Бой у мыса сарыч в 1914 году. Бой у мыса теулада

Бригада линейных кораблей Черноморского флота накануне Первой мировой войны. На переднем плане – «Пантелеймон», бывший «Потёмкин».

Ровно сто лет назад, 18 ноября (5 ноября по старому стилю) 1914 года произошёл бой между русской эскадрой и германо-турецкими кораблями «Гёбен» и «Бреслау». Это было первое столкновение основных сил противоборствующих сторон на Чёрном море в начавшейся мировой войне.

Германский линейный крейсер «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау» в составе турецкого флота оказались в некотором роде случайно Начало Первой мировой войны застало их на Средиземном море, и они, уйдя от преследования, укрылись в водах тогда ещё нейтральной Османской империи. В августе 1914 года оба корабля были формально проданы Турции и переименованы соответственно в «Явуз Султан Селим» и «Мидилли». Их экипажи остались немецкими, причём державший флаг на «Гёбене» контр-адмирал Сушон 23 сентября был назначен командующим турецким флотом. Всё это подтолкнуло «Блистательную Порту» к вступлению в войну.

Появление в составе Османского флота новейшего линейного крейсера радикально изменило расклад сил на Чёрном море. На данном театре военных действий «Гёбен» стал единственным дредноутом и он существенно превосходил любой из русских линейных кораблей и по скорости, и по огневой мощи. Дредноуты типа «Императрица Мария» ещё находились в постройке, поэтому на первом этапе войны Черноморский флот мог противопоставить только бригаду устаревших броненосцев, способных бороться с грозным противником лишь сообща.

Встреча противников произошла у берегов Крыма, юго-западнее Ялты, неподалёку от мыса Сарыч. Первым неприятеля в 11:40 обнаружил дозорный крейсер «Алмаз», шедший впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав»). Из-за сильного тумана русские и немецкие моряки увидели друг друга, когда дистанция между ними составляла всего лишь 38 кабельтовых. Державший флаг на «Евстафии» командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.А.Эбергард приказал немедленно открыть огонь.

Линкор «Евстафий» — флагманский корабль Черноморского флота.

Невероятно, но первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» дал прямое попадание. 12-дюймовый снаряд пробил броню и разорвался внутри кормового каземата левого борта «Гёбена», вызвав пожар поданных из погреба пороховых зарядов. 12 человек погибли на месте, многие получили отравления газами.

Немцы открыли ответный огонь из 11-дюймовых орудий. Тактически их положение было более выгодным, так как русским комендорам мешал стелющийся в сторону противника дым. Интенсивная артиллерийская дуэль продолжалась 14 минут, после чего немцы, пользуясь преимуществом в скорости, вышли из боя. Возможности их преследовать у А.А.Эбергарда не было.

Следует отметить, что бригада русских линкоров была оснащена централизованной системой управления огнём, теоретически позволявшей кораблям стрелять как единая батарея. Пост центрального управления находился на линкоре «Иоанн Златоуст», однако туман и дым из труб головного «Евстафия» помешали точно определить расстояние до противника. В результате объявленная дистанция оказалась почти в полтора раза больше реальной. Соответственно, залпы второго и третьего линкоров давали перелёты, и лишь флагман, хорошо видевший противника, стрелял более-менее точно.

Пробоина в каземате 150-мм орудий «Гёбена», полученная в бою у мыса Сарыч.

За время русские корабли выпустили 34 305-мм снаряда («Евстафий»- 16, «Иоанн Златоуст»- 6, «Три Святителя»- 12). «Пантелеймон» (бывший «Потёмкин») противника не видел и огня не открывал. Замыкающий строй линкор «Ростислав» «Гёбена» тоже не видел и стрелял лишь по крейсеру «Бреслау» (выпустил два 254-мм и шесть 152-мм снарядов), но безуспешно.

Стрельба немцев была весьма эффективной. Из 19 выпущенных «Гёбеном» 283-мм снарядов четыре (21%) поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьёзных повреждений. «Евстафий» потерял 58 человек команды — 33 убитыми и 25 ранеными, что для столь скоротечного боя чрезвычайно много. Это лишний раз доказывало: вступать в поединок с новейшими дредноутами линкорам старого типа крайне рискованно.

Пробоина в каземате 152-мм орудия «Евстафия», полученная в бою у мыса Сарыч.

Говоря о бое у мыса Сарыч, нельзя не коснуться одного распространённого мифа – огромных потерь, якобы понесённых экипажем линейного крейсера «Гёбен». В достаточно авторитетных источниках говорится, что борту корабля было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек. То есть за 14 минут боя новейший немецкий дредноут потерял людей больше, чем русский броненосец «Орёл» за 5 часов Цусимского сражения!

Увы, склонность завышать потери противника свойственна всем временам и народам, и данный случай – не исключение. Сведения о гибели невероятно большого числа немецких моряков базируются на «данных разведки», а точнее – на слухах, циркулировавших в Константинополе. По немецким же данным в бою у мыса Сарыч «Бреслау» не пострадал, а на «Гёбене» было убито 12 человек и ещё 2 (по другим данным 4) умерли позже от отравления пороховыми газами. Эти цифры выглядят более правдоподобными.

Корабли неприятеля возникли совсем неожиданно. Сначала об их появлении сообщил крейсер “Алмаз”, а несколько минут спустя их заметили и на флагманском линкоре “Евстафий”. Сомнений не оставалось: вынырнувшие из плотной пелены тумана силуэты принадлежали линейному крейсеру “Гебен” и легкому крейсеру “Бреслау”, недавно формально проданным Германией Турции и получившим новые названия “Султан Явуз Селим” и “Мидилли”. Дистанция до противника составляла всего лишь 38 кабельтовых, и державший флаг на “ Евстафий” командующий флотом вице-адмирал А. А. Эбергард приказал немедленно открыть огонь.

И тут произошло нечто невероятное. С первого же залпа русские комендоры накрыли “Гебен”, и 12-дюймовый снаряд, пробив 127-мм броню, разорвался внутри кормового каземата левого борта, вызвав сильный пожар. Немцы, в то время заслуженно считавшиеся отличными артиллеристами и гордившиеся своей способностью поражать цель третьим залпом (перелет, недолет, накрытие), такого никак не ожидали. Противник резко изменил курс и открыл ответный огонь из своих 11-дюймовых орудий.

В дальнейшем сражение, известное как бой у мыса Сарыч, свелось к дуэли флагманских кораблей. К сожалению, плохая видимость и низко стелющийся дым не позволили вести прицельную стрельбу следовавшим в кильватерном строю за “Евстафием” русским линкорам “Иоанн Златоуст”, “Пантелеймон”, “Три Святителя” и “Ростислав”. Но и огня одного корабля оказалось достаточно, чтобы неприятель понял: перед ним уже не тот противник, что противостоял Японии десять лет назад. Урок Цусимы для русских моряков не прошел бесследно, и через 14 минут после начала боя “Гебен”, получив 14 попаданий (в том числе три 305-мм снарядами), воспользовался своим преимуществом в скорости хода и исчез в тумане.

Поединок со старым линкором обошелся ему дорого. Данные о потерях в его экипаже противоречивы; по наиболее авторитетным источникам, они составили 112 человек (а по другим данным, даже 172 человека: 115 убитыми и 57 ранеными). То есть за 14 минут боя новейший немецкий линейный крейсер понес потери больше, чем русский броненосец “Орел” за 5 часов Цусимского сражения!

Справедливости ради следует отметить, что и “”Евстафию" в тот пасмурный день 17 ноября 1914 года пришлось несладко. Из 19 выпущенных “Гебеном" 280-мм снарядов четыре (21%) поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьезных повреждений. “Евстафий” потерял 58 человек команды —33 убитыми и 25 ранеными, что для столь скоротечного боя тоже чрезвычайно много. Все это лишний раз доказывало: вступать в поединок с новейшими дредноутами линкорам-старикам крайне рискованно. Однако другого выхода у русского командования не было: к началу первой мировой войны линкоры типа “Императрица Мария” еще только строились, и основной боевой силой на черноморском театре являлась бригада из четырех устаревших линейных кораблей. Хотя последние были довольно близки по типу, их ввод в строй растянулся по времени аж на 16 лет...

Линейный корабль “Евстафий”, Россия, 1911 г.

Заложен в 1904 г., спущен на воду в 1906 г.
Водоизмещение фактическое 13840 т, длина по ВЛ 114,9 м, ширина 22,5 м, осадка 8,2 м. Мощность машин 10 680 л. с., скорость 16,2 уз.
Броня (крупповская): пояс 229 - 203 мм, казематы 152 - 127 мм, башни 254 мм, палуба 76 - 38 мм, рубка 229 мм.
Вооружение: четыре 305-мм, четыре 203-мм, двенадцать 152-мм и шестнадцать 75-мм орудий, десять 47-мм пушек Гочкиса, две 63-мм десантные пушки Барановского, 6 пулеметов, 2 торпедных аппарата.
Всего в Николаеве и Севастополе построено 2 единицы: “Евстафий” и “Иоанн Златоуст” (оба — 1911 г.).

Линейный крейсер "Гебен".

Водоизмещение нормальное 22 979 т, полное 25400 т. Длина по ватерлинии 186 м, наибольшая длина 186,6 м, ширина 29,4 м (с учетом противоминных сетей 29,96 м), осадка 8,77 м (нос) и 9,19 м (корма), средняя осадка 9,0 м, высота борта по мидель-шпангоуту 14,08 м.
Артиллерия главного калибра - 5 x 2 x 280/50-мм орудий (810 снарядов), углы наклона орудий от -8 до 13.5°, дальность стрельбы - 18,1 мили. Башни главного калибра размещались по диагональной схеме. Башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта - в корму. Каждая из них имела сектор обстрела 180° на ближний борт и 125° на противоположный. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией: носовая башня 8,78 м, бортовые 8,43 м, кормовые 8,60 и 6,23 м. Боезапас - по 81 бронебойному снаряду на каждое орудие. Механизм поворота башен и вертикальной наводки орудий - электрический.

Артиллерия среднего калибра - 10 150/45-мм орудий. Боезапас 1800 снарядов, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия - 12 88/45-мм орудий. Боезапас 3000 снарядов.
Бронирование выполнялось цементированной броней Круппа, закрепленной на тиковой подкладке. Главная бронепалуба - 50 мм, башни 250-203 мм, борт 270 мм, главный броневой пояс по ватерлинии (от носа к корме) 0 - 100 - 279 - 190 - 100 мм, цитадели - 200 мм, казематы - 150 мм, переборка противоторпедной защиты - 50 мм (в верхней части 30 мм). Бронирование артиллерии: барбеты главного калибра - 255 мм, башни главного калибра - 90/230 мм (амбразуры - 70мм), башни среднего калибра - 150 мм (амбразуры - 70мм), орудийные бронещиты - 70мм. Бронирование боевых рубок: носовая - крыша 80 мм, стенки 250/350 мм; кормовая - 50 мм и 300 мм. Броневая защита оснований дымовых труб - 150 мм


Бой у мыса Теулада

Шанс поквитаться за Таранто представился итальянскому флоту уже в конце ноября. Успех предыдущих операций побудил англичан провести конвой непосредственно из Гибралтара в Александрию. До мыса Бон его должно было сопровождать Соединение "Н" адмирала Сомервилла (линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Ройял", 4 легких крейсера, 10 эсминцев), а в районе Мальты встретить главные силы Средиземноморского флота. Соединение "D" в составе линкора "Рэмиллис", 3 крейсеров и 5 эсминцев должно было проследовать Тунисским проливом в западном направлении на соединение с кораблями Сомервилла.

Итальянские подводные лодки засекли выход британских кораблей из Гибралтара 25 ноября, на следующий день южнее Крита они обнаружили александрийскую эскадру. Ввиду малочисленности собственных линкоров и изменившегося места базирования, Супермарина решила нанести удар в Западном Средиземноморье. Выделенные для этой цели силы включали линкоры "Витторио Венето" (флаг адмирала Кампиони) и "Джулио Чезаре", тяжелые крейсера "Пола" (флаг вице-адмирала Якино), "Фиуме" (флаг контр-адмирала Маттеуччи), "Гориция", "Триест" (флаг контр-адмирала Сансонетти), "Тренто", "Больцано" и 14 эскадренных миноносцев. В полдень 26 ноября эти силы вышли из Неаполя и Мессины и, соединившись около 18.00, пошли на запад, рассчитывая утром следующих суток встретиться с неприятелем южнее Сардинии. В Тунисском проливе ночью развертывались торпедные катера и миноносцы, один из которых - "Сирио" - обнаружил проход отряда "Рэ-миллиса" и дал по нему безрезультатный торпедный залп.

С рассветом 27 ноября итальянцы организовали поиски противника посредством бортовых гидросамолетов (в частности, "Гориция" выпустила все три своих машины), но первый контакт был установлен лишь в 9.45 самолетом с крейсера "Фиуме". Спустя 20 минут находившийся на борту "Полы" Якино получил сведения об обнаружении 1 линкора, 2 крейсеров и 4 эсминцев в 135 милях юго-западнее м. Спартивенто. Итальянцы были полны решимости разгромить уступавшее им по силам британское соединение, и в 11.28 легли на пересечный курс на скорости 18 уз. В это время Якино с тремя крейсерами 1-й дивизии находился в 30 милях южнее м. Теулада, три крейсера Сансонетти - немного южнее, линкоры Кампиони - в 12 милях к северу от крейсеров. Полчаса спустя поступило отрезвляющее донесение - британские силы открылись перед разведчиком с крейсера "Больцано" во всей полноте, причем определяя состав британской эскадры, экипаж самолета, несколько переусердствовал, насчитав под собою три линейных корабля вместо двух (в 11.30 к Сомервиллу присоединилось Соединение "D"), а их координаты были определены намного ближе. Реакция итальянского командующего не заставила себя ждать. Принимая во внимание инструкцию Супермарины не вступать в бой с превосходящим противником, а также особо опасаться атак британских палубных торпедоносцев, он принял решение прекратить операцию. В 12.07 флагманский "Венето" просигналил: "Всем кораблям курс 90". Противников разделяло всего 15 миль, поэтому бой между крейсерскими отрядами казался неминуем. В это время боевой порядок англичан был следующим: в 8 милях впереди "Ринауна" двигалась завеса крейсеров ("Манчестер", "Саутгемптон", "Шеффилд", "Беруик", "Ньюкасл"), чуть позади - девять эсминцев; замыкал построение тихоходный "Рэмиллис". Остальные корабли, включая "Арк Ройял", находились южнее и прикрывали конвой, замеченный разведчиком с "Гориции" лишь в 11.55. Итальянские тяжелые крейсера двигались в строю двух кильватерных колонн, из которых ближе к неприятелю была 3-я дивизия Сансонетти, а в нескольких милях восточнее - 1-я дивизия Маттеуччи.

В 12.16 наблюдатели "Полы" по пеленгу 200° обнаружили тяжелый крейсер типа "Кент". Это был "Беруик" - единственный британский крейсер с 203-мм орудиями. В нарушение приказа не вступать в бой в 12.20 дивизия Маттеуччи открыла огонь с дистанции 110 кбт. Спустя несколько минут заговорили орудия крейсеров Сансонетти. Несмотря на то, что солнце, стоявшее на юге высоко в зените, слепило глаза итальянским наводчикам, их стрельба была довольно точной. Первые два залпа легли всего в 90 м от "Манчестера". В 12.22 "Беруик" получил попадание в район башни "Y", потеряв 7 человек убитыми, а через 15 минут - еще одно. Британские крейсера также ввели в действие свою артиллерию, сконцентрировав огонь на ближайших "Фиуме" и "Тренто". В 12.24 в перестрелку вступил "Ринаун". Его залпы с дистанции 130 кбт ложились близко, однако через 10 минут все главные цели скрылись в дыму. "Рэмиллис" успел дать два залпа с предельной для своих орудий дистанции.

Британские крейсера преследовали неприятеля, но начало сказываться превосходство итальянцев в скорости. Согласно отчету Якино, "Пола" развила целых 34 уз.! 3-я дивизия отвернула на север и довольно скоро стала недосягаема для британских орудий, однако один из сопровождавших ее эсминцев - "Ланчиере" - получил два попадания шестидюймовых снарядов с "Манчестера", в результате чего лишился хода, но был взят на буксир эсминцем "Аскари". В 12.42 англичане перенесли огонь на крейсера 1-й дивизии, отход которой задерживал "Фиуме", не способный развить полной скорости из-за поломки машины. Его командир потребовал от эсминцев сопровождения поставить дымовую завесу, и пелена дыма укрыла его. Итальянцы сразу отметили, что эффективность и меткость огня противника заметно упали. Не дала результата и предпринятая около 12.40 атака торпедоносцев с "Арк Ройяла", выбравших в качестве мишени "Фиуме" и флагманский "Венето". Самолеты выходили на цель разрозненно, позволяя кораблям легко уклоняться от торпед.

Между тем, около 13 часов на сцене появились итальянские линкоры. В надежде увлечь их за собой и затем навести на свои линкоры, британские крейсера изменили курс на юго-восточный, но Кампиони не стал их преследовать, продолжая отходить на скорости 25 уз. Маневр привел только лишь к увеличению дальности между противниками. Попытка англичан возобновить преследование была пресечена несколькими залпами "Витторио Венето". Дистанция между противниками быстро увеличивалась, и в 13.18 бой прекратился. У итальянцев оставался еще поврежденный "Ланчиере", следовавший на буксире у "Аскари". В 13.26 Сансонетти запросил у Якино разрешение вернуться со своими крейсерами, чтобы прикрыть и увести подранка. В течение 20 минут, пока не стало ясно, что эсминцам ничего не угрожает, 3-я дивизия следовала между ними и вероятным местонахождением противника. В итоге "Ланчиере", пережив еще одну атаку британских самолетов, благополучно добрался до Кальяри. Готовность адмирала Якино послать дивизию крейсеров на помощь поврежденному эсминцу принесла ему уважение итальянских моряков, но уже в следующем сражении подобная гуманность обернулась трагедией.

В целом бой стал крупным провалом итальянцев. Строго следуя инструкциям Супермарины не рисковать и не вступать в бой, если только противник явно не уступает в силах, адмирал Кампиони не пытался реализовать численное преимущество или превосходство в тяжелых крейсерах. Теоретически, их главный калибр представлял угрозу для горизонтальной брони британских линкоров, но для этого нужно было вести стрельбу на дистанции не менее 140 кбт, а на таких расстояниях, учитывая качество приборов управления огнем того времени и свойственный итальянской артиллерии большой разброс снарядов, попадание могло быть разве что случайным*. Линкору это не сулило тяжелых повреждений, а вот для крейсера даже случайное попадание 381-мм снаряда могло иметь роковые последствия. Таким образом, хотя в бою у мыса Теулада итальянские тяжелые крейсера сыграли более весомую роль, чем несколькими месяцами ранее у Пунта-Стило, достигнутые результаты снова нельзя назвать впечатляющими.





Бой у мыса Сарыч 18(5) ноября 1914 г.— сражение Российской черноморской эскадры с немецко-турецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». В ходе боя, сводившемуся фактически к дуэли «Евстафия» с «Гебеном», последний получил тяжёлые повреждения, и, пользуясь преимуществом в скорости хода, покинул бой.

Обстановка перед сражением

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же «Гебена» в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гебена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у российских крейсеров и новых линейных кораблей. В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение «Гебена» в прямом бою. Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир — капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма. В тот же день А. А. Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Ход битвы

Встреча произошла 18(5) ноября 1914 г. примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер Алмаз, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гебен» с «Бреслау». Наши корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донес: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным — в скорости российские крейсера значительно уступали «Гебену», и он мог бы успеть атаковать один из них. Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку «Гебену» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В. М. Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф. А. Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами. Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых 30 снарядов крупного калибра («Евстафий» — 12, «Иоанн Златоуст» — 6, «Три Святителя» — 12). «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М. И. Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гебену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К. А. Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау» — 2 254-мм и 6 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий. Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1 ранга М. П. Саблин, находившийся на «Гневном», повел эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил ее по приказу командующего флотом. Первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» накрыл «Гебен». Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Последующий огонь «Евстафия» был не менее точен. Линейный крейсер получил попадания трех 305-мм и одиннадцати 203-мм и 152-мм снарядов. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания.

Результат битвы

Для «Гебена» этот бой обернулся двухнедельным выходом из строя. На его борту было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек (данные разнятся, по другому источнику потери составили 112 человек) . Большое число жертв во многом объясняется «перенаселенностью» корабля. При штатном составе 1053 человека на его борту находилось более 1200 немецких и турецких моряков. «Евстафий» потерял 58 человек команды — 33 убитыми и 25 ранеными.

" Евстафий" — русский линкор додредноутного типа. Заложен в 1904 году в Николаеве. Уже в октябре 1906 года был спущен на воду, а в 1910 году вступил в строй. До 1907 года линкор «Евстафий» числился эскадренным броненосцем. В декабре 1917 года перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен войсками кайзеровской Германии. В конце апреля 1919 года при отступлении из Крыма был подорван английскими интервентами и выведен из строя. В 1921 году кораблю присвоено наименование «Революция». В 1922 году линкор был разобран на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков РККФ.