Сов и несов глаголы. Сов и несов вид.docx - Конспект урока по русскому языку на тему "Тема урока: «Совершенный и несовершенный вид глагола»

Урок №
Предмет _________________________________________
Класс _________
Дата _____________________
Тема урока: «Совершенный и несовершенный вид глагола».
Цель урока: ­ формировать представление о совершенном и несовершенном виде глаголов;
­ уметь распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида;
­ уметь образовывать видовую пару глагола;
­ развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
­ воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Планируемые результаты:
предметные: знать о видах глагола, их значениях, видовых парах глагола, различии между
глаголами совершённого и несовершённого вида; уметь пользоваться приёмом распознавания
видов глагола по вопросам, по значению, образовывать глаголы другого вида от указанных,
правильно употреблять глаголы совершённого и несовершённого вида в речи.
метапредметные: овладение приёмами отбора и системаатизации материала на определённю
тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию.
Познавательные УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения
предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные УУД: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают
аргументы фактами.
Регулятивные УУД: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее
осуществления.
личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Оборудование: Компьютер, карточки­задания, раздаточный материал.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный момент (мотивация к учебной
деятельности)
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой …
Привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго …
Привет!
А вы запомните совет
Дарите всем друзьям …
Привет!
Давайте дружно, все в ответ,
Друг другу скажем …
Всем – привет!
­ Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика,
выберите тот, который соответствует вашему настроению.
­ Как много улыбок засветилось. Спасибо!
­ А это моё настроение… Я готова продуктивно
сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний
­ Что изучает морфология?
­ Дайте определение части речи?
Выбирают смайлик и
демонстрируют своё
настроение.
Отвечают на вопросы.

Работают с текстом.
(Глаголы.)
(Заиграли ­ уже сделали,
совершили действие.)
(Трогаются ­ еще только
трогаются, действие не
доведено до конца.)
­ Что обозначает глагол?
III. Проблемное объяснение нового знания
1) Чтение зарисовки «Апрель».
Апрель ­ настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки.
Моросит на снег первый весенний дождик. Широко
разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние
воды. Идет лед.
­ Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку?
(Глаголы.)
­ Запишите глаголы, состав которых соответствует данным
схемам:
2. Оформляется запись:
заиграли трогаются
­ Какой из глаголов обозначает законченность действия?
(Заиграли ­ уже сделали, совершили действие.)
­ Незаконченность?
(Трогаются ­ еще только трогаются, действие не доведено до
конца.)
После этого под глаголами подписывается: совершенный вид
­ несовершенный вид.
­ Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного
вида.
3. Анализ рисунков.
­ Чем объясните выбор подписей к рисункам?
(Значением глаголов: решал, решил.)
­ Какие вопросы к ним задаются?
4. Вывод. Глагол решать обозначает действие, которое
совершается, еще не законченное, еще не совершенное,
длительное действие. Такие глаголы отвечают на вопрос что
делать? Глагол решить обозначает действие завершенное,
совершенное. Такие глаголы отвечают на вопрос что
сделать?
Запомни!
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы
что буду делать? Они имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее
сложное.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделал? что сделаю?
Они имеют два времени: прошедшее и будущее простое.
1.образуй видовые формы:
несовершенный вид
прош.вр.
читал
буд.сложное
буду читать
прош.вр.
прочитал
наст.вр.
читаю
пишу
2.от данных глаголов несовершенного вида образуйте
глаголы совершенного вида при помощи приставок вы­,
по­, на­, за­, при­:
Стирать – выстирать, звонить – позвонить, пугать –
напугать, болеть – заболеть, бежать – прибежать.
От глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида при
Запомни!

помощи суффикса –и­. При этом иногда наблюдается чередование согласных в
корне.
Выполняют задания учителя,
ориентируясь на слайды
презентации.
Списывают текст, указывая вид
глаголов.
3.решал – решил, получал – получил, отвечал ­ ответил
IV. Первичное закрепление
Закрепление.
Задание 1.
Запишите глаголы в два столбика. В первый ­ те, которые
обозначают, что действие происходит один раз, в один
момент; во второй ­ те, которые обозначают длительность
действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого
столбика? второго?
что сделать? | что делать?
1) Свистеть ­ свистнуть, крикнуть ­ кричать, махнуть ­
махать, стучать ­ стукнуть.
2) Писать ­ написать, жечь ­ сжечь, нести ­ унести.
Задание 2. Спишите, указывая вид глаголов.
Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко
перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд.
Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки,
зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за
воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря
разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в
оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют,
предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое
солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас
встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
И.С.Тургенев
Задание 3. Подберем к глаголам одного вида однокоренные
глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью
приставок.
нес. в. сов. в.
Коптить ­ за­коптить, под­коптить, на­коптить.
Манить ­ …
планируешь ­ …
расту ­ …
лепечет ­ …
стрекочу ­ …
рокочу ­ …
Карточки­задания.
Образуют видовые пары.
4. от данных глаголов несовершенного вида образуйте
глаголы совершенного вида при помощи приставок
вы­, по­, на­, за­, при­:
мыть ­ лить –
учить ­ сушить –
платить ­ красить –
шить ­ лететь –
5. от глаголов несовершенного вида образуйте глаголы
совершенного вида при помощи суффикса –и­.
проверял ­ исправлял –

выключал ­ умножал –
обращал ­ выражал –
4. Контроль ЗУН (тест).
1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
А) поговорить, приезжать, знаю
Б) скажет, продолжить, дадут
В) сказали, сдают, покататься
Г) разыскал, кончаем, продадут
2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
А) ухожу, даю, бросаю
Б) испугался, шел, прибежал
В) ждал, едем, мочь
Г) прилетел, рассказывает, жмурится.
3. Какая пара глаголов не является видовой парой?
А) сесть ­ садиться
Б) делить ­ разделить
В) класть ­ положить
Г) идти ­ ходить.
V.Итог урока (рефлексия деятельности).
­ Как определить вид глагола?
­ Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?
­ На что указывают глаголы несовершенного вида?
­ Где можно применить новые знания?
­ Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
­ Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?
Почему?
­ Домашнее задание:
Редактируют сочинение
ученика.
Выполняют задания теста.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке
через самооценку
Записывают домашнее задание



мыть ­ лить –
учить ­ сушить –
платить ­ красить –
шить ­ лететь –
суффикса –и­.
проверял ­ исправлял –
выключал ­ умножал –
обращал ­ выражал –
От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при
помощи приставок вы­, по­, на­, за­, при­:
мыть ­ лить –
учить ­ сушить –
платить ­ красить –
шить ­ лететь –
От глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при помощи
суффикса –и­.
проверял ­ исправлял –
выключал ­ умножал –
обращал ­ выражал –
От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при
помощи приставок вы­, по­, на­, за­, при­:
мыть ­ лить –
учить ­ сушить –
платить ­ красить –
шить ­ лететь –
От глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при помощи
суффикса –и­.
проверял ­ исправлял –
выключал ­ умножал –
обращал ­ выражал –
От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при
помощи приставок вы­, по­, на­, за­, при­:
мыть ­ лить –
учить ­ сушить –
платить ­ красить –

шить ­ лететь –
От глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида при помощи
суффикса –и­.
проверял ­ исправлял –
выключал ­ умножал –
обращал ­ выражал –

УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИДОВ

Вступительные замечания

Конкретно­фактический тип употребления является для сов. вида основным, центральным. Он реализуется в самых разнообразных условиях контекста. Для его реализации достаточен минимальный контекст (вплоть до нераспространенного предложения: - Замолчите !; Нашел !; Приняли ?). Для такого употребления достаточно, чтобы в контексте не было указаний на повторяемость (обычность, типичность) ситуации. Поскольку такие ситуации при сов. виде возможны лишь в особых ограниченных условиях (см. § ), глаголы сов. вида чаще всего выступают в конкретно­фактическом употреблении.

Для глаголов несов. вида конкретно­процессный тип их употребления является одним из основных.

Примечание . 2. Выражение наличного результата обычно рассматривается в связи с описанием категории времени как одна из функций форм прош. вр. Такой подход имеет свои основания. В данном употреблении есть элемент, относящийся к семантике времени: действие относится к одному временному плану (в частности, к прошлому), а его результат, его последствия - к другому, более позднему (к настоящему): Спит . Наплакалась , нагоревалась (Горьк.) (см. § ). Однако перфектное употребление - это прежде всего особая характеристика осуществления действия. Поэтому данное употребление относится не только к временной, но прежде всего к видовой (в широком смысле) семантике. Существенно, что возможность перфектного употребления присуща не только формам прош. вр., но и другим указанным выше формам.

Значение наличного результата наиболее устойчиво у форм страдат. причастий глаголов сов. вида. Для остальных названных форм это лишь одна из возможных функций. Возможность ее реализации зависит от контекста, лексического значения и способа действия глагола, от его переходности или непереходности. Выражение наличного результата действия особенно характерно для непереходных глаголов.

Ниже перечисляются наиболее существенные семантические типы высказываний, в которых выражается значение наличного результата при употреблении форм прош. вр. 1) Констатация физического или психологического состояния субъекта, а также того или иного состояния его внешности; констатация состояния предмета или явления: - Да что это ты как блаженный какой ? - Уморился , - сказал землемер (Бунин); Чувствовал я себя так , точно все мускулы высохли (И. Соколов­Микитов); - Щи на обед варила . Да теперь уж , чай , остыли , чуть тепленькие (Солоух.). 2) Квалифицирующая констатация состояния субъекта или его внешности: [Смирнов:] Какова ? Раскраснелась , глаза блестят (Чех.). 3) Констатация отсутствия или утраченности чего­либо: [Нил:] А живем скучно - мухи и те вывелись (А. Н. Толст.); - Стеклярус ­то весь осыпался , никуда накидочка , выкинуть ! (Фед.).

Специфика перфектного употребления находит отражение в сочетаемости форм глагола с другими элементами контекста. Так, для форм прош. вр. глаголов сов. вида в рассматриваемом типе употребления характерна сочетаемость с формами наст. вр., с формами кратких страдат. причастий, кратких и полных прилагательных в роли сказуемого: Он красен и вспотел (Чех.); - Терпеть не могу Полянского . Толстый , обрюзг , а когда ходит или танцует , щеки трясутся (Чех.); Близко к невестке сидит Никита , новая синяя поддевка уродливо и смешно взъехала с горба на затылок , его синие глаза широко раскрыты (Горьк.); - А почему сено не убрано и намокло ? (Горьк.).

При сочетании нескольких форм прош. вр. сов. вида в перфектном употреблении возникает отношение одновременности состояний - результатов предшествующих действий: Ходит за ней , как привидение . Измучился весь , исхудал , почернел (Купр.).

Значение наличного результата нередко выражается относительно изолированной единичной глагольной формой: - Я к народному артисту Скудину . - А ­а .. Уехал (Фед.).

Перфектное употребление особенно характерно для тех глаголов, которые заключают в своем значении указание на устойчивый, сохраняющийся результат. Таковы, в частности, непереходные глаголы со знач. осуществившегося перехода в состояние: высохнуть , обрюзгнуть , озябнуть , окрепнуть , остыть , поблекнуть , почернеть , постареть , скиснуть , увязнуть ; глаголы, в способе действия которых содержится указание на состояние субъекта (например, состояние исчерпанности, усталости, пресыщенности, вызванное предшествующим интенсивным действием): изболеться , изголодаться , измучиться , исстрадаться , истомиться ; залежаться , засидеться ; убегаться , укачаться .

Примечание . Перфектное употребление возможно при передаче не только единичных, но и повторяющихся ситуаций. Например, при функционировании форм прош. вр. глаголов сов. вида в контексте настоящего времени повторяющегося действия: Итак , береговой лов наметкою продолжается весною только до тех пор , покуда река не вышла из берегов (Акс.); Талант и бездарность не уживаются . Там , где восторжествовал талант , бездарности делать нечего (Тендр.). Однако перфектное употребление чаще всего выступает при передаче единичных, неповторяющихся ситуаций. Поэтому и целесообразно рассмотрение данной функции как особой разновидности конкретно­фактического типа употребления глаголов сов. вида.

§ . В подчеркнуто­длительной разновидности конкретно­процессного типа употребления несов. вида длительность действия или состояния фиксируется и конкретизируется лексическими показателями типа долго , всю ночь , целый месяц : Она долго не двигалась (Фед.); - Вот мы от этой сопки , значит , поплывем , будем плыть весь день (В. Шишков). Сов. вид обычно не сочетается с показателями длительности; такие сочетания возможны лишь для глаголов длительно­ограничительного и ограничительного способов действия (долго пролежал ; целый месяц проболел ; пять минут посидел ). В таких случаях представлена ограниченно­длительная разновидность конкретно­фактического типа употребления глаголов сов. вида: обозначается конкретный целостный факт, ограниченный временным пределом.

Примечание . Некоторые глаголы сов. вида могут сочетаться с показателями длительности и за пределами указанных способов действия, однако лишь в особых условиях, например, в форме буд. вр. с отрицанием: Я теперь долго (целый месяц ) вас не увижу .

Ситуация повторяющегося действия .
Неограниченно ­кратный (несов . вид )
и наглядно ­примерный (сов . вид )
типы употребления видов

§ . При выражении повторяющихся ситуаций употребляется преимущественно несов. вид. Свойственное глаголам несов. вида грамматическое значение отсутствия ограниченности действия пределом обусловливает их свободное употребление при выражении неограниченной повторяемости действия. Неограниченно­кратный тип употребления наряду с конкретно­процессным является одним из основных типов употребления глаголов несов. вида.

В некоторых условиях выражение повторяемости действий совместимо лишь с несов. видом. Таково употребление форм прош. вр.: Если Белинский сильно горячился и закашливался , Герцен говорил какую ­нибудь остроту , которая смешила Белинского и других (А. Панаева).

Примечание . Сов. вид в наглядно­примерном типе употребления в прош. вр. при обозначении повторяющегося действия (см. § ) возможен лишь в исключительных случаях; например, при выражении предшествования в условных конструкциях: Бывало , на Лисьих Ямках с голых кулаков начиналось . Первым он с батожка не начинал сроду , но если кто начал , - отвечал тем же способом и не мешкая (Залыг.); при выражении перфектного значения: Он купил мотоцикл и теперь уезжал на работу на мотоцикле , а потом , наверно , гонял по городу или даже за городом , потому что приезжал , когда все уже давно вернулись с работы (Лидин).

Повторяемость действия при употреблении глаголов несов. вида обычно обозначается средствами контекста; значение повторяемости может быть также обусловлено способом действия глагола. Сочетание того и другого средства представлено в следующем примере: [Надя:] А почему вы стали так редко бывать у нас ? (Кавер.). Некоторые вторичные глаголы несов. вида употребляются преимущественно или исключительно для выражения повторяющихся действий; в таких случаях в выражение повторяемости включается лексическое значение глагола: Я не знал , где и чем пообедаю уже сегодня , где и как проведу ночь . Будут попадаться неведомые деревни , но ведь никто не ждет меня там (Солоух.).

§ . Сов. вид при выражении повторяющихся ситуаций выступает в наглядно­примерном типе употребления: выделяется один из повторяющихся актов и представляется как ограниченный пределом целостный факт, являющийся своего рода примером, который дает наглядное представление о других подобных актах: Бык , он ведь всегда так : сначала шагнет , а потом стоит , думает (Шолох.).

Наглядно­примерный тип употребления сов. вида является производным от конкретно­фактического: в рамках эпизода­примера, представляющего неограниченный ряд подобных эпизодов, создается иллюзия конкретного факта, действие изображено так, как будто оно происходит один раз, однако это образное значение сталкивается с общим значением обычности, исходящим от окружающего контекста. Таким образом, смысл повторяемости действия выражается на основе сочетания типичности и конкретности: типичное передается через конкретное и единичное. В таком способе представления повторяющихся ситуаций присутствует элемент образности, изобразительности, экспрессивности. Данный тип употребления глаголов сов. вида ограничен стилистически и встречается, как правило, лишь в разг. речи и в художественной литературе.

Наглядно­примерный тип употребления особенно характерен для форм простого буд. вр., когда они функционируют в плане наст. или прош. вр. повторяющегося действия (см. § ). Реже в таком употреблении выступают формы прош. вр., инфинитива, лишь в исключительных случаях - формы сослагат. накл., кратких страдат. причастий и другие формы: После обеда бабушка имела обыкновение отдохнуть (В. Конашевич); Нужно обязательно , чтобы человеческую душу схватил иногда заморозок , чтобы она сжалась на миг от чувства неповторимости чего ­то очень важного и нужного , тогда она становится горячей , отзывчивой (Лидин).

Наглядно­примерное употребление форм буд. простого и прош. вр. глаголов сов. вида (как правило, в контексте наст. вр. повторяющегося действия) обычно выступает в тех случаях, когда друг с другом связаны несколько действий - два и более (или когда данное действие связано с ситуацией, имеющей неглагольное выражение): Гнездо с яйцами тщательно оберегается .. Если гнездо потревожил человек или зверь , страусы разбивают яйца и ищут для гнезда новое место (Песк.); Все вы , бабы , такие крученые ­верченые . Убьют - кричат , живой остался - опять кричат (Шолох.).

Повторяющиеся ситуации могут быть переданы на примере одного из повторяющихся эпизодов при употреблении глаголов не только сов., но и несов. вида: - Знаешь , как он это делает ? Приставит человеку палец к самому носу и рукой совсем не двигает , а только лишь один палец у него качается , и кричит : "Я , сударь , этого не потерплю ­ю ­ю !") (Купр.); Илья почти не жил дома , мелькнет утром за чаем и уходит в гoрод к дяде (Горьк.). В таких случаях в рамках повторяющегося эпизода действие, обозначенное глаголом несов. вида, представлено как конкретный процесс. Вместе с тем на такие процессы распространяется общий смысл повторяемости всего эпизода. Если для сов. вида наглядно­примерный способ передачи повторяемости действия представляет собой особый тип употребления видовой формы, то для несов. вида это лишь одна из разновидностей неограниченно­кратного типа. В данном употреблении сохраняется семантическая основа этого типа - выражение неограниченного ряда повторений. Наглядно­примерный способ выражения повторяемости - лишь дополнительный оттенок, который наслаивается на эту семантическую основу.

§ . Особыми разновидностями неограниченно­кратного типа употребления несов. вида являются потенциальная (потенциально­узуальная и потенциально­качественная) и наглядно­примерная. Разновидностями наглядно­примерного типа употребления сов. вида являются потенциальная и перфектная (см. § , примеч.).

Употребление глаголов несов. и сов. вида при выражении повторяющихся ситуаций может характеризоваться дополнительными оттенками потенциальности. В таких случаях представлены потенциальные разновидности рассматриваемых типов употребления видов.

1) Потенциальная разновидность неограниченно­кратного типа употребления несов. вида. Выражение неограниченной повторяемости осложняется здесь дополнительными модальными оттенками.

а) Обозначается (как правило, формами наст. вр.) обычное действие с оттенком необходимости, долженствования ((так обычно делается и так нужно делать)). Такое потенциально­узуальное употребление часто встречается в научной и официально­деловой речи: При наличии на керамике глазури при помощи микроскопа выявляется плотность ее сцепления с основанием и замеряется толщина слоя покрытия (сб. "Археология и естеств. науки"); Если описывается памятник , ранее по тому же списку изданный , указывается факт издания и степень его точности (В. Н. Щепкин). В таком употреблении чаще всего выступают возвратные глаголы в пассивной конструкции, а также формы 3 л. мн. ч. в неопределенно­личном употреблении, формы инфинитива в сочетании с необходимо , следует и под.: При жестком грунте следует копать обычной большой шанцевой лопатой , при мягком - непосредственно отсасывают грунт сосуном (сб. "Археология и естеств. науки").

б) Обозначается потенциальная возможность осуществления действия как свойство субъекта (потенциально­качественное употребление). В таком употреблении обычно выступают формы наст. вр. (изредка - прош. вр.): - Ты танцуешь ? - Танцую , только плохо (Тург.); Стрелок был сумасшедший - пулеметом распиливал бревно , как пилой (Павл.) ((мог распилить)). При субъекте со значением лица могут выступать лишь глаголы, называющие такие действия, к которым можно быть способным или неспособным, которые могут быть осуществлены хорошо или плохо. При неодушевленности субъекта также обозначается потенциальное действие, возможность проявления которого (всегда или в определенных условиях) характеризует свойства субъекта: При нагревании тела расширяются ; Синтетический материал не мнется ; Дерево в воде не тонет .

2) Потенциальная разновидность наглядно­примерного типа употребления сов. вида. На основе наглядно­примерного способа представления повторяемости действий здесь передаются модальные оттенки возможности или невозможности, необходимости действия. Выделяется одно из постоянно возможных проявлений данного действия и обозначается (обычно формой простого буд. вр.) как ограниченный пределом целостный факт: Вы живете на одном со мной дворе : здесь вам малый мальчишка скажет , кто я и что я такое (Писем.) ((может сказать)); И уж это всегда убьют того , кто напрашивается (Л. Толст.); Будь бы боровики , настоящие грибы , стал бы я , старый человек , наклоняться за черным грибом ! Но что делать , по нужде поклонишься и сыроежке (Пришв.).

Ситуация постоянного отношения .
Употребление несов . вида
при выражении ситуации
постоянного отношения

§ . В данном типе употребления глаголов несов. вида выделяются два ряда случаев.

1) Констатируется существование, постоянная данность отношения, не связанного с временной протяженностью (такое употребление особенно характерно для научной речи, учебников). При этом используются главным образом формы наст. вр., но возможны и другие формы: С этим делением искусств перекрещивается другое , не менее существенное (В. М. Жирмунский); Вооружение легионеров этого времени состояло из наступательного и оборонительного оружия (сб. "Античная цивилизация"); Сохраняя все основные черты среднеднепровской зарубинецкой культуры , материальная культура деснинских поселений , относящихся к первым векам нашей эры , имела ряд особенностей (П. Н. Третьяков).

2) Сообщается о действии (обычно отношении и состоянии, но иногда и о действии, связанном с определенным изменением, развитием), имеющем неограниченную временную протяженность. Это действие (состояние, отношение) охватывает собою определенный период времени - настоящего, прошедшего или будущего, в рамках которого оно представлено как постоянное и непрерывное: - Образа в доме де ржите для обмана (Горьк.); В комнате его завелись какие ­то ненужные , но красивенькие штучки , на стене висела вышитая бисером картина - девичий хоровод (Горьк.); Население устроилось жить возле больших рек (Пришв.); Поселок этот стоит у реки . Река течет широко , медленно и серебряно (Панова).

Такой тип употребления несов. вида в отличие от конкретно­процессного типа характеризуется отсутствием ограниченности действия рамками какого­то отрезка времени. Здесь представлено постоянно данное - как бы вне течения времени - отношение или действие с широкой локализацией во времени. Вместе с тем данное употребление несов. вида не отделено резкой гранью от конкретно­процессного употребления: существуют переходные случаи, совмещающие признаки употребления со знач. постоянного отношения и конкретно­процессного употребления несов. вида. В таких случаях в обширном периоде времени, охватываемом действием, может быть выделен какой­то конкретный момент (отрезок), включенный в этот период, в частности, момент речи ((всегда и сейчас)): Волнение ее убедило его , что он действительно дорог ей , любим ею (Горьк.); Нога у меня вроде шлагбаума . Одна нога два пуда весит (Олеша).

Употребление несов. вида при выражении постоянного отношения занимает промежуточное положение между конкретно­процессным типом (в случае (всегда и сейчас) , (сейчас и постоянно)) и неограниченно­кратным (при переходе от непрерывности к типичности, если не выражено различие между (всегда, непрерывно) , с одной стороны, и (всегда, обычно) - с другой): И всякую минуту я буду помнить бесплодную великость своей жертвы (Гоголь); [Оля:] Тоска меня одолела ; ну вот грызет день и ночь (А. Остр.).

Ситуация обобщенного факта .
Обобщенно ­фактический тип
употребления
несов . вида

§ . В данном типе ситуаций важную роль играет не только характер осуществления действия, но и его восприятие и оценка говорящим. Здесь обозначается самый факт действия, внимание сосредоточивается лишь на факте его наличия или отсутствия: [Богомолов:] Да , кстати : Яропегов - писал вам ? [Сомов:] Один раз (Горьк.). В таких случаях может быть несущественным, является ли действие единичным или повторяющимся, - важно то, что оно было. Оказывается достаточным называние действия безотносительно к тем или иным особенностям характера его осуществления: - Да я не знаю , худо это или хорошо , только они виделись (Леск.); Теперь вот , недавно , пришлось посылать Илье денег куда ­то в Сибирь (Горьк.); Отец Анастасий .., забыв про свое решение уходить домой , опустился на стул (Чех.); Позвонил , чтобы давали машину (Герман); Завтра надо будет выплачивать сотрудникам жалованье (Катаев).

В данном типе употребления грамматическое значение несов. вида проявляется не как противоположность значению сов. вида, а как нейтральное отношение к признаку ограниченности действия пределом: действие обозначается безотносительно к его ограниченности или неограниченности пределом, к его целостности или нецелостности. Сов. вид не может передать это нейтральное отношение, потому что для него признак ограниченности целостного действия пределом является постоянным. Там, где несов. вид передает ситуацию обобщенного факта, сов. вид выражает конкретный факт: - Коня поил ? - Поил , - нехотя отвечает Григорий (Шолох.). При сов. виде: - Коня напоил ? - Напоил выражается ограниченное пределом целостное действие, которое при данном лексическом значении глагола представлено как достигшее своего результата. Когда внимание концентрируется на субъекте действия, оказывается достаточным самое общее указание на факт действия без какой бы то ни было конкретизации его протекания: - Имя , имя ? Кто писал письмо ? (Гонч.).

Для рассматриваемого употребления несов. вида характерно функционирование единичной глагольной словоформы, а не рядов словоформ.

§ . По разным признакам, дополнительно характеризующим обобщенно­фактический тип употребления несов. вида, выделяются четыре разновидности этого типа; негативная, ограниченно­кратная, перфектная и со знач. аннулированного результата.

Негативная разновидность представлена употреблением глаголов несов. вида в отрицательных конструкциях, соотносительных с утвердительными конструкциями, содержащими сов. вид. Несов. вид в отрицательных конструкциях с формами инфинитива и повелит. накл. оказывается в определенных условиях обязательным соответствием сов. вида в утвердительной конструкции. Таковы конструкции с инфинитивом при словах типа не нужно , не следует , выражающие отрицание необходимости действия: не нужно (не надо , не следует , не стоит ) откладывать , незачем (нечего ) задерживаться (невозможны такие сочетания, как *не нужно отложить , *незачем задержаться ); Это надо продать любителю тишины , это - место для отдыха души .. Петр сказал : - Продавать не надо (Горьк.). Несов. вид обязателен также в конструкциях типа Не вставать ! (в утвердительной конструкции - Встать !). Сюда относятся также отрицательные конструкции с формами повелит. накл.: Отпусти его ! - Не отпускай его !; Расскажите об этом ! - Не рассказывайте об этом !; Запишите ! - Не записывайте ! Сов. вид при отрицании употребляется в тех случаях, когда выражается предостережение: Не забудь !; Не опоздай !; Не упади !; Не ошибись !; Не потеряй !; Не простудись !

При употреблении форм прош. вр. также наблюдается подобное соотношение глаголов сов. вида в утвердительной конструкции и несов. вида - в отрицательной: - Зачем же вы набросились на меня ? - Я - не набрасывался (Горьк.); - А на сколько же ты его в арестантскую упек ? - Я его не упекал (Чех.). Однако употребление несов. вида в отрицательной конструкции, будучи обычным, не является обязательным. При употреблении сов. вида (не набросился ; не упек ) отрицалось бы осуществление данного конкретного факта; при употреблении же несов. вида отрицается и факт вообще и причастность к нему субъекта. Тем самым употребление несов. вида способствует эмоционально­экспрессивному усилению отрицания.

§ . Ограниченно­кратная разновидность : глаголы несов. вида употребляются в сочетании с показателями ограниченной кратности действия - два раза , трижды ; За время болезни старосты Артамонов дважды приходил к нему (Горьк.); [Варя:] Вечный студент ! Уже два раза увольняли из университета (Чех.). По условиям контекста данное употребление сходно с суммарным употреблением сов. вида (см. § ). Однако есть различие в представлении самого действия: если при сов. виде (Мы дважды встретились ) сообщается об определенном количестве конкретных фактов, то при несов. виде (Мы дважды встречались ) обозначается определенное количество актов действия, представленного безотносительно к конкретному характеру его осуществления.

§ . Перфектная разновидность: при употреблении глаголов несов. вида в форме прош. вр. констатируется такое наличие или отсутствие факта в прошлом, которое характеризует состояние субъекта в данный момент: - Все ­таки он многое видел , образован ? (Л. Толст.); - Ты , Никита , про Илью знаешь ? - Слышал (Горьк.); Оставьте ! Читали ! - крикнул сердито фельдшер (Купр.); По дороге он оглядывал прохожих и думал : "Этот не читал Капитала ". И этот .. И тот , с бородой , не читал . А я вот читал " (Сельв.). Подобное употребление ограничено узким кругом глаголов, в самом лексическом значении которых заложена возможность выражения результата восприятия, познания.

К рассматриваемой разновидности относятся также случаи, когда при помощи глагола несов. вида с отрицанием выражается состояние, вызванное последствиями неосуществленного действия: Было холодно , я три ночи не спал , измучился и начал сердиться (Лерм.); [Вожеватов:] Не выпьем ли холодненького , Мокий Парменыч ? [Кнуров:] Что вы , утром ­то ! Я еще не завтракал (А. Остр.); [Ольга Андреевна:] Ишь исхудала . С утра не ела (Кавер.). Такое употребление характерно для немногих глаголов, лексическое значение которых предполагает возможность того, что отсутствие действия вызывает определенное состояние (голода, усталости и под.). Функция выражения наличного результата выступает здесь как дополнительный оттенок, осложняющий общее указание на самый факт наличия или отсутствия действия.

§ . В разновидности со знач. "аннулированного результата" указание на наличие факта в прошлом осложняется дополнительным представлением об аннулировании результата действия и его замене к моменту речи противоположным действием: [Лавр Мироныч:] Уж я дожидаться ни в каком случае не могу . Потрудись сказать , милая , что я сам заезжал (А. Остр.); [Дульчин:] Что ей надо ? [Мардарий:] За портретом приходила (А. Остр.). В таком употреблении обычно выступают глаголы со знач. перемещения, которые в своем лексическом значении заключают представление об обратном движении (приходила = (пришла и ушла)).

§ . Итак, глаголы несов. вида употребляются в более широких и более разнообразных условиях, чем глаголы сов. вида. Помимо тех типов ситуаций, которые могут передаваться (по­разному) глаголами обоих видов, есть и такие типы ситуаций, которые могут быть переданы лишь при участии глаголов несов. вида. К тому же при передаче повторяющихся ситуаций употребление глаголов сов. вида ограничено. Наличие у глаголов несов. вида более широкой сферы употребления, чем у глаголов сов. вида, вытекает из общего характера противопоставления видов по их грамматическому значению. Сов. вид характеризуется указанным выше (§ ) постоянным положительным семантическим признаком, и это в известной степени ограничивает сферу его употребления. Отсутствие у несов. вида указанного семантического признака открывает более разнообразные возможности его функционирования. Хотя несов. вид и не имеет постоянного положительного признака, он обладает вполне определенным основным грамматическим значением, которое заключается в выражении действия нецелостного, не ограниченного пределом. Это значение в зависимости от контекста, а также от способа действия и лексического значения глагола реализуется в целом ряде типов употребления. В одном из типов употребления (обобщенно­фактическом) проявляется нейтральное отношение несов. вида к выражению ограниченности или неограниченности действия пределом, целостности или нецелостности действия. Все типы употребления глаголов несов. вида свидетельствуют о том, что несов. вид, как и сов., имеет явно выраженную семантическую специфику. Типы употребления глаголов сов. и несов. вида и разновидности этих типов представлены в табл. 14

Таблица 14

Тип ситуации

Вид глагола

Ситуация единичного (неповторяющегося) действия

Конкретно­фак­ тический тип употребления. Разновидности: потенциальная, перфектная, ограниченно­длительная, суммарная

Конкретно­процес­ сный тип употребления. Разновидности: конативная, подчеркнуто­длительная

Ситуация повторяющегося действия

Наглядно­при- мерный тип употребления. Разновидности: потенциальная, перфектная

Неограниченно­крат­ ный тип употребления. Разно-видности: потенциальная (потенциаль­ но­узуальная и потенциально­качествен­ ная), наглядно­при­ мерная

Ситуация постоянного отношения

Тип употребления со значением постоянного отношения

Ситуация обобщенного факта

Обобщенно­фактичес­ кий тип употребления. Разновидности: негативная, ограниченно­ кратная, перфектная, со знач. “аннулиро-ванного результата”

Вид - грамматическая категория глагола, обобщённо указывающая, как протекает или как распределяется во времени обозначенное глаголом действие; выражается противопоставлением частных грамматических значений и форм совершенного и несовершенного вида.
В связи с производным (гл. обр. суффиксальным) и нерегулярным характером образования видовых пар, а также с отсутствием специальных видовых показателей сов. вида и наличием глаголов несов. вида, не имеющих системных показателей несов. вида (напр., знать, колоть), ряд учёных считает категорию В. не словоизменительной, а словообразовательной и классифицирующей. Парные глаголы сов. вида и несов. вида рассматриваются не как словоформы одного глагола, а как разные глаголы, что отразилось на традиционной терминологии: говорят о «видовой парности глаголов* или о «глаголах сов. вида* и «глаголах несов. вида*. Другие учёные, обращая внимание на многочисленное противопоставление В. в рамках одних и тех же лексических значений глагола, рассматривают парные глаголы сов. вида и несов. вида как словоформы одного глагола, а категорию В.- как словоизменительную категорию. Производный характер образования видовых пар не препятствует такому пониманию (напр., образование формы прош. времени при помощи суффикса -л- от основ инфинитива). Случаи, когда лексическое значение глагола оказывается неспособным выступать в формах обоих В., объясняются влиянием лексико-семантических особенностей глагола на выражение видовых значений (ср. подобное влияние на образование форм числа существительных). В лексикографической практике видовые пары обычно не выделяются как отдельные лексемы и указываются как словоформы одного глагола. Взгляд на категорию В. как словоизменительную категорию основывается на строгом разграничении лексических, словообразовательных и грамматических значений и учёте их взаимосвязи в словоформах.
Критериями выделения видовых пар являются: 1) идентичность их лексического толкования; противопоставление глаголов по значениям способов действия не относится к видовой парности (ср. кричать - закричать, спать - поспать, болеть - разболеться и др.); 2) синонимичное употребление двух видовых форм одного глагола в историческом настоящем (ср. Он написал записку и вышел на улицу - Он пишет записку и выходит на улицу); 3) возможность синонимичного толкования видовых пар, образованных с помощью приставок, через видовые пары, образованные при помощи суффиксов, напр. делать - сделать толкуются с помощью глаголов производить - произ-
вести (действие), благодарить - поблагодарить - с помощью словосочетаний выражать благодарность - выразить благодарность.
Семантической основой противопоставления грамматических значений сов. и несов. вида является достижение/недостижение или отсутствие внутреннего предела в обозначенном действии, что формирует значение целостности действия как неделимой совокупности начала, продолжения и конца обозначенного действия - сов. вид и значение нецелостности обозначенного действия (без признаков совокупности начала и конца в осуществлении действия) - несов. вид. При обозначении действия формой сов. вида его субъект представлен вне осуществления действия во «внутреннем времени*, при обозначении действия формой несов. вида субъект представлен как сопряжённый с ас-пектуальным осуществлением действия (с его процессным осуществлением, неограниченной повторяемостью, постоянной потенциальностью); ср.: он поработал - поработает и он работал (когда я пришёл к нему) - работает - будет работать, каждый день работал; она играет на гитаре ("умеет играть"), он отлично рисует. Указанные общие значения видов выводятся из противопоставления частных значений видов. Частные значения видов - это типизированные значения видовых форм при их конкретном речевом употреблении. Они проявляют себя в определённых контекстуальных и ситуативных условиях, а также в лексических значениях глагола и в комбинации видовых форм с другими грамматическими формами глагола (см. Несовершенный вид, Совершенный вид).
Однако форма несов. вида, в отличие от формы сов. вида, может употребляться для обозначения действий без определённых видовых и других характеристик; напр.: Я читал эту книгу; Он говорил мне об этом - здесь глагольные предикаты констатируют факты в общей форме, без учёта того, имели ли они место один раз или повторялись, были ли они целостными или нецелостными; ср.: Я читал эту книгу, но не до конца; Я читал эту книгу от начала до конца. Эту функцию формы несов. вида принято называть общефактической (или общеконстатирующей), она только указывает на сопряжённость действия с субъектом, не уточняя особенностей конкретного осуществления действия. Т. о., форма несов. вида в рус. языке может выступать в видовой и в нейтрализован-но-видовой функции. Последняя широко употребительна в рус. речи и имеет свои разновидности: общефактическую, не допускающую синонимичного употребления формы сов. вида (примеры см. выше), и единично-фактическую, допускающую синонимичное употребление формы сов. вида: Кто покупал/купил эти билеты?; Ты обедал/пообедал уже? Возможность синонимии видовых форм определяется контекстом (речевым или ситуативным), к-рый однозначно указывает на то, что речь идёт о целостных действиях: Кто шил/сшил вам этот костюм? (речь идёт о готовом костюме); Что тебе брать/взять на второе? (в столовой). В качестве контекстов, нейтрализующих видовые значения сов. и несов. вида, могут выступать также высказывания о действиях в их потенциальной типичности, вне определённой вре-меннбй локализации (пословицы, поговорки, сентенции): видовая характеристика предикатов таких высказываний в принципе безразлична; ср.: Знает кошка, чьё мясо съела; От искры сыр-бор загорается; По-русски говорят/скажут так-то. В таких случаях форма несов. вида констатирует сообщённо-потенциальную фактовость действия, а форма сов. вида обозначает действие как одно из «серийных* действий (наглядно-примерная функция).
Противопоставление видов проявляется как в видовых парах- глаголах с одним и тем же лексическим значением, относящихся к разным видам (решить - решать, делать - сделать), так и в одновидовых глаголах, имеющих только несов. вид (сидеть, находиться) или только сов. вид (раскричаться, поспать). Выделяются также двувидовые глаголы (см.), вид к-рых устанавливается из контекста и не имеет формального выражения (казнить, конфисковать, женить).
Особенность категории В. состоит в том, что средством выражения видовых различий служит целостная структура глагольной основы, состоящая из определённой комбинации морфем. Бесприставочные глаголы в большинстве случаев относятся к несов. виду (писать, работать), приставочные - к сов. виду, если они включают одну приставку и не имеют грамматических суффиксов несов. вида, переводящих глаголы сов. вида в парные глаголы несов. вида: подписать (сов. вид) - подписывать (несов. вид).
Различаются три типа видовых пар: 1) суффиксальный, состоящий из глагола сов. вида и образованного от него глагола несов. вида при помощи суффиксов -ива-(-ыва-), -ва-, -а- (заработать - зарабатывать, заболеть - заболевать, решить - решать); 2) приставочный, состоящий из бесприставочного глагола несов. вида и приставочного глагола сов. вида, лексические значения к-рых не отличаются друг от друга (писать -написать, желтеть - пожелтеть, тонуть - утонуть); 3) супплетивный, состоящий из глаголов с разными основами, не отражающими регулярных чередований (брать - взять, класть - положить, говорить - сказать, сесть - садиться, стать - становиться). Суффиксальное образование видовых пар может сопровождаться чередованием согласных (предупредить - предупреждать, запретить - запрещать), чередованием гласных в корне (усвоить - усваивать, выкопать - выкапывать, начать - начинать) и изме-Ч ненисм места ударения (насыпать - насыпать, !2 отрезать - отрезать). Распределение суффик-
сов несов. вида -ива-(-ыва-), -ва-, -а- не имеет строгих правил: во многих случаях оно зависит от морфонологической структуры основы сов. вида (см. Имперфективация), в нек-рых других объясняется историческими факторами. Наиболее продуктивным суффиксом несов. вида является -ива-(ыва-). Приставочный тип видовых пар устанавливается в словарном порядке, т. к. в системе рус. глагола нет «чистовидовых» приставок (нек-рые учёные придерживаются иного мнения) и образование приставочной пары зависит от приравнивания значения (в т. ч. исторического) приставки и значения соответствующего бесприставочного глагола несов. вида.
Особые правила образования видовых пар имеют приставочные глаголы однонаправленного движения: приставочные глаголы, образованные от шести бесприставочных глаголов однонаправленного движения (везти, вести, гнать, идти, лететь, нести), образуют несов. вид с использованием основ соответствующих глаголов неоднонаправленного движения: вывезти - вывозить, вылететь - вылетать, зайти - заходить, догнать - догонять, привести - приводить, принести - приносить; остальные приставочные глаголы однонаправленного движения образуют несов. вид при помощи суффиксов: откатить - откатывать, выползти - выползать, перелезть - перелезать, приехать - приезжать и т. п. (см. Глаголы движения).
Тенденцию к образованию видовых пар имеют прежде всего предельно-результативные глаголы (см. Аспектология): строить - построить, ставить - поставить, лишить - лишать, подкрасить - подкрашивать. К одновидовым глаголам сов. вида относятся обычно предельные глаголы со значением одноактного действия (махнуть, кольнуть), появления неожиданного, непредвиденного результата, состояния (очутиться, опомниться), временнбй ограниченности [полежать, проспать (всю ночь), заплакать, отшуметь], подчёркнутой интенсивности действия (раскричаться, взреветь, разозлить), суммарности объективно многократного действия [переломать (все стулья), наносить (много воды)], крайней степени длительности или интенсивности действия (заждаться, изголодаться, умаяться). В ряде случаев наблюдаются нерегулярные парно-видовые образования, в к-рых форма несов. вида выступает только или преим. в значении повторяющихся действий: засидеться - засиживаться, просидеть (час) - просиживать (часы), доехать - доезжать. Приставочные глаголы на -ова-ть образуют парные глаголы несов. вида только в том случае, если ударение падает на конечный гласный основы: загримировать - загримирбвывать, но только забальзамировать; заколдовать - заколдбвывать, но только загипнотизировать.
Среди предельно-результативных глаголов в рус. языке встречаются нерегулярные и нестабильные видовые тройки, когда форма сов. вида соотносится с двумя формами несов. вида, одна из к-рых образуется при помощи суффиксов от формы сов. вида: читать - прочитать - прочитывать, есть - съесть - съедать, слабеть - ослабеть - ослабевать, сохнуть - высохнуть - высыхать. Приставочные формы несов. вида отличаются выражением подчёркнутой направленности на результативность в осуществлении действия.
Непредельные глаголы относятся только к несов. виду и не образуют видовых пар (свистеть, беседовать, болеть), но могут образовывать предельные глаголы со значением особых способов действия (см. Способы глагольного действия): плакать - заплакать (начало действия), жить -прожить (многие годы в деревне) (ограничитель-но-временнбй способ действия), шуметь - отшуметь (финитивный способ действия) и др. Такие образования, как правило, не допускают суффиксальных форм несов. вида. Выделяются также непредельные глаголы, к-рые не образуют предельных глаголов со значением способов действия (иметь, весить, стоить, называться, отсутствовать и др.).
Категория В., в отличие от категорий времени, лица, наклонения, тесно связана с лексико-семан-тическими особенностями рус. глагола. От категории В. зависит образование причастий, деепричастий, залога, наст, и буд. времени, императива совместного действия, своеобразие функций временных форм, повелительного наклонения, инфинитива. Категория В. оказывает влияние на синтаксические связи слов и предложений и участвует в организации целых текстов. м. А. Шелякин.
В. возник в поздний период развития праславян-ского языка (см.), очевидно, непосредственно предшествовавший его разделению на отдельные славянские языки (см.). Появление В. было связано с актуализацией значения процесса, длительного действия, направленного на достижение результата - значения имперфективности. Несов. вид, с развития к-poro и началось становление категории В., возник на стыке довидовых семантических категорий определённости - неопределённости и предельности - непредельности. Исходное видовое значение процессуальности, складывавшееся в первую очередь у приставочных глаголов, сначала актуализировалось в сфере наст, времени. Для его выражения первоначально использовались особые формы наст, времени, образовывавшиеся по моделям, функционировавшим в области создания неопределённых глаголов (изме-тетъ - измечеть, наскочить - наскачеть, приле-тить - прил\таетъ и т.п.). Основной путь развития В. состоял в создании его семантического потенциала, включавшего как основные значения сов. и несов. вида, так и вторичные, частные, функциональные значения. Вместе с тем складывался и морфологический механизм для выраже-
ния главных видовых значений. Основным процессом оформления В. как грамматической категории было образование в сфере приставочных, а затем и бесприставочных глаголов видовых корреляций, бинарных по значению и, как правило, многочленных по форме, в к-рых корреляту общего В., постепенно превращавшегося в сов. вид, противостоял ряд вариантов несов. вида (накажешь - наказаетъ, наказуеть, наказываетъ). Эти варианты появлялись вследствие того, что в ходе развития категории В. для создания форм несов. вида наряду с чередованием гласных (поло-жити - полагати, высълати - высылати и др.) использовались различные модели имперфектива-ции (см.), как древние довидовые, так и новые специализированные [суффиксы -а-, -ва-, -ова-(-ева-), -ja-]. Наиболее продуктивным средством имперфективации глаголов, сложившимся на др.-рус. почве, стал и продолжает оставаться суффикс -ива-(-ыва-). С развитием нормализаци-онных процессов многочисленные корреляции превращались в двучленные видовые пары, однако нек-рые варианты несов. вида сохранились до наших дней (заготовлять и заготавливать, осушать и осушивать и т. п.).
На протяжении всей истории рус. языка в тесной связи с развитием категории В. шло преобразование др.-рус. системы глагольных времён, в процессе к-рого первичные видовые формы наст, времени несов. вида приобрели полную парадигму (см.), т. е. формы всех глагольных времён, а также соответствующие формы инфинитива и причастий, получив, т.о., грамматический статус отдельного слова. Существенным этапом этого процесса была утрата древних форм прош. времени - аориста (см.), имперфекта (см.), перфекта (см.) и плюсквамперфекта (см.) - и замена их универсальной формой прош. времени, образующейся от глаголов обоих видов. Древние формы наст.-буд. времени, временнбе значение к-рых определялось контекстом, у глаголов сов. вида закрепили за собой значение буд. времени (перепишу, решу), а у глаголов несов. вида - значение наст, времени (переписываю, решаю). Указанное преобразование завершилось только в 16-17 вв. созданием форм буд. времени несов. вида (будет переписывать, будет решать).
В совр. рус. языке установились три типа связи временных форм с видовым значением глагола: полная независимость временной формы от видового значения глагольной основы (формы прош. времени), полная зависимость (аналитические формы буд. времени) и зависимость, отчасти обусловленная видовой семантикой основы, отчасти контекстом (формы простого наст.-буд. времени). Для этих форм зависимость от контекста существует у двувидовых глаголов (казнить, венчать), у форм сов. вида с функциональным значением обычного настоящего (Обычно он решит задачу раньше всех, перепишет набело и пойдет домой) и у форм несов. вида с функциональным значением буд. времени (Завтра я собираю все листы, переписываю их набело и несу машинистке). В. Б. Силина.

Вид (различаются значением предельности/непредельности действия):

Несовершенный (что делать?) – значение незавершенности действия, оно не достигло результата, предела – в форме н., пр., буд. сложного.

Совершенный (что сделать?) – значение завершенности действия, оно достигло результата, предела – в форме пр., буд. прост.

Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида

Перфективация – образованиегл. сов. в. от непроизводной основы глагола путем присоединенияприставки (лететь – при + лететь );

А также образование гл. сов. в. с помощью суф. –НУ со значением однократности (колоть – кольнуть, бодать - боднуть ).

Глаголы несов. вида с приставками заимствованы из ст/сл яз.: предвидеть, принадлежать, сочувствовать.

Имперфективация – образование гл.несов. вида от гл. сов. вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -ева, -а, -я (дать – давать, решить – решать, прочитать - прочитывать).

1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.

подписывать

развеять

задевать

рождаться

подсыпать

подстраивать

завянуть

запирать

устраивать

нарушить

перестраивать

выпрашивать

Видовая пара

Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:

Соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые

Соотносимыми по виду глаголы могут образовывать видовую пару.

Видовую пару образуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»

Обычно значение не меняется при имперфективации

При перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок

Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать ). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.

Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.

Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:

Глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)

Модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)

Интеллектуальное состояние (знать, полагать)

Глаголы обладания

Гл., обозначающие положение в пространстве

Гл. движения

Двувидовые глаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…, гл. на –ировать/изова).

2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.

а) переделать – переделывать, привязать – привязывать, бросить – бросать, разбить – разбивать, добыть – добывать, смыть – смывать, сидеть – сиживать, засеять – засевать, замерзнуть – замерзать, решить – решать, взять – брать, сказать – говорить, поймать – ловить, нарезать – нарезать.

б) слепнуть – ослепнуть, смотреть – просмотреть, худеть – похудеть, писать – написать, строить – построить, любить – полюбить, сесть – присесть, конструировать – сконструировать, писать – переписать, переплыть – переплывать.