Самые популярные русские поэты список. Самые известные поэты россии

1.2.3. Этнический менталитет

1.2.5. Этнические чувства

1. Сущность и структура психологии этноса

[Под влиянием различных географических, климатических, социально-политических, хозяйственных и иных факторов у этносов формируются устойчивые психофизиологические механизмы восприятия и мышления , определяющие характерные для данного этноса способы выражения мыслей и эмоций, обычаи и традиции, формы поведения и общения, отношение к другим этносам и т.д.]

1) Психология этноса - совокупность характерных особенностей восприятия, мышления, поведения и общения, присущих каждому этносу.

2) Структура психики : рациональные (сознание ) и иррациональные (глубинные, неосознаваемые ) элементы психики.

3) Рациональный (лат. ratio – "разум") – разумный, осмысленный, целесообразный.

4) Иррациональный (лат.) – недоступный пониманию разума.

5) 1.1. Иррациональные (неосознаваемые)элементы психики: биосоциальные инстинкты и архетипы.

[После того, как психоанализ открыл роль подсознания на индивидуальном уровне, естественным шагом является осмысление роли бессознательного на социальном уровне.

Психологию больших социальных групп людей нельзя понять без анализа глубинных неосознаваемых структур психики.]

6)Архетипы (гр. archaios – "древний"; + typos – "отпечаток" – прообраз, первичная форма, образец ) - неосознаваемые базовые схемы представлений, общие для всех людей (независимо от их этнической принадлежности ).

Архетипы формируются на биологическом уровне и сами по себе не имеют этнических различий. Но проявляются они у разных этносов по-разному.

7)Инстинкт (лат. instinctus – побуждение, наитие) – врожденная форма поведения; внутреннее чутье.

[З. Фрейд указал на сексуальность человека, как на характеристику, имеющую фундаментальное значение для анализа его поведения в обществе. Но эта характеристика не единственна. Существует ряд других, среди которых можно назвать стремления к обладанию собственностью , к свободе (т.е. к самостоятельному выбору и нестесненности своих действий ), к удовлетворению своих потребностей (эгоизм ) и др. Это – основные инстинкты человека, укорененные в нем. Во всех исторических эпохах - при самых разных моделях экономики и состояниях общественного сознания - мы обнаруживаем всегда одно и то же: человеческие радости и страдания, любовь и ненависть, стремление к роскоши и жажду власти, беззаветную веру и готовность к самопожертвованию.

Если этнический менталитет и этническое самосознание формируются в течение веков, то в сфере подсознания каждое новое поколение людей начинает с одного и того же стартового комплекса инстинктов человеческой натуры. Развитие в области подсознания начинается всякий раз как бы с одной и той же точки. Вот почему люди разных исторических эпох так похожи .

Но на протяжении жизни человека его подсознание не остается неизменным. Под влиянием развивающегося сознания и изменения условий социальной среды одни стремления и инстинкты в подсознании угасают, подавляются, уходят в тень; другие, напротив, возрастают, усиливаются. Подсознание людей по-разному реагирует на различные внешние условия, и отсюда своеобразие облика человека каждой эпохи .

Процессы, происходящие в сознании и подсознании, теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На уровне подсознания происходит "чистый" прием (регистрация ) поступающей извне информации: жизненная реальность воспринимается подсознанием такой, как она есть.

Сознание же заменяет регистрацию информации ее селекцией , производя отбор на основе некоторой (например, идеологической ) установки или стараясь как бы не замечать тех фактов, которые ей противоречат.

Иными словами, подсознание видит вокруг себя все, сознание – только то, что ему хочется видеть . Это позволяет сознанию в течение более или менее длительного времени игнорировать реальность, логически подстраивая ее под свою установку. Недаром отмечено: самый опасный плен – это плен собственной любимой мысли

Но стоит давлению внешних жизненных обстоятельств усилиться и достичь определенной критической отметки, как подсознание начинает диктовать свои условия; преодолевая сопротивление сознания, ломая ставшими уже привычными схемы, оно заставляет признать реальное положение вещей. В этот момент и происходит осознание человеком того, что уже усвоено им на уровне подсознания и до поры дремлет там.

Эта модель индивидуального психологического механизма изменений в сознании проецируется на социальный уровень .

Без социального психоанализа нельзя понять психологию этноса. Наряду с самосознанием подсознание определяет природу этнических чувств и отношения к другим этносам.]

8) 1.2. Этническое сознание

9)Структура этнического сознания :

· этнический темперамент,

· этнический характер,

· этнический менталитет,

· этническое самосознание,

· этнические чувства и настроения.

10) 1.2.1.Этнический темперамент - определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части членов данной этнической группы и проявляющийся в темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, социальной дистанции, открытости проявления чувств.

Своеобразие этнического темперамента объясняется влиянием климатической среды, образом жизни, родом занятий, спецификой этнической культуры.

Если тип индивидуального темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ) обусловлен силой нервной системы, ее подвижностью или возбудимостью, то этнический темперамент не зависит от типа нервной системы , он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

11) Экспрессивность (лат. exspressio – "выразительность, сила проявления") - склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их.

12) Репрессивность (лат. repressio – "подавление") – подавление эмоций, самоконтроль.

Есть народы, в характере которых доминирует экспрессивность .

К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность , и которые рассматривают свободное, необузданное проявление чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобщественное.

В обыденном сознании обычно выделяют "горячий" темперамент южных народов и "холодный" темперамент северных.

В науке больше принято говорить не о национальном темпераменте, а о специфическом сочетании отдельных его свойств у представителей конкретной этнической группы.

[Например, англичанин, получив известие о несчастье, останется невозмутимым, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец - улыбаться, чтобы не огорчить других.]

13) 1.2.2. Этнический характер - исторически сложившаяся система отношений этнической группы к различным сторонам окружающей действительности , проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении.

[К чертам национального характера относятся такие качества, как активность-инертность, ответственность-безответственность, достоинство-чувство превосходства или чувство неполноценности, уверенность-нерешительность (склонность к сомнениям), умеренность-расточительность, выносливость-изнеженность, искренность-лицемерие (лживость, ханжество), простодушие-хитрость (расчетливость), храбрость-трусость, сострадание-равнодушие, открытость-замкнутость и др.

В реальности каждый народ является носителем той или иной комбинации перечисленных качеств, что и определяет его место среди других народов.

Так, трудолюбие (в той или иной мере ) присуще всем этническим группам и общностям. Оно проявляется в таких в формах, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д.

Но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других народов. Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца - это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.]

14) 1.2.3. Этнический менталитет – психофизиологические и культурные особенности восприятия и осмысления окружающей действительности, характерные для данного этноса ("способ видения мира ").

В основе менталитета лежат социальные представления – как особая форма коллективного знания, усваиваемая индивидами.

15) 1.2.4. Этническое самосознание сформировавшаяся в общественном сознании этноса система представлений о себе (как отдельной целостности со своими этническими особенностями, отличающими данный этнос от других этносов ) и о других этносах .

В основе этнического самосознания лежит разделение всех людей на "мы – они".

Ощущение и осознание этносом себя как этнической целостности – основа социальных взаимосвязей людей, составляющих этот этнос. Разрушение этнического самосознания приводит к распаду этноса.

Этнический менталитет и этническое самосознание находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии, т.к. насколько "способ видения мира" зависит от представлений субъекта о самом себе, настолько и эти представления зависят от особенностей его восприятия и мышления.

16) Компоненты этнического самосознания : этническая идентичность и этнические представления (этнические стереотипы и автостереотипы ).

17) Этнический стереотип (гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток") – упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ какой-либо этнической группы или общности.

18) Автостереотипы (гр. autos – "сам"; + гр. stereos – "твердый"; + typos – "отпечаток") – устойчивые представления этносов о своих качествах.

19) 1.2.5. Этнические чувства - эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.

[Этнические чувства людей рождаются внутри этнических групп, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке, благодаря чему и возникает особое чувство привязанности к своему этносу, его традициям, культуре, быту, обычаям.]

Этнические чувства передаются от поколения к поколению, но при этом они более динамичны и подвижны, чем этническое сознание.

20) Позитивные этнические чувства - чувство национальной гордости, любви к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам.

21) Негативные этнические чувства - существуют в форме национализма, шовинизма, национальных и расовых предрассудков, состояния отчужденности по отношению к другим этническим группам и т.д.

22) Комплиментарность (фр. compliment – "лестное замечание, комплимент") – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на "своих" и "чужих".

Л.Н. Гумилев определил этнос как коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности – подсознательного ощущения взаимной симпатии или антипатии общности людей (определяющего деление на "мы-они" ).

23) Этнические вкусы – психологические явления оценочного характера (поскольку различные явления рассматриваются с позиций эталонов вкуса, принятых в данной этнической группе ).

С их помощью формируются образы "хороших" и "плохих" народов и тем самым создается позитивное или негативное к ним отношение.

24) Этнические интересы выражают мотивы деятельности и поведения представителей той или иной этнической группы, служащие сохранению ее единства и целостности .

[Мировой истории известно огромное число примеров столкновения этнических интересов различных этнических групп и общностей, которые чаще всего становились причинами вооруженных конфликтов или войн. Особенно часто подобного рода события возникают в периоды обострения межэтнических противоречий.

Попытка ограничить или ущемить этнические интересы всегда рассматривается как покушение на жизненные устои группы, как угроза ее безопасности. Поэтому этнические группы и общности, обладающие развитым этническим самосознанием, обычно не поступаются своими интересами, защищая их всеми возможными способами.

В то же время для обеспечения своих интересов этнические группы могут пойти на сознательное ущемление интересов других этнических групп.]

25) Мотив (фр. motif ) - побудительная к действию причина.

26) Четыре типа мотивации социальных действий (по классификации М. Вебера):

· целерациональное действие,

· ценностно-рациональное действие,

· традиционное действие,

· аффективное действие.

27) Аффект (лат. affectus – "душевное волнение, страсть") – кратковременное бурно протекающее эмоциональное переживание.

2. Этническая идентификация личности

28) Идентичный (лат. identicus ) – тождественный, одинаковый.

29) Этническая идентификация (лат. identificare – "отождествлять") – причисление человека к этнической группе (общности).

30) Факторы этнической идентификации : морфологический и культурно-психологические.

31) Морфологический фактор этнической идентификации – отсутствие очевидных внешних различий.

[Если явных морфологических различий во внешности нет, то группа примет индивида, даже если по крови он "чужой". Такой легкий путь выбора своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских и украинцев, культура и облик которых во многом близки.

Очевидные внешние различия могут затруднять этническую идентичность. Даже люди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо этнической общности (например, дети от смешанных в расовом отношении браков ) часто оказываются чужими для этой общности: кем бы сам себя ни осознавал мулат, но для белых он - негр, а для черных - белый.]

32)Культурно-психологические факторы этнической идентификации – это совокупность особенностей жизнедеятельности этноса, естественных и привычных для членов данного этноса и неизвестных, непонятных и чуждых для иностранцев.

Это – традиции общества и его неписанные законы .

Это система ценностных ориентаций , определяющих жизненные цели данного этноса (система не всегда осознанная, но формирующая и воспитываемая в течение всей жизни человека с момента его рождения, становящаяся неотъемлемой частицей его души ).

Это отличительные признаки этноса : в языке, религии, искусстве, обрядах, нормах поведения, привычках и т.п. Сюда относятся также принятые жесты вежливости и приветствия, этика в еде, гигиенические привычки и т.п., которые, передаваясь из поколения в поколение, и образуют специфическое своеобразие каждой этнической культуры.

33) Этническая идентичность- ощущение индивидом себя частью определенного этноса, чувство тождества с одной этнической группой и отделения от других групп ("Я – русский" ).

Ощущение себя членом какой-либо (и в том числе этнической ) группы дает человеку чувство психологического равновесия, он не чувствует себя одиноким и беспомощным. Среди людей, близких по языку и культуре, человеку комфортно, с ними ему достаточно легко взаимодействовать ("Мы с тобой одной крови" ).

У человека, покинувшего свою этническую территорию и находящегося среди представителей другого этноса, как правило, обостряется этническое самосознание. Члены своей этнической группы представляются ему близкими людьми, с ними он чувствует себя уверенней. Чувство одиночества и неуверенности, возникающее в окружении другого этноса, компенсируется осознанием того, что он принадлежит к определенной этнической группе и не одинок в этом мире.

34) Чувство социабильности - потребность человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе (притом, чем больше и мощнее группа, тем увереннее, "защищеннее" чувствует себя субъект, к ней принадлежащий ).

35) Этническое самоопределение – процесс осознания человеком себя как представителя определенного этноса (этническое самоопределение ).

[Новорожденный ребенок не имеет возможности выбирать себе национальность. С появлением на свет его личность формируется в определенной этнической среде - в соответствии с ее установками и традициями.

У человека, родители которого принадлежат к одной и той же этнической группе (и в ней же проходит его жизненный путь ), как правило, не возникает проблемы этнического самоопределения.

Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической группой, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание .

В практике повседневной жизни индивидом усваивается язык, культура, традиции, социальные и этические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не вступая в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром.]

36) Механизмы этнического самоопределения подражание, принуждение, свободный выбор .

Этническое самоопределение может происходить:

1) на основе подражания (индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической группы, в которой он живет – механизм социальной автосинхронизации );

2) на основе принуждения (индивид вынужден подчиняться традициям и ценностным ориентациям этнической группы);

3) на основе свободного и осознанного выбора . В этом случае индивид может отказаться от своей этнической принадлежности и стать космополитом. Но этот отказ всегда основывается на свободном выборе.

37) Характер этнической идентичности – эмоциональная оценка своей этнической группы. Может иметь позитивный или негативный характер . Во многом зависит от социального статуса этноса.

· [Высокий социальный статус (в прошлом или настоящем ) может порождать чувство национального превосходства, выражающееся в стремлении подавлять другие народы, властвовать или доминировать над ними.

· Низкий социальный статус может порождать чувство национальной неполноценности, представление о непрестижности принадлежать к своему народу и готовность отказаться от нее.]

38) Позитивная этническая идентичность заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордости за достижения своего этноса.

39) Негативная этническая идентичность основывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных.

40)Референтная группа – реальная или условная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой ориентируется в своем поведении.

41) Основныетипы этнической идентичности

1. Нормальная идентичность: образ своего народа воспринимается как положительный , имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории.

2. Этноцентрическая идентичность: некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней.

3. Этнодоминирующая идентичность: этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и т.д .).

[Иными словами, среди всех связей и отношений человека этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность.

Такая идентичность обычно сопровождается признанием "прав народа" выше "прав человека", представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности "этнических чисток", стремлением "не смешиваться" с другими этносами.]

4. Этнический фанатизм: абсолютное доминирование этнических интересов и целей , часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия.

Это крайне агрессивная форма идентичности.

5. Этническая индифферентность: практическое равнодушие к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к культурным ценностям своего и других народов.

Этот тип независим от норм и традиций собственной этнической группы, а на жизненные поступки и поведение носителей этого типа никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других людей.

6. Этнонигилизм ( космополитизм): полное отрицание этничности , любых этнических и этнокультурных ценностей.

Обычно этот тип идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими этническими группами.

Следствием такого положения становится избегание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание любого другого типа этничности.

7. Амбивалентная этничность - тип с явно невыраженной этнической идентичностью, который чаще всего распространен в смешанной этнической среде.

42) Амбивалентность (гр. amphi – "вокруг, около, с обеих сторон" – приставка, обозначающая двойственность, двойную функцию ; + лат. valentia - "сила") – двойственность переживания , выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют специфику психологии этноса?

2. Какую роль в жизнедеятельности людей играют архетипы?

3. Раскройте механизм взаимодействия сознания и подсознания.

4. Какие психологические механизмы определяют схожесть и различия людей разных исторических эпох?

5. Чем определяется соотношение в поведении людей рациональных и иррациональных факторов?

6. В каком соотношении находятся понятия "этническое сознание" и "этнические чувства"?

7. Дайте краткую характеристику национального характера Вашего этноса.

8. Как проявляется национальный характер Вашего народа в Вашем собственном поведении? Какую роль играет этническая психология в жизнедеятельности людей?

9. Прочитайте фрагмент статьи В.М. Межуева "О национальной идее" и кратко сформулируйте суть этого текста.

10. В каком соотношении находятся понятия "национальный интерес" и "национальная идея"?

11. Является ли наличие национальной идеи необходимым условием сохранения целостности этноса?

Лекция 12. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

1. Актуальность проблем национальной политики.

2. Дискриминационные типы межэтнических отношений.

3. Межэтнические конфликты.

3.1. Актуальность проблемы этнических конфликтов

3.2. Природа этнических конфликтов и их специфика

3.3. Причины возникновения этнических конфликтов.

3.4. Фазы развития этнических конфликтов

Этническая психология - междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это «наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях» (Н. М. Лебедева,1999).

Если в западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот – кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели – глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности: кросс-культурная психология находится внутри этнической.

Цели этнической психологии

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. Необходимо понять и объяснить этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- / внешнегруппового взаимодействия. Представитель данной культуры должен понять нормы и правила своей культуры, что поможет понять причины интолерантности, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятная оборотная сторона очень ценных позитивных качеств. Формирование стойкой и позитивной этнической идентичности является надежным щитом на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости.

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, т.к. они общие у всего человечества.

Основные задачи этнической психологии

  • исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: особенности межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явление этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии, особенности этнических миграций, аккультураций…;
  • изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности;
  • создание и апробация программ и методов социальнопсихологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;
  • развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Иерархия этносов

  • субэтносы – входят в состав тех или иных этносов,
  • суперэтносы – охватывают несколько этносов
    • по ряду исторических, культурных, психологических свойств, относительно близких друг другу.

Таким образом, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей различного уровня.
Можно считать себя русским (основное этническое подразделение), казаком (субэтнос) и славянином (суперэтнос).

Характерные признаки этноса

  1. общность территории проживания,
  2. наличие общего исторического прошлого,
  3. единого языка, культуры, особенностей психики ,
  4. самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, что находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей,
  5. в наличии самоназвания и общего имени для своей группы.

Уровни характеристик этноса

  • этнообразующие факторы
    • общность территории,
    • эндогамия;
  • этнические признаки, отражающие реальные различия
    • язык,
    • культура;
  • этническое самосознание (высший уровень, производное от первых двух).

Основные определения этнической психологии

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием. Каждый из этносов имеет собственное имя - этноним. Содержание этноса не сводится к самоназванию.

Этноним – именно самоназвание. Имя, данное своей общности, может отличаться от имен, присвоенных данному этносу другими народами (экзоэтноним). Например, этнос, называемый себя «дойч», порусски именуется «немцы», по-сербски – «шваб» и т. д.

Топоним – название территории, где проживает тот или иной этнос. Но этноним не имеет, в отличие от топононима, географического характера. Этноним устойчив, передается из поколения в поколение и напрямую не связан с территорией первоначального расселения этнической общности.

Этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно попытки определить этнос через ряд признаков терпят неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается (что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями). Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования этой системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническое самосознание – часть этнического сознания. Этническое сознание – общность мнений, оценок, представлений, установок, ценностей, в которых выражено отношение к этническим проблемам. Оно регулирует поведение членов группы через своих характеристики: этнические интересы, потребности, нормы, ценности и цели этнической группы (В. В. Волкова, 1992).

Проявления этнического самосознания

  1. осознание особенностей этнической культуры;
  2. осознание психологических особенностей своего этноса;
  3. осознание собственных этнопсихологических особенностей;
  4. осознание тождественности с этносом;
  5. осознание себя в качестве субъекта этнической общности;
  6. социально-нравственная самооценка этничности.

Выделяют типы самосознания :

  • этническое самосознание и
  • этнологическое самосознание.

Этническое самосознание действует на уровне обыденного сознания, фиксирует принадлежность к тому или иному этносу. Это выражается в выборе этносом наименования (этнонима), свидетельствующего об осознании членами этноса их единства и отличия от членов других этносов. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий:

  1. осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференциация его от других этнических общностей, противопоставление «мы» – «они»;
  2. осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентичности;
  3. осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – осознание принадлежности к этносоциальной общности; осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры, понимание своего места в социальном мире. В результате развития актуализируется потребность в самоопределении нации, в создании собственной государственности. В крайнем своем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы этноцентризма и национализма. Главная задача этнологического самосознания – формирование национальной идеи. Как только идея оформляется, отражая основные потребности и интересы этнической группы, становится известной и доступной людям, принимается ими, у большинства членов этноса создается впечатление о нации как едином целом, отличном от других, т. е. в сознании людей начинается процесс национального самоопределения. Этнологическое самосознание основывается и на осознании сходства с другими этносами. Поиск общих интересов и взаимовыгодный обмен культурами и материальными ценностями – наиболее перспективный путь развития межнациональных отношений.

Понятие этническое самосознание близко к понятию «этническая идентичность» и «этничность» – терминам, наиболее принятым в западной научной традиции.

Довольно часто понятие этническое самосознание отождествляется с понятием этническая идентичность (ЭИ), считается синонимом. Однако это не совсем так. По мнению Г. У. Солдатовой (1998), ЭИ, с одной стороны, более узкое понятие, т. к. представляет когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой – более широкое, т. к. содержит слой бессознательного. ЭИ должна изучаться в двух аспектах – как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и как его «изнанка» – этническое бессознательное.

Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след.

Этнографы в качестве определяющего фактора формирования этнопсихических свойств народа выделяют влияние культурной среды. Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе развития каждый народ создает собственную однородную систему ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самоопределения.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования психики этноса рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа.

В антропологических исследованиях характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов как статичных психических особенностей народов. Исследования национального характера осуществляются при помощи понятий «базовая» и «модальная» личность.

Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.

Элементы психологического склада этноса:

  1. этнический характер (ЭХ);
  2. этнический темперамент (ЭТ);
  3. этнические обычаи и традиции (ЭОТ).

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Определяется совокупностью социально-экономических, исторических, географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее ЭХ. Черты ЭХ могут преобразовываться или вовсе исчезать. Они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты ЭХ кажутся четко зафиксированными, закрепленными в ПСЭ. ЭХ объективируется в культуре народа (литературе, искусстве, танцах…), поскольку, с одной стороны, формируются культурой, с другой – оказывают существенное влияние на ее развитие.

Некоторые ученые сводят вопрос об ЭХ к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу: русские – широта души и удаль, грузины – гордость и горячность, латыши – холодность и скрытность. Но все эти черты в разной степени имеются у каждого народа. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретного этноса. Специфические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей общности.

Таким образом, уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Речь идет не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях между народами в степени ее проявления.

Этнический темперамент внешнее выражение ЭХ. ЭТ – это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части. У народов с относительно одинаковыми условиями жизни различия в глубине и быстроте реакций незначительны.

ЭТ максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений, величине социальной дистанции, открытости в проявлениях чувств…

ЭТ обусловлен не силой нервной системы (ее подвижностью и возбудимостью), как это принято рассматривать в общей психологии, а установившимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

Этнические обычаи и традиции – «статические элементы» ПСЭ. Обусловлены как объективными социальными отношениями, так и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. В них объективируются субъективные представления о нормах и правилах поведения.

Многие нормы и правила поведения усваиваются людьми с помощью механизма подражания. Изначально эти нормы предлагаются и внедряются в общность специально и сознательно. Последующие поколения утрачивают представление о цели и необходимости выполнения конкретного правила, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данного типа поведения уходит в подсознание. На уровне сознания закрепляется лишь ритуал, обычай или традиция. Именно поэтому мы точно не знаем, для чего нужно постучать по дереву, пустить в дом первой кошку, одеть невесте белое платье и фату.

Таким образом, обычаи и традиции объективны и субъективны одновременно, иначе они не сохранились бы, а исчезли быстро и безвозвратно. Они закреплены и зафиксированы в сознании и подсознании.

Этнические обычаи – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму.

Этнические традиции – обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Это определенные обственные установления, нормы и правила поведения, отношение к моральным и нравственным ценностям. Традиции влияют на психику прямо и опосредованно. Например, при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневной жизни и отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Этнические обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются в зависимости от условий, в которых живет этнос. Одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму.

Этническое – это целостная система отношений личности к природе, обществу, идеологии и морали.

В связи с этим Л. Н. Гумилев классифицировал этнические общности следующим образом:

1) по отношению к природе (к миру вещей):

– этносы, которые пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно (народы Крайнего Севера);

– динамически развивающиеся этносы за счет покорения, разрушения природы;

2) по отношению к обществу (к миру людей):

– комплементарные этносы, которые симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести основных этнических установок;

– некомплементарные этносы, у которых преобладают негативные оценки и страхи различной степени друг к другу;

3) по отношению к миру идей (дополнение Л. Г. Почебут):

– креативные этносы, создающие и продуцирующие идеи (эти идеи могут быть связаны с созданием новой религии, нового права, уникальной культуры, могут предлагать создание новых технологий);

– аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию новых идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов, могут быть:

Активными (завоевывают территории, перекупают ученых);

Пассивными (спокойно и дружественно принимают дары цивилизации, перерабатывают идеи и адаптируют их к своей национальной культуре и традициям, т. е. они разгружают мир от переизбытка идей и культур). Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей (например, христианская религия в Африке – африканизация религиозных ритуалов).

Бывает, что люди не только не считают свою культуру, нравы и обычаи лучшими, но и обнаруживают нечто вроде неполноценности и благоговеют перед всем чужеземным. Одно из исследований показало, что финны отдали предпочтение не своей культуре, а американской и датской. С другой стороны, люди способны объективно относиться к своей национальной культуре и позитивно оценивать не только свое, но и что-то чужое. Важно, что позитивно оценивая культурные достижения другого этноса, люди могут быть ориентированы на использование чужих идей для развития своей общности, что не рассматривается как унижение национального достоинства. Национальные интересы в таком случае гармонично включаются в систему общечеловеческих интересов, происходит взаимовыгодный обмен идеями и культурными ценностями.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

Русский поэт Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко), яркий представитель творческой интеллигенции, жена известного поэта Николая Гумилева до 1918 года. После публикации своих первых стихов в 1912 году Ахматова стал культовой фигурой среди интеллигенции и части литературной сцены Санкт-Петербурга. Ее вторая книга, Розария (1914), была одобрена критиками, которые высоко оценили достоинства осознанного, тщательно обработанного стиха, в отличии от расплывчатости стиля символистов, которые доминировали в русской литературе того периода.

Очень много написала Анна Ажматова лирических стихов, пронзительная любовная поэзия любима миллионами людей разных поколений. Но ее резкое отнощение в своем творчестве к бесчинству власте, привела к конфликту. При советской власти был негласный запрет на поэзию Ахматовой с 1925 по 1940 год. За это время Ахматова посвятила себя литературной критике, в частности, переводу Пушкина на другие языки.

Изменения в политического климата, наконец, позволил Ахматовой быть принятой в Союз писателей, но после Второй мировой войны, был официальный указ, запрещающий публикацию ее поэзии. Ее сын, Лев, был арестован в 1949 году и провел в тюрьме до 1956 года, чтобы попытаться выиграть его освобождения, Ахматова пишет стихи, восхваляющие Сталина и правительства, но это было бесполезно.

Хотя Ахматова часто сталкивается с официальной оппозицией правительства к ее работе в течение ее жизни, она была глубоко любили и хвалили русского народа, отчасти потому, что она не оставляла свою страну в трудные политические времена. Ее наиболее опытных работ, Реквием (который не был опубликован в полном объеме в России до 1987 года) и Поэма без героя, являются реакцией на ужас сталинского террора, во время которого она пережила художественное репрессии, а также огромную личную потерю. Ахматова умерла в Ленинграде, где она провела большую часть жизни, в 1966 году.

Русские писатели и поэты, чьи произведения считаются классикой, на сегодняшний день имеют мировую известность. Произведения этих авторов читают не только на их родине - России, но и во всем мире.

Великие русские писатели и поэты

Известный факт, который доказан историками и литературоведами: лучшие произведения русской классики были написаны в период Золотого и Серебряного веков.

Фамилии русских писателей и поэтов, которые вошли в число мировой классики, известны каждому. Их творчество навсегда осталось в мировой истории, как немаловажный элемент.

Творчество русских поэтов и писателей «Золотого века» является рассветом в русской литературе. Множество поэтов и прозаиков развивали новые направления, которые в последующем стали все чаще использоваться в будущем. Русские писатели и поэты, список которых можно назвать бесконечным, писали о природе и любви, о светлом и непоколебимом, о свободе и выборе. В литературе Золотого, как и позже Серебряного века, отражаются отношения не только писателей к историческим событиям, но и всего народа в целом.

И сегодня, глядя сквозь толщу веков на портреты русских писателей и поэтов, каждый прогрессивный читатель понимает, насколько яркими и пророческими были их произведения, написанные не один десяток лет назад.

Литература подразделяется на множество тематик, которые ложились в основу произведений. Говорили русские писатели и поэты о войне, о любви, о мире, открываясь полностью перед каждым читателем.

«Золотой век» в литературе

«Золотой век» в русской литературе начинается в девятнадцатом веке. Главным представителем этого периода в литературе, а конкретно - в поэзии, стал Александр Сергеевич Пушкин, благодаря которому свое особое очарование приобрела не только русская литература, но и вся русская культура в целом. Творчество Пушкина содержит в себе не только поэтические произведения, но прозаические повести.

Поэзия «Золотого века»: Василий Жуковский

Начало этому времени положил Василий Жуковский, который стал для Пушкина учителем. Жуковский открыл для русской литературы такое направление, как романтизм. Развивая это направление, Жуковский писал оды, получавшие широкую известность своими романтическими образами, метафорами и олицетворениями, легкость которых не было в направлениях, использовавших в русской литературе прошлых лет.

Михаил Лермонтов

Еще одним великим писателем и поэтом для «Золотого века» русской литературы стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Его прозаическое произведение «Герой нашего времени» получило в свое время огромную известность, потому как описывало российское общество таким, каким оно было в тот период времени, о котором пишет Михаил Юрьевич. Но еще больше полюбились всем читателям стихотворения Лермонтова: грустные и печальные строки, мрачные и порой жуткие образы - все это удавалось поэту написать настолько чутко, что каждый читатель и по сей день способен прочувствовать то, что волновало Михаила Юрьевича.

Проза «Золотого века»

Русские писатели и поэты всегда отличались не только своей необыкновенной поэзией, но и прозой.

Лев Толстой

Одним из самых значительных писателей «Золотого века» стал Лев Николаевич Толстой. Его великий роман-эпопея «Война и мир» стал известен на весь мир и входит не только в списки русской классики, но и мировой. Описывая жизнь российского светского общества во времена Отечественной войны 1812-ого года, Толстой сумел показать все тонкости и черты поведения петербуржского общества, которое долгое время с начала войны будто не участвовало во всероссийской трагедии и борьбе.

Еще одним романом Толстого, который и сегодня читают и за рубежом, и на родине писателя, стало произведение «Анна Каренина». История о женщине, всем сердцем полюбившей мужчину и прошедшей ради любви небывалые трудности, а вскоре и потерпевшей предательство, полюбилась всему миру. Трогательная повесть о любви, которая порой способна сводить с ума. Печальный конец стал для романа уникальной особенностью - это было одно из первых произведений, в котором лирический герой не просто умирает, а преднамеренно прерывает свою жизнь.

Федор Достоевский

Кроме Льва Толстого, также значительным писателем стал Федор Михайлович Достоевский. Его книга «Преступление и наказание» - стало не просто «Библией» высоконравственного человека, обладающего совестью, но и своеобразным «учителем» для того, кому предстоит сделать сложный выбор, заранее предусмотрев все исходы событий. Лирический герой произведения не просто принял неверное решение, которое его погубило, он взял на себя множество мучений, которые не давали ему покоя ни днем, ни ночью.

В творчестве Достоевского также присутствует произведение «Униженные и оскорбленные», которое с точностью отражает всю сущность человеческой натуры. Несмотря на то, что прошло много времени с момента написания, те проблемы человечества, который описал Федор Михайлович, и на сегодняшний день являются актуальными. Главный герой, видя все ничтожество человеческой «душонки», начинает чувствовать отвращение к людям, ко всему, чем гордятся люди богатых слоев, имеющие огромное значение для общества.

Иван Тургенев

Еще одним великим писателем русской литературы стал Иван Тургенев. Писавший не только о любви, он затрагивал важнейшие проблемы окружающего мира. Его роман «Отцы и дети» четко описывают отношения между детьми и родителями, которые остаются точно такими же и сегодня. Недопонимание между старшим поколением и молодым является извечной проблемой семейных отношений.

Русские писатели и поэты: Серебряный век литературы

Серебряным веком в русской литературе принято считать начало двадцатого века. Именно поэты и писатели Серебряного века приобретают особую любовь со стороны читателей. Возможно, такое явление вызвано тем, что время жизни писателей более приближено к нашему времени, в то время как русские писатели и поэты «Золотого века» писали свои произведения, живя совсем по другим моральным и духовным принципам.

Поэзия Серебряного века

Яркими личностями, которые выделяют этот литературный период, стали, несомненно, поэты. Появилось множество направлений и течений поэзии, которые создались в результате разделения мнений по поводу действий российской власти.

Александр Блок

Мрачное и печальное творчество Александра Блока стало первым, которое появилось на данном этапе литературы. Все стихотворения Блока пронизаны тоской по чему-то необыкновенному, чему-то яркому и светлому. Самое известное стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» отлично описывает мировоззрение Блока.

Сергей Есенин

Одной из самых ярких фигур Серебряного века стал Сергей Есенин. Стихотворения о природе, любви, быстротечности времени, своих «грехах» - все это можно найти в творчестве поэта. Сегодня нет ни одного человека, который не нашел бы стихотворение Есенина, способное понравиться и описать душевное состояние.

Владимир Маяковский

Если уж говорить о Есенине, то сразу хочется упомянуть Владимира Маяковского. Резкий, громкий, самоуверенный - именно таким был поэт. Слова, которые выходили из под пера Маяковского, и сегодня поражают своей силой - настолько эмоционально воспринимал все Владимир Владимирович. Кроме жесткости, в творчестве Маяковского, у которого в личной жизни не ладилось, существует и любовная лирика. История поэта и Лили Брик известна всему миру. Именно Брик открывала в нем все самое нежное и чувственное, а Маяковский взамен на это словно идеализировал и обожествлял ее в своей любовной лирике.

Марина Цветаева

Также на весь мир известна и личность Марины Цветаевой. Сама по себе поэтесса имела своеобразные черты характера, что сразу видно по ее стихотворениям. Воспринимая себя как божество, она даже в своей любовной лирике давала понять всем, что была она не из тех женщин, которые способны дать себя в обиду. Однако в своем стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну» она показала, насколько несчастлива была многие и многие годы.

Проза Серебряного века: Леонид Андреев

Большой вклад в художественную литературу сделал Леонид Андреев, который стал автором повести «Иуда Искариот». В своем произведении он немного иначе изложил библейскую историю предательства Иисуса, выставив Иуду не просто предателем, а человеком, страдающим от своей завистливости к людям, которые были всеми любимы. Одинокий и странный Иуда, находивший упоение в своих байках и россказнях, всегда получал только насмешки в лицо. Повесть рассказывает о том, насколько просто сломать дух человека и толкнуть его на любые подлости, если тот не имеет ни поддержки, ни близких людей.

Максим Горький

Для литературной прозы Серебряного века также важен вклад и Максима Горького. Писатель в каждом своем произведении скрывал определенную суть, поняв которую, читатель осознает всю глубину того, что волновало писателя. Одним из таких произведений стала небольшая повесть «Старуха Изергиль», которая делиться на три небольшие части. Три составляющие, три жизненные проблемы, три вида одиночества - все это тщательно завуалировал писатель. Гордый орел, брошенный в пучину одиночества; благородный Данко, отдавший свое сердце эгоистичным людям; старуха, искавшая всю свою жизнь счастья и любви, но так и не нашедшая, - все это можно встретить в пусть и небольшой, но крайне жизненной повести.

Еще одним важным произведением в творчестве Горького стала пьеса «На дне». Жизнь людей, которые находятся за гранью нищеты, - вот что стало основой пьесы. Описания, которые давал Максим Горький в своем произведении, показывают, насколько сильно даже совсем бедные люди, которым уже в принципе ничего не нужно, хотят просто быть счастливыми. Но счастье каждого из героев оказывается в разных вещах. Каждый из персонажей пьесы имеет свои ценности. Кроме того, Максим Горький писал о «трех правдах» жизни, которые можно применить в современной жизни. Ложь во благо; никакой жалости к человеку; правда, необходимая человеку, - три взгляда на жизнь, три мнения. Конфликт, который так и остается нерешенным, предоставляет каждому герою, как и каждому читателю, сделать свой выбор.