Учебная деятельность в педагогике. Понятие и структура учебной деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Слово мы слышим каждый день, но понимаем ли мы его суть и истинное значение? Давайте разбираться!

Слово ностальгия имеет латинские корни и состоит из двух корней: "nostos", что значит возвращение на родину, и "algos", что переводится как печаль или боль. Таким образом, на вопрос: "Ностальгия - что это такое?" - ответ прост: по дому, родине. В некоторых словарях вы можете увидеть значение этого слова как "клиническое состояние". Почему?

Дело в том, что само понятие "ностальгия" (что это такое и применительно к кому его употреблять) значительно менялось на протяжении развития психиатрии и становления психологии. Впервые это понятие употребил врач Дж. Хофер. В своих трудах он говорил о швейцарских солдатах, служивших наемниками в других странах, и студентах, учившихся вдали от дома. Болевшие солдаты и студенты выздоравливали вскоре после возвращения в родные края. Врач выделял три этапа развития болезни:

  1. Человек уставший, молчаливый и ищущий одиночества, с печалью постоянно размышляет о родине, не делясь с другими своими переживаниями.
  2. Мысли о родине становятся навязчивыми, нарушается сон и пищеварение, повышается давление.
  3. Наступает помешательство, "идея фикс", смерть от истощения, если нет надежды на возвращение домой. У наполеоновских солдат такое состояние было подобно эпидемии.

В 18-м веке благодаря философу Ж.-Ж. Руссо понятие ностальгия (что это такое и к кому этот термин применять) снова претерпело изменения. Его стали употреблять в отношении городских жителей, скучавших по единению с природой в условиях сельской жизни.

Каково же современное толкование слова "ностальгия"? Чтобы узнать это, давайте заглянем в Большой толковый словарь русского языка. Там мы увидим два значения:

  1. Тоска по родине, отчему дому.
  2. Тоска по прошлому и потерянному, по пережитым событиям жизни.

В современном обиходе слово "ностальгия" имеет очень расширенное второе значение: часто это тоска не только по своем прошлому, но и по целым эпохам, даже очень древним или вовсе несуществующим; тоска по местам, где человек никогда не был, и так далее. Эта особенность возникла под влиянием фантастической и исторической литературы, фильмов.

В словаре эпитетов русского языка слову "тоска", являющемуся синонимом слову "ностальгия", дается более 150 эпитетов, как положительной окраски, так и отрицательной. Итак, ностальгия может быть и "невыносимой, горькой и безысходной", и "чарующей, гордой и сладкой".

Ностальгия - это особое человека, осмысление и переосмысление своей жизни, судьбы, положения вещей и событий. Это одна из форм познания самого себя, своей личности. С философской точки зрения, на вопрос: "Ностальгия - что это такое?" - ответ будет звучать так: Этот термин означает деятельность, направленную на самопознание. Слово рефлексия имеет латинский корень "reflexio", что переводится как "обращение назад", что делает эти два слова не только созвучными по своему значению, но и родственными этимологически.

Ностальгия проявляется во многих сферах нашей жизни: в воспоминаниях, в собирании коллекций и антиквариата, в ретро-стиле в одежде и интерьере, просмотре фотоальбомов и старых фильмов. Ностальгия по советскому времени выразилась в открытии и гостиниц с интерьерами и кухней того времени.

Приятная грусть? Отчаяние? Эйфория? Тревога? Или вдохновение? Какие чувства связаны с явлением ностальгии?

В мире нет такого человека, который бы ни разу в мыслях не обращался к прошлым памятным мгновениям своей жизни, чтобы вновь и вновь пережить приятные эмоции, связанные с этими событиями. Конечно, к этим чувствам примешивается печаль о том, что все в прошлом и уже не вернется. В таких случаях мы говорим о ностальгическом настроении.

Изначально под ностальгией понималась тоска по родине, по дому в ситуациях, когда человек был вынужден куда-либо переехать. Затем значение понятия расширилось. Ностальгией называют грусть, связанную с воспоминаниями о прошедших приятных моментах жизни.

Изучением ностальгии занимались с древности. А само понятие было введено Иоганном Хофером в 1688 году.

Ученые выяснили, что ностальгические воспоминания касаются не только положительных моментов. Пережитые негативные ситуации также могут в них присутствовать. Но в настоящем они уже не кажутся такими страшными и неприятными. Происходит это в связи с переоценкой ценностей. То, что вызывало отрицательные эмоции, со временем покажется необходимым жизненным опытом, который повлиял на развитие собственной личности.

Почему и в какие моменты возникает ностальгия?

  1. Потеря кого-либо/чего-либо. Человек испытывает сильную тоску и в мыслях стремится вернуться к тому, кого любил, или к чему-то, чем обладал.
  2. Смена места жительства. Переезд в другую страну (смена гражданства, вероисповедания, культуры, политического режима), город или район проживания серьезно сказывается на психологическом состоянии. В определенные моменты жизни хочется снова оказаться на родине, в тех местах, в том окружении, где было все знакомо и пережито много приятных эмоций.
  3. Желание вернуться в детство. Как известно, самые сильные переживания мы испытываем в детстве. Они играют значительную роль в формировании нашей личности и запоминаются на всю жизнь. Испытывая страх, попадая в неблагоприятные ситуации, мы можем обращаться к воспоминаниям детства, когда чувствовали себя в безопасности, были счастливы и находились под защитой родителей.
  4. Желание уйти от проблем и ответственности. Мысленно оказаться там, где было меньше проблем и забот, чем мы имеем сейчас, – естественное стремление многих людей при столкновении с трудностями.
  5. Ностальгия усиливается с возрастом. Чем менее яркой и насыщенной начинает казаться жизнь, тем сентиментальнее становится человек. В преклонном возрасте многие начинают ощущать, что прошлое было более интересным и содержательным по сравнению с настоящим, и мысленно возвращаются к событиям молодости.

В целом, ностальгия – явление положительное. Оно помогает совладать с трудными ситуациями, давая подпитку из приятных воспоминаний. Главное, чтобы человек «не зависал» подолгу в мыслях о прошлом и не потерял контакт с настоящим. Полный уход от реальности, отсутствие желания решать возникающие проблемы и безразличие к окружающей обстановке – вот те тревожные сигналы, которые указывают на необходимость бороться с ностальгией. Обращение к пережитому некогда опыту должно быть кратковременным. В этом и состоит ценность воспроизводимых в памяти образов и чувств.

  1. Испытайте радость, что это было в Вашей жизни.
  2. Согласитесь с тем, что это был бесценный опыт, повлиявший на Ваши достижения в настоящем.
  3. Зарядитесь энергетикой счастливого себя из прошлого, сделайте три глубоких вдоха и выхода и действуйте в настоящем!

Один из важнейших вопросов современной педагогики. В нескольких главах настоящей статьи изложены точки зрения виднейших педагогов и психологов, занимавшихся данной темой.

Общая характеристика и структура учебной деятельности

Прежде всего нужно разобраться в том, что же представляет собой процесс, которому посвящена статья. Итак, учебная деятельность может быть охарактеризована как в широком смысле, так и в более узком. В первом случае под ней поднимается любая активность человека, направленная на приобретение знаний.

Это понятие включает в себя не только деятельность, включенную в целостный педагогический процесс и протекающую в период прохождения курса какого-либо заведения, но и самостоятельное освоение необходимого для жизни материала. То есть, в широком смысле, под учебной деятельностью можно понимать как процесс, протекающий при получении официального образования, так и любое самостоятельное воспитание и обучение, необязательно носящее структурированный или даже просто осмысленный характер.

В узком же значении, данный термин первыми начали употреблять советские педагоги Эльконин и Давыдов, структура учебной деятельности которых представляет большой интерес и будет рассмотрена далее в настоящей статье. Итак, что же говорили об этом виде человеческой активности два выдающихся ученых?

Эльконин предлагал именовать учебной деятельностью только тот процесс получения знаний умений и навыков, который характерен для детей младшего школьного возраста. Как известно, именно на этом отрезке жизненного пути, овладение новой информацией является главным видом активности. До поступления ребенка в школу это место занимает игра, а у подростков главенствующее положение учебная деятельность уступает общению со сверстниками. Таким образом, Эльконин предлагал сузить рамки определения до границ той возрастной категории, когда школа является центром бытия человека.

Трактовка Давыдова

Этот ученый имел несколько иной взгляд на данный вопрос. Согласно мнению Давыдова, учебная деятельность и структура ее могут быть рассмотрена не только в рамках определенной возрастной категории, но и применительно ко всем периодам жизни человека. Этот выдающийся педагог говорил о том, что таким термином можно обозначать процесс получения необходимых навыков обучения, который протекает осознанно и имеет четко выраженную структуру.

Таким образом, из вышесказанного видно, что именно Давыдов впервые упомянул о деятельностном и компетентностном принципах, которые в настоящее время широко применяются в образование, а их внедрение в обучение утверждено Федеральным Государственным образовательным стандартом. Под "осознанностью", о которой он говорил, нужно понимать положительную мотивацию, существующую у школьника, которая ставит его на уровень субъекта образовательного процесса.

Функцию же подчиненного участник системы выполняет при недостаточно сформированном настрое на получение знаний.

Структура учебной деятельности обучающихся

В предыдущих главах статьи были рассмотрены различные определения феномена учебная деятельность. Схема ее также может быть представлена как минимум двумя способами. Во-первых, она способна иметь вид последовательности процессов, протекающих на протяжении ее осуществления, и, во-вторых, - основываться на действиях, являющихся компонентами единого общего комплекса.

Структура учебной деятельности по Эльконину и Давыдову имеет следующий вид:

  • Мотивы - Цели - Учебные действия - Самоконтроль - Самооценка.

По-другому та же цепочка может быть представлена в виде действий, совершаемых учеником, то есть она рассматривается с точки зрения субъекта процесса. Итак, второй вид структуры имеет следующую форму:

  1. Поиск причин для обучения, которые могут служить стимулами для дальнейших действий.
  2. Осознание целей предстоящей работы.
  3. Выполнение определенных учебных действий и закрепление их.
  4. Анализ того, насколько успешно протекает собственное выполнение заданий. Второй частью данного пункта является оценивание собственных результатов.

Мотивация

Психология говорит о том, что для успешного протекания той или иной деятельности, необходимо чтобы лицо, осуществляющее ее, четко осознавало причину, по которой оно должно производить те или иные действия. Без сформированной мотивации, успешность всего образования, сводится практически к нулю.

Если, например, школьник не уяснил для себя, для чего нужно получить те или иные знания и как они могут пригодиться в последующей жизни, то он будет находиться в положении объекта образования. То есть его роль в таком случае имеет чисто подчиненный характер.

Таким образом, вся деятельность этого ребенка будет направлена на то, чтобы как можно быстрее и с минимальными затратами энергии сдать экзамен по предмету или написать контрольную работу, то есть выполнить задание чисто формально. В идеале у него должна быть сформирована мотивация. Лишь она способна обеспечить понимание необходимости полученных знаний в его последующей жизни и в профессиональной активности, которую он будет осуществлять во взрослом возрасте.

Мотивация, являясь компонентом общей структуры учебной деятельности, в свою очередь, может быть разделена на следующие разновидности:

  1. Основанная на личных побуждениях.
  2. Базирующаяся на внешних причинах.

К первому виду можно отнести любые мотивы, имеющие значение непосредственно для обучающегося. Чаще всего в их роли выступают тяга к знаниям и увлеченность процессом или социальные причины, заключающиеся в стремление соответствовать тем или иным критериям, устанавливаемым обществом.

Одним из сильнейших мотивов в современном мире является возможность так называемого социального лифта, то есть получения в результате окончания образовательного учреждения работы, а соответственно и жизненных условий гораздо более высокого уровня.

Другие примеры причин

Нередко встречается и наличие у обучающихся мотивов второй группы, то есть внешних. К таким можно отнести любое давление, осуществляющееся со стороны родителей и педагогов. Как правило, к подобным действиям учителя и члены семьи школьника прибегают при недостаточно сформированном у него внутреннем виде мотивации.

Отсутствие интереса к предмету может быть следствием небрежного отношения к своей деятельности педагогов. Безусловно, внешняя мотивация, порою дает желаемый результат - ребенок начинает хорошо учиться. Однако такой вид этого компонента структуры учебной деятельности не может быть единственным, а способен являться лишь частью сложного комплекса причин, побуждающих человека к деятельности.

Мотивы же, относящиеся к первой группе, должны преобладать.

Предвосхищение результата

В структуре учебной деятельности, как и в любом другом процессе, под целью понимается тот итог, который должен быть достигнут. То есть на данном этапе важно ответить на вопрос: для чего?

Подавляющее большинство педагогов говорит, что для успешного функционирования всей структуры учебной деятельности учебная цель должна быть не только понятна детям но, и принята ими. В противном случае, как уже было сказано, весь процесс будет происходить по принуждению.

Как правило, при подобном усвоении материала работает только оперативная и кратковременная память. А значит, знания, полученные ребенком, не будут прочными и полностью или частично забудутся при отсутствии необходимости их подтверждать.

Учитывая реальные условия

Что такое в структуре учебной деятельности?

Этим термином принято обозначать цели, переформулированные с учетом реальных условий, в которых осуществляется действие. Задача может быть как одна, так и несколько. В последнем случае в нескольких пунктах выражается цель, разделенная на более мелкие фрагменты.

Как бы то ни было, задачи должны быть сформулированы предельно четко и ясно. Это требуется для эффективного и результативного осуществления всей структуры учебной деятельности школьника.

Существенные признаки

В чем состоит отличие учебной задачи от обычной?

Предполагается, что в результате решения первой из них должно осуществиться преобразование лица, которое производит действие. Им является сам школьник.

То есть, решение подобных задач направлено на изменение субъекта, а не какого-либо объекта из окружающего мира. То есть, процесс обучения всегда направлен на совершенствование личности. Можно сказать, что вся программа обучения в учреждении состоит из комплекса последовательно решаемых учебных задач.

Обычно они предоставляются школьникам в виде конкретных упражнений по предмету.

Цели и задачи в современном процессе обучения

Ведущие психологи и педагоги говорят о том, что чаще всего употребление этих терминов в единственном числе является ошибкой. Подобное заявление они обосновывают тем, что, как правило, одна цель может достигаться в ходе решения нескольких задач и наоборот. Поэтому, описывая общую структуру и содержание учебной деятельности, целесообразно говорить о наличие сложной системы этих компонентов.

Немаловажным будет упомянуть о том, что эти составляющие бывают двух видов: близлежащими и дальней направленности. В идеале каждая учебная задача должна основываться на двух целях разных типов. К сожалению, на практике это не всегда осуществляется. Кроме того, большую роль играет осознание обучающимся как близлежащей, так и дальней цели. Только при этом условии весь образовательный процесс не будет напоминать блуждание во тьме.

Широко распространены такие учебные задания, которые включают в себя описание способа решения. Подобная их разновидность является менее полезной для школьников, так как единственной целью, которую ставят они перед собой, может быть получение правильного результата.

Если же задача требует найти оптимальный способ решения, то она способствует развитию у детей логического мышления, что является фактом, говорящим о новом этапе развития личности.

В поиске правильного решения

Учебные действия в структуре учебной деятельности играют значительную роль. Развитие их в обобщенном виде у детей является целью образовательного процесса. Посредством выполнения учебных действий, происходит решение задач, поэтому данному компоненту учебной деятельности стоит уделить пристальное внимание.

В педагогике принято разделять учебные действия на две группы:

  1. К первой из них относятся те, которые могут служить для решения задач по всем или нескольким предметам. Их можно назвать универсальными.
  2. Ко второй разновидности относятся действия, применяемые в рамках определенной учебной дисциплины.

Развитию у детей способности производить действия второй группы во времена существования Советского Союза, а также в послеперестроечные годы уделялось недостаточно внимания.

О важности первой группы стали говорить на пороге 21 века.

К данной разновидности можно, например, отнести такие межпредметные действия как: анализ данных, систематизация информации и другие. В последней редакции закона об образовании говорится о необходимости реализации компетентностного подхода. То есть нужно давать детям такие знания умения и навыки, которые способствуют развитию желания продолжать обучение самостоятельно в течение всей жизни. Здесь имеется в виду не только прохождение курсов каких-либо учебных учреждений, но и определенные программы по повышению квалификации, а также самообразование в целях улучшения профессиональной деятельности, возможны и другие мотивы.

Эксперты говорят, что проблемы с учебой у детей возникают, как правило, именно из-за недостаточно сформированного умения осуществлять действия первой разновидности, то есть метапредметные.

Проверка выполнения заданий

Самоконтроль тоже в какой-то степени является основополагающим компонентом структуры учебной деятельности учащихся. Именно он в наибольшей степени обеспечивает субъект - субъектный принцип отношения между преподавателями и школьниками.

В процессе проведения самоконтроля ученик осуществляет анализ проделанной работы, выявляет существующие ошибки, вырабатывает способы их исправления, и добивается улучшения результата. Вся эта процедура проходит без помощи преподавателя. По степени сформированности этого навыка можно делать прогноз будущих успехов школьника как по конкретной дисциплине, так и по всему общеобразовательному курсу.

Сопоставление с идеалом

В общей структуре и процесс самоконтроля можно представить следующей схемой:

  • Изучение идеала - Сравнение собственного результата с ним - Выявление несоответствия.

То есть данное действие происходит путем сопоставления изначальной цели с достигнутым на какой-то момент выполнения задания результатом.

Осталось сказать про последнее звено в структуре учебной деятельности, которое заключается в самооценке.

Подведение итогов

Самооценка представляет огромное значение как часть учебная деятельность. Она основана на критическом анализе достигнутого результата путем сравнения с выдвинутой ранее целью.

Самооценка может выражаться как в баллах, так и в развернутом суждение относительно того, насколько продуктивной была работа и как хорошо ученик овладел учебным материалом. Этот процесс должен происходить на основе традиционный, отметки, выставляемой учителем.

Самостоятельный контроль и оценка собственных результатов протекают не одинаково на притяжение всего школьного курса. Их содержание зависит от той возрастной группы, в которой происходит обучение.

Так, структура учебной деятельности младших школьников не может полностью осознаваться ими в силу несформированности необходимых мыслительных процессов. Поэтому часть этой работы педагог должен взять на себя. В первые годы обучения в школе самоконтроль и самооценка происходят сначала методом повторения за учителем его суждений о собственном ответе, а потом в виде попыток составлять собственные критические высказывания небольшого объема.

При этом педагог должен задавать всевозможные наводящие вопросы относительно качества проделанной работы и степени усвоения материала, а также того, насколько хорошо закреплены навыки учебных действий. Здесь стоит уделять внимание не только соответствию полученного результата верному ответу, но и тому, насколько навык, который должен был развиться в ходе решения задачи, сформирован у ученика (по его собственному мнению).

От класса к классу степень самостоятельности выполнения контроля и оценки своей деятельности должен повышаться.

К моменту окончания средней школы человек должен быть готов к приобретению знаний с большой долей самоконтроля, так как это требуется при прохождении программы высшего учебного заведения или учреждения среднего звена.

Проводимые без помощи педагога эти действия являются лишь первыми ступенями к необходимой самостоятельности всего процесса, которой предстоит добиться в будущем.

По последним исследованиям, больше половины поступающих в высшие учебные заведения не готовы к освоению программы из-за низкого уровня развития вышеупомянутых процессов. Однако, ко второму курсу такой недостаток наблюдается лишь у 13% студентов.

Психологическая структура учебного процесса

Термин учебная деятельность, который употребляется преимущественно в педагогике, широко связан с таким явлением, рассматриваемым в психологии, как научение. Именно этот феномен, представленный многообразием видов, является основным составным элементом многих компонентов процесса обучения и.

Суть психологической структуры учебной деятельности состоит в восприятии организмом и переработке новой информации.

Современные психологи говорят о трех его видах, каждый из которых в той или иной степени присутствует в учебной деятельности современных школьников.

  1. Перцептивное научение - это реакция организма на внешний раздражитель и ее запоминание.
  2. Мнемоническое научение - Например, этот вид широко используются на уроках игры на различных музыкальных инструментах. В данном виде деятельности необходимы именно устойчивые навыки, твердая память на клишированные движения.
  3. Третья разновидность этого феномена - когнитивное научение - то есть такое, в котором большая часть процесса основана на умозаключениях и анализе получаемой информации, проходящих осознанно. Подавляющее большинство предметов, изучаемых в средней школе, предполагают работу именно этой разновидности.

Заключение

В данной статье было рассказано о структуре учебно-познавательной деятельности. Вопрос подвергся рассмотрению с различных точек зрения.

Были представлены как определения самой учебной деятельности, авторство которых принадлежит разным педагогам, так и два вида ее структуры. Каждый из компонентов этих схем разбирался отдельно. В последней главе даны краткие сведения из психологии о структуре учебной деятельности.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ши­роком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, со­гласно Д.Б. Эльконину, - это ведущий тип деятельности в млад­шем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давы­дова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполня­ется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соот­носясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштей­ну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятель­ности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст­вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специаль­но поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность - это деятельность, име­ющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность долж­на побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или про­ще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершен­ствования. Если удастся сформировать такие мотивы, у учащих­ся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содер­жанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с по­зицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» .

Учебная деятельность соответственно может рассматривать­ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са­мого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, раз­витие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познаватель­ной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных зна­ний, отработку обобщенных способов действий и их адекватно­го и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Основные характеристики учебной деятельности

Отмечаются три основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, ког­да нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-пер­вых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее ха­рактеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и струк­туры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учеб­ной деятельности как активной формы учения, а именно 5) из­менения психических свойств и поведения обучающегося «в за­висимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной дея­тельности в сопоставлении с учением.

Исходя из определения учебной деятельности как деятельно­сти по овладению обобщенными способами действия, саморазви­тию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рас­смотрим ее собственно деятельностные характеристики. Прежде всего подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыс­лу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработан­ным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, инсти­тутах. Как любая другая, учебная деятельность характеризует­ся субъектностью, активностью, предметностью, целенаправлен­ностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержа­ние.

Характеризуя понятие "учебная деятельность" большинство авторов обычно сетуют на часто встречающуюся ее излишне расширительную трактовку. В обыденной речи, а нередко и в специальных психологических и педагогических изданиях, учебная деятельность трактуется очень широко и рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Кроме того, термином "учебная деятельность" принято обозначать основную нормативную деятельность в учреждениях образования. С точки зрения деятельностного подхода, это – неверно. Учебная деятельность, с позиций деятельностного подхода рассматривается как "особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних, предметных и умственных действий" (В. В. Давыдов).

Обычно подчеркивается, что учебную деятельность не следует отождествлять с процессами учения и усвоения, включенными в разные виды деятельности (игровую, коммуникативную, спортивную, трудовую и др.). По утверждению В. В. Давыдова, учебная деятельность предполагает усвоение теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых учащимися с помощью педагогов. Учебная деятельность, как утверждает В. В. Давыдов, реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях (школах, институтах, университетах), которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания". Автор отмечает при этом, что до сих пор учебная деятельность слабо представлена во многих российских учебно-воспитательных учреждениях.

Д. Б. Эльконин пишет о том, что "учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий". Такая деятельность, по его мнению, должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, утверждает Д. Б. Эльконин, "то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с существованием общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности".

Учебную деятельность, таким образом, можно рассматривать как специфический вид деятельности. Она ориентирована на обучающегося как субъекта. В результате учебной деятельности происходит совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности (И. А. Зимняя).

Основные характеристики учебной деятельности

И. И. Ильясовым выделено три характеристики, отличающие учебную деятельность от других форм учения:

  • 1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
  • 2. В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы).
  • 3. Общие способы действия предваряют решение задач.

Последнее для сравнения можно сопоставить с учением по методу "проб и ошибок", когда нет предваряющего общего способа, отсутствует программа действия, тогда учение – не деятельность.

К этим трем характеристикам И. А. Зимняя предлагает добавить еще две:

  • 1. Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте.
  • 2. Изменение психических свойств и поведения обучающегося "в зависимости от результатов своих собственных действий" (И. Лингарт).

Оценивая эти пять характеристик учебной деятельности, И. А. Зимняя вполне справедливо предлагает считать четвертую – основной.

Характеризуя учебную деятельность, большинство авторов подчеркивают ее общественный характер. Она самым существенным образом детерминирована культурными традициями и социально-смысловыми ориентациями общества. Значительная часть учебной деятельности протекает в режиме взаимодействия с другими, но Д. Б. Эльконин особо отмечал, что часто, будучи коллективной по форме, учебная деятельность всегда является индивидуальной по результату.

Как любой другой вид деятельности, учебная деятельность может описываться с разных точек зрения, таких, как: субъектность, активность, предметность, целенаправленность, осознанность, а также с точки зрения ее структуры и содержания. Учебная деятельность, как утверждают разработчики данной теории, имеет следующую общую структуру: потребность – задача – мотивы – действия – операции (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).

Предметом учебной деятельности, с точки зрения психологии, является то, на что она направлена. В связи с этим выделяются: усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их алгоритмов и программ, в процессе чего и происходит развитие "субъекта деятельности" – обучающегося. Д. Б. Эльконин при этом особо подчеркивал принципиальное положение о том, что учебную деятельность не следует отождествлять с усвоением. Несмотря на то, что оно (усвоение) является ее основным содержанием и само определяется строением и уровнем ее развития. Главная особенность предмета учебной деятельности в том, что она направлена на изменение самого субъекта, эти изменения (в интеллектуальном и личностном планах) опосредованы характером усвоения.

Включение в учебную деятельность предполагает использование ее особых средств и способов. Специалисты в области деятельностного подхода к учению выделяют три их группы:

  • 1. Средства, лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности, интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.).
  • 2. Знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.
  • 3. Фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося (И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн и др.).

Способы учебной деятельности могут быть разными и классифицируются обычно по самым разным основаниям. Например: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательско-познавательные (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Особенно интенсивно данная проблематика разрабатывается в педагогике, где создано множество классификаций методов, способов, приемов обучения.

Особого внимания заслуживает проблема продукта учебной деятельности. Продуктом учебной деятельности следует считать личностные психические новообразования, сформированные и развитые под влиянием учебной деятельности. При конкретизации этого положения отмечаются следующие его составляющие:

  • 1. Структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики.
  • 2. Внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, ценностном, смысловом планах (И. А. Зимняя и др.).

От структуры, системности, степеней прочности и глубины полученного в образовательной деятельности опыта в значительной мере зависит жизненная позиция человека, успешность любой его деятельности, его социализированность.

Внешняя структура учебной деятельности

Учебная деятельность традиционно рассматривается как деятельность преимущественно интеллектуальная. В интеллектуальном акте уже традиционно выделяют следующие этапы: мотив, план (замысел, программу действий), исполнение и контроль (Ю. Галантер, Дж. Миллер, А. Н. Леонтьев, К. Прибрам и др.). Представленную этапность можно рассматривать как структурную схему, однако нельзя не заметить, что учебная деятельность простому интеллектуальному акту не тождественна. Ее внешняя структура выглядит несколько иначе.

Описывая состав внешней структуры учебной деятельности, И. А. Зимняя выделяет следующие ее компоненты:

  • – мотивация;
  • – учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
  • – учебные действия;
  • – контроль, переходящий в самоконтроль;
  • – оценка, переходящая в самооценку.

В период активной разработки деятельностного подхода в психологии учебная деятельность считалась преимущественно уделом детей и юношества и оценивалась как основная форма включения их в общественное бытие. В современных представлениях временной этап бытия учебной деятельности в жизни личности существенно расширился, охватив все возрасты. Цивилизационные функции учебной деятельности теперь качественно изменились. Для того чтобы выжить в современном динамичном мире человек вынужден непрерывно учиться, из большого числа "благих пожеланий" это положение перешло в разряд основных, жизненных потребностей. Учебная деятельность занимает все большее место в ряду видов деятельности человека, и это явление следует рассматривать как устойчивую тенденцию.