Великий полярный исследователь харитон лаптев. Эссе "о братьях лаптевых"

Дмитрий Яковлевич (1701-1767)

Харитон Прокофьевич (1700-1764) русские полярные исследователи

Петр I положил начало грандиозной научной экспедиции к берегам Северного Ледовитого океана - Великой Северной экспедиции. Эти берега были хорошо известны поморам, которые издавна плавали здесь на своих ладьях и кочах. И сибирские казаки, выходя из устья сибирских рек, проходили вдоль почти всего побережья океана. Однако поморы и казаки, будучи отважными мореходами, не умели составлять точные географические карты. При составлении географических карт в начале XVIII века возникла необходимость в установлении точных очертаний берегов Северного Ледовитого океана.

Великая Северная экспедиция, работавшая с 1733 по 1743 год, своей задачей ставила изучение и точное описание русских берегов океана от Югорского Шара до Камчатки и нанесение этих данных на карту. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Руководил экспедицией до 1741 года Витус Беринг. Он назначил командиром двухмачтового палубного бота «Иркутск» своего ближайшего помощника лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева, а командиром дубель-шлюпки «Якутск» его брата - Харитона Прокофьевича Лаптева. Они служили во флоте с 1718 года, с тех пор, как были зачислены гардемаринами. В 1721 году братья были произведены в мичманы. Далее пути их разошлись. Д. Я. Лаптев, зарекомендовавший себя опытным и образованным морским офицером, на различных судах бороздил воды Балтийского моря. С 1730 года он был переведен на Северный флот, а в 1734 году был включен в состав Великой Северной экспедиции.

Х. П. Лаптев в эти годы также служил на кораблях Балтийского флота, ездил на Дон, отыскивал места, пригодные для организации судостроительной верфи.

Д. Лаптев в 1736-1739 годах, возглавляя отряд на боте «Иркутск», впервые в истории провел съемку берега от устья Лены до устья Колымы, составил карты этого побережья на математической основе и с ориентиром на астрономические точки. В 1740 году он начал морской поход от устья Колымы в Тихий океан. Пройдя около 80 километров, экспедиция вынуждена была остановиться, так как сплошной лед не позволял плыть дальше. Даже лодки, которые Лаптев взял с собой, не могли пройти вперед и с трудом выбрались изо льда. Д. Лаптеву со своим отрядом пришлось вернуться в Нижнеколымск. Однако экспедиции все же удалось добраться до тихоокеанского побережья: осенью 1741 года они двинулись из Нижнеколымского острога в поселок Анадырский острог. Так как выпал снег, большую часть пути они прошли на собачьих упряжках. Перезимовав там и построив две большие лодки, отряд Д. Я. Лаптева спустился вниз по реке. Во время этого путешествия были получены достоверные сведения о природных условиях этой части Сибири. В 1743 году Дмитрий Лаптев поехал в Петербург с рапортом Адмиралтейств-коллегий, но в столице узнал, что принято решение считать работу экспедиции законченной.

Отряд Харитона Лаптева в эти же годы вел исследования самого северного и наиболее насыщенного льдами участка сибирского побережья. Он первый выявил очертания и размеры огромного полуострова Таймыр. В 1739 году Х. П. Лаптев вышел на «Якутске» из устья Лены, повторяя плавание своего предшественника лейтенанта В. В. Прончи-щева. Льды не позволили отряду Х. П. Лаптева пройти так же далеко на север, как прошел В. В. Прончищев, однако он смог более точно выполнить съемку восточного берега Таймыра и уточнил положение прибрежных островов. Сплошной лед преградил путь на север, и Х. П. Лаптев повернул назад к устью реки Хатанги. Здесь отряд остался зимовать.

Чтобы не было цинги, Х. П. Лаптев и члены его отряда в трудные зимние месяцы питались сырой мороженой рыбой. В следующем, 1740 году ледовая обстановка сложилась еще более тяжелой. Выйдя из Хатангского залива, «Якутск» попал в ледовый плен: льды зажали судно и тяжело повредили его. Команда вынуждена была выгрузить провиант и по дрейфующим льдам добраться до побережья. Предстояло еще пройти 500 километров до своего зимовья на Хатанге. В пути несколько человек погибли от цинги и лишений. Потеря судна не остановила исследователей. Харитон Лаптев начал вести съемку неизвестных берегов, передвигаясь на собачьих упряжках. В 1741-1742 годах он и его самый деятельный помощник С. И. Челюскин описали большую часть берега полуострова Таймыр, но не смогли достигнуть самой северной его части. Отряд двинулся на зимовку в город Туруханск, расположенный на берегу реки Енисей. Весной 1742 года Челюскин снова начал описание побережья. В мае он добрался до невысокого каменного мыса на севере Таймыра. Это была самая северная точка Евразии, которая впоследствии стала называться мысом Челюскина.

В то же время Х. П. Лаптев проехал от туруханска до устья реки Таймыр и послал навстречу Челюскину нарты с провиантом, которые сопровождал один из членов отряда. В конце лета 1743 года экспедиция Х. П. Лаптева доплыла по Енисею до города Енисейска и затем вернулась в Петербург.

Кроме официального отчета Х. П. Лаптев оставил интересное географическое и этнографическое описание огромной и сильно выдвинутой к северу территории, лежащей в междуречье Енисея и Лены. Тогда Таймыр еще не имел этого названия, оно было дано ему в 1843 году исследователем А. Ф. Миддендорфом.

После окончания экспедиции братья продолжили морскую службу на Балтике. Мало что известно об их дальнейшей судьбе. Есть лишь достоверные сведения о том, что Дмитрий Лаптев вышел в отставку в 1762 году в чине вице-адмирала, а капитан I ранга Харитон Лаптев скончался в 1764 году.

Отмечая заслуги братьев Лаптевых, в 1913 году Русское географическое общество приняло решение назвать одно из крупнейших арктических морей, которое лежит к востоку от Таймыра и берега которого были исследованы братьями, морем Лаптевых. В честь Дмитрия Лаптева назван пролив между островом Большой Ляховский и материком, а западное побережье полуострова Таймыр, которое находится между реками Пясина и Таймыр, названо Берегом Харитона Лаптева.

ХАРИТОН ПРОКОФЬЕВИЧ ЛАПТЕВ

Имя Харитона Лаптева получило широкую известность в России лишь столетие спустя после совершенного им подвига.

Лаптеву принадлежит честь открытия огромного полуострова Таймыр, протянувшегося к северу между Леной и Енисеем. До появления на этих берегах Лаптева о существовании Таймыра в России не знали.

Лишь Лаптев впервые установил размеры и протяженность этого полуострова, описал его рельеф и природные условия, составил первую лоцию его берегов и уникальное географическое описание природы внутренних областей и населявших их народов.

Работа, проделанная Лаптевым в труднейших условиях дикой природы Севера, была настолько огромна, что некоторые даже сомневались в реальности достижения его отрядом северной точки Азии.

Харитон Прокофьевич Лаптев происходил из старинного, хотя и обедневшего рода великолукских дворян.

Он родился в 1700 году в небольшом сельце Пекарево Слауцкого стана Великолукской провинции. Здесь Харитон провел свои детские годы, получив под руководством местного священника начальное образование. В 1715 году по указу Петра I среди дворянских недорослей северных провинций, «яко живущих при водяных сообщениях», проводился набор во вновь организовавшуюся в новой русской столице Морскую академию. В нее и отправился Харитон Лаптев вместе со своим младшим братом Дмитрием.

В 1718 году братья Лаптевы после сдачи экзаменов были произведены в гардемарины и зачислены в Балтийский флот. Спустя два года Харитон Лаптев был произведен в унтер-офицерский чин подштурмана.

Пять лет спустя его отправили в Италию в составе специальной флотской миссии, а по возвращении Лаптев был произведен в первый офицерский чин мичмана.

В 1774 году Харитон Лаптев принял участие в войне за польское наследство, но там его подстерегала неудача.

Фрегат «Митау», на котором служил Лаптев, был послан к Данцигу с задачей узнать, суда каких стран поддерживают претендента на польский престол Станислава Лещинского. Однако пославший Лаптева для проведения разведки командующий Кронштадтской эскадрой адмирал Гордон не написал в «ордере», данном командиру фрегата, о том, что французские суда следует считать неприятельскими. Все это привело к тому, что «Митау» оказался окруженным военными судами союзников Станислава Лещинского, и весь экипаж фрегата оказался в плену.

Участь экипажа «Митау» разделил и Лаптев. После окончания боевых действий произошел обмен пленными и офицеры фрегата были отданы под военный суд по обвинению в сдаче фрегата врагу без боя. По петровскому морскому уставу за такой проступок офицеры могли лишиться жизни. Приговор уже был вынесен, однако нашлись свидетели, подтвердившие, что в «ордере» французские суда не считались неприятельскими. Было назначено новое следствие, и лишь в феврале 1736 года офицеры «Митау» вышли на свободу.

Вначале Лаптев плавал на фрегате «Виктория» на Балтийском море. Затем был послан для строительства боевых кораблей на случай войны с Турцией. После выполнения этого задания Лаптев вернулся в Петербург, где получил назначение командовать придворной яхтой «Декроне».

Однако узнав, что в Камчатскую экспедицию требуются офицеры, Лаптев в феврале 1737 года подал прошение на имя императрицы Анны Иоанновны с просьбой направить его в Сибирь. На протяжении нескольких месяцев он ожидал ответа на свое прошение и лишь в декабре был утвержден командиром дубель-шлюпки «Якуцк» Ленско-Енисейского отряда с производством в следующий чин лейтенанта.

В инструкции, данной Лаптеву в Адмиралтейств-коллегий, предписывалось пройти морем из Лены в Енисей и описать неизвестные берега. На выполнение задания Лаптеву отводился четырехлетний срок. Адмиралтейств-коллегия предоставила Лаптеву достаточно широкие полномочия для выполнения задания, разрешив решать многие вопросы по собственному усмотрению.

В марте 1738 года Харитон и Дмитрий Лаптевы выехали в Сибирь.

По пути они заехали в Казань, где находилось все необходимое для экспедиции.

Обоз Лаптевых шел вначале по Волге до устья Камы, затем по Каме и Чусовой. Через Урал груз был перевезен гужевыми обозами до реки Туры. В Верхотурье все имущество было погружено на небольшие баржи и лодки, которые двинулись по Туре через Тюмень в реку Тобол.

Из Тобольска баржи с грузом дошли по Иртышу до впадения его в Обь, откуда пошли вверх по Оби до реки Кеби. От Кеби баржи шли до Маковского острога, где все имущество было погружено на лошадей и перевезено в Енисейск.

Санным путем к новому 1739 году Лаптевы добрались до Усть-Кута на реке Лене, где уже строились дощаники и баржи для сплава снаряжения вниз по реке.

8 июня 1739 года «Якуцк» двинулся вниз по течению Лены. На буксире дубель-шлюпка вела большой ялбот с дровами. За дощаником на буксире вели каяк с мукой.

Более месяца продолжалось плавание по Лене, наконец 21 июля 1737 года «Якуцк» вышел в море курсом на запад. По пути ему часто встречались льдины, которые «Якуцк» успешно обходил.

27 июля открылись высокие утесистые мысы, окружавшие вход в залив, необозначенный на карте. Это был мыс Пакса. Этому заливу Лаптев присвоил название Нордвик (Северный залив). Закончив описание Нордвика, Лаптев двинулся на север. Дальнейшее продвижение «Якуцка» затрудняли льды, которых становилось все более.

Лаптев намеревался выгрузить часть провианта с перегруженного судна в зимовье Конечном, располагавшемся в 12 км севернее мыса Сибирского, на случай, если «Якуцк» погибнет во льдах, а экипажу пришлось бы добираться пешком. Однако с моря подул восточный ветер и снова появился лед, и Лаптев приказал идти на юг, в Хатоичский залив, где находилось другое зимовье в устье речки Журавлева. Здесь было другое зимовье, в которое и была перенесена лодка. Здесь участники экспедиции оставили ялбот, и далее «Якуцк» устремился на всех парусах вдоль восточного берега. По пути ему почти не встречалось льдин.

От острова св. Павла (совр. остров св. Андрея) «Якуцк» шел вдоль берега к западу. Однако вскоре снова встретился со льдинами, что заставило Лаптева плыть около берега. В ночь на 20 августа южный ветер отогнал льдины, и, используя образовавшееся разводье, экипаж «Якуцка» вначале пошел на веслах, а затем и на парусах. Скоро они вошли в залив Фаддея, который они ошибочно приняли за устьевую губу реки Таймыры. Найти устье реки так и не удалось, и Лаптев обозначил входящий в море мыс, как мыс Фаддея.

Далее за мысом на север пройти было невозможно, и Лаптев разослал небольшие группы людей разведать, имеется ли во льдинах какой-нибудь проход. Однако вскоре выяснилось, что льдины покрывают на севере все видимое пространство, и тогда Лаптев решил созвать на совет всех унтер-офицеров своей команды для принятия решения о дальнейших действиях. Совет высказался единодушно за возвращение на юг, где необходимо стать на зимовку.

22 августа «Якуцк» взял курс на юго-восток. Под попутным штормовым северо-западным ветром дубель-шлюпка к утру 27 августа вошла в Хатангский залив.

Здесь Лаптев намеревался забрать из зимовья оставленные большой ялбот и провиант. Однако льды настолько плотно окружили берег, что подойти к нему оказалось невозможным.

Было решено искать новое зимнее убежище для судна и людей. Такое место было найдено на Хатангском заливе в устье речки Попичай.

28 августа «Якуцк» стал у зимовья, рядом с которым уже к середине сентября были построены пять жилых домов и амбары, в которых хранились паруса, пушки и провиант. В этом поселке и разместился отряд Лаптева.

Сюда же был перевезен и провиант с Усть-Оленекского зимовья. Кроме того, свежую рыбу и оленье мясо привозили от соседнего зимовья.

Уже в зимовье Лаптев думал о продолжение работ. Первоначальной задачей на этом этапе он поставил определение с моря устья рек Таймыры и Пясины. Уже в начале апреля Лаптев послал несколько человек во главе с геодезистом Н. Чекиным для осмотра берега устья рек Таймыры и Пясины с палубной съемкой берега. Однако поездка кончилась неудачей, поскольку опыта санных поездок Чекин не имел.

15 июня Хатанга вскрылась и скоро освободилась ото льда. 8 июля на «Якуцк» были погружены продукты и бочки с пресной водой, которая могла понадобиться для плавания в море.

12 июля «Якуцк» отошел от берега и к утру следующего дня дошел до последнего мыса реки Хатанга, называвшемся Кортой. Здесь за ненадобностью был оставлен большой ялбот. Однако плыть далее было пока невозможно - залив был покрыт невзломанным льдом. Лишь 30 июля он освободился ото льда, и «Якуцк» тронулся в путь, однако спустя двое суток стал у непроходимой стены стоячего льда.

С большим трудом Лаптеву и его товарищам удалось найти протоку и выйти в устье речки Журавлева.

К вечеру 12 августа юго-восточный ветер разогнал льдины и «Якуцк» вновь стал пробиваться на север. Однако плавание продолжалось недолго, на следующий день «Якуцк» был затерт льдами. Дубель-шлюпка оказалась сильно помята льдинами, в ней появилась течь, никакие меры, принятые экипажем «Якуцка», не могли спасти судна. Не только «Якуцку», но всему экипажу грозила гибель. Однако к западу от места крушения обнаружился стоячий лед, который мог спасти экипаж судна. С большим трудом дубель-шлюпку, наполненную водой, протащили по стоячему льду, на который стали выгружать находившийся на борту «Якуцка» груз.

К 16 августа экипаж судна вышел на берег, куда стали свозить все снятое с судна. Здесь, на крутом скалистом побережье, Лаптев приказал рыть круглые ямы, настилать их дно плавником, сделать из жердей перекрытия, накрыв их принесенными парусами, взятыми с «Якуцка». В этих «земляных юртах» предстояло провести до того времени, когда лед станет крепок и по нему можно будет перейти к зимовьям.

20 сентября лед стал настолько крепок, что Лаптев решил послать группу из девяти солдат во главе с Чекиным на южный берег бухты Марии Прончищевой. Они должны были добраться до ближайшего зимовья и попросить там помощи.

Весь свой отряд Лаптев поделил на три группы с тем, чтобы в пути они могли останавливаться в небольших промысловых избах, меняя друг друга. Сам Лаптев пошел со второй группой из 15 человек. Следом за ним должна была идти группа во главе со штурманом С. Челюскиным. В юрте были оставлены лишь больные солдаты и матросы, которых всего было четверо человек.

За пять дней группа Лаптева прошла 120 километров и, наконец, пришла в зимовье Кожина.

25 ноября Лаптев послал рапорт в Адмиралтейств-коллегию, в котором изложил все обстоятельства гибели «Якуцка» и решение совета о проведении весной сухопутных съемок побережья группами из нескольких человек на собачьих упряжках. Группы должны были двигаться навстречу друг другу из устьев рек Хатанги, Нижней Таймыры и Пясины. Солдат и матросов, которых не предполагалось задействовать в съемках, было решено отправить на Енисей.

Однако первая попытка съемок берегов оказалась неудачной для многих из ее участников, в том числе и для самого Лаптева, многие заболели снежной слепотой - световым ожогом глаз. Едва оправившись от «очной болезни», Лаптев выехал на запад навстречу Челюскину, двигавшемуся с востока.

По пути Лаптев обнаружил несколько небольших островов, необозначенных на его карте. 24 мая он пересек пролив, различив видневшийся на севере остров (называемый ныне Русский). На юго-западной его оконечности было обнаружено множество холмов, между которыми не было никакой земли. Лаптев не подозревал, что холмы - это небольшие острова, также уже нанесенные на карту.

От острова Русский Лаптев взял направление на западный край массива островов западной части архипелага Норденшельда. Здесь он высадился на высокий остров, впоследствии названный именем Макарова.

28 мая Лаптев и его спутники выступили на юг. Однако в пути их настигла пурга, пропала видимость и вместо стоячего льда путники едва не попали в цель, отделявшую торосы от стоячего льда.

1 июня 1741 года у мыса Лемана произошла встреча группы Лаптева с группой Челюскина. Обе группы проделали многокилометровый путь навстречу друг другу вдоль северного берега из устьев рек Пясины и Таймыры. «Погода изрядна, - писал в своем журнале Лаптев, описывая эту встречу. - С полудни приехал к нам навстречу штурман Челюскин, у которого пришедшие с ним собаки весьма худы, и корму малое число с ним пришло. И, накормив собак, поехали в путь, возврате оного штюрмана».

Когда река Пясина очистилась ото льда, Лаптев поплыл по ней вверх, а затем по ее притоку речке Пуре к Енисею. Дальнейший путь Лаптев проделал по тундре на оленях, и уже на следующий день он перешел на дощаник и пошел вверх по Енисею, ведя по пути съемку берегов реки до самого Туруханска.

29 августа Лаптев и большая часть его отряда собралась в Мангазитске (Туруханске). В ходе исследований весной 1741 года экспедицией Лаптева был положен на карту неизвестный до того морской берег между устьем рек Нижняя Таймыра и Енисей. Однако было еще необходимо разведать один маршрут по внутренним районам Таймыра.

8 февраля 1742 года Лаптев вместе с четырьмя матросами выехал из Туруханска, и 2 марта прибыл в Дудинку. Затем на оленях Лаптев выехал на восток от Енисея.

19 марта он достиг устья реки Норильской и продолжил свой путь к озеру Таймыр навстречу группе Челюскина. Однако скоро он понял, что дальнейшее его продвижение затруднено, поскольку из-за ранней весны снег стал мягким. Подготовив для группы Челюскина лабаз с провиантом, Лаптев двинулся в обратный путь.

На стоянках он отдавал распоряжения о предоставлении команде Челюскина оленей или лодок. 27 июня он добрался до устья Дудиной реки в зимовье Бобылево и, как только Енисей очистился ото льда, на ясашном дощанике 16 июля прибыл в Туруханск, куда спустя четыре дня прибыл со своей партией Челюскин.

Осенью 1742 года в Енисейске собрался и весь отряд Лаптева. Свой рапорт о завершении похода Лаптев направил в Адмиралтейств-коллегию в сопровождении Челюскина.

Зимой 1743 года отряд Лаптева был расформирован. Сам он занимался составлением двух отчетных карт и описанием обследованной им территории.

Заслушав отчет, Адмиралтейств-коллегия решила определить Лаптева в корабельную команду Балтийского флота. Он остался в прежнем чине лейтенанта, не получив никаких наград за свой пятилетний труд. Лишь спустя семь лет Лаптеву был присвоен чин капитана в связи с назначением помощником директора вновь открывшегося Морского кадетского корпуса.

Во время Семилетней войны 1757–1762 годов Лаптев в чине капитана 2-го ранга командовал боевым кораблем, блокировавшем прусское побережье. После окончания войны он был назначен «обер-штер-кригскомиссаром» (главным интендантом) Балтийского флота.

Но в связи с пошатнувшимся здоровьем Лаптев удалился в свою великолукскую деревню Пекарево, где и скончался 21 декабря 1763 года.

Именем Харитона Лаптева названа северо-западная часть побережья Таймыра, где в 1741 году произошла встреча Лаптева с Челюскиным (берег Харитона Лаптева). В 1878 году А.Э. Норденшельд назвал мысом Лаптева юго-восточную оконечность острова Таймыр. В море Лаптевых, на северо-восточном берегу Таймыра, есть мыс Харитона Лаптева.

В августе 1980 года на высоком берегу реки Хатанга на месте зимней стоянки дубель-шлюпки «Якуцк», где располагались дома, в которых жили участники экспедиции, был открыт памятник ее участникам. Памятник 5-метровой высоты представляет собой металлический конусообразный тросный морской буй. Этот памятник помогает морским судам ориентироваться на фарватере реки Хатанги, выходящим сюда из моря Лаптевых, по пути, который когда-то проложил здесь отряд Харитона Лаптева.

При прохождении мимо памятника по приказу капитана судна в течение четверти минут дается звуковой сигнал, а в судовой трансляции экипажу и всем находящимся на борту судна объявляется, в честь кого дается этот салют.

Из книги Власть без славы автора Лаптев Иван

Иван Лаптев Власть без славы

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЛАПТЕВ Григорий Михайлович Григорий Михайлович Лаптев родился в 1915 году в поселке Рудничный Саткинского района Челябинской области в рабочей семье. Русский. В поселке окончил школу, а затем саткинскую школу ФЗО. Работал бурильщиком в геологоразведочной партии

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Харитон Юлий Борисович Помощник Курчатова Игоря Васильевича, одного из создателей ядерной физики в СССР27 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге родился Юлий Борисович Харитон. Будущий главный конструктор ядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда.Для каждого

Из книги Роковая Фемида. Драматические судьбы знаменитых российских юристов автора Звягинцев Александр Григорьевич

Дмитрий Прокофьевич Трощинский (1754–1829) «ДЕЛО НЕ В ДОКЛАДЕ, А В ДОКЛАДЧИКЕ» В отличие от многих других сановников Дмитрию Прокофьевичу удалось не только сохраниться после восшествия на престол императора Павла I, но и возвыситься. Д. П. Трощинский получил новые

Из книги Люди и взрывы автора Цукерман Вениамин Аронович

АКАДЕМИК ЮЛИЙ БОРИСОВИЧ ХАРИТОН Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Б. Пастернак В последние годы опубликовано много книг и статей,

Из книги Южный Урал, № 6 автора Куликов Леонид Иванович

С. Лаптев ГОЛОС МОСКВЫ Стихотворение В далеком Вьетнаме, горячем от зноя, В Корее весеннею ночью холодной, В момент передышки от боя до боя, На кратком привале приемник походный Кругом обступили друзья боевые. И тихо. И лица становятся строже. Настойчиво ловит Москвы

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Харитон Юлий Борисович 1904–1996 российский физик-теоретик и физик-химик Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 27 февраля 1904 года в еврейской семье. Дед, Иосиф Давидович Харитон, был купцом первой гильдии в Феодосии. Отец, Борис Осипович Харитон, был известным

Из книги Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове [сборник под ред. Б.Л. Альтшулера и др.] автора Альтшулер Борис Львович

Ю. Б. Харитон Ради ядерного паритета Интервью академика Ю. Б. Харитона журналисту Олегу Морозу 19 декабря 1989 года. Печатается по тексту «Досье Литературной газеты», январь 1990 г. Кроме высказываний Ю. Б. Харитона, в тексте содержится еще информация, добавленная О. П.

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ТРОЩИНСКИЙ Дмитрий Прокофьевич (1754–1829), высокопоставленный чиновник, дальний свойственник и покровитель Гоголя. Прадед Т. был племянником гетмана И. С. Мазепы (1629–1709). Т. окончил Киевскую Духовную Академию. Был сенатором, членом Государственного Совета, в 1802–1806 гг.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Димитрий Яковлевич Лаптев (XVIII в.) Лаптев начал службу в русском флоте в 1718 году, и в 1731 году получил звание лейтенанта. Отличался организационными способностями и хорошо владел искусством мореплавания, поэтому царское правительство поручило ему командование одним из

Из книги автора

Харитон Прокофьевич Лаптев (ум. 1763) Русский мореплаватель. Место рождения и время рождения неизвестны. Службу в морском флоте начал в 1718 году. В 1737 году получил звание лейтенанта, и спустя два года был назначен командиром отряда Великой северной экспедиции.В 1739 году отряд

Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)

Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота - Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.

Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций всех времён - Великой Северной экспедиции. Первая, так называемая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Витус Беринг, по происхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет. Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ - Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом. Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья - Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус - от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

Отряды не выполнили своей задачи.

Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте "Иркутск" с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.

Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот "Иркутск" остался в устье Хараулаха. Новым командиром "Иркутска" Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём "Фаворитка", через два года стал командиром фрегата "Святой Яков", а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате "Россия". Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый "Иркутск".

Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.

Снова пришла цынга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно - переболели цынгой все, но умер лишь один человек.

Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубельшлюпке "Якутск" летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1` сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Семён Челюскин, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром "Якутска" Харитона Прокопьевича Лаптева.

X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты "Декроне".

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на "Иркутске" с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.

Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд - к устью реки Индигирки под начальством геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше - между Индигиркой и Колымой. 8 июля "Иркутск" достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.

Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, "Иркутск" был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.

Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.

Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.

Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда "Якутска", плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.

17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название "Нордвик". Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью реки Пясины был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры - геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению X. П. Лаптева заранее переведены на лёд.

Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.

Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.

Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии - скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" северной широты и 104°17" восточной долготы.

Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

О Х. П. Лаптьеве: Берх В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821-1823, ч. 1-2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Великой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; "Записки Адмиралтейского департамента", 1820, ч. 4; История плавания россиян из рек Сибири в Ледовитое море, "Сибирский Вестник", 1822, ч. 17-18; Соколов А., Северная экспедиция 1733-1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись замечательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725-1744), Л., 1935; Дьяконов М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Дитмор Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо-западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, "Советская Арктика", 1941, № 6.

(XVIII в.)

Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и ученых, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, офицеры флота – Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, известные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции, исследователи самых северных окраин нашей Родины.

Петр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций – Великой Северной экспедиции. Вначале была проведена так называемая Камчатская экспедиция, которая ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен капитан-командор В. Беринг. Эта экспедиция, успешно проведенная в 1725-1730 гг., явилась прологом ко второму этапу работ по изучению берегов и прибрежных районов севера России – Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом.

Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов на огромном протяжении от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов В. Прончищева и П. Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по р. Лене в море, обследовать и произвести опись самых трудно доступных, неизученных и безлюдных районов арктического побережья – Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

Эти отряды не смогли полностью выполнить своей задачи. Большая часть их участников погибла в тяжелых условиях Арктики.

Лейтенант Петр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте «Иркутск» с командой в пятьдесят человек отплыл из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выйдя из дельты Лены в открытое море, взял курс на восток.

Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье р. Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращен рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Эти меры не предотвратили, а, наоборот, усилили вспышку цинги, от которой умерли Ласиниус и еще сорок один человек из его команды. Лишь девять человек пережили эту зиму. для спасения людей, оставшихся в живых, направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот «Иркутск» был оставлен в устье Хараулаха.

Новым командиром «Иркутска» Беринг назначил лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблем «Фаворитка», через два года стал командиром фрегата «Святой Яков», а затем пакетбота заграничного плавания. В 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведен в Северный флот и некоторое время плавал на фрегате «Россия», зарекомендовав себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включен в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весной 1736 г., выйдя по Лене в море, на лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый «Иркутск».

Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нем в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжелые льды преградили путь. Борьба с ними была не под силу утлому боту. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, 6 сентября стал на зимовку несколько выше Булуна.

Снова пришла цинга. Но Д. Я. Лаптев учел печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание и употребление настоя из коры, шишек и хвои кедрового стланика. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно – переболели цингой все, но умер лишь один человек.

Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с В. Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубель-шлюпке «Якутск» длиной 70 футов и шириной 18 футов летом 1735 г., как и Ласиниус, из Якутска спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленёк. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью р. Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°31" с. ш., он встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленёка. На обратном пути Прончищев и его жена Мария умерли. Командование взял на себя штурман . После зимовки в устье Оленёка боцманмат Медведев привел судно на следующий год в Якутск.

Видя тяжелое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром «Якутска» Харитона Прокопьевича Лаптева, произведенного при этом в лейтенанты.

X. П. Лаптев служил на кораблях Балтики. В 1734 г. он в качестве мичмана плавал на фрегате «Мидау» и был вместе с другими офицерами этого корабля приговорен к смертной казни за то, что они без сопротивления позволили французскому флоту в мирное время захватить фрегат. Приговор этот был отменен как неправильный, и X. П. Лаптев продолжал службу на флоте и ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись из командировки на Дон, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты «Декроне».

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив средства и снаряжение, необходимые для продолжения работ, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Д. Я. Лаптев на «Иркутске» с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.

Согласно принятому плану Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью р. Яны по суше, и второй отряд – под начальством геодезиста Киндякова к устью р. Индигирки. 8 июля «Иркутск» достиг устья р. Яны и, часто останавливаясь для производства необходимых наблюдений, продвигался постепенно все далее к востоку, пока в районе устья р. Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

К этому времени побережье между Леной и Индигиркой было обследовано и с моря и с суши.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путем к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиной около километра. Д. Я. Лаптев отважился на тяжелый, но верный способ освободиться из ледяного плена; во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно было выведено на чистую воду.

Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его; даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Наконец «Иркутск» был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы. Выполнив необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев после многих попыток пробиться через льды решил вернуться на зимовку в Нижне-Колымск на р. Колыме. Зимовка снова прошла благополучно.

Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял еще одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижне-Колымск.

Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы и далее до мыса Баранова, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвел подробную опись р. Анадырь. По пути к Анадырю он обследовал и описал р. Анюй.

Из Анадыря Д. Я. Лаптев возвратился к своему боту в Нижне-Колымск. Затем, считая свое задание выполненным, он выехал в Якутск и далее в Петербург, куда и прибыл в ноябре 1743 г. Продолжая службу на флоте, Д. Я. Лаптев в 1757 г. был произведен в контр-адмиралы, некоторое время командовал Кронштадтской эскадрой и в апреле 1762 г. вышел в отставку.

Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска 7 июня 1739 г. Команда «Якутска», плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семен Иванович Челюскин.

17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название «Нордвик». Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из нее, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фаддея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев, встретив в широте 76°48" сплошные льды, вернулся назад и стал на зимовку в устье р. Блудной, в Хатангской губе, под 72°56" с. ш.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, исследовательские работы не прекратились. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью р. Пясины был направлен боцманмат Медведев, а к устью р. Таймыр – геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял еще одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами. Льды выломали форштевень судна и пробили его подводную часть. Трое суток команда боролась с течью, но безуспешно. 16 августа снаряжение и продовольствие были выгружены на лед.

Берег был в 15 милях от места аварии. 19 августа команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. На безлюдном берегу люди вырыли ямы, в которых они укрывались от холода во время, свободное от работ по переноске грузов со льда на берег. 30 августа судно и оставшиеся на льду грузы унесло в море.

Лишь 21 сентября реки покрылись прочным льдом, и отряд X. П. Лаптева, тяжело нагруженный, двинулся на юг. Ближайшим жильем являлась база экспедиции в устье р. Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Несколько человек не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные через 25 дней добрались до базы, где зазимовали. Зимовка снова была удачной.

Весной 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семена Ивановича Челюскина он направил в устье р. Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыр. Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья р. Таймыр. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он планировал обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье р. Таймыр, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни; Челюскин же достиг места назначения развернул работу. Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к оз. Таймыр, по р. Таймыр спустился к морю и пошел навстречу С. И. Челюскину. Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее.

Весной 1742 г. С. И. Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии – скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" с. ш. и 104°17" в. д.

Закончив работу. Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить на флоте, занимая командные должности. Умер он 21 декабря 1763 г.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы настойчиво изучали далекое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

Список литературы

  1. Луцкий С. Л. Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы / С. Л. Луцкий // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 366-372.

Двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы - русские полярники-землепроходцы 18 века. Участники Великой Северной экспедиции.

Достижения Дмитрия Лаптева

Назначенный в экспедицию в 1733 г., Дмитрий был поставлен начальником экспедиции В. Берингом командовать палубным ботом "Иркутск" после гибели его предыдущего командира лейтенанта Лассиниуса. После неудачной попытки исследовать на "Иркутске" берега Ледовитого океана вблизи устья р. Лены в 1737 году и получив сведения о неудаче отряда Прончищева, Лаптев поехал в Петербург за инструкциями и помощью. По его предложению командиром отряда Прончищева (который погиб в 1736 г.) был назначен брат Дмитрия Харитон Лаптев.

Вернувшись в Якутск, Д. Лаптев на "Иркутске" вновь спустился к устью Лены. В течение двух лет (с зимовкой) его отряд успешно выполнил опись побережья от Лены до Колымы. Затем Д. Лаптев выполнил опись р. Анадырь и в 1742 г. вернулся в Петербург.

Исследование Таймыра

Отряд под командованием Харитона Лаптева на судне "Якутск" к зиме 1738 г. добрался до полуострова Таймыр. Здесь отряд перезимовал. Весной Х. Лаптев разделил своих людей на три группы, которые выдвинулись:

  • боцман Медведев - к реке Пясине;
  • геодезист Чекин - к реке Таймыре;
  • сам Х. Лаптев отправился морем к северной части Таймыра.

Группа Лаптева на судне "Якутск", обходя Таймыр с севера, потерпела неудачу, судно было раздавлено льдами. Отряд вернулся сухим путем на место прошлогодней зимовки, потеряв четырех человек. Весной, ввиду отсутствия судна, было решено исследовать Таймыр по суше. Закончив работу, исследователи прибыли на зимовку в Туруханск. В следующем году штурман отряда С. Челюскин достиг мыса, названного в его честь. Затем Харитон Лаптев вернулся в Петербург, где, как и брат, продолжил службу во флоте.

Результаты работы отрядов Дмитрия и Харитона Лаптевых оказались чрезвычайно важными и значимыми. С карты Северного Ледовитого океана было стерто много белых пятен. Море, побережья которого исследовали братья, назвали в их честь - морем Лаптевых.