Ширинский-Шихматов Николай Александрович. Ширинский-Шихматов Сергей Александрович

Первоначально пуля предназначалась для ружей с цилиндрическими стволами и не имела в хвостовой части пыжа.

Пуля Ширинского-Шихматова.

Рис. 1. Патрон, снаряженный пулей Ширинского-Шихматова: 1 - гильза; 2 - капсюль "Жевело"; 3 - бездымный порох;

4 - картонная прокладка на порох; 5 - пуля Ширинского-Шихматова.

Десятки раз применяя эту пулю на охоте за медведями, проводя сотни испытаний пули по разнообразным мишеням и по таким крупным и выносливым животным, как лошадь, Ширинский-Шихматов отмечал замечательные качества пули, точный бой и большую останавливающую силу. Ранения, нанесенные этой пулей, по степени тяжести не уступали ранениям, причиняемым разрывной пулей крупнокалиберного штуцера. Пуля была признана охотниками и получила широкое распространение. В известном московском оружейном магазине Гинкеля можно было приобрести пули Ширинского-Шихматова и пулелейки для их изготовления. Пуля постоянно совершенствовалась Андреем Александровичем.

С распространением ружей с дульными сужениями, калиберные пояски в нижней и головной части пули стали тоньше, что позволило стрелять этой пулей из стволов с чоками. Получила пуля хвостовик-стабилизатор, увеличивающий ее устойчивость в полете и точность боя на дистанцию до 50 м. Прекрасно понимая значение пыжа в гладкоствольном оружии, Ширинский-Шахматов применил в своей пуле высокий (около 20 мм) войлочный пыж, позволяющий помещать пулю непосредственно на пороховой заряд, без применения дополнительных пыжей. Чтобы вернуться к этой идее, потребовалось почти 80 лет (пуля Полева).

На изобретение князя обратили внимание такие видные знатоки охотничьего оружия, как Л. П. Сабанеев и С. А. Бутурлин. В своем "Охотничьем календаре" Сабанеев приводит описание пули Ширинского-Шихматова. В т. 1 книги "Стрельба пулей", изданном С. А. Бутурлиным в 1912 г., есть следующие строки: "Самым надежным снарядом является, пожалуй, пуля-жеребий князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова... Достоинство этого снаряда в том, что он при ударе в тушу зверя рвется легко, не затрачивая на разрыв значительной живой силы удара, так как части уже надрезаны. Затем рвется он вполне определенным, всегда одинаковым образом, а не в зависимости от случая. Наконец, рвется на части - четыре крестовины и днище - достаточно крупные, чтобы наносить каждая большие поражения, идти глубоко и поражать кости. Днище даже иногда проходит на вылет в медведе..."

Пуля Ширинского-Шихматова.

Рис. 2. Усовершенствованная пуля (второй образец) Ширинского-Шихматова: 1 - свинцовый корпус пули; 2 - картонные прокладки;

3 - войлочный пыж; 4 - экспрессная пустота; 5 - надрезы, облегчающие развертывание пули при ударе по цели;

6 - расклепанный конец свинцового стержня (хвостовика) пули для удержания пыжей; 7 - ведущие пояски, частично сминающиеся при прохождении через чок.

После 1917 г. сведений о пуле Ширинского-Шихматова в охотничьей литературе почти нет, промышленность ее, по-видимому, никогда не выпускала. Причиной такого неоправданного забвения явилось не несовершенство пули, а, несомненно, происхождение ее изобретателя.

В середине пятидесятых годов нашего века имя Ширинского-Шихматова, а также описание его пули вновь появляется на страницах охотничьих книг. В т. 1 "Настольной книги охотника-спортсмена", изданной в 1955 г., о пуле и ее изобретателе говорится следующее: "Пуля Ширинского-Шихматова сконструирована известным русским охотником-медвежатником... Пуля имеет два ведущих пояска, вследствие чего хорошо центруется в стволе: пояски в чоке легко обжимаются, и пуля получает верное направление, не создавая опасности для прочности ствола. В передней части имеется экспрессная пустота, а по бокам четыре надреза для того, чтобы пуля, наткнувшись на препятствие (цель), правильно разворачивалась и разбивалась на крупные куски... Эта пуля 12-го калибра весит 37,5 грамма. Не обладая вращательным движением при полете в воздухе, она все-таки дает кучный бой и превосходную убойность. По своим баллистическим качествам пуля Ширинского-Шихматова гораздо совершеннее других пуль..."

Многолетние поиски хотя бы одного экземпляра пули Ширинского-Шихматова, предпринятые автором статьи, успеха не принесли. Пуля, изобретенная князем, разделила судьбу многих других полезных изобретений, вроде бы не забытых и признанных, но в силу каких-то причин не получивших широкого распространения.

В. Королев

Журнал "Охота и охотничье хозяйство № 7–8, 1992 г.

Ширинские-Шихматовы - старинный княжеский род , записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень».

В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. - de facto, 1702 г. - de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство. В 1919 году последние Ширинские покинули Касимов ; многие из них участвовали в Белом движении.

Другой Ширинский бей - Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его - Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич - известный боевой воевода середины XVI века .

Часть Ширинских оставалась вассалами крымских Гиреев. В 1555 году , при поражении Девлет-Гирея в Судбищенской битве , И. В. Шереметевым взято было в числе трофеев знамя Ширинских мурз. В 1572 году при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ширинских. В г. Ширинский мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла. В 1622 году во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость взят в плен Ширинский мурза Котлуш .

Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие . Так, упоминается в шведском походе г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I ().

Есть ещё два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной книги Таврической и Ярославской губерний.

В 1922 г. сёстры Екатерина Андреевна (род. 1904) и Мария Андреевна (род. 1899) Ширинские-Шихматовы были высланы в Пишпек в ссылку сроком на 3 года. Позднее их вывезли в зимнюю стужу из Фрунзе (бывшего Пишпека) в товарных вагонах и выгрузили на полустанке в Голодной степи, где никакого жилья не было. Предполагают, что они погибли от голода и холода.

Описание герба [ | ]

Щит разделен на четыре части, из коих в первой в чёрном поле, изображен золотой крест и под ним серебряная луна, а в нижнем горностаевом поле Княжеская шапка, во второй части в золотом поле находится ездок, облеченный Княжескою мантией, с поднятым мечем, скачущий в правую сторону. В третьей части, в серебряном и красном полях поставлена крепость переменяющая вид свой на серебре в красный, а на краске в серебряный; в четвёртой части, в чёрном поле означены перпендикулярно четыре золотых полосы, а в нижнем голубом поле крестообразно положены две серебряных сабли остриями обращенных вверх.

Щит покрыт Княжескою мантией и шапкой с пером наподобие чалмы, которая наложена на дворянскую корону. Герб рода Шихматовых, имеющих титул татарских князей, внесен в Часть 10 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 95 .

Которых внесён род:

Ширинские-Шихматовы - старинный княжеский род, записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. были «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень».

В 1452 г. один из беев Ширинских стал вассалом Касимовского царя. После ликвидации Касимовского царства (1681 г. - de facto, 1702 г. - de jure), его потомки автоматически перешли в русское подданство. В 1919 году последние Ширинские покинули Касимов ; многие из них участвовали в Белом движении.

Другой Ширинский бей - Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником российской ветви Ширинских. Потомки правнука его - Шихмата (во св. крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI в.) и стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич - известный боевой воевода середины XVI века .

Часть Ширинских оставалась вассалами крымских Гиреев. В 1555 году , при поражении Девлет-Гирея в Судбищенской битве , И. В. Шереметевым взято было в числе трофеев знамя Ширинских мурз; в 1572 году при набеге того же Девлет-Гирея были убиты трое мурз Ширинских; в г. Ширинский мурза Иши-Махмет приезжал в Москву в качестве крымского посла; в 1622 году во время набега крымского хана Махмет-Гирея на Комарницкую волость взят в плен Ширинский мурза Котлуш .

Некоторые из Ширинских ещё в XVI в. принимали православие . Так, упоминается в шведском походе г. князь Пантелеймон Иванович Ширинский; в г. значится в числе ярославских дворян князь Иван Лукич Ширинский. Князья Иван Сунгалеевич, Федор Арасланович, Петр, Михаил и Андрей Бикбаевичи были стольниками Петра I ().

В г. Мехметши-бею Ширинскому Потемкин назначил ежегодное жалованье в 2000 руб., императрица Екатерина II повелела избирать губернских предводителей дворянства Тавриды из рода Ширинских.

У Александра Прохоровича Ширинского-Шихматова (умер в 1794 году) было девять сыновей, из которых более известны Сергей Александрович , в иночестве Аникита (см. соотв. статью), и Платон Александрович , бывший министром народного просвещения (см. соотв. статью); внук Александра Прохоровича - тоже Александр Прохорович ( -) был попечителем учебных округов: Виленского, Киевского и Московского, товарищем министра народного просвещения и сенатором.

  • Ширинский-Шихматов, Алексей Александрович ( -) - князь, русский общественный деятель.
  • Ширинский-Шихматов, Платон Александрович ( -) - князь, член Российской академии (1828), председатель Археографической комиссии

Род князей Ширинских-Шихматовых окончательно утвержден правительствующим сенатом в княжеском достоинстве в г. Есть ещё два дворянских рода Ширинских, записанных во II и III части родословной книги Таврической и Ярославской губерний.

Описание герба

Щит разделен на четыре части, из коих в первой в чёрном поле, изображен золотой крест и под ним серебряная луна, а в нижнем горностаевом поле Княжеская шапка, во второй части в золотом поле находится ездок, облеченный Княжескою мантией, с поднятым мечем, скачущий в правую сторону. В третьей части, в серебряном и красном полях поставлена крепость переменяющая вид свой на серебре в красный, а на краске в серебряный; в четвёртой части, в чёрном поле означены перпендикулярно четыре золотых полосы, а в нижнем голубом поле крестообразно положены две серебряных сабли остриями обращенных вверх.

Щит покрыт Княжескою мантией и шапкой с пером наподобие чалмы, которая наложена на дворянскую корону. Герб рода Шихматовых, имеющих титул татарских князей, внесен в .

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Долгоруков П. В. Российская родословная книга . - СПб. : Тип. Э. Веймара, 1856. - Т. 3. - С. 57.

Напишите отзыв о статье "Ширинские-Шихматовы"

Отрывок, характеризующий Ширинские-Шихматовы

Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.

Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.
Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы. Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег; другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для достижения своих целей.

Алексей Ширинский-Шихматов

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-22.12.1930), князь, русский общественный деятель. Окончил Училище правоведения. В течение многих лет был сотрудником и соратником К. П. Победоносцева, занимал должности обер-прокурора Святейшего Синода, сенатора и члена Государственного Совета.

На Ширинского-Шихматова было возложено руководство по подготовке и проведению прославления мощей прп. Серафима Саровского в 1903. Князь критически относился к С. Ю. Витте и другим деятелям либерально-масонского движения. Занимая твердые православно-монархические позиции, Ширинский-Шихматов сделал многое для развития русских патриотических организаций и особенно Русского Собрания и Союза Русского народа. В годы революционной смуты (1905-1907) князь, вместе с другими лицами, создал тайный кружок, выдвигавший верных лиц на ответственные посты и задерживавших тем самым ход революционного движения.

В 1917-1918 князь работал в Москве, пытаясь организовать спасение Царской семьи. Его ближайшим сподвижником в этом деле был протоиерей Иоанн Восторгов. С 1920 Ширинский-Шихматов находится в эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, не прекращая активной борьбы против представителей иудейско-масонской идеологии, являясь одним из руководителей монархического движения, членом Высшего Монархического совета.

О. Платонов

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович, князь (1862 – 1930) – государственный, общественно-политический и церковный деятель, публицист. Служил по ведомству Министерства внутренних дел. С 1890 – помощник юрисконсульта при обер-прокуроре Святейшего Синода, с 1894 – прокурор Московской Синодальной конторы и управляющий всеми недвижимыми имуществами, принадлежавшими Синоду в Москве и ее окрестностях. Руководил подготовкой торжеств, связанных с прославлением преподобного Серафима Саровского. С 1903 – Тверской губернатор. В октябре 1903 – гофмейстер. В мае 1905 – товарищ обер-прокурора Синода, в апреле-июле 1906 – обер-прокурор. С 1906 член Государственного совета. Один из активных деятелей Русского собрания. Вице-председатель императорского православного Палестинского общества. В 1915 основал Общество Возрождения Художественной Руси. С осени 1916 председатель Особого комитета для борьбы с злоупотреблениями, порожденными тыловой обстановкой (уклонение от воинской повинности и проч.). В 1915 – феврале 1917 входил в кружок члена Государственного совета А. А. Римского-Корсакова, подготовившего несколько записок на имя Николая II. После Октябрьской революции переехал в Москву, где участвовал в деятельности подпольных монархических организаций. Эмигрировал. На съезде правых монархистов (1921 Рейхенгаль, Германия) был избран одним из трех членов Высшего монархического совета. В 1924 переехал в Париж. В 1928 был председателем президиума монархического съезда в Париже.

Использованы материалы Примечания Александра Репникова к Дневникам за 1915 г . Льва Тихомирова.

Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-22.12.1930), князь, русский общественный деятель. Окончил Училище правоведения. В течение многих лет был сотрудником и соратником К. П. Победоносцева, занимал должности Обер-прокурора Св. Синода, сенатора и члена Государственного совета.

На Ширинского-Шихматова было возложено руководство по подготовке и проведению прославления мощей прп. Серафима Саровского в 1903. Князь критически относился к С. Ю. Витте и др. деятелям либерально-масонского движения. Занимая твердые православно-монархические позиции, Ширинский-Шихматов сделал многое для развития русских патриотических организаций и особенно Русского собрания и Союза русского народа. В годы революционной смуты (1905-07) князь, вместе с другими лицами, создал тайный кружок, выдвигавший верных лиц на ответственные посты и задерживавших тем самым ход революционного движения.

В 1917-18 князь работал в Москве, пытаясь организовать спасение Царской семьи. Его ближайшим сподвижником в этом деле был прот. Иоанн Восторгов. С 1920 Ширинский-Шихматов находится в эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, не прекращая активной борьбы против представителей иудейско-масонской идеологии, являясь одним из руководителей монархического движения, членом Высшего монархического совета.

Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре. В статье «Верный до гроба», которую опубликовала русская газета «Царский вестник» (Югославия), Н. Д. Тальберг так описывал кончину кн. Ширинского-Шихматова: «Князь, страдая сердцем, опасался всегда умереть внезапно где-нибудь на улице. Но Господь сулил ему ту кончину, о даровании которой мы всегда молимся. Окруженный любимой семьей, внимая постоянно чтению Евангелия и молитв, медленно угасал этот прекрасный русский человек, благословив всех, отдав все распоряжения о своих похоронах. Трижды во время болезни удостоенный принятия Святых Таин, получив отпущение грехов, с молитвою на устах “Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, скончался сей истинный раб Божий. И когда вечером, 9 дек., родные и близкие собрались на первую панихиду, то, при виде бездыханного тела усопшего, одетого в правоведскую рубашку, в русскую поддевку и сапоги, с пальмовыми палестинскими ветвями на руках и крестом Гроба Господня на груди, при виде спокойного, красивого, дорогого лица, думалось им, что Господь милостиво принял в Свою вечную обитель того, кто за свою долгую жизнь не покривил ни перед Ним, ни перед Помазанниками Божиими, ни пред матушкой Россией». Близко знавший кн. Ширинского-Шихматова бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахов, отмечая заслуги князя перед Россией и русским народом, писал, что с его смертью «ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в самый светлый момент ее государственной жизни. Вместе с государем императором Николаем Александровичем, чутьем угадывавшим правду эпохи царя Алексея Михайловича, князь А. А. являлся как бы прямым продолжателем этой эпохи, воплощая собою ее дух и осуществляя ее задачи. …И нигде во всем мире, эта правда не сияла большим блеском, чем в России в эпоху царя Алексея Михайловича, когда Россия была еще Святою Русью, когда, чутьем угадывая ложь европейской цивилизации, скрывавшей еврейскую программу уничтожения христианства и мирового господства, не только не приобщалась к такой “цивилизации”, но и отбивалась от нее, защищая свои национальные черты и дорожа ими. Слово “прогресс” выдумано не только безрелигиозными людьми, но и людьми, желавшими в корне уничтожить религию и убить веру, а прозвище “реакционер” получили все те люди, которые следовали заветам Христа и потом вели борьбу со всем, что разрушало устои Церкви и государства и скрывалось под маской “прогресса”. В этом смысле “реакционерами” были все лучшие, все духовно просвещенные люди, все видевшие Святую Русь сквозь толщу России, медленно, но неуклонно порабощаемой международным еврейством, заражающим ее своим духом, отравляющим ее своим ядом, уничтожающим ее величавый национальный облик. В том и значение князя А. А., что он, будучи истинно русским человеком, не только глубоко страдал при виде этой преступной работы, но и боролся с нею, сдирая больные наросты и ядовитые наслоения на теле России и восстановляя попорченное и изломанное, делая то, что по малодушно, корысти или трусости не делали стоявшие на страже церковной и государственной правды».

О. П., А. С.

ШИРИНСКИЙ-ШИХМАТОВ Алексей Александрович (6.11.1862-9.12.1930), князь, государственный и общественный деятель, гофмейстер, сенатор, член Государственного Совета.

Родился в Вильне в семье попечителя учебного округа (впоследствии его отец был товарищем министра народного просвещения). В 1884 окончил курс в элитном Императорском Училище правоведения. Назначен сначала чиновником особых поручений при Эстляндском губернаторе кн. Шаховском (прославившемся политикой обрусения края), затем советником губернского правления. В этой должности проявил исключительную энергию и деловитость в возведении православных храмов и школьных зданий в 10-ти новооткрытых приходах губернии. В 1889 князь был командирован по Высочайшему повелению в Вену, где он представлял ведомство православного исповедания при закладке храма Российского посольства. Своей активной деятельностью он обратил на себя внимание обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, который в 1890 привлек его на службу по ведомству православного исповедания и назначил помощником юрисконсульта при обер-прокуроре. В 1894 последовало назначение князя на ответственную должность прокурора Московской Синодальной конторы. Занимавший эту должность чиновник являлся одновременно руководителем Синодального училища, гл. начальником Синодального хора (бывшего преемником патриаршего хора досинодального периода), управляющим Патриаршей библиотекой и Патриаршей ризницей, в его ведении находилось также управление немалым и сложным церковным хозяйством и имуществом в Москве. Первым делом кн. Ширинский-Шихматов занялся реорганизацией стяжавшего всемирную славу Московского Синодального хора. Князь стремился к тому, чтобы хор не только обслуживал Успенский собор во время архиерейского богослужения, но сделался рассадником исконно-русских начал в церковном хоровом пении повсеместно в России. Ввиду этого Синодальное училище было превращено вскоре в церковную музыкально-певческую академию, имевшую своей задачей бережное хранение русского направления в пении и музыке в противовес итальянскому, которое доминировало в Придворной певческой капелле. Как отмечали современники, фактически он создал новую эпоху в церковном пении, которое стало национально-русским. Помимо того, что он внес огромный вклад в постановку певческого искусства, князь привел в порядок Патриаршую библиотеку и Патриаршую ризницу. Будучи глубоким знатоком церковного искусства, князь собирал по всей России старые иконы древнего письма, организовал их реставрацию. За свои труды в 1896 он был пожалован камергером Двора.

Осенью 1902 Высочайшим повелением на кн. Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств, связанных с прославлением прп. Серафима Саровского. Эти торжества вызвали небывалый подъем религиозного чувства в Русском Народе. Своими административными и организационными способностями, проявленными в этом деле, кн. Ширинский-Шихматов обратил на себя внимание Государя Императора, и в дек. 1903 он стал Тверским губернатором. Однако в окт. 1904 интригами назначенного министром внутренних дел вместо убитого В. К. Плеве махрового либерала кн. П. Д. Святополк-Мирского он был уволен с должности губернатора. По возвращении в Петербург князь был принят Государем, пожалован гофмейстером Двора и назначен сенатором. Вскоре в апр. 1905 он стал товарищем обер-прокурора Св. Синода при уже больном К. П. Победоносцеве, и на князя легла основная тягота по защите в Комитете Министров церковных и национальных интересов от посягательств председателя этого комитета С. Ю. Витте. В окт., когда Витте был назначен председателем Совета Министров, а Победоносцев вышел в отставку, кн. Ширинский-Шихматов последовал примеру своего непосредственного начальника знаменитого обер-прокурора Св. Синода, и снова вернулся в 1-й Департамент Сената. Витте, кстати, просто ненавидел кн. Ширинского-Шихматова, называл его в своих воспоминаниях «реакционером».

В апр. 1906 после отставки кабинета Витте князь был назначен обер-прокурором Св. Синода в правительстве И. Л. Горемыкина. В июле 1906, когда Горемыкина сменил П. А. Столыпин, поначалу провозгласивший либеральную политику, кн. Ширинский-Шихматов отказался войти в его кабинет и был назначен членом Государственного Совета, где вскоре стал виднейшим деятелем правой группы. В это же время он активно работал в обществе «Окраины России», которое было создано при его участии А. С. Стишинским и в задачи которого входило изучение духовной, культурной и исторической связи России с ее окраинами, особенно с теми, где были сильны сепаратистские тенденции. В это время кн. Ширинский-Шихматов принял близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского Собрания (РС). 28 янв. 1909 совместно с председателем Совета РС кн. М. Л. Шаховским разработал проект объединения деятельности РС и Общества ревнителей исторического просвещения как единомышленных обществ. Именно на основании его личного доклада Государь из собственных сумм пожертвовал 25 марта 1909 100 тыс. руб., на которые был построен Дом Русского Собрания. Когда в 1910 в Главном Совете Союза Русского Собрания (СРН) начались трения, по его инициативе и под его председательством на Троицком подворье в Петербурге собрались представители противоборствующих сторон А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, о. И. И. Восторгов и Н. А. Павлов (от объединенного дворянства) для выработки соглашения. Однако эта инициатива кн. Ширинского-Шихматова не принесла никаких плодов, соглашение не было достигнуто. В 1907-12 князь был председателем «Бюро для взаимной осведомленности и совместных действий правых деятелей» в период легислатуры III Государственной Думы, в состав которого кроме него входили 3 чел. от Государственной Думы (гр. А. А. Бобринский, А. С. Вязигин и Г. Г. Замысловский) и 3 чел. от Государственного Совета (М. Я. Говоруха-Отрок, кн. А. Н. Лобанов-Ростовский и А. С. Стишинский).

После гибели вел. кн. Сергея Александровича, который был председателем Императорского Православного Палестинского общества, эту должность заняла его вдова вел. кн. Елизавета Федоровна, а вице-председателем стал кн. Ширинский-Шихматов. (После злодейского убийства в 1918 прпмч. Елизаветы Федоровны он был избран, уже за границей, председателем Палестинского общества, оставаясь им до самой своей кончины). Именно кн. Ширинский-Шихматов обратил в свое время внимание на предложение кн. Н. Д. Жевахова построить в г. Бари Православное подворье и странноприимный дом для паломников, по его настоянию кн. Жевахов стал председателем Строительной комиссии Барградского подворья. В этот же период избранием в члены Императорской археологической комиссии были по достоинству оценены и заслуги князя как знатока и собирателя древностей.

В самый разгар войны в 1915 кн. Ширинскому-Шихматову удалось осуществить свой давний замысел, свою мечту, - он основал Общество Возрождения Художественной Руси. К работе Общества ему удалось привлечь незаурядные творческие силы - он лично знал почти всех знатоков и любителей русского искусства, зодчества, словесности, истории, иконографии, археологии, музыки и кустарничества. Эти знакомства завязались у него в ходе строительных и реставрационных работ: он руководил реставрацией Успенского собора в Москве, строительством Николо-Александровского храма Императорского Православного Палестинского общества в Петрограде и подворья в Бари. Немалый вклад он внес в строительство Феодоровского Государева Собора в Царском Селе, возведенного в память 300-летия Дома Романовых. Он участвовал в оборудовании нижнего храма и в создании окружающего собор «Царского Городка», в котором должны были разместиться казармы Собственного Его Величества Конвоя и Сводного Гвардейского пехотного полка (там хранилась лично собранная кн. Ширинским-Шихматовым лучшая в России коллекция старинной русской меди: братины, ковши, ендовы и прочее, всего св. 350 предметов). Общество Возрождения Художественной Руси состояло из 3 разрядов: словесности (подготовивший к печати 2-томный перечень русских слов, могущих заменить соответствующие иностранные), художественный (успевший выпустить и распродать ок. 3 млн открыток с изображением памятников русского зодчества) и хождений по Руси (задуманный на то время, когда окончившаяся война позволит разработать и осуществить обширный план художественно-просветительских поездок для групп народных учителей, учащихся и всех желающих). Замыслу кн. Ширинского-Шихматова сочувствовала св. Царица Александра Федоровна, которая обещала после войны подарить Обществу 3 санитарных поезда ее имени, в то время обслуживавших фронт. Во время войны князь был также назначен вице-председателем Комитета вел. кн. Ольги Николаевны для помощи семьям запасных, призванных под ружье, а с осени 1916 еще и председателем Особого комитета для борьбы с злоупотреблениями, порожденными тыловой обстановкой (уклонение от воинской повинности и прочими). В 1915 - н. 1917 он входил в сложившийся вокруг члена Государственного Совета А. А. Римского-Корсакова кружок правых деятелей (Д. П. Голицын, А. С. Стишинский, А. А. Макаров и др.), который подготовил несколько записок на имя Государя с предложением начать проведение более жесткой политики в отношении противников Самодержавия. 25 февр. 1917 в самый разгар беспорядков в Петрограде он пытался спасти положение, предлагая правительству от имени правой группы Государственного Совета ввести в столице осадное положение. К его советам не прислушались.

После большевистского переворота переехал в Москву, где вел тайную монархическую работу и пытался организовать спасение Царской Семьи. В этом ему активно помогали в Москве о. Иоанн Восторгов, в Петрограде А. Ф. Трепов и Н. Е. Марков. 22 авг. (5 сент.) 1918 большевики объявили «красный террор», первыми жертвами которого стали видные правые государственные и церковные деятели - расстрелянные в Москве еп. Ефрем (Кузнецов), прот. И. И. Восторгов, И. Г. Щегловитов, Н. А. Маклаков, С. П. Белецкий, А. Н. Хвостов. Агенты ЧК искали и кн. Ширинского-Шихматова, и ему пришлось скрываться, пока 1 сент. со всей семьей не удалось по чужим документам выехать из Москвы с эшелоном возвращавшихся на родину литовских беженцев. Гродно (3 мес.), Варшава (1,5 года), Прага (4 мес.), Карлсбад (3 мес.): таковы первые этапы его эмигрантской жизни. В н. 1921 он обосновался в Германии (жил в Берлине и Мюнхене), где оставался до 1924. Пользовался значительным влиянием в монархических кругах эмиграции. На Съезде хозяйственного восстановления России (Рейхенгалль, Бавария), 16-23 мая 1921 (Съезд в Рейхенгалле) был избран, получив 102 записки из 105 возможных, одним из 3-х членов руководящего органа монархической эмиграции Высшего Монархического Совета, наряду с Н. Е. Марковым и А. М. Масленниковым. В 1924 семья кн. Ширинского-Шихматова перебралась в Париж. В 1928 он был председателем президиума Четвертого монархического съезда в Париже. Когда в результате внутрицерковной смуты православный русский храм на rue Daru оказался в ведении митр. Евлогия (Георгиевского), его противники (среди них и кн. Ширинский-Шихматов) вынуждены были создать новый маленький храм в помещении на rue d"Odessa. Иконостас этого храма во имя Знамения Божией Матери был сооружен по замыслу и под руководством князя, который был председателем комиссии по его украшению. Заботясь о благолепии церкви, князь пожертвовал в нее частицу подлинной мантии прп. Серафима Саровского, сохраненной со времени прославления святого и вывезенной при отъезде из Москвы.

Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре. 11 дек. в Медоне, в церкви Воскресения Христова архиеп. Серафим в сослужении архим. Сергия, о. Б. Молчанова, о. В Тимофеева и о. И. Малинина совершил отпевание почившего князя, который был погребен на Севрском кладбище. В статье «Верный до гроба», которую опубликовала русская газета «Царский вестник» (Югославия), Н. Д. Тальберг так описывал кончину кн. Ширинского-Шихматова: «Князь, страдая сердцем, опасался всегда умереть внезапно где-нибудь на улице. Но Господь сулил ему ту кончину, о даровании которой мы всегда молимся. Окруженный любимой семьей, внимая постоянно чтению Евангелия и молитв, медленно угасал этот прекрасный русский человек, благословив всех, отдав все распоряжения о своих похоронах. Трижды во время болезни удостоенный принятия Св. Таин, получив отпущение грехов, с молитвою на устах “Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, скончался сей истинный раб Божий. И когда вечером, 9 дек., родные и близкие собрались на первую панихиду, то, при виде бездыханного тела усопшего, одетого в правоведскую рубашку, в русскую поддевку и сапоги, с пальмовыми палестинскими ветвями на руках и крестом Гроба Господня на груди, при виде спокойного, красивого, дорогого лица, думалось им, что Господь милостиво принял в Свою вечную обитель того, кто за свою долгую жизнь не покривил ни перед Ним, ни перед Помазанниками Божиими, ни пред матушкой Россией». Близко знавший кн. Ширинского-Шихматова бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода кн. Н. Д. Жевахов, отмечая заслуги князя перед Россией и Русским Народом, писал, что с его смертью «ушел в могилу не только просто хороший человек и крупный государственный деятель, но и человек старого закала, воплощавший в себе традиции и мощь дореволюционной России в самый светлый момент ее государственной жизни. Вместе с Государем Императором Николаем Александровичем, чутьем угадывавшим правду эпохи Царя Алексея Михайловича, князь А. А. являлся как бы прямым продолжателем этой эпохи, воплощая собою ее дух и осуществляя ее задачи. …И нигде во всем мире, эта правда не сияла большим блеском, чем в России в эпоху Царя Алексея Михайловича, когда Россия была еще Святою Русью, когда, чутьем угадывая ложь европейской цивилизации, скрывавшей еврейскую программу уничтожения христианства и мирового господства, не только не приобщалась к такой “цивилизации”, но и отбивалась от нее, защищая свои национальные черты и дорожа ими. Слово “прогресс” выдумано не только безрелигиозными людьми, но и людьми, желавшими в корне уничтожить религию и убить веру, а прозвище “реакционер” получили все те люди, которые следовали заветам Христа и потом вели борьбу со всем, что разрушало устои Церкви и государства и скрывалось под маской “прогресса”. В этом смысле “реакционерами” были все лучшие, все духовно просвещенные люди, все видевшие Святую Русь сквозь толщу России, медленно, но неуклонно порабощаемой международным еврейством, заражающим ее своим духом, отравляющим ее своим ядом, уничтожающим ее величавый национальный облик. В том и значение князя А. А., что он, будучи истинно русским человеком, не только глубоко страдал при виде этой преступной работы, но и боролся с нею, сдирая больные наросты и ядовитые наслоения на теле России и восстановляя попорченное и изломанное, делая то, что по малодушно, корысти или трусости не делали стоявшие на страже церковной и государственной правды».

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Литература:

Государственный Совет. Портреты и биографии. Изд. 2-е. Ч. 2. Пг., 1915;

Жевахов Н. Д. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов: Краткий очерк жизни и деят. Новый Сад, 1934.

Юрий (Георгий) Алексеевич Ширинский-Шихматов (12 сентября 1890, Санкт-Петербург - 1942, Освенцим) - князь. Кавалергард, военный летчик. Участник первой мировой войны и Белого движения. Публицист, лидер движения национал-максималистов и издатель журнала «Утверждения» (1931‒1932). Организатор Пореволюционного клуба, Председатель Объединения пореволюционных течений.

Юрий Алексеевич Ширинский-Шихматов

Родился в семье камергера Двора Его Императорского Величества, гофмейстера Высочайшего Двора князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова и княгини Леокадии Петровны.

Перед революцией 1917 г. отец, князь А. А. Ширинский-Шихматов возглавил Императорское Православное Палестинское Общество и переехал в Москву. Отсюда он с позже расстрелянным большевиками протоиереем Иоанном Восторговым, А. Ф. Треповым и Н. Е. Марковым пытался спасти царскую семью, но когда угроза ареста и расстрела нависла над ним и его семьей, им удалось 1 сентября 1918 г. по чужим документам выехать из России сначала в Берлин, позже переехать в Париж.

Юрий Ширинский-Шихматов работал шофером такси, «и на стоянках, в полумраке, жадно читал… », как вспоминает на страницах своей книги «Поля Елисейский» В. Яновский. В Берлине сотрудничал в журнале «Двуглавый Орел». Женился вторым браком на вдове Бориса Савинкова Евгении Ивановне Савинковой.

В 1920-е годы становится инициатором и идеологом Союза российских национал-максималистов . Идеология национал-максимализма впервые была дана в его докладе «Национал-большевизм и свободно-избранные Советы как путь к национализации революции» осенью 1920 г. в Берлине.

В 1931‒1932 гг. на свои деньги издает журнал «Утверждения» - орган Объединения пореволюционных течений, всего увидело свет три номера. «Утвержденцы», отвергая интервенцию и сочувствуя России, призывали к отказу от марксовой доктрины и борьбе с большевистским режимом, писали о необходимости создания общества «социальной правды и подлинной демократии».

В 1932 г. становится одним из основателей Пореволюционного клуба в Париже, в 1933 г. - председателем Объединения Пореволюционных Течений (ОПТ), а в 1934‒1936 гг. - председателем исполнительного комитета Пореволюционного клуба.

В 1933‒1935 в Париже при ближайшем участии Ю. А. Ширинского-Шихматова выходил ежемесячник «Завтра» - журнал, который основала группа молодых членов Объединения Пореволюционных Течений. В редколлегию входили В. Л. Андреев, И. И. Ильинская, Л. Б. Савинков, А. И. Ярмидзе. Всего вышло семь номеров.

В феврале 1936 г. в Париже было организовано Русское Эмигрантское Оборонческое Движение (РОЭД). Князь Ю. Ширинский-Шихматов наряду с Н.Алексеевым, Г. Греховым, А. Петровым, А. Пилипенко, М. Слоним входил в организационную комиссию Движения, стал одним из идеологов РОЭД, основная идея которого звучала так: «Оборонец тот, кто при всех условиях ставит защиту своей Родины выше политических разногласий с властью ». Издаваемая этим движением газета «Оборонческое Движение» писала: «Планы враждебных России держав к началу 1936 года выяснились с совершенной очевидностью. В этих планах Россия рассматривается, как объект колониальной политики, необходимый для наций, якобы более достойных и цивилизованных. Более или менее открыто говорится о разделе России… поддерживаются всякие сепаратистские движения, возможные в многонациональной стране в революционный период ее жизни ». Известно, что в РОЭД входили люди с различными политическими убеждениями. Часть из них выражали готовность защищать советскую власть без оговорок. Другие, как Ю. А. Ширинский-Шихматов, принадлежали к тем, кто только временно, «пока отечество в опасности », отказывались от критики марксизма-ленинизма и непримиримого отношения к режиму большевиков.

С 14 июня 1940 г., после вторжения нацистской Германии во Францию, в Париже начались аресты русских эмигрантов, угрозы в адрес тех, кто отказывался регистрироваться должным образом в созданном оккупационными властями Управлении по делам русской эмиграции, которое возглавил открыто симпатизировавший нацистским властям Ю. С. Жеребков. Отказ от регистрации означал арест и заключение. Отказались от регистрации генерал А. И. Деникин и И. А. Бунин. Не мнее четырёх тысяч пошли во французскую армию или вступили в ряды Сопротивления.

Судьба князя Ю. А. Ширинского-Шихматова трагична. Василий Яновский пишет, что князя Ю. А. Ширинского-Шихматова, «по доносу его бывших пореволюционных или предреволюционных соратников, арестовали и сослали в немецкий лагерь ». Сохранилось письмо его брата князя Кирилла Алексеевича Ширинского-Шихматова к Управляющему подворьями Палестинского Общества в Иерусалиме, в котором он писал: «Мой старший брат, Юрий Алексеевич был арестован немцами, вывезен в Германию (в 1942 г.) и с тех пор, вот уже три года, как мы не имеем о нем никаких сведений… ». Позднее была найдена карточка заключенного концлагеря Освенцим с записью: «Ширинский-Шихматов Юрий, рожд. 12 сентября 1890 года в Санкт-Петербурге прибыл в Освенцим 17 августа 1942 года». По некоторым сведениям, в лагере Ю. А. Ширинский-Шихматов, вступившись за избиваемого соседа, был расстрелян, а по другим затоптан насмерть немецкими сапогами.