Проект на тему: Экологический паспорт группы.

1. Краткая характеристика МБДОУ:

Наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Ёлочка» МО «Алданский район» РС(Я).

Учредитель: Администрация Муниципального образования «Алданский район».

Тип учреждения: образовательное учреждение.

Год основания: 1963 г.

Адрес:

Режим: 10, 5 часов.

Количество групп: 6.

Списочный состав детей: 115

Кадровый состав: Заведующая, старший воспитатель, воспитатели - 8 человек; педагог-психолог; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; вспомогательный учебно-воспитательный персонал - 7 человек, технический персонал -15 человек, 1 медработник.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводятся тематические семинары по экологическому образованию; НОД с детьми по экологии проводят воспитатели (ОО «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»)

2. Экологическая ситуация района

Местонахождение дошкольного учреждения: … характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой.

Это обусловлено тем, что золотодобывающая промышленность в Республике Саха (Якутия) является одной из крупнейших отраслей, в Алданском районе - занимает ведущее место по выбросам в атмосферу. Деятельность горнорудной золотодобывающей промышленности оказывает неблагоприятное экологическое влияние не только на водоемы, почву, но и в значительной степени на атмосферный воздух.
Выбросы вредных веществ в атмосферу производятся от:

  • котельных, работающих на угольном топливе;
  • вентиляционных выбросов;
  • карьеров при проведении технологических работ и буровзрывных работ;
  • технологического и автомобильного транспорта;
  • эксплуатация железной дороги.

Наибольшую техногенную нагрузку испытывает центральная часть района с населенными пунктами г. Алдан, г. Томмот, п. Н. Куранах, п. Ленинский, п. Лебединый. По данным Новосибирского института санитарной гигиены и профпатологии, санитарное состояние в центральных частях г. Алдана, г. Томмот и п. Н. Куранаха классифицируется как неблагоприятное для проживания. В населенных пунктах горнопромышленных районов сложилась устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья населения. Практически все дети г. Алдана в возрасте до 1 года являются группой риска по состоянию здоровья. Все это может свидетельствовать о наличии токсического действия факторов окружающей среды и особенно загрязнением атмосферного воздуха.
Состояние воздушного бассейна: Основными ингредиентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, углеводороды.

Радиоэкологическая обстановка: На территории района в результате геологоразведочных работ, проведенных в 1963-1985 гг. на Эльконском уранорудном месторождении образовались отвалы горных выработок с уровнями гамма- излучении до 1500-2000 мкр./час., которые в настоящее время являются источниками радиоактивного загрязнения и требуют незамедлительной переработки.

Особо опасные источники загрязнения природной окружающей среды:

  • склад жидкого хлора для дезинфекции питьевой воды;
  • склады МТС хранение аммиака, метанола, фреона.

3. Состояние здоровья населения

Заболевания и патологические состояния человека имеют, как правило, несколько или много этиологических факторов, в том числе и экологические факторы. Но изученность данной проблемы в Республике Саха (Якутия) остается такой, что большей частью не дает основания указывать на наличие прямой причинной связи сегодняшнего состояния здоровья населения с нарушением экологического равновесия.

Для оценки экологического риска здоровью населения, выработки соответствующих профилактических мер необходимо в рамках социально-гигиенического мониторинга проведение углубленного эпидемиологического исследования наиболее значимых патологий, в том числе экологически обусловленных болезней (Приведенные данные взяты из официальных материалов «Программы социально-экономического развития МО «Алданский район» РС(Я) на 2012-2016 г.». )

4. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на стыке двух улиц, характеризующихся малым транспортными потоками. В непосредственной близости от МБДОУ расположен лесной массив и цветочный луг, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.

Полную версию работы можно .

1. Экологическая ситуация.

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где распо­ложено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень 143 е­диационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведе­ния, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация пред­ставляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумо­вого, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.).

Отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначе­ние. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздорови­тельных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки уч­реждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т. п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, лианы, травы, мхи), упавших сухих ство­лов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требова­ниями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30-40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошко­льных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химиче­ского загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций.

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, кото­рый в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других живот­ных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголен­ных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на террито­рии как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку подни­мающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоро­вью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спор­тивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещен­ные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), от-дельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной рабо­те активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юн­натов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой ра­боте учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумо­вом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли тер­ритория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков. Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и вре­мя их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей пло­щади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различ­ные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений Увлечение синтетическими материа­лами, особенно в групповых комнатах негативно влияют на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных рас­тений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фото­графиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация по­могает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляется оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и эколо­гически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

- сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизи­тельно);

Для каких целей она используется;

Есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;

Откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;

Куда уходят загрязненные стоки;

Какова плата за использованную воду;

Зависит ли эта плата от количества использованной воды;

Кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;

Есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действую­щие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

Сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;

Тип светильников (лампы накаливания, дневного света);

Откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);

Экономится ли энергия.

Отопление:

- тип отопления;

Хорошо ли помещение утепляется на холодный период;

Регулируется ли температура в помещениях.

Отходы.

- какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т. п.). В какое время года их бывает больше всего?

Какие отходы преобладают?

Куда вывозятся эти отходы?

Платит ли учреждение за отходы?

Используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т. п.)?

Химические вещества:

- список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;

Где они хранятся, кто за этим следит?

Что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности?

Обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюда­ются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей учреждении (чем числен­ность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используе­мых коллективом программ и методик с точки зрения экологического образова­ния; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с ок­ружающим миром, природой и т. п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эко­лог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т. п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учрежде­ния.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, од­нако, книги часто не систематизированы, и работать с ними сложно. В качестве приложения к «Паспорту» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для де­тей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифи­цируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, рабо­тающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов).

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация для данного детского сада, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и формулируют­ся главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении со­стояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости по­вышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошколь­ников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» дет­ского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как прави­ло, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют монито­рингом. Однако мониторинг - это именно система слежения за состоянием ок­ружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а его эколог - овладевать всем» методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровни загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог дошкольного учреждения может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения на территории участка эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются (но не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов, все-таки, овладеет методикой и определит содержание разных элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности нужно еще знать существующие нормы содержания раз личных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые ПДК - предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, его эколог, могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматри­вать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы значение и задачи оценки состояния окружающей среды дошкольного учреждения как условия для организации работы по экологическому образованию.

2. Примерная структура «Экологического паспорта дошко­льного учреждения».

Алла Кох
Экологический паспорт детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 23

1. Экологическая ситуация .

Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения :

Краснодарский край, усть-Лабинский р-н, х. Железный, ул. Свободная 33

Характеристика непосредственного окружения учреждения

МДОУ находится вдали от автомагистралей. Недалеко от детского сада находится березовая роща. Северная и восточная границы проходят по ул. Гагарина (104м.) и по ул. Свободной (51м.) имеют высокую металлическую прозрачную изгородь. На юге и западе территория граничит с огородами местных жителей. Южная граница от ул. Свободной до уличного туалета обозначена сплошным металлическим забором.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные

Здание детского сада построено в 1970 году. Оно двухэтажное типовое, построено из вулканического туфа, общая площадь здания 1400 кв. метров, высота потолков 3,6м. Здание рассчитано на 110 мест (6 возрастных групп) . В настоящие время функционирует 4 группы, 75 детей.

Общая площадь земельного участка – 5700кв. м (0,57га, периметр около 300 метров.

Территория детского сада ровная . Озеленённая площадь травяного покрытия составляет 63% от общей площади земельного участка.

Двор детского сада имеет асфальтное покрытие.

Затененность территории сада средняя . Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участках много света, а летом кружевная затененность защищает детей от прямых лучей знойного солнца.

Территория детского сада значительна по размерам, и в ней можно выделить несколько отдельных частей : 4 игровые площадки с небольшими зелеными лужайками и мини- клумбами, 4 прогулочных веранд, зеленая зона, детский огород , площадки для сушки белья, территория прилегающая к сливной яме, место сбора мусора, зеленый пустырь – не используемая пока территория, клумбы во дворе и за забором по прилегающим улицам. Создается дорожка здоровья, экологическая тропа . Разрабатываются маршруты оздоровительной ходьбы.

В темное время суток освещается фонарями дневного света.

Почвы, растительный и животный мир

На территории детского сада преобладает чернозем. Удобрения не используется, но привозится песок для игровой деятельности детей и хозяйственных нужд.

Растительный мир

На территории ДОУ представлены различные виды растений : деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой, организовывать физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе.

Деревьев на участке достаточно много.

Видовой состав деревьев :

Ива плакучая

Конский каштан

Клён 2 вида

Туя западная

Вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (кусты, а также групповые и единичные посадки) .

Кустарники :

Шиповник

Роза культурная

Испанский дрок

Айва японская

В некоторых местах кустарники образуют живую изгородь.

Травянистые растения

дикорастущие :

Овсяница

Подорожник

Цикорий

Фиалка лесная

Одуванчик

Тимофеевка

Медуница

Клевер

Декоративные

Многолетние декоративные цветы на клумбах :

Рудбекия

Очинок

Дубки, хризантемы

Ландыши

Луковичные (нарциссы, тюльпаны, крокусы)

Сентябринкы белые, розовые, голубые

Ромашки

Циннии разных сортов и цветов

Однолетние декоративные цветы на клубах

(меняются ежегодно, предпочтение отдаётся цветам без сильно выраженного запаха)

Животный мир

На территории детского сада встречаются :

Млекопитающие

Воробьи

Трясогузки

Ласточки

Скворцы

насекомые

Различные виды бабочек

Жуки (божьи коровки, жужелицы, майский жук, жук-носорог)

Клопы-пожарники

Комары

Муравьи

Стрекозы

Кузнечики

Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных следований.

Зонирование территории

Различные зоны детского сада , тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на карте-схеме.

Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как МДОУ находится вдали от автомагистралей. Шумовой фон умеренный. С расстояния 3-5 метров свободно слышен тихий разговор. Основным источником шума является проезжая часть. Шум проезжающих машин слышен с восточной части участка, прилегающих к забору. Участок в целом чистый, регулярно убирается.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания

Здание детского сада построено в 1970 году. Из вулканичного туфа, со штукатуркой и побелкой.

Здание двухэтажное, находится в удовлетворительном состоянии, в соответствии с санитарными нормами.

2 группы изолированы друг от друга, 2 смежные, в каждой группе имеется игровая комната, спальня, раздевальная комната, туалетная и умывальная комната. В групповых комнатах потолок и стены побелены водоэмульсионной краской, пол покрыт линолеумом. В спальных комнатах на потолках обои, пол покрыт линолеумом.

Для отделки здания применялись экологически чистые природные материалы и в небольшом количестве синтетические материалы, разрешенные санитарными органами для использования в детских учреждениях .

В детском саду функционируют 4 дошкольные группы. Имеется музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием; кабинет логопеда, методический кабинет.

Также оборудован медицинский кабинет, изолятор.

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

Использование воды

Детский сад в месяц потребляет 60-90 м3 воды.

Вода используется как средство гигиены (закаливающие процедуры, мытье рук до и после еды, по мере загрязнения) и полива растений в теплый период года.

В летний период расходуется большее количество воды, так как

Увеличивается расход воды на гигиенические цели. На полив территории и уборку веранд.

Вода поступает централизованно от ОАО «Водоканал»

В МДОУ установлен водяной счетчик, по которому ведется расчет за использованную воду.

Оплату за воду осуществляет детский сад регулярно через Централизованную бухгалтерию.

Санитарно-техническое оборудование находится в удовлетворительном состоянии.

Утечки воды в детском саду нет , все краны в исправном состоянии.

Использование энергии

детским садом используется 160-200 кВт/ч в месяц

В детском саду используются энергосберегающие и люминесцентные лампы

Электроэнергия поступает по линиям электропередач

ведется строгий учет расходования электроэнергии

Отопление

В детском саду имеется централизованное отопление

Регулирование теплового режима осуществляется путем проветривания (сквозного и углового)

Мусор собирается в мусорные баки

В детском саду 4 вида отходов : листва, бытовой мусор, жидкие сточные воды, пищевые отходы.

Бросовый материал (упаковочная тара используется при изготовлении поделочного и дидактического материала. Жидкие отходы сбрасываются в специально оборудованную сливную яму. Откачиваются по мере наполнения. Листва, бытовой мусор и пищевые отходы сосредотачиваются на специальной бетонной площадке в ящиках. Площадка находится в стороне от игровых зон, от всей территории детского сада изолирована сплошным металлическим забором.

Химические вещества

В детском саду используются следующие химические вещества :

Мыльно-содовый раствор

o для покраски- лаки и краски, растворители

o Чистящее средство типа «Пемолюкс»

o Жидкое мыло для мытья посуды типа «Капля»

o для стирки белья – стиральные и моющие средства

Для дезинфекции – хлорсодержащие вещества

5. Профессиональная и методическая подготовка

В детском саду функционируют 4 дошкольных групп.

Общая численность детей 75 человек.

Программы, методики

Реализуемые программы :

Комплексные :

«Программа воспитания и обучения в детском саду » под ред. М. А. Васильевой.

Литература

- Экологическое воспитание в детском саду , О. А. Соломенникова, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

Ребёнок и окружающий мир, О. В. Дыбина, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве , С. Н. Николаева, Новая школа,

Дидактические материалы

Экологические игры :

«Семь желаний природы»

«Если бы я был деревом»

«Дерево - это.»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«С какого дерева листок»

«Экологический светофор »

«Зоологическое лото»

«Вершки и корешки»

«Какое время года»

«Что за птица»

«Что где растет»

Основные направления работы

В ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей как одного из факторов улучшения здоровья детей с аллергопатологией. Оборудована экологическая тропа , наработано методическое обеспечение для работы на ней с детьми. В детском саду проходят экологические праздники и экологические развлечения , проводятся экологические викторины , систематически по учебному плану проводятся занятия по формированию экологической культуры у дошкольников; на прогулках ведутся наблюдения, экспериментирование на экологической тропе МДОУ , проводятся экскурсии, целевые прогулки на территории детского сада .

Благоустройство и использование территории ДОУ

По возможности заменить цветущие растения на участках на растения без ярко выраженного цветения для предупреждения поллинозов у детей

Всю грунтовую территорию засеять газонной травой

Посадить новые деревья

Заменить цветущие кустарники (спирею) на самшит

Кох А. В. – воспитатель.

Экологический паспорт ДОУ №26

Общее количество детей, посещающих детский сад — 160.

Общее количество персонала — 38 человек.

Количество групп — 7

Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели — 14 человек, младшие воспитатели — 6 человек, музыкальный работник — 1 человек, преподаватель по обучению татарскому языку, логопед, медработник — 1 человек.

С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Зеленодольск, Республика Татарстан, улица Тургенева, д. 31.
Вся северная зона, в которой расположен жилой район, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Это объясняетсяотсутствием крупных промышленных зон, В районе не наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения — средний по Зеленодольску.

Состояние здоровья населения

Для жителей микрорайона характерен средний уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также встречается распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей вмикрорайоне благоприятное.

Зеленые массивы

Рядом с территорией микрорайона расположена лесная зона.

Примечание

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г.Зеленодольска.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся небольшими транспортными потоками. Недалеко от детского сада находится крупная ЛЭП, являющаяся источником экологической опасности. В непосредственной близости от ДОУ расположена лесная зона, представляющая интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: березовая роща, сосновый, дубовый массив, поляны, берег пруда и др. Не смотря на то, что экологическая обстановка в районе благоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в лесную зону, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей от автомагистралей.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание ближайшего участкалесной зоны, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1 здание -1959-й, 2 здание - 1991-й
На месте детского сада раньше располагался зеленый массив (тополя, липы, березы) .
Общая площадь земельного участка — 4 343,8кв. м
Общая площадь здания — 1 346,4 кв. м
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы и игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником,ямой для прыжков, гимнастическим бревном, дорожками для бега.
Территория детского сада огорожена бетонным забором высотой 1,5 метра и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).

Видовой состав деревьев : тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.

Фруктовые деревья: яблоня, вишня — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.

Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина, ирга, сирень обыкновенная, черная смородина, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).

Газоны занимают 70—75% территории. Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.

Сорные травянистые растения : крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

Животный мир

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 20%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, клумбы, газоны, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме. Организована альпийская горка на территории участка.

Территория регулярно не посещается посторонними; вход на участок ограничен.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги отделены от нее деревьями и кустарниками, несколькими рядамидомов.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с четырех сторон окружен зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.

Шумовой фон умеренный (для Зеленодольска), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомобили. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.

Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здания кирпичные - 2 шт. Этажность зданий: 2. Общая площадь 2-х зданий — 1346,4 м2

Помещения для занятий: экологические, живые уголки в группах, физкультурный зал, музыкальный зал.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой и экологический уголок в группах
В зимнем саду ДОУ находится аквариум с рыбками и специальные уголок, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи, морские свинки, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.

Оформление: фотообои, спилы деревьев, камни, стеллажи споделками детей.
Состав растений : амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.Оборудование и учебные материалы : ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 30 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса.

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты» и др.

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото» и др.

3) Экологические кубики.

5) Папки, альбомы, наборы открыток

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду осуществляется проектная деятельность, проходят экологические праздники и театральные экологические представления, проводятся викторины, выставки, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом лесном массиве.
В подготовке и проведении всех экологических мероприятий участвуют родители.

6. Дополнительные сведения

Анализ заболеваемости детей за последние три года:

Показатели

Среднесписочный состав

Посещаемость

Пропущено

По болезни

Прочие причины

1 ребенком пропущено по болезни

Случаев болезни


Цели и задачи экологического паспорта 1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования. 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. 3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды. 4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории. 5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ. 6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ. 7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания. 8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию. 1. Экологическая ситуация района. 1.1.Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Марий Эл, г. Йошкар- Ола, улица Чехова д.45. Детское дошкольное учреждение 70 располагается в комсомольском микрорайоне города Йошкар-Ола, где нет промышленных предприятий, гаражей, свалок. Грунтовые и поверхностные воды находятся близко. В радиусе 500 м отсутствуют крупные транспортные магистрали. Район зеленый. С восточной стороны в 700 м протекает река Малая Кокшага. Радиационный фон в пределах нормы.


1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.. ДОУ 70 расположено в спальном районе, внутри квартала с северной стороны расположена улица Чехова, являющаяся второстепенной, с малым транспортным потоком. С восточной стороны расположен жилой дом, с южной стороны общежитие, с западной стороны жилой сектор. Расстояние от домов до территории ДОУ 15 м и более, что соответствует норме. В 500 м от садика расположен парк, где можно организовать экологическую тропинку, провести экскурсию и оздоровительную прогулку с детьми. В радиусе 500 м отсутствуют промышленные предприятия, свалки, оживлённые транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения.


Характеристика территории учреждения 2.1. Общие данные ДОУ 70 построено в 1976 году. Площадь участка 5940 м 2. Здание ДОУ построено на месте жилых домов частного сектора. Территория обнесена забором, вдоль забора – посадки деревьев и кустарников, что составляет двойную защиту территории от шума. Территория хорошо озеленена и обустроена. Более 50% территории покрыта зеленым ковром, а это составляет 2200 м 2. На одного ребёнка приходится более 20 м 2, при норме 7,5 м 2. Вокруг здания разбиты цветники, где растут многолетники и однолетники, что увеличивает зеленый покров территории, и защищает здание от пыли и шума. Игровые площадки приспособлены для игр и прогулок детей. Территория площадок для ясельного возраста покрыты травяным покровом и имеет площадь 400 м 2 в т. ч. на одного ребёнка 26 м 2 при норме 5 м 2. Площадка для детей садовского возраста более половины покрыты зеленым покровом. Все участки отделены друг от друга живой изгородью, кустами сирени и спиреи. Площадь зеленых насаждений в пересчете на одного ребенка составляет 30 м 2. На каждом участке есть теневой навес: оборудование изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. 70% территории под растительностью. 20% под асфальтом 10% оголенных участков. Это создает улучшение здоровья детей. Радиационный фон в пределах нормы. Территория защищена то ветра и шума со всех сторон домами, деревьями, забором. На территории стоят контейнеры для мусора, расположенные от здания на расстоянии 25 метров, которые регулярно вывозятся на свалку города. Территория ДОУ 70 регулярно очищается от мусора, который вывозится на свалку. Территория ДОУ защищена от шума, пыли, радиации, что способствует укреплению здоровья. Растут тополя, береза, липа, клены, рябина, сирень, боярышник, спирея. Почвы естественные, суглинистые. На территории часто можно встретить синиц, воробьев, голубей, ворон, галок, сорок, а в зимнее время свиристелей и снегирей. Из насекомых живут муравьи, кузнечики, жужелицы; прилетают стрекозы, бабочки, за которым дети устанавливают наблюдения и выбирают объекты для всевозможных исследований. По территории проходит экологическая тропа, где проводятся наблюдения за лекарственными растениями; одуванчиком, мать-и-мачехой, подорожником, ромашкой аптечной, фиалкой трехцветной, календулой, маргариткой.


Характеристика здания Площадь здания 1506 м 2. Здание двухэтажное, построено из материалов разрешенных Минздравом. Групповые комнаты большие, уютные - богаты комнатными растениями. Оборудованные группы соответствуют росту ребенка и изготовлено из материалов разрешенных Минздравом. В каждой группе есть свой живой уголок, где много комнатных растений. В группах младшего и среднего возраста растут: фикусы, герань, бегония, традесканция, аспидистра, лигуструм. В старших группах растут: хлорофитум, амариллис, комнатный виноград, камнеломка, узумбурская фиалка, плющ, кливия. Все это способствует улучшению здоровья детей. Коридоры, зал спортивный и музыкальный оформлены материалами разрешенными Минздравом. Это в основном бумага, дерево, комнатные растения. Все помещения хорошо вентилируются и освещаются.


Влияние учреждения на окружающую среду. Дошкольное учреждение в среднем расходует 10, 75 м 3 воды в сутки, в том числе горячей 2, 25 м 3 на одного ребенка. Вода используется для приготовления пищи, гигиенические цели, поливки. Питьевая вода поступает из подземных источников. Загрязненные стоки уходят в канализацию. Неисправные трубы и краны своевременно ремонтируются. За воду платит ДОУ. Использование энергии. Учреждение в месяц потребляет 2400 квт. Энергии. Плату осуществляет ДОУ. Энергия поступает с ТЭЦ. Освещенность групп 244 люкс при норме 240 люкс. Используются лампы дневного света и лампы накаливания.


Отопление. В помещении паровое отопление. Расход тепла на отопление ккал/час. В холодный период помещение хорошо утепляется. Температура в помещении регулируется путем проветривания. Температура в игровых, в спальне, в туалете Относительная влажность воздуха 52-54% при норме 40-55%. Отходы. В среднем за день выбрасывается пять ведер отходов. В летнее время отходов выбрасывается больше. Преобладают непищевые отходы. Отходы вывозятся на свалку. Учреждение оплачивает утилизацию. Упаковочные отходы для оформления помещений не используются.


Химические вещества. Бытовые химические вещества В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для: * уборки помещений (Ди – хлор) * мытья посуды («Ника») * чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс» «Утёнок») *мытья рук (туалетное мыло) *уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ФФГУЗ * стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло). Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части. Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не хранятся. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника, завхоза и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.


Профессиональная и методическая подготовка. В ДОУ 70 используются программы Н.Рыжовой « Наш дом-природа » и С.Н Николаева « Юный эколог ». Детей знакомим с окружающим миром, охраной природы на занятиях, на экскурсиях, во время прогулок. В дошкольном учреждении имеется каталог литературы, которую можно использовать для экологического образования детей и родителей. Богат дидактический материал, где немалая роль отводится охране окружающей среды, который знакомит детей: с растениями, грибами, лекарственными растениями, насекомыми, земноводными, рыбами, птицами, млекопитающими. В ДОУ разрабатывается экологический проект, где будет глубже осуществляться работа по охране природы, окружающей среды, экологическому воспитанию детей и родителей.