Тест какая у меня эмпатия. Тест: Способность к эмпатии

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Инструкция: Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:
"Не знаю" - (0);
"Нет, никогда" - (1);
"Иногда" - (2);
"Часто" - (3);
"Почти всегда" - (4);
"Да, всегда" - (5).

Отвечать нужно на все пункты. Отвечайте прямо в книге, в скобках, расположенных после каждого пункта.

Тест опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родителиотносятсяк своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой кошек и собак.
23. Все людинеобоснованно озлобленны.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также, не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Проявление эмпатии к: Номер пункта
I Родителям 10, 13, 16
II Животным 19, 22, 26
III Пожилым людям 2, 5, 8
IV Детям 25, 29, 32
V Героям художественных произведений 9, 12, 15
VI Незнакомымили малознакомымлюдям 21, 24, 27

Общий классификатор теста

Если вы набрали от 82 до 90 баллов - это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята.

При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству.

В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать.

Этот тест помогает определить, насколько вы способны к эмпатии как одному из важнейших профессионально значимых качеств личности учителя.

Отвечая на вопросы, пользуйтесь вариантами ответа: «Не знаю», «Нет, никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда», «Да, всегда».

«Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа: «не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда».

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых людей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов или неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю те, в которых звучит современная музыка.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравиться наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. Увидев покалеченное животное, я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свое идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда бывают задумчивы

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем приступить к обработке полученных результатов, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали на вопросы диагностики. Не ответили вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 2, 4, 16, 18, 33, а также «да, всегда» на вопросы: 2,7, 11,13, 16, 18, 23?

Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ «да, всегда» поучен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ «да, всегда» получен для одного из утверждений, а «нет, никогда» - для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. Суммируйте результаты. Если общая сумма равна 5 или более, то результат недостоверен; при сумме, равной 4,- результат сомнителен; при сумме не более 3 – результат может быть признан достоверным.

Ключ

Эмпатия к родителям - № 10,13,16.

Эмпатия к животным - № 19, 22,25.

Эмпатия к старикам – № 2, 5, 8.

Эмпатия к детям – № 26, 29, 35.

Эмпатия к героям художественных произведений – № 9,12, 15.

Эмпатия к незнакомым и малознакомым людям – № 21, 24,27.

Обработка результатов. Констатируйте уровень эмпатии в целом и по каждой из составляющих.

Очень высокий – 15, 82 – 90;

Высокий – 13 -14, 63 – 81;

Средний – 5 -12, 37 – 62;

Низкий – 2 – 4, 12 – 36;

Очень низкий – 0 -1, 5 –11.

Интерпретация результатов:

82 – 90 баллов – очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети легко доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь их задеть. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего друга. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам и вам не рекомендуется быть педагогом. Вам впору позаботиться о своем психическом здоровье.

63 – 81 балл – высокая эмпатия. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» по их лицам, «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценки событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитайте работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия. Вам рекомендуется быть педагогом, но при этом есть над сем задуматься и поработать.

37 - 62 балла - средний уровень, норма эмпатийности, присущая подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей. Вам рекомендуется быть педагогом: во-первых, поможете себе, осваивая эту специальность, а во-вторых, вы потенциально годитесь для нее.

12 – 36 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления и поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, что у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Окружающие платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием.

Но это исправимо, если вы раскроетесь и станете пристальнее всматриваться в поведение окружающих вас людей и начнете принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди коллег, друзей. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны и индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходимо заняться воспитанием чувств. Подумайте, легко ли вам будет работать педагогом.

Тест. Ваша терпимость

Важной характеристикой педагогической культуры является терпимость, которая в современных условиях имеет не только педагогическую, но и социальную значимость. Это ведущее качество педагога-гуманиста, определяющее проявление эмпатии, уважения к иному мнению, иной вере, иным вкусам. Терпимость лежит в основе толерантности. Данный тест поможет определить уровень Вашей терпимости.

Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный партнером? а) да; б) нет.

Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете: а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли все желающие, даже если они не знают правил?

Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости? а) да; б) нет.

Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, это вас вообще не интересует; б) Вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

Можете ли Вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями? а) Вам бывает очень трудно это сделать; б) Вы не обращаете внимания на такие различия.

Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) Вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в той же шутливой форме.

Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»? а) да; б) нет.

Вы приводите в компанию друга (подругу) и он (она) становится центром внимания. Как Вы реагируете? а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас; б) Вы лишь радуетесь за своего друга.

Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы? а) промолчите и просто уйдете в сторону; б) вступите в спор.

А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б; 2б; 3а; 4а; 5б; 6б; 7а; 8б; 9а.

Интерпретация результатов:

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы ни находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе, чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются.

Казанский психолог И.М. Юсупов создал методику изучения уровня эмпатийных тенденций. Цель теста – определение уровня эмпатии (сопереживания), то есть способности поставить себя на место другого человека и умения к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Как мы помним, эмпатия – одна из составляющих эмоционального интеллекта, категории, необходимой для грамотного и успешного лидера.

Определение уровня эмпатии

В тесте нужно оценить несколько утверждений. Ответы не расцениваются как положительные или отрицательные, поэтому рекомендуем отвечать честно. Долго над ответами не раздумывайте, отвечайте то, что первое пришло в голову.

Отвечать нужно так. Прочитав утверждение, отметьте в бланке свой ответ соответственно его номеру. Ваши ответы могут быть «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Когда заполните бланк нужно количество ответов в соответствующей умножить на определенный балл. Скажем, если вы ответили «часто» пять раз, то ваш суммарный балл в этой колонке - 15. Посчитайте баллы по каждой колонке и суммируйте их - получите общий балл вашей эмпатии. Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Список вопросов

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Взрослых детей раздражает забота старших.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю такие, в которых в основном звучит современная музыка.
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
  8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
  9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к критике в свой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои коллеги иногда задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Бланк

Номер утверждения

Никогда или нет

Почти всегда

Всегда или да

Ключ

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности ответов. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то скорее всего, вы не были откровенны с собой. Результаты тестирования будут достоверными, если по всем перечисленным утверждениям дано не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работа выполнена напрасно.

Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Очень высокий уровень эмпатийности — от 82 до 90 баллов. У человека болезненно развито сопереживание. В общении он тонко реагирует на настроение собеседника, высокочувствителен, раним. Может страдать при виде раненого животного или переживать от случайного холодного приветствия своего шефа. Нередко он испытывает комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом опасаясь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает его. Обостренная впечатлительность порой долго не дает ему заснуть. Будучи расстроен, он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. Человек с очень высоким уровнем эмпатийности бывает близок к невротическим срывам. Ему следует позаботиться о своем психическом здоровье.

Высокий уровень эмпатийности — от 63 до 81 балла. Человек чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, умеет многое прощать. С искренним интересом относится к людям. Эмоционально отзывчив, коммуникабелен, умеет устанавливает контакты и находит общий язык с окружающими. Обычно он старается избегать конфликтов и находить компромиссные решения. Окружающие ценят его за душевность. Адекватно относится к критике в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Регулярно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах он не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе.

Нормальный уровень эмпатийности — от 37 до 62 баллов. Этот уровень присущ большинству людей. Окружающие не могут назвать такого человека толстокожим, но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонен по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Ему не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении этот человек внимателен, пытается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств становится нетерпелив. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому получается, что их поступки для него оказываются неожиданными.

Низкий уровень эмпатийности — от 12 до 36 баллов. При этих итоговых значениях проявлений эмпатии человек испытывает проблемы в установлении контактов с людьми, некомфортно ощущает себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих зачастую кажутся ему непонятными и лишенными смысла. Чаще он отдает предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такой человек склонен к точным формулировкам и логичным решениям. Вероятно, у него немного друзей, а тех, кто в их числе, он больше ценит за ясный ум и деловые качества, нежели за чуткость и отзывчивость. Нередко и люди ему платят аналогично: бывают ситуации, когда такой человек чувствует свою отчужденность, окружающие не слишком балуют его своим вниманием. Но это исправимо, если он раскроет свой «панцирь» и станет внимательнее всматриваться в поведение своих родных и считать их потребности своими.

Очень низкий уровень эмпатийности — 11 баллов и менее. Эмпатийные тенденции личности не развиты. У человека сложности с инициацией диалога, он обычно находится в стороне в группе коллег, сокурсников, одноклассников. Особенно проблематичны для него контакты с детьми и лицами, которые значительно старше его. В межличностных отношениях обычно оказывается в неуклюжем положении, во многом не находит взаимопонимания с окружающими. Любит острые ощущения, спортивные состязания предпочитает занятиям искусством. В деятельности слишком центрирован на себе. Такой человек может быть очень продуктивен в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядит положительно. Он склонен с иронией относиться к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносит критику в свой адрес, хотя реакцию свою может не демонстрировать. Нуждается в гимнастике чувств.

Этот тест на уровень эмпатии поможет вам определить, насколько хорошо вы способны чувствовать людей прямо сейчас. Верно ли ваше первое впечатление?

Вероятно, вы уже знаете, что эмпатия¹ - это умение чувствовать эмоции и настроение других людей, переживать чужие волнения как свои собственные. Эта уникальная способность позволяет тому, кто ею обладает, узнавать о человеке все с помощью своего внутреннего ощущения.

Обладаете ли вы склонностью чувствовать других?

Бывало ли, что иногда вы ощущали мысли, состояние, настроение других людей?

Удавалось ли вам с первого взгляда определять характер человека, его склонности?

Чувствовали ли вы когда-нибудь, что некий ваш знакомый, находящийся далеко от вас, думал о вас, а потом это подтверждалось?

А как вы сами реагируете на окружающий мир?

Бывало ли так, что вы читали книгу или смотрели фильм и настолько увлекались, что переживали эмоции актеров как свои собственные? И буквально физически ощущали боль, наслаждение или радость?

Если вам знакомы хотя бы какие-то из вышеперечисленных ситуаций, то вы определенно обладаете даром эмпатии! Развивая эту способность, вы можете достичь очень многого!

Хотите проверить себя еще глубже?

Тест на уровень эмпатии, который я вам сегодня предложу, поможет определить, насколько в вас развита способность чувствовать других людей. Хочу предупредить сразу - этот тест показывает именно уровень эмпатии, а не наличие задатков к этой способности. Это вам помогут понять вышеприведенные вопросы и этот тест на эмпатию >>>

Сегодня вы попробуете проникнуть в суть людей (их изображений) и узнать о них больше!

Как же это загадочно и интересно – проникать в тайны других и читать их историю, как по раскрытой книге! Если захотите, я научу вас этому, а пока проверим, что вы можете уже сейчас! Итак, начнем наш тест на уровень эмпатии!

Тест на уровень эмпатии!

Ниже вы найдете фотографии 3-х людей. Вам нужно проникнуть вглубь этих изображений, погрузиться в энергетику этих людей и считать необходимую информацию.

Каким образом? Все просто!

1. Сядьте в удобное кресло или на стул.

2. Закройте глаза.

3. Расслабьтесь.

4. Побудьте в расслабленном состоянии еще пару минут.

5. Затем откройте глаза и сосредоточьтесь на первом изображении.

Перед вами фотография незнакомой девушки. Посмотрите на нее внимательно.

6. А теперь ответьте себе на один вопрос: «Кем работает эта девушка?»

Сосредоточьтесь на своем внутреннем ощущении от этого человека.

Варианты ответа:

а) эта девушка – бухгалтер;

б) эта девушка – учитель;

в) эта девушка – повар.

После того, как вы определили профессию девушки, изображенной на первом фото, вновь закройте глаза и расслабьтесь. Отпустите все мысли.

Отдохнув немного, вновь откройте глаза и посмотрите на вторую фотографию.

На ней изображен молодой парень. Какое ощущение он вызывает внутри вас? Сосредоточьтесь на этом ощущении, а затем спросите себя: «Кем работает этот парень?»

Варианты ответа:

а) этот парень – художник;

б) этот парень – программист;

в) этот парень – юрист.

Определившись с ответом, вновь закройте глаза. Расслабьтесь. Не думайте ни о чем. Посидите так 1-2 минуты. Откройте глаза. Вам осталось определить профессию человека, изображенного на третьей фотографии.

Погрузитесь в ощущение, исходящее от этого мужчины. Сосредоточьтесь на том чувстве, которое он у вас вызывает. Кем работает этот человек?

Варианты ответа:

а) этот мужчина – военный;

б) этот мужчина – ученый-физик;

в) этот мужчина – директор крупной фирмы.

Так кто же эти люди по профессии?

Итак, девушка, изображенная на 1 фотографии, работает бухгалтером. Правильный ответ – «а».

Юноша на 2 фотографии – программист (ответ «б).

А мужчина на 3 фотографии – директор крупной компании (ответ «в»).

Результаты теста на уровень эмпатии!

1. Если вам удалось правильно определить все 3 профессии, то у вас есть великий дар. У вас очень высокий уровень эмпатии! Все, что вам нужно, это научиться управлять этим даром!

2. Если вам удалось правильно определить 2 профессии из 3-х, то дар эмпатии у вас определенно есть, и уровень эмпатии достаточно высокий. Вам лишь нужно приложить немного усилий, чтобы овладеть этой способностью в совершенстве.

3. И даже если вы правильно назвали лишь 1 профессию, вы вполне можете научиться точно считывать информацию с людей с помощью своего внутреннего чутья. Такой результат говорит о среднем уровне эмпатии.

4. Если вам не удалось правильно определить ни одну профессию, значит, вы пока ваши способности чувствовать других людей очень слабые, и уровень эмпатии низкий. Но вы вполне можете его повысить, если захотите!

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. (Тест на эмпатию Бойко)

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (тест на эмпатию Бойко) предназначена для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Эмпатия - от греч. empatheia - "сопереживание". Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций.

В качестве особых форм эмпатии выделяют:

Сопереживание - переживание собеседником

тех же самых чувств, которые испытывает другой человек, ставя себя на его место;

Сочувствие - переживание из-за чувств другого.

Эмпатическая способность личности возрастает

с ростом жизненного опыта.

Различают три вида эмпатии:

    эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах подражания поведению другого человека;

    когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.);

    предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. (Тест-опросник на эмпатию Бойко):

Инструкция к тесту-опроснику Бойко.

Тестовый материал (вопросы).

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклоннос­ти, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозно­сти, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потре­буется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родствен­ную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понима­ния окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру дру­гой личности - бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне лю­дей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо живот­ным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то долж­но случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стара­юсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу пра­вильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым челове­ком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних Людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, “разложив по полочкам”.

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, ко­торые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно бесе­довать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура - поэтическая, художествен­ная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятно­стях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так силь­но огорчать людей

Ключ к тесту.

Подсчитывается число правильных ответов по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов.

Анализируются показате­ли отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии.

В данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций (шкал).

Рациональный канал эмпатии характеризует направ­ленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека - на его состо­яние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуи­тивного отражения партнера. В рациональном компонен­те эмпатии не следует искать логику или мотивацию ин­тереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способ­ность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоцио­нальная отзывчивость в данном случае становится сред­ством “вхождения” в энергетическое поле партнера. По­нять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том слу­чае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль свя­зующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности человека видеть поведе­ние партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эм­патии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать лич­ных контактов, считает неуместным проявлять любопыт­ство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умо­настроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, раз­личные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, заду­шевности. Каждый из нас своим поведением и отношени­ем к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партне­ра содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, не­естественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль и интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться и пределах от 0 до 36 баллов.

Нормы теста Бойко на уровень эмпатии.

30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии;

29-22 - средний;

21-15 - заниженный;

менее 14 баллов - очень низкий.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. (Тест-опросник на эмпатию Бойко)