Системно-структурный синтаксис. Рецессивная диатеза и маркер рефлексивности

Лекция 16.09.15

Конструктивный синтаксис (структурный)

Данный раздел синтаксиса изучает предложения с точки зрения его общей структуры. В этом плане прежде всего различаются предложения простые и сложные:

Простые предложения - В данных предложениях выделяется только одна основа (предикативная линия), состоящая в свою очередь из главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. В зависимости от реализации членов основы простые предложения разделяются на односоставные и двухсоставные. В двухсоставных предложениях реализуются оба члена предложения. Эти предложения в свою очередь могут быть распространёнными и нераспространенными. В нераспространенных предложениях присутствуют только те члены предложения, которые являются необходимыми для реализации структуры данного предложения, т.е без этих членов предложение было бы семантически и синтаксически не полноценным. Например , студент взял книгу (предложение нераспространенное, поскольку слово "книгу" является прямым дополнением, которое обязательно должно употребляться с переходным глаголом "взял"); Хороший студент вчера взял в библиотеке интересную книгу (слова "хороший", "вчера", "в библиотеке", "интересную" являются факультативными членами предложения делающие его распространённым). Односоставные предложения подразумевают наличие только одного главного члена. Односоставные предложения на базе

    подлежащего подразделяются на экзистенциальные (например, Осень.), назывные (например , "Ревизор"), восклицательные (например , ПОЖАР!), указательный (например , Вот дом.). Следует отметить, что все вышеуказанные подтипы представляют собой варианты одного базового по своей структуре

    сказуемого, также подразделяются на безличные (например , Светает. Морозило.), неопределённо - личные (например , Поспешишь людей насмешишь.), обобщённо - личные (например , Цыплят по осени считают.), императивные (например , Пошёл вон!)

Каждый из вышеобозначенных подтипов характеризуется специфической формой и таким образом односоставные предложения на базе сказуемого дифференцируются четче, чем на базе подлежащего.

Сложносочинённые предложения (ССП). В данных предложениях наблюдаются как минимум две предикативные линии (или основы), которые являются центрами для образования простых предложенийв составе сложного которые называются "клаузами". ССП подразумевают наличие сочинительной связи между клаузами, т.е наблюдается синтаксическое равноправие между всеми клаузами (иными словами не различаются главная и придаточные клаузы). Сочинительная часть может быть союзной и бессоюзной. При наличии союзной связи в зависимости от задействованного союза можно различить несколько видов этой связи: соединительные (например, и, and), противительные (например, а, но, but), разделительные союзы (например, или или, либо либо). Сложносочинённые конструкции могут быть открытого и закрытого типов. Открытые конструкции предполагают потенциальную возможность развития описываемой данным предложением ситуации засчёт присоединения дополнительных клауз (например, They were sitting by the river, the wayves were rolling at the distance, the seagulls were flying above). Закрытые конструкции исключают возможность потенциального развития засчёт присоединения дополнительных клауз (например, He made faces, he ran about, but the child didn"t smile).

Сложноподчинённые предложения (СПП). В этих предложениях клаузы выявляют неравноправную синтаксическую связь. В связи с этим клаузы СПП разделяются на два вида: главная клауза и придаточная (-ые) клауза (-ы). Придаточные клаузы тем или иным образом распространяют либо отдельные части главной клаузы, либо главную клаузу в целом. Соответственно можно выделить два типа подчинения: частное и общее. При частном подчинении придаточная клауза распространяет, какой-то один член главной клаузы. Следовательно придаточные клаузы могут соотноситься с разными синтаксическими функциями главной (например, Мальчик, который продавал яблоки, ушёл. (соотносится с подлежащим). Я видел, что мальчик продавал яблоки. (соотносится со сказуемым). Я видел мальчика, который продавал яблоки. (соотносится с дополнением)). Общее подчинение подразумевает соотнесённость с главной клаузой в целом, т. е придаточная клауза распространяет ситуацию целиком (например, Он опоздал на встречу, что случалось с ним крайне редко.). В некоторых случаях разница между ССП и СПП может быть реализована только при помощи интонации, а на письме при помощи знаков препинания (например, Лес рубят - щепки летят (повышение интонации на слове "рубят", это СПП с причинно - следственными отношениями). Лес рубят, щепки летят (интонация перечисления, ССП)). Если в сложно подчинённой конструкции присутствуют несколько придаточных клауз, то можно выделить ещё два вида подчинения: последовательное и параллельное. При последовательном подчинении каждая последующая клауза распространяет предыдущую, при этом в зависимости от степени удалённости придаточных клауз от главной клаузы осуществляется иерархия придаточных клауз (например, Вчера Джон пришёл к нам, чтобы рассказать, как он добрался до родного дома в котором он не был много лет). В данном случае можно установить глубину подчинения, которая равна трём, сами же придаточные клаузы выделяют соответственно три иерархические ступени по степени удалённости от главной.

При параллельном подчинении все придаточные клаузы соотносятся с главной клаузой. Могут наблюдаться два основных варианта параллельного подчинения:

    Все придаточные клаузы соотносятся с разными членами предложения главной клаузы (например, Пока жена Джона разбирала вещи в гостинице, сам он пошёл осматривать город, который произвёл на него приятное впечатление. Первая придаточная клауза распространяет сказуемое главной клаузе, вторая соотносится с дополнением главной клаузы.).

    Придаточные клаузы могут соотноситься с одним и тем же членом предложения главной клаузы, при этом параллельное подчинение может быть однородным (например, Он вспомнил, что сильно замёрз, что даже чай не согрел его. Обе придаточные клаузы являются однородными (придаточно-дополнительными) и соотносятся с одним членом) и разнородным (например, Когда рассвело, Джон скорее поехал, чтобы поезд не ушёл без него. Придаточные клаузы соотносятся со словом "поехал", но первая придаточная клауза времени, а вторая - цели).

Понятие предложения. Структурный и функциональный синтаксис. Основные понятия генеративной грамматики.

Предложение

Момент сообщения, коммуникации возникает именно в синтаксисе. Именно поэтому, для синтаксиса зачастую релевантным признаком оказывается коммуникативная составляющая, а не формальное устройство.

Исходя из этого принципа Реформатский дает определение предложению:

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Маленькая ретроспекция - синтагма в этом контексте - минимальная синтаксическая единица. Реформатский называет ее «зерном коммуникации».

Нормально в речи предложение произносится с замкнутой интонацией, но это не обязательный признак.

Дальше Реформатский пишет про члены предложения (главные и второстепенные) и про их типы (простое или составное) - думаю, что про это нет смысла распространятся, так как тут никаких хитростей нет, это мы вроде должны помнить.

Предложения делятся на типы по наличию синтагм:

Только предикативная синтагма - простое нераспространенное предложение

Предикативная и релятивная - простое распространенное предложение

Предложения с наличием обособленных оборотов считает промежуточным типом между простым и сложным предложением (т.к. обороты - носители потенциальной предикативности)

В общем, про предложение можно рассказывать все, что вы знаете про предложения из синтаксиса.

Структурный синтаксис

Люсьен Теньер - основы структурного синтаксиса

Идея Теньера

Линейный синтаксис - структурный синтаксис

Схема передает иерархич структуру предложения, а синтаксис это и есть иерархия

Теньер вводит схему предложения - стемму - которая изображает структуру

По Т главное - глаго

Причем форма глагола диктует форму всего предложения

Теньер делил глаголы на следующие:

В европейском языке может появляться фиктивный октант \it rains

2) Однооктантный глагол (трад лингв - непереходный гл)\альфред падает, болеет

И немножко сухой теории:

1. Предметом структурного синтаксиса является изучение предложения. <…>

2. Предложение представляет собой организованное целое, элементами которого являются слова.

3. Каждое слова, входящее в состав предложения, утрачивает свою изолированность, всегда присущую ему в словаре. Можно заметить, что каждое слово предложения вступает с соседними словами в определенные связи <…>, совокупность которых составляет костяк, или структуру, предложения. <…>

5.<…> Предложение типа Alfred parle «Альфред говорит» состоит не из двух элементов: 1) Alfred и 2) parle , а из трех : 1) Alfred , 2) parle и 3) связь, которая их объединяет и без которой не было бы предложения. Говорить, что предложение типа Alfred parle содержит только два элемента, - значит анализировать его с чисто поверхностной, морфологической точки зрения и игнорировать самое существенное - синтаксическую связь. <…>

7. Синтаксическая связь необходима для выражения мысли. Без нее мы не могли бы передать никакого связного содержания. Наша речь была бы простой последовательностью изолированных образов и идей, ничем не связанных друг с другом.

8. Именно синтаксическая связь делает предложение живым организмом , и именно в ней заключена егожизненная сила .

9. Построить предложение - значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив между ними совокупность синтаксических связей .

10. И обратно, понять предложение - значит уяснить себе совокупность связей , которые объединяют входящие в него слова.

11. Понятие синтаксической связи является, таким образом, основой всего структурного синтаксиса. <…>

12. Собственно говоря, именно то, что мы называем связью, и выражает само слово "синтаксис", означающее по-гречески "расположение", "установление порядка".<…>

13. Для наглядности мы будем изображать связи между словами графически, посредством линий, которые мы назовем линиями синтаксической связи . <…>

Функциональный синтаксис

Это синтаксис коммуникативный. В основе лежит учение Гумбольдта о том, что у всего есть семантика.

Объектом изучения функц синтаксиса является выяснение роли (функции) всех синтаксических средств (единиц, конструкций) в построении связной речи.

Это как раз тот синтаксис, который преподавали нам - особенно это касается групп Онипенко.

Если придерживаться направления Золотовой, то ключевыми моментами являются:

«Функционально-коммуникативного

1) признание минимальной синтаксической единицы (синтаксемы)

2) построение типологии синтаксических

связей от типологии синтаксем

3) признание приоритета семантики в триаде - форма, значение, функция

4) признак изосемичности как характеризующий

отношения между формой и значением

5) понятие модели предложения и

типология моделей предложения, основанная на русской системе частей речи

6) представление русской синтаксической системы как системы синтаксических

7) соотнесение парадигматических возможностей модели предложения с ее

фунционально-текстовыми возможностями

8) текстовая интерпретация

Генеративная грамматика

Генеративная грамматика связывается прежде всего с именем Хомского. Появляется в 50-е гг, в связи с те, что формальный подход, не учитывающий семантики языковых единиц, начал себя изживать. Можно сказать, что это был кризис дескриптивистов, тк, используя дистрибутивный метод, они успешно решили ряд задач в области фонетики и морфологии. Но с синтаксисом дистрибутивный анализ не особо работал.

Новый, трансформационный метод анализа предложил Ноам Хомский. С его книги «Синтаксические структуры» (57г) начинается развитие генеративной грамматики.

При использовании трансформационного метода, основной единицей следует считать предложение. Предложения делятся на исходные (элементарные) и производные.

Синтаксическая система любого языка может быть представлена в виде элементарных предожений, которые называютя ядерными предложениями. Они наиболее устойчивы и первичны (те, например, появляются в речи ребенка раньше). Из простейших ядерных предожений можно построить путем транофрмаций разнообразные производные предложения.

Хомский описал 24 типа трансформаций, среди которых

Субституция - замена одного элемента другим

Пермутация - перестановка элементов

Адъюнкция - добавление элементов

Эллипсис - исключение элемента

Основная проблема - отделить грамматически правильные последовательности от грамматически неправильных.

Наибольший интерес для лингвиста по Хомскому должен представлять процесс порождения предложений. Под влиянием этого подхода Хомский даже отказался от восприятия лингвистических уровней как статичных и взаимонепроницаемых слоев - для Хомского это последовательные этапы порождения.

В концепции генеративной грамматике главной фигурой является говорящий человек, и именно с ним связаны важнейшие понятия генерат грамматики:

Компетенция - реальное знание своего языка;

Употребление - реальное использование языка в конкретных ситуациях.

Базовая структура разветвление (называемая также ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ) обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (истина или ложь) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу (продолжению алгоритма). Работа алгоритма продолжается независимо от того, какой путь будет выбран. Возможные пути выполнения алгоритма помечаются на схемах алгоритмов соответствующими метками: "да"/"нет" (или "1"/"0"). Алгоритм, в состав которого входит базовая структура разветвление, называется разветвляющимся алгоритмом, а реализуемый им вычислительный процесс – разветвляющимся вычислительным процессом.

If Then … E lse – управляющий оператор, осуществляющий условное ветвление операций, основанное на оценке логического выражения. Выражение может быть истинным или ложным. Оператор имеет две формы записи –линейную и блочную.

Линейный синтаксис оператора If … Then

При линейном синтаксисе весь оператор записывается в одну строчку (перенос на новую строку не допускается).

I f логическое _ выражение T hen операторы 1 [E lse операторы 2]

– логическое _ выражение– выражение, возвращающее не нулевое значение (истина) или ноль (ложь) (если логическое выражение состоит из нескольких составных частей, то они соединяются друг с другом посредством логических функций);

– операторы 1– операторы, выполняющиеся при значении логического выражения "истина" (если операторов несколько штук, то один от другого отделяется двоеточием);

– операторы 2– операторы, выполняющиеся при значении логического выражения "ложь" (если операторов несколько штук, то один от другого отделяется двоеточием).

Выражение, стоящее в квадратных скобках является не обязательным параметром . Таким образом, можно выделить два вида записи линейной формы – краткую и полную.

Краткая форма записи (Если … То ….) не содержит частьE lse операторы 2.

If логическое_выражение Then оператор1

– логическое _ выражение– любое логическое выражение, допустимое в Бейсике;

– оператор1– любой оператор (или группа операторов в одну строку через разделитель – двоеточие) Бейсика, который исполняется при выполнении условия, заданногологическим_выражением. Действие оператораIf поясняется блок-схемой, приведенной на рис. 1.

Рис. 1. Краткая форма оператора If Then

Полная форма записи (Если … То …. Иначе) содержит частьE lse операторы 2.

If логическое_выражение Then операторы 1 Else операторы 2

– операторы 2выполняется только тогда, когдалогическое_выражениеложно. Действие оператораIf поясняется блок-схемой, приведенной на рис. 2.

Рис. 2. Полная линейная форма оператора If Then

Пример 1 . Определение количества знаков в числе от 0 до 1000

Sub lineynaya_forma_If()

Dim x As Single

Dim yAs Integer

m1: x = InputBox ("Введите целое положительное число в интервале от 0 до 1000", "Запрос задачи")

"повтор ввода, если ввели не отвечающее требованиям число

If x < 0 Or x > 1000 Or x <> Int(x) Then GoTo m1

If x < 10 Then y = 1

If x < 100 Then y = 2

If x < 1000 Then y = 3

If x = 1000 Then y = 4

MsgBox "Число " & x & " имеет " & y & " знака", "Решение задачи"

<< Предложение как таковое Основной тезис структурного описания языка >>

II. Структурный синтаксис. возник как осознание и преодоление недостатков традиционного синтаксиса; он в первую очередь поставил задачу разработки строгих методов и процедуры анализа синтаксических структур: так возникли метод НС, дистрибутивный анализ, а впоследствии ТА, давшие лингвистике прочную научную основу. Синтаксис этого типа - аналитический и строго лингвистический, логические и психологические категории и критерии (впрочем и семантические тоже) полностью исключаются из исследования. Схема “членов предложения” заменяется формальными моделями, изображающими структуру предложения в виде цепочки словоформ (Ч. Фриз), дерева НС, дерева зависимостей (Л.Теньер). Теоретические положения уже не просто выдвигались, а каждый раз доказывались на основе собственно лингвистических критериев и аналитических процедур. Синтаксис превратился в точную науку, хотя эта строгость (и точность) была достигнута ценой определенного упрощения и схематизации реальной языковой действительности, за что приверженцы традиционного синтаксиса нередко (и не без оснований!) упрекали структуралистов, называя структурные схемы и абстрактные построения (модели языка) структуралистов карикатурой на язык. Несомненно такие обвинения могли быть справедливо адресованы крайнему (экстремистскому) крылу структуралистов, вообще изгнавших из языка значение и считавших язык “системой чистых отношений” в еще более абстрактном виде, чем сам основатель структурализма Ф. де Соссюр (напр. Копенгагенская школа /Глоссематика).

Слайд 12 из презентации «Синтаксис языка» к урокам русского языка на тему «Синтаксис»

Размеры: 1280 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Синтаксис языка.pptx» можно в zip-архиве размером 1524 КБ.

Скачать презентацию

Синтаксис

«Синтаксис сложного предложения» - Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Содержание: 1. Синтаксис. Союзное предложение – простые предложения соединяются в сложное союзами и союзными словами. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.». Сложноподчиненные предложения. Набор мини-плакатов по теме «СИНТАКСИС. ССП. В СПП иногда употребляется указательное слово затем: Я приехал затем, чтобы объясниться.

«Дискурс и синтаксис» - Катафора. Предложение. Оценка. Исключение. Кофункциональные средства. Сталин мирно беседовал с Вучетичем. Односторонняя зависимость. Переключение референции. В дискурсе. В терминах ТРС. Явления, пограничные между дискурсом и синтаксисом. Анализ примера. Синтаксис. Матрица. Основная линия. Синтаксическая анафора.

«Синтаксические нормы» - Состоялась беседа с инженером. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Нормы управления. Нормы согласования подлежащего и сказуемого. В конференции принимали участие учёные из разных стран. Определите, какой вариант окончания является нормативным. Найдите предложения с синтаксическими ошибками.

«Синтаксис языка» - Характерной чертой синтаксиса является системный подход к изучению. Структурный синтаксис. Основные публикации. Зеллиг Заббетаи Харрис. Синтаксис. Трансформаций может быть несколько. Развернутое определение синтаксиса. Отношение между глаголом - предикатом и именем (аргументом). Список обязательных трансформаций.

«Русский язык «Синтаксис и пунктуация»» - Основная единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания. Предложение. Факультативные знаки препинания. Основная синтаксическая единица. Синтаксис. Синтаксис и пунктуация. Роль в языке.