Тест по правлению александра 1. Тест по изучению личности «Александра I
Вариант №1
1.Выберите лишнее: Лагарп, Екатерина II, Павел I,М.М.Сперанский. Ответ объясните.
3.Соотнесите:
1)1801г. а) указ о «вольных хлебопашцах»
2) 1803г. б) начало правления Александра I
3) 1802 г. в) создание министерств
г) цензурный устав
4.Продолжите ряд: Кочубей, Чарторыйский, ______
приказы, коллегии, министерства
Вариант №2
1.Выберите лишнее: Чарторыйский, Лагарп, Строганов, Кочубей. Ответ объясните.
2.Составьте схему управления, предложенную М.М.Сперанским, используя следующие понятия:
Сенат, министерства, законодательная, власть, исполнительная, Государственная дума, судебная
3.Соотнесите:
1)1825 г. а) указ о покупке земли недворянами
2) 1802 г. б) окончание правления Александра I
3) 1810 г. в) создание министерств
г) создание Государственного совета
4.Продолжите ряд: Лагарп, Екатерина II, ______
5.По какому принципу образован ряд:
указ о «вольных хлебопашцах», запрет продавать крестьян на ярмарке, отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь
Ответы:
Вариант №1
1. М.М.Сперанский, так как все остальные воспитатели Александра I
законодательная исполнительная судебная
Государственная дума министерства Сенат
4.Новосильцев, т.к. являются членами Негласного комитета
5.Исполнительные органы власти
Вариант №2
1. Лагарп, так как все остальные -члены Негласного комитета
Тест по теме: «Россия при Александре II»
Вариант I
- Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?
А) Ф. Лагарп; б) В.А. Жуковский; в) М.Н. Погодин; г) С.С. Уваров.
- Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?
А) А.И. Герцену; б) Н.П. Огареву;
В) Александру II; г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву.
- Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.?
А) состязательность сторон в ходе судебного процесса;
Б) наказание розгами виновных;
В) гласность суда;
Г) периодическая сменяемость судей;
Д) создание особого суда для дворян;
Е) зарплата судей одна из самых высоких в мире;
Ж) введение суда присяжных;
З) бессословность суда.
- Земские учреждения не решали вопросов…
а) строительства дорог; б) строительства школ и больниц;
в) организации судебных органов; г) развития торговли и промышленности.
- Представители какого сословия преобладали в земствах?
а) крестьяне; б) дворяне; в) купцы; г) мещане.
- Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) не заключившие выкупной сделки с помещиком; б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне; г) все указанные под а), б), в).
- Для чего были созданы редакционные комиссии?
а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах;
б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;
в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу;
г) для редакции журналов и газет.
- По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…
а) собственностью крестьянской семьи;
б) собственностью крестьянской общины;
в) государственной собственностью;
г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду.
- Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел?
а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;
б) сразу 100% стоимости надела;
в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;
г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство.
- Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…
а) месячина; б) испольщина;
в) барщина; г) отработки.
- Что отражает буржуазный характер Великих реформ?
а) отмена крепостного права;
б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел;
в) наделение крестьян землей;
г) состязательность судебного процесса;
д) общинное землевладение;
е) появление отработочной системы;
ж) всесословный характер земств;
з) всеобщая воинская повинность;
и) крестьянское малоземелье;
к) отрезки.
- Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена:
а) на Донбассе; б) в Сибири;
в) в районе Баку; г) в Средней Азии.
- Соотнесите событие и дату:
- начало перевода крестьян на выкуп; а) 1878 г.
- судебная реформа; б) 1 марта 1881 г.
- убийство Александра II; в) 1863 г.
- Берлинский конгресс; г) 1864 г.
- Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?
а) бунатрское; б) пропагандистское;
в) заговорщическое; г) либеральное.
- Как называлась первая народническая организация в России?
а) «Земля и воля»; б) «Черный передел»;
в) «Народная воля»; г) «Освобождение труда».
- К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ?
а) либеральное; б) радикальное; в) консервативное; г) реакционное.
- Какое имя лишнее и почему?
а) И.В. Гурко; б) А.М. Горчаков; в) М.Д. Скобелев; г) П.С. Нахимов.
- На Берлинском конгрессе произошло:
а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;
б) укрепление позиций России;
в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора;
г) создание новой коалиции против России.
- С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) с Японией; б) с Китаем; в) с США; г) с Кореей.
а) Сан-Стефанский мирный договор;
б) начало перевода крестьян на выкуп;
в) раскол «Земли и воли»;
г) хождение в народ;
д) оборона Шипкинского перевала.
Тест по теме: Тест по теме: «Россия при Александре II»
Вариант II
- Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.:
а) замедлило развитие капитализма в России;
б) дало толчок развитию капитализма в России;
в) не повлияло на темпы развития капитализма в России;
г) сделало невозможным развитие капитализма в России.
- Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?
а) редакционные комиссии; б) губернские дворянские комитеты;
в) крестьянские комитеты; г) все указанные под а), б), в).
- Мировые посредники…
а) проверяли правильность составления уставных грамот;
б) назначались Сенатом;
в) решали споры крестьян с помещиками;
г) все указанное под а), б), в).
- Как назывались крестьяне до перехода на выкуп?
а) не выкупленные; б) безземельные; в) крепостные; г) временнообязанные.
- Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г.?
а) выборный характер земств;
б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза;
в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;
г) в ряде губерний земства решено было не создавать;
д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги;
е) во главе губернских земств стояло центральное земство;
ж) депутатов земств называли гласными.
- Какая реформа не была проведена в 60-70-е годы?
а) крестьянская; б) высших органов власти; в) судебная; г) военная.
- Какие из приведенных терминов отражают капиталистический характер развития России, а какие – сохранение феодальных пережитков?
а) отработки; б) отрезки;
в) аренда земли крестьянами; г) строительство фабрик и заводов;
д) выкупные платежи крестьян на землю; е) крестьянское малоземелье;
ж) железнодорожный бум.
- Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался…
а) окружной суд; б) волостной суд;
в) мировой суд; г) мировой посредник.
- Присяжные заседатели – это…
а) судебные чиновники; б) специально отобранные люди для вынесения вердикта;
в) судья в незначительных делах; в) кандидаты в мировые судьи.
- В 1862 г. к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города…
а) Москвы; б) Санкт-Петербурга;
в) Воронежа; г) Твери.
- Какова была цель «хождения» в народ?
а) познакомиться с жизнью крестьян;
б) обучить крестьян разным специальностям;
в) вызвать революционный взрыв в деревнях;
г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.
- Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества?
а) П.Н. Ткачев; б) М.А. Бакунин;
в) П.Л. Лавров; г) Г.В. Плеханов.
- Какая организация в России занималась террористической деятельностью?
а) «Черный передел»; б) «Народная воля»;
в) «Топор и расправа»; г) «Земля и воля».
- С именем М.Т. Лорис-Меликова связано:
а) создание III отделения;
б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса;
в) создание Департамента государственной полиции при МВД;
г) проект созыва Государственной Думы.
- Соотнесите событие и дату:
1. Манифест об освобождении крестьян; а) 1874 г.
2. «Хождение в народ»; б) 1877-1878 гг.
- Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?
а) Франция, Россия, Турция; б) Австро-Венгрия, Турция, Россия;
в) Франция, Англия, Россия; в) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия.
- Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед министром иностранных дел А.М. Горчаковым на первом этапе его деятельности?
а) поиск союзников для военного реванша после поражения в Крымской войне;
б) создание военного блока против Англии и Франции;
в) борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира;
г) создание коалиции против Австро-Венгрии и Пруссии.
- По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г….
а) провозглашалась независимость Болгарии;
б) предоставлялась независимость Герцеговине;
в) Россия получила контрибуцию с Турции;
г) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет.
- Какое событие канцлер А.М. Горчаков назвал самой темной страницей в своей карьере?
а) Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. б) Лондонскую конференцию 1878 г.
в) Берлинский конгресс 1878 г. г) Сан-Стефанский мирный договор.
- Расставьте в хронологической последовательности:
а) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости;
б) начало русско-турецкой войны;
в) создание «Союза трех императоров»;
г) земская реформа;
д) Берлинский конгресс.
Ключи к тесту:
Вариант I.
| Вариант II
|
Вариант I
В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:
а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.
2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.
«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:
Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»
3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:
а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.
5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:
а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .
6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:
а) ; б) ; в) ; г) .
7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):
а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.
8. В начале XIX века Россия вела войны:
а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;
в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;
2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;
4) 1805 г. г) Тильзитский мир;
5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;
В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.
Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является
1) Бородино
2) Тарутино
4) Царёво Займище
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда была выпущена данная монета.
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке события и явления политической истории России XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) создание «Союза Спасения»
2) разработка ранским «Введения к Уложению государственных законов»
3) принятие Конституции Польши
4) Заграничный поход российской армии.
Задание 15. Кто из перечисленных военачальников руководил действиями русских войск в Отечественной войне 1812 г.? Найдите в приведённом ниже списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) П. А. Румянцев
2) А. В. Суворов
Промышленность России в первой половине XIX в.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идет речь.
«Полевые земельные укрепления, обращенные углом к противнику, которые использовались русскими войсками в Бородинском сражении и защищались под руководством генерала ратиона».
Задание 18. Сравните черты государственного управления Россией в период правления Петра I и в период правления Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) существование министерств
2) абсолютная власть монарха
3) деление страны на губернии
4) существование провинций — административно-территориальных единиц Российской империи
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают государственные органы Российской империи XVIII—XIX вв.
1) Правительствующий Сенат; 2) Верховный тайный совет; 3) Государственная дума; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия.
Задание 21. Назовите императора, о котором идёт речь в отрывке. Укажите укоренившееся впоследствии название представителей общественного движения, пропущенное в тексте.
Из сочинения историка.
«Одним из парадоксов внутренней политики [императора] послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Одним из её проявлений и главным символом стали военные поселения, в которых сам [император], впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. Вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлён разгром российских университетов. Была установлена жестокая цензура. [Император] утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлён о деятельности первых
организаций будущих_______________, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
В последние годы жизни [император] вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и удалиться от мира, что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о старце Фёдоре Кузьмиче»
Задание 22. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
Задание 23. Ранним декабрьским утром на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардейских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Павловича.
1) К какому году относятся описываемые события?
2) Кого молодые офицеры представляли солдатам как узурпатора престола, незаконно его занявшего?
3) Сформулируйте основные истинные цели руководителей выступления.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика России в первой четверти XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные вешней политикой России в XIX веке.
Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».
Вариант II
1. Неподатным сословием было:
а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.
2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:
а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.
3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:
а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;
б) в России отменялось крепостное право;
в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;
г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.
4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:
а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;
в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.
5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:
а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;
в) французская армия подошла к С. – Петербургу;
г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.
6. Царскосельский лицей был основан:
а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.
7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:
а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.
8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:
а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;
в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) восстание декабристов;
2) 1815 г. б) начало министерской реформы;
3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;
4) 1825 г. г) Конституция Польши;
5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.
10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
В 1812 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на
карте цифрой
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите название площади, события на которой показаны на картине.
1) Дворцовая
2) Вознесенская
3) Сенатская
4) Красная
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение России к Континентальной блокаде;
2) битва при Аустерлице;
3) Венский конгресс;
4) изгнание войск Наполеона из России.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 15. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Западная Сибирь;
2) Прибалтика;
3) герцогство Варшавское;
4) Финляндия;
Задание 16. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»
(тыс. человек)
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Условное название политики, отличавшейся мелочной регламентацией, всесилием чиновничества, пресечением всяческого своеволия, данное по имени одного из приближённых Александра I».
Задание 18. Сравните Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) основным противником была Франция
2) усилилось международное положение России
3) подписание Тильзитского договора
4) существование антифранцузской коалиции государств
Задание 19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) мещанство; 3) крестьянство; 4) чиновничество; 5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Задание 21. Назовите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что <…> был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н. Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счете завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели — занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».
Задание 22. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, подтверждения которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.
Задание 23. Зимним днём около 30 офицеров-единомышленников вывели на Сенатскую площадь солдат Московского и Гренадерского полков и матросов Гвардейского морского экипажа. Организаторы восстания попытались не
допустить вступления на трон нового императора, а также заявляли о стремлении к упразднению самодержавия и отмене крепостного права. Выступление было подавлено.
1) Назовите месяц и год, когда произошли описываемые события.
2) Назовите императора, о котором идёт речь.
3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Либеральные реформы Александра I». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Александра I.
Вариант 1
- Бывшие крепостные крестьяне, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г. и несшие повинности в пользу помещиков, назывались
- государственными дворцовыми временнообязанными удельными
- К.Д.Кавелин А.И.Герцен П.А.Шувалов М.Н.Катков
- Окружные и мировые суды появились в России
- в 1861 г. в 1864 г. в 1881 г. в 1892 г.
- В проведении земской и городской реформ в XIX в. царское правительство преследовало цель
- борьбы с террором расширения представительного начала в органах местного самоуправления усиления дворянского влияния в деревне и городе сужения прав органов местного самоуправления
- К.П.Победоносцев Д.А.Толстой М.Т.Лорис-Меликов Д.А.Милютин
- Что из перечисленного является одним из следствий промышленного переворота?
- укрепление общинного хозяйства усиление крепостного права увеличение численности городского населения появление мануфактур
- П.Шувалов П.Толстой П.Игнатьев П.Лавров
- Народники организовали «хождение в народ» с целью
- подготовки народного восстания пропаганды необходимости реформ внедрения технических достижений западных стран разрушения крестьянских общин и создания фермерских хозяйств
- М.Бакунин, П.Ткачев, П.Лавров Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч А.Желябов, С.Перовская, А.Михайлов М.Катков, К.Победоносцев, П.Шувалов
- М.Д.Скобелев М.Т.Лорис-Меликов А.И.Барятинский И.В.Гурко
- Шипка Плевна Карс Сан-Стефано
- Отметьте год, который принято считать годом окончания Кавказской войны.
- 1856 г. 1864 г. 1868 г. 1872 г.
Контрольный тест «Правление Александра II»
Вариант 2
- Документ, составлявшийся в ходе крестьянской реформы 1861 г. и фиксировавший отношения помещиков с временнообязанными крестьянами
- вексель крепость уставная грамота кабальная запись
- В процессе разработки проекта отмены крепостного права помещики Нечерноземной зоны предлагали
- освободить крестьян с землей за большой выкуп освободить крестьян без земли поделиться землей с крестьянами без выкупа увеличить размеры наделов, отдаваемых крестьянам за выкуп
- 1847 г. 1856 г. 1864 г. 1874 г.
- Согласно реформе в области просвещения в 60-е гг. XIX в.
- вводилось обязательное начальное образование началось развитие среднего и высшего женского образования отменялась автономия университетов прекращался доступ детей из низших сословий в средние учебные заведения
- ослабление гнета цензуры создание III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии создание представительного органа - Государственного совета введение института уездных исправников
- увеличение количества мануфактур интенсивное развитие помещичьих хозяйств разложение крестьянской общины сокращение хлопчатобумажного производства
- Автор романа, в котором содержался призыв к молодежи строить идеальное будущее «сегодня»
- А.И.Герцен Н.Г.Чернышевский И.С.Тургенев Н.А.Некрасов
- Отметьте характерную черту народнического движения.
- стремление предотвратить развитие капитализма в России вера в ведущую роль пролетариата в свершении социалистической революции в России утверждение теории официальной народности стремление приблизить Россию к странам Запада в культурном развитии
- в 1857 г. в 1862 г. в 1872 г. в 1881 г.
- Когда был подписан Сан-Стефанский мирный договор?
- в 1856 г. в 1878 г. в 1882 г. в 1892 г.
- Граница Российской империи по Амуру, Уссури и Сунгари была установлена
- по Айгунскому договору по Сан-Стефанскому договору по Парижскому договору по Симодскому договору
- И.В.Гурко М.Г.Черняев Э.Н.Тотлебен А.М.Горчаков
Вариант 2: 1)3; 2)2; 3)3; 4)2; 5)1; 6)4; 7)2; 8)1; 9)2; 10)2; 11)1; 12)3
История 8 класс
Вариант I .
1. Вся государственная власть в стране принадлежала:
а) Государственному совету
б) императору
в) Сенату
г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
а) «Негласный комитет»
б) «Непременный совет»
в) «Избранный совет»
г) «Комитет министров»
3. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:
а) выкуп крепостных крестьян за счёт казны
б) освобождение всех крепостных крестьян с согласия помещиков за выкуп
в) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
г) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
4. Одной из причин обострения русско-французских отношений в начале XIX века было...
а) стремление Наполеона I захватить святые места в Иерусалиме
б) стремление Наполеона I к мировому господству
в) нарастание революционного движения в России
г) нежелание царя отменить крепостное право в России.
5. После смешения в 1812 г. М.Б. Барклая-де-Толли, главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Это произошло…
а) по единодушному требованию войск, вопреки воле Александра I
б) по настоянию Александра I
в) по просьбе Барклая-де- Толли
г) по просьбе самого Кутузова
6. «Армией двунадесяти языков» называли:
а) армию М.И. Кутузова
б) войска антифранцузской коалиции
в) армию Наполеона
г) армию Александра I .
7. Целью создания «военных поселений» было:
а) развитие торговли и промышленности
б) облегчение положения старослужащих солдат
в) сокращение офицерского состава
г) сокращение средств на содержание армии.
8.Поводом к выступлению декабристов послужила:
а) смерть Александра I
б) избрание на царство Николая I .
в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
г) отказ от престола Константина Павловича
9. По условиям Бухарестского мира к России отошла:
а) Финляндия
б) Польша
в) Бессарабия
Блок Б.
1. Выберите верные утверждения. В 181 2 г.:
а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
б) Наполеон направил основные силы на Петербург
в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
г) был возглавлен Д.В. Давыдовым первый партизанский отряд
2. Установите даты и события
а) 1803 г. 1) восстание декабристов
б) 1808-1809 гг 2) годы правления Александра I
г) 1801 -1825 г.г. 4) русско-шведская война
3. Завершите фразу..
а) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в истории как…
б) боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов- …
в) совещание представителей правительств европейских государств, состоящееся в Вене в 1814-1815 гг. - …
г) крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством…
4. Укажите принцип образования ряда:
«Союз спасения», «Союз благоденствия», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Общество соединённых славян», «Союз благоденствия»
5. О ком идёт речь
Отказавшись от принятия монашества, перешёл на госслужбу. По воле императора Павла I сразу получил чин IX ранга и личное дворянство. За четыре года тридцатилетний чиновник министерства внутренних дел становится действительным тайным советником IV класса (другие недворяне на это тратили до 25 лет). С 1807 г.- статс-секретарь Александра I . Наполеон считал, что этот человек – «единственная светлая голова в России».
6. Установите соответствие:
а) «Конституция» 1) П.И. Пестель
б) «Русская правда» 2) республиканский проект
3) Н.М. Муравьёв
4) отмена крепостного права
5) конституционная монархия
6) гражданские права и свободы.
История 8 класс
Контрольное тестирование по теме
«Итоги правления Александра I »
Вариант II .
Блок А. Выберите правильный ответ:
1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:
а) мануфактурному производству
б) промышленности
в) сельскому хозяйству
г) торговле
2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:
а) коллегии
б) министерства
в) департаменты
г) комитеты.
3. Первый русский закон, дававший возможность освобождения от крепостничества:
а) «Соборное Уложение»
б) «Жалованная грамота дворянству»
в) указ «О вольных хлебопашцах»
г) «Уставная грамота российской империи»
4. В Тильзитском договоре содержалось положение о:
а) присоединении России к континентальной блокаде
б) ликвидации Речи Посполитой
в) борьбе Наполеоновской Францией
г) участие в работе Венского конгресса
5 Территориальные приобретения России в годы правления Александра I :
а) Финляндия
б) Польша
в) Бессарабия
г) значительная часть Азербайджана
д) Швеция
1) абвд 2) абгд 3) гдвб 4) абвг
6. Герасим Курин, Василиса Кожина, Архип Семёнов, Денис Давыдов, что объединяет эти имена?
а) все они были гусарскими поэтами, героями войны 1812 г.
б) все они сражались в партизанских отрядах во время войны 1812 г.
в) все они были руководителями армейских партизанских отрядов
г)в се они был руководителями крестьянских партизанских отрядов
7. Членами Священного союза являлись:
а) Австрия, Пруссия
б) Франция, Австрия
в) Англия, Турция
г) Россия, Ватикан
8. «Конституция» Н.М. Муравьева предполагала...
А) провозглашение России республикой с однопалатным парламентом
Б) увеличение территории под военные поселения
В) введение всеобщего избирательного права
г) утверждение в России конституционной монархии.
9. Одной из причин поражения движения декабристов является...
А) нежелание руководителей восстания воспользоваться поддержкой народа
Б) вера в возможность широкого участия крестьян в революционном движении
В) отказ нижних чинов выйти на Сенатскую площадь
Г) помощь иностранных государств при подавлении восстания.
Блок Б.
1. Выберите верные утверждения.
Либеральное течение объединяло сторонников:
а) парламентского строя
б) сохранения традиций
в) идеализации прошлого
г) гражданских и экономических свобод
2. Установите хронологическую последовательность событий:
А) Бородинское сражение
б) учреждение Государственного совета
в) созыв Венского конгресса
г) битва при Ватерлоо
д) восстание декабристов
3. Определите о ком или о чём идёт речь
а) организация европейских держав для регулирования отношений между государствами и борьбы с революционным движением….
б) особая организация части российского войска в период с 1817 – 1857 гг….
в) генерал-лейтенант, поэт-гусар, один из друзей А.С. Пушкина…
г) без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение.»Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна»…
д) Всей России притеснитель, губернаторов мучитель, и совета он учитель, а царю он – друг и брат
4. Прочитайте отрывок из рассказа современника и напишите как назывались участники выступления, о котором идёт речь : « Как и многие его сверстники, участники войн с Наполеоном, М.П. Бестужев-Рюмин надеялся, что военная победа будет прологом периода реформ… Но если начало царствования Александра I обнадёживало, то в последние его годы гнёт деспотизма стал ещё более невыносим. Смерть Александра I и начавшееся междуцарствие ускорило восстание участников общественного движения, но оно было потоплено в крови. Новый царь Николай I расправился с восставшими, пятерых присудили к повешению, сотни сосланы на каторгу в Сибирь»
Используя документ и знания по истории назовите фамилии пятерых казнённых участников выступления.
5.Какой вопрос составлял основу внешней политики России в последние годы царствования Александра I ? Раскройте его суть.
6.Напишите мини-эссе на одну из предложенных тем:
а) Россия под скипетром Александра I »
б) Республиканец на словах и самодержец на деле»
Бланк ответов
ФИ ___________________________
Школа________________________
Класс ___________
Предмет_________
Вариант ________
Часть А
Номер задания
Вариант ответа
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
Часть Б
№ задания
Варианты ответов
№ 1
№ 2
№ 3 а
3 б
3 в
3 г
№ 4
№ 5
№ 6
Примечание: задания №5 и № 6 выполнить на обороте бланка
Ключи к тесту
Часть А
№ задания
Верные ответы
Вариант I
Вариант II
Часть Б
№ задания
Верные ответы
Вариант I
Вариант II
№ 1
Г,д
А,г
№ 2
а-3, б-4, в-1, г-2
Б ,а,в,г,д
№ 3 а
Аракчеевщина
Священный союз
3 б
Партизанская война
Военные поселения
3 в
Венский конгресс
Д. Давыдов
3 г
Капиталистые
Совет в Филях
Междуцарствие
А.Аракчеев
№ 4
Тайные общества декабристов
Декабристы: М.Бестужев-Рюмин, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель
№ 5
М.М. Сперанский
Восточный вопрос:
Необходимость установления контроля над проливами, связывающими Чёрное и Средиземное море;
Защита южных границ России;
Помощь балканским народам в борьбе с Османской империей
№ 6
А- 3,5,4,6 Б-1,2,4,6