Тест по правлению александра 1. Тест по изучению личности «Александра I

Вариант №1

1.Выберите лишнее: Лагарп, Екатерина II, Павел I,М.М.Сперанский. Ответ объясните.

3.Соотнесите:

1)1801г. а) указ о «вольных хлебопашцах»

2) 1803г. б) начало правления Александра I

3) 1802 г. в) создание министерств

г) цензурный устав

4.Продолжите ряд: Кочубей, Чарторыйский, ______

приказы, коллегии, министерства

Вариант №2

1.Выберите лишнее: Чарторыйский, Лагарп, Строганов, Кочубей. Ответ объясните.

2.Составьте схему управления, предложенную М.М.Сперанским, используя следующие понятия:

Сенат, министерства, законодательная, власть, исполнительная, Государственная дума, судебная

3.Соотнесите:

1)1825 г. а) указ о покупке земли недворянами

2) 1802 г. б) окончание правления Александра I

3) 1810 г. в) создание министерств

г) создание Государственного совета

4.Продолжите ряд: Лагарп, Екатерина II, ______

5.По какому принципу образован ряд:

указ о «вольных хлебопашцах», запрет продавать крестьян на ярмарке, отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь

Ответы:

Вариант №1

1. М.М.Сперанский, так как все остальные воспитатели Александра I

законодательная исполнительная судебная

Государственная дума министерства Сенат

4.Новосильцев, т.к. являются членами Негласного комитета

5.Исполнительные органы власти

Вариант №2

1. Лагарп, так как все остальные -члены Негласного комитета

Тест по теме: «Россия при Александре II»

Вариант I

  1. Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

А) Ф. Лагарп; б) В.А. Жуковский; в) М.Н. Погодин; г) С.С. Уваров.

  1. Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?

А) А.И. Герцену; б) Н.П. Огареву;

В) Александру II; г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву.

  1. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.?

А) состязательность сторон в ходе судебного процесса;

Б) наказание розгами виновных;

В) гласность суда;

Г) периодическая сменяемость судей;

Д) создание особого суда для дворян;

Е) зарплата судей одна из самых высоких в мире;

Ж) введение суда присяжных;

З) бессословность суда.

  1. Земские учреждения не решали вопросов…

а) строительства дорог; б) строительства школ и больниц;

в) организации судебных органов; г) развития торговли и промышленности.

  1. Представители какого сословия преобладали в земствах?

а) крестьяне; б) дворяне; в) купцы; г) мещане.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) не заключившие выкупной сделки с помещиком; б) крестьяне сибирских губерний;

в) государственные крестьяне; г) все указанные под а), б), в).

  1. Для чего были созданы редакционные комиссии?

а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах;

б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;

в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу;

г) для редакции журналов и газет.

  1. По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…

а) собственностью крестьянской семьи;

б) собственностью крестьянской общины;

в) государственной собственностью;

г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду.

  1. Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел?

а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;

б) сразу 100% стоимости надела;

в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;

г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство.

  1. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…

а) месячина; б) испольщина;

в) барщина; г) отработки.

  1. Что отражает буржуазный характер Великих реформ?

а) отмена крепостного права;

б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел;

в) наделение крестьян землей;

г) состязательность судебного процесса;

д) общинное землевладение;

е) появление отработочной системы;

ж) всесословный характер земств;

з) всеобщая воинская повинность;

и) крестьянское малоземелье;

к) отрезки.

  1. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена:

а) на Донбассе; б) в Сибири;

в) в районе Баку; г) в Средней Азии.

  1. Соотнесите событие и дату:
  1. начало перевода крестьян на выкуп; а) 1878 г.
  2. судебная реформа; б) 1 марта 1881 г.
  3. убийство Александра II; в) 1863 г.
  4. Берлинский конгресс; г) 1864 г.
  1. Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?

а) бунатрское; б) пропагандистское;

в) заговорщическое; г) либеральное.

  1. Как называлась первая народническая организация в России?

а) «Земля и воля»; б) «Черный передел»;

в) «Народная воля»; г) «Освобождение труда».

  1. К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ?

а) либеральное; б) радикальное; в) консервативное; г) реакционное.

  1. Какое имя лишнее и почему?

а) И.В. Гурко; б) А.М. Горчаков; в) М.Д. Скобелев; г) П.С. Нахимов.

  1. На Берлинском конгрессе произошло:

а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;

б) укрепление позиций России;

в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора;

г) создание новой коалиции против России.

  1. С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?

а) с Японией; б) с Китаем; в) с США; г) с Кореей.

а) Сан-Стефанский мирный договор;

б) начало перевода крестьян на выкуп;

в) раскол «Земли и воли»;

г) хождение в народ;

д) оборона Шипкинского перевала.

Тест по теме: Тест по теме: «Россия при Александре II»

Вариант II

  1. Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.:

а) замедлило развитие капитализма в России;

б) дало толчок развитию капитализма в России;

в) не повлияло на темпы развития капитализма в России;

г) сделало невозможным развитие капитализма в России.

  1. Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?

а) редакционные комиссии; б) губернские дворянские комитеты;

в) крестьянские комитеты; г) все указанные под а), б), в).

  1. Мировые посредники…

а) проверяли правильность составления уставных грамот;

б) назначались Сенатом;

в) решали споры крестьян с помещиками;

г) все указанное под а), б), в).

  1. Как назывались крестьяне до перехода на выкуп?

а) не выкупленные; б) безземельные; в) крепостные; г) временнообязанные.

  1. Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г.?

а) выборный характер земств;

б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза;

в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;

г) в ряде губерний земства решено было не создавать;

д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги;

е) во главе губернских земств стояло центральное земство;

ж) депутатов земств называли гласными.

  1. Какая реформа не была проведена в 60-70-е годы?

а) крестьянская; б) высших органов власти; в) судебная; г) военная.

  1. Какие из приведенных терминов отражают капиталистический характер развития России, а какие – сохранение феодальных пережитков?

а) отработки; б) отрезки;

в) аренда земли крестьянами; г) строительство фабрик и заводов;

д) выкупные платежи крестьян на землю; е) крестьянское малоземелье;

ж) железнодорожный бум.

  1. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался…

а) окружной суд; б) волостной суд;

в) мировой суд; г) мировой посредник.

  1. Присяжные заседатели – это…

а) судебные чиновники; б) специально отобранные люди для вынесения вердикта;

в) судья в незначительных делах; в) кандидаты в мировые судьи.

  1. В 1862 г. к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города…

а) Москвы; б) Санкт-Петербурга;

в) Воронежа; г) Твери.

  1. Какова была цель «хождения» в народ?

а) познакомиться с жизнью крестьян;

б) обучить крестьян разным специальностям;

в) вызвать революционный взрыв в деревнях;

г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.

  1. Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества?

а) П.Н. Ткачев; б) М.А. Бакунин;

в) П.Л. Лавров; г) Г.В. Плеханов.

  1. Какая организация в России занималась террористической деятельностью?

а) «Черный передел»; б) «Народная воля»;

в) «Топор и расправа»; г) «Земля и воля».

  1. С именем М.Т. Лорис-Меликова связано:

а) создание III отделения;

б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса;

в) создание Департамента государственной полиции при МВД;

г) проект созыва Государственной Думы.

  1. Соотнесите событие и дату:

1. Манифест об освобождении крестьян; а) 1874 г.

2. «Хождение в народ»; б) 1877-1878 гг.

  1. Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?

а) Франция, Россия, Турция; б) Австро-Венгрия, Турция, Россия;

в) Франция, Англия, Россия; в) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия.

  1. Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед министром иностранных дел А.М. Горчаковым на первом этапе его деятельности?

а) поиск союзников для военного реванша после поражения в Крымской войне;

б) создание военного блока против Англии и Франции;

в) борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира;

г) создание коалиции против Австро-Венгрии и Пруссии.

  1. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г….

а) провозглашалась независимость Болгарии;

б) предоставлялась независимость Герцеговине;

в) Россия получила контрибуцию с Турции;

г) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет.

  1. Какое событие канцлер А.М. Горчаков назвал самой темной страницей в своей карьере?

а) Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. б) Лондонскую конференцию 1878 г.

в) Берлинский конгресс 1878 г. г) Сан-Стефанский мирный договор.

  1. Расставьте в хронологической последовательности:

а) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости;

б) начало русско-турецкой войны;

в) создание «Союза трех императоров»;

г) земская реформа;

д) Берлинский конгресс.

Ключи к тесту:

Вариант I.

  1. а, в, г, ж
  2. а, в, г, ж.
  3. 3-б, 1-в, 2-г, 4-а.
  4. б, г, д, а, в.

Вариант II

  1. а, б, д, ж.
  2. 1-в, г, ж; 2 – а, б, д, е;
  3. 1-г, 2-а, 3-б, 4-в;
  4. а, г, в, б, д.

Вариант I


В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:

а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.

2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:

Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»

3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:

а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.

5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:

а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .

6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:

а) ; б) ; в) ; г) .

7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):

а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.

8. В начале XIX века Россия вела войны:

а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;

в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;

2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;

4) 1805 г. г) Тильзитский мир;

5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;

В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те карту од­но­го из эта­пов Оте­че­ствен­ной войны 1812 г.

Населённым пунк­том, обо­зна­чен­ным на карте циф­рой «1», яв­ля­ет­ся

1) Бо­ро­ди­но

2) Та­ру­ти­но

4) Царёво Зай­ми­ще

Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Ука­жи­те год, когда была вы­пу­ще­на дан­ная мо­не­та.

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке со­бы­тия и яв­ле­ния по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Рос­сии XIX в. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов.

1) со­зда­ние «Союза Спа­се­ния»

2) раз­ра­бот­ка ­ран­ским «Вве­де­ния к Уло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов»

3) принятие Конституции Польши

4) Заграничный поход российской армии.


За­да­ние 15. Кто из пе­ре­чис­лен­ных во­е­на­чаль­ни­ков ру­ко­во­дил дей­стви­я­ми рус­ских войск в Отечественной войне 1812 г.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке двух де­я­те­лей и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) П. А. Ру­мян­цев

2) А. В. Су­во­ров

Про­мыш­лен­ность Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идет речь.

«По­ле­вые зе­мель­ные укреп­ле­ния, об­ра­щен­ные углом к про­тив­ни­ку, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись рус­ски­ми вой­ска­ми в Бо­ро­дин­ском сра­же­нии и за­щи­ща­лись под ру­ко­вод­ством ге­не­ра­ла ­ра­ти­о­на».

За­да­ние 18. Срав­ни­те черты го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Рос­си­ей в пе­ри­од прав­ле­ния Петра I и в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­санд­ра I. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) су­ще­ство­ва­ние ми­ни­стерств

2) аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха

3) де­ле­ние стра­ны на гу­бер­нии

4) су­ще­ство­ва­ние про­вин­ций — ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц Рос­сий­ской им­пе­рии


За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны Рос­сий­ской им­пе­рии XVIII—XIX вв.

1) Пра­ви­тель­ству­ю­щий Сенат; 2) Вер­хов­ный тай­ный совет; 3) Го­су­дар­ствен­ная дума; 4) Го­су­дар­ствен­ный совет; 5) Во­ен­ная кол­ле­гия.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке. Ука­жи­те уко­ре­нив­ше­е­ся впо­след­ствии на­зва­ние пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, про­пу­щен­ное в тек­сте.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка.

«Одним из па­ра­док­сов внут­рен­ней по­ли­ти­ки [им­пе­ра­то­ра] по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни стало то об­сто­я­тель­ство, что по­пыт­ки об­нов­ле­ния рос­сий­ско­го го­су­дар­ства со­про­вож­да­лись уста­нов­ле­ни­ем по­ли­цей­ско­го ре­жи­ма, позд­нее по­лу­чив­ше­го на­зва­ние «арак­че­ев­щи­ны». Одним из её про­яв­ле­ний и глав­ным сим­во­лом стали во­ен­ные по­се­ле­ния, в ко­то­рых сам [им­пе­ра­тор], впро­чем, видел один из спо­со­бов осво­бож­де­ния кре­стьян от лич­ной за­ви­си­мо­сти, но ко­то­рые вы­зы­ва­ли не­на­висть в самых ши­ро­ких кру­гах об­ще­ства. Вме­сто Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния было со­зда­но Ми­ни­стер­ство ду­хов­ных дел и на­род­но­го про­све­ще­ния во главе с обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го си­но­да и гла­вой Биб­лей­ско­го об­ще­ства А. Н. Го­ли­цы­ным. Под его ру­ко­вод­ством фак­ти­че­ски был осу­ществлён раз­гром рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов. Была уста­нов­ле­на же­сто­кая цен­зу­ра. [Им­пе­ра­тор] утвер­дил пред­ло­же­ние Се­на­та, раз­ре­шав­шее по­ме­щи­кам за «дур­ные по­ступ­ки» ссы­лать своих кре­стьян в Си­бирь. Вме­сте с тем им­пе­ра­тор был осве­домлён о де­я­тель­но­сти пер­вых

ор­га­ни­за­ций бу­ду­щих_______________, но не пред­при­нял ни­ка­ких мер про­тив их чле­нов, счи­тая, что они раз­де­ля­ют за­блуж­де­ния его мо­ло­до­сти.

В по­след­ние годы жизни [им­пе­ра­тор] вновь не­ред­ко го­во­рил своим близ­ким о на­ме­ре­нии от­речь­ся от пре­сто­ла и уда­лить­ся от мира, что после его не­ожи­дан­ной смер­ти от брюш­но­го тифа в Та­ган­ро­ге по­ро­ди­ло ле­ген­ду о стар­це Фёдоре Кузь­ми­че»

За­да­ние 22. Най­ди­те в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее по­ло­же­ние, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фак­та­ми, при­ведёнными в тек­сте. Ука­жи­те не менее двух фак­тов, при­ведённых для под­твер­жде­ния этого по­ло­же­ния.

За­да­ние 23. Ран­ним де­кабрь­ским утром на Се­нат­скую пло­щадь Пе­тер­бур­га на­ча­ли вы­хо­дить части гвар­дей­ских пол­ков. Их вели мо­ло­дые офи­це­ры, ре­шив­ши­е­ся на по­пыт­ку во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та. Они при­зы­ва­ли сол­дат под­дер­жать «за­кон­но­го им­пе­ра­то­ра» Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча.

1) К ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия?

2) Кого мо­ло­дые офи­це­ры пред­став­ля­ли сол­да­там как узур­па­то­ра пре­сто­ла, не­за­кон­но его за­няв­ше­го?

3) Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ные ис­тин­ные цели ру­ко­во­ди­те­лей вы­ступ­ле­ния.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на общ­ность тен­ден­ций в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния в годы прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II и Алек­сандра I, в на­ча­ле XIX в. в ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния по­яв­ля­ет­ся много но­во­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту но­виз­ну.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии в первой четверти XIX в.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов.

План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные веш­ней по­ли­ти­кой Рос­сии в XIX веке.

Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».

Вариант II

1. Неподатным сословием было:

а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.

2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.

3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:

а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;

б) в России отменялось крепостное право;

в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;

г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.

4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:

а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;

в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.

5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:

а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;

в) французская армия подошла к С. – Петербургу;

г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.

6. Царскосельский лицей был основан:

а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.

7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:

а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.

8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:

а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;

в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) восстание декабристов;

2) 1815 г. б) начало министерской реформы;

3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;

4) 1825 г. г) Конституция Польши;

5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.

10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те схему и ответьте на вопрос.

В 1812 г. в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии вошла тер­ри­то­рия, обо­зна­чен­ная на

карте циф­рой

За­да­ние 12. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те на­зва­ние пло­ща­ди, со­бы­тия на которой по­ка­за­ны на кар­ти­не.

1) Двор­цо­вая

2) Воз­не­сен­ская

3) Се­нат­ская

4) Крас­ная

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

1) при­со­еди­не­ние Рос­сии к Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де;

2) битва при Аустер­ли­це;

3) Вен­ский кон­гресс;

4) из­гна­ние войск На­по­лео­на из Рос­сии.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 15. Какие тер­ри­то­рии вошли в со­став Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке две тер­ри­то­рии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) За­пад­ная Си­бирь;

2) При­бал­ти­ка;

3) гер­цог­ство Вар­шав­ское;

4) Фин­лян­дия;

За­да­ние 16. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

На­се­ле­ние не­ко­то­рых рос­сий­ских го­ро­дов до на­ча­ла «Ве­ли­ких ре­форм»

(тыс. че­ло­век)

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Услов­ное на­зва­ние по­ли­ти­ки, от­ли­чав­шей­ся ме­лоч­ной ре­гла­мен­та­ци­ей, все­си­ли­ем чи­нов­ни­че­ства, пре­се­че­ни­ем вся­че­ско­го свое­во­лия, дан­ное по имени од­но­го из при­ближённых Алек­сандра I».

За­да­ние 18. Срав­ни­те Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) основным противником была Фран­ция

2) усилилось международное положение России

3) подписание Тильзитского договора

4) существование антифранцузской коалиции государств

За­да­ние 19. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют со­сло­вия.

1) дво­рян­ство; 2) ме­щан­ство; 3) кре­стьян­ство; 4) чи­нов­ни­че­ство; 5) ду­хо­вен­ство.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те про­пу­щен­ную в тек­сте фа­ми­лию рус­ско­го пол­ко­вод­ца. Ука­жи­те год, когда про­ис­хо­ди­ли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«В по­след­ние годы, во­пре­ки утвер­див­ше­му­ся в науке убеж­де­нию в том, что <…> был ве­ли­ким пол­ко­вод­цем, одер­жав­шим по­бе­ду при Бо­ро­ди­не (если не фак­ти­че­скую, то мо­раль­ную), по­яви­лись со­мне­ния от­но­си­тель­но и этого вы­во­да. Во-пер­вых, есть мно­же­ство сви­де­тельств того, что глав­но­ко­ман­ду­ю­щий рус­ской ар­ми­ей не вла­дел ини­ци­а­ти­вой на поле сра­же­ния. Он был инер­тен на­столь­ко, что один из участ­ни­ков сра­же­ния, ге­не­рал Н. Н. Ра­ев­ский, писал: «Нами никто не ко­ман­до­вал». Ини­ци­а­ти­вой пол­но­стью вла­дел На­по­ле­он, ко­то­рый дик­то­вал ход битвы. И в ко­неч­ном счете за­во­е­ва­тель до­стиг по­став­лен­ной перед собой стра­те­ги­че­ской цели — занял Моск­ву, за­щи­та ко­то­рой была объ­яв­ле­на рус­ским глав­но­ко­ман­ду­ю­щим глав­ной целью сра­же­ния.

Но На­по­ле­он всё-таки не раз­бил рус­скую армию. После битвы он не видел при­выч­но­го для него бес­по­ря­доч­но­го бег­ства не­при­я­те­ля. Перед его гла­за­ми не про­хо­ди­ли толпы плен­ных (всего была за­хва­че­на 1 тыс. плен­ных и 15 пушек, столь­ко же плен­ных и 13 пушек за­хва­ти­ли и рус­ские). Перед фран­цуз­ским им­пе­ра­то­ром не ле­жа­ли на земле де­сят­ки по­вер­жен­ных вра­же­ских знамён. Не­со­мнен­но, рус­ская армия в тя­же­лей­шем сра­же­нии вы­сто­я­ла. И при­чи­ной этого стала не­обык­но­вен­ная стой­кость рус­ско­го сол­да­та, во­оду­шевлённого вы­со­ким и жерт­вен­ным чув­ством пат­ри­о­тиз­ма, сто­яв­ше­го за царя, пра­во­слав­ную веру и Оте­че­ство».

За­да­ние 22. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где опи­сы­ва­ет­ся си­ту­а­ция, под­твер­жде­ния ко­то­рой ука­зы­ва­ют­ся в даль­ней­шем тек­сте. Вы­пи­ши­те не менее двух под­твер­жде­ний дан­ной си­ту­а­ции.

За­да­ние 23. Зим­ним днём около 30 офи­це­ров-еди­но­мыш­лен­ни­ков вы­ве­ли на Се­нат­скую пло­щадь сол­дат Мос­ков­ско­го и Гре­на­дер­ско­го пол­ков и мат­ро­сов Гвар­дей­ско­го мор­ско­го эки­па­жа. Ор­га­ни­за­то­ры вос­ста­ния по­пы­та­лись не

до­пу­стить вступ­ле­ния на трон но­во­го им­пе­ра­то­ра, а также за­яв­ля­ли о стрем­ле­нии к упразд­не­нию са­мо­дер­жа­вия и от­ме­не кре­пост­но­го права. Вы­ступ­ле­ние было по­дав­ле­но.

1) На­зо­ви­те месяц и год, когда про­изо­шли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

2) На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

3) По­че­му вы­ступ­ле­ние, о ко­то­ром идёт речь, за­вер­ши­лось про­ва­лом? На­зо­ви­те одну любую при­чи­ну.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на зна­чи­тель­ные раз­ли­чия во взгля­дах ру­ко­во­ди­те­лей Се­вер­но­го и Юж­но­го об­ществ де­каб­ри­стов, их про­грамм­ные до­ку­мен­ты со­дер­жа­ли много об­ще­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту общ­ность.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Либеральные ре­фор­мы Александра I». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с ре­фор­ма­ми Александра I.

Вариант 1

    Бывшие крепостные крестьяне, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г. и несшие повинности в пользу помещиков, назывались
      государственными дворцовыми временнообязанными удельными
    Историк, один из идеологов либерализма в России, участник подготовки реформы отмены крепостного права, сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения
      К.Д.Кавелин А.И.Герцен П.А.Шувалов М.Н.Катков
    Окружные и мировые суды появились в России
      в 1861 г. в 1864 г. в 1881 г. в 1892 г.
    В проведении земской и городской реформ в XIX в. царское правительство преследовало цель
      борьбы с террором расширения представительного начала в органах местного самоуправления усиления дворянского влияния в деревне и городе сужения прав органов местного самоуправления
    Отметьте, о ком идет речь. Военный и государственный деятель; участник Кавказской и других войн. Разработал проект политических реформ, предполагавший развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов к обсуждению общегосударственных вопросов.
      К.П.Победоносцев Д.А.Толстой М.Т.Лорис-Меликов Д.А.Милютин
    Что из перечисленного является одним из следствий промышленного переворота?
      укрепление общинного хозяйства усиление крепостного права увеличение численности городского населения появление мануфактур
    Убежденный консерватор, противник отмены крепостного права, шеф жандармов и начальник третьего отделения, за влияние при дворе прозван «Петр по прозвищу Четвертый».
      П.Шувалов П.Толстой П.Игнатьев П.Лавров
    Народники организовали «хождение в народ» с целью
      подготовки народного восстания пропаганды необходимости реформ внедрения технических достижений западных стран разрушения крестьянских общин и создания фермерских хозяйств
    Отметьте членов организации «Народная воля».
      М.Бакунин, П.Ткачев, П.Лавров Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч А.Желябов, С.Перовская, А.Михайлов М.Катков, К.Победоносцев, П.Шувалов
    «Белый генерал», талантливый полководец, стремительным марш-броском овладевший пригородом Стамбула Сан-Стефано
      М.Д.Скобелев М.Т.Лорис-Меликов А.И.Барятинский И.В.Гурко
    Горный перевал в Болгарии, который в ходе русско-турецкой войны русские войска удерживали в течение нескольких месяцев
      Шипка Плевна Карс Сан-Стефано
    Отметьте год, который принято считать годом окончания Кавказской войны.
      1856 г. 1864 г. 1868 г. 1872 г.

Контрольный тест «Правление Александра II»

Вариант 2

    Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 г. и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
      вексель крепость уставная грамота кабальная запись
    В процессе разработки проекта отмены крепостного права помещики Нечерноземной зоны предлагали
      освободить крестьян с землей за большой выкуп освободить крестьян без земли поделиться землей с крестьянами без выкупа увеличить размеры наделов, отдаваемых крестьянам за выкуп
    Земская реформа в России была проведена в
      1847 г. 1856 г. 1864 г. 1874 г.
    Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.
      вводилось обязательное начальное образование началось развитие среднего и высшего женского образования отменялась автономия университетов прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения
    Одним из мероприятий политики М.Т.Лорис-Меликова было
      ослабление гнета цензуры создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии создание представительного органа - Государственного совета введение института уездных исправников
    Для экономического развития России в период правления Александра II было характерно
      увеличение количества мануфактур интенсивное развитие помещичьих хозяйств разложение крестьянской общины сокращение хлопчатобумажного производства
    Автор романа, в котором содержался призыв к молодежи строить идеальное будущее «сегодня»
      А.И.Герцен Н.Г.Чернышевский И.С.Тургенев Н.А.Некрасов
    Отметьте характерную черту народнического движения.
      стремление предотвратить развитие капитализма в России вера в ведущую роль пролетариата в свершении социалистической революции в России утверждение теории официальной народности стремление приблизить Россию к странам Запада в культурном развитии
    «Тверской адрес» был подан царю
      в 1857 г. в 1862 г. в 1872 г. в 1881 г.
    Когда был подписан Сан-Стефанский мирный договор?
      в 1856 г. в 1878 г. в 1882 г. в 1892 г.
    Граница Российской империи по Амуру, Уссури и Сунгари была установлена
      по Айгунскому договору по Сан-Стефанскому договору по Парижскому договору по Симодскому договору
    Осадой Плевны руководил
      И.В.Гурко М.Г.Черняев Э.Н.Тотлебен А.М.Горчаков
Ответы. Вариант 1: 1)3; 2)1; 3)2; 4)3; 5)3; 6)3; 7)1; 8)1; 9)3; 10)1; 11)1; 12)2
Вариант 2: 1)3; 2)2; 3)3; 4)2; 5)1; 6)4; 7)2; 8)1; 9)2; 10)2; 11)1; 12)3

История 8 класс

Вариант I .

1. Вся государственная власть в стране принадлежала:

а) Государственному совету

б) императору

в) Сенату

г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

а) «Негласный комитет»

б) «Непременный совет»

в) «Избранный совет»

г) «Комитет министров»

3. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:

а) выкуп крепостных крестьян за счёт казны

б) освобождение всех крепостных крестьян с согласия помещиков за выкуп

в) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

г) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли

4. Одной из причин обострения русско-французских отношений в начале XIX века было...

а) стремление Наполеона I захватить святые места в Иерусалиме

б) стремление Наполеона I к мировому господству

в) нарастание революционного движения в России

г) нежелание царя отменить крепостное право в России.

5. После смешения в 1812 г. М.Б. Барклая-де-Толли, главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Это произошло…

а) по единодушному требованию войск, вопреки воле Александра I

б) по настоянию Александра I

в) по просьбе Барклая-де- Толли

г) по просьбе самого Кутузова

6. «Армией двунадесяти языков» называли:

а) армию М.И. Кутузова

б) войска антифранцузской коалиции

в) армию Наполеона

г) армию Александра I .

7. Целью создания «военных поселений» было:

а) развитие торговли и промышленности

б) облегчение положения старослужащих солдат

в) сокращение офицерского состава

г) сокращение средств на содержание армии.

8.Поводом к выступлению декабристов послужила:

а) смерть Александра I

б) избрание на царство Николая I .

в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол

г) отказ от престола Константина Павловича

9. По условиям Бухарестского мира к России отошла:

а) Финляндия

б) Польша

в) Бессарабия

Блок Б.

1. Выберите верные утверждения. В 181 2 г.:

а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы

б) Наполеон направил основные силы на Петербург

в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях

г) был возглавлен Д.В. Давыдовым первый партизанский отряд

2. Установите даты и события

а) 1803 г. 1) восстание декабристов

б) 1808-1809 гг 2) годы правления Александра I

г) 1801 -1825 г.г. 4) русско-шведская война

3. Завершите фразу..

а) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в истории как…

б) боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов- …

в) совещание представителей правительств европейских государств, состоящееся в Вене в 1814-1815 гг. - …

г) крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством…

4. Укажите принцип образования ряда:

«Союз спасения», «Союз благоденствия», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Общество соединённых славян», «Союз благоденствия»

5. О ком идёт речь

Отказавшись от принятия монашества, перешёл на госслужбу. По воле императора Павла I сразу получил чин IX ранга и личное дворянство. За четыре года тридцатилетний чиновник министерства внутренних дел становится действительным тайным советником IV класса (другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.- статс-секретарь Александра I . Наполеон считал, что этот человек – «единственная светлая голова в России».

6. Установите соответствие:

а) «Конституция» 1) П.И. Пестель

б) «Русская правда» 2) республиканский проект

3) Н.М. Муравьёв

4) отмена крепостного права

5) конституционная монархия

6) гражданские права и свободы.

История 8 класс

Контрольное тестирование по теме

«Итоги правления Александра I »

Вариант II .

Блок А. Выберите правильный ответ:

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

а) мануфактурному производству

б) промышленности

в) сельскому хозяйству

г) торговле

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

а) коллегии

б) министерства

в) департаменты

г) комитеты.

3. Первый русский закон, дававший возможность освобождения от крепостничества:

а) «Соборное Уложение»

б) «Жалованная грамота дворянству»

в) указ «О вольных хлебопашцах»

г) «Уставная грамота российской империи»

4. В Тильзитском договоре содержалось положение о:

а) присоединении России к континентальной блокаде

б) ликвидации Речи Посполитой

в) борьбе Наполеоновской Францией

г) участие в работе Венского конгресса

5 Территориальные приобретения России в годы правления Александра I :

а) Финляндия

б) Польша

в) Бессарабия

г) значительная часть Азербайджана

д) Швеция

1) абвд 2) абгд 3) гдвб 4) абвг

6. Герасим Курин, Василиса Кожина, Архип Семёнов, Денис Давыдов, что объединяет эти имена?

а) все они были гусарскими поэтами, героями войны 1812 г.

б) все они сражались в партизанских отрядах во время войны 1812 г.

в) все они были руководителями армейских партизанских отрядов

г)в се они был руководителями крестьянских партизанских отрядов

7. Членами Священного союза являлись:

а) Австрия, Пруссия

б) Франция, Австрия

в) Англия, Турция

г) Россия, Ватикан

8. «Конституция» Н.М. Муравьева предполагала...

А) провозглашение России республикой с однопалатным парламентом

Б) увеличение территории под военные поселения

В) введение всеобщего избирательного права

г) утверждение в России конституционной монархии.

9. Одной из причин поражения движения декабристов является...

А) нежелание руководителей восстания воспользоваться поддержкой народа

Б) вера в возможность широкого участия крестьян в революционном движении

В) отказ нижних чинов выйти на Сенатскую площадь

Г) помощь иностранных государств при подавлении восстания.

Блок Б.

1. Выберите верные утверждения.

Либеральное течение объединяло сторонников:

а) парламентского строя

б) сохранения традиций

в) идеализации прошлого

г) гражданских и экономических свобод

2. Установите хронологическую последовательность событий:

А) Бородинское сражение

б) учреждение Государственного совета

в) созыв Венского конгресса

г) битва при Ватерлоо

д) восстание декабристов

3. Определите о ком или о чём идёт речь

а) организация европейских держав для регулирования отношений между государствами и борьбы с революционным движением….

б) особая организация части российского войска в период с 1817 – 1857 гг….

в) генерал-лейтенант, поэт-гусар, один из друзей А.С. Пушкина…

г) без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.»Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна»…

д) Всей России притеснитель, губернаторов мучитель, и совета он учитель, а царю он – друг и брат

4. Прочитайте отрывок из рассказа современника и напишите как назывались участники выступления, о котором идёт речь : « Как и многие его сверстники, участники войн с Наполеоном, М.П. Бестужев-Рюмин надеялся, что военная победа будет прологом периода реформ… Но если начало царствования Александра I обнадёживало, то в последние его годы гнёт деспотизма стал ещё более невыносим. Смерть Александра I и начавшееся междуцарствие ускорило восстание участников общественного движения, но оно было потоплено в крови. Новый царь Николай I расправился с восставшими, пятерых присудили к повешению, сотни сосланы на каторгу в Сибирь»

Используя документ и знания по истории назовите фамилии пятерых казнённых участников выступления.

5.Какой вопрос составлял основу внешней политики России в последние годы царствования Александра I ? Раскройте его суть.

6.Напишите мини-эссе на одну из предложенных тем:

а) Россия под скипетром Александра I »

б) Республиканец на словах и самодержец на деле»

Бланк ответов

ФИ ___________________________

Школа________________________

Класс ___________

Предмет_________

Вариант ________

Часть А

Номер задания

Вариант ответа

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Часть Б

задания

Варианты ответов

№ 1

№ 2

№ 3 а

3 б

3 в

3 г

№ 4

№ 5

№ 6

Примечание: задания №5 и № 6 выполнить на обороте бланка

Ключи к тесту

Часть А

задания

Верные ответы

Вариант I

Вариант II

Часть Б

задания

Верные ответы

Вариант I

Вариант II

№ 1

Г,д

А,г

№ 2

а-3, б-4, в-1, г-2

Б ,а,в,г,д

№ 3 а

Аракчеевщина

Священный союз

3 б

Партизанская война

Военные поселения

3 в

Венский конгресс

Д. Давыдов

3 г

Капиталистые

Совет в Филях

Междуцарствие

А.Аракчеев

№ 4

Тайные общества декабристов

Декабристы: М.Бестужев-Рюмин, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель

№ 5

М.М. Сперанский

Восточный вопрос:

Необходимость установления контроля над проливами, связывающими Чёрное и Средиземное море;

Защита южных границ России;

Помощь балканским народам в борьбе с Османской империей

№ 6

А- 3,5,4,6 Б-1,2,4,6