Шарик катится по прямому желобу изменение координаты. Равномерное и равнопеременное
Баллада- лиро-эпические песни о трагических событиях в семейно-бытовой жизни, героем баллады является безымянный человек, переживающий, страдающий, иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Сюжеты в балладах строятся на преступлении, часто на убийстве. Это и придает балладам трагический характер. В былинах и часто в исторических песнях положительный герой торжествует, в балладах же он гибнет, а злодей не получает прямого наказания. Герои в балладах - не богатыри, не исторические деятели, а обычно простые люди. Смысл баллад - в выражении моральных оценок поведения персонажей, в защите свободного проявления чувств и стремлений личности.
Поскольку разные жанры черпают средства создания образа из общефольклорной системы средств, ряд традиционных формул (гнева, досады, печали), передающих те или иные чувства, используется как в балладах, так и в былинах и исторических песнях, но причины, вызывающие эти чувства, а также их последствия различны в каждом жанре. Большинство действующих лиц не имеет даже имени, не говоря уже о характерах. Различаются они лишь по семейным отношениям (муж, брат, свекровь).В балладах раскрывается более сложный, противоречивый внутренний мир губителя. Жестокая свекровь, в одном эпизоде изводящая невестку, в другом предстаёт как любящая мать, а в третьем - винит себя и страдает. Всё это делает образы балладных персонажей более жизненными и убедительными.
«Баллады - песни с эпической сюжетной основой, но проникнутые лирическим настроением и отличающиеся напряжённым драматизмом»
Баллада и смежные жанры в процессе бытования оказывают-взаимовлияние. Б. Н. Путилов говорил о возможных случаях перехода исторической песни в балладу, равно как и баллады в историческую песню.
Следует отметить, что в балладах присутствуют и сказочные мотивы. Например, в балладе «Князь и старицы» князя Митрия оживляют живой водой. В отличие же от сказок в балладах побеждает не добро, а зло.
Баллады дают возможность глубоко осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему. Смерть балладного героя воспринимается как обличение зла, утверждение моральных норм. «баллады обладают настолько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре» [Пропп].
Тематические циклы(Аникин):
1) семейные
2)любовные
3)исторические
4)социальные (социально-бытовые)
Основное место в жанре баллад занимают произведения семейно-бытового характера. Такие тексты раскрывают острые семейные конфликты. Их персонажи - жена, муж, свекровь. Сюжет строится на отношениях мужа и жены или свекрови\снохи.
1)средневековый деспотизм - господство мужа в семье,муж убивает жену
2) В ней молодую женщину губит свекровь, драматизм состоит в том, что свекровь убивает не только сноху, но и внука. Сын, узнав о преступлении матери, кончает жизнь самоубийством.
3)мать сама отравляет сына и избранную им девушку.
Произведения, названные любовными балладами, также в основе имеют сюжеты, раскрывающие тяжелое положение женщины. («Дмитрий и Домна»)
Сюжеты исторических баллад связаны с историческими событиями. В них отразилось трагическое положение русских людей во времена монголо-татарского нашествия. Среди исторических выделяются две группы произведений:
О татарском полоне,раскрывающие свободолюбивые и непримиримые натуры полонянок, «Татарский полон»
О трагических встречах родных. показывается трагедия русских женщин, угнанных в полон и повествуется о встречах матери и дочери (например, «Мать-полонянка).
Для социально-бытовых баллад характерны две темы:
Общественное неравенство в личных отношениях,в любви живут люди разного, общественного-положения: королева и простой молодец, княгиня и ключник. Это и служит основой их трагической участи«Молодец и королева»
Губительная роль церкви. В них ясно выражен народный протест против ограничения личности в ее стремлениях и желаниях; жестокости общественной и церковной морали противопоставлена защита свободного, естественного проявления человеческого чувства,«Насильственное пострижение»
Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum - кровосмешение). Содержание народной классической баллады обращено к теме семьи. Такую балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры. В сюжете баллады хотя и торжествует зло, однако важна тема проснувшейся совести.
- Развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся;
3.Воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа; формировать культуру взаимообщения.
«Гадание по обуви»
Гадание по обуви:
Гадание по снегу:
Слушать под окном:
Гадание с петухом:
Гадание с перстнем:
Гадание на воске:
Гадание на зеркалах:
Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.
Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.
Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.
Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.
Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.
Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку.Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.
Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.
Просмотр содержимого документа
«Задания группам»
Василий Андреевич Жуковский – кто это?
Задание: Прочитайте биографию писателя, затем, перевернув лист, заполните пропуски в конспекте. Передайте свою работу соседней группе для оценки, сами проверьте их работу, поставьте оценку, объясните, почему вы поставили такую оценку.
В каком году родился В.А.Жуковский?_______________________________
Кем были его родители? Отец______________, мать____________________
Как жилось поэту в отцовском доме_______________________________________________________________________
В 14 лет поступил в ____________________________________________________________________________________
Какие произведения создал поэт в начале своего творческого пути ____________________________________
Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов.
Какими талантами, кроме поэтического, обладал Жуковский? ____________________________________________
Соревнуясь в творчестве с А.С. Пушкиным, Жуковский написал сказки __________________________________________
А А.С.Пушкин сказку_______________________
Жуковский создал первую балладу «Светлана» в __________ году, над ней поэт работал _______лет.
Тема баллады «Светлана»______________________________________________________________________
О чем идет речь в балладе «Светлана»?
Задание: Установите правильную последовательность событий в балладе
Проверьте свою работу по ключу, поставьте оценку по критериям, объясните, почему вы поставили себе такую оценку
Критерии оценки: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки Оценка
Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана». Баллада - что это?
Задание: Прочитайте три определения баллады. Выделите признаки баллады. Прослушайте ответы других групп, оцените свою работу
Баллада – (танцевальная песня)
– лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.
Словарь
С.И. Ожегов
а. Баллада
-
это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Иллюстрированный энциклопедический словарь.
Баллада
- романтическое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагическим таинственным концом.
Литература (справочные материалы).
Баллада
– небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай, связанный с историческими событиями или преданиями.
Гадания
В первой строфе автор баллады рассказывает о том, как девушки гадали. Установите связь между строчками из баллады и описанием гадания (соедините линиями). Расскажите классу о 2-3 гаданиях, предварительно зачитав, как пишет о них автор
| «В чашу чистую с водой клали перстень золотой…» |
|
Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой. | «Ярый воск топили» |
|
Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным. | «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали» |
|
Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году. | «Снег пололи» |
|
Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха. | «Под окном слушали» |
|
Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку. Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание. | «Кормили счетным курицу зерном» |
|
Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое. | «Вот в светлице стол накрыт белой пеленою; и на том столе стоит зеркало с свечою» |
Фольклорные традиции в балладе «Светлана»
Фантастическое и реальное в балладе «Светлана»
Определите, какие образы можно отнести к фантастическим, а какие к реальным?
Заполните таблицу. Расскажите классу о результатах своей работы.
Фантастические события и образы в балладе | Реальные события и образы в балладе |
В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить совмещение фантастического и реального?
Гадание, мертвец, встреча с возлюбленным, сон, ночные путешествия, ворон (символ темных сил), голубка (символ светлых сил), гроб в избушке, петух (символ часовщика, заступника)
Можно добавить свое.
Фольклорные традиции в балладе «Светлана»
Фольклорные символы - образы птиц помогают осмыслить балладу.
Найдите описание птиц в балладе и сравните их с народными представлениями.
Образ птицы | Пример из текста | Что обозначает символ у народа | Значение образа |
Ворон стр. 108. | Печаль | Предсказывает ______________. Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное. |
|
Голубь стр. 110. | Символ счастья, мира, любви, Бога. | Во сне – вера в __________________. Чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита. |
|
Петух стр. 111. | Часовщик, заступник. | Будит героиню, когда ______________, чтобы не случилось наяву ____________________________ |
Цвет в балладе, как и в фольклоре, играет немаловажную роль.
Определите его местоположение в балладе и значение. Помните о том, что цвет может быть выражен и в словах, например, ночь – значит черный
Цвет | Местоположение (сон или явь) | Пример | Значение |
белый | Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок, голубочек белый | ||
Темный (черный) | Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи |
Расскажите другим группам о фольклорных образах баллады.
В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить подобные образы?
Фольклорные традиции в балладе «Светлана»
Образ Светланы
Что означает имя Светлана? Светлана –
Заполните пропуски в таблице. Расскажите классу, какой вам представляется героиня баллады
Черта характера Светланы | |
« Вот красавица одна к зеркалу садится…» |
|
Поэтичная | « Радость, свет моих очей» |
Верная и преданная жениху | |
Пред иконой пала в прах, |
На какую сказочную героиню похожа Светлана?
Просмотр содержимого документа
«Задания на пазлах»
Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни (святочные)
Просмотр содержимого документа
«Ключ»
Ключ
Ключ
1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.
2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.
3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.
5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.
6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.
8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.
9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.
Ключ
1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.
2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.
3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.
5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.
6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.
8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.
9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.
Ключ
1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.
2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.
3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.
5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.
6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.
8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.
9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.
Просмотр содержимого документа
«Определения жанров фольклора для деления на группы»
Сказка.
Устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях. Герои: царь, Иван-царевич, Змей Горыныч, Баба Яга.
Лирические песни.
Произведения устного народного творчества, в которых передаются чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер, т.е. типичны для отдельных слоев населения. Герои: девушка и юноша, ямщик, солдат, разбойники, замужняя женщина.
Былина.
Эпическая песня – сказание о богатырях, рассказ о том, что когда – то было, бывало, во что верили. Героические и социально – бытовые.
Обряд.
Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни
Просмотр содержимого документа
«Последовательность сюжета»
В избе Светлана видит своего жениха в гробу. |
Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей. |
Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало. |
Девушки гадают в крещенский вечерок. |
Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины. |
Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала. |
Ночью Светлане является жених и увозит ее венчаться. |
Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки. |
Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок. |
В. А. Жуковский - русский поэт и переводчик XIX века, один из основоположников романтизма в русской поэзии, создатель большого количества элегий, посланий и поэм. "Светлана" - первая национальная русская романтическая баллада, одно из его самых известных произведений.
В балладе поэт-романтик использовал множество элементов русского устного народного творчества, чтобы сильнее приблизить произведение к русской действительности, углубиться в старинные поверья.
Так, первое, что встречает читатель в произведении, - описание эпизода гадания "в крещенский вечерок". Обряды, описанные Жуковским, были в то время своеобразной традицией, подлинность которых не подтверждалась - они принимались на веру. В народе считалось, что гадания приоткрывают человеку завесу тайны о его будущем, что, очевидно, постоянно отражалось в народных произведениях. Более того, баллада содержит и некоторые фундаментальные фольклорные принципы: например, здесь идет борьба добра и зла, которые принимают форму реальности и сновидения.
Образ дороги, пути - один из главных символов народного творчества. И во сне, и в жизни героям - Светлане и ее жениху - приходится преодолеть препятствия на пути друг к другу. До этой крещенской ночи Светлана была вынуждена ждать своего суженого - "год промчался - вести нет", затем силы зла обрушиваются на нее, запугивая, показывая жениха в обликах оборотня, ожившего мертвеца… Спасение Светланы - это ее вера в бога, в светлую сторону жизни. Преодолев испытания зла, девушка просыпается и оказывается вознагражденной за свои терпение и смелость.
Нельзя не отметить и способ влияния темной стороны жизни на Светлану. После быстрой поездки ее с лже-женихом последний вдруг внезапно пропадает, оставляя Светлану одну в совершенно незнакомом темном месте, где господствует вечный холод - "метель и вьюга". Нетрудно догадаться, куда попала героиня: это антимир, противоположный тому, где находилась Светлана в начале баллады, иначе - мир мертвых. Подтверждают этот способ воздействия на девушку темных сил и объекты, находящиеся в избушке неподалеку, а именно гроб с ожившим мертвецом внутри. Примечательна и символика цветов - один из основных приемов устного народного творчества - используемых автором не только в этой сцене, но и на протяжение всего произведения: силы зла окрашены в темные цвета ("мертвец / Лик мрачнее ночи"), добро же, в лице, например, белоснежного голубка, несет свет и спасение Светлане в ответ на ее молитвы.
В балладе используется и особая система средств выразительности, присущая фольклорным произведениям: это постоянные эпитеты, выраженная с помощью них эмоциональность, а также ясный, простой язык. Они помогают передать атмосферу жизни и быта простого, деревенского человека.
Таким образом, такие черты устного народного творчества, как присутствие элементов древних поверий, традиционность, особые образы, символы, помогли В. А. Жуковскому точнее и глубже передать особенности русского народа, воссоздать в первой национальной русской романтической балладе характер русского человека.