Войска маннергейма. Линия Маннергейма или линия Энкеля? Опорный пункт пал на моих глазах»

Линия Маннергейма (фин. Mannerheim-linja ) - комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный в 1920-1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР 132-135 км длиной. Эта линия стала местом наиболее значительных боёв в «Зимнюю войну» 1940-го года и получила большую известность в международной прессе. Между Выборгом и границей с СССР были спланированы три линии обороны. Ближайшая к границе называлась «главная», затем шла «промежуточная», вблизи Выборга «задняя». Самый мощный узел главной линии располагался в районе Суммакюля, месте наибольшей угрозы прорыва. Во время Зимней войны финская и за ней западная пресса называла комплекс главной оборонительной линии по имени главнокомандующего маршала Карла Маннергейма, по приказу которого разрабатывались планы обороны Карельского перешейка ещё в 1918 году. По его же инициативе были созданы наиболее крупные сооружения комплекса обороны.

Обороноспособность линии Маннергейма значительно преувеличивалась пропагандой с обеих сторон.

Географическая характеристика района

Как следует из геологической карты Карельского перешейка, главная линия обороны на её наиболее ответственном западном участке проходила приблизительно по границе несогласного расположения геологических морфоструктур: к северо-западу это были граниты рапакиви и гнейсы, к юго-востоку - глины с прослойками песчаников, что было характерно для доледникового времени. После окончания эпох оледенения всё это было погребено под толщей моренных отложений, принесённых многократно отступающими ледниками. Образовался характерный для этой местности холмисто-котловинный камовый рельеф, сложенный ледниковыми песчаными отложениями.

Основой обороны являлся рельеф местности: всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки средних и малых озёр и рек. Озёра и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. При рациональном размещении узлов сопротивления и огневых позиций каждого из них, рельеф местности позволял относительно малыми силами организовать эффективную оборону. Это было отмечено Маннергеймом во время его инспекции существовавшей тогда «Линии Энкеля» в 1931 году. Одновременно он отметил существенный её недостаток, заключавшийся в отсутствии скального основания, что значительно удорожало строительство современных дотов, требуя создания под ними бетонной «подушки», предотвращавшей погружение сооружения в грунт. Было решено принять за основу существующие сооружения «Линии Энкеля» и изыскать средства для их модернизации и строительства современных дотов.

Название

Название «линия Маннергейма» появилось уже после создания комплекса, в начале зимней советско-финской войны в декабре 1939 года, когда финские войска начали упорную оборону. Незадолго до этого, осенью, прибыла группа иностранных журналистов, чтобы ознакомиться с фортификационными работами на комплексе. В то время много писалось о французской линии Мажино и о германской линии Зигфрида. Сын бывшего адъютанта Маннергейма Аксели Гален-Каллела - Йорма Гален-Каллела, сопровождавший журналистов, в беседе назвал комплекс оборонительных сооружений «линией Маннергейма». С началом Зимней войны это название появилось в статьях газет, журналисты которых осматривали сооружения осенью 1939 года.

История создания

Подготовка к строительству линии была начата сразу же после провозглашения независимости Финляндии в 1918 году. Строительство продолжалось с перерывами вплоть до начала советско-финской войны в 1939 году.

Первый план линии был разработан подполковником А. Раппе в 1918 году.

Работу над планом обороны продолжил немецкий полковник барон фон Бранденштайн (O. von Brandenstein). План был утверждён в августе. В октябре 1918 года финское правительство выделило на строительные работы 300 000 марок. Работы выполняли немецкие и финские сапёры (один батальон) и русские военнопленные. С уходом немецкой армии работы были значительно сокращены и всё свелось к работам финского учебного сапёрного батальона:

На главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. В систему укреплений входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступы к Выборгу. В неё входило 10 узлов обороны:

  • «R» - Ремпетти [ныне Ключевое]
  • «Nr» - Нярья [ныне не существует]
  • «Kai» - Кайпиала [не существ.]
  • «Nu» - Нуораа [ныне Соколинское]
  • «Kak» - Каккола [ныне Соколинское]
  • «Le» - Левияйнен [не существ.]
  • «A.-Sa» - Ала-Сяйние [ныне Черкасово]
  • «Y.-Sa» - Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасово]
  • «Не» - Хейнъйоки [ныне Вещево]
  • «Ly» - Лююкюля [ныне Озерное]

Узел сопротивления оборонялся одним-двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. По фронту узел занимал 3-4,5 километра и в глубину 1,5-2 километра. Он состоял из 4-6 опорных пунктов, каждый опорный пункт имел по 3-5 долговременных огневых точек, преимущественно пулемётных и много реже - артиллерийских, составлявших скелет обороны.

Каждое долговременное сооружение было окружено траншеями, которые связывали между собой сооружения узла, а при необходимости могли быть превращены в окопы. Между узлами сопротивления траншей не было. Траншеи в большинстве случаев состояли из хода сообщения с вынесенными вперёд пулемётными гнёздами и стрелковыми ячейками на одного-трёх стрелков. Встречались и стрелковые ячейки, прикрытые броневыми щитами с козырьками. Это защищало голову стрелка от шрапнельного огня.

Фланги линии упирались в Финский залив и в Ладожское озеро. Берег Финского залива прикрывали береговые батареи крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера были созданы железобетонные форты с восемью 120-мм и 152-мм береговыми орудиями.

Железобетонные сооружения «линии Маннергейма» делятся на постройки первого (1920-1937 годы) и второго поколения (1938-1939 годы).

ДОТы первого поколения были небольшие, одноэтажные, на один-три пулемёта, не имели убежищ для гарнизона и внутреннего оборудования. Толщина железобетонных стен достигала 2 м, горизонтального покрытия - 1,75-2 м. Впоследствии эти ДОТы были усилены: утолщены стены, установлены на амбразурах броневые плиты, некоторые из которых были сняты с укреплений форта «Ино». Бетонные сооружения «Линии Энкеля» строились практически без стальной арматуры.

Некоторые ДОТы второго поколения финская печать окрестила «миллионными» или ДОТами-миллионниками, поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Всего было построено 7 таких ДОТов. Инициатором их постройки стал вернувшийся в политику в 1937 году Карл Маннергейм, который добился от парламента страны дополнительных ассигнований. Одними из самых современных и сильно укреплённых были входившие в систему узла обороны (у которого и была ценой чрезвычайно больших потерь нападающих прорвана основная полоса укреплений - Сумма-Хотинен) ДОТы Sj4 «Поппиус», который имел амбразуры фланкирующего огня в западном каземате и Sj5 «Миллионер», с амбразурами для фланкирующего огня в обоих казематах. Оба ДОТа простреливали пулеметами фланговым огнем всю лощину, прикрывая фронт друг друга. ДОТы фланкирующего огня имели название каземат «Ле Бурже», по имени разработавшего его французского инженера, и получила распространение уже в ходе Первой мировой войны. Некоторые ДОТы в районе Хоттинена, например Sk5, Sk6, были переделаны в казематы фланкирующего огня, фронтальная амбразура при этом замуровывалась. ДОТы фланкирующего огня были хорошо замаскированы камнями и снегом, что затрудняло их обнаружение, кроме того, с фронта пробить каземат артиллерией было практически невозможно.

«Миллионные» ДОТы представляли собой железобетонные сооружения в виде заглублённых в землю боевых казематов фланкирующего или фронтального огня, соединённых подземным убежищем-казармой. Число амбразур могло доходить до 4-6, из которых в редких случаях (4 % от общего числа ДОТов) одна-две - орудийные, преимущественно фланкирующего действия. Обычным вооружением снабжённых артиллерией ДОТов были русские 76-мм пушки образца 1900 года на казематных станках Дурляхова и 37-мм противотанковые пушки «Бофорс» образца 1936 года наказематных установках. Реже встречались 76-мм горные пушки образца 1904 года на тумбовых установках.

Ещё 17 декабря, когда войска попали под огонь ДОТов Sj4 и Sj5, Мерецков сомневался в существовании вообще долговременных укреплений на Карельском перешейке, поскольку не располагал надёжными данными об их обнаружении.

Инженерные заграждения

Основными типами противопехотных препятствий были проволочные сети и мины. Дополнительно устанавливались рогатки, которые несколько отличались от советских рогаток или спирали Бруно. Эти противопехотные препятствия дополнялись противотанковыми.

Надолбы с целью экономии средств делались из низкокачественного бетона, который легко крошился под огнём пушек нашедших широкое применение в Зимней войне танков Т-28 и Т-28М калибром 76,2-мм. Они обычно ставились в четыре ряда, на два метра один от другого, в шахматном порядке. Ряды камней иногда усиливались проволочными заграждениями, а в других случаях - рвами и эскарпами. Таким образом, противотанковые препятствия превращались одновременно и в противопехотные. Наиболее мощные препятствия были на высоте 65,5 у дота № 006 и на Хотинене, у дотов № 45, 35 и 40, которые являлись основными в системе обороны Междуболотного и Суммского узлов сопротивления. У дота № 006 проволочная сеть доходила до 45 рядов, из которых первые 42 ряда были на металлических кольях высотой в 60 сантиметров, заделанных в бетон. Надолбы в этом месте имели 12 рядов камней и были расположены посреди проволоки. Чтобы подорвать надолб, надо было пройти 18 рядов проволоки под трёх-четырёхслойным огнём и в 100-150 метрах от переднего края обороны противника. В некоторых случаях местность между дзотами и дотами занимали жилые постройки. Они обычно находились на окраине населённого пункта и были сложены из гранита, причём толщина стен доходила до 1 метра и более. Такие дома, при необходимости, превращались в оборонительные укрепления.

Финские сапёры успели возвести вдоль главной полосы обороны около 136 км противотанковых препятствий и около 330 км проволочных заграждений.

Во время войны линия удерживала наступление Красной Армии около двух месяцев. Со стороны СССР на всём советско-финском фронте от Балтийского моря до Северного Ледовитого океана первоначально (на 30 ноября 1939 года) участвовали: 7, 8, 9, 13, 14 армии, 2900 танков, 3000 самолётов, 24 дивизии общей численностью 425 000 человек.

Всего за период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в войне со стороны СССР приняли участие - 40 стрелковых дивизий, 11 мотострелковых дивизии, 1 горнострелковая дивизия, 2 кавалерийских дивизии, 2 мотокавалерийских дивизии, 1 запасная стрелковая бригада, 1 мотострелково-пулеметная бригада, 1 бригада запасных войск, 8 танковых бригад, 3 авиадесантные бригады, а также 4 стрелковые дивизии Финской народной армии. Итого - 67 расчётных дивизий.

В декабре 1939 года на три финские дивизии в долговременных укреплениях на Карельском перешейке было направлено пять советских стрелковых дивизий 7-й армии. Позднее соотношение стало 6:9, но это всё равно далеко от нормального соотношения между обороняющимся и наступающим на направлении главного удара, 1:3.

С финской стороны на Карельском перешейке было 6 пехотных дивизий (4-я, 5-я, 11-я пд II армейского корпуса, 8-я и 10-я пд III армейского корпуса, 6-я пд в резерве), 4 пехотные бригады, одна кавалерийская бригада и 10 батальонов (отдельных, егерских, подвижных, береговой обороны). Всего 80 расчётных батальонов. С советской стороны на Карельский перешеек наступали 9 стрелковых дивизий (24, 90, 138, 49, 150, 142, 43, 70, 100-я сд), 1 стрелково-пулемётная бригада (в составе 10-го танкового корпуса) и 6 танковых бригад. Итого 84 расчётных стрелковых батальона. Численность финских войск на Карельском перешейке составляла 130 тыс. человек, 360 орудий и миномётов и 25 танков. Советское командование располагало живой силой в количестве 400 000 человек (вводимых в боевые действия по частям - в начале их было 169 тыс.), 1500 орудиями, 1000 танками и 700 самолётами

На линии Маннергейма было 150 пулемётных бункеров (из них 13 - двухпулемётных и 7 - трёхпулемётных, остальные - с одним пулемётом), 8 артиллерийских бункеров, 9 командных бункеров и 41 убежище (укрытие). В основном для обороны использовались особенности местности. Количество бетона, потраченное на всю 135 километровую линию (14 520 куб.м.), меньше, чем было потрачено на здание Финской национальной оперы в Хельсинки.

Действиям финских солдат на линии Маннергейма была посвящена финская патриотическая песня Mannerheimin linjalla («На линии Маннергейма», композитор Матти Юрва, слова Тату Пеккаринена).

Подготовка войск для прорыва линии Маннергейма

К началу войны и в её ходе инженерная разведка 7-й армии так и не была оформлена организационно. Специальных разведывательных групп или подразделений инженерные войска не имели. По штатам военного времени в составе взводов управления сапёрных батальонов предусматривались отделения разведки, но они не были готовы к выполнению сложных и многообразных задач специальной инженерной разведки. Поэтому инженерные войска не имели конкретных данных о характере инженерной подготовки финских войск к войне. Описание укрепрайона на Карельском перешейке было дано общими штрихами, чертежи железобетонных точек в большинстве оказались неверными, а конструкции противотанковых мин явились неожиданностью. Не было достаточных сведений о видах противотанковых заграждений.

Проведённый с хода лобовой удар не дал результата. Не удалось даже установить расположение точек обороны противника. Вместе со слабой подготовкой наступательной операции, недостатком сил и средств пришло понимание невозможности овладения с ходу главной полосой обороны. Стало ясным, что для преодоления линии Маннергейма требовались совершенно другой порядок действий и основательная специальная подготовка.

Для отработки действий на местности был приспособлен захваченный финский учебный полигон в Бобочино (Каменка). Начальник инженерных войск 7-й армии А. Ф. Хренов разработал проект инструкции для прорыва линии обороны. Командующий фронтом утвердил её, внеся несколько дополнений и уточнений.

Инструкция предусматривала проведение основательной артиллерийской подготовки, ведущейся не по площадям, а по конкретным целям. Запрещалось бросать в наступление пехоту до того, как будут разрушены доты на переднем крае обороны противника. Для блокировки и уничтожения дотов предписывалось создание штурмовых групп из расчёта трёх на стрелковый батальон. В состав группы включались один стрелковый и один пулемётный взводы, два-три танка, одно-два 45-мм орудия, от отделения до взвода сапёров, два-три химика. Сапёрам надлежало иметь по 150-200 кг взрывчатки на каждый дот, а также миноискатели, ножницы для резки проволоки, фашины для преодоления танками рвов. Кроме штурмовых групп создавались ещё группы разграждения и восстановления.

Организацию занятий и наблюдение за их ходом поручили А. Ф. Хренову. Учёба и тренировки велись днём и, что особенно важно, ночью. Начиналось занятие с имитации артподготовки. Затем под прикрытием стрелков и пулемётчиков вперёд выдвигались сапёры с миноискателями. На их пути встречались «мины», которые нужно было обнаружить и обезвредить, чтобы открыть путь пехоте и танкам. После этого сапёры резали колючую проволоку и подрывали надолбы.

Затем вперёд выдвигалась пехота и танки, выводилась на прямую наводку артиллерия. Предполагалось, что дот ещё не подавлен, но боевая мощь его ослаблена. Действия пехоты, артиллеристов и танкистов должны были облегчить сапёрам выполнение главной задачи: выйти в тыл дота с необходимым количеством взрывчатого вещества и подорвать сооружение. Тем самым штурмовая группа выполняла своё назначение, и в атаку поднимался весь батальон. Через полигон проходили батальон за батальоном, полк за полком. Его не миновала ни одна из частей, которой предстояло действовать на любом из участков 110-километрового фронта. На отработку инструкции ушло около месяца.

Помимо этого были разработаны и направлены в войска руководства, памятки, инструкции по инженерному делу. Они помогали личному составу инженерных войск лучше изучить инженерное вооружение финнов, различного рода препятствий, освоить новое инженерное вооружение Красной Армии и научиться его эффективному применению. Проведённые мероприятия дали возможность обеспечить потребность инженерных войск фронта подготовленными командными кадрами и красноармейским составом.

Прорыв линии Маннергейма

11 февраля 1940 года в 9:40 утра залпы продолжавшейся в течение двух с лишним часов артиллерийской подготовки возвестили о начале генерального наступления Красной Армии на Карельском перешейке. Артиллерийский огонь был долог и сокрушителен. В 7-й армии орудия вели обстрел 2 часа 20 минут, в 13-й - 3 часа. Незадолго до окончания огня, пехота и танки выдвинулись вперёд и ровно в 12 часов дня перешли в наступление. 7-я армия ударила в линию Маннергейма западнее озера Муолаанъярви. Правый фланг армии устремился на Выборг через Кямяря, левый - на Макслахти. Следуя за огневым валом артиллерийских разрывов, подразделения 245-го полка 123-й стрелковой дивизии, по траншеям-сапам вплотную приблизились к линии надолб, и, совместно с двумя танковыми батальонами, короткой атакой захватили восточные скаты высоты 65,5 (Укрепрайон Sj Сумма-Ляхде) и рощу «Молоток».

В ближнем бою сопротивление опорных пунктов Суммского узла обороны было сломлено. Развивая успех, 245-й стрелковый полк начал наступление в направлении рощи «Фигурная». К исходу дня 123-я дивизия, уничтожив 8 железобетонных ДОТ и около 20 ДЗОТ, продвинулась в глубину финской обороны на полтора километра. Части 24-й стрелковой дивизии в районе Вяйсяне вышли к опушке рощи «Редкая» и в рукопашном бою овладели ключевой позицией - господствующей над рощей высотой.

12-13 февраля прошли в упорных контратаках финских войск, пытавшихся вернуть утраченные позиции. Но клин советского наступления, медленно расширял брешь прорыва. К исходу 13 февраля, на третий день наступления, 123-я стрелковая дивизия с приданными ей танками - 112-м танковым батальоном 35-й легкотанковой бригады и 90-м батальоном 20-й танковой бригады - прорвала главную оборонительную полосу на всю её глубину (6-7 км), расширив прорыв до 6 км. Суммский узел сопротивления, с его 12 дотами и 39 дзотами, был полностью разгромлен. 14 февраля Президиум Верховного Совета СССР наградил 123-ю стрелковую дивизию полковника Ф. Ф. Алябушева орденом Ленина.

Части 123-й стрелковой дивизии сумели продвинуться до 7 километров в глубину финской обороны и до 6 километров расширить прорыв по фронту. В ходе тяжёлых боёв было уничтожено 12 ДОТов и 39 ДЗОТов противника. Успешным действиям в полосе наступления дивизии во многом способствовал эффективный обстрел артиллерией. Немаловажную роль сыграли и два опытных образца танка КВ-2, которые в значительной степени разрушили боевые позиции и заграждения Суммского узла сопротивления, но застряли в гуще противотанковых заграждений.

14 февраля закрепляя успех 123-й стрелковой дивизии командование Северо-Западного фронта ввело в бой дополнительные силы. Развивая прорыв вглубь, 84-я стрелковая дивизия ударила в направлении Лейпясуо. Наступление 7-й стрелковой дивизии было нацелено на северо-запад в обход Хотиненского узла сопротивления. Выход в тыл финских позиций 7-й дивизии приковал к себе значительную часть 11-го финского корпуса, тем самым 15 февраля позволив 100-й стрелковой дивизии фронтальной атакой взять Хотинен. 16 февраля наступление 138-й и 113-й стрелковых дивизий создало угрозу обхода Кархульского узла (Дятлово) сопротивления.

Боевые действия на участке прорыва 13-й армии также развивались успешно. 11-го февраля наибольшего результата добились левофланговые части армии, 136-я стрелковая дивизия при поддержке 39-й танковой бригады прорвалась в глубину финской обороны в направлении перешейка между озёрами Муолаанъярви (Глубокое) и Яюряпяанъярви (Большое Раковое). Наступление на правом фланге несколько приотстало. В районе озёр Пуннусъярви и Кирккоярви продвижение советских войск сдерживал мощный оборонительный узел противника. Упорные бои развернулись за высоты «Круглая», «Дыня», «Петух».

К середине февраля части 13-й армии, преодолевая ожесточенное сопротивление финнов, вышли на рубеж Муолаа - Ильвес - Салменкайта - Ритасари.

После войны финские оборонительные рубежи на Карельском перешейке подверглись разрушению. Специальные команды сапёров демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских дотов - осколки бетона и бронеколпаков - в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвящённых прошлой войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной Армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.

Оценки оборонительного значения линии

На протяжении всей войны как советская, так и финская пропаганда существенно преувеличивали значение «Линии Маннергейма». Первая - чтобы оправдать длительную задержку в наступлении, а вторая - для укрепления морального духа армии и населения.

Вот мнение об укреплённой линии одного из официальных участников и руководителей вооружённого конфликта - Маннергейма:

…русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений.

- Карл Густав Маннергейм. Мемуары. Изд-во «ВАГРИУС». 1999. стр. 319: строка 17 снизу; стр. 320: строки 1 и 2 сверху. ISBN 5-264-00049-2

Старший инструктор бельгийской «линии Мажино» генерал Баду, работавший техническим советником Маннергейма, писал:

Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укреплённых линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами - Ладожским озером и Финским заливом - имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно - и из бетона, построена знаменитая линия Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулемётные и орудийные гнёзда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где не хватало гранита, финны не пожалели бетона.

Исаев А. В. Десять мифов Второй мировой. Изд-во Эксмо

Однако, российский историк А. Исаев отмечает, что территория Карельского перешейка в целом - равнинная и картина мощных гранитных укреплений просто фантастична. По его оценке:

В действительности «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейской фортификации. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов были одноэтажными, частично заглублёнными в землю железобетонными постройками в виде бункера, разделённого на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями. Три ДОТа «миллионного» типа имели два уровня, ещё три ДОТа - три уровня. Подчеркну, именно уровня. То есть их боевые казематы и укрытия размещались на разных уровнях относительно поверхности, слегка заглублённые в землю казематы с амбразурами и полностью заглублённые соединяющие их галереи с казармами. Сооружений с тем, что можно назвать этажами, было ничтожно мало"

- Исаев А. В. Десять мифов Второй мировой. Изд-во Эксмо

Это гораздо слабее укреплений «линии Молотова», не говоря уже о «линии Мажино», с двух-трехэтажными капонирами, подземными галереями, соединяющими ДОТы, и даже подземными узкоколейками (во Франции). Надолбы были рассчитаны на устаревшие танки «Рено» 1918 года и оказались слабы против новой советской техники.

Позже Анастас Микоян писал: «Сталин - умный, способный человек, в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу. »

Линия Маннергейма - устоявшееся историческое сочетание слов. Со времени Советско-Финляндской (Зимней) войны под этими словами у нас в стране понимали многообразие финских укреплений, построенных до этой войны на Карельском перешейке. А ведь сами финны под этими словами понимали линию, на которой остановилось стремительное наступление Красной армии в декабре 1939 г. Эта линия частично совпадала с главной оборонительной полосой, а частично не совпадала. Но все же у нас, да и не только, укрепленные линии называли в честь «большого начальства». Например, у нас - Линия Сталина, Линия Молотова. Во Франции - Линия Мажино. Поэтому, следуя нашим традициям, далее, чтобы не было путаницы, под сочетанием «Линия Маннергейма» будем подразумевать финские укрепления на Карельском перешейке, построенные до Зимней войны.

Финны всерьез озаботились укреплением собственных границ практически сразу после получения независимости. Разработка концептуальных планов началась уже весной 1918 г., тогда же начались работы по постройке проволочных заграждений на будущих рубежах обороны. Примерно через год под общим руководством нового начальника Генерального штаба генерал-майора О.К. Энкеля начались подробные рекогносцировки позиций и проектирование фортификационных сооружений. Разработка окончательного плана укрепленной линии возлагалась на майора французской армии Ж.Ж. Гросс-Каусси, командированного в Финляндию из Франции наряду с другими специалистами с целью оказания помощи в организации обороны страны.

Окончательно утвержденный оборонительный рубеж, получивший наименование «линия Энкеля», пересекал весь Карельский перешеек от Ладожского озера до Финского залива. В восточной части перешейка эта линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, представлявшую собой серьезное естественное препятствие. В западной части линия проходила и по всхолмленной, и по равнинной местности, прикрывая озерное дефиле и проходы между болотами. Строительство долговременных сооружений началось в 1920 году. В течение пяти лет до 1924 г. включительно финны построили на линии Энкеля свыше полутора сотни долговременных сооружений.

Различие местных характеристик на разных участках линии предопределило и типы сооружений, и состав сооружений на них. На восточном участке линии, укрепленном от природы, строилось очень мало сооружений, однако в основе своей они являлись артиллерийскими. Оборона здесь основывалась на продольном обстреле протяженных водных пространств огнем легкой артиллерии, укрытой в казематах. Западный же участок линии Энкеля принципиально отличался. Здесь в условиях отсутствия протяженных водных преград, оборона основывалась на большом количестве малых пулеметных огневых точек и убежищ для пехоты. Эти сооружения группировались в небольшие опорные пункты, запирающие сухопутные пути между небольшими озерами и болотами.

Таким образом, уже к исходу 1924 г. финны имели на Карельском перешейке законченный постройкой укрепленный район, существенно опередив тем самым оборонительное строительство в СССР. Однако следует понимать, что качественно финские сооружения сильно отличались в худшую сторону от построенных позже советских укреплений, как по материалам, так и по вооружению.

Практически сразу после постройки стало ясно, что линия Энкеля имела существенные недостатки, поэтому уже в 1927 г. началось обсуждение вопроса по дальнейшему совершенствованию обороны. Реально к строительству приступили в 1931-1932 гг. Руководил ими теперь уже финский военный инженер Й.К. Фабрициус. В первую очередь работы стали проводить на правом фланге, где возводился новый передовой укрепленный узел Инкеля, примыкавший своим правым флангом к берегу Финского залива. В последующие годы строительство новых сооружений развернулось и на других участках укрепленного рубежа, причем помимо узля Инкеля в 1938-1939 гг. был построен всего один новый опорный пункт Суурниеми, в остальном новое строительство велось в существующих опорных пунктах линии Энкеля.

В отличие от периода 1920-1924 гг. в 1930-е гг. долговременных сооружений на Линии Маннергейма , строилось очень мало, порой считанные единицы в год. Однако все эти объекты были значительно мощнее и сложнее в своем устройстве. Пик фортификационного строительства на Линии Маннергейма пришелся на вторую половину 1930-х. В 1936 г. были разработаны проекты трех сооружений (Sk-10, Sj-4, Ink-6), представляющих собой совершенно новый тип укрепления - комплекс из одной или нескольких огневых точек и заглубленных казарм-галерей. Впоследствии, такой тип сооружения получил наименование «миллионер» (или «миллионник») из-за непомерно высокой для финляндского бюджета стоимости постройки.

Первые «миллионеры» Линии Маннергейма обладали в основном фронтальными пулеметными казематами, амбразурные стены и покрытия которых сооружались из броневых плит. Применение таких плит резко снижало количество бетона и уменьшало высоту сооружения, однако стойкость бронированных казематов впоследствии оказалась недостаточной. Строительство таких ДОТ велось в основном в 1937 г. Однако, начиная с 1938 г., проектируются «миллионеры» с пулеметными казематами по типу полукапонира - для фланкирующего огня. Интересно также, что в 1939 г. финны стали применять цельнолитые броневые колпаки для наблюдения и самообороны с помощью специальных пистолетов-пулеметов.

Помимо сооружений миллионного типа в конце 1930-х гг. наЛинии Маннергейма строились и более простые сооружения: в основном это были капониры, совмещенные с казармами. Также начиная с 1938 г. начинается массовая реконструкция старых сооружений 1920-х гг. В основном старые фронтальные ДОТ перестраивались в убежища или полукапониры. Но иногда на базе этих примитивных построек возводились и постройки миллионного типа, таким, например, стал объект Sk-2. Наиболее поздние типы построек Линии Маннергейма - это небольшие пулеметные капониры и полукапониры, построенные лишь в небольшом количестве. Наиболее характерны они для узла Муолаанкюля. Их строительство началось осенью 1939 г, и было прервано началом Зимней войны.

Линия Маннергейма сыграла исключительно важную роль в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Несмотря на то, что большинство новых сооружений было не достроено или не до конца оборудовано, финнам удалось закрепиться в районе главной оборонительной полосы, остановив на несколько зимних месяцев превосходящие силы Красной Армии, не обладавшей в те годы опытом прорыва укрепленных рубежей. Тем не менее, после проведения серьезной и обстоятельной подготовки в феврале 1940 г. Линия Маннергейма была прорвана.

В настоящее время, не смотря на то, что подавляющая часть сооружений линии находится в разрушенном состоянии, ее опорные пункты представляют значительный исторический интерес и как инженерные сооружения, и как места тяжелейших боев Зимней войны.

Историко-культурным центром «Серебряное Кольцо» разработаны экскурсии по Линии Маннергейма . Экскурсии освещают различные этапы Советско-финской войны и включают в себя полевой обед, во время которого можно познакомиться с бытом, снаряжением и вооружением частей Советской и финской армий, подержать в руках макеты вооружения, сфотографироваться с элементами снаряжения. Экскурсии цикла проводятся по расписанию или в любое время по запросу.

Карту для данной статьи любезно предоставил Евгений Балашов, автор-составитель книги «Линия Маннергейма. Оборонительный щит Финляндии от идеи до воплощения».

В 1939-1940 годах прошлого века финны смогли доказать всему миру, что идея обороны собственных границ с использованием укрепрайонов (УРов) не изжила себя полностью. Финны смогли построить на Карельском перешейке множество защитных сооружений для артиллерии и пулеметов, различного рода подземных складов и убежищ, возвели ряд противопехотных и противотанковых заграждений, сделав основным козырем ДОТы. Именно ДОТы составляли основу прочной обороны, и, хотя их было не так много, они были расположены в нужном количестве и в нужных местах.

Линия Маннергейма, названная так в честь финского маршала, представляла собой цепь укреплений протяженностью в 135 км и глубиной до 90 км на Карельском перешейке от берега Финского залива до Ладожского озера . Берег залива был прикрыт береговыми батареями крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера финны возвели ряд железобетонных фортов, установив в них по 8 единиц 120-мм и 152-мм береговых орудий.

При этом основой укреплений выступал сам рельеф местности . Всю территорию Карельского перешейка покрывали лесные массивы, пересекали десятки малых и средних речушек, множество озер. В лесах повсюду встречались многочисленные валуны и каменистые гряды. Бельгийский генерал Баду отмечал: «Нигде в мире не видел я природных условий более благоприятных для постройки укрепленных линий, чем на Карельском перешейке ».

Основой линии были тактически связанные друг с другом бетонные сооружения – ДОТы, убежища и командные пункты . Главная позиция линии Маннергейма насчитывала 22 опорных пункта, занимающих по фронту 3–4 км и в глубину до 1–2 км. Каждый опорный пункт состоял из нескольких железобетонных ДОТов и дополнительных полевых укреплений (ДЗОТов, блиндажей, пулеметных гнезд, стрелковых окопов). Опорные пункты были оборудованы минными полями, противотанковыми заграждениями и многочисленными рядами колючей проволоки.

Разделяют по постройке на первое поколение (1920-1937 годы) и второе поколение (1938-1939 годы). ДОТы первого поколения были достаточно небольшими, рассчитанными на установку 1-2 пулеметов, не имели убежищ для гарнизона и какого-либо внутреннего оборудования. Толщина их железобетонных стен доходила до 2 м, а толщина перекрытий составляла 1,75-2 м. Впоследствии большинство этих ДОТов были модернизированы: стены были утолщены, на амбразуры поставили броневые плиты.

ДОТы второго поколения получили у финского населения название «миллионники», поскольку стоимость их превышала 1 млн. финских марок. Всего было возведено 7 таких ДОТов. Инициатором их постройки выступил вернувшийся в 1937 году в политику барон Маннергейм, который смог выбить в правительстве средства на их постройку.

«Миллионники» представляли собой большие современные железобетонные сооружения, имевшие по 4-6 амбразур, преимущественно фланкирующего действия, из которых 1-2 могли быть орудийными. Одними из самых совершенных и сильно укрепленных ДОТов были Sj4 «Поппиус» (имел амбразуры для ведения огня в западном каземате) и Sj5 «Миллионер» (имел амбразуры для ведения огня в обоих казематах).

ДОТы фланкирующего огня назывались казематами «Ле Бурже», по имени французского инженера, внедрившего их еще в Первую мировую войну. Такие ДОТы были отлично замаскированы снегом и камнями, что сильно затрудняло их обнаружение на местности, помимо этого пробить эти казематы с фронта было практически нереально.

По данным, содержащимся в книге «Тайны и уроки Зимней войны», линия Маннергейма насчитывала около 280 железобетонных пулеметно-артиллерийских ДОТов . Не слишком много – около 2 ДОТов на 1 км фронта, если вытянуть их все в одну линию, но ведь они располагались на глубину в 90 км. Таким образом, один ДОТ приходился почти на 43 км 2 . Конечно, помимо ДОТов имелось множество других инженерных укреплений, но именно ДОТы были основой, сердцевиной каждого опорного пункта.

ДОТы-невидимки

Казалось бы, что может быть проще – обнаружили ДОТ, выкатили на прямую наводку орудие и всадили снаряд ему в амбразуру. Однако такое можно встретить лишь в кино или на картинах. Реальные финские ДОТы атакующие красноармейцы не могли увидеть в принципе, они скрывались за насыпными холмами. Достать их огнем артиллерии или танков не представлялось возможным.

Основная трудность при борьбе с финскими ДОТами заключалась в том, что все они были очень умело привязаны к местности и расположены так, что с большого расстояния были просто не видны, скрываясь в складках местности или лесу, а приблизится к ним вплотную артиллерия и танки не могли из-за многочисленных искусственных и что самое главное естественных препятствий.

Помимо этого многие доты предназначались только для фланкирующего огня и с фронта были не видны вовсе. Для стрельбы по ДОТу танк или орудие приходилось разворачивать, подставляя бок огню с фронта.

Отличное расположение огневых точек на местности приводило к многочисленным ошибкам артиллерийских наблюдателей, которые просто не видели разрывов своих снарядов или неправильно определяли дальность до цели. В итоге советская пехота оказывалась один на один с ДОТом, окружающими его ДЗОТами и траншеями финской пехоты. А стреляли финские пехотинцы отменно.

Как результат — огромный расход боеприпасов на каждый ДОТ, большие потери в танках и людях, войска топчутся на одном месте, несмотря на подавляющее превосходство во всех видах вооружений.

Общие черты финских ДОТов

Данные сведения взяты из доклада от 1 апреля 1940 года командарма 2-го ранга Н.Н. Воронова, начальника артиллерии Красной Армии. Позднее он станет знаменитым главным маршалом артиллерии, который уже в 1943 году вместе с Рокоссовским будет принимать капитуляцию 6-й немецкой армии в развалинах Сталинграда.

1. Практически большая часть ДОТов находилась на поверхности , и только ряд из них частично врезался в складки местности или склоны холмов. Говорить о подземных сооружениях в данном случае не приходится (тем более о многоэтажных), в лучшем случае некоторые ДОТы можно отнести к полуподземным. Объяснением этому служит то, что в условиях Карельского перешейка очень трудно подобрать места, где сооружения возможно бы было опустить под землю. Здесь либо скальный грунт, либо очень близко к поверхности находятся грунтовые воды, либо вообще болото.

2. Большая часть ДОТов предназначалась для ведения фланкирующего огня (стрельбы вдоль фронта) во фланг атакующим войскам и не проектировалась для отражения фронтальных атак. Можно отметить, что каждый ДОТ прикрывал подходы к соседнему ДОТу. С фронта такие ДОТы были защищены складками местности (строились на обратных скатах высот, или имели перед собой искусственные насыпные холмы, или лес). Большинство ДОТов было недоступно для пушек и для танков атакующих. Фланкирующий огонь позволял гарнизонам ДОТов отсекать атакующую пехоту от своих танков.

3. По проектам ДОТы должны были выдерживать прямые попадания снарядов калибром до 203 мм , но на практике часть из них была изготовлена из бетона низкого качества (300-450 кг/кв.см. при минимальной для фортификационных сооружений сопротивляемости – более 750 кг/кв.см.).

4. ДОТы отапливались печками (хотя отдельные ДОТы были оборудованы центральным отоплением). Освещение частично электрическое, частично с помощью керосиновых ламп типа «Летучая мышь». Снабжение водой из колодцев, вырытых в казармах. Отхожих мест в ДОТах не было. Связь между ДОТами частично телефонная, частично лишь зрительная.

Данный доклад не очень понравится наркому Ворошилову, но отражал истинное положение дел на линии Маннергейма. Данная линия обороны не шла ни в какое сравнение с французской линией Мажино , которая имела и многоэтажные мощнейшие оборонительные сооружения, и солидную артиллерию, включая орудия крупных калибров. Этот же доклад содержит также информацию о том, что финская армия имела очень незначительное количество артиллерийских орудий, в основном устаревших систем.

В своих мемуарах Воронов перечислил образцы финской артиллерии. Здесь были 37-мм противотанковые пушки «Бофорс» (данные орудия уже в ходе боев финны ухитрялись запихнуть в ряд ДОТов), 3-дюймовые русские орудия образца 1902 года, 12 и 15-см гаубицы системы Шнайдера времен Первой мировой войны. Большая часть снарядов для финской тяжелой артиллерии была произведена до 1917 года, по причине чего до 1/3 снарядов просто не взрывались.

Устанавливать в ДОТы финнам по большей части было просто нечего, поэтому большинство из них были пулеметными. Артиллерийскими были лишь 8 ДОТов . При этом ряд из них даже не имели специальных приспособлений для крепления пулеметов (казематных систем), финны применяли в них обычные станковые и ручные пулеметы.

Пулеметчик, сидя на велосипедном седле, мог вести огонь по противнику несколько часов без перерыва .

Постоянных гарнизонов, обученных ведению боя в таком сооружении, многие ДОТы не имели, их занимали обычные стрелковые подразделения, которые приносили с собой вооружение, боеприпасы и продовольствие, т.е. часть ДОТов просто не имела запасов для длительной автономной деятельности.

Установка на ДОТы, построенные позднее 1936 года, бронеколпаков, использующихся для защиты наблюдателей, оказалась ошибочной – они лишь демаскировали сооружение. Более подходящие для наблюдения за местностью и не демаскирующие ДОТ перископы были не по карману достаточно бедной финской армии.

В конце концов, ни крайне удачное расположение, ни стойкость защитников не принесли финнам победы. Линия Маннергейма была прорвана, сказалось огромное численное и техническое превосходство Красной Армии. Все ДОТы, оказавшиеся на пути советской пехоты, были уничтожены либо тяжелой гаубичной артиллерией, либо саперами.

/По материалам popmech.ru , army.armor.kiev.ua и ru.wikipedia.org /

Когда я собрала информацию про ДЗОТы Линии Маннергейма и было собралась рассказать о них,то чуть у меня не вышел смачный постоляп.Из школьных уроков знала,что фортификационные сооружения проходили по линии от Финского залива до Ладожского озера.Стоп,стоп!А я же была в ДЗОТах намного севернее,недалеко от Белого моря,в районе Медвежьегорска.Несостыковочка,однако...Н у тогда надо разбираться.


Начнём с ноября 1939 года,когда Красная Армия переходит границы Финляндии и начинается печально известная Советско-финская война.Одна из самых катастрофических операций Советского Союза в его истории.За 4 месяца Советская армия потеряет 450 тысяч человек.Это огромные потери,учитывая,что противником была небольшая страна,особо не замеченная в военных конфликтах.

В планах Советского командования был захват Хельсинки за 2 недели.И он бы удался,если бы не финская оборонительная линия защиты - Линия Маннергейма.
Строительство защитной линии велось с 1931 по 1939 годы,во время возглавления Государственного Комитета Финляндии маршалом Маннергеймом.Строительство линии было закончено за неделю до начала войны.Линия покрывала 130 км от Финского залива до Ладожского озера.

Интересно,что Карл Густав Маннергейм закончил военное училище в Санкт-Петербурге.И в 1906 году получает команду Российского генштаба совершить ознакомительную поездку из Ташкента в Китай.Азиатская экспедиция длилась около 2-х лет.Маннергейм привёз оттуда планы более 20 городов-крепостей Китая.Он изучал фортификационные объекты.Шедевры,которые взять штурмом невозможно!
Маннергейм применял свои знания 8 лет при строительстве оборонительной линии на Карельском перешейке.

В 1941 году Советский Союз отправил на эту линию огромные дополнительные силы,которым удалось прорвать оборону.Но гордиться такой победой командование не могло.

А в июне 41-го началась Великая Отечественная война.И Маннергейм отдаёт приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельгском перешейке.К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозером и Повенецким заливом Онежского озера.

Таким образом,создаётся вторая Линия Маннергейма,под Медвежьегорском.Мы исследовали её возле деревни Вичка.

2.

О близости ДЗОТов (ДЗОТ-долговременная забетонированная огневая точка)указывают огромные камни,выложенные рядами - противотанковые заграждения.Камни остроконечные,имеют форму пирамид

3.

4.

5.

Заграждения комбинированные.До сих пор можно запутаться в колючей проволоке

6.

Сейчас здесь мир,растут грибы и ягоды

7.

8.

Мы не поняли,какое это сооружение,скорее всего тоже защитное

8.

ДЗОТы хорошо замаскированы,а зимой практически не видны.А ведь из этой амбразуры мог смотреть на нас пулеметчик

9.

Подойдём поближе

10.

Наверху сидел пулеметчик,взору которого открывался большой сектор обстрела

11.

Толщина бронеколпака 10 см.Вандалы с помощью сварки хотели его распилить,но не удалось.Вот,в 41-ом сделали,а в 2013-ом управиться не могут!

12.

На поверхность земли выведены вентиляционные отверстия

13.

14.

15.

А теперь заходим в ДЗОТ.Сооружение немыслимое!

16.

17.

Мы спускаемся под землю.Абсолютная темнота.Иногда,даже несмотря на подсветку фонарей,камера не могла найти точку фокусировки.

18.

Настоящая подземная крепость!

19.

Здесь располагались каземат или казарма

20.

Все стены ДЗОТа вертикальные железобетонные толщиной 70-90см.Толщина внутренних стен от 40 до 60см. Внутренняя высота помещений около 2 метров.
Вентиляция вытяжная с помощью труб, выходящих на покрытие ДЗОТа из каждого помещения кроме тамбуров и коридора.

21.

22.

23.

Отверстие для стока воды или,наоборот,её подводка?

24.

ДЗОТ вполне себе жизнеспособен)

25.

Отверстия изолированы материалом похожим на стекловату

26.

Подъем к амбразуре

27.

28.

Костя занял место пулеметчика

29.

И сфотографировал для нас место обстрела

30.

ДЗОТы имеют несколько входов-выходов

31.

32.

Внутренние стены побелены известью.

15 февраля 1940 года советские войска окончательно прорвали «линию Маннергейма» - мощный комплекс финских оборонительных сооружений, считавшийся неприступным. Это стало поворотным моментом в Зимней войне 1939-1940 годов и в военной истории как таковой. Сегодня мы напомним, что представлял собой этот легендарный финский оборонительный рубеж и расскажем про шесть самых интересных фактов, связанных с «линией Маннергейма» - историей ее строительства и функционирования.

Вопросы и ответы про линию Маннергейма

Линия Маннергейма или линия Энкеля?

Имя Маннергейма, финского главнокомандующего, а затем и Президента Финляндии, линия оборонительных сооружений на карельском перешейке получила лишь в конце 1939 года, когда группа иностранных журналистов побывала на ее строительстве. Журналисты вернулись домой и написали серию репортажей об увиденном, в которых и упомянули ставший затем официальным термин.

В самой же Финляндии этот оборонный комплекс долгое время называли «линией Энкеля» в честь начальника Генерального штаба молодой республики, уделившего в начале 20-х годов 20 века большое внимание строительству оборонительных сооружений на южных рубежах свой Родины. Возведение линии началось в 1920 году и было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста.

Карл Густав Маннергейм - командующий армией Финляндии. Источник фото: kommari.livejournal.com

Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм, ставший за год до этого главой Государственного комитета обороны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить ее, укрепить и модернизировать.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» - это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.

Линия Маннергейма на карте. Красная и зеленая линия - граница до и после Зимней войны. Синия линия - финские оборонительные заграждения. Источник фото: Википедия

Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке - в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».

Надолбы и колючая проволока. Источник фото: istpravda.ru

Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.

Противотанковый ров на линии Маннергейма. Источник фото: istpravda.ru

Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают - иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Огневая точка на линии Маннергейма. Источник фото: ww2history.ru

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.

Разбитая финнами советская 44-я дивизия. Источник фото: istpravda.ru

Неприступность «линии Маннергейма» - это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.

Причина тому - отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.

Советские воины на передовой во время Зимней войны. Источник фото: kau.su

В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым - 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.

Советские солдаты заняли огневую точку финской армии. Источник фото: istpravda.ru

Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Советские солдаты и трофейный флаг. Источник фото: art.ioso.ru

Что такое «карельский скульптор»?

Советско-финская война 1939-1940 годов подарила миру несколько новых терминов. К примеру, «коктейль Молотова» и «карельский скульптор». Последним называли советскую гаубицу большой мощности Б-4 калибра 203 мм, снаряд которой после попадания в доты и дзоты превращал эти сооружения в бесформенную мешанину бетона и арматуры. Эти причудливых форм конструкции были видны издалека, благодаря чему получили прозвище «карельские монументы». Финны же называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.

Старый финский дот на линии Маннергейма. Источник фото: jst-ru.livejournal.com

Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.

Огневая точка на линии Маннергейма. Источник фото: gosu-wot.com

Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.

.