1 формы взаимодействия общества и природы. Загрязнение окружающей природной среды

22 октября 2015

Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

В науке предмет экологического определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).

Если обратиться к теории права, являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.

Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира. Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.

Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.

Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.

Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:

    1. собственности на природные объекты и ресурсы;
    2. по природопользованию;
    3. по охране окружающей среды от деградации;
    4. по защите экологических нрав и законных интересов физических и юридических лиц.

Форма взаимодействия общества и природы

Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.

До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.

В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:

    • потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия;
    • охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания - экологическая форма.

Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы :

    1. Натуралистическая концепция , когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала , возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».
    2. Потребительская концепция , главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
    3. Концепция устойчивого развития - самая современная концепция охраны и развития.

Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Основные принципы концепции устойчивого развития:

    • человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;
    • необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений,

1)экологическая форма.

2)Экономическая форма.

3)эколого-экономическая.

2.Охрана природы.

3)Экологическая безопасность

Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

В общей форме требования к планированию охраны окружаю­щей среды на современном этапе определены Законом об охране окружающей среды, согласно ст. 15 которого планирование охра­ны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях проводится в форме программ. Такое планирование должно осу­ществляться с учетом государственных прогнозов социально-эко­номического развития, на основании научных исследований, на­правленных на решение задач в области охраны окружающей среды. При разработке государственных программ следует учиты­вать предложения граждан и общественных объединений. Поря­док разработки, финансирования и реализации федеральных про­грамм и программ субъектов РФ в области охраны окружающей среды устанавливается соответственно законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов.

Закон обязывает также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную де­ятельность, оказывающую негативное воздействие на окружаю­щую среду, планировать, разрабатывать и осуществлять меро­приятия по охране окружающей среды.

Общие нормативные требования к государственному планиро­ванию, распространяющиеся также на сферу природопользова­ния и охраны окружающей среды, определены Федеральным за­коном «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В соответствии с этим Законом под государственным прогнозиро­ванием социально-экономического развития понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социальноэкономического развития России, основанных на законах ры­ночного хозяйствования. Программа социально-экономического развития - комплексная система целевых ориентиров социаль­но-экономического развития и планируемых государством эф­фективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Разработка государственных прогнозов на долгосрочную (раз в пять лет на десятилетний период), среднесрочную и краткосроч­ную перспективу возложена на Правительство России. Такие про­гнозы разрабатываются на основе комплексного анализа ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, на­учно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяй­ственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. От­дельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Разрабатываемые на вариантной основе прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографи­ческих, экологических, научно-технических, социальных и дру­гих прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятель­ности. Они включают, в частности, количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потреб­ления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Прогнозы на долгосрочную перспективу, разрабатываемые раз в пять лет на десятилетний период, создают основу разработки концепции социально-экономического развития России на дол­госрочную перспективу. В концепции конкретизируются вариан­ты социально-экономического развития, определяются возмож­ные его цели, пути и средства их достижения.

На основе концепции разрабатываются государственные про­граммы социального и экономического развития, в том числе и по охране окружающей среды. В настоящее время реализуются сле­дующие программы:

Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860. Эта програм­ма содержит ряд подпрограмм, ранее реализуемых как самостоя­тельные федеральные целевые программы, включая подпрограм­мы «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», «Отходы», «Под­держка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана

2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды 309

озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрожде­ние Волги»;

Федеральная целевая программа «Мировой океан», утверж­денная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г. № 919;

Федеральная целевая программа «О государственной под­держке государственных природных заповедников и националь­ных парков на период до 2000 года», утвержденная Указом Пре­зидента РФ от 10 октября 1995 г. № 1032;

Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 г. № 780 1 ;

Федеральная целевая программа «Сейсмобезопасность тер­ритории России» (2002-2010 годы), утвержденная постановле­нием Правительства РФ от 25 сентября 2001 г. № 690 2 ;

Федеральная целевая программа «Преодоление последст­вий радиационных аварий на период до 2010 года», утвержден­ная постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 637 3 ;

Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы, утвержденная поста­новлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 4 ;

Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и тех­ногенного характера в 1999 - 2005 годах», утвержденная поста­новлением Правительства РФ от 2 июля 1999 г. № 737 5 ;

Федеральная целевая программа «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его вли­яния на здоровье населения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1237 6 ;

Некоторые другие программы.

В соответствии с Государственным докладом о состоянии ок­ружающей природной среды РФ в 1995 г. 7 в разных стадиях разработки и частичной реализации насчитывалось свыше 70 регио­нальных программ.

Конкретные требования по планированию использования и охраны природных ресурсов устанавливаются в соответствующих природоресурсных актах. Так, Водный кодекс РФ содержит поло­жения относительно схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Согласно Закону о животном мире планирование охраны объ­ектов животного мира и среды их обитания также предусматри­вается в форме государственных программ.

Планирование использования и охраны земельных и лесных ресурсов осуществляется в форме проектов земле- и лесоустройст­ва. Проекты земле- и лесоустройства как инструменты планиро­вания представляют собой систему мероприятий, направленных на обеспечение организации рационального использования и охраны земель, обеспечение рационального ведения лесного хо­зяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроиз­водства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве, создание благоприят­ной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Названные формы планирования разрабатываются и осущест­вляются специально уполномоченными государственными орга­нами по охране и использованию соответствующего природного объекта.

Последовательная реализация планов и программ в области природопользования и охраны окружающей среды наряду с дру­гими факторами предопределяется финансированием.

Экологические права граждан

Центральное место среди принципов экологического права, как отмеча­лось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права явля­ется становление и развитие института экологических прав граждан в каче­стве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за­креплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до­полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра­вонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы­званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти­хийных бедствий. Это право обеспечивается:

Планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

Предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

Возмещением в судебном или административном порядке вреда, при­чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды, последствий аварий и катастроф;

Государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече­нием к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече­ния экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю­щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граж­дан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывает­ся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

Создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

Принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись­мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

Требовать от соответствующих органов предоставления своевремен­ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ­ной среды и мерах ее охраны;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель­ности таких объектов;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес­ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен­ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

Осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду­смотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»):

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам;

Принимать участие в охране окружающей природной среды;

Соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

Повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо­му воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных эколо­гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

Разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за­щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес­кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак­тивной природоохранительной деятельности;

За счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше­ниями;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

Требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин­формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

Организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под­писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе­рендумов по охране окружающей природной среды;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност­ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест­ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди­нениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все­мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

Землеустройство.

Землеустройство включает в себя следующие мероприятия: 1. изучения состояния земли; 2. планирование и организацию рационального использования земель и их охраны; 3. образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов гос-ой власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков. Землеустройство должно проводится в обязательном порядке. Эти работы обязательно проводятся в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; выявления нарушенных земель. Сведения о землеустройстве носят открытый характер. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, должны быть оповещены в письменной форме не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Неотъемлемой частью землеустроительных работ является межевание, т.е. работы по установлению на местности границ муниципальных образований. Межевание проводится при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков. Землеустройство – это одна из функций управления в сфере использования и охраны земель.

Право пользования недрами.

Видами прав пользования на участки недр являются: право пользования на определенный срок или право без ограничения срока. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Минимальный срок предоставления - до одного года, максимальный - без ограничения срока. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений. На срок до одного года участки недр предоставляются для добычи полезных ископаемых. Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях. Для геологического изучения срок пользования составляет до 5 лет, для добычи подземных вод - до 25 лет. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Основанием получения права пользования недрами является соответствующее решение органов государственной власти соответствующего уровня в зависимости от целей использования. Правоудостоверяющим документом на право пользования недрами является лицензия. Лицензии на право пользования участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии). Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица.

Правовая охрана вод.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Органы гос-ой власти РФ и органы гос-ой власти субъектов РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения. Граждане и юрид. лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При осуществлении на дне водных объектов работ, которые направлены на использование недр, но не связаны с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах. Запрещается засорение ледяного покрова. Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное и оздоровительное лечение.

Правовая охрана лесов.

Гос-ая лесная охрана РФ создается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в целях обеспечения сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.

Государственная лесная охрана РФ организует наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, проводит мероприятия по противопожарному обустройству территории лесного фонда, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, профилактике лесных пожаров, своевременному их обнаружению. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов Правительство РФ, федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население. О существляется охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

Транспорте.

В целях установления барьера между объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися источниками негативного воздействия на окружающую среду, и жилой застройкой создаются санитарно-защитные зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают предельно допустимые концентрации и/или предельно допустимые уровни и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Автомобильные и иные транспортные средства при работе оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами. Уровни загрязнения от транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почву.

Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Существуют формы взаимодействия общества и природы:

1)экологическая форма. В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышит воздухом, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.+

2)Экономическая форма. В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы.

3)эколого-экономическая. Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими.

От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан):

1.Рациональное природопользование. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов. Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.

2.Охрана природы. Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие. Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.

В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).

В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).

На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.

В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.

3)Экологическая безопасность -это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, государства, общества от негативных факторов окружающей среды, природного и техногенного характера.

1.2.1. Сущность взаимодействия общества и природы

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из вечных проблем человечества. Но на различных этапах своего развития он по-разному подходил к ее решению. В первобытно-общинном строе, когда знания человека о природе были ничтожно малы, производительные силы общества очень слабы, человек находился в полной зависимости от сил природы. Все его взаимодействие с природой сводилось к слепому подчинению силам природы. Хотя он и стремился познать и понять природу, жить с ней в гармонии, но сделать этого не мог в силу ограниченности своих экологических знаний.

Такая ограниченность находила свое отражение в формировании ненаучных, фантастических принципов и норм поведения человека во взаимоотношении с природой. В этот период рождаются обычаи жертвоприношений с целью умилостивить стихийные силы природы, отождествления себя с различными видами животных и растений и даже явлениями природы и наделения их сверхъестественными свойствами покровителя человека. Такие объекты объявлялись священными, родоначальниками родов и племен (тотемы) и охранялись, что, кстати, объективно явилось слабой, но формой охраны природы.

В эпоху рабовладельческой и феодальной общественных формаций, когда человек уже освоил ремесла, научился добывать и перерабатывать полезные ископаемые, имел представление о небесных телах и мог предсказывать затмение луны и солнца, соотношение сил общества и природы меняется в пользу человека. Человек в известной мере уже ушел от слепого подчинения силам природы. Но «власть» человека над природой была еще слаба, он еще не мог объяснить многих явлений природы, что объективно породило возникновение религии, которая объявила и природу, и происходящие в ней явления, и самого человека творением бога.



В период становления и развития капиталистической (индустриальной) общественной формации, когда человек открыл периодическую таблицу химических элементов, научился превращать одни вещества в другие, использовать электрическую энергию, человек все чаще провозглашает себя «господином» природы. В этот период общество противопоставляется природе, природа – технике, техника – человеку и т.п. Природа рассматривается как неисчерпаемый источник ресурсов и объект преобразований с вытекающими отсюда пагубными последствиями для природы и для самого человека.

В ХХ веке в условиях бурного развития научно-технического прогресса эти противоречия еще больше усиливаются и доходят до своего апогея. Человечество вступает в полосу экологического кризиса. В этих условиях возникает немало естественно-научных, социологических и других концепций и прогнозов в отношении дальнейших судеб человечества и природы (экологического кризиса). Одни из них выражают упадническое настроение значительной части общества, неверие в лучшее, полагая, что предотвратить наступающий кризис невозможно, или предлагают крайние меры для его предотвращения. Другие, откровенно защищая интересы промышленных монополий или проявляя слепой оптимизм, заявляют, что человечеству экологический кризис не угрожает, так как природа сама залечит наносимые ей раны.

Ярым сторонником первых был в свое время английский ученый-монах Мальтус (XVIII–XIX века). В своей книге «Законы убывающего плодородия» он утверждал, что в обществе средства существования
(а это возможности природы) увеличиваются по арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.), а население растет по геометрической прогрессии (1, 2, 4, 16 и т.д.). Все более увеличивающийся разрыв между потребностью общества и возможностью природы удовлетворить эти потребности приведет к всеобщему голоду и гибели человечества.
Выход он видел в сокращении численности населения. Каким образом? Мы должны, – писал Мальтус, – способствовать действиям природы, вызывающим смертность. Вместо того, чтобы проповедовать среди бедняков необходимость соблюдения чистоты, мы должны поощрять как раз обратные привычки. Надо делать в городах узкие улицы, перенаселять дома и способствовать повторению эпидемий чумы. Необходимо строить деревни близ непроточных водоемов и особенно способствовать заселению болотистых и вредных для здоровья мест. Но прежде всего нам следует осудить применение особых лекарств для лечения смертельных болезней.

Мальтуса можно было бы не вспоминать, если бы время от времени у него не появлялись последователи. Не так давно некий Дж. Харден в одном из американских журналов в статье «Аморальность мягкосердечия» писал: «Как же мы можем помочь той или иной стране избежать перенаселения? Очевидно, худшее, что мы можем сделать, – это послать туда продовольствие. Атомные бомбы сделали бы более доброе дело».

Часто встречаются взгляды не столь человеконенавистнические, но крайне пессимистические. К примеру, западно-германский ученый
Т. Лебсак в своей книге «Последние годы человечества», изданной в Мюнхене в 1983 году, рассматривает несколько моделей будущего человечества, точнее – его гибели. В соответствии с первой моделью человечество может погибнуть через 6–8 поколений, то есть между 2170 и 2250 годами, если это предположение еще раньше не опровергнет атомная война (с. 241). Вторая модель отодвигает этот срок до 2600 года, когда, согласно прогнозу, природные ресурсы и регенерационные возможности будут полностью исчерпаны. Экологическое равновесие, считает Лебсак, после вымирания человечества восстановится лишь через многие сотни, если не тысячи лет (с. 244).

В этом же ключе, но более резко высказался российский ученый
В.А. Зубаков. В статье «Куда идем?» он писал: «Анализ современной экологической ситуации привел автора к выводу, что мир прошел половину пути от глубокого экологического кризиса к тотальной экокатастрофе».

Более умеренные пессимистические взгляды были высказаны в конце прошлого века представителями так называемого «Римского клуба». Они также предрекают вымирание человечества и по той же причине, которую назвал Мальтус, если не будут приняты в ближайшие годы соответствующие меры. Среди них они предлагают: 1) сократить производство и тем самым снизить отходы, загрязняющие и засоряющие окружающую среду; 2) сократить потребление природных ресурсов;
3) регулировать численность населения.

А пока производство растет, потребление тем более, а возможности биосферы сокращаются, и формула Мальтуса остается в силе.

Но в мире преобладает реалистический оптимизм, сторонники которого вполне осознают возможность наступления экологического кризиса, но не считают его фатально неизбежным. Эти взгляды сводятся к следующему. С одной стороны, окружающая нас природная среда существует независимо от воли и сознания человека. Больше того, сам человек является продуктом природы, находится внутри нее, составляет ее часть, испытывает на себе влияние законов природы. С другой стороны, человек взаимодействует с природой, влияет, воздействует на нее.

Правда, другие живые существа (дикие животные) – также продукты природы и также воздействуют на природу и взаимодействуют с ней. Но они воздействуют на природу главным образом фактом своего пребывания в природной среде, потреблением элементов природы в пищу и существенных изменений в природу не вносят.

Человек же как разумное существо, как социальный организм воздействует на природу своим трудом, изменяет ее, в известной мере даже властвует над ней, что позволяет ему делать достижения в химии, физике, энергетике, строительной технике и т.д. Но, как заметил Ф. Энгельс, человек властвует над природой не так, как завоеватель властвует над чужим народом, а как существо, своей плотью и мозгом принадлежащее природе и находящееся внутри нее. Господство человека над природой заключается в том, продолжает Ф. Энгельс, что он в отличие от других существ умеет познавать ее законы и правильно их применять.

Это господство заключается «не в воображаемой независимости от законов природы, – писал В.И. Ленин, – а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». «До тех пор, пока мы не знаем закона природы, – отмечал В.И. Ленин, – он действует вне нашей воли и сознания, делает нас рабами природы… А познав законы, человек становится ее господином».

Стремление господствовать над природой вопреки ее законам и таким образом одержать над ней легкую победу оканчивается для человека всегда печально. Имея в виду достижения в области химии, физики, энергетики и в связи с этим предостерегая человека от легкой победы над природой, Ф. Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» и мстит порой жестоко. Мстит, конечно, не в силу своего злого права, а потому, что человек необдуманным вмешательством нарушает сложившуюся миллионами и миллиардами лет взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в результате получает отрицательный результат, ибо в природе ничего не совершается обособленно, каждое явление действует на другие и обратно.

Таким образом, взаимодействуя с природой, воздействуя на нее,
человек, прежде всего, должен познать законы природы и действовать
в соответствии с этими законами. В противном случае он всегда получит результат обратный тому, на который он рассчитывал.

Примеров взаимодействия человека с природой вопреки ее законам множество. Есть среди них смешные и печальные, грустные и трагические. Притом человек далеко не всегда действует умышленно, а чаще из благих намерений. Так, истребление некоторых хищников в Боливии привело к таинственной болезни у людей, над распознаванием и установлением источника которой медики работали два года. Оказалось, что источником болезни явились чрезмерно расплодившиеся крысы и мыши из-за сокращения количества именно этих хищников.

Из благих намерений человек завез в Австралию кроликов и домашний скот. Первые настолько размножились, что стали интенсивно уничтожать сельскохозяйственные культуры, а навоз вторых природой не перерабатывался и портил почву. Тогда для сокращения поголовья кроликов пришлось завозить собаку, названную впоследствии динго (одичавшая), а для переработки навоза – колорадского жука. Динго вскоре одичала и стала поедать и домашний скот. Возникла проблема борьбы с динго.

Еще один пример неумышленного нарушения равновесия в природе. Недавно в Индии обнаружили массовое заболевание среди молодых крестьян юга – искривление коленных суставов (остеопороз). Началось с того, что здесь соорудили плотину. Вследствие этого повысился уровень грунтовых вод и в почве стало больше щелочей. В результате в растении сорго, которым питаются жители, возросло содержание
молибдена. А это привело к снижению количества меди в организме человека, особенно у молодых людей. Отсюда и массовое заболевание остеопорозом.

Печальные примеры отрицательного результата вмешательства человека в природу можно привести из жизни России и других государств СНГ. В результате повального осушения болот в Белоруссии земли многих ее районов были буквально оголены из-за сдувания пересушенной болотной почвы. Аналогичный результат был получен в России, но уже из-за ветровой эрозии почвы целинных земель. По этой причине только на Алтае были выведены из сельскохозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель.

Нельзя не упомянуть о строительстве водохранилищ на равнинных землях. Вопреки ожидаемому результату в таких водохранилищах рыба погибает, вода плесневеет, не говоря уже о том, что навсегда теряются для сельского хозяйства многие десятки и сотни тысяч гектаров земель.

Китайцы обвинили воробьев в том, что они ежегодно поедают около
7 млн тонн риса, достаточного для того, чтобы прокормить 40 млн человек и решили уничтожить их. Мудрые китайцы сообразили, что если во всех населенных пунктах (а воробьи из населенных пунктов не улетают) одновременно вспугнуть воробьев и не давать им садиться, то через некоторое время от истощения сил они начнут падать на землю, где остается их собрать и уничтожить. Задумано – сделано. В один совсем не прекрасный день для Китая одновременно 1 млрд с лишним китайцев во всех населенных пунктах начали создавать шум. Армия стреляла из орудий и иного оружия, играли все оркестры, домохозяйки и дети стучали в кастрюли и иные звонкие предметы. К недолгой радости китайцев воробьи, действительно, попадали на землю и веселый щебет воробьев в Китае прекратился.

Но, увы, китайцы сильно просчитались. В том же году стали погибать сады и виноградники. Личинки, которыми питались воробьи, в их отсутствие чрезмерно размножились и поели все листья на деревьях. Китайцам ничего другого не оставалось, как завезти воробьев из соседней Монголии. Таким образом, воробьи в Китае теперь импортные.

Ничего не сравнится с трагедией, которая постигла Арал по вине человека. А виною всему – хлопковый бум, который преследовал десятилетиями среднеазиатские республики СССР (Узбекистан, Таджикистан, частично Туркменистан, Казахстан). Работа партийно-советских и хозяйственных работников оценивалась по тому, сколько республика дала хлопка. За достижения в хлопкоробстве звезды Героя Социалистического Труда сыпались как из рога изобилия. За хлопок, к примеру, получил дважды Героя Соцтруда бывший первый секретарь ЦК Компартии
Узбекистана Рашидов.

Ради хлопка было распахано все, что можно было распахать. Хлопковые поля плотным кольцом окружили села и многие города. Негде стало косить сено, пасти скот. В республиках остро встала проблема обеспечения населения мясо-молочными продуктами. Но хлопковый бум продолжался. Конечно, само по себе выращивать много хлопка – дело благородное. Но цена, которая заплачена за это – слишком высока и вот почему.

По территории среднеазиатских республик протекают Сыр-Дарья и Аму-Дарья. Именно они когда-то создали Аральское море на территории Казахстана и поддерживали в нем нормальный водный режим. Но увлечение хлопком погубило Арал. Во-первых, на полив уходило все больше и больше воды и названные две реки постепенно стали мелеть, а летом их воды до Арала вообще не доходили и он стал мелеть.
Во-вторых, чем больше хлопковых полей, тем больше требуется агрохимикатов и даже ядохимикатов. Дело в том, что хлопок убирается машинным способом путем всасывания раскрывшихся бутончиков. Чтобы с хлопком не всасывались листья и не загрязняли убранный хлопок, хлопковые поля перед уборкой опрыскивают дефолиантом (сильным ядохимикатом), после чего листья опадают.

Значительная часть агрохимикатов и ядохимикатов смывалась с полей и уносилась в Аральское море. В результате дно Арала постепенно покрылось многометровым слоем опасных отходов.

По мере обмеления Арала стало открываться его дно и постепенно превратилось в огромное поле опасных отходов, которые выветриваются и разносятся вокруг Арала на сотни и тысячи километров.

Кроме того, Арал перестал быть рыбохозяйственным и судоходным водоемом. Окружающая среда Арала подверглась экологической токсикации настолько, что рождающиеся здесь дети на 100% экологически иммунодефицитны. Население в целом подвержено экозависимой патологии.

Меры по спасению Арала в основном ограничиваются принятием решений. Все республики Аральского региона еще в 1993 году приняли решение ежегодно вносить в фонд спасения Арала 1% национального дохода. Но никто ничего в этот фонд еще не вносил. Средств, поступающих от международных организаций и государств в фонд спасения Арала, очень мало.

Человек нарушает законы природы и получает печальный результат и в связи со сведением (чрезмерной рубкой) лесов, неразумным истреблением диких животных и т.д. Нарушением законов природы является и загрязнение воды и воздуха, ибо природа без вмешательства человека представляет собой безотходное производство.

Показателем деятельности человека вопреки законам природы, в нарушение этих законов является создание Черной книги, в которую вносятся исчезнувшие с лица Земли за время человеческой цивилизации виды животных.

Многие сотни видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, занесены в Международную Красную книгу, национальные красные книги.

В России появилась и Синяя книга, в которой фиксируются аварийные выбросы промышленных предприятий, наиболее загрязненные города, степень применения ядохимикатов и т.д.

Поэтому задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, – экологический иммунодефицит (экологический СПИД, недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека).

Познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами – первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать. Все – экономика, право, наука и техника, образование и воспитание – должно быть проникнуто экологическим духом, духом разумного использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды.

На фоне изложенного представляет интерес вопрос о том, в каких формах взаимодействуют общество и природа, какие реальные шаги должны быть приняты, для того, чтобы это взаимодействие было гармоничным.

1.2.2. Формы взаимодействия общества и природы

Человек взаимодействует с природой в двух формах, которые соответствуют выполняемым природой двум ролям: экономической и экологической.

Экономическая форма взаимодействия. Разговор о сути этой формы взаимодействия можно предварить эпиграфом: «Природа для человека – хлеб насущный». Действительно, она является главным источником богатства любой нации. За счет нее человек получает около ¾ всех материальных благ. За счет природных ресурсов члены общества обеспечиваются питанием и одеждой, жильем и элементами благоустройства, комфорта и т.д. За счет природы обеспечивается развитие науки и техники, обороноспособность страны и т.д.

Чтобы обеспечить общество необходимыми материальными благами, соответствующие отрасли народного хозяйства добывают сырье (древесину, уголь, нефть и др.), выращивают сельскохозяйственные культуры, а другие перерабатывают их в различные материалы. В целом общество вступает во взаимодействие с природой с целью удовлетворения своих экономических потребностей. В этом суть экономической формы взаимодействия.

Экономическая форма взаимодействия общества и природы по своей сути является потребительской, что чревато истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, ухудшением ее состояния, о чем уже было сказано. Реальность такой угрозы особенно понятна в России, если учесть, что у наших людей длительное время прививается мысль о необъятности наших просторов и неисчерпаемости природных ресурсов, о возможности брать и брать у природы ее богатства. Мы не можем ждать милостей от природы, писал советский биолог Мичурин, взять их у нее – наша задача. Почему бы не брать, если, как поется в одной песне:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

А между тем слова Мичурина в наше время уместно перефразировать так: «Мы не можем ждать милостей от природы после того, что с ней сделали».

Поэтому экономическое взаимодействие общества и природы должно быть построено, сформировано так, чтобы сохранить природу как источник материальных благ, сырья для настоящего и будущих поколений на неопределенно длительное время, а также сохранить окружающую среду в благоприятном состоянии.

Экологическая форма взаимодействия. Ее суть образно отражает пословица «Ни хлебом единым жив человек», ибо природа, напомню, не только источник материальных благ, но и место жизнедеятельности человека, место труда и отдыха, эстетических наслаждений и т.д. Она жизненная среда человека, условие его существования. Поэтому ему нужна здоровая окружающая среда: чистый воздух и чистая вода, обилие и разнообразие животного и растительного мира. Если сказать обобщенно, то ему нужна благоприятная окружающая среда.

Поэтому экологическая форма взаимодействия общества и природы должна быть построена, сформирована так, чтобы сохранить для человека здоровую окружающую среду. Но как это сделать?

Экономические интересы общества преследуют цель получить от природы все необходимое для удовлетворения своих материальных потребностей и притом во все возрастающих количествах. А это чревато истощением природных ресурсов, загрязнением и засорением природной среды как места обитания человека, то есть ухудшением экологических условий жизни общества. Но, с другой стороны, сохраняя окружающую среду в благоприятном состоянии человек одновременно вынужден использовать ее для удовлетворения своих материальных потребностей.

И здесь вступает в действие один из всеобщих законов философии о борьбе противоположностей, что применительно к нашему случаю означает сочетание экономических и экологических форм взаимодействия общества и природы. Такое сочетание должно осуществляться по формуле: используя природу как источник материальных благ, необходимо сохранить ее как место жизнедеятельности человека в благоприятном состоянии; сохраняя природу как место жизнедеятельности человека в благоприятном состоянии следует иметь в виду необходимость обеспечить экономику достаточным количеством природного сырья.

Общая цель взаимодействия общества и природы: сохранить природу для настоящего и будущих поколений людей с ее двуединой ролью и функцией. При этом приоритет должен быть отдан экологической форме взаимодействия, что, кстати, закреплено в экологическом законодательстве (см., например, ст. 3 ФЗоООС).

1.2.3. Экологическая доктрина России в области взаимодействия общества и природы

Экология, напомню – учение о взаимодействии общества и природы. Доктрина – учение, научная или философская теория, а также руководящие (политические) принципы. Отсюда экологическую доктрину можно определить как учение, научную или философскую теорию, как руководящие (политические) принципы в области взаимодействия общества и природы.

Действующая экологическая доктрина (ЭД) России одобрена Правительством и носит официальный характер. Поэтому ее можно определить как руководящие и политические принципы российского государства в области взаимодействия общества и природы.

Необходимость выработки ЭД России диктуется уже наступившим кризисом во взаимодействии общества и природы. Существенные нарушения баланса экологических и экономических интересов общества начались еще в последние десятилетия ХХ века, когда экономика, ориентированная в основном на быстрые темпы экономического роста породила беспрецедентное причинение вреда окружающей среде.

Нарушение гармонии между растущими потребностями общества и возможностью биосферы обеспечить эти потребности продолжается и в XXI веке. Больше того, оно усиливается. Дело в том, что биосфера способна выдержать антропогенную нагрузку на нее лишь до определенных пределов. Связано это с тем, что на Планете ограничена так называемая биота (комплекс живых организмов в природе), за счет которой живет человечество. Больше того, биота сокращается. Достаточно сказать, что в ХХ веке нарушенная хозяйственной деятельностью человека площадь суши увеличилась с 20 до 60%. По данным Всемирного фонда защиты природы, за 25 последних лет ХХ века люди уничтожили более 30% природных ресурсов Земли.

К этому следует добавить, что население Планеты неуклонно растет. Если в 1999 году оно составляло 6 млрд человек, то к 2050 году может возрасти до 9 млрд человек. Правда, в России пока идет обратный процесс, о чем я еще скажу.

Экологический кризис приобрел общепланетарный (глобальный) характер. Поэтому он стал предметом рассмотрения на специальной Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), где был выработан документ об устойчивом, сбалансированном развитии экономики и экологии.

В России противоречия между экономикой и экологией приобрели характер угрозы национальной безопасности, на что было обращено внимание в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 года, в редакции 10.01.2000 года.

Несколько раньше на опасный разрыв между потребностью общества и возможностью природы удовлетворить эти потребности было указано в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию. В ней предусматривалось сбалансированное развитие проблемы: с одной стороны, обеспечить нормальное социально-экономическое развитие общества, а с другой, – сохранить благоприятное состояние окружающей среды и природноресурсовый потенциал.

В Концепции предусматривался большой комплекс мер по обеспечению устойчивого (сбалансированного) развития экономики и экологии. Но, увы, Концепция осталась на уровне благих пожеланий. Как говаривал в бытность премьер-министром РФ В.С. Черномырдин, хотели как лучше, а получилось как всегда.

И вот в 2002 году делается очередная попытка подружить экологию с экономикой. 31.08.2002 года Правительство РФ одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации. Цель доктрины: 1) назвать факторы, приводящие к дисбалансу в развитии экологии и экономики;
2) указать пути решения проблемы.

В качестве факторов, приводящих к дисбалансу в развитии экологии и экономики Экологическая доктрина (ЭД) называет:

· преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

· резкое ослабление управленческих и прежде всего контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

· высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

· низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

· последствия экономического кризиса и низкий уровень жизни населения;

· низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения.

В ЭД этого не сказано, но одним из существенно тормозящих факторов в рассматриваемой проблеме нужно назвать очень и очень слабую политическую волю государства.

С учетом названных факторов определены задачи по проведению в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочную перспективу.

Доктрина провозглашает, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетным направлением деятельности государства и общества. Поэтому природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.

Далее в ЭД утверждается, что формирование и реализация социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимосвязаны, поскольку здоровье, социально-экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

ЭД, как записано в ней, базируется на Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах РФ, международных договорах в области экологии, а также на:

· фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук;

· оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения;

· признании важности значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов;

· учете глобальных и национальных особенностей взаимодействия человека и природы.

ЭД провозглашает далее, что стратегической целью государственной политики в области экологии является прежде всего сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функции для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.

Остановлюсь на основных задачах, путях и средствах реализации положений ЭД. Их можно свести в семь следующих пунктов.

Во-первых, обеспечить устойчивое и неистощительное природопользование. Для этого необходимо:

· внедрять комплексное природопользование (использовать на определенной территории все компоненты природной среды);

· сократить в структуре национальной экономики ресурсодобывающие предприятия;

· максимально полно извлекать из недр полезные ископаемые;

· пресекать нелегальное использование природных ресурсов.

Во-вторых, обеспечить благоприятное состояние окружающей среды. С этой целью:

· внедрять безотходную и малоотходную технологию;

· сократить вредные выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты;

· принять меры к предотвращению и снижению экологически вредной деятельности Вооруженных сил.

В-третьих, в целях охраны здоровья населения:

· снизить экологические риски при строительстве и эксплуатации опасных объектов;

· обеспечить нормативное качество питьевой воды и атмосферного воздуха;

· снабжать население экологически безопасными продуктами питания.

В-четвертых, улучшить государственное управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (экологическое управление). Для этого:

· четко разграничить полномочия и ответственность между федеральными, региональными и местными органами власти;

· обеспечить надлежащий экологический контроль и мониторинг, достоверной экологической информацией;

· совершенствовать систему лицензирования, сертификации и паспортизацию в природопользовании;

· улучшить механизм нормирования качества окружающей среды и экологической экспертизы.

В-пятых, необходимо улучшить правовое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. С этой целью:

· привести региональное законодательство в соответствие с федеральным;

· обеспечить соответствие законодательства РФ нормам международного права;

· совершенствовать механизм судебного разрешения экологических дел и усилить прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства;

· выработать механизм прекращения незаконного природопользования.

В-шестых, совершенствовать экономико-финансовое обеспечение основных положений ЭД, в частности:

· создать надежный механизм взимания платежей за пользование природными ресурсами и использовать их на нужды охраны окружающей среды и восстановление природных ресурсов;

· в полной мере реализовать принцип: «загрязнитель окружающей среды платит»;

· осуществлять достаточное бюджетное финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

· ввести обязательное экологическое страхование ответственности;

· содействовать внедрению экологического аудита;

· стимулировать внедрение экологически чистых технологий, вторичную переработку сырья;

· поощрять благотворительную деятельность в области экологии.

В-седьмых, важными направлениями реализации ЭД также явля-
ются:

· научное обеспечение экологических программ;

· улучшение экологического образования и совершенствование экологического просвещения;

· усиление внимания к международному сотрудничеству в области экологии.

В ЭД, как бы сказал В. Маяковский, – «планов громадье». А какова перспектива их реализации?

Конечно, хотелось бы, чтобы основные положения Доктрины были реализованы. Но есть большие опасения, что она, как и Концепция устойчивого развития 1996 года в основном останется на бумаге. На чем основан такой пессимистический вывод?

В силу тех факторов, о которых сказано в самой Доктрине, экологическое положение России – плачевное. Крайне слаба экономика.
В 1999 году по уровню ВВП на душу населения Россия занимала
37 место из 39 наиболее развитых стран. За последние пять лет она продвинулась на… 36 место. Мы впереди только Болгарии (38 место) и Румынии (37 место). По уровню жизни Россия находится на
63 месте.

Не способствует улучшению экологии и демографическое положение страны. Если по переписи населения 2002 года в России проживало 145 млн человек, то по прогнозным данным к 2050 году эта цифра сократится до 113, а по более пессимистическим расчетам – до 104,96 и даже до 77. Прогноз опирается на то, что в последние годы число россиян ежегодно сокращается примерно на 1 млн человек.

К тому же над Россией, как и над всеми другими странами, богатыми природными ресурсами, висит так называемое «ресурсное проклятие». Известно, что в странах с такими ресурсами слабо развита экономика, наблюдается бедность, процветает коррупция, имеет место политическая нестабильность и т.п. Многое из этого перечня, увы, характерно и для России, страны, самой богатой в мире природными ресурсами.

К сожалению, в последние 10 лет существенно ослабла структура государственных органов экологического управления.

Из законов исчезают нормы в какой-то мере препятствующие монополиям беспрепятственно эксплуатировать природные ресурсы.

В таких условиях рассчитывать на то, что основные положения ЭД будут реализованы, трудно.

Но дай бог мне ошибиться.

3 6 ..

ТЕМА 4. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

4.1. Формы взаимодействия общества и природы на современном этапе в Республике Беларусь

Окружающая природная среда является условием существования человека и других живых организмов, участок территории, на которой он проживает, пространственный предел существующей государственной власти, место размещения экономического хозяйственного комплекса.

Окружающая природная среда представляет собой сложное понятие, в состав которого входят взаимодействие общества (человека) и природы, состоящее из двух форм. Первая форма - потребление природы человеком, использование ее для удовлетворения материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия.

Вторая форма взаимодействия - охрана окружающей среды с целью обеспечения сохранения жизни на земле, естественной среды обитания - экологическая форма.

Человек воздействует на окружающую природную среду не только потребляя ресурсы, но и изменяя природную среду для своих конкретных практических и хозяйственных целей. В связи с этим хозяйственная деятельность оказывает большое влияние на природу, подвергая ее изменениям, которые в свою очередь влияют на самого человека.

В Республике Беларусь в 2002 г. из природных источников забрано 1824 млн м3 воды. Потери воды при транспортировке составили 117 млн м3. Водопотребление на производственные нужды составило 754 млн м3, из них 164 млн м3 составила вода питьевого качества - 22% от произ-
водственного водопотребления. Объем сброса нормативно-очищенных вод в поверхностные водоемы составил 884 млн м3 - 98% от общего объема стоков, подлежащих очистке. Сброс загрязненных производственных и коммунальных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных составил 20 млн м3.

Добыча не рудных полезных ископаемых, глинистого сырья (глины кирпичные, огнеупорные, тугоплавкие, сырые для производства цемента, керамзита и аглопарита), в 120 месторождениях глин с объемом годовой добычи около 5 млн м3. В 125 месторождениях песчано-гравийных материалов, строительных, силикатных, стекольных, формовочных песков добывается более 30 млн м3. На 12 месторождениях карбонатного сырья (мел, маргель, доломит), добывается в год мела более 5 млн т, доломита -более 8 млн т В двух месторождениях строительного камня добывается свыше 10 млн м3. Нефти добывается около 1,84 млн т В целом площадь земель, нарушенных при эксплуатации в Республике Беларусь, составляет около 20 тыс. га.

Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в трех формах: загрязнение окружающей среды; истощение природных ресурсов; разрушение (уничтожение) природной среды.

Загрязнение окружающей среды - это физико-химическое изменение состава природного вещества (почвы, воздуха, воды), которое угрожает нормальному функционированию жизни, живых организмов, сообществ, в том числе и человека. Загрязнение бывает космическое - естественное, получаемое из космоса и в вулканической деятельности и антропогенное - совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенное загрязнение - любое загрязнение природной среды, вызванное деятельностью человека - это прямое или опосредованное влияние человека на природу, приводящее к точечным, локальным, региональным или генерализованным ее изменениям. Антропогенное загрязнение природы подразделяется на несколько видов - пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое (изменение температуры воды).

В Республике Беларусь в 2002 году выбросы в атмосферу вредных веществ составили 1309 тыс.т, в том числе от стационарных источников -381 тыс. т, передвижных источников - 928 тыс. т. Из 381 тыс. т загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух стационарными источниками твердые вещества составили 43,8 тыс.т, в том числе пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния - 2,3 тыс. т, свинец и его соединения в пересчете на свинец - 5,3 тыс. т, хром шестивалентный -

1,4 тыс. т. Газообразные и жидкие загрязняющие вещества составили

337,2 тыс.т., из них сернистый ангидрид - 102,7 тыс. т; окись углерода -

93,0 тыс. т; окись азота - 73,4 тыс. т; углеводороды - 73,4 тыс. т; аммиак -

5,2 тыс. т; сероводород - 0,4 тыс. т.

В городах наибольший удельный вес в загрязнении дает транспорт, примерно 70-80%. В промышленности наиболее «агрессивной» считается металлургия и машиностроение, затем идет энергетика, химическая, нефтяная и газовая отрасли.

В Беларуси в 2003 году на одного жителя приходилось свыше 75 т отходов, тогда как в среднем на одного жителя Земли приходится около

20 т с учетом использования, захоронения и складирования отходов, на конец 2003 года их оставалось 743 680 тыс. т.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя земли, основная функция которого состоит в охране жизни человека и других живых существ земли от губительного воздействия космического ультрафиолетового излучения.

Не менее важным объектом загрязнения являются воды республики, водоемы, реки, озера, подземные воды. За последние 20 лет минерализация воды в крупных реках республики Припять, Днепр, Западная Двина, Неман, Сож возросли более чем на 20%. Неблагоприятная обстановка складывается с подземными водами, большая их часть загрязняется в районах промышленных предприятий, крупных животноводческих комплексов, активного применения минеральных удобрений и ядохимикатов.

Несмотря на то, что лесистость Беларуси близка к оптимальной (35,5%), естественная структура лесных насаждений и флористический их состав вследствие антропогенного воздействия (мелиорации, выпаса скота, рубок и т.д.) существенно нарушены, 20% лесов Белоруссии загрязнено радионуклидами.

Активно влияющим источником на изменение окружающей природной среды является сельское хозяйство, в частности применение минеральных удобрений и ядохимикатов, стимуляторов роста.

Экономическая форма взаимодействия.

Природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

Экологическая форма взаимодействия.

Охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

Обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

В отличие от прошлых времен антропогенный фактор сейчас играет глобальную роль в изменении природной среды - это с одной стороны. С другой стороны, в современном обществе больше, чем раньше, проявляется его зависимость от состояния природной среды. Поэтому следует познать законы взаимодействия общества и природы:

1. закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;

2. закон возрастающего воздействия человека (общества) на природную среду;

3. закон возрастающей зависимости общества от природной среды.

До недавнего времени считалось, что природный фактор изменяется медленно, а социальный - быстро и поэтому по мере развертывания НТР зависимость общества от природной среды уменьшается. В действительности это не так. Общество и природа - эта единая динамическая система, части которой находятся в отношении друг к другу по принципу обратной связи. Это значит, что чем больше претерпевает изменение одна часть, тем больше происходит необходимое для равновесия и целостности системы изменение в другой части.

Уже было сказано, что планета все больше обнаруживает конечные возможности (запасы пресной воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности). Но инерция мышления не позволяет в это поверить. Противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы стало основным противоречием системы "общество - природа".

Учеными разработана теория взаимодействия общества и природы, исходя из требований закона оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества.

Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать определенным принципам.

Первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия обществ и природы должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды. Это значит, что общество должно поддерживать целостность биосферы на основе познания и использования естественных процессов.

Вторым принципом теории взаимодействия общества и природы рассматривается принцип естественного равновесия биосферы. Этот принцип означает, что проблему использования ресурсов нельзя рассматривать без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы.

Третий принцип взаимодействия общества и природы -принцип компенсации производимых у природы изъятий. Он тесным образом связан со вторым принципом, так как базируется на значениях меры.

Четвертый принцип - принцип экологической чистоты человеческой деятельности, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.

Пятый методологический принцип природопользования -принцип комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений, что означает доминирование долгосрочных решений над краткосрочными.

Шестой методологический принцип - принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным. Этот принцип требует иной организации общественной жизни людей (объединение народов мира в ассоциацию трудящихся).

Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы.

Теория взаимодействия общества и природы требует уточнения и понятийного аппарата, таких в том числе понятий, как "производительные силы", "национальное богатство".

Производительные силы - это не просто средства производства и труд, но и состояние природных ресурсов общества.

Национальное богатство - это не только все, что создано в обществе в виде материальных благ, но и биологические ресурсы.

Современное общество - это общество потребительской культуры поведения

Теория взаимодействия общества и природы выявляет необходимость формирования у человека экологической культуры поведения, так как без этого ни один из методологических принципов природопользования не может быть реализован.

Еще по теме Основные формы взаимодействия общества и природы::

  1. Формы и методы взаимодействие рынка и государства Основные понятия
  2. 4.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
  3. Формы взаимодействия государства с некоммерческими организациями
  4. Государство-общество-окружающая среда. Масштабы управления взаимодействием. Роль институциональных факторов.