В чем суть концепции в науке. Способы защиты религиозных концепций от разрушения

Теория - это не просто отражение, а отражение, заменяющее реальность для выстраивания конкретной деятельности. Содержание образа зависит от функции ориентировки деятельности, от рассогласования между схемой действия, с одной стороны, и ситуацией действия, с другой. Любители З.Фрейда могут определить в научных концепциях подсознательные мотивы и комплексы, а сторонники К.Юнга раскроют архетипы, проявившие себя в идеях и взглядах авторов теорий.

Имея такое богатство психологических методологий, мы можем увидеть более глубокие основания теоретических споров и построений, чем их видят сами участники научных дискуссий. Все это вполне может быть применено и к концепциям психологии.

Субъективные мотивы психологических концепций.

Можно сколь угодно спорить о том, действует ли„ внешнее через внутреннее“, как считал С.Л.Рубинштейн или субъект психики сам по своей логике строит образы, как считал А.Н.Леонтьев. Но сегодняшний психолог должен постараться выяснить мотивы этой дискуссии: почему А.Н.Леонтьев строил именно „такую“ теорию, утверждал идентичность строения внешней и внутренней деятельности, говорил о интериоризации и экстериоризации, а С.Л.Рубинштейн отрицал эти теоретические образы и строил иные? Ведь за их концепциями стояли реальные механизмы возникновения этих концепций, реализовались живые человеческие мотивы.

А.Н.Леонтьев создает теорию восприятия, резко отличающуюся от ленинской „теории отражения“. У Леонтьева образ конструируется по субъектной логике деятельности, что у Ленина всегда вызывало агрессивное „теоретическое“ неприятие. Ленинские мотивы понятны. Если образ не есть прямая копия реальности, а зависит от субъекта, то очевидно, опасно разрушать мир, исходя из состояния своего образа мира. Тогда следует искать корни отрицания общества в организации самого отрицающего субъекта.

А.Н.Леонтьев хочет отстоять субъективность индивида. Но для этого он делает парадоксальный ход. Он критикует закон „специфических энергий органов чувств“ И.Мюллера именно за подтверждение факта субъективности ощущений. Хотя факт зависимости ощущения от того органа, который получает импульс энергии, вряд ли можно опровергнуть. А как же иначе, если качество ощущения воспринимается лишь в центральной зоне анализатора, а всякое воздействие, независимо от характера импульса, преобразуется в электро-химический ток по нерву. Все многообразие модальностей ощущений возникает на основе либо электро-магнитных импульсов (свет, тепло, вкус, запахи), либо механических вибраций (звуки, осязание). Многобразие чувств определяется сложностью субъекта, а не многообразием воздействующих стимулов. Богатство наших чувств определяется проблемами регуляции нашей деятельности.

Критикуя И.Мюллера, А.Н.Леонтьев защищает себя от критики, за позиции, близкие к Мюллеру. В концепциях и текстах А.Н.Леонтьева скрыто множество логических трюков и подтекстов. Надо было суметь получить Ленинскую премию за теорию, противостоящую позициям Ленина. А нам нужно уметь видеть за теоретическими построениями живые человеческие хитрости.

Противостояние психологии и науки. Амбиции науки.

Психологический подход позволяет нам оценить не только мотивы теоретизирования, но и принципы построения теорий, выраженные в науках. И здесь мы сразу оказываемся в оппозиции к большинству тех взглядов и требований к построению теорий, которые положены в основу научного теоретизирования. Ведь знаменем и кредо науки является устранение субъективности, стремление представить идеи и концепции как „истинно объективный“ взгляд на реальность. Поэтому изложение теорий в науке исключает раскрытие тех сомнений и переживаний, которые предшествовали построению теорий. Ученый излагает теорию как строгое и завершенное построение абстрактного ума. Он старается полностью скрыть субъективность своих построений, мотивы и эмоции, наполнявшие процесс и содержание теоретизирования.

Следует заметить, что такое „объективное“ теоретизирование характерно именно для западной европейской цивилизации. И сама наука, как социальная, регламентированная принципами деятельность, является порождением этой цивилизации. Научная деятельность как таковая возникла на основе мотивов овладения миром, покорения природы умом и волей человека. Эти мотивы развивались в религиозном мироощущении. Иудаизм и христианство представляли человека подобным Богу- творцу, а мир - созданным волей Бога, слишком похожего на человека. Ценности овладения миром, покорения природы волей человека не принимались восточными религиями. Они непонятны индуизму, даосизму или буддизму. Они слабо восприняты исламом. Научная деятельность и сегодня импортируется на Восток вместе с ценностями западной цивилизации.

Научные концепции формировались на мотивах покорения мира. От агрессивной практики завоевывания рынков и территорий наука получала и получает материальную поддержку. Научная деятельность достаточно амбициозна в своих мотивах. Ученый стремится с помощью своей логики и своих концепций максимально овладеть всем, что берется исследовать. Либо мир покоряется технологии науки, либо эта технология признается негодной. Тогда на смену слабой логике и концепции приходит более мощная, отвечающая максимальным претензиям на умственное овладение миром. Так проникали в сознание людей концепции Н.Коперника и А.Эйнштейна, З.Фрейда и Ж.Пиаже, вытестнявшие теории своих предшественников, Схемы науки явились интериоризацией европейских акций покорения природы, материков, социальных и физических процессов.

Покорительные, амбициозные мотивы отразились на многих базовых идеях и принципах науки. К ним прежде всего нужно отнести логику атомизма и материализм в форме сенсуализма. Здесь обосновывалась сама возможность покорять и властвовать. Сенсуализм придавал статус реальности только тому, что имело возможность предстать перед ощущениями и отрицал реальность неощущаемых явлений. Право объектов на существование было поставлено в зависимость от способности людей воспринимать эти объекты. Человек заявил себя Богом, от способности которого что-либо ощущать зависело само признание реальности вещей. Такие амбиции были абсолютно чужды восточной мудрости, всемерно подчеркивающей ограниченность прямого восприятия вещей.

Атомизм же позволял объявить началом и основой мира не Бога, дао, дух или что- либо еще безмерное и не покоряемое, а маленькие атомы. Все сложное объяснялось простым, а овладеть простым было нетрудно. Это открывало европейцам оптимистические надежды на возможную власть человека над природой. Атомизм представляет формирование предметов по аналогии с конструированием вещей человеком. Из простых и непритязательных деталей составляется весь мир. Из отдельных молекул синтезируется живой организм. Здесь нет фатальной логики саморазвития целостности мира. Предполагается, что в принципе из элементов человек сможет конструировать все, что угодно: клонировать людей, строить „светлое“ будущее общество, управлять природой. Все сложное создается из малого, а над малым источником люди могут властвовать в роли управляющего богоподобного субъекта.

Так же и вечная война материализма и идеализма практически не может быть понятна, если не видеть в ее основе мотивацию. Понятие „материя“ у В.Ленина мало чем отличается от гегелевского „абсолютного духа“ или восточного „дао“, кроме одной прибавки: „и дается нам в наших ощущениях“. А в остальном - характеристика „духа“ и „материи“ сходная. Это реальность, „вне нас и независимо от нас порождающая мир в своем развитии“. Но именно вопрос о том, „дается“ ли материя в ощущениях или нет, задает нам позицию по отношению к миру. Можем ли мы его полностью взять и покорить, или мы слабы и неспособны? Можем ли мы разрушать мир „до основания“, а затем воссоздавать его по нашим планам? Это вопрос мотивации и амбиции, вопрос покорности или нахальства.

В теориях материализма и идеализма можно проводить исследование детского „эдипова комплекса“ с разной формой претензий философов на овладение „матерью“, можно видеть то, что определяется мотивами философа, связанными с формированием стремления к власти или, наоборот, склонностью к сохранению мирового порядка. Любопытно заметить, что, согласно наблюдению ряда прихологов, у многих восточных народов „эдипов комплекс“ не формируется в силу особой организации семьи. Как-то своеобразно это согласуется с отсутствием в восточной культуре споров между „материализмом“ и „идеализмом“.

ведущий замысел синтеза или развития какого-либо объекта, процесса, из которого можно было бы вывести те деятельности, которые будут способствовать воплощению этого замысла в жизнь. Существует и второе толкование, при котором концепция представляет собой точку зрения, позицию, научную теорию, на основе которой объясняются происходящие процессы. Однако применительно к существующему положению в высшем образовании актуальным является рассмотрение концепции как ведущего замысла. По своей сути, концепция должна содержать указания о том, в каком направлении необходимо развивать образование в наше время. Такие особенности требуют особого внимания к методологии концептуальной работы. Чтобы обеспечить объективность и доказательность концепции высшего образования, реальность планируемых изменений, необходимо осуществить в процессе ее создания и реализации четыре важнейших функции: исследовательскую, коммуникативную, нормативную, исполнительную. Разработка концепции должна начинаться с конкретизации и объективизации целей, которых желательно достигнуть. До тех пор, пока не сформулированы и не конкретизированы цели, последующая работа над концепцией не имеет смысла. Этот этап работы состоит в том, чтобы установить, в чем конкретно состоит «прогресс» на данном этапе развития объекта. При всей своей кажущейся простоте эта функция не может осуществляться простой разработкой некоторого текста, выполняемой даже коллективом специалистов.

От докторанта требуется в автореферате не только четко описать методологический аппарат исследования, но и сформулировать концепцию исследования, в которой необходимо логично и последовательно описать суть работы, ее новизну, подходы к решению поставленных задач.

Концепция - это общий замысел работы, ее главная идея или совокупность нескольких научных идей, которые далее будут представлены к защите. Докторская диссертация - достаточно объемный труд ученого, в котором представлена как теоретическая новизна, так и практическая. Подготовка и написание диссертации, ее освещение в научных рецензируемых журналах занимает несколько лет, поэтому научная концепция вырабатывается диссертантом на самых первых этапах работы над темой, чтобы четко представлять путь проведения дальнейшего исследования. В процессе работы над диссертацией некоторые гипотетические положения могут быть опровергнуты автором, а методы или условия проведения исследования измениться, поэтому потребуется изменить содержание концепции, сделать его логически завершенным текстом в отличие от рабочего варианта, который был разработан ранее.

Докторант может писать свою работу самостоятельно или иметь научного консультанта, который имеет уже докторскую степень в данной области научного знания. Консультант может разъяснить, как составляется ее рабочий и заключительный вариант. Важно, чтобы докторант научился мыслить концептуально, видеть содержание своей диссертации в перспективе и уметь любому другому научному оппоненту концептуально излагать суть своей работы или отдельных ее глав.

В любой научной концепции должна быть отражена личностно значимая авторская идея, т. е. для диссертанта концепция - это определенный способ понимания и изложения ведущая идея для освещения изучаемого явления или процесса. При проведении практического исследования, которое осуществляется не столько самим диссертантом, сколько другими исполнителями под его руководством, нужно уметь и до них четко донести основную идею своего новшества, иначе процесс исследования может быть осуществлен по-разному и результаты не будут достоверными.

Концепция - это не просто краткое изложение диссертации, а доказательный и понятный текст, отражающий проблему современной науки и свой способ разрешения этой проблемы. С помощью научной концепции можно продемонстрировать особенность и уникальность своей работы в сравнении с диссертациями, близкими по теме. Таким образом, она позволяет показать «прирост» знания в исследуемой области. Если для диссертаций на соискание степени требуется только устное изложение концепции, то в докторских диссертациях концепция - это ключ к пониманию, какими способами и средствами автор решает поставленные задачи, какие результаты получает и насколько это актуально для современной модернизации образования, или медицины.

Если получение степени доктора наук производится по совокупности в рецензируемых журналах и по текстам монографий, тогда весь автореферат - это концепция автора, представленная реферативно. Доклад соискателя при защите диссертации может представляться в виде развернутой концепции с пояснениями, иллюстрациями и резюме. Но чаще всего концепция - это система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на изучаемые явления и процессы, которые кратко излагаются диссертантом в разделе методологии. Если идея изложена емко, кратко и логично, рецензенты и оппоненты имеют возможность увидеть всю суть работы именно так, как это видит сам автор, без искажений.

лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. - исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное "сечение" последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания "порождающей" идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области ("фрагмента" действительности) значений и реализацию максимально широкого "мировидения" (на основе "отнесения" к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка ("раскрутка") презентируемой идеи. Кроме того, она "онтологизирует" и "маскирует" внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, "стыкуя" между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) - наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.

Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), "производству" базовых концептов культуры, определяя "концептуальные возможности" последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально "замыкает" свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно - свои догматы. Сам термин "К." заменяется здесь, как правило, близким ему термином "доктрина" (лат. docere - учить, doctrina - учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса - поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, "тора" ("указание", "наставление") в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на "непреложности", "конечности" оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент "научения" имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент "догматики" в К. (отсюда производные понятия - "доктринер", "доктринерство").

В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "К." с понятием "теория". Иногда им обозначали "неполную", "нестрогую" и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее "неполноту", "нестрогость" и т.д. В неклассической науке понятие "К." стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации "материала" внутри научной теории, которая в своей полной "развертке" выступает как ее реализация (в том числе "переводящая" исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), "замещающей" собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с "когнитивного", "логического", "внутрисистемного" в теории на "праксеологическое", "семантическое", на ее "открывание" вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: "личностное знание" и "научное сообщество" Полани, "тематический анализ науки" Холтона, "исследовательская программа" Лакатоса, "сильная программа" Д. Блура, "парадигма" и "дисциплинарная матрица" Куна, "междисциплинарное единство" А. Койре, "дисциплинарный анализ" и "интеллектуальная экология" Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его "гипотетической природы", реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн.

Логика и философия

Концептуализация как способ создания концепций. Особенности концепции в различных дисциплинах. Особенности религиозных концепций. Основные особенности богословия. Причины догматичности религиозных концепций. Способы защиты религиозных концепций от разрушения. Особенности научных концепций. Понятие научной концепции. Роль концепций в развитии науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему:

«Роль концепции

в развитии человеческого знания»

Факультет: АВТФ

Группа: АМ-711

Студент: Малахов С.А.

2008


Оглавление


Введение

1. Понятие концепции

2. Концептуализация как способ создания концепций

3. Особенности концепции в различных дисциплинах

3.1. Особенности религиозных концепций

3.1.1. Основные особенности богословия

3.1.2. Причины догматичности религиозных концепций

3.1.3. Способы защиты религиозных концепций от разрушения

4. Особенности научных концепций

4.1. Понятие научной концепции

4.2. Роль концепций в развитии науки

4.3. Борьба научных концепций в процессе развития науки

4.4. Взаимодействие научных концепций

5. Особенности философских концепций

Заключение


Введение

В современной научной литературе понятие концепции стало очень популярным. Новые концепции появляются практически во всех областях человеческого знания – примером могут являться современные концепции экономики, педагогики, психологии.

Однако чтобы четче понимать границы применимости концепций в разных сферах, нужно глубже разобраться в самом понятии концепции. Изучение особенностей концепции в различных дисциплинах, таких как наука, религия, философия, позволяют точнее определить ее роль и место в структуре человеческого знания.

Данный реферат посвящен роли концепций в развитии знаний о природе и обществе.

1. Понятие концепции

Рассматривая роль концепции, прежде всего, необходимо остановиться на самом понятии термина «концепция».

«Новейший философский словарь» под ред. А.А.Грицанова дает следующее определение концепции:

«КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. Концепция – базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания «порождающей» идеи систем понятий (базовых концептов). Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания).

Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел.

Концепция вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка («раскрутка») презентируемой идеи. Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор.

Таким образом, концепции прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований – наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира» [ ].

2. Концептуализация как способ создания концепций

Для понимания роли концепции необходимо обратиться и тесно связанному с ней понятию концептуализации:

«КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ – процедура введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных; первичная теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала; схема связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, позволяющая продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей; способ организации мыслительной работы, позволяющей двигаться от материала и первичных теоретических концептов ко все более и более абстрактным конструктам, отображающим в пределе допущения, положенные в основание построения картины видения исследуемого сегмента реальности.

В первых трех случаях можно говорить о первичном концептуальном объяснении, вводящем в работу с имеющимися данными интерпретационный (распознающий) фактор, отсутствующий в простых первичных эмпирических генерализациях, закрепленный в специально-изобретенном понятии – концепте (типа: "сплоченность", "фрустрация", "конфликт" и т.д.), разворачивающем возможную (ранее по поводу концепта разработанную) объяснительную стратегию.

В последнем случае речь идет о выработке концептуальной схемы (модели, знаковой системы) изучаемой области, отражающей лишь самые существенные ее стороны (минимально-необходимый набор исходных концептов-конструктов, позволяющий задавать картину научной реальности). В этом отношении она соотносима с интерпретационной схемой, обеспечивающей движение от концептуальной схемы к эмпирическому базису (введение фактора первичного концептуального объяснения), и обратное движение от уровня данных к их концептуализации в определенной модели.

Концептуализация как движение в направлении абстрактного соотносится с операционализацией как движением к конкретному. Концептуализация позволяет: двигаться ко все более объемлющему объясняемые области фактору ("ослабленный" и "сциентизированный" вариант ее понимания); вписывать одно знание в другое, более общее, а в конечном итоге - и в культуру. Концептуальная схема задает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нем в исследовательских процедурах, удерживает смысловое единство внутри научно исследовательского сообщества.

Проблематизация или (и) дискредитация сложившейся системы представлений происходит не только под воздействием новых данных, им противоречащих (что ведет скорее к уточнениям концептуальной схемы), но, главным образом, через разрушение задаваемых концептуальной схемой предметностей (а, следовательно, и ее самой). В концептуальных допущениях выявляются неясности, допущения и противоречия, требующие построения нового предмета и онтологизирующей его новой концептуальной схемы (в этом смысле нахождение предмета изучения и исследования есть видение объекта в свете концептуальных предпосылок, вытекающих из накопленного знания, или обнаруженного незнания).

Цель концептуализации – обозначить универсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне (в том числе обеспечение внутренней связности используемых концептов и конструктов), предложить "оптику", т.е. видение предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задать представление об уровневой организации знания. Сама концептуальная схема имеет, как правило, многоуровневый характер, внутри нее складывается сложная сеть взаимоотношений концептов, не обязательно непосредственно связанных между собой.

Таким образом, концептуальную схему можно определить как определенную совокупность гипотез и предложений (допущений) о природе исследуемых объектов, основанную на имеющихся теоретических выводах и заключениях, схватывающую тенденции и зависимости (законы) между отдельными компонентами исследуемой области и соответствующую сложившейся системе понятий и позволяющую выходить (через интерпретационную схему) на уровень эмпирической работы с заданными предметами (установление внешних связей понятий). Большинство стандартных теоретических проблем формируется и так или иначе разрешается преимущественно на уровне концептуальных схем (с подключением схем интерпретационных), служащих универсальным средством теоретического описания (изложения).

В рамках структуры научной теории концептуальная схема переформулируется как фундаментальная (или частная) теоретическая схема. Хорошая теоретическая (концептуальная в целом) схема должна иметь минимум исходных концептов и утверждений и продуцировать из себя максимально много следствий. Как предельно широкую концептуальную схему в принципе можно трактовать и научную картину мира» (В.Л. Абушенко) [ http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0518.htm? ].

3. Особенности концепции в различных дисциплинах

В статье «Новейшего философского словаря», посвященного термину «концепция», выделяется специфика концепций в различных дисциплинах европейской культурной традиции: «Концепции, являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке».

Для определения сути концепции, ее места и роли в структуре человеческого знания необходимо более подробно остановиться на особенностях концепции в различных дисциплинах.

3.1. Особенности религиозных концепций

Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно – свои догматы. «Сам термин «концепция» заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина» (лат. docere — учить, doctrina — учение, например, доктрина грехопадения). Будучи содержательно релевантной концепции, доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности», «конечности» оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских концепциях)» [ http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-362.htm? ].

3.1.1. Основные особенности богословия

«Непреложность» «сущностной стороны богословия» особо отмечает и автор статьи «Эпистемологические парадигмы богословия и науки: возможен ли синтез?» :

«В отличие от науки, теология опирается не на практическую эффективность или доступный каждому для повторения опыт, а на однократно данное человечеству откровение, или Благую Весть, если говорить о христианстве. Истина явила себя в определённый исторический момент, и задача богословия – сохранить и лучше понять её, применять её к новым временам и реалиям. Богословие имеет жёсткую основу, без которой оно перестаёт существовать. Как пишет Г. Кюнг (Кюнг Г. Куда идет христианство? // Путь. Международный философский журнал. 1992, №2, с.144-160), смена парадигм как «суммы убеждений, ценностей, методов, разделяемой членами определенного сообщества» (Т.Кун) не означает изменения постоянного ядра христианской веры, или «вечной истины»: «Слово Бога было, есть и будет…» , «Иисус есть Христос», «Иисус – Божий Мессия и Божий Сын», «Бог несет, ведет и хранит человека». Кюнг вместе с тем подчеркивает, что «истина всегда доступна нам только в исторически обусловленной форме: неизменная, вечная истина передается всегда в новых парадигмах, в новых констелляциях убеждений, ценностей, методов и т.п.». Г. Кюнг перечисляет следующих выдающихся христианских теологов, создавших новые парадигмы: апостол Павел, блаженный Августин, Лютер, Шлеермахер и Барт16. Несмотря на радикальное изменение христианского миропонимания, которое подчас приводило к церковным расколам, парадигмы всех этих теологов сохраняли основное ядро христианства нетронутым. Богословские парадигмы, таким образом, в своей изменчивости ограничены жёстким ядром веры и не могут выходить за пределы данного в прошлом Откровения. Смена парадигм возможна только как переосмысление этого Откровения. А поскольку в богословии, как было отмечено выше, не существует единого способа выявления истины по спорному вопросу, то когда возникает новая парадигма, например, протестантизм, конфликт между ней и старой парадигмой неразрешим и чаще всего приводит к расколам».

«a. оно направлено на познание сверхчувственных сущностей, недоступных для непосредственного изучения;

b. оно догматично: обладает жёстким ядром, не изменяющимся при парадигмальных сдвигах;

c. в нём нет эффективных методов выяснения истины по спорным вопросам, поэтому смена парадигм, как правило, приводит к расколам;

d. богословие не монолитно, каждая религия и конфессия обладает собственной эпистемологической программой».

3.1.2. Причины догматичности религиозных концепций

Интересный взгляд на причины жесткой догматичности религиозных концепций и учений высказывает автор статьи «Иммунная система» религиозно-мистической концепции» [ ].

Под религиозно-мистической концепцией в статье подразумевается «любая онтологическая и/или антропологическая концепция религиозного, духовного или мистического характера, претендующая на роль более или менее целостного учения о человеке, о мире и существующих в нем высших силах.

Многочисленные религиозно-мистические концепции, существующие и возникающие в настоящее время, с психологической точки зрения, выполняют две главные функции: когнитивную и экзистенциальную.

Человек нуждается в целостном взгляде на мир и на себя. Его знания должны быть упорядочены и непротиворечивы. Только в этом случае человек чувствует себя комфортно и психологически безопасно: он как будто бы знает, чего ждать от мира.

В противном случае мир будет восприниматься человеком как пугающий своей неопределенностью и непредсказуемостью беспорядок.

И религиозно-мистическая концепция выстраивает для человека картину понятного и упорядоченного мира.

3.1.3. Способы защиты религиозных концепций от разрушения

Однако ни одна концепция, какой бы совершенной и продуманной она ни была, не может адекватно отразить наш многообразный мир. А поскольку никакая схема не сможет исчерпывающе описать наш мир, то всегда найдутся факты, которые будут противоречить этой схеме. Всегда будет какой-то остаток, который не вписывается в эвристический диапазон концепции. Этот остаток уже своим присутствием наносит ущерб концепции, поскольку заставляет сомневаться в ее истинности. Поэтому любая теория должна иметь некий буфер, защитную оболочку, которая убережет ее от влияния разрушительного воздействия внешней среды…

…Чтобы «выжить» в «реальном мире» и прочно занять свое место в сознании людей, любая более или менее развитая религиозно-мистическая концепция должна иметь свою «иммунную систему», задача которой состоит в том, чтобы беречь эту концепцию от разрушения…

…«Иммунная система» религиозно-мистической концепции не есть обман или какое-то специальное воздействие на потенциальных потребителей данной концепции; в «иммунной системе» испытывают естественную необходимость и ученики, и эксперты. Использование «иммунных средств» происходит не на сознательном, а скорее на бессознательном уровне; «иммунные средства» помогают снизить тревогу, вызванную когнитивным диссонансом».

1. Рациональные средства, основанные на логике (средства аргументации и контраргументации) – это самая малочисленная группа, поскольку ни одна религиозно-мистическая концепция не может опираться исключительно на логику.

2. Иррациональные средства – огромный арсенал псевдологических, псевдонаучных, образных и эмоциональных средств от мирных и спокойных до весьма экспрессивных и даже агрессивных.

Эта последняя группа средств защиты многочисленна и разнообразна. Автор статьи подробно останавливается на самых распространенных способах психологической и концептуальной самозащиты:

« Отрицание – проявляется в фильтрации внешней информации и умалчивании фактов, которые противоречат картине мира, описываемой данной религиозно-мистической концепцией, в избегании обсуждения некоторых сомнительных тем, в игнорировании оппонентов и т.д.

Адаптация – в том случае, когда с фактами уже нельзя не считаться, к ним приходится приспосабливаться. Например, ни одна религиозно-мистическая концепция, основанная на картине мира древних людей, не может обойти современные открытия, опровергающие эту картину мира.

Иллюстрации – любая теория должна быть способна защитить себя от нападающих на нее оппонентов, и в этом ей поможет солидный банк примеров и неопровержимых «доказательств». Несостоятельность этих «доказательств» не всегда заметна, но обязательно обнаруживается, если суметь отвлечься от их гипнотического воздействия.

Терминология – любая уважающая себя религиозно-мистическая концепция имеет тщательно разработанный терминологический аппарат, с помощью которого она описывает мир. Своя собственная терминология — это не только заявка на новый взгляд, новое видение мира, но также гарантия того, что никто «со стороны» не сможет сделать критическую ревизию данной концепции и навести в ней свой порядок.

Интерпретации – толкования (объяснения) многочисленных не вписывающихся в эту концепцию ситуаций и событий. Главная цель таких интерпретаций — наделить «выпадающие» из концепции факты и ситуации новым значением, благодаря которому они смогут благополучно встроиться в эту концепцию или даже превратиться из опровержений в доказательства. Например, всем известна фраза вроде: «Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями». Эта фраза, даже если она была изначально создана не для этого, может стать прекрасным «иммунным средством», объясняющим, почему у человека нет тех или иных духовно-мистических результатов: если желаемое в молитве не исполняется, то это не есть опровержение религиозно-мистической концепции, это доказательство недостаточной усердности или греховности последователя этой концепции.

Нападение – интеллектуально-агрессивное поведение, направленное против потенциальных оппонентов: критический обзор существующих теорий, их моральной, исторической, практической и т.д. несостоятельности; наделение оппонентов значением противоборствующих сил; прямое и косвенное унижение оппонентов» [ http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/trynov.htm ].

Таким образом, главную причину жесткой догматичности религиозных концепций автор видит в потребности человечества следовать учениям (и сохранять их от разрушения), помогающим осмыслить человека, мир и нечто, находящееся за его пределами, и защищающим от неопределенного и непредсказуемого беспорядка мира.

4. Особенности научных концепций

4.1. Понятие научной концепции

Некоторые философы прошлого наделяли научные концепции догматичностью, подобно религиозным, например, П.А. Флоренский в книге «У водоразделов мысли» (1922 г.) писал: «Каждая научная теория исходит из своей точки зрения, одной из многих возможных, но утверждает эту свою точку зрения как единственно истинную. Поэтому претензия на исключительность имеет обратной стороной условность науки. Наука представляет собой «неподвижное описание», стремящееся к конструированию неизменной системы, которая заменила бы собой реальность.

С другой стороны, такая замкнутость науки – лишь её идеал. Время от времени сама жизнь открывает бедность ограниченной области науки и искусственность её точки зрения. Наука пытается адаптироваться к этим запросам жизни, меняя свою форму и содержание, но снова пытаясь утвердить их как единственные. Наука в принципе консервативна: несмотря на изменения, сохраняет требования неизменности и ограниченности» [ ].

Однако, несмотря на долю «неизменности и ограниченности», научные концепции, в отличие от религиозных догм, всегда представляли собой рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

«Новейший философский словарь» так определяет понятие «концепции» в науке: «В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее «неполноту», «нестрогость» и т.д.

В неклассической науке понятие концепции стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, концепция редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развертке» выступает как ее реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты).

Однако в науке концепция способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «праксеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания.

В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и концепцию как самостоятельную форму знания» [ http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-362.htm? ].

4.2. Роль концепций в развитии науки

Взгляды исследователей на роль концепций в развитии науки отражаются, в основном, в работах, посвященных развитию отдельных отраслей науки. Так, автор работы «Концепции естествознания и научная картина природы» [ http://naturalsciences.ru/content/view/21/209/ ] излагает свою точку зрения на роль концепций в развитии естествознания следующим образом:

«В науке термин «концепция» используется обычно для обозначения системы понятий и принципов, в частности при объяснении определенного круга явлений и процессов. Такие концепции могут заметно отличаться друг от друга как по глубине раскрытия сущности явлений, так и по широте их применения.

Как правило, в начале для объяснения применяются феноменологические концепции, основанные на непосредственном описании изучаемых явлений, или феноменов, откуда происходит название самой этой концепции.

В дальнейшем обращаются к различным теоретическим концепциям, которые раскрывают внутренние механизмы протекания явлений и опираются на абстрактные понятия и принципы. Так, например, при объяснении оптических явлений сначала появилась феноменологическая концепция, которая описывала простейшие явления прямолинейного распространения света, его отражения и преломления. Но она не касалась вопросов о природе света и не пыталась объяснить, почему световые лучи распространяются по прямой линии или угол отражения равен углу падения луча. Первой концепцией, которая попыталась это объяснить, была корпускулярная концепция, поддержанная Ньютоном. Она рассматривала свет как движение мельчайших корпускул света и удовлетворительно объясняла все простейшие эмпирические законы световых явлений. Однако корпускулярная концепция оказалась не в состоянии объяснить явления интерференции и дифракции света. Поэтому она была вынуждена уступить место новой, волновой концепции, которая рассматривала свет как волновое движение, подобное движению волн на поверхности воды. Эта концепция сумела объяснить интерференцию света посредством взаимодействия световых волн (их наложения друг на друга), а дифракцию – огибанием световыми волнами препятствий. Однако слабым местом волновой концепции было допущение о существовании светового эфира, упругой специфической среды, поперечными колебаниями которой объяснялось распространение световых волн. Впоследствии благодаря созданию Дж. Максвеллом теории электромагнетизма исчезла необходимость в обращении к световому эфиру, а сами оптические явления стали рассматриваться как особый вид электромагнитных колебаний. Установление взаимосвязи между электрическими, магнитными и световыми явлениями способствовало объединению их в рамках единой электромагнитной концепции. Эта концепция в конечном итоге способствовала формированию новой электромагнитной картины природы, которая показала, что наряду с веществом в мире существует также электромагнитное поле.

Этот краткий экскурс в историю физики ясно показывает, как происходит формирование теорий, научных концепций и картин природы, создаваемых отдельными науками. То же самое можно было бы проиллюстрировать на примере химии, биологии и других наук.

Таким образом, построение картины природы в отдельной науке проходит ряд последовательных стадий. Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и эмпирические законы. Затем открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений и эмпирических законов. В дальнейшем возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной природы, создаваемой отдельной наукой. Диалектический синтез картин природы отдельных наук приводит к формированию целостной картины мира.

В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, менее общих теорий более общими и фундаментальными теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости».

4.3. Борьба научных концепций в процессе развития науки

В ряде работ более глубоко рассматривается роль борьбы концепций в процессе развития науки в частности и познания мира в целом: «История становления и развития естествознания это история борьбы концепций и школ, стоящих за ними» (В.А.Ацюковский. Философия и методология современного естествознания, Лекция 3. Общественное производство и естествознание, 3.4. Борьба концепций в естествознании.) ; «В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций» (В.С.Степин, В.Г.Горохов. Философия науки и техники.) [ ].

Говоря о научных революциях, о появлении новых концепций в научном познании, авторы приводят примеры развития отдельных наук: физики, математики, естествознания.

«Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки…

Примером… может служить история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний» [ http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch66_i.html ].

4.4. Взаимодействие научных концепций

Новые концепции, утверждаясь в некоторой науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. «Особенности этого варианта научной революции состоят в том, что для преобразования картины реальности и норм исследования некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксированы парадоксы. Преобразование ее оснований осуществляется за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин, что заставляет исследователей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в качестве парадигмальных принципов, "прививаемых" в другие науки, выступают компоненты оснований лидирующей науки.

Показательным примером в этом отношении могут служить революции в химии XVII - первой половине XIX столетия, связанные с переносом в химию из физики идеалов количественного описания, представлений о силовых взаимодействиях между частицами и представлений об атомах» [ http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch66_iii.html ].

С развитием науки, таким образом, суть научной концепции существенно меняется: концепцию теперь нельзя воспринимать только как достаточно непротиворечивую систему гипотез и интерпретаций экспериментальных данных – настоящую научную концепцию характеризует выход за рамки конкретного, выход «вовне», за границы узкодисциплинарной применимости.

5. Особенности философских концепций

Давая определение концепции, авторы «Новейшего философского словаря» подчеркивают, «наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую «можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию концепций (в которых культура (само)описывает себя), «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней» [ http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-362.htm? ].

В уже упоминавшейся книге «У водоразделов мысли» П. А. Флоренский подчеркивал, что философия не удовлетворяется никаким неподвижным описанием, всё время стремясь к большей полноте, всегда рождает новый вопрос к реальности, внешней по отношению к познающему субъекту. Именно в своём бесконечном пути философия и может сколь угодно близко подойти к реальности. Поэтому, в отличие от науки, философия объективна как полнота всех возможных точек зрения, развёртываемых в соответствии с их внутренней логикой: «Наука довольствуется единичным опытом и, построив схему, обволокнув его схемою, работает над обволакивающей схемой; философия ищет присно-неувядаемого опыта, и мысль снуёт от себя к жизни и от жизни вновь к себе. Это снование есть диалектика, философский метод… ритм вопросов и ответов… Никакой ответ не есть погранично-последний ответ. Сопоставленный с реальностью, он побуждает к новому вопросу, но и ответ на этот вопрос не будет последним» [ http://www.researcher.ru/methodics/development/Lnp/a_1xj0be.html ].

Научное знание основывается на прочной почве фактов. Даже самые смелые научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Но философские концепции, касающиеся исходных, «предельных» оснований сознательного отношения людей к действительности, являются утверждениями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть какой-то совокупностью опытных фактов. Причина этого кроется именно в «предельном» характере таких идей: «предельность» их в том и состоит, что они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы мышления о том, что в опыте не дано.

Поскольку во многих случаях философские утверждения невозможно с помощью опытных данных «окончательно» доказать или опровергнуть, постольку по одному и тому же вопросу в философии могут существовать различные точки зрения. Плюрализм философских теорий и концепций – необходимое условие развития философской мысли. Разные и даже противоречащие друг другу решения философских проблем могут содержать какую-то долю истины – каждое по-своему. Исторический опыт свидетельствует, что в процессе развития философии постановка «вечных» проблем изменяется, понимание их углубляется, и нередко истины, казавшиеся несовместимыми, впоследствии сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

Философские концепции направлены не на частное – они выявляют закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. «Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого» [ http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010261/1010261a1.htm ]. При этом выявляются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки и общества, но и формируются концептуальные схемы, значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

Заключение

Итак, подведем краткий итог. Обладая рядом специфичных характеристик, отличающих концепцию от теорий и гипотез, принятых в классической науке, концепция является важной составляющей неклассических, гуманитарных дисциплин. Действительно, возникновение и расцвет таких наук, как социология, психология, принципиально не сводимых к набору проверяемых формулами положений, естественным образом сформулировало вопрос о методах научного знания в подобных дисциплинах, в первую очередь о месте и роли концепции.

Приведенные в работе исследования с различных сторон рассматривают концепцию как сложившееся понятие и явление, определяя ее роль в классической и неклассической науке, религии, философии. Большинство из них сходится на первичности концепции относительно таких форм, как теория, гипотеза, предположение в первую очередь за счет того, что концепции определяют то, что в классической науке называлось "школой": набор философско-этических категорий, предназначенный для описания фактов и событий в данной дисциплине. Подобная широта подхода и позволяет концепциям выходить «за флажки» узкодисциплинарной применимости: если изменение в теории ограничивается лишь своей областью, то изменение концепции вызывает каскад изменений в смежных и не только дисциплинах (достаточно вспомнить революционные изменения в научном знании в начале XX века).

Подобная «широта» делает понятие концепции особенно важным для философии, поскольку именно философское знание изначально максимально «общо» и имеет наиболее широкую область применимости. Таким образом, определение сути концепции, ее места и роли в структуре человеческого знания – вопрос далеко не праздный, и поэтому можно утверждать, что в недалеком будущем понятие «концепция» займет свое законное место в ряду других классических методов познания.


Литература:

1. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. - (Мир энциклопедий). Составитель и главный научный редактор: А.А. Грицанов (http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/).

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г. (Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/dictionary/568/)

3. Дмитрий Трунов. “Иммунная система” религиозно-мистической концепции. – "Журнал практического психолога", 2004, №6 (http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/trynov.htm ).

4. Интернет-ресурсы:

http://www.atsuk.dart.ru/books_online/04filmetest/filmetest_text3.shtml (В.А.Ацюковский. «Философия и методология современного естествознания»).

http://society.polbu.ru/stepin_sciencephilo/ch66_i.html (В.С.Степин, В.Г.Горохов. «Философия науки и техники»).

http://www.standrews.ru/private/standrews/prices/2007_Kalmykova.pdf (Калмыкова Е.О. «Эпистемологические парадигмы богословия и науки: возможен ли синтез?».

http://naturalsciences.ru/content/view/21/209 / («Концепции естествознания и научная картина природы»).

http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010261/1010261a1.htm#1010261-L-104 («О философии»).

http://www.researcher.ru/methodics/development/Lnp/a_1xj0be.html (Горелов А.С. Отношение науки и реальности в философии Павла Флоренского).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53989. Types of questions 66 KB
Загальні питання (general questions)Ставиться до всього речення і вимагає відповіді «так» або «ні» Does Peter read books? Спеціальні питання (special questions) Ставиться за допомогою спеціальних питальних слів для з’ясування чогось конкретного.
53990. Revision of the types of question 840 KB
The Thames is a short river. It’s only 349 km long. The Amazon in Brazil is 6 437 km long! Many people think the Thames is not clean but this is not true. More than 97 types of fish live here, for example salmon and eels. Eels are a traditional food in East London. People make a pie and serve it with mashed potatoes.
53991. Подорож. Traveling 48.5 KB
Our theme for today is “Traveling” and our aim is to revise our knowledge that we have got studding in this theme. We’ll revise all materials on the topic “Traveling” and we’ll speak, read, write translate and listen to the dialogue on the computer and make up your own dialogues.
53992. Визначні місця Великобританії 48.5 KB
You are right. I’m sure that you’ve learned a lot about this country at your geography lessons, from TV programmes. At our lesson we’ll try to enlarge your knowledge about this country while doing different activities. But first of all I want you to answer my questions.
53993. British lifestyle 53 KB
Мета: Учити учнів спілкуватися за темою вживаючи нову лексику. Розвивати та розширювати уявлення учнів про традиції англійців. 190 Для перевірки домашнього завдання учні обмінюються зошитами. Учні в парах читають вірші здогадуються про які свята йдеться та заповнюють пропуски назвами свят.