Развитие связной речи у дошкольников. «Особенности развития связной речи дошкольников»

Ирина Сокас
Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста »

…Чтобы научиться говорить,

надо говорить. "

М. Р. Львов

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития . Среди разнообразных средств общения главное место занимает речь.

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию , к построению своей личности, своего внутреннего мира.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется

постепенно, вместе с развитием ребенка через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Именно через общение и деятельность люди передают от одного поколения к другому огромный опыт познания и преобразования окружающего мира, опыт общественных отношений, социальных форм поведения. Кроме того, общение между людьми, особенно между взрослыми и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие .

Основная цель работы по развитию речи детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова , т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский) .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста . Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е. И. Тихеева, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготский и др.) . В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе и т. д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов, а также родителей.

В дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей .

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Для того чтобы эффективно решать многогранные задачи воспитания, вовлекать детей в целесообразную содержательную деятельность, необходимо развитое общение , богатый арсенал средств и методов и приемов воспитательно- образовательного воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников.

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» - Логопед. Составление шуточного рассказа. Описание предметов. Рассказы по серии сюжетных картинок. Презентация и распространение педагогического опыта. Подвижное рассказывание. Использование круговых диаграмм. Инновационные формы работы. Пересказ рассказа. Обучение рассказыванию. Развитие связной речи.

«Методика развития речи» - Средства осуществления программы. ФГТ к речевому развитию дошкольников. Задачи речевого развития в соответствии с ФГТ. Связь МРР с другими науками. Становление методики развития речи. Связная речь. Основные вопросы. Развитие всех компонентов устной речи. Дар слова. Родной язык. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

«Работа по развитию речи» - Необходимость проведения коррекционно-речевой работы. Этап усвоения звука. Планирование индивидуальной работы. Взаимодействие с логопедом. Формирование словаря. Подготовительный этап. Отклонения в речевом развитии. Правильная речь. Индивидуальная работа по развитию речи. Коррекционно-речевая работа.

«Методы развития речи» - Метод имитации. Средства развития речи. Культура речепроизношения. Метод пересказа. Виды монологов. Развитие сюжета. Формирование грамматического строя речи. Организация работы. Задачи словарной работы. Развивающий потенциал. Создание благоприятной языковой среды. Метод разговора. Практические методы.

«Скороговорки для развития речи» - Предложения по использованию методики. Использование скороговорок в развитии речи. Борьба с дефектами речи. Итоги логопедических занятий. Речевое развитие детей. Результаты обследования речевого развития детей. Скороговорки. Основные результаты. Малые формы. Контакт. Скороговорка. Речевая гимнастика.

«Речевое развитие дошкольников» - Компетентностный подход. Цели образования. Задачи речевого развития. Дошкольное детство. Аспекты общения. Образовательная область. Общение. Образовательная область «Коммуникация». Структура возрастной периодизации. Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки».

Всего в теме 27 презентаций

Связная речь

Связная речь - смысловое развернутое
высказывание, обеспечивающее общение
и взаимопонимание
Связная речь - процесс, деятельность
говорящего
Продукт, результат деятельности,
текст, высказывание

Формы связной речи

Диалог
разговорная
лексика и
фразеология
простые и сложные
бессоюзные
предложения
кратковременное
предварительное
обдумывание
Монолог
литературная
лексика
развернутость
высказывания,
законченность,
логическая
завершенность
связность
монолога
обеспечивается
одним говорящим

Развитие диалогической речи

Собственно
речевые умения
Умения речевого
этикета
Умение общаться
для планирования
совместных
действий
Неречевые
(невербальные)
умения

Требования к диалогической речи

понимание речи окружающих и использование активной речи детей
Ранний
как средства общения
возраст
выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
возраст
вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
вопросы и задавать их
Средний
дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
возраст
участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
Старший формулировать и задавать вопросы
дошкольный формирование культуры общения
возраст

Признаки монологического высказывания

целостность (единство
темы, соответствие всех
микротем главной
мысли)
плавность (отсутствие
длительных пауз в
процессе
рассказывания)
объем высказывания
структурное
оформление (начало,
середина, конец)
связность (логические
связи между
предложениями и
частями монолога)

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

понимать и осмысливать тему, определять ее границы
отбирать необходимый материал
располагать материал в нужной
последовательности
пользоваться средствами языка в соответствии с
литературными нормами и задачами высказывания
строить речь преднамеренно и произвольно

Связные высказывания

по функции
(назначению)
описание
повествование
рассуждение
контаминация
по источнику
высказывания
монологи:
- по игрушкам
- и предметам
- по картине
- из опыта
- творческие
рассказы
по ведущему
психическому
процессу, на
который опирается
ребенок
по зрительному,
осязательному или
слуховому
восприятию
по памяти
по воображению

В раннем возрасте - слушать и повторять по
подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
фразах рассказывать по картинке или об увиденном
на прогулке.
Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
наглядному материалу.
В средней группе дети могут составлять небольшие
рассказы из личного опыта сначала с опорой на
картинку или игрушку, а затем и без опоры на
наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно
пересказывают литературные произведения, выразительно
передавая диалоги действующих лиц, характеристики
персонажей.
В подготовительной к школе группе детей учат
строить разные типы текстов (описание,
повествование, рассуждение) с соблюдением их
структуры.

Приемы обучения рассказыванию

Совместное
рассказывание
Образец
рассказа
Анализ
образца
рассказа
План
рассказа
Частичный
образец
Составление
рассказа по
частям
Коллективное
составление
рассказа
Составление
рассказа
подгруппами
Моделирование

вспомогательные
вопросы
прослушивание
детьми своих
рассказов
указания
Приемы
подсказ
нужных
слов
исправление
ошибок

Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение
литературного текста в устной речи.
воспитательная ценность;
доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
с ярко выраженными чертами характера, понятными
мотивами поступков
четкая композиция
динамичность сюжета
разнообразные и точные определения

подробный
или близкий
к тексту
краткий или
сжатый
с творческими
дополнениями
виды
пересказа
с
перестройкой
текста
выборочный

Требования к пересказам

Осмысленность
Полнота
передачи
произведения
Последовательно
сть и связность
пересказа
Использование
словаря и
оборотов
авторского
текста
Плавность
пересказа
Выразительность
и фонетическая
правильность речи

Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

осмысленное восприятие
произведения
педагогическое руководство самим
процессом пересказывания
анализ и оценку речевой деятельности
детей

Рассказывание по игрушкам

монологописание
монологповествование

Виды игрушек

дидактические
(матрешки, башенки,
пирамидки, бочонки)
сюжетные (образные):
куклы, машины,
животные, посуда,
мебель, транспорт
наборы – мальчик,
девочка, сани, собака;
девочка, домик, курица,
кошка; заяц и собака

Виды занятий по игрушкам

Описание
игрушки
«Магазин игрушек» (посуды,
одежды), «Чудесный
мешочек», «Кто это?»,
«Почтальон принес посылку»
отгадывание и составление
загадок
рассказ по набору игрушек
Сюжетные
рассказы
(повествования)
рассказ по отдельной
игрушке

Рассказывание по картине

Предметные
картины
Репродукции
картин мастеров
искусства
Дидактические
картины
Серия или
набор картин
Сюжетные
картины

Требования к отбору картин

- содержание картины должно быть интересным,
понятным, воспитывающим положительное
отношение к окружающему

- картина должна быть высокохудожественной
- Не должно быть картин с чрезмерным
нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
от главного
- Сильное сокращение и заслонение предметов
вызывает их неузнаваемость.

Этапы обучении детей рассказыванию по картине

В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
рассматривание картины и умение отвечать на
вопросы по их содержанию.
В среднем дошкольном возрасте детей учат
рассматривать и описывать предметные и
сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу.
В старшем дошкольном возрасте - дети
описывают предметные и сюжетные картины,
составляют сюжетные рассказы по серии картин,
придумывают начало и конец сюжету картины.

Рассказывание по картине (младший возраст)

Рассказывание по картине (средний возраст)

описание и
сравнение
предметных
картин
типы
высказываний
описание
сюжетных
картин
повествование
по серии
сюжетных
картин

Рассказывание по картине (старший возраст)

Рассказывание по картине (старший возраст)

Образец (для развития
творчества)
по одной из двух
предлагаемых для
рассказывания картин
в виде начала (дети
продолжают и заканчивают
его)
план в виде вопросов и
указаний

Построение рассказа по серии сюжетных картин

Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

«Почему на картину весело
смотреть?» или «Чем вас
развеселила картина?»

Творческий рассказ-повествование

Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

Рассматривание и описание натюрморта

«Сирень» И. Левитан
«Цветы» Д. Налбандян

Рассказывание из опыта

темы
Ср. гр. – как провели
праздник новогодней
елки; о родном доме, о
своей кошке или собаке;
как работали на
огороде; как меняли
рыбкам воду в
аквариуме; что видели
на кухне
Ст. и подг.гр. – о том, как
провели праздник; что
видели во время экскурсий
в библиотеку, в школу; про
то, как отдыхали летом;
наш огород; как шьют
одежду; мой лучший друг
(подруга); как мы
заботимся о малышах, о
маме

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

Рассказы,
отражающие
коллективный
опыт детей
о событиях, в
которых принимали
участие все дети
(экскурсия на
почту)
«Расскажи, как ты
Рассказы,
провел выходной
отражающие
день»; «Расскажи о
индивидуальный
своем доме»
опыт детей

Вид рассказывания определяет прием обучения:

анализ
и
оценка
детских
рассказ
ов
подска
з
нужног
о слова
образец
рассказа
воспитат
еля
план
рассказа
вспомогат
ельные
вопросы
указан
ия
совместны
й рассказ
воспитате
ля и
ребенка

Творческое рассказывание

сочинение
рассказов,
сказок, описаний
Формы
словесного
творчества
сочинение
стихотворений,
загадок,
небылиц
словотворчество

Этапы формирования детского художественного творчества

Первый
этап
Накопление опыта.
Произведения искусства помогают ребенку
острее чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.
Второй
этап
возникает замысел, идут поиски
художественных средств.
поиски композиции, выделение
поступков героев, выбор слов, эпитетов.
Третй
этап
новая продукция.
анализ результатов творчества
взрослым.

Тематика творческих рассказов

С конкретным
содержанием
«Как мальчик нашел
щенка», «Как Таня
ухаживала за сестренкой»,
«Подарок маме», «Как Дед
Мороз пришел на елку в
детский сад», «Почему
девочка плакала», «Как
Катя потерялась в
зоопарке».
На отвлеченную тему
«Про веселый случай»,
«Про страшный случай»
по типу «У страха глаза
велики», «Про
интересный случай».

Виды творческих рассказов

рассказы
реалистического
характера
сказки
сочинение
рассказов по
аналогии с
литературным
образцом
описания
природы

Приемы обучения творческому рассказыванию

рассказывание детей вместе с воспитателем по
вопросам
придумывание детьми продолжения авторского
текста
вспомогательные вопросы
План в виде вопросов
рассказывание по сюжету

Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

приемы,
активизирующие
воображение
описание
персонажа
опора на образ
главного героя
при составлении
рассказа

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

Педагог советует, о чем можно
придумать рассказ (об интересном
случае, который произошел с мальчиком
или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
и волке)
Предлагает ребенку придумать название
будущего рассказа и составить план
«Сначала скажи, как твой рассказ будет
называться, и коротко – о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в
середине и о чем в конце. После этого
расскажешь все».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

1
активизируется запас известных сказок с целью
этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2 этап
3 этап
анализ схемы построения сказочного повествования,
приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
персонажей – героев будущей сказки, советует план,
начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
сюжета.
активизируется самостоятельное развитие сказочного
повествования: детям предлагается придумать сказку
по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
выбрать тему, сюжет, персонажей.

Описание природы

1. Обогащение детских представлений о природе в
процессе наблюдений, обучение умению видеть
красоту окружающей природы.
2. Рассматривания художественных картин и
сравнения красоты изображенного с живой
действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по
представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать
свои знания, впечатления, полученные во время
наблюдений, рассматривания картин, слушания
художественных произведений.

Связные высказывания типа рассуждений

- обучение их целостным связным рассуждениям,
состоящим из тезиса, доказательства и выводов
- формирование умений вычленять существенные
признаки предметов для доказательства выдвинутых
тезисов
- использовать различные языковые средства
для связи смысловых частей (потому что, так
как, поэтому, значит, следовательно)
- употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
- включать элементы рассуждения в другие типы
высказываний (контаминация).

1. Создание проблемных
ситуаций с опорой на
наглядный материал:
складывание
детьми разрезных
картинок и
объяснение своих
действий
выстраивание
серии сюжетных
картинок Игры
типа «Разложи и
объясни»

Обучение высказываниям типа рассуждений

определение
несоответствия
явлений,
изображенных на
картинке, выделение
нелогичных ситуаций
(игра «Небылицы в
картинках»)
выявление причинноследственных
отношений между
объектами,
изображенными на
картинке

Обучение высказываниям типа рассуждений

классификация
картинок по
родам и видам в
играх типа
«Убери
лишнюю»
отгадывание
загадок с
опорой на
картинку в
играх «Найди
отгадку»

Обучение высказываниям типа рассуждений

2. Задания на вербальной основе:
беседы по содержанию произведений художественной
литературы с обсуждением положительных и
отрицательных поступков героев, их мотивов
речевые логические задачи
объяснение пословиц, загадывание и
отгадывание загадок без опоры на
наглядный материал
составление высказываний-рассуждений на
предложенную тему (примерные темы:
«Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
можно назвать хорошим товарищем?»).

Презентация на тему: Особенности речевого развития детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Характеристика познавательной деятельности детей с ОНР Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую и звуконаполняемость словСвязное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитие словесно-логического мышления.Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вовлечься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемость, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Три уровня ОНР(Р. Е. Левина) Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Дети пользуются жестами и мимикой. Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации.

№ слайда 5

Описание слайда:

Второй уровень речевого развитияу детей появляется фразовая речь. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.Характерным остаётся ярко выраженный агромматизм. Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

№ слайда 6

Описание слайда:

Третий уровень речевого развитияхарактеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов.

№ слайда 7

Описание слайда:

Работа воспитателя в группах с общим недоразвитием речи Воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях. Воздействие воспитателя должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создаёт необходимые предпосылки для формирования речи.Воспитатель должен помочь ребёнку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, на правильное отношение детей к окружающим, выработку правильного поведения в коллективе, а так же развитие их этических и нравственных представлений.