В каком году батый захватил русь. Хан Батый: что необходимо знать о завоевателе древней Руси

В декабрьские дни 1237 года на территории между Волгой и Окой стояли трескучие морозы. Вообще-то холод не раз приходил на помощь русским воинствам, становясь верным союзником в самые драматичные периоды истории. Прогонял от Москвы Наполеона, сковывал по рукам и ногам нацистов в промерзлых окопах. Но против татаро-монголов ничего сделать не смог.

Строго говоря, давно сложившийся в отечественной традиции термин «татаро-монголы» корректен только наполовину. В смысле этнического формирования пришедших с Востока армий и политического ядра Золотой Орды тюркоязычные народы не занимали в этот момент важных позиций.

Чингисхан покорил расселенные на просторах Сибири татарские племена в начале XIII века — всего за несколько десятилетий до похода своих потомков на Русь.

Естественно, татарские ханы поставляли ордынцам своих рекрутов не по доброй воле, но по принуждению. Здесь было куда больше признаков отношений сюзерена с вассалом, чем равноправного сотрудничества. Роль и влияние тюркской части населения Орды возросла много позже. Ну а для 1230-х годов называть иноземных захватчиков татаро-монголами — все равно что именовать дошедших до Сталинграда нацистов германо-венгеро-хорватами.

Россия традиционно была удачлива против угрозы с Запада, но часто капитулировала перед Востоком. Достаточно вспомнить, что всего несколько лет спустя после нашествия Батыя Русь разгромила на Неве, и затем на Чудском озере отлично экипированных скандинавских и германских рыцарей.

Прокатившийся по землям русских княжеств в 1237-1238, продлившийся до 1240 года стремительный вихрь разделил отечественную историю на «до» и «после». В хронологии не зря применяется термин — «домонгольский период». Оказавшись на 250 лет под чужеземным игом, Русь потеряла убитыми и угнанными в рабство десятки тысяч своих лучших людей, забыла многие технологии и ремесла, разучилась возводить сооружения из камня, остановилась в социально-политическом развитии.

Многие историки убеждены: именно в ту пору оформилось отставание от Западной Европы, последствия которого не преодолены по сей день.

До нас «дожили» всего несколько десятков памятников архитектуры домонгольской эпохи. Прекрасно известны Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, уникальные церкви Владимиро-Суздальской земли. На территории Рязанщины не сохранилось ничего.

Особенно жестоко ордынцы расправлялись с теми, кто имел смелость оказать сопротивление. Не щадили ни стариков, ни детей — русских вырезали целыми селениями. В ходе Батыева нашествия, еще до осады Рязани, были преданы огню, навсегда стерты с лица земли многие важные центры древнерусского государства: Дедославль, Белгород Рязанский, рязанский же Воронеж — сегодня уже невозможно в точности установить их расположение.

Wikimedia

Собственно, и столица Великого княжества Рязанского — мы называем ее Старой Рязанью — находилась в 60 километрах от современного города (тогда — маленького поселения Переславль-Рязанский). Трагедия «Русской Трои», как называли ее поэтичные историки, во многом символична.

Как и в воспетой Гомером войне на берегу Эгейского моря, здесь нашлось место и героической обороне, и хитроумной задумке атакующих, и даже, возможно, предательству.

Был у рязанцев и свой Гектор — героический богатырь Евпатий Коловрат. По преданию, в дни осады Рязани он находился с посольством в Чернигове, где безуспешно пытался договориться о помощи страдающему краю. Вернувшись домой, Коловрат застал лишь руины и пепелища: «…государей убитых и множество народу полегшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Вскоре он оправился от шока и решил мстить.

Wikimedia

Настигнув ордынцев уже на Суздальщине, Евпатий со своей немногочисленной дружиной уничтожил их арьергард, одолел ханского родственника батыра Хостоврула, но в середине января погиб и сам.

Если верить «Повести о разорении Рязани Батыем», потрясенные мужеством павшего русича монголы выдали его тело уцелевшим воинам. Древние греки были менее милосердными: старику-царю Приаму пришлось выкупать труп своего сына Гектора за золото.

В наши дни история Коловрата была извлечена из небытия и экранизирована Джаником Файзиевым. Художественную ценность картины и историческое соответствие реальным событиям критикам пока еще предстоит оценить.

Но вернемся в декабрь 1237-го. Разорив города и села Рязанщины, на земли которой пришелся первый, самый мощный и сокрушительный удар за всю кампанию, хан Батый долго не решался приступить к штурму столицы.

Опираясь на опыт предшественников, хорошо представляя себе события битвы на Калке, внук Чингисхана, очевидно, понимал: захватить и, главное, удержать в подчинении Русь возможно только путем централизации всех монгольских сил.

В определенной степени Батыю, как Александру I с Кутузовым, повезло с военачальником. Субэдэй, талантливый полководец и соратник еще его деда, серией верных решений внес огромный вклад в последовавший разгром.

Еще послужившие прологом к осаде боевые действия, в первую очередь, на реке Воронеж, отчетливо показали все слабости русских, чем умело воспользовались монголы. Отсутствовало единое командование. Князья из других земель, памятуя о многолетних усобицах, отказывались прийти на помощь. Локальные, но глубоко засевшие обиды на первых порах были сильнее страха перед общей угрозой.

Если витязи конных княжеских дружин ни в чем не уступали по боевым качествам элитным воинам ордынской армии — нойонам и нукерам, то основа русского войска, ополченцы, была слабо обучена и не могла тягаться в военных умениях с опытным врагом.

Системы укреплений возводились в городах для защиты от соседних княжеств, обладавших аналогичным боевым арсеналом, а вовсе не от степных кочевников.

По историку Александру Орлову, в сложившихся условиях рязанцам ничего не оставалось, как только сосредоточиться на обороне. Иную тактику их возможности объективно не предполагали.

Русь XIII века — это сплошные непроходимые леса. Во многом поэтому Рязань ждала своей участи до середины декабря. Батый был осведомлен о внутренних распрях в стане противника и нежелании черниговского и владимирского князей прийти на выручку рязанцам. Когда мороз крепко-накрепко замуровал реки льдом, тяжеловооруженные монгольские батыры прошли по руслам словно по шоссе.

Для начала монголы потребовали покорности и десятую часть накопленного имущества. «Если нас всех не будет, все ваше будет», — последовал ответ.

Wikimedia

Рязанцы во главе с великим князем Юрием Игоревичем оборонялись отчаянно. Швыряли камни, с крепостных стен поливали неприятеля стрелами, смолой и кипятком. Монголам пришлось вызывать подкрепление и наступательные машины — катапульты, тараны, осадные башни.

Борьба продолжалась пять дней — на шестой в укреплениях образовались бреши, ордынцы ворвались в город и учинили самосуд над защитниками. Смерть принял и руководитель обороны, и его семья, и практически все простые рязанцы.

В январе пала Коломна — важнейший форпост на границе Рязанщины и Владимиро-Суздальской земли, ключ к Северо-Восточной Руси.

Затем пришел черед Москвы: пять дней оборонял дубовый кремль воевода Филипп Нянка, пока не разделил участь соседей. Как рассказывает Лаврентьевская летопись, все церкви были сожжены, а жители перебиты.

Победное шествие Батыя продолжалось. До первых серьезных успехов русичей в противостоянии с монголами оставались долгие десятилетия.

Святослав, сын Ярослава Мудрого, дал начало роду князей черниговских, по его сыну Олегу они называ­лись Ольговичами, младший Олегов сын Ярослав стал родоначальником князей рязанских и муромских. Юрий Игоревич, князь рязанский, был поставлен на княжение Юрием Всеволодовичем, которого почитал «в место отца своего». Рязанской земле, первой из русских земель, Юрию Игоревичу, первому из русских князей, пришлось встретить Батыево нашествие.

В декабре 1237 года стали реки. На Суре, притоке Волги, на Воронеже, притоке Дона, появились Батыевы войска. Зима открывала дорогу по льду рек в крепи Северо-Восточной Руси.

К рязанскому князю прибыли послы от Батыя. Будто бы женка-чародейка и с ней двое посыльных. Трудно сказать, что означало это странное посольство и на что оно было уполномочено. Еще более вызывающими бы­ли требования десятин со всего, что имеет Рязанская земля: десятины с князей, с простых людей, десятины с коней белых, вороных, бурых, рыжих и пегих. Заранее можно было сказать, что такого рода требования не­приемлемы. Скорее всего это была разведка.

Юрий Игоревич вкупе с другими князьями земли Рязанской ответил: «Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше».

Решительный ответ рязанского князя вовсе не озна­чал, что он недооценивал опасность нашествия. Не была забыта Калка, известны были походы Батыя на булгар и на половцев. Юрий Игоревич поспешил послать за под­могой во Владимир к Юрию Всеволодовичу и в Черни­гов к своим родичам.

Очень просто все объяснить феодальной раздроб­ленностью, межкняжеской враждой, княжеским несог­ласием. Конечно, межкняжеская рознь имела весьма существенное значение. Однако не следует упускать из виду и чисто военные аспекты проблемы.

На княжение Юрия Игоревича ставил Юрий Всево­лодович. Ему бы и защищать Рязанскую землю. Как? Где? Спешно, зимними путями переводить новгород­ские и суздальские полки к Рязани, заслоняя ее спиной? Выводить княжеские дружины против неизвестного и могущественного противника в чистое поле, далеко от городов, стены которых могли бы послужить защитой? Испытанным средством от набегов половцев было от­сиживаться в городских крепостях.

Такие же раздумья не могли не овладеть и черни­говским князем. Оставался еще и расчет, что зимой конное войско монголо-татар не решится на вторжение из-за бескормицы.

Юрий Игоревич между тем предпринимал усилия дипломатического характера. Он послал посольство во главе со своим сыном Федором с дарами Батыю. Креп­ка, знать, была уверенность у русских князей, что Батый не решится на штурм городов и крепостей.

Сколь странно было посольство «чародейки», столь же вызывающе издевательским был и ответ Батыя на посольство князя Федора. Повесть о разорении Рязани Батыем, написанная в XIII веке, рассказывает, что Ба­тый, потребовав себе жен и дочерей русских, объявил Федору: «Дай мне, княже, видети жены твоей красо­ту». Рязанскому послу ничего не оставалось, как отве­тить: «Не полезно бо есть нам, христианам, тебе, не­честивому царю, водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши».

Быть может, этот разговор всего лишь легенда, но существо событий она передает верно. Князь Федор был убит в стане Батыя. Нашествие могло начаться и без этих дерзких словопрений, но Батыю надо было раздразнить русских князей, вызвать их из городов в чистое поле.

До сих пор не установлено: выходил ли Юрий Игоревич навстречу Батыю с рязанским войском или толь­ко его сторожа встретилась с монголо-татарами в по­ле? Летописные сообщения противоречивы. Есть све­дения, будто рязанское войско во главе с Юрием Игоревичем вышло навстречу Батыю чуть ли не к реке Воронеж. Но это входит в противоречие с известиями, что Юрий Игоревич оборонял город и был схвачен в Ря­зани. Может быть, нам помогут сохранившиеся назва­ния сел неподалеку от Старой Рязани по берегам Прони, где она впадает в Оку.

В нескольких километрах от Старой Рязани вверх по Оке, неподалеку от впадения в нее реки Прони, раски­нулось село Засечье. Выше по Проне - село Добрый Сот. Ниже Засечья на высокой горе деревня Иконино. Названия деревень иногда могут дать неожиданный ключ к разгадке давних событий. Вокруг Старой Рязани что ни название села или деревни, то все со значением. Ниже Старой Рязани села Шатрище и Исады.

Заметим, что местные жители обычно хранят в па­мяти из поколения в поколение старинные предания своих родных мест. Так, рассказывают, что Засечьем село названо в память о битве между Батыем и рязан­цами. Там, где стояла засада рязанцев,- Добрый Сот, у Шатрища раскинул Батый свои шатры, обложив Ря­зань, где Исады - высадился на берег Оки.

Но столь прямое толкование не всегда точно. «Засе­ки», «Засечье» - название привычное для приокских мест. Оно отнюдь не всегда связывалось с местом сечи. Засека - это лесной завал на пути движения ордын­ской конницы. Если проследить путь Батыя с низовья Воронежа, то он нас по рекам приведет на Проню выше Засечья. Ступив на лед Прони, к Рязани надо было дви­гаться по реке.

Вполне вероятно, что берега Оки около стольного города Рязанского княжества и тогда были уже очище­ны от лесов. По правому берегу, где стоял город, были пашни, на низменном левобережье, на Княжьем лугу, пасли коней. А берега Прони, конечно же, были одеты лесом. Этот лес и «засекли», чтобы преградить при­шельцам путь к Рязани.

Обычно врага встречали перед засекой, чтобы иметь возможность отступить за преграду. Добрый Сот выше Засечья-Засеки. Это скорее всего указание на то, что там Батыя встретила конная дружина князя. Пешие его воины могли стоять за засекой, на горе, выставив хоругви и иконы. Отсюда и название деревни Иконино и горы - Иконинская.

Очень сомнительно, чтобы рязанский князь, не по­лучив подмоги от Юрия Всеволодовича, решился идти встречать грозного противника на Воронеж. Но, конеч­но же, он попытался дать бой под стенами города. Устье Прони, Иконинская гора и лес для засеки - это единственно возможное место для такой битвы. Тогда объяснимо, почему Юрий Игоревич смог после разгро­ма добежать с остатками своей дружины до города. Ибо, судя по времени, которое потребовалось Батыю, чтобы его взять, город обороняли не только мирные горожане, но и воины.

Здесь уместно коснуться вопроса о численности монголо-татарского войска, вторгшегося на Русь в де­кабре 1237 года. К сожалению, военные историки не занимались этим вопросом. Надежных указаний в ис­точниках мы не найдем. Русские летописи молчат, европейские очевидцы и венгерские летописи исчис­ляют войско Батыя, взявшее Киев и вторгшееся в Евро­пу, более чем в полмиллиона. В дореволюционной историографии совершенно произвольно утвердилась цифра 300 тысяч.

Рассуждения о численности войск, пришедших на Русь в 1237 году, строились обычно на мобилизацион­ных возможностях империи Чингисхана. Не принима­лось во внимание ни время года, ни география местно­сти, ни возможности передвижения крупных войско­вых масс по зимним путям. Не принималась, наконец, в расчет и реальная потребность в силах для разгрома Северо-Восточной Руси, не взвешивались мобилизаци­онные возможности Северо-Восточной Руси. Ссылались обычно и на то, что монгольская лошадь могла добы­вать корм из-под снега, но при этом упускали из виду разницу в снеговом покрове степей на далеком юге и в регионе Рязани - Владимира - Твери и Новгорода. Никто не обратил внимания и на проблему управления в средние века войском в полмиллиона или несколько сот тысяч воинов.

Расчетами очень легко показать, что в походе по зимним дорогам войско в 300 тысяч воинов должно бы­ло растянуться на сотни километров. Монголо-татары никогда не отправлялись в поход без заводных лоша­дей. Не ходили даже «о двуконь», как русские дружи­ны, у каждого воина было самое меньшее три завод­ные лошади. Миллион лошадей в зимних условиях на землях Северо-Восточной Руси прокормить было не­возможно, и полмиллиона - невозможно, нечем про­кормить и триста тысяч лошадей.

Какой бы мы ни рисовали себе нетребовательность монгольского воина в походе, он длился не десять дней и даже не месяц, а с декабря по апрель, пять ме­сяцев. Сельский люд, приученный половецкими набе­гами, умел прятать продовольствие. Города достава­лись захватчикам в огне, не города, а пепелища. Пол­года на куске вяленого мяса и на кобыльем молоке не прожить, тем более что зимой кобылы не доятся.

Столь же неясным оставался и вопрос о возможной численности русских войск, которые могли противостоять нашествию. Вплоть до исследований М. Н. Тихоми­рова о русских городах XIII века из одной историче­ской монографии в другую перекочевывали столь же легендарные числа, как и при определении численно­сти войск Батыя. М. Н. Тихомиров пришел к выводу, что такие города, как Новгород, Чернигов, Киев, Владимир- Суздальский и Владимир-Волынский, насчитывали от 20 до 30 тысяч жителей. Это давало им возможность в случае крайней опасности выставить от 3 до 5 тысяч вои­нов. Города Северо-Восточной Руси, такие, как Ростов, Переяславль, Суздаль, Рязань, по числу жителей не шли ни в какое сравнение с Новгородом и Киевом. По под­счетам М. Н. Тихомирова, число их жителей редко пре­вышало 1000 человек.

Есть основания полагать, что о состоянии русских крепостей, о численности городского населения, о мо­билизационных возможностях Северо-Восточной Руси Батый и его темники имели достаточно точную инфор­мацию. 300 тысяч воинов не требовалось. Для средних веков и войско в несколько десятков тысяч всадников было огромной силой, способной разлиться по всем го­родам Северо-Восточной Руси, обладая неоспоримым перевесом в каждой точке приложения сил.

Исходя из соображений географического, демогра­фического и военного характера, можно предполо­жить, что Батый привел на Русь от 30 до 40 тысяч всад­ников. Этому войску да еще при отсутствии единства русских сил нечего было противопоставить.

Очень сомнительно, чтобы рязанский князь Юрий Игоревич с сыном Федором и всей родней из рязанских городов могли собрать войско хотя бы в пять тысяч вои­нов. При таком соотношении ни засеки, ни засады не могли изменить исход дела. Защитой для Русской зем­ли оставалось только мужество ее воинов. Стойкости рязанцев, их упорному сопротивлению, их выходу в по­ле, обороне города в течение семи дней нужно воздать должное.

Начало похода ознаменовалось для Батыя первой неудачей. Разгром в чистом поле всех русских сил не состоялся. Семидневный штурм Рязани, потери в живой силе должны были сказаться.

Вызывающим посольством и убийством князя Фе­дора Батый хотел вызвать в поле не только рязанцев, но и владимирского князя, рассчитывая в одном ре­шающем сражении в поле уничтожить все русские вой­ска, чтобы города остались беззащитными, ибо его не могли не беспокоить потери в живой силе во время штурма и затяжка похода.

Если рассматривать сложившуюся стратегическую обстановку, придется признать, что, поспеши Юрий Всеволодович с новгородскими полками, а с ним и Ми­хаил черниговский на помощь Рязанскому княжеству, этим они только сыграли бы на руку Батыю. Действи­тельное сопротивление монголо-татарскому войску Русь могла оказать, только если бы она была государ­ством, имеющим регулярное войско.

16 декабря Батый осадил Рязань и взял ее после ожесточенного шестидневного приступа. Эта затяжка дала возможность очень многим рязанцам уйти за Оку в Мещерские леса и спастись. Через Оку в Мещерские леса Батый не пошел, не пошел и на Муром. Он дви­нулся разорять города по Проне. Разорил Пронск, а Белогород, Ижеславль, Борисов-Глебов с той поры ис­чезли навсегда.

Заметим на будущее. Сто сорок три года спустя, вы­ходя навстречу Мамаю, великий московский князь Дмитрий Иванович (Донской) покинул пределы Рязан­ской земли, оставил Рязань за спиной и тем самым рас­колол возможный союз Рязани с Ордой.

Как сто сорок три года спустя рязанский князь Олег не мог покинуть свой город, отвести войска на Оку под защиту московских крепостей Коломны и Серпухова, так во время Батыева нашествия не мог Юрий Игоре­вич бросить Рязань и увести свои войска на соединение с Юрием Всеволодовичем. Свой долг защитника Рус­ской земли рязанский князь выполнил, насколько хва­тило сил. Он был убит, как и еще многие князья. В жи­вых остался его брат Ингварь Игоревич, который в это время находился у Михаила черниговского, и племян­ник Олег Ингваревич. Его взяли в плен во время битвы на подступах к городу.

Перед Батыем лежало несколько дорог в глубину Владимиро-Суздальской земли. Вниз по Оке через Муром на Нижний, с Оки на Клязьму и на Владимир. Не­подалеку от Рязани в Оку впадала извилистая с озерны­ми разливами река Пра. Она брала начало неподале­ку от Владимира и протекала сквозь Мещерские леса. Можно было подняться к Владимиру по реке Гусь. В на­чале XIII века то были пустынные, малонаселенные ме­ста. Если бы Батый ограничивал свои цели грабитель­ским набегом, эти пути, быть может, и имели бы смысл. Но его задачей было покорить всю Русь, захватить все русские земли за одну зиму. Прой и Гусем монголо­татарское войско дошло бы до Владимира значитель­но быстрее, чем по Оке через Коломну и Москву. Но Батый остался верным своему стратегическому замыслу: воевать Русь не в крепостях, а в открытом поле.

Название «Москва» появилось впервые в летописях, когда Юрий Долгорукий заключил союз со Святосла­вом Ольговичем черниговским. Москва была местом встречи союзных князей и их дружин. Москву для этой встречи выбрали не по капризу. Десна и Ока свои­ми верховьями давно соединяли Чернигов и южные земли с северо-востоком. Из Оки прямой путь на Мос­кву и по воде - по рекам Протва, Нара и посуху - через Можайск. Батый мог ожидать соединения войск владимирского князя и черниговского именно на Оке в Коломне или под Москвой. Задержка под Рязанью, встреча только с рязанскими полками не устраивала Батыя, спешившего к решительному сражению. Не ме­шать соединению черниговских и владимирских дру­жин шел он на Коломну, а искал объединенных про­тивников, чтобы разом покончить с ними в поле, дабы брать города незащищенными.

Юрию Всеволодовичу не послужил на пользу урок, преподанный на реке Липице Мстиславом Удалым. Ви­димо, еще жила в князе убежденность, что «и не было того ни при прадедах, ни при дяде, ни при отце, чтоб кто-нибудь вошел ратью в сильную землю Суздаль­скую и вышел из нее цел». Не имея известий от черни­говского князя, вернее, зная, что тот не спешит на под­могу Северо-Восточной Руси, Юрий Всеволодович со­вершает грубейшую тактическую ошибку: посылает свои полки под Коломну, навстречу Батыю, а сам ждет исхода битвы во Владимире. Он как бы играет в поддав­ки.

Это была типичная переоценка своих сил. Самому могущественному русскому князю и в ум не пришло беречь живую силу, употребить свое войско для за­щиты городов, наносить внезапные удары подобно ря­занскому боярину и витязю Евпатию Коловрату, укло­няясь от битв и сражений в открытом поле.

Воинскую повесть XIII века о Евпатии Коловрате мы вправе считать одним из замечательнейших литератур­ных памятников всего русского и европейского сред­невековья. Ни одна из песен трубадуров, ни один из ры­царских романов, ни одна из легенд не поднимается до пафоса этого сказания.

Евпатий Коловрат ушел из Рязани с посольством Ингваря Игоревича в Чернигов просить о подмоге про­тив монголо-татар. Князь Ингварь Игоревич задержал­ся в Чернигове, Евпатий Коловрат вернулся с «малой дружиной» в Рязань на дымящееся пепелище. Из-за Оки, из Мещеры, из тех мест, где спасались от Батыя (теперь там город Спасск-Рязанский), возвращались на родное пепелище ремесленники, землепашцы, воины, коим удалось избежать плена в битве у Засечья на Про­не. Евпатий крикнул клич: кто готов ударить на супо­статов, отмстить за убиенных и растерзанных жен и де­тей? Собралась дружина около полутора тысяч чело­век. Изловили распущенных с княжеских конюшен ко­ней и погнались за Батыевым войском.

Между тем под Коломной, куда вышел встретить Батыя Всеволод, сын Юрия Всеволодовича, с суздаль­скими полками случилось то, что и должно было случиться. В жестокой сече владимиро-суздальское войско было разгромлено, рязанский князь Роман Ингваревич и владимирский воевода Еремей были убиты. В это время великий князь Юрий Всеволодович с сыном сво­им Константином отъехал от Владимира и раскинул стан на реке Сити между Угличем и Бежецком, собирал там с северных окраин полки и ждал подхода брать­ев Ярослава и Святослава с новгородцами и пскови­чами.

Одна тактическая ошибка порождала другую. Раз­делив свои силы посылкой полков под Коломну, Юрий Всеволодович увел княжескую дружину на Сить, оста­вив в городе лишь незначительную рать, как это и нуж­но было Батыю.

Разгромив владимиро-суздальские полки под Ко­ломной, Батый пришел к Москве, взял и сжег город, перебил жителей, Владимира Юрьевича, сына велико­го князя, пленил. 3 февраля передовые отряды завое­вателей подошли к Владимиру.

Когда Батыевы тумены ощутили удары Евпатия Ко­ловрате, доподлинно неизвестно. Сказание переносит действие его дружины на Владимиро-Суздальскую землю. Этому можно верить, ибо нет сведений, что до коломенской битвы кто-нибудь обеспокоил Батыя. В «Повести о разорении Рязани Батыем» сказано: «И собра мало дружины - тысячу семсот человек, кото­рых бог соблюде, быша вне града. И погнаша во след безбожного царя и едва угнаша его в земли Суздальстеи. И внезапу нападоша на станы Батыевы и нача­та сечи без милости. И смятошася все полки татарскыя…»

Воинская повесть - литературное произведение, но она, как и «Слово о полку Игореве», как былины и народные сказания, может служить источником для историографии. Древние авторы лаконичны. Двух слов «внезапу нападоша» достаточно, чтобы логически до­мыслить, что же произошло.

Мы теперь называем это партизанскими действия­ми, во времена Александра Македонского такая такти­ка называлась «скифской войной». Действия Батыя по­казывают, что он был весьма обеспокоен нападениями рязанского витязя. Ведь именно такая тактика только и могла расстроить его сплоченное железной дисцип­линой войско. Обученное битвам в степях, в открытых местах, оно не могло столь же искусно сражаться в лес­ных крепях.

Началась монголо-татарская облава на дружину Ев­патия Коловрата. Против него был выделен целый тумен (до 10 тысяч всадников) под водительством Хостоврула, ближайшего родственника Батыя.

К Владимиру отряды Батыя подошли 3 февраля, а 7-го столица Северо-Восточной Руси, родовое гнездо Андрея Боголюбского и Всеволода Юрьевича, самых могущественных русских князей, пала. В те же дни был уничтожен Суздаль. Некому было защищать города, в решении стратегических и тактических задач Батый пе­реиграл Юрия Всеволодовича.

Не так-то просто оказалось справиться с дружиной Евпатия Коловрата. Своими набегами на Батыево вой­ско он наносил большие потери пришельцам. В поедин­ке сразил самого Хостоврула. Батыевы воины не смогли одолеть Евпатия обычным оружием, выставили против него метательные орудия и забросали камнями.

После взятия Владимира Батый разделил свое вой­ско и начал громить беззащитные города, нисколько не беспокоясь сбором ополчения на Сити. Это ему было только на руку. Батый ждал, когда на Сить придут новгородские полки. Не дождался. Дальше тянуть было нельзя.

4 марта 1238 года войска Батыя пришли на Сить и разгромили ополчение Юрия Всеволодовича. Великий князь владимирский был убит. Батый устремился к Новгороду. И вот первый знак того, что его замысел разгромить все русские силы в открытом поле не состо­ялся. Торжок, не дав ратников Юрию Всеволодовичу, продержался две недели. Город был взят только 23 марта. От Торжка двинулись селигерским путем к Новгороду, но, не дойдя ста верст, от Игнач-Креста по­вернули на юг и пошли на Козельск.

Выдающийся русский историк С. М. Соловьев писал:

«Не дошедши ста верст до Новгорода, остановились, боясь, по некоторым известиям, приближения весен­него времени, разлива рек, таяния болот, и пошли к юго-востоку, на степь».

Так и повелось в историографии объяснять пово­рот от Новгорода. Однако и поход на Козельск грозил теми же весенними неприятностями. Даже большими. В Козельске и на пути к нему снега начи­нают таять на две недели раньше, чем под Новгоро­дом.

В связи с этим интересно заглянуть в исследования климата Древней Руси, проведенные доктором физико-математических наук Е. П. Борисенковым и докто­ром исторических наук В. М. Пасецким, которые в своей книге «Экстремальные природные явления в русских летописях XI-XVII веков» дают справку: «Зима 1237/38 года - с сильными морозами. Лю­ди, захваченные в плен татарами, «ото мриза изомроша».

Под 1238 годом читаем у них: «Поздняя затяжная весна. Монголо-татарские войска Батыя после взятия Торжка двинулись к Новгороду, не терпя лишений ни от чрезвычайных морозов, ни от метелей, ни от разли­тия вод. Не доходя 100 верст до Новгорода, «они безбожники, вспятиша от Игнача Креста». Весна бы­ла маловодная, и войска Батыя при отходе на юг не пострадали от половодья». Эти сообщения подтвер­ждаются данными о морозной зиме в Западной Ев­ропе.

Что же остановило Батыя неподалеку от Новгорода, какое значение имел этот город в его стратегическом замысле?

Прежде всего следует обратить внимание на геогра­фию походов Батыя в 1236-1238 годах. Волжская Бул­гария, Владимир, поволжские города Ярославль, Кост­рома, Торжок и Игнач-Крест. Вся логика походов Ба­тыя вела к Новгороду. Улус Джучи перемещался в Ниж­нее Поволжье, перехватывал Волжский торговый путь. Господство над этой мировой торговой артерией выд­вигало улус Джучи и Волжскую Орду на первое ме­сто в империи Чингисхана. Но Нижнее Поволжье - это не полное господство над торговым путем. Ба­тый громит булгар, завоевывает Владимир и русские волжские города, остается нетронутым ключевой узел всего этого пути - Новгород. Какие же сообра­жения могли остановить грабительское нашествие у ворот самого богатого города Северо-Восточной Руси?

Не следует ли предположить, что у руководителей нашествия возникли противоречия, что союзные прин­цы рвались разграбить северную Венецию, а Батый, за­ботясь об улусе Джучи, не хотел разрушения этого важнейшего торгового узла теперь уже полностью захваченного Волжского пути?

Не изменились ли взгляды Батыя на Русь во время его похода? Мог ли он после уничтожения более чем 14 городов считать Русь уничтоженной и неспособной к возрождению? Считал ли свою победу полной, как на­мечалось?

Захватывая государства Средней Азии и Дальнего Востока, завоеватели оседали на их землях. Пройдя лесными крепями всю Северо-Восточную Русь, не уви­дел ли Батый, что земля эта непригодна для жизни ко­чевников, что она им как территория для расселения не нужна? Не возникает ли у Батыя во время похода замысел черпать отсюда, как из неиссякаемого источ­ника, средства для Орды не одним грабежом, а четко организованным сбором дани?

Если и возникали такие мысли у владетеля Джучиева улуса, мы все же должны признаться, что этим целям нисколько не помешало бы взятие Новгорода. Сообра­жение же о том, что разорение Новгорода приведет к затуханию Волжского торгового пути, слишком тонко для Батыя и улусных политиков, да и весьма спорно. То­вары из Западной Европы потекут туда, где за них бу­дут платить; ограбившим всю Среднюю Азию, овладев­шим багдадским золотом и русским серебром было чем платить.

Нет, не дальние замыслы повернули Батыя от Игнач-Креста, не страх перед распутицей, хотя это реальная трудность для похода.

Поход не укладывался в сроки - это одно. Рухнул замысел разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в открытом поле в одном-двух больших сражениях, используя свое численное и тактическое превосходство.

На Рязань пришлось потратить неделю. Ошибки Юрия Всеволодовича очень помогли овладеть города­ми Владимиро-Суздальского княжения, но первое же вступление на Новгородскую землю дохнуло угрозой поражения. Новгородские полки, новгородские ратни­ки, владеющие тяжелым оружием, одетые в крепкие доспехи, не пришли на Сить, они остались оборонять город. Три дня на Владимир, две недели на Торжок, а сколько придется биться за Новгород? Не пришлось бы с позором отступить.

Отвернув от Новгорода, войска Батыя пошли круто на юг. Обошли стороной Смоленск и вышли на Ко­зельск.

Козельск штурмовали семь недель, сорок девять дней, ибо ратные люди Козельска оставались в городе и не было их в поле. Будто бы Батый потерял под Ко­зельском около 4 тысяч воинов и велел называть его с той поры «Злым городом».

Как ни стремился легендарный монгольский правитель Чингисхан завоевать весь мир, ему это не удалось. Но у основателя огромной империи был достойный наследник. Хан Батый продолжил дело своего великого деда, возглавив войска ордынцев в западных походах.
Именно он завоевал половцев, волжских булгар, русских, а затем двинул свою армию на Польшу, Венгрию, балканские страны, города Центральной Европы. Своим расцветом и могуществом Золотая Орда во многом обязана полководческому таланту хана Батыя и его дальновидной политике.

Прославленный наставник

У Чингисхана (между 1155 и 1162 – 1227 гг.) был старший сын – Джучи. Он унаследовал самые богатые и перспективные в плане будущих завоеваний земли – часть империи, расположенную к западу от Иртыша. То есть, будущую Золотую Орду или Улус Джучи, как эту территорию называли сами монголы.

К концу своей жизни Чингисхан понял, что просто не успеет воплотить свой грандиозный план по захвату всего мира. Но он надеялся на наследников: уж они-то должны были превзойти великую славу Александра Македонского, которого многие века жители Азии считали богом.

Впрочем, Чингисхан не был бы великим, если бы полагался только на провидение. Этот расчетливый человек привык доверять только себе и ближайшим соратникам – верным ему полководцам, в числе которых были настоящие гении военного дела. Самым уважаемым среди войсковой верхушки и преданным правителю сподвижником – практически вторым человеком в Орде после самого Чингисхана – был Субэдэй-багатур (1176-1248 гг.). Именно ему правитель доверил важную миссию: подготовить будущего преемника.

Субэдэй (Субудай – зависит от произношения) был тем человеком, без которого монголы не смогли бы завоевать полмира. Сын простого кузнеца из племени урянхаев вошел в историю как один из величайших военных стратегов всех времен и народов. Достаточно сказать, что Наполеон Бонапарт высоко ценил его безусловный военный талант. Полководец пользовался большим уважением в Орде, ему безгранично доверяла армия. Свой авторитет Субэдэй-багатур использовал и в политике.

Почему при определении будущего завоевателя выбор Чингисхана пал именно на юного Бату, а не на его старшего брата Орду-Ичина (Орду-Эжена) или кого-то из других наследников? Сейчас сложно однозначно ответить на этот вопрос. Разумеется, у сыновей Джучи, который никогда лично не интересовался военным делом, был приоритет. Может, Орда-Ичин не подошел по возрасту для обучения, поэтому Субэдэй-багатур стал наставником Бату, который родился между 1205 и 1209 годами – точной даты средневековые хроники не указывают.

Как показала история, наставник справился со своей задачей, подготовив великого полководца и правителя.

Выбор между наследниками

Так получилось, что в 1227 году Батый лишился и отца, и деда. Обстоятельства смерти обоих довольно противоречивы, некоторые историки полагают, что правители были отравлены, ведь трон огромной империи – слишком большая ставка, чтобы беспокоиться о родственных узах. В Орде началась ожесточенная борьба за престол. Сыновья Чингисхана и его многочисленные внуки оспаривали друг у друга огромные владения.

Трон империи занял Угэдэй (Угедей) – один из младших братьев Джучи-хана. А перспективные земли на западе достались Батыю. Прославленная в боях монгольская армия безоговорочно признала этого молодого человека своим новым лидером, разумеется, при непосредственной поддержке авторитетного Субэдэй-багатура.

Впрочем, старший брат Батыя – Орда-Ичин – не остался внакладе. Он получил большую часть Улуса Джучи: все богатые восточные земли, включая города Средней Азии. А вот Батыю, который разделил со своими младшими братьями западную часть владений отца, свою империю еще предстояло завоевать.

В 1235 году в Монголии состоялся всенародный курултай (съезд официальных представителей всех улусов). Родовая знать и армейская верхушка решили возобновить завоевательные походы в западном направлении. Эту ответственную задачу поручили Батыю, а вышеупомянутый Субэдэй-багатур был назначен его правой рукой. Знаменитый полководец участвовал во всех битвах Чингисхана, он же сопровождал Батыя в новых походах.

Успешный полководец

Великий западный поход монголов начался в 1236 году. К нему присоединились и войска двоюродных братьев Батыя – Мунке, Гуюка и других потомков Чингисхана. Сначала были повержены половцы, затем к империи насильственно присоединили Волжскую Булгарию.

Раздробленная на феодальные наделы Русь тоже не смогла дать отпор захватчикам. Дружины князей просто выходили «на честный бой» в чистом поле, как привыкли – по правилам военного дела Восточной Европы. Монголы же действовали совсем по-другому. Они атаковали легкой конницей, дезориентируя и постепенно выматывая противников, стреляя из луков, прячась за укрытиями. Батый дорожил своими опытными и обученными войсками, которые были прекрасно оснащены. Пленные китайские инженеры построили для монгольской армии невиданные для того времени механизмы – стенобитные орудия, с помощью которых можно было метать камни весом до 150-160 кг на несколько сотен метров. Такими машинами разрушались крепостные стены.

Военная стратегия Батыя была непривычной для жителей европейских стран. Его войска могли нападать и посреди ночи, чтобы достичь эффекта неожиданности. Монгольская армия передвигалась быстро, стремилась полностью уничтожить вражеское войско, чтобы не дать противнику возможности перегруппироваться для нового удара.

Рязань и Владимир пали в 1238 году, Киев – в 1240-м. После завоевания Руси войска Гуюка и Мунке вернулись обратно в Монголию. Дальнейшее продвижение на запад было исключительно инициативой самого Батыя. Его армия захватила Аланию, Польшу, Моравию, Силезию, Венгрию, Болгарию, Боснию, Сербию, Далмацию. В 1242 году войска Батыя оказались в Саксонии, но вскоре были вынуждены повернуть обратно. До них дошла весть о смерти хана Угэдэя и созыве очередного курултая. Армия вернулась назад и обосновалась в Нижнем Поволжье.

Искусный политик

Верховная власть в империи досталась Гуюку – двоюродному брату Батыя, с которым у него не сложились отношения. Началась новая борьба за престол, междоусобные распри достигли небывалых высот.

Оскорбленный неподчинением Батыя, в 1248 году Гуюк вместе со своим войском отправился на Нижнюю Волгу, чтобы сурово покарать родственника. Но в районе Самарканда верховный правитель империи скоропостижно скончался. Пошли слухи, что он был отравлен политическими противниками, хотя никто ничего не доказал.

Тем временем Батый прочно обосновался на своих землях, примерно в 1250 году на территории современной Астраханской области он основал столицу Золотой Орды – город Сарай-Бату. Огромные завоевания дали толчок развитию государства, награбленное добро и захваченные в плен рабы поспособствовали экономическому подъему. Богатые дары от вассалов, боровшихся за благосклонность полководца, послужили началом легендарного богатства. А где деньги – там и власть, и влияние, и новобранцы, готовые вступить в армию победителей.

Другим потомкам Чингисхана пришлось считаться с великим завоевателем. В 1251 году следующим правителем империи на курултае предложили стать именно Батыю. Но он отказался от такой чести, его больше интересовало укрепление собственного государства. Тогда трон занял Мунке – лояльный Батыю двоюродный брат. Впрочем, чтобы поддержать своего ставленника правитель Золотой Орды был вынужден прислать в Монголию войска.

Батый всегда демонстрировал свою покорность Мунке, хотя фактически все решал самолично. Удерживать политическое влияние, умело привлекая на свою сторону нужных людей, правителю Золотой Орды всегда помогала разветвлена сеть шпионов. И если кто-то из русских князей подумывал организовать сопротивление, карательные отряды ордынцев успевали раньше. Например, в 1252 году были разбиты войска владимирского князя Андрея Ярославича и Даниила Романовича Галицкого. А вот Александру Невскому Батый благоволил, очевидно, ценил его как военачальника и стратега.

Так или иначе, великий завоеватель умер в 1255 году. Одни источники говорят, что его отравили, согласно другим – хана одолел ревматизм. И старший сын Батыя, которого звали Сартак, и его внук Улагчи вскоре покинули этот мир при весьма подозрительных обстоятельствах. А власть в Золотой Орде захватил Берке – один из младших братьев покойного правителя, другой сын Джучи-хана.

К историческому наследию Батыя, как и к завоеваниям Чингисхана, можно относиться по-разному. Будучи искусным политиком и стратегом, обладая безусловным талантом военачальника, первый правитель Золотой Орды был человеком жестоким, властолюбивым и расчетливым. Как и его легендарный дед.

Бедствия татарского нашествия оставили слишком глубокий след в памяти современников для того, чтобы мы могли пожаловаться на краткость известий. Но это самое обилие известий представляет для нас то неудобство, что подробности разных источников не всегда согласны между собою; такое затруднение встречается именно при описании Батыева нашествия на Рязанское княжество.

Золотая Орда: Хан Бату (Батый), современная живопись

Летописи рассказывают об этом событии , хотя подробно, но довольно глухо и сбивчиво. Большая степень достоверности, конечно, остается за северными летописцами нежели за южными, потому что первые имели большую возможность знать рязанские происшествия сравнительно со вторыми. Воспоминание о борьбе рязанских князей с Батыем перешло в область народных преданий и сделалось предметом рассказов более или менее далеких от истины. На этот счет даже есть особое сказание, которое можно сравнить, если не со Словом о Полку Игореве, то, по крайней мере, с Поведанием о Мамаевом Побоище.

Описание Нашествия хана Батыя (Бату-хан) стоит в связи с рассказом о принесении Корсунской иконы и очень может быть отнесено к одному автору.

Уже самый тон рассказа обнаруживает, что сочинитель принадлежал к духовному сословию. Кроме того, приписка, помещенная в конце сказания, прямо говорит, что это был Евстафий, священник при Зарайском храме св. Николая, сын того Евстафия, который принес икону из Корсуня. Следовательно, как современник событий, о которых рассказывал, он мог передать их с достоверностью летописи, если бы не увлекся явным желанием возвеличить рязанских князей и своим риторическим многословием не затемнил сущность дела. Тем не менее, с первого взгляда заметно, что сказание имеет историческую основу и во многих отношениях может служить важным источником при описании рязанской старины. Трудно отделить то, что здесь принадлежит Евстафию, от того что прибавлено впоследствии; самый язык очевидно новее XIII столетия.

Окончательную форму , в которой оно дошло до нас, сказание, вероятно, получило в XVI в. Несмотря на свой риторический характер, рассказ в некоторых местах возвышается до поэзии, например эпизод о Евпатии Коловрате. Самые противоречия иногда бросают отрадный свет на события и дают возможность отделить исторические факты от того, что называется цветами воображения.

В начале зимы 1237 года татары из Болгарии направились к юго-западу, прошли сквозь мордовские дебри и расположились станом на реке Онузе.

Вероятнее всего предположение С.М. Соловьева, что это был один из притоков Суры, именно Уза. Отсюда Батый отправил к рязанским князьям в виде послов какую-то ведьму с двумя мужами, которые потребовали у князей десятой части их имения в людях и в конях.

Калкская битва была еще свежа в памяти русских; болгарские беглецы незадолго перед тем принесли весть о разорении своей земли и страшной силе новых завоевателей. Великий князь рязанский Юрий Игоревич в таких затруднительных обстоятельствах поспешил созвать всех родичей, именно: брата Олега Красного, сына Феодора, и пятерых племянников Ингваревичей: Романа, Ингваря, Глеба, Давида и Олега; пригласил Всеволода Михайловича Пронского и старшего из муромских князей. В первом порыве мужества князья решились защищаться и дали благородный ответ послам: «Когда мы не останемся в живых, то все будет ваше».

Из Рязани татарские послы отправились во Владимир с теми же требованиями.

Посоветовавшись опять с князьями и боярами и видя, что рязанские силы слишком незначительны для борьбы с монголами, Юрий Игоревич распорядился таким образом: одного из своих племянников, Романа Игоревича, он послал к великому князю владимирскому с просьбою соединиться с ним против общих врагов; а другого, Ингваря Игоревича, с тою же просьбою отправил к Михаилу Всеволодовичу Черниговскому. Кто был отправлен во Владимир летописи не говорят; так как Роман явился после у Коломны с владимирскою дружиною, то, вероятно, это был он.

То же самое надобно сказать об Ингваре Игоревиче, который в то же время является в Чернигов. Затем рязанские князья соединили свои дружины и направились к берегам Воронежа, вероятно, с целью сделать рекогносцировку, в ожидании помощи. В то же время Юрий попытался прибегнуть к переговорам и отправил сына Федора во главе торжественного посольства к Батыю с дарами и с мольбою не воевать Рязанской земли. Все эти распоряжения не имели успеха. Федор погиб в татарском стане: если верить преданию, он отказался исполнить желание Батыя, который хотел видеть его супругу Евпраксию, и был убит по его приказанию. Помощь ни откуда не являлась.

Князья черниговские и северские отказались придти на том основании, что рязанские не были на Калке, когда их также просили о помощи.

Недальновидный Юрий Всеволодович, надеясь в свою очередь одними собственными силами управиться с татарами, не хотел присоединить к рязанцам владимирские и новогородские полки; напрасно епископ и некоторые бояре умоляли его не оставлять в беде соседей. Огорченный потерей единственного сына, предоставленный только собственным средствам, Юрий Игоревич видел невозможность бороться с татарами в открытом поле, и поспешил укрыть рязанские дружины за укреплениями городов.

Нельзя верить существованию большой битвы, о которой упоминает Никоновская летопись , и которую сказание описывает с поэтическими подробностями. Другие летописи ничего о ней не говорят, упоминая только, что князья вышли навстречу татарам. Самое описание битвы в сказании очень темно и невероятно; оно изобилует многими поэтическими подробностями. Из летописей известно, что Юрий Игоревич был убит при взятии города Рязани. Рашид Эддин, из мусульманских историков наиболее подробный повествователь Батыева похода, не упоминает о большой битве с рязанскими князьями; по его словам татары прямо подступили к городу Ян (Рязань) и в три дня его взяли. Впрочем, отступление князей, вероятно, не обошлось без сшибок с передовыми татарскими отрядами, которые их преследовали.

Многочисленные татарские отряды разрушительным потоком хлынули на Рязанскую землю.

Известно, какого рода следы оставляло после себя движение кочевых орд Средней Азии, когда они выходили из своей обычной апатии. Мы не будем описывать всех ужасов разорения. Довольно сказать, что многие селения и города были совершенно стерты с лица земли. Белгород, Ижеславец, Борисов-Глебов после того уже не встречаются в истории. В XIV в. путешественники, плывя по верхнему течению Дона, на холмистых берегах его видели только развалины и пустынные места там, где стояли красивые города и теснились живописные селения.

16 декабря татары обступили город Рязань и огородили его тыном. Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16-17 декабря 1237 года, Ижеславля и других городов.

Штурм Батыем Старой Рязани (Городище), диорама

Граждане, ободряемые великим князем, в продолжение пяти дней отражали нападения.

Они стояли на стенах, не переменяясь и не выпуская из рук оружия; наконец стали изнемогать, между тем как неприятель постоянно действовал свежими силами. На шестые сутки, в ночь с 20-го на 21-е декабря, под светом факелов и с помощью катапульт бросали огонь на кровли, громили стены бревнами. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него. Последовало обычное избиение жителей. В числе убитых находился Юрий Игоревич. Великая княгиня со своими родственницами и многими боярынями напрасно искала спасения в соборной Борисо-Глебской церкви.

Оборона городища Старая Рязань, живопись. Живопись: Илья Лысенков, 2013-й
ilya-lisenkov.ru/bolshaya-kartina

Все, что не могло быть разграблено, сделалось жертвою пламени.

Покинув разоренную столицу княжества, татары продолжали подвигаться в северо-западном направлении. В сказании следует затем эпизод о Коловрате. Один из рязанских бояр, по имени Евпатий Коловрат, находился в Черниговской земле с князем Ингварем Игоревичем, когда пришла к нему весть о татарском погроме. Он спешит в отечество, видит пепелище родного города и воспламеняется жаждою мести.

Собрав 1700 ратников, Евпатий нападает на задние неприятельские отряды, низлагает татарского богатыря Таврула, и, подавленный многолюдством, гибнет со всеми товарищами; Батый и его воины удивляются необыкновенному мужеству рязанского витязя. Летописи Лаврентьевская, Никоновская и Новогородская ни слова не говорят о Евпатии; но нельзя на этом основании отвергнуть совершенно достоверность рязанского предания, освященного веками, наравне с преданием о зарайском князе Федоре Юрьевиче и его супруге Евпраксии. Событие очевидно невыдуманное; только трудно определить насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей. Великий князь Владимирский поздно убедился в своей ошибке, и спешил изготовиться к обороне только тогда, когда туча надвинула уже на его собственную область.

Неизвестно зачем он выслал навстречу татарам сына Всеволода с владимирскою дружиною, как будто она могла загородить им дорогу. С Всеволодом шел рязанский князь Роман Игоревич, до сих пор почему-то медливший во Владимире; сторожевым отрядом начальствовал знаменитый воевода Еремей Глебович. Под Коломною великокняжеское войско было разбито наголову; Всеволод спасся бегством с остатками дружины; Роман Игоревич и Еремей Глебович остались на месте. Коломна была взята и подверглась обычному разорению. После того Батый оставил рязанские пределы и направил путь к Москве.

Манипулирование словами и несколько десятилетий идеологической обработки привели к тому, что мы все поверили и в «монголо-татарское иго», и в «примитивность славян», и во многое другое, оказавшееся банальной и дешёвой ложью…
Но кому-то очень выгодно, чтобы миф о монголо-татарском иге продолжал существовать и вводил в заблуждение людей по всему миру. Пора прекратить передавать этот миф словно "эстафетную палочку" следующему поколению. Этот миф не имеет ничего общего с реальным прошлым и никакой ценности для нас не несёт...

""Монголо-татары"" - это Великая Тартария


Многие члены редколлегии журнала «Ведическая Культура» лично знакомы с жителями Монголии, которые с удивлением узнавали о своём, якобы, имевшем место 300-летнем владычестве над Россией. Конечно, это известие наполняло монголов чувством национальной гордости, но при этом они спрашивали: «А кто такой Чингизхан»?

Из журнала «Ведическая Культура» №2.

В летописях ПравоСлавных Староверов о «татаро-монгольском иге» сказано однозначно: «Был Федот, да не тот». Обратимся к древлесловенскому языку. Адаптировав рунические образы к современному восприятию, получим: тать - враг, разбойник; могол - могущественный; иго - порядок.

Оказывается, что «тати Арии» (с точки зрения паствы христианской), с лёгкой руки летописцев, были названы «Татарии» (есть ещё один смысл: «Тата» - отец. Татарин - Тата Арии, т.е. Отцы (предки или более старшие) Арии), могущественные - монголами, а иго - 300-летний порядок в Державе, прекративший кровопролитную гражданскую войну, вспыхнувшую на почве насильственного крещения Руси - «святомученичеством».

Орда - производное от слова Орден, где «Ор» - сила, а день - светлое время суток или просто «светло». Соответственно «Орден» - Сила Света, а «Орда» - Светлые Силы.

А были ли в Орде чернявые, коренастые, смуглолицые, горбоносые, узкоглазые, кривоногие и очень злые воины? Были. Отряды наёмников разных национальностей, которых, как и в любой другой армии, гнали в первых рядах, сохраняя от потерь на передовой линии основные Славяно-Арийские Войска.

Трудно поверить?

Все страны Скандинавии и Дания входили в состав России, которая простиралась только до гор, причём княжество Московия показано самостоятельным государством, не входящим в состав Руси. На востоке, за Уралом изображены княжества Обдора, Сибирь, Югория, Грустина, Лукоморье, Беловодье, которые входили в состав Древней Державы Славян и Ариев - Великой Тартарии (Тартария - земли, находящиеся под покровительством Бога Тарха Перуновича и Богини Тары Перуновны - Сына и Дочери Вышнего Бога Перуна - Пращура Славян и Ариев).

Нужно ли много ума, чтобы провести аналогию: Великая Тартария = Моголо+Тартария = «монголо-татария»?

Не только в 13-м, но до 18-го века Моголо Тартария существовала так же реально, как сейчас безликая РФ.

«Писарчуки от истории» не всё смогли извратить и спрятать от народа. Их многократно штопаный и латаный «тришкин кафтан», прикрывающий Правду, то и дело трещит по швам. Сквозь прорехи Правда по крупицам достигает сознания наших современников. Они не располагают правдивыми сведениями, поэтому частенько заблуждаются в трактовке тех или иных факторов, но общий вывод они делают верный: то, что преподавали школьные учителя нескольким десяткам поколений россиян, - обман, клевета, кривда.

Классическая версия «монголо-татарского нашествия на Русь» многим известна ещё со школы. Выглядит она так. В начале XIII столетия в монгольских степях Чингисхан собрал из кочевников огромное войско, подчинённое железной дисциплине, и задумал завоевать весь мир. Одолев Китай, войско Чингисхана ринулось на запад, а в 1223 году вышло на юг Руси, где одолело дружины русских князей на реке Калке.

Зимой 1237 года татаро-монголы вторглись на Русь, сожгли множество городов, затем вторглись в Польшу, Чехию и достигли берегов Адриатического моря, однако внезапно повернули назад, потому что боялись оставлять в тылу разорённую, но всё ещё опасную для них Русь. На Руси началось татаро-монгольское иго. Огромная Золотая Орда имела границы от Пекина до Волги и собирала с русских князей дань. Ханы выдавали русским князьям ярлыки на княжение и терроризировали население зверствами и грабежами.

Даже в официальной версии говорится, что среди монголов было много христиан, и отдельные русские князья завязывали с ордынскими ханами очень тёплые отношения. Ещё одна странность: c помощью войск Орды некоторые князья удерживались на престоле. Князья были очень близкими людьми у ханов. И в некоторых случаях русские воевали на стороне Орды.

Не много ли странностей? Разве так должны были русские относиться к оккупантам?

Окрепнув, Русь стала оказывать сопротивление, и в 1380 году Дмитрий Донской разбил ордынского хана Мамая на Куликовом поле, а столетие спустя сошлись войска великого князя Ивана III и ордынского хана Ахмата. Противники долго стояли лагерем по разные стороны реки Угры, после чего хан понял, что у него нет шансов, отдал приказ отступать, и ушёл на Волгу. Эти события считаются концом «татаро-монгольского ига».

Ряд учёных, в том числе академик Анатолий Фоменко, сделали сенсационный вывод, основанный на математическом анализе рукописей: не было никакого нашествия с территории современной Монголии! А была гражданская война на Руси, князья воевали друг с другом. Никаких пришедших на Русь представителей монголоидной расы не существовало и в помине. Да, в войске были отдельные татары, но не пришельцы, а жители Заволжья, обитавшие по соседству с русскими задолго до пресловутого «нашествия».

То, что принято называть «татаро-монгольским нашествием», на самом деле было борьбой потомков князя Всеволода «Большое Гнездо» со своими соперниками за единоличную власть над Русью. Факт войны между князьями общепризнан. К сожалению, Русь объединилась не сразу, и довольно сильные правители воевали между собой.

Но с кем воевал Дмитрий Донской? Другими словами, кто такой Мамай?

Эпоха Золотой Орды отличалась тем, что, наряду с властью светской, существовала сильная военная власть. Было два правителя: светский, именовавшийся князем, и военный, его-то и называли хан, т.е. «военачальник». В летописях можно найти такую запись: «Были вместе с татарами и бродники, а воеводой у них был такой-то», то есть войска Орды возглавляли воеводы! А бродники - это русские вольные дружинники, предшественники казаков. Авторитетные учёные сделали вывод, что Орда - это название русскою регулярного войска (вроде «Красной Армии»). А Татаро-Монголия - сама Великая Русь.

Получается, что никакие не «монголы», а именно русские покорили огромную территорию от Тихого до Атлантического океана и от Северного Ледовитого до Индийского. Это наши войска заставили трепетать Европу. Скорее всего, именно страх перед могущественными русскими и стал причиной того, что немцы переписали русскую историю и обратили своё национальное унижение в наше.

Ещё несколько слов о названиях.

Большинство людей того времени имели два имени: одно в миру, а другое - полученное при крещении или боевое прозвище. По мнению учёных, предложивших эту версию, под именами Чингисхана и Батыя выступают князь Ярослав и его сын Александр Невский. Древние источники рисуют Чингисхана высоким, с роскошной длинной бородой, с «рысьими», зелёно-жёлтыми глазами. Заметим, что у людей монголоидной расы вообще не бывает бороды. Персидский историк времён Орды Рашид адДин пишет, что в роду Чингисхана дети «рождались большей частью с серыми глазами и белокурые».

Чингисхан, по мнению учёных - это князь Ярослав. Просто у него было второе имя - Чингис (имевшего чин под названием «гис») с окончанием «хан», что означало «военачальник». Батый (батя) Batuhan (если прочесть кириллицей, то даёт ватикан) - его сын Александр (Невский). В рукописях можно найти такую фразу: «Александр Ярославич Невский по прозвищу Батый». Кстати, по описанию современников, Батый был светловолос, светлобород и светлоглаз! Получается, это ордынский хан разбил крестоносцев на Чудском озере!

Изучив летописи, учёные обнаружили, что Мамай и Ахмат тоже были знатными вельможами, согласно династическим связям русско-татарских родов, имевшими права на великое княжение. Соответственно, «Мамаево побоище» и «стояние на Угре» - эпизоды гражданской войны на Руси, борьбы княжеских родов за власть.

В начале XVIII века Пётр I основал Российскую Академию наук. На историческом отделении Академии наук за 120 лет её существования было 33 академика-историка. Из них только трое русских, включая М.В. Ломоносова, остальные - немцы. Историю Древней Руси до начала XVII века писали немцы, причём кое-кто из них даже не знал русского языка! Этот факт хорошо известен профессиональным историкам, но они не прикладывают никаких усилий, чтобы внимательно просмотреть, какую историю написали немцы.

Известно, что М.В. Ломоносов писал историю Руси, и что у него были постоянные споры с немецкими академиками. После смерти Ломоносова его архивы бесследно исчезли. Однако были изданы его труды по истории Руси, но под редакцией Миллера. Между тем, именно Миллер устраивал травлю М.В. Ломоносова при его жизни! Изданные Миллером труды Ломоносова по истории Руси - фальсификация, это показал компьютерный анализ. От Ломоносова в них мало что осталось.

Так что «монголо-татары» - это и есть Великая Тартария! А трёхсотлетнее иго, придуманное нашими врагами, было необходимо, чтобы скрыть от нас правду…