Проверка парных согласных на конце. Проверка парных согласных звуков в корне слова
В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.
Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.
Что такое парная согласная?
Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.
Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Парные согласные | примеры слов с парными согласными |
|
стол[б]ы - стол[п] |
||
дро[в]а - дро[ф] |
||
доро[г]а - доро[к] |
||
боро[д]а - боро[т]ка |
||
бла[ж]ить - бла[ш] |
||
моро[з]ный - моро[с] |
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».
Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
- корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
- правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
- выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Применение правила
Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.
Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
- бо[п] - бобы - боб;
- бро[т] - брода - брод;
- бро[ф"] - брови - бровь;
- гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
- огоро[т] - огороды - огород;
- дро[ш] - дрожи - дрожь;
- поло[с]ка - полосонька - полоска;
- ко[з"]ба - косить - косьба;
- ре[з"]ба - резать - резьба;
- горо[д"]ба - городить - городьба;
- кро[в"] - кровный - кровь;
- стра[ш] - стражник - страж.
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
- (суп) густ - (над речкой) куст;
- (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
- кора (дуба) - (высокая) гора;
- (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
- (букет) роз - (мальчик) рос;
- (новый) дом - (толстый) том.
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Тест по изученной теме
трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.
Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки
6. Ж или Ш?
Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
- гу…ки (__________);
- фла…ки (__________);
- гри… (__________);
- гла… (__________);
- пры…ки (____________);
- ло…ка (____________);
- лоша…ь (______________);
- зу.. (_______).
Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.
9. Вставьте буквы в тексте:
Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаски.
- Как душисты яготки земляники!
- На грятках посеяна моркофка.
- Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
- Лотка плыла по озеру.
- Берек постепенно приближается.
- Сторош не спит.
- Громко тяфкает во дворе дворняшка.
- Ёш шуршит в кустах.
Ответы
1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.
3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:
погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки
6. Ж или Ш?
Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гуДки (гудок);
- флаЖки (флажок);
- гриБ (грибы);
- глаЗ (глаза);
- прыЖки (прыжок);
- лоДка (лодочка);
- лошаДь (лошади);
- зуБ (зубы).
8. Выберите правильный вариант:
ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.
9. Вставьте буквы в тексте:
ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаЗки.
- Как душисты ягоДки земляники!
- На гряДках посеяна моркоВка.
- ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
- ЛоДка плыла по озеру.
- БереГ постепенно приближается.
- СтороЖ не спит.
- Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
- ЁЖ шуршит в кустах.
Валентина Алексеевна Краснова
Способ проверки парных согласных на конце слова
Способ проверки парных согласных на конце слова
Цель : формировать умение обосновывать написание парных согласных на конце слов путём подбора проверочных слов .
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1) Индивидуальная работа
Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова . Зу., са., кру., дру., заво., фла. ,кра..
Как ?
2) Словарная работа
ДЕВ. ЧКА, З. ВОД, УЧ. НИЦА, М. ДВЕДЬ, П. ЛЬТО
Что объединяет эти слова ? (Они словарные )
Можно ли их разделить на группы? (Да)
(Дети выполняют группировку) .
Проверить гласные , группировки.
Назовите слова с парным согласным на конце слова . (Завод, медведь)
Как проверить парный согласный на конце слова ?
III. Самоопределение к деятельности
На доске записаны слова :
арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)
ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)
Назовите пропущенные буквы, объясните их написание (учащиеся показывают буквы с помощью сигнальных карточек)
Как проверить парный согласный на конце слова ?
Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 173 (с. 100)
Найдите в загадке слова , которые нужно проверить .
Подберите к ним проверочные слова устно . Спишите текст загадки, подчеркните в словах буквы , которые мы проверяли .
Упр. 174 (с. 100)
(Слова сравнивают по лексическому значению и по произношению.)
В чём сходство? В чём различие? (Произносятся одинаково, а в зависимости от буквы, которую мы напишем, слово будет иметь своё значение).
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа (разноуровневая)
1 уровень
(Слова записаны на доске . Записать слова в тетрадь по образцу :
сад-сады)
арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)
ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)
2 уровень
Исправьте ошибки, рядом напишите проверочные слова .
Сугроп, парус, горот, голубь, берек.
3 уровень
Выпишите из текста слова с парными согласными в конце слова . Рядом напишите проверочные слова
Лес зимой
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз!
- Проверка выполнения самостоятельной работы.
VII. Рефлексия
(Устный диктант с использованием сигнальных карточек)
Загадки :
Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Стоит Антошка
На одной ножке. (Гриб)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт. (Снег)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)
VIII. Итог урока
Закончите моё предложение.
Чтобы проверить парный согласный на конце слова , надо….
Домашнее задание
Упр. 175. (с. 101)
Публикации по теме:
Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей. Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.
Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи во второй ранней группе МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального.
Игра-соревнование «В городе живут слова. Слова-приятели и слова-неприятели» ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «В городе живут слова» Здравствуйте дети! Сегодня у нас пройдет игра-соревнование «В городе живут слова». Всему название.
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]» Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия». Тема: Дифференциация парных согласных «В – Ф». Цель: 1. Развитие.
Мастер-класс "Лес в конце весны" для детей 5-6 лет. цель: Развивать творческие способности детей, умение работать в коллективе. Задачи:.
Педсовет был посвящён итогам учебного года. Все педагоги в прошедшем учебном году прошли переподготовку по ФГОС ДО, создавали рабочие.
В любом тексте очень важно не допускать ошибок, особенно связанных с парными согласными, потому что именно по их наличию или отсутствию будут судить об уровне грамотности человека. Иногда совсем непонятно, какая буква должна стоять в тех или иных словах, в связи с чем часто допускаются ошибки в их написании. Главной причиной, по которой это происходит, является расхождение в произношении и обозначении их на письме.
Например, в слове «гриб» при произношении мы четко слышим звук «п», однако пишем обязательно «б». Для того чтобы точно быть уверенными в этом, нужно проверить ее обозначение. В этом нам помогают проверочные слова. В нашем случае мы можем просто изменить число, в результате чего получим слово «грибы», где точно слышится звонкий звук «б». Для начала нужно сказать о том, что любой парный согласный в слове может находиться в слабой или сильной позиции. Если вслед за парным согласным стоит гласная либо сонорная согласная, среди которых Л, М, Н, Р, то можно точно утверждать, что позиция у парного согласного сильная. Если же парный согласный расположен в конце слова, либо после него идет другой парный согласный, то это значит, что он находится в слабой позиции. Совершенно понятно, что для проверки правильного написания нам придется изменить слово, чтобы привести его в сильную позицию. Чтобы быть уверенным в верном написании, можно использовать такую проверку , как изменение числа , как это было описано выше . В этом случае после проверяемого согласного слышится гласный звук . Однако обратите внимание , что если вам нужно проверить букву в середине слова , то такой способ вам не подойдет . К примеру , слово «мороз »: изменяем число и получаем «морозы », в этом слове мы четко слышим звук «з ». А вот в слове «рыбка » во множественном числе получаем «рыбки » – как видим ситуация не изменилась , мы по –прежнему слышим «п ». Многие по ошибке могут так и написать , однако такой способ для проверки этого слова использовать нельзя .Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод : чтобы точно знать, как правильно написать парную согласную , в которой вы сомневаетесь , поставьте ее в сильную позицию , то есть сделайте так , чтобы после нее шла гласная либо сонорная согласная . В случае с приставками всегда учитывайте следующий после парной согласной звук . А если проверка слова не представляется возможной , воспользуйтесь словарем .
Класс: 2 «Б»
Тема урока: «Способ проверки парных согласных на конце слова»
Тип урока: объяснение нового материала
Учебник: «Русский язык» Москва «Дрофа» 2003 г.
Цель: Ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путем изменения формы слова.
Задачи:
Обучающие
¨ Обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных на конце слова;
¨ Научит различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию и обозначать звуки буквами;
Развивающие
¨ Развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение анализировать, классифицировать, точно формулировать вывод;
¨ Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь
¨ Развивать умение учащихся работать в должном темпе, в группе.
¨ Развивать инициативу, уверенность в своих силах.
Воспитывающие
¨ Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование:
¨ Сигнальные карточки с парными согласными,;
¨ тексты для самостоятельно учащихся;
¨ рисунок с предметами, в названиях которых на конце стоят сомнительные согласные.
Литература:
1) «Правописание в начальных классах», Москва «Просвещение» 1990 г.
2) «интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва «Владос» 2001 г.
3) «Занимательная грамматика», Москва «Омега» 1995 г.
4) , «Я иду на урок в начальную школу», русский язык. Книга 2, Москва «Первое сентября» 2000 г.
Этапы урока
1) Организационный момент – 2 мин
2) Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала – 5 мин.
3) Открытие детьми нового знания – 10 мин.
4) Закрепление – 10 мин.
5) Самостоятельная работа – 8 мин.
6) Задание на дом – 2 мин.
7) Итог урока. Рефлексия – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент | На доске эпиграф: «Хочешь альпинистом стать – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить» – Как понимаете слова? – Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке откроем орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет внимательным, любознательным, активным. | Ответы детей. |
2. Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала | – Назовите буквы: б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с – Какие это буквы? | – Согласные, т. к. звуки, которые они обозначают нельзя попеть и голос на пути встречает преграды. Они парные. |
– На какие две группы их можно разделить? | – Звонкие и глухие. |
|
– Чем отличатся звонкие согласные от глухих? | ||
Чистописание | – Запиши на одной строке только звонкие согласные, на другой строке – только глухие. | – Дети записываютв тетрадях: б в г д ж з п ф к т ш с |
– Чей секрет мы узнаем на уроке? | – Сегодня на уроке мы разгадаем секрет парных согласных. |
|
– Этот секрет могу вам раскрыть я. Вы можете прочитать его в учебнике. – Попробуйте раскрыть сами. | – Попробуем раскрыть сами. |
|
3. Открытие детьми нового знания | На доске: ПРУ. –ПРУТИК ПРУ. –ПРУДЫ – Догадайтесь какое слово записано. – Объясните его лексическое значение | – Прут – тонкая отломанная или срезанная ветка без листьев. |
– Какую букву напишем? | – Прут – прутик, напишем букву Т |
|
– Придумайте предложение с этим словом. | – Я длинный прут домой принес. |
|
– Как слово можно записать по-другому? Объясните лексическое значение. |
Пруд – пруды, напишем Д Старый пруд совсем зарос. |
|
–Какой вывод можно сделать? | – Парный согласный на конце слова нужно проверять. Звук слышим один, а букву надо писать другую. Меняется лексическое значение слова. |
|
Это первый секрет. | ||
2) разделим слова на две группы: 1 гр - – слова, в которых парный согласный на конце слова нужно проверять. 2 гр – слова, в которых согласный произносите четко. | Приложение1 – Дети работают самостоятельно в парах: Снег – снега Лед – льды Мороз – мороз Сугроб – сугробы |
|
– Назовите слова, которые нужно проверять. Почему они требуют проверку? | – На конце слова происходит оглушение. Звук слышим один, а букву пишем другую. |
|
– В каких словах согласный слышится четко? Почему? | – В словах снега, льды, морозы, сугробы после согласного стоит гласный, поэтому слышится четко. |
|
–Сделайте вывод. Как проверить парный согласный на конце слова? | – Чтобы проверить парный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная. |
|
Это второй секрет парных согласных. | ||
4. Закрепление полученных знаний | Откроем учебник на стр.22 1) Важно не только знать это правило, но и применять его на практике. А поможет нам в этом алгоритм (на доске) | – Дети читают правило. – Дети, пользуясь алгоритмом выполняют упр. № 000 стр. 91 Дуб – дубы Ряды – ряд Сапоги – сапог |
Физкультминутка | ||
Приложение 2 2) Найди где в классе»спрятались» парные согласные и вставь их в нужное слово. Какое слово лишнее? 3) Найди на рисунке слова, в названии которых на конце слова есть парный согласный. Покажи его. | Медве…ь морко…ь Жира… арбу… Ле… виногра… Дети работают с сигнальными карточками Столб, дуб, паровоз, поезд, мост, насыпь, груз, состав, лошадь, стог, изгородь. |
|
5. Самостоятельная работа учащихся | Приложение 3 Работа с текстом на карточках | Приложение 4 а) Прочитай текст и вставь пропущенные буквы б) Взаимопроверка работ в) Измени каждое предложение так, чтобы получилось описание зимнего леса. Дети работают в группах (устно) Красив зимний наряд леса. На деревьях лежит искристый снег. На тонких ветках берез снежный пух. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал мороз! |
6. Задание на дом | Новый текст о зиме, который вы сейчас составили запишите дома в тетрадь. | |
7. Итог урока. | Какие орфографические секреты узнали на уроке? | Парный согласный на конце слова надо проверять. Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная. |
Рефлексия | Выберите утверждение: · Всё понял, могу помочь другим… · Всё понял... · Могу, но нужна помощь… · Ничего не понял… |
Приложение 1
Снег, снег, мороз, сугроб,
Снега, льды, морозы, сугробы
Приложение 4
Краси. осенний наря. леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере. шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду. Хорошо поработали краски осени!
Слова для справок:
Лежит искристый снег.;
зимний, снежный пух;
весь в снегу; мороз. .
Приложение 2
Алгоритм
Есть ли в слове на конце парный согласный?
https://pandia.ru/text/78/535/images/image006_39.gif" width="30" height="31 src="> согласного был гласный
Слышим Слышим
звонкий глухой
https://pandia.ru/text/78/535/images/image009_31.gif" width="12" height="27">
пиши: б, в, г, д, з, ж пиши: п, ф, к, с, т, ш