Военные преобразования императора Петра I. Рождение Российского военно-морского флота

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Азовские походы начались в 1695 году, когды Петр 1 начал военные походы на турецко-татарскую крепость Азов, которая находилась в устье реки Дон и была важным морским азовским портом. Молодой царь ставил своей задачей вывести Россию к морю. После того, как первый поход не удался, Петр не стал медлить и уже через пол года начал второй поход. На этот раз все прошло успешно для России: страна впервые получила выход к незамерзающему Азовскому морю. Однако дальнейшее продвижение к Черному морю требовало полноценной войны с тогда еще мощной Османской империей, поэтому Петр 1 начал готовиться к новой, Северной войне со Швецией. Статья посвящена описанию причин, хода и результатов Азовских походов, а также анализу оценок Азовских походов известными историками.

Предпосылки азовских походов

В 1689 году началось официальное царствование Петра 1. Молодой царь одной из своих главных задач видел обеспечение выхода России к морю. Во-первых, для создания мощного флота, во-вторых – для развития торговли и обеспечения культурных связей. Вариантов было два: Балтийское и Черное море. Первый вариант требовал войн со Швецией и Речью Посполитой. Второй – с Крымским ханством и Османской империей. После подписания «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году Московское царство не только устанавливает дружественные отношения со своим западным соседом, но и начинает включаться в антитурецкую коалицию в Европе. В результате начались Крымские походы (1687,1689), которые, однако, не принесли России успеха. Однако войны турецкой армии в Европе, а также мощный союз Польши, Австрии и Венецианской республики против Турции существенно ослабили Оттоманскую Порту.

Причины, цели и задачи сторон

После прихода к власти Петра он решил продолжать прежнее направление внешней политики, ссылаясь на возможные ослабления турецко-татарской мощи. Однако новой целью была выбрана турецко-татарская крепость Азов. Петр буквально бредил морем, поэтому Азовские походы были лишь вопросом времени.

Главными задачами России во время Азовских походов были:

  1. Штурм и захват крепости Азов для обеспечения плацдарма, с помощью которого можно было начать борьбу за выход к Черному морю.
  2. Превратить морскую крепость Азов в центр создания российского флота.
  3. Установление контроля за территорией речки Дон, что давало возможность развивать флот и в других городах на Дону, и в случае необходимости спускать их до Азовского моря.
  4. Ослабление влияния Турции в регионе Азовского моря.

Фактическая подготовка к походу началась с 1694 года. Для организации походов были задействованы донские казаки, а также украинское казачество во главе с гетманом Мазепой.

Ход походов

Всего было два похода. Так как первый был неудачным, Петру 1 пришлось организовывать второй. Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый поход: июль - октябрь 1695

Для обеспечения успешного похода Петр 1 создал две армии. Первую возглавил Борис Шереметев, она должна была выполнять отвлекающую роль, нападая в районе Днепра на Крымское ханство. Это должно было вынудить турок переправить флот из Азова. Именно этого должна была ждать вторая армия, задачей которой был непосредственный захват азовской крепости. Эту армию возглавили три генерала: Ф.Лефорт, Ф.Головин и П.Гордон.

В июне 1695 года российские войска подошли к Азову и начали обстрел. Продовольствие было доставлено по рекам, так что российские войска были готовы осуществлять долгую осаду. Однако турки растянули цепи через Дон, чем не давали выйти российским судам в Азовское море и усилить обстрел. Кроме того, наличие трех генералов не пошло на руку российской армии: часто они действовали несогласованно, чем определили безрезультативности похода для России. В сентябре 1695 года российская армия вернулась в Москву. Однако молодой царь не сложил руки. Он дал команду готовиться к новому походу, но при этом пытался вынести максимум уроков из этого поражения.

Первый из Азовских походов не увенчался успехом. Причина - у России не было флота, без которого вести осаду морской крепости невозможно.

Карта первого Азовского похода Петра


Второй поход 1696

Царь нанял несколько инженеров из Запада, которые получили задание начать создание современного российского флота. Местом для эксперимента был выбран Воронеж. В конце 1695 года царь сильно заболел, кроме того 20 января 1696 года умер его брат Иван. Однако даже это не остановило планов Петра 1. Он лично отправился на верфи смотреть за производством российского флота. Кроме того, царь подготовил новое 70-тысячное войско, которое возглавил А.Штеин. Было принято решение нанести стремительный удар с помощью флота (его возглавил Ф.Лефорт), который позволял выйти в Азовское море и окружить крепость Азов. Кстати, Б.Шереметьев должен был во второй раз совершать отвлекающий удар на Крымский полуостров.

С апреля по июль 1696 года длилась осада и обстрел турецко-татарской крепости. 18 июля российские войска добились успеха – Азов был захвачен, а Россия смогла выйти к морю. Кроме того, командующий этим походом А.Штеин получил первое в истории страны звание генералиссимус.

Карта второго Азовского похода Петра


Оценка Азовских походов Петра 1

Несмотря на тот факт, что Азовские походы были успешными (как минимум был положительный итог в виде захвата Азова), среди историков нет однозначного мнения относительно походов. Проанализировав основные взгляды на Азовские походы, можно описать главные позитивные и негативные составляющие этого исторического события.

Позитивные оценки походов

Например, историк С.Соловьев утверждает, что после первого Азовского похода началось рождение российского царя-реформатора Петра 1. Ученый считает, что поражение в первом походе заставило царя воспитать в себе упорство, а победа во втором окончательно убедили в правильности и необходимости искать для России путь к морю.

Ученые, которые специализируются на военной истории, отмечаю, что в Азовских походах было окончательно доказано значение артиллерии для ведения осадной войны. Опыт Азовских походов был использован не только Россией, но и многими странами Европы.

Еще одним позитивным моментом азовских походов историки называют то, что 1696 году Боярская дума постановила «судам быть», фактически это означало создание полноценного морского флота. Кроме того, на это выделялись огромные деньги. Также после этих походов Россия начала колонизацию устья Дона, был построен Таганрог, а позже Ростов.

Негативные оценки

Часть историков делает акцент на фактической безрезультативности походов. Ведь, несмотря на захват Азова, выход к Черному морю требовал дальнейшей полноценной войны с Турцией и Крымским ханством, что требовало огромных ресурсов. В 1700 году началась Северная война, Россия полностью переключилась на войну со Швецией за выход к Балтийскому морю, отказавшись от идеи выйти к Черному морю, которое во время Руси называлось «Русским».

Таким образом, несмотря на наличие историков, которые критично рассматривают Азовские походы Петра 1, можно сказать, что они принесли России свои результаты, а главное – дали новый вызов, желание воевать за море и строить свой флот. Кроме того, они убедили Петра 1 в необходимости реформирования страны.

Ответ от Валентина водолей [гуру]
Петр I вел амбициозную внешнюю политику. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. При Петре I в России появляться регулярная армия. Юридически, начало её построения было закреплено в 1699 году.
В тот год вышел указ, который определял источники формирования полков. Набирались: охотничьи люди – свободные подданные, служившие за 11 рублей в год; даточные люди – рекруты, набираемые из крестьян.
Рекрутов набирали следующим образом:
от монастырских крестьян 1 рекрут с 25 дворов;
дворяне на гражданской службе поставляли в армию 1 рекрута с 30 дворов;
дворяне – землевладельцы, служившие в армии 1 рекрута с 50 дворов.
В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекрутские наборы дали русской армии и флоту 250 тысяч человек. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку. Рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости и их дети, появившиеся во время отцовской военной службы, тоже считались свободными. Судьба рекрута – пожизненная служба в русской армии. Рекрутов клеймили специальными наколками на левой руке.
Военные реформы Петра 1Система рекрутских наборов в петровскую эпоху складывалась в течение 5 лет. К Концу царствования Петра Великого общая численность русской армии составляла 318 тысяч. Благодаря военной реформе Петра I сложилась регулярная русская армия. Подготовка армии к боевым действиям требовала от солдат и офицеров знаний, инициативы и дисциплины. Это было обязательным условием существования любой армии.
В 1716 году, был издан «Устав воинский», просуществовавший более 150 лет. Этот устав требовал от офицеров активности и самостоятельности, а от солдат дисциплины и исполнительности. Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев).
Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Это покажет Северная война. Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов.
Судьба Азовского флота печальна; частично корабли были проданы Турции, частично уничтожены. Однако уже в 1703 году на Балтике будет построена крупная верфь – Олонецкая верфь. К середине Северной войны на Балтике уже будет русский флот, состоящий из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов, лодок.
К концу правления Петра Великого на Балтике будет 32 линейных корабля, 16 фрегатов и 85 галер. Численность русского флота будет составлять порядка 30 тысяч человек. Военные реформы Петра I были очень своевременны и продуктивны. Именно благодаря военным реформам Петра I Россия очень успешно завершит Северную войну и получит выход к морю. Русская армия станет одной из самых сильных и многочисленных в Европе.


Офицерский состав армии.

Готовясь формировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков. В 1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Перед отъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры и учения начальных людей и солдат, пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров». К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском – 90 (при норме в 40 офицеров).

В начале 1696 года началась широкомасштабная подготовка офицеров для пехоты из числа русских дворян. Желябужский, свидетель и участник этих событий, писал, что по царскому указу стольники явились в Преображенское к Головину и после смотра им было указано, чтобы они учились пехотному строю на житном дворе. После 2 месяцев обучения около 300 офицеров было распределено между дивизиями Репнина, Вейде и Головина. Вслед за этим были вызваны дворяне из других городов и отданы в учение.

При Преображенском и Семеновском полках были созданы школы для подготовки унтер-офицеров, а при бомбардирской роте организовали учебную артиллерийскую команду.

Надо отметить, что наемничество в то время было обычным явлением для всех европейских армий. Поэтому и в России, одновременно с подготовкой офицеров из русских дворян, практиковалось привлечение на службу иноземцев. В конце XVII века Иноземный приказ набрал около 300 таких офицеров. Однако в русской армии наемничество пока не привилось, так как быстро выявилась низкая воинская подготовка иностранцев. В начале 1700 года Автомон Головин доносил Петру: «Начальные, Государь, люди ко мне присланы из Иноземного приказа для учения, и по многим числам учения не приняли и апреля 15 я выкинул из них человек 150, а в остатке учения столько же… Начальных людей не повелишь ли набирать из царедворцев и из заморских, а я истинно то делать рад, лучше их учить нежели тех, которые присланы из Иноземного приказа; трудов к ним много положено, а иные и ныне за мушкет не умеют приняться». И Петр согласился и приказал взять в обучение для подготовки в офицеры стольников, дворян и жильцов «московского чина» (отборный полк поместного ополчения). Однако еще более 10 лет после этого Петру приходилось держать иноземцев в армии. Только после Прутского похода в отставку были уволены более 200 иностранных генералов и офицеров. Теперь их число в полках не должно было превышать 1/3 от всего офицерского состава. Через 3 года офицеры-иностранцы подвергались экзамену, и все, кто не выдерживал его, подлежали увольнению. В итоге в 1720 гг. офицерский корпус на 90% состоял из русских.

В то же время, среди офицеров было еще немало неграмотных. В 1720-1721 гг. в зависимости от рода войск насчитывалось от 4,4% до 31,2% неграмотных офицеров.

Набор дворян в пехотные полки, обучение их пехотному строю были новыми явлениями в истории русской армии, так как в XVII веке в солдатские полки записывали дворян только за проступки (как наказание) или за «оскудение воинского чину».

Петр жестко пресекал нежелание дворян служить в армии, учиться и подчиняться новой неведомой дисциплине. Дворяне от службы скрывались в своих поместьях или в монастырях. В ответ Петр издал указ: «Разобрать и годных в службу написать» и впредь запретил постригать в монахи до достижения 60-летнего возраста. Всех монахов, годных к службе, было приказано высылать в армию. Тут Петру на помощь пришли «прибыльщики и доносители». Так, например, брянский дворянин Безобразов донес, что в Брянске и в уезде «умножилось подьячих и дьяков и прочих нижних чинов, из которых гораздо возможно довольное число набрать на службу в драгуны или в солдаты». Такие же сведения сообщал и князь Трубецкой, за что и получил 500 рублей в награду…

Дворяне, уклонявшиеся от службы, лишались «кормовых денег» и подвергались суровым наказаниям.

9 июля 1699 года Петр лично осматривал записанных в списки непригодных к строевой службе. Действительно больным давали отставку, а симулянтов били кнутом и ссылали в Азов.

Организационная структура армии.

Петр I успешно провел преобразование всей армии. Регулярное войско получило четкую систему организации, которая была закреплена Воинским Уставом 1716 года. Армия Государства Российского состояла из трех родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия.

Пехота – главный род войск (рис.3). Она делилась на гвардейскую, гренадерскую и линейную. В основу организации пехотных полков была положена организация существовавшая в России с конца XVII века. Затем она изменялась в зависимости от изменения способов ведения войны.

Первоначально пехотный полк состоял из 10 фузилерных (стрелковых) рот, сведенных в 2 батальона.

В 1704 году, в результате полученного боевого опыта, в штат пехотного полка была введена 1 гренадерская рота, а количество обычных фузилерных рот уменьшили до 8.

В 1708 году гренадерские роты вывели из состава линейных пехотных полков и свели в отдельные гренадерские полки.

По штатам 1711 года пехотные полки состояли из 1 гренадерской и 7 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона. Численность полка была постоянной в мирное и военное время: полк насчитывал 40 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1367 рядовых (из них 247 - нестроевых). Таким был штат и линейного, и гренадерского полка.

Гренадерские полки были созданы накануне решающих полтавских сражений. Они обладали большой ударной силой (которая определялась тем, что каждый гренадер был вооружен не только ружьем и штыком, но и ручными гранатами, а некоторые – и ручными мортирками). В то время как обычный пехотный полк имел на вооружении 4-6 орудий, гренадерский – до 12 орудий. Образование гренадерских полков было вызвано стремлением увеличить ударную силу армии, избежать слабости линейного порядка (которая была результатом равномерного распределения всех сил по фронту). Гренадерские полки придавались дивизиям и в бою выдвигались на самые ответственные участки. Состояли гренадерские полки из 8 рот, сведенных в 2 батальона.

Основной боевой единицей пехоты был полк. Он состоял из 2 батальонов. В каждом батальоне – по 4 роты. В каждой роте – по 4 плутонга (взвода). Полком командовал полковник (в заместителях у него был подполковник), батальоном командовал майор, ротой – капитан, а плутонгом – капрал. Помощники капитана: капитан-поручик (штабс-капитан), поручик и прапорщик (он же был и знаменосцем).

Кавалерия.

В 1699-1700 гг. Петр I восстановил полки регулярной конницы – драгун – которые с 1702 года состояли из даточных людей, а с 1705 года комплектовались рекрутами. Весь офицерский и унтер-офицерский состав кавалерии пополнялся русскими людьми.

Были выработаны более совершенные приемы применения конницы (по сравнению с остальными европейскими армиями, где кавалерия решала в основном пассивные задачи – защищала фланги пехоты. Это привязывало ее к своей же пехоте и не давало возможность использовать свой главный козырь - скорость).

Состав русской кавалерии при Петре I:

1. Драгуны-фузилеры (рис.4):

В 1701 году созданы – Новгородский, Псковский, Вятский, Владимирский, Казанский, Троицкий, Нижегородский, Черниговский, Рязанский, Пермский, Тверской, Ярославский, Невский, Ингерманландский, Белозерский, Вологодский, Ямбургский, Астраханский и Лейб-Регимент драгунские фузилерные полки.

В 1706 году созданы – Архангелогородский, Азовский, Ростовский, Олонецкий, Каргопольский, Санкт-Петербургский полки кавалерии.

В 1708 году созданы – Новотроицкий, Тобольский полки и Рославский «шквадрон» кавалерии.

В 1711 году сформированы – Сибирский полк и Лейб-Шквадрон.

2. Драгуны-гренадеры:

В 1708 году созданы полки (по именам командиров): Кропотова, Рожнова, Роппа, Гудовича.

3. Драгунские гарнизонные полки:

В 1711 году созданы – Казанский, Астраханский, Воронежский, Сибирский полки.

В 1709 году Петр имел до 40.000 конницы драгунского типа, т.е. способной действовать как в конном, так и в пешем строю. Русская конница могла действовать самостоятельно, крупными соединениями в 12.000 – 15.000 сабель, совершая глубокие рейды по тылам противника.

С 1701-1702 гг. на вооружении конницы появилась и легкая конная артиллерия.

Драгунский полк состоял из 10 рот. С 1704 до 1709 гг. в каждый драгунский полк входили еще и по 1 гренадерской роте. Каждые 2 драгунские роты составляли 1 эскадрон. По штату 1711 года драгунский полк насчитывал: 38 офицеров, 80 унтер-офицеров, 1210 рядовых (из них – 290 нестроевых). Драгуны были вооружены ударно-кремневым ружьем без штыка, палашом и 2 пистолетами.


Рис.3 Пехотный офицер Рис.4 Драгунский офицер

Артиллерия.

Петр I создал стройную организационную систему и для артиллерии. Артиллерия делилась на: полковую, полевую, осадную (брештовую или проломную), крепостную (гарнизонную).

При Петре был положен конец хаотическому состоянию материальной части артиллерии и установлено единообразие систем. С этой целью на литейные заводы посылались одинаковые чертежи орудий.

В 1701-1702 гг. была введена шкала орудийных калибров и наименование по калибрам. Вместо 20 – 25 различных калибров оставили только 8: 3-, 4-, 6-, 8-, 12- и 24-фунтовые пушки и полупудовые и пудовые гаубицы. Петр I от артиллерии требовал, наряду с огневой мощью, большой тактической мобильности и подвижности. Поэтому в артиллерийской мастерской под руководством русского инженера-артиллериста Василия Корчмина развернулись большие работы по облегчению орудий за счет модернизации лафета.

Полковая 3-фунтовая пушка была облегчена с 12 до 9 пудов весом, а полевая 6-фунтовая – с 46 до 36 пудов (рис.5). В то же время не удалось облегчить 12-фунтовые полевые орудия (вес – 150 пудов) и 9-пудовые осадные мортиры (вес – 300 пудов), для перевозки которых требовалось около 15 лошадей.

Рис.5 Чугунная 3-фунтовая пушка

Были созданы новые нарезные («винтовальные») орудия, орудия с коническими каморами, новые образцы зажигательных ядер… В Семеновском под большим секретом велись работы по созданию первых образцов легкой дальнобойной мортиры. Отливали ее русские мастера-литейщики Борис Волков и Яким Моляров. Русские артиллеристы первыми исследовали проблему изготовления и использования нарезного оружия.

В 1705-1706 гг., в связи с изменением тактики войны (армия от осады крепостей переходит к полевым сражениям), главное внимание уделяется развитию полевой и полковой артиллерии. Артиллерия, по мысли Петра I, во время боя должна осуществлять маневр, не теряя взаимодействия с пехотой и кавалерией.

Стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене.

По замечанию видного русского историка Василия Ключевского, "военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества и на дальнейший ход событий".

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих.

В ходе реформ была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя" (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии. В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом императора в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).

К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота . К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

Армия и флот получили однотипную и стройную организацию, появились полки, бригады и дивизии, на флоте - эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте - генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления . Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего).

В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов. При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге - вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге - Морскую академию.

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: "Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для полевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров - медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Военная система , созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии. Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы" и Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников

Всем доброго времени года. Сейчас у нас в стране идёт бурное военное строительство. Т.е. у нас сейчас вместо никчемного Сердюкова прекрасный министр обороны Шойгу. У нас принят на вооружение новый танк «Армата», у нас идут разработки истребителей 5-го поколения. Т.е., казалось бы, у нас всё в плане вооружений прекрасно. А теперь немножко о том, в чём заключается, собственно говоря, военное строительство.

В нашей стране было несколько случаев успешного военного строительства: это при , при Петре I. Очень эффективное военное строительство у нас было при Сталине. А теперь рассмотрим немножечко на примере, по сути, хрестоматийном.

Петровское военное строительство. То, что собирается прорываться к морям, создаёт полки потешные свои, создаёт потешную флотилию, собирается воевать выход к Азовскому морю, т.е взятие Азова, - это всё было вполне себе естественно и понятно. В это время Пётр I развивал армию, нанимая иностранных специалистов, занялся постройкой флота для Азовского моря. Первый Азовский поход провалился, потому что не было флота, для второго была построена эскадра, которая смогла заблокировать Азов с моря. И затем Пётр, собственно говоря, попытался пробиться к гораздо более важному для страны нашей в то время Балтийскому морю. Т.е. отбить у шведов те земли, которые они сумели отжать в своё время, в Смутное время.

И вот русская армия начинает воевать, осаждает Нарву, т.е. заключены были военные союзы. Но под Нарвой русская армия терпит сокрушительное поражение. Т.е. русские войска не могут сражаться на равных с численно уступающими шведскими войсками. Они уступают им по выучке, по дисциплине, по мотивации, по сути, во всём. В том числе, собственно говоря, и в командовании, т.е. под Нарвой нанятое Петром командование русской армией во главе с герцогом Декруа перешло на сторону противника.

И вот Пётр, которого в это время все уже сбросили со счетов, резко ускоряет военное строительство в российском государстве. Как оно выглядело вообще в России, т.е. что делал Пётр I? Для того, чтобы обеспечить вооружённые силы, он обеспечил систему комплектации, которая давала достаточную численность войск, т.е. рекрутская система воинской повинности. Это позволило получить профессиональную армию вместо прежней, которая была полупрофессиональной, т.е. стрельцы - они в мирное время занимались ремёслами, торговлей, поместная конница занималась своими поместьями, т.е. поместное войско. И, соответственно, это войско можно было считать скорее не постоянным, а иррегулярным. При Пётре I у нас создаётся нормальная полноценная регулярная армия. Вводится единое обмундирование, которое сказывается, кстати, и на дисциплине положительно.

Но предпринимаются и более важные шаги. Когда строился, допустим, флот для войны с турками, на реке Воронеж, создавались кумпанства, т.е. бояре и купцы озадачивались постройкой боевых кораблей. Т.е. они использовали свои средства, свои богатства для создания русского флота. Т.е. можно посмотреть на современных олигархов, посмотреть, как они вкладываются в обеспечение оборонной мощи страны. При Петре вкладываться приходилось. Для того, чтобы обеспечить строящиеся корабли орудиями, для того, чтобы обеспечить войска ружьями, для того, чтобы обеспечить войска формой, Пётр I развивает военные мануфактуры, т.е. это как текстильные мануфактуры, так и железоделательные, и прочие мануфактуры, которые необходимы для создания как флота, так и армии.

Т.е. строятся заводы достаточно многочисленные. Для них выписываются зарубежные специалисты, для них готовятся собственные кадры. Так вот, когда страна занимается военным строительством, она нуждается в большом количестве квалифицированных кадров. Это означает, что система образования. Вот Пётр I создаёт учебные заведения, т.е. готовит за государственный счёт людей за рубежом, потому что в стране подготовить специалистов первое время было нельзя, а также готовит специалистов, начинает у нас в стране, открывая учебные заведения.

При этом нет такой задачи, что содрать со студента побольше денег, типа платное образование - нет, государство в это образование вкладывалось само. И нет такой задачи, чтобы подготовить конкурентного специалиста, способного уехать зарабатывать за рубеж, нет. Специалисты готовились для нашей страны, в том числе и за рубежом, а не у нас для других стран, как это делается сейчас в лучших, так сказать, пожеланиях Высшей Школы Экономики.

Разрабатываются воинские уставы, в этих воинских уставах прописываются крайне жёсткие вещи. Например, если русский корабль откроет огонь по кораблю противника, и не будет до него добивать, то командира корабля полагается казнить. Т.е. он нёс ответственность за это своей жизнью, потому что если он открыл огонь с дистанции, с которой пушки не добивают, значит, он трус.

Твёрдое следование уставам приводило к тому, что нерешительные люди, трусы, просто некомпетентные, они довольно быстро отсеивались, они бежали с флота, они бежали из армии, и на их место заступали люди, которые добились этого места своими умениями, своим мужеством, своими навыками.

Кстати, по этому поводу даже есть такой довольно занятный советский фильм «Спектакль» по ещё более старой истории, которая называлась «Табачный капитан». Очень наглядно показывает отношение к кадрам. Собственно, в фильме «Как Пётр I арапа женил» речь идёт, собственно говоря, о том же самом. Это нужно понимать. Кадры нужны для страны. Не для того, чтобы человек получил образование и поехал в Штаты работать, а для того, чтобы, получив образование, он укреплял военную и экономическую мощь своей страны. И научную мощь, и интеллектуальную мощь, всю. Т.е. для этого нужно, чтобы образование работало на внутренние интересы страны.

И образованные граждане - это не задача самих граждан, это задача государства максимально поднимать уровень образования. Это часть военного строительства. Чем более образованное население в стране, тем больше военный потенциал державы. Вот у нас, например, на это особо внимания не обращают.

Дальше. Если мы начинаем строить корабли, лить пушки, или сейчас начинаем строить танки, самолёты и так далее, то ключевым моментом является производственная база. При этом производственная база не только которая собирает технику, это вот очень важный момент, а которая выпускает все виды комплектующих для этой техники. Т.е. страна, которая не может сама выпускать шариковые подшипники, но, допустим, умеет сама построить танки, самолёты (а такие страны есть), эта страна в плане оборонного потенциала очень слаба. Почему? Потому что без подшипников она самолёт или танк не построит.

Поэтому нужны предприятия не только которые делают саму военную технику, само вооружение, но и те, которые делают всё необходимое для этой военной техники. Те предприятия, которые делают станки для этой военной техники, для производства военной техники, а также станки делают для производства того, из чего делается эта военная техника. Т.е. нужна промышленность группы А - производство средств производства.

Пётр это создавал, создавал отчаянными усилиями. Сейчас у нас, к сожалению, этого практически нет. И от этого зависят темпы как производства вооружений, допустим, во время войны. От этого зависят и темпы перевооружения армии. Т.е., например, у нас темпы перевооружения достаточно низкие. Большая часть вооружения у нас относится к советским образцам, которые даже не модернизированы. А несколько менее половины нашей техники военной - это либо новые образцы оружия, либо советское оружие, т.е. заметьте, это которое было выпущено четверть века назад. Которое, правда, прошло модернизацию. И это в мирное время, когда прилагаются усилия по перевооружению армии. Если начнутся боевые действия сколько-нибудь серьёзные, то резко возрастёт необходимость замещения потерь в технике, в расходе боеприпасов.

Как это будет замещаться? Ну, например, сейчас это смотрится крайне неочевидно, при Петре это было совершенно чётко видно: вот есть предприятия, на которых делают якоря, отливают пушки, производят ткань, есть которые из этой ткани делают военную форму, т.е. весь цикл производства на месте. Есть момент, связанный с мотивацией, т.е. жесточайшие наказания за подрыв боевой мощи, за подрыв военного духа, и поощрения за выполнение приказа, поощрение за выполнение воинского долга. У нас, к сожалению, этот принцип тоже нарушается. У нас людей, которые выполняли свой воинский долг, зачастую наказывают, людей, которые подрывали боевую мощь, ставят на высокие посты.

И вот к чему приводили петровские действия? Если под Нарвой русские войска умудрялись бежать, т.е. центр русской армии бежал, если численно меньшие силы шведов громили русскую армию, то спустя несколько лет после начала Северной войны в Лифляндии войска под командованием Шереметева уже бьют шведов, но, правда, имея двойное численное превосходство. Борьба идёт с переменным успехом, сначала Шереметев бьёт Шлиппенбаха, потом Левенгаупт бьёт Шереметева. Русские войска сражаются на территории Польши против шведов, и вынуждены отступать от шведской армии под Гродно, но чем дальше идут боевые действия, тем лучше сражаются русские войска. Возрастает их стойкость, возрастает их умение, возрастает их инициатива.

И в сражении при Лесной русский войска громят корпус Левенгаупта, уже не имея превосходства в силах, громят наголову, лишив шведскую армию снабжения. А в сражении под Полтавой русская армия наголову громит считавшегося непобедимым шведского короля. При этом из армии у того не остаётся практически ничего, т.е. пол-армии полегло на поле боя, половина армии сдалась в плен. Это вот итог Полтавской битвы. Т.е. шведский король бежал без армии с поля боя. Армии у него не осталось.

И русские войска постепенно приобретают славу непобедимых, русская армия начинает считаться одной из сильнейших в мире, а после разгрома Наполеона просто сильнейшей в мире. Но правительство начинает почивать на лаврах, производственная база обновляется достаточно плохо, и вроде бы военное строительство продолжается, но у нас всё начинают постепенно замещать иностранные образцы оружия, которые сначала просто делаются по зарубежным образцам, затем начинают заказываться за рубежом, и в итоге мы подходим к Первой мировой войне, когда половина оружия заказывается за рубежом, при этом его всё равно не хватает, а собственные производственные мощности не позволяют выпускать современнейшие виды вооружения.

Это неправильный подход к военному строительству. Т.е. военное строительство опирается на людской потенциал, т.е. численность населения, собственно говоря, на качество этого потенциала людского, т.е. на качество человеческого материала, т.е. насколько эти люди подготовлены, образованы, и на сколько они готовы защищать свою Родину, выполнять, так сказать, свой воинский долг. И военный потенциал состоит из промышленной мощи государства, т.е. способности обеспечить как гражданские, так и военные потребности не только в условиях мирного времени, но и в условиях войны. Потому что ситуация, что типа того «а, что не сделаем - то купим» во время войны, в большинстве случаев, не работает.

Вот, собственно, и всё.