Варианты теста по русскому языку беларусь. Как самостоятельно подготовиться к цт по русскому языку

Месяц назад мама, давно ставшая экспертом в вопросах ЕГЭ, Мария Кучерова объявила о старте своего нового проекта. Теперь она хочет разобраться, . Мария рассказывает, чем отличается белорусское ЦТ от нашего ЕГЭ.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Расскажу вам подробно, как в Белоруссии устроены экзамены для поступления в вуз.

1. Белорусские школьники сдают четыре классических (для советского образования) обязательных выпускных экзамена, которые проводятся в своей школе.

Русский или белорусский языки (по выбору) - письменно (изложение);

математика - письменно;

иностранный язык - устно;

история Беларуси - устно.

Как видите, система вполне себе совковая, но как-то они живут без ЕГЭ в школах, и небо на землю не упало. Хорошо это или плохо - не мне судить. В 2018 году ждём результаты PISA по белорусским подросткам (исследование проводится среди пятнадцатилетних школьников).

2. Централизованное тестирование организуется только для абитуриентов ССУЗов, ПТУ и вузов.

Получается, что ЦТ проводится только для желающих продолжить обучение. Это очень правильно. В зависимости от количества полученных баллов, можно попробовать поучаствовать в конкурсе на бюджетные места либо в среднее специальное учебное заведение, либо в профессионально-техническое училище, либо в высшее учебное заведение. Максимальный балл ЦТ - 100.

3. Пункты проведения ЦТ не располагаются в школах, оно проводится в вузах, колледжах и техникумах.

Здесь моё «Браво!», помноженное на миллион. Каждый должен заниматься своим делом. У школы нет задачи готовить школьников к поступлению, каждый выпускник сам берёт на себя эту ответственность. Реформу российского ЕГЭ надо начинать именно с этой краеугольной проблемы. ЕГЭ не место в средней школе!

4. Участие в ЦТ платное.

В 2017 году - 2,3 белорусских рубля (~70 российских рублей), есть льготные категории граждан. Регистрацию каждый участник должен пройти самостоятельно (с этого года это можно сделать дистанционно). Репетиционное тестирование тоже платное - 7 белорусских рублей (~ 212 российских рублей). SMS-оповещение о результатах тоже платное. Так что, как видите, всё по-взрослому.

5. ЦТ проходит в установленные сроки по всей стране и не предусматривает досрочного этапа.

В 2017 году ЦТ проходило с 12 июня по 2 июля. Выдача сертификатов - с 10 июля. Получается, сроки проверки вполне щадящие - ждать окончания всей вступительной кампании нужно всего лишь один месяц, а не два, как в России.

6. В конкурсе при поступлении большую роль играет средний балл аттестата об общем среднем образовании.

Не забывайте, что в Белоруссии десятибалльная система оценок в школе и вузах. Средний балл по десятибалльной шкале (целое число и первая цифра после запятой без округления) умножается на десять и прибавляется к баллам ЦТ. Таким образом, красный аттестат может принести 100 дополнительных баллов абитуриенту. Согласитесь, это тоже логично и правильно.

Пора прекращать у нас, в России, эту пагубную практику полного недоверия школьным учителям

Оценки в аттестатах должны участвовать в конкурсной ситуации при поступлении в российские вузы. 11 лет учёбы в школе не должны ограничиваться и концентрироваться только на результатах ЕГЭ.

7. Результаты ЦТ нельзя опротестовать на апелляции.

Тестовые материалы проходят пятикратную проверку и исключают ошибки. Задания с развернутым ответом (аналогичные творческой части ЕГЭ) отсутствуют, что полностью снимает вопрос субъективности проверки работы экспертами. Задания состоят только из вопросов с несколькими вариантами ответов, а также вопросов, требующих небольшого развёрнутого ответа.

В России недавно отказались от так называемой «угадайки» в КИМах ЕГЭ (задания с выбором ответа), а в белорусских тестах они составляют львиную долю всех экзаменационных заданий. Дело в том, что в ЕГЭ в подобных вопросах можно было выбрать только одни вариант ответа из четырёх. В белорусском варианте тестов ответов может быть несколько, причём засчитают вам каждый правильный ответ.

Система шкалирования в ЦТ сложная: каждый правильный ответ имеет повышающий коэффициент в зависимости от того, сколько человек ответили на этот вопрос правильно по всей стране

Представляете, они ежегодно сначала собирают всю статистику результатов ЦТ по всем регионам и лишь потом присваивают повышенные коэффициенты, исходя из живой, реальной сложности для конкретных абитуриентов конкретного года выпуска.

Главное мутное место российского ЕГЭ - это, безусловно, апелляция результатов. В Беларуси эта проблема решена вот таким образом, то есть на уровне содержательной части тестовых вопросов. Нет таких заданий, которые проверяются вручную, а значит, нет повода думать о субъективности проверки.

8. Материалы ЦТ хранятся в архиве 75 лет.

Для сравнения: в России все материалы по ЕГЭ хранятся 5 лет.

В личном кабинете материалы вообще хранятся лишь год. Я пыталась на днях скачать из личного кабинета сына сканы его ЕГЭ по информатике, которые он сдавал в 2016 году, но, увы, они уже были недоступны.

9. Результаты ЦТ действительны два года.

Это новшество с 2017 года, до этого они были действительны только один год. Жёстко, конечно. В России результаты ЕГЭ действительны четыре года.

10. Выпускники имеют право участвовать в ЦТ только по четырём предметам (на выбор).

Здесь всё тоже очень строго: до 2017 года абитуриенты вообще могли сдавать ЦТ только по трём предметам.

Все, кто читали мою статью « », конечно, помнят, что я спрашивала, почему ЕГЭ проводят в России именно на базе школ. Когда я узнала, что в Белоруссии принципиально не хотят объединять выпускные экзамены и вступительные по примеру ЕГЭ, то мысленно аплодировала мудрости чиновников.

Многие в республике призывают к тому, чтобы тоже ввести ЕГЭ, но я думаю, что российский опыт наглядно демонстрирует, что торопиться в этом вопросе точно не стоит. У белорусских учителей, конечно, есть проблемы, и никто этого не отрицает, но российские коллеги могут завидовать им белой завистью, поскольку среди этих проблем нет подготовки к ЕГЭ и безумной погони за рейтинговыми показателями.

Очень порадовал меня тот факт, что белорусский школьный аттестат имеет такой значительный статус (по сравнению с российским). Впрочем, у вас может быть и другое мнение.

Хочу отметить ещё один важный аспект: в Белоруссии есть разница в восприятии выпускника и абитуриента. Человек, решающий продолжить обучение, должен быть лишён инфантильных иллюзий. Многие защитники российского ЕГЭ больны, на мой взгляд, болезнью, которую я называю «культом Фроси Бурлаковой». Они говорят, что ЕГЭ - это шанс для провинциальных самородков на социальный лифт.

Я против того, чтобы масштабные образовательные реформы строились по принципу блага для меньшинства, даже если это меньшинство - самые одарённые. Все дети должны быть в равных условиях!

Если продолжить сравнительный анализ образовательных систем разных стран, то уместно будет упомянуть, что финское чудо, то есть их значительный взлет в плане реформирования образования, строится в том числе на решении, что пристальное внимание в обновленной финской школе будет обращено не к одаренным детям, а именно к отстающим, проблемным. Финны сделали на это ставку и не прогадали!

Кстати, для поиска талантливых школьников в большинстве российских вузов уже сформирована чётко выстроенная система альтернативного поступления. Говорить о том, что провинциалу закрыт путь в престижный вуз без ЕГЭ, может только неосведомлённый человек. Во всех статусных университетах в России есть огромное количество внутренних предметных олимпиад и творческих конкурсов, где можно проявить себя и значительно облегчить поступление. Хороший вуз сам заинтересован в поиске жемчужин и бриллиантов.

Вот моя чёткая позиция в этом вопросе. Если человек хочет учиться в престижном университете, он должен понимать, с какими трудностями логистики и подготовки ему придётся столкнуться. Есть статистика, подтверждающая тот факт, что выпускников из провинции стало больше в столичных вузах России. Но какие выводы мы из этого делам?

Для меня - это больная мозоль. Я очень хочу, чтобы когда-то провинциальные вузы были не менее престижными, чем в крупных городах. И чтобы максимально стерлась разница между уровнем жизни в столице и провинции. Сегодня, конечно, я понимаю мотивацию выпускников из регионов. Они хотят нормальной жить, и я только за. Однако не вижу ничего сложного в том, чтобы приехать с чемоданом поступать в вуз своей мечты.

Всем оппонентам, пишущим, что на поездку нет денег, предлагаю задуматься, как при отсутствии денег на одну поездку туда и обратно только лишь на экзамен человек вообще планирует жить в Москве, например, учась на очном отделении. Если государство публично поощряет массовый отток талантливой молодежи из провинции, то, на мой взгляд, это решение проблемы малой кровью.

О качестве тестовых материалов судить не могу, тут требуется экспертное мнение. Очень большая просьба к неравнодушным российским учителям-предметникам оставить свои комментарии именно о содержательной части белорусского ЦТ. Интересен именно сравнительный анализ, и Ваше мнение на вес золота. Хочу собрать хоть какую-то статистику по этому вопросу.

Тест по русскому языку считаю вполне корректным. А тот факт, что ЦТ по литературе вообще отсутствует, вызывает только уважение к белорусским коллегам. Убеждена, что ЕГЭ по литературе - это полная дискриминация учебного предмета.

Планирую продолжить летопись-исследование и приглашаю всех желающих принять участие в моём проекте.

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса подготовки к ЦТ по русскому языку

Составитель: Егорова Т.В. , учитель ГУО « Средняя шкоа №170 г. Минска»

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Данная цель достигается при помощи выполнения ряда задач :

1) обеспечение полного теоретического освещения изучаемой темы;

2) обеспечение практического усвоения темы учащимися при помощи последовательного выполнения диагностического, коррекционного и итогового тестов, составленных и проводимых на основании идей методики «индивидуальной коррекции результата»;

3) выявление индивидуальных пробелов каждого учащегося и обеспечение их устранения при помощи составления плана индивидуальной работы над темами курса и контроля за её исполнением. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Ожидаемый результат внедрения в образовательный процесс разработанных материалов:

  • Высокий уровень подготовленности к экзаменам и ЦТ.
  • Изменение традиционных форм работы с учащимися
  • Сформированы умения ставить цели, планировать и организовывать совместную учебную деятельность
  • Развиты навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся
  • Сформированы у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

№п/п

Тема занятия

Кол-во ч.

Разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Фонетика

Лексикология. Лексикография

Морфология. Морфологические признаки частей речи

Состав слова. Словообразование

Контрольные тесты по теме «Фонетика», «Морфология», «Словообразование» и

Орфография

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание окончаний существительных и глаголов

Правописание н и нн в различных частях речи

Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

Употребление э и е. Буквы ъ и ь.

Правописание числительных. Склонение числительных

Повторение по орфографии. Контрольные тесты по теме «Орфография»

Словосочетание. Простое предложение

Согласование, управление, примыкание. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива

Способы выражения несогласованных определений. Приложение. Типы односоставных предложений

Тире в простом предложении

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения

Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений

Обособление обстоятельств, обособление дополнений. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения или присоединения

Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Чужая речь и её виды

Повторение. Контрольные тесты по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст. Типы речи. Средства структурной связи предложений в тексте

Функциональные стили речи. Жанры речи

Понятие о нормах литературного языка. Произносительные, речевые, морфологические,

синтаксические и пунктуационные нормы

Повторение. Итоговые контрольные тесты



Учебный онлайн предмет «Русский язык» предназначается абитуриентам для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию, а также может использоваться учителями с целью контроля знаний учащихся.

Предмет содержит т ренировочные задания по всем разделам школьного курса русского языка, общие тесты, ключи-ответы ко всем заданиям.

Тематические задания предназначены для лингвистического тренинга и способствуют закреплению знаний, а также выработке умений и навыков по следующим основным темам: «Фонетика. Графика», «Лексикология. Фразеология», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Стилистика».

Общие тесты по структуре и содержанию приближены к стандартному тесту по русскому языку, используемому при проведении централизованного тестирования. Каждый вариант теста состоит из части А и части B. Часть А включает 31 задание закрытого типа, предполагающее выбор правильных ответов (от одного до четырех). Часть В включает 9 заданий : задания по работе с текстом и задания на соответствия (когда необходимо соотнести языковые единицы в левом столбце таблицы с их грамматическими характеристиками в правом).

Биология

Белорусский язык

Математика

В 2017 году 66 абитуриентов из 72 874 сдали централизованное тестирование по русскому языку на 100 баллов. Как сдать ЦТ на максимальный балл? Будет ли централизованное тестирование 2018 года отличаться от предыдущих лет? На эти и другие вопросы отвечает Виктория Романова — преподаватель русского языка образовательного центра , магистр педагогических наук и один из разработчиков интерактивного курса подготовки к ЦТ по русскому. Советуем прочитать до конца, чтобы не упустить важных деталей!

Изменилось ли ЦТ по русскому за последние пять лет?

Из года в год задания на ЦТ по русскому языку однозначно упрощают. Если быть точнее, то незначительно изменяются формулировка условий и примеры. Перечень тем и правил, знание и понимание которых проверяется составителями ЦТ, остаётся прежним. Таким образом, абитуриент успешно справится с заданиями при условии, что хорошо усвоит материал из списка тем, который подготавливает РИКЗ (имеется в виду спецификация по русскому языку ), причём не имеет значения, сколько раз условие задания было переформулировано.

Реально ли подготовиться к ЦТ на высокий балл без курсов и репетитора?

Разумеется! В таком случае абитуриенту нужно запастись учебной литературой. Как минимум — это учебники по русскому языку за 5−11 классы, как максимум — это пособия и сборники тестов за последние 7−10 лет. Чтобы сдать ЦТ на высокий балл, важно выполнить как можно больше тестов. Ещё нужны усидчивость, дисциплина, настойчивость, т. е. всё то, что помогает ученику систематически готовиться.


рассчитан на самостоятельную подготовку к ЦТ по русскому

Правда, насколько я заметила за время практики, именно отсутствие умения заставить себя работать систематично вынуждает школьников прибегать к помощи со стороны репетиторов и учебных центров.

Какие отметки в школе по русскому у твоих учеников? И подтверждаются ли они баллами РТ, а потом и ЦТ?

Четвертные отметки по русскому языку у моих учеников — от 5 до 8 баллов. Далеко не каждый из них посещал первый и второй этап РТ. Ребята, которые ходили на оба этапа, замечают, что после занятий со мной их результаты улучшились. Например, от 45 до 60 баллов, от 49 до 67 баллов. Правда, есть единичный случай, когда по результатам второго этапа баллы были меньше по сравнению с результатами первого этапа. По результатам 3-го этапа пока информации нет.

Как правило, результаты третьего этапа РТ и самого ЦТ имеют небольшую разницу.


Результат зависит и от базы, и от того, насколько качественно готовился учащийся перед самим ЦТ.

В первую очередь, советую пользоваться теорией из школьных учебников. Кроме того, существует много пособий, в которых вся теория из школьного курса системно подана в одной книге. Имею в виду пособия О. Е. Горбацевич, Т. В. Ратько, Т. В. Балуш, Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. Пособия перечисленных авторов неоднократно переиздавались. Конечно, лучше покупать пособие новее, так как последняя версия будет качественно лучше. Но мы помним, что изучение теории не имеет смысла без выполнения тестовых заданий.

Когда лучше начать подготовку к ЦТ по русскому языку?

Это зависит от уже имеющейся теоретической базы и личностных характеристик ученика. Гуманитарию достаточно начать подготовку за год до сдачи ЦТ, а вот человеку с техническим складом ума советую начать подготовку чуть раньше, к примеру, за полтора-два года до экзамена. В среднем считается, что именно одного года достаточно для того, чтобы повторить и доучить теорию из школьного курса.

Возможно ли подготовиться к ЦТ за несколько месяцев?

Если есть огромное желание, то, конечно, можно. Для этого нужно «вооружиться» пособием, сборниками тестов и поддержкой со стороны учителя-предметника или хотя бы друга-отличника.


Чтобы перед самим ЦТ не было каши в голове от множества правил и исключений, стоит посетить 4-часовой интенсив по русскому, который проводится за день до тестирования. На фото Виктория проводит занятие для абитуриентов 2017 года

Подскажи, с каких заданий лучше начать выполнение теста?

К сожалению, нет универсального совета, с каких заданий лучше начинать выполнение теста. Абсолютно у каждого абитуриента есть своя схема работы с заданиями. Я, к примеру, всегда решаю тестовые задания по порядку. Прочитав условие, приступаю к выполнению, а после этого вновь возвращаюсь к условию. Ведь часто ошибки допускаются именно из-за невнимательного прочтения условия. Умей чётко разграничивать правила, чтобы понимать, какое из них следует применить в задании.

Чтобы понять, какая последовательность выполнения заданий удобна абитуриенту , надо выполнить как можно больше тестов, в том числе на РТ. Кроме того, именно выполнение тестов позволит следить за прогрессом в подготовке.

Что делать, когда совсем не знаешь ответ на вопрос?

В ситуации, когда абитуриент вовсе не знает ответа на вопрос, лучшим помощником будет (как ни странно!) интуиция. Кстати, она хорошо развита у тех, кто много читает. Разумеется, можно воспользоваться и методом исключения, т. е. отсеять те варианты, в которых уверен сам абитуриент. Правда, и для этого нужны элементарные теоретические знания.


Всегда нужно записывать что-то в область ответов. Русский — это не математика и физика, так что тут уж интуиция в помощь.

Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук

Насколько объективно ЦТ оценивает уровень грамотности абитуриента?

Достаточно объективно. Причиной тому является разнообразие тем, знание которых проверяется во время экзамена. В заданиях к ЦТ содержатся темы из разделов «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Стилистика» и др., которые отображают разные уровни грамотности носителя языка.

Возможно ли сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Что для этого нужно?

Конечно! Для этого нужны сильная теоретическая подготовка, навыки успешного выполнения прошлогодних тестов, вера в себя.

Какие ошибки при подготовке к тестированию чаще всего допускают твои ученики?

Распространены ошибки на следующие правила: «Н и НН в словах разных частей речи», «Слитное и раздельное написание НЕ со словами», а также «Различение НЕ и НИ». Но, пожалуй, самыми «болезненными» являются задания на морфемный разбор слова и словообразование.

Зачастую ученики допускают ошибки по невнимательности: вписывают неверный вариант ответа, не выбирают все правильные ответы или вовсе выбирают варианты, противоречащие условию задания.


После того, как задание выполнено, важно ещё раз проверить, соотносятся ли варианты ответов с условием.

Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук

Сколько примерно слов-исключений нужно запомнить абитуриенту, чтобы справиться с заданиями ЦТ? Как их лучше запоминать?

Если к словам-исключениям относить ещё и словарные, то точной цифры для запоминания нет. В этом можно убедиться, просмотрев различные пособия для подготовки к ЦТ. Каждый составитель приводит свой перечень слов, причём, понятное дело, далеко не все слова используются в самом тесте. Поэтому я предлагаю абитуриентам выписывать в свой конспект слова-исключения и словарные, которые встречаются в сборниках ЦТ. Со списками слов, которые приведены в учебных пособиях, тоже важно ознакомиться.

Есть много вариантов запоминания исключений и словарных слов: приводить ассоциации, примеры словосочетаний с исключениями и словарными, делать рисунки к словам, записывать слова на стикерах и расклеивать рядом с рабочим местом. В ситуации с запоминанием исключений и словарных слов все средства хороши.

Можно ли по результатам третьего этапа РТ прогнозировать балл на ЦТ?

Да. На это есть две причины. Первая заключается в том, что ко времени проведения третьего этапа РТ, как правило, весь теоретический материал уже пройден и сборники тестов прошлых лет отчасти проанализированы, а это значит, что ученик приходит на РТ в полной боевой готовности. И третий этап РТ — это своего рода тренировка, т. е. абитуриент тренируется выполнять те задания, которые, вероятно, будут в ЦТ. Вторая причина в том, что обычно последний этап незначительно отличается от самого ЦТ. Следовательно, по баллам третьего этапа РТ можно говорить о приблизительном количестве баллов, которые можно набрать по итогам ЦТ.

Как думаешь, есть ли смысл сдавать ЦТ и по белорусскому, когда не уверен, что на тестировании по русскому наберёшь хороший балл?

Почему бы и нет. Тем более при условии, что ученик знает родной язык — белорусский — лучше, чем русский.

Есть ли какие-то «хитрости», которыми можно воспользоваться на тестировании?

Скорее нет, чем да. Но зачастую абитуриенты , получив черновой листок, спешат записать в него правила или словарные слова, которые часто забывают, в которых допускают ошибки. Собственно, это и хитростью не назовёшь. Важнее ещё в процессе подготовки к ЦТ научиться восстанавливать объёмные и сложные правила с помощью простых схем или ассоциаций.


Чего ждать абитуриентам от ЦТ-2018? Тесты станут сложнее или проще?

Судя по заданиям третьего этапа РТ, задания ЦТ будут ещё проще. Ничего неожиданного или незнакомого мы не встретим: всё те же темы. Абитуриентам будет полезно выполнить оба варианта третьего этапа, чтобы понять, на каких именно темах сделан акцент в тестах этого года. А за несколько недель до ЦТ ещё раз вернуться к этим темам, чтобы повторить их либо доучить.

Посоветуй абитуриентам, как не волноваться перед ЦТ и настроиться на плодотворную работу?

Не волнуется тот, кто уверен в своих силах. В ситуации с ЦТ под силами понимаются знания и навыки качественно решать тесты. А для того чтобы быть уверенным в собственных знаниях и навыках, нужно заранее подготовиться к ЦТ: выучить теорию и выполнить тестовые задания прошлых лет. Тогда, приступив к выполнению экзамена, абитуриент будет воспринимать его всего лишь как очередной тест, подобный тем, которые он неоднократно выполнял до этого момента. И волнение уйдёт!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях