Черный бархатный шмель золотое оплечье. Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель

Сочинение

И.А. Бунин - величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики - элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и в стихотворении «Последний шмель».

Стихотворение по жанру тяготеет к философской лирике. В стихотворении отражено ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Земная жизнь, жизнь природы и человека воспринимаются поэтом как часть того, что происходит в просторах вселенной.

В стихотворении «Последний шмель» изображен момент внутренней жизни человека, его переживания. Залетевший случайно в окно шмель вызывает в лирическом герое грустные мысли о бренности жизни.

Стихотворение простое по композиции и состоит их трех строф: две первые носят повествовательный характер, а последняя строфа - кульминация чувств и раздумий лирического героя.

В первой строфе поэт задается вопросом:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

Лирический герой находится в подавленном состоянии, «черный бархатный шмель» вызывает у него неприятие, оттого он, шмель, и гудит «заунывно певучей струной», и все, что есть у него заметного, так это «золотое оплечье», но на фоне траурного черного бархата и оно не радует.

Во второй строфе создается контраст между ярким подоконником и засохшей татаркой, в которой шмелю предстоит уснуть. «Безмятежны и жарки последние дни». Ведь им так же, как и шмелю неведомы их бренность:

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Третья строфа - итог тягостных мыслей лирического героя:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Шмелю не дано знать, что скоро «опустеют поля» и его «сдует в бурьян», от того безмятежно летает, а человек знает о своей бренности, но только ему не дано знать время своего ухода.

Принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Еще более широкую известность принесла Бунину проза. Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру. В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни. В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель» , написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ. Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств. По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования - словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.

Лирический сюжет довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий» , вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение. Само название - «Последний шмель» - вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти у Бунина часто связана с темой памяти . Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».

Мудрая природа так устроила, что ее дети - птицы, животные, насекомые - не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка. Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние. Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной» , поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.

Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля...

Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам - «заунывно гудящий» да «ветер угрюмый» .

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти. Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках. Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин - писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Анализ стихотворения «Последний шмель» Бунина

Творчество Ивана Алексеевича Бунина часто обращено к природе. Мастер смешивать пейзажную и философскую лирику, он создает стихотворение «Последний шмель».

Стихотворение написано в 1916 году. Его автору исполнилось 46 лет, его авторитет в литературных кругах весьма высок, за плечами несколько сборников стихов и прозы, ряд заграничных путешествий. В этот период усиливается тяжесть на сердце писателя, он предчувствует, что за Первой Мировой войной последует новый, еще более грозный, кризис. Подмечает он и усталость публики от искусства, тягу к развлечениям.

По жанру — элегия, по размеру — разностопный анапест с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы только открытые. Лирический герой — сам автор. Его печаль еще не дошла до пределов отчаяния, поэтому он почти с нежностью меланхолично наблюдает за залетевшим в комнату шмелем, даже мысленно обращается к нему. Безмятежность ничего не подозревающего шмеля контрастирует со «всезнанием» человека: лирический герой много раз уж встречал осень, видел умирание и возрождение природы, он почти что предсказатель маленькой шмелиной судьбы. Впрочем, собственное будущее для него неизвестно. Стихотворение начинается с вопроса, а заканчивается восклицанием. Поэт будто видит некое сродство между собой и шмелем, готов разделить с ним свои невеселые думы. Он размышляет о хрупкости человеческого бытия, смертности всего живого. Может быть, чуть завидует неведенью «бархатного» насекомого.

Эпитеты: певучей струной, подоконники ярки, дни жарки, подушечке красной, ветер угрюмый. Олицетворения: ты тоскуешь, усни. Метафора: золотое оплечье. В сущности, в описании внешнего вида неожиданного гостя нет каких-то оригинальных деталей, разве что красивое старинное слово «оплечье» (вид богато украшенного воротника одежды у знати). Поэт не гонит его из «жилья человечья», приглашает: полетай, погуди. Татарка — колючее сорное растение, внешне похожее на чертополох. Раз она «засохшая», значит, летние дни действительно на исходе. Образ ветра напоминает образ сурового дворника. Уменьшительный суффикс добавляет ласки в ситуацию, которая довольно драматична: на подушечке красной (то есть, на цветке) усни. Под сном здесь подразумевается, конечно, смерть.

Если проза И. Бунина последнего предреволюционного года приобретает социальное звучание, то лирика по-прежнему полна размышлениями о человеке и его месте в мироздании.

Читать стих «Последний шмель» Бунина Ивана Алексеевича невозможно без воспоминаний о первых осенних деньках, желтеющих деревьях, уже прохладном дожде. Опадающие листья метафорически ассоциируются с увяданием человеческого тела. Отчасти, осень - это маленькая смерть. Мысли о конце жизни посетили автора осенью 1916 года. Тогда он еще не подозревал о революции, которая, в какой-то степени, погубит ту Россию, которую он знал и любил. Сложно сказать, были ли у него предчувствия по этому поводу. Но его депрессивное настроение видно невооруженным глазом.

Текст стихотворения Бунина «Последний шмель» – словно поиск автором родной души, способной разделить с ним щемящую тоску по уходящему лету. И неважно, что это лишь насекомое. Даже оно способно чувствовать приближение пустоты. Конечно, шмель не догадывается о своей скорой гибели. Поэтому поэт относится к нему снисходительно. Терпеливо и трепетно обращается он к своему маленькому «другу». Конечно, судьба шмеля уже предрешена. И автора терзает томительное чувство жалости и бессилия перед суровой действительностью.

Стихотворение погружает в грустные размышления. Автор заставляет читателя задуматься о том, что однажды и он станет этим самым шмелем. В один прекрасный день каждый уснет вечным сном, забыв обо всех печалях и невзгодах, канув в лету. И это не может не вызывать печали и тоски. Произведение обязательно нужно учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

«Последний шмель» Иван Бунин

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», - эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», - отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.