землю.

Главные отличия феодализма от капитализма

При феодализме правящий класс отличается от других классов не только своим финансовым положением, но и особыми, часто неписаными правами, которые делают его стоящим выше других классов. Такие права получили название «феодальных привилегий», от слова «феод» - пожалованное право.

Эти привилегии в любых видах отношений (в суде, в СМИ, на улице) делают правящий класс обладающим заведомо большими правами, чем окружающие.

Наличие феодальных привилегий почти всегда сопровождается иерархической структурой распределения «феодальных прав», и системой построения отношений по типу вассал - сеньор (я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак).

Как правило, система имеет обязательными следующие правила: «каждый барон - суверен в своем баронстве». И «вассал моего вассала - не мой вассал». Но возможны и исключения.

Такие иерархии привилегий в феодальном обществе имеют разные названия: «феодальная иерархия», «табель о рангах», ««вертикаль власти».

В основе таких отношений лежат отношения собственности, когда главный феодал является главным землевладельцем и раздает своим подчиненным (баронам и дворянам) феоды и иммунные грамоты за определенные обязательства по службе. Те, в свою очередь собирают дань и налоги с подчиненных, но могут сами передавать феод нижестоящим по вертикали власти.

На нижней ступени феодальной иерархии находятся феодалы, которые не имеют подчиненных феодалов и вынуждены собирать дань в виде барщины и оброка с простых граждан или крестьян.

Крестьяне, которые приписаны к определенному феодалу, обязаны какое-то время работать на феодала или обязаны платить дань (оброк).

Рассмотрим некоторые особенности феодального строя, отличающие его от капитализма.

Феодальная собственность на землю

В феодальном государстве, как правило, вся доступная для коммерческого использования земля и объекты частной собственности являются или государственной собственностью, или разделены между несколькими крупными феодалами. Остальные граждане страны из-за этого не могут в полной мере пользоваться частной собственностью и являются зависимыми от правящего класса.

Из отношений феодальной собственности вытекает "право" правящего класса на безвозмездное присвоение прибавочного продукта рабочих и крестьян.

Система «кормлений»

Система организована таким образом, что делает неизбежной содержание чиновников за счет подданных на определенной территории.

Внезаконные структуры

Для поддержания феодальных иерархий в феодальных государствах создаются специальные внезаконные организации для поддержания иерархий. Выход из такой организации часто составляет большую трудность по сравнению с вступлением в нее. Это связано с тем, что разглашение сведений о структурах, поддерживающих власть, представляет большую опасность для действующей власти.

Такими структурами могут быть инквизиция и рыцари в Европе, мафия в Италии, КГБ и организованные преступные сообщества в СССР. Эти структуры, с одной стороны как бы независимы от власти, с другой стороны, полностью зависящие от власти используются правящим классом для незаконных операций внутри страны. Российские и советские сотрудники спецслужб главным своим отличием от сотрудников МВД видят в том, что МВД вынуждены работать в рамках закона «в правовом поле», а сотрудники спецслужб этим полем не ограничены.

Гражданские права

Гражданские свободы являются фикцией, и на практике не соблюдаются.

При феодализме часть граждан страны или все граждане страны лишены основных гражданских прав. Труд, как правило, является не правом, а обязанностью. Так в России до 1991-го года существовала статья 209 УК РСФСР, предусматривающая наказание за тунеядство. Надо отметить, что статья эта применялась выборочно - наказывались только те, кого власть хотела наказать.

Зависимость суда

Наличие иерархии (вертикали) в феодальном государстве встраивает судебную власть в эту же иерархию и делает ее зависимой. В этом случае судья не столько следует закону, сколько старается угодить той иерархической структуре, которая его контролирует (назначает, снимает, продвигает или наказывает).

Суд может принимать независимое решение только тогда, когда не затрагиваются интересы власти.

Там, где включаются интересы власти, там суд никогда не бывает объективным и справедливым.

Примеры того, как к суды относятся к простым гражданам и как относятся к представителям номенклатуры можно посмотреть < a href = http://naganoff.livejournal.com/65182.html >здесь.

Более подробный анализ состояния российских судов можно увидеть < a href = http://www.novayagazeta.ru/politics/51767.html >здесь и < a href = http://www.ng.ru/politics/2012-07-27/1_sudy.html >здесь.

Отсутствие презумпции невиновности

Феодал не может допустить, чтобы вопрос о виновности или невиновности решался без его вмешательства или без его соизволения простыми судьями. Судьи регулярно посещают вышестоящие инстанции и выслушивают указания по телефону - кого и как судить.

Вассальная подсудность

Всем известна практика, когда жалоба из вышестоящей инстанции возвращается в ту же инстанцию, на которую написана, для «разбора и принятия мер». Это не просто леность и нежелание работать, а феодальный принцип «Вассал моего вассала не мой вассал». То есть вышестоящая власть обычно не вмешивается в дела нижестоящей, если та выполняет оговорённые «правила игры» по отношению к ней. Если же власть вмешивается и спускает сверху вниз требование конкретного приговора, то этот приговор является окончательным.

Особое отбытие наказания

Преступники из номенклатуры или их слуг (члены силовых структур, руководители избирательных комиссий, прокуроры, судьи) редко получают приговоры, связанные с лишением свободы. Но если такое и произошло, то они содержатся в отдельных специальных тюрьмах.

Отсутствие независимых СМИ, партий, движений, идеологий

Иерархия власти позволяет правящему классу ликвидировать с помощью подвластных силовых структур любые оппозиционные СМИ, партии, движения. Суд в этом случае является орудием не восстановления прав, а орудием закрепления бесправия.

Внеэкономическое принуждение

Отсутствие или серьезное ограничение гражданских свобод при феодализме, отсутствие независимых СМИ и суда, дает правящему классу возможность внеэкономического принуждения. Таким принуждением может оказаться служба в армии, участие в государственных мероприятиях.

Еще одним методом внеэкономического принуждения является обязанность работать в местах лишения свободы. Осужденный, отказывающийся работать в местах отбывания наказания, автоматически попадает в число нарушителей внутреннего распорядка и теряет право на досрочное освобождение.

Отсутствие верховенства закона ( Rule of law )

Иерархия власти приводит к тому, что перед законом равны не все. Тот, кто расположен выше по иерархической лестнице имеет больше прав на нарушение закона.


Несколько примеров того, как выборочно закон применяется по отношению к преступлениям простых людей и преступлениям чиновников можно найти .

Отсутствие свободных рынков

Феодал никогда не потерпит в своей вотчине чужака, торгующего без поклона и подношения феодалу, или стихийного рынка, на котором что-то продается бесконтрольно. Феодал скорее ликвидирует любые денежные отношения, чем позволит кому-то торговать, поскольку разбогатевший человек может посчитать, что он уже не должен кланяться и подчиняться феодалу.

Идеологизация жизни общества на основе религиозной или коммунистической идеологии

Феодализму для сохранения своей иерархической структуры необходима идеология, которая бы подтверждала особое иерархическое мировоззрение в стране. Такими идеологиями являются или религия или теория о скором пришествии коммунизма.

Общинная связанность сознания

Социально психологический склад сознания большинства населения должен поддерживаться с одной стороны как общинный, с другой стороны - как патриархальный (подчиненный). Любое самостоятельное суждение, относящееся к экономической или идеологической самостоятельности, представляет опасность для феодального (патриархального) уклада жизни.

Стоимость, остающаяся в распоряжении работника

Не буду сочинять ничего нового. Только приведу абзац из работы Герберта Спенсера «Личность и Государство», написанной в 1886 году:

«…в некоторых случаях, как, напр., в России до сравнительно недавнего еще времени, крепостной получал позволение оставить имение своего владельца и работать или торговать в другом месте под условием уплаты ежегодной подати (оброка). Почему же мы называем в этих случаях рабство более или мене суровым? Очевидно, наше мнение определяется степенью принуждения, при которой человек работает в пользу другого, вместо того, чтобы работать в свою собственную пользу. Если вся работа раба отдается господину, рабство тяжелее, а если отдается лишь небольшая доля его, то оно легче. Пойдем дальше. Предположим, что владелец умирает, и что имение его, вместе с рабами, переходит в руки душеприказчиков, или же предположим, что имение и все, что оно содержит, куплено компанией - разве судьба раба улучшится, если количество обязательного труда останется тем же? Предположим, что вместо компании мы имеем общину - разве это составит какую-нибудь разницу для раба, если время, которое он должен отдавать чужой работе так же длинно, а время, которым он может располагать для себя так же мало, как и прежде. Главный вопрос состоит вот в чем: сколько времени он должен работать для других и сколько времени он может работать для себя? Степень его рабства колеблется сообразно с отношением между тем, что он должен дать и что он может оставить для себя; а кто его господин: личность или общество? - это не имеет значения. Если он должен отдавать весь свой труд обществу и получает из общего достояния ту часть, которую общество ему назначает - он раб общества».

Не денежные (натуральные) расчеты в сельском хозяйстве

Продукция сельского хозяйства крестьяне вынуждены сдавать закупщикам по цене в несколько раз ниже рыночной.

Крестьяне, работающие в колхозах и совхозах, основной доход от работы в сельском хозяйстве получают не в денежном выражении, а в натуральном (кормами, дровами, навозом, удобрениями и т.д.).

Передача власти по наследству

Дети чиновников обязательно получают «денежные»должности в России, если они не решат уехать за границу.

Неисполнение судебных решений

В России исполняется только 20% судебных решений.

Почему это происходит? Потому что для судебного пристава легче не исполнить судебное решение в отношении феодала, чем исполнить.

Представим какой-нибудь дачный кооператив «Озеро» или «Речник» с 200 членами, построенный у воды с нарушением водоохранных законов. Даже если суд и вынесет 200 решений о сносе 200 незаконных строений, достаточно будет найтись среди собственников незаконных дачных строений хотя бы одному российскому феодалу, как это автоматически приведет к приостановке всех вынесенных решений.

Торговля регионами

В СССР власть над регионами передавалась только проверенным людям, доказавшим свою преданность верховной власти. Сейчас все чаще можно встретить случаи, когда денежные мешки выкупают землю с находящимися на ней жилыми домами или целыми посёлками, жители которых попадают зависимость от воли нового помещика. Быстро находя общий язык с представителями местной власти, тем или иным способом убирая несогласных, они становятся полноправными вершителями судьбы местных жителей.

По вышеперечисленным пунктам «социализм» не является особой формацией (коммунизмом) или капитализмом, а является феодализмом

У В.А.Восленского в его книге «Номенклатура» внятно изложено - если рабочий работает на капиталиста, то капиталист присваивает прибавочную стоимость. Случается коммунистическая революция, капиталиста выгнали, рабочий сидит на том же месте, работать приходится даже больше, а платят еще меньше. Куда делась прибавочная стоимость?

Как это можно объяснить при помощи передовой науки марксизма-ленинизма?

Власти просто объявляют, что нужно потерпеть, и через 20 лет станет хорошо и догоним Португалию.

Сейчас это в России (в правительстве) никого не интересует - работаешь ты или не работаешь до тех пор, пока ты не пошел регистрироваться безработным и портить государственную статистику.

Чтобы понять, как в России работает феодализм - достаточно вспомнить, как власть может одним щелчком пальцев отправить людей определенного класса (рабочих и интеллигенцию) на сельхозработы.

Почему в России не капитализм?

Общественно-экономическую формацию, которая установилась в России, Ленин назвал сначала коммунизмом, но потом решил назвать социализмом.

За прошедшие 95 лет, эту формацию пытались называть по-разному.

Например, часто использовалось название «Государственный капитализм».

Акцент делался на то, что правящий российский класс присваивает себе прибавочную стоимость, но при этом все источники богатства (средства производства и природные богатства) формально считаются собственностью народа.

Иногда используется термин «Рентный капитализм». В этом случае акцент делается на то, что находящийся у власти класс получает определенную ренту от того, что находится и власти.

Дело в том, что очень многие люди попались на удочку Марксизма-Ленинизма, решив, что уж после октябрьского переворота в России наступил если не коммунизм, то хотя бы капитализм.

Но капитализм в России не наступил:


  1. Эксплуатируемые классы (рабочие, крестьяне и интеллигенция) в результате событий 17-го года ни на йоту не приблизились к распределению прибавочной стоимости. В результате нового передела прибавочной стоимости они получили только жилье. Но это нельзя считать серьезным завоеванием, поскольку и при рабовладельческом строе рабовладелец обеспечивал раба жильем, и при феодальном строе феодал обеспечивал феодального крестьянина жильем и наделом.

  2. Отношения между эксплуатирующим классом (номенклатурой), и эксплуатируемыми классами (рабочие, крестьяне, интеллигенция) так и не стали контрактными отношениями продавца и покупателя на рынке труда. Рынок рабочей силы остался привязанным к месту прописки/регистрации. Он до сих пор жестко контролируется органами правопорядка и судами.

  3. Класс пролетариев отсутствует. Рабочие и крестьяне прикреплены к своему жилью, а крестьяне прикреплены к земельному участку. Ставший пролетарием рабочий или крестьянин, лишившийся жилья, решивший жить в доме на колесах или начавший «бичевать» - снимать жилье по месту работы, теряет феодальную принадлежность (прописку). Такой человек автоматически попадает под контроль органов правопорядка как нарушающий административные нормы.

  4. Правящий класс (номенклатура) не только получает во владение и распоряжение средства производства, но он также получает и определенные права по их владению, и распоряжению, которые может в определенных пределах передавать подчиненным (феод - определенные средства производства и права на нарушение закона, остающиеся формально в собственности сеньора и поступающие в распоряжение вассалу с возможностью дальнейшего перераспределения).

  5. Правящий класс во многом находится вне рамок закона, т.е. имеет так называемые «иммунные грамоты» - право оставаться вне закона. И это право может передавать по феодальным правилам.

Монополистический феодализм - плюсы и минусы

Особенности монополистического феодализма:

1. Максимальная концентрация средств производства и природных богатств в руках правящего класса (номенклатуры),

2. Все трудоспособные граждане страны, не являющиеся членами правящего класса, становятся феодально-зависимыми от правящего класса,

3. Все граждане становятся обязанными трудиться, получая при этом больше, чем при раннем капитализме, но меньше, чем при капитализме.

4. Современные феодалы пользуются не трудом конкретного крепостного крестьянина или рабочего, но трудом определенного количества людей, приписанных к переданной современному феодалу земле или предприятию.

Эти особенности приводят к тому, что монополистический феодализм является более прогрессивным состоянием производительных сил, чем был феодализм 18-19 веков:

Централизация и плановость позволяют быстрее и мощнее концентрировать силы в выбранном направлении (как правило - милитаристском),

Жесткая централизация позволяет увеличить норму прибавочной стоимости за счет низких доходы крестьян и несколько более высоких зарплат рабочих (но также низких),

Переход крестьян из земледелия в промышленность не сопровождается увеличением заработной платы работника, что позволяет сделать большой рывок и извлечь огромные доходы в результате дешевой силы рабочих и интеллигенции (индустриализация),

Транзакционные издержки управления снижаются в начальной стадии монополистического феодализма (бесконечно возрастая в последующем).

Индустриализация, как лебединая песня феодализма

Монопольное состояние экономики приводит к возможности организовать индустриализацию, когда часть крестьян переходит в город, становясь рабочими, интеллигентами и учеными. Рабочие в городе производят продукцию, необходимую армии и сельскому хозяйству. Высвобождающиеся в сельском хозяйстве крестьяне становятся огромной почти бесплатной армией труда, способной совершить резкий рывок в производстве и науке (как правило, копируя и тиражируя в огромном количестве достижения капиталистической мысли).

При этом индустриализация приводит одновременно к появлению капиталистических производительных сил и производственных отношений. Тем самым подготавливается окончательный переход к капиталистической общественной формации.

Такой индустриальный рывок совершала Россия в середине 20-го века. Такой же индустриальный рывок мы видим в начале 21-го века в современном Китае и современной Северной Корее.

Следует понимать, что не существовало строгих рамок перехода одной формы общественного устройства к другому. Каждое государство развивалось индивидуально, сохраняя общие тенденции социально-экономической формации.

Сегодня выделяют 5 социально-экономических формаций, основанных на определенных формах собственности:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая (социалистическая).

Первобытнообщинный строй

При первобытнообщинном строе люди жили общинами (). Родовая община включала в себя от 20 до 100 человек, которые вели оседлый образ жизни, охотились, возделывали землю, занимались собирательством, осваивали ремесла ( , ).

Материальных различий как таковых еще не было, они могли проявляться только в более массивных украшениях из костей и шкур животных. Особое уважение получали жрецы и старейшины, у которых учились обустройству жизни. Не менее почитаемыми были сильные воины, от которых зависела безопасность общины и пропитание. В остальном не было существенных различий, так как каждый человек работал на благо своей родовой общины.


Рабовладельческий строй

При рабовладельческом строе началось активное производство средств существования. Активно развивались земледелие, ремесло (), скотоводство.

Из-за разрастания общин, появления излишков производства, освоения более развитых инструментов и материалов труда меняется характер присвоения продуктов производства. Прибавочный продукт присваивали себе вожди, их окружение и жрецы.

Появляется такое понятие как «эксплуатация».

Возникает 2 основных класса:

  • рабовладельцы;
  • рабы (лишены собственности и средств производства, более того – сами являются собственностью).

Рабовладельческий строй достиг своего наивысшего развития в и Древнем Риме, проявляя себя в такой государственной форме как .

Производственные отношения строились на угнетении рабов, потребности которых были сведены к минимуму, что позволяло рабовладельцам получать максимальный прибавочный продукт.

Источником получения рабов являлись захватнические войны, в результате которых пополнялись ряды безвольных людей – бесплатной рабочей силы.

Несмотря на два главенствующих класса, при рабовладельческом строе также существовали другие классы, не отличающиеся численной значительностью. Это были ростовщики, купцы, крестьяне, хотя даже они имели в своем распоряжении рабов, а значит, относились к классу рабовладельцев. Вопрос заключался только в том, сколько рабовладелец может позволить себе рабов. Простой крестьянин имел в своем распоряжении одного – двух рабов, в то время как зажиточный купец мог себе позволить несколько десятков рабов.

Классовая борьба обострилась настолько, что рабовладельческий строй закончил свое существование. Отправной точкой для краха рабовладельческого строя стало восстание Спартака в Древнем Риме.


Феодализм

Феодальный строй вытеснил рабовладельческий с масштабным развитием земледелия (появилась тяговая сила для пахоты: лошадь, плуг).

Отношения при феодализме строились между феодалом и его вассалом. Землю обрабатывал крестьянин, который имел в своей собственности средства производства, в отличие от безвольного раба. Несмотря на владение средствами производства (та же лошадь с плугом), феодал полностью присваивал себе прибавочный продукт.

Вассальную пирамиду возглавлял король (монарх), вассалами которого были крупные землевладельцы. Они в свою очередь имели в своем распоряжении безграничный труд крестьян и ремесленников.


Капитализм

Капитализм основан на появлении капиталиста и рабочего, где первый является производителем, второй продает свой труд. Если вы вернетесь к рабовладельческому строю, то увидите, что труд раба не имеет никакого отношения к прибавочному продукту. Но и труд рабочего тоже не имеет к нему никакого отношения. Разница между рабом и рабочим – в свободе, но и один, и второй имеют в своем распоряжении только необходимые средства к существованию.

Тем не менее, свобода рабочего предполагает его возможный переход в ранг капиталиста при наличии:

  • потребителя (спрос на продукцию);
  • первоначального капитала (кредит в банке);
  • свободной рабочей силы.


Социализм

Большим плюсом капитализма является финансирование новых изобретений, пусть и угодных пока олигархату (например, идеи Николы Теслы остались за бортом только из-за желания сильных мира сего получить прибыль за счет нефти).

Прогресс позволяет улучшить материальную жизнь и применять машины в производстве, полностью избавив человека от физической работы. Таким образом, социализм – это общественный строй, где труд по материальному обеспечению людей взяли бы на себя машины, в то время как сами люди бы жили по принципу братства, равенства и справедливости при отказе от частной собственности.

Основным законом социализма следует считать «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». И. В. Сталин.

Источники:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Общественно-экономическая_формация
  • Кушатов И.М. Размышления о материи и сознании
  • Философский словарь
  • Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Социализм