Что такое полица у сохи. Сельскохозяйственные орудия раннего средневековья

Новая статья от Александра Фетисова, на сей раз про сельскохозяйственные орудия труда. Список литературы к углубленному изучению прилагается.

Пахотные орудия IX – XI вв. – тема, наиболее связанная в археологии с этнографическими параллелями.В археологическом материале от таких орудий сохраняются (за редким исключением) только металлические элементы – насадки на рабочие части. Сама конструкция орудий, их функциональные и целевые особенности по одним лишь этим наконечникам реконструированы быть не могут. Поэтому основной материал для реконструкций здесь дает этнографический материал XVIII – XX вв. и довольно многочисленные средневековые миниатюры с изображением сельскохозяйственных работ.

В ранних письменных источниках из всех пахотных орудий упоминаются «рало» и «плуг», с XIII в. – «соха». Что примечательно, слово «соха» в значении пахотного орудия – исключительно восточнославянское, у южных и западных славян этот термин в таком значении не встречается.
Общепризнанная классификация пахотных орудий пока не разработана. Поэтому, вслед за А.В. Чернецовым и Ю.А. Красновым примем такую общую типологию:
Рало – орудие для симметричной вспашки без переворота пласта земли. Археологически рало фиксируется по характерным насадкам на рабочую часть – наральникам – широколопастным наконечникам с плечиками.

Соха – двузубое орудие, имеющее чаще всего высоко расположенный центр тяжести. Для сохи использовалось одно тягловое животное. Главным отличием сохи от рала со времен Д.К. Зеленина считается ее двузубость. Рало имело один металлический наконечник, соха – два. Археологически фиксируется по металлическим насадкам на рабочую часть – сошникам – более узким и более длинным, чем наральники.
Плуг производит полный или частичный оборот пласта земли и производит несимметричную одностороннюю вспашку. Для плуга обычно использовалась одна или несколько пар тягловых животных. Главное отличие плуга от рала – наличие одностороннего отвала. Археологически также может быть зафиксирован по нескольким элементам. Металлический наконечник плуга (лемех – более крупный и тяжелый, чем наральник) дополнялся в конструкции специальным железным плужным ножом (череслом), который устанавливался перед лемехом.
По уровню развития эти пахотные орудия могут быть выстроены в такую последовательную цепочку: рало – соха – плуг. Но при этом, вовсе не значит, что эти орудия хронологически сменяли друг друга – они использовались одновременно в зависимости от типов систем земледелия и регионов.

Рало.

Конструктивно рало раннего средневековья – достаточно простое орудие. Состоит оно из двух основных частей. Собственно рало (как правило, изогнутой формы), один конец которого заканчивался рукоятью, а на другой конец ставился металлический наральник; и крепившийся к ралу брус (грядиль), при помощи которого впрягались тяговые животные.

По устройству рабочей части рала делятся на два типа – бесполозные, у которых наральник находится под значительным углом к земле; и полозные, у которых рабочая часть близка к горизонтальному положению относительно земли. Бесполозные рала обрабатывали землю лишь концом наральника, пахали неглубого, не полностью уничтожали корни сорняков. Но при этом бесполозные рала были очень «маневренны» и при работе с ними можно было легко менять глубину вспашки. Это было очень удобно при работе на маломощных почвах, где большая глубина вспашки вредна. Рала же с полозом могли использоваться на почвах с глубоким пахотным слоем, однородным и «не замусоренным» камнями, корнями и пнями.

Археологические наральники VIII–Xвв. – это достаточно широкие (широколопастные) наконечники с разомкнутой втулкой, вытянутой в сечении. Длина наральников – от 16 до 22 см, ширина лопасти – 8 – 12 см, ширина втулки – 6 – 8 см. Основная зона распространения наральников – граница лесостепной и степной полосы и степная полоса. Однако встречаются они и в Северной Руси (Новгород, Ладога, Белоозеро), где с IX в. использовались одновременно с сохой.





Соха.
Соха – это чрезвычайно интересное и можно даже сказать, самобытное русское орудие. Этимологически, например, в языках неславянского окружения (финны, балты, позднесредневековые народы Поволжья) слово, обозначающее соху, восходит к восточнославянскому – а значит, что это орудие пришло к ним из славянского мира. Зародившись у восточных славян во второй половине – конце VIII в., соха уже в XII – XIV вв. широко распространяется во всей Восточной и Центральной Европе, став в позднем средневековье универсальным пахотным орудием практически для любых целей и любых типов земледелия.


Основная рабочая часть сохи – рассоха – выгнутая в продольной плоскости и раздваивающаяся на конце широкая плаха или доска, к которой снизу крепились два металлических сошника. Высота рассохи определялась ростом пахаря и по этнографическим материалам, как правило, не превышала метра. Как исключение известны однозубые и многозубые (три – пять зубьев) сохи, но лишь по этнографическим материалам XIX в. Верхним концом рассоха крепилась к горизонтальному брусу (рогалю), концы которого служили рукоятями. И поскольку оглобли для запрягания скота крепились к тому же рогалю, то соха получала высокое (в отличие от рала и плуга), на уровне рук пахаря, приложение тяговой силы. Фактически, при вспашке сохой, на тяговое животное шла мЕньшая нагрузка, чем при вспашке плугом. Поэтому в соху впрягалось одно животное (лошадь или к.р.с.), а в плуг – пара или несколько пар.


Основными отличиями сохи от плугов и рал было изготовление всех ее частей из отдельных деталей; наличие рогаля (подобного элемента у плугов и рал нет); раздвоенная рабочая часть; высокое место приложения тяговой силы; использование лыковых, веревочных или прутяных приспособлений (подвоев) для регулировки угла установки рассохи относительно оглобель (то есть – угла рабочих наконечников относительно уровня земли). Подвои функционально соответствовали деревянным стойкам у рал и плугов и дожили без изменений до XIX в., когда это мягкое соединение стало заменяться деревянным стержнем или железным прутом с винтами.
По этнографическим материалам известны достаточно сложные по конструкции сохи с дополнительными элементами, позволявшими переворачивать пласт земли на сторону (сохи перекладные, односторонки, сохи-косули) – то есть, орудия близкие уже к плугу. Однако о бытовании таких типов в раннем средневековье ничего неизвестно – скорее всего, они появились около XVI–XVIII вв.
Практически все находки сошников сосредоточены в лесной части Восточной Европы. Наконечники плугов, рал и плужных ножей распространены южнее. Считается, что первоначально, в VIII–X вв. соха предназначалась для работ в условиях лесного перелога и превращения подсек в поля длительного пользования – поэтому сохи могли использоваться одновременно с ралами, которые успешно работали на старопахотных землях и на относительно чистых, давно освобожденных от леса землях.

Среди сошников преобладают длинные (18-20 см) и узкие (6 – 8 см) наконечники. Ширина втулки сошников VIII – X вв. составляла 5 – 7 см. Средний вес – около 650 гр. Древнейшие наконечники сошников найдены в Старой Ладоге (вторая половина VIII – перв. четв. IX вв.) и на городище Холопий городок под Новгородом (конец VIII – нач. Х вв.). К Х в. относится редкая находка деревянной двузубой рассохи в Старой Ладоге. В Х в. находки сошников известны в Тимерево, Владимирских курганах (Большая Брембола), Гнездово. В XI – XII вв. находки сошников уже широко известны практически по всей лесостепной Руси, появляются они и в Прибалтике, и на финно-угорских территориях. Сошники изготовлялись, как правило, из цельного куска железа или низкоуглеродистой стали.

Пара сошников. XIV в.

Плуг.
В Центральной Европе плуг, как орудие, обязательной функцией которого является переворачивание пласта земли, появляется в первой половине I тыс. н.э. Исходя из упоминания плуга в ПВЛ при описании похода Владимира на вятичей в 981 г., считается, что в Х в. плуг уже был хорошо известен в восточнославянском мире. Однако не все так просто.

Вспашка плугом. Прорисовка росписи Воронецкого монастыря. Молдова. XVI в


Основные части плуга, известные по этнографии и по средневековым миниатюрам – рабочая часть (полоз), на конец которой насаживается лемех; плужный нож (чересло); отвал, обеспечивающий переворот пласта земли на сторону. Иногда плуг мог иметь колесный передок. Полоз обычно был двойным – он изготовлялся из двух «брусьев», концы которых вверху изгибались, переходя в рукояти, а внизу соединялись под насадку лемеха. Суть пахоты плугом: пласт земли разрезается вертикально установленным череслом, подрезается горизонтально лемехом, поднимается им и переворачивается на сторону односторонним отвалом.
Археологически, однако, определить какие-либо детали именно как элементы плуга бывает довольно сложно. Дело в том, что главная отличительная функция плуга – переворот земли – осуществлялась элементом (отвалом), который долгое время в средневековье изготавливался из дерева, и потому не сохранялся. Плужный лемех отличается от наральника фактически только размерами – плуг всегда был значительно крупнее рала, чем и объяснялась его высокая производительность, сложность конструкции и дороговизна. Длина домонгольских лемехов составляла от 18 до 26 см, ширина – 12 – 19 см, вес – от 1 до 3 кг. Лемехи позднесредневековых плугов имеют ассиметричную форму, однако в домонгольской Руси эта особенность еще не сформировалась полностью – ассиметричность в это время фиксируется у лемехов довольно редко (Райковецкое городище, Изяславль).

Ассиметричный лемех. XII в.

Те наконечники, которые интерпретированы как симметричные плужные лемехи (исходя из их крупных размеров), домонгольской Руси, как правило, довольно широко датируются концом Х – началом XIII вв. Домонгольские лемехи изготовлялись из двух половин и иногда даже усиливались наваркой дополнительных полос. Известны наконечники плугов со следами ремонта.
Плужных наконечников, датированных более узко IX – X вв. пока неизвестно. Поэтому говорить о широком распространении плуга в Древней Руси до XI в., вероятно, еще рано. Возможно лемехи (если, конечно, это не наральники) были найдены на городищах Хотомель (IX в.) и Екимауцком (X–перв. пол. XI вв.). Там же в обоих случаях были найдены и плужные ножи..

Борона.
Для послепахотной обработки применялась борона. Сам термин «борона» встречается в расширенной редакции «Русской Правды» (нач. XII в.) вместе с плугом.


Этнографические типы украинских борон

Древнейшей формой считается борона-суковатка из еловых бревен с сучкам.


Графическая реконструкция бороны-суковатки

В археологическом материале раннего средневековья детали бороны большая редкость, но все же есть. В Старой Ладоге найден деревянный зуб бороны X в.




Зуб бороны из Старой Ладоги

Литература.
Довженок В.И. Землеробство Древньоi Русi. Киiв. 1961.
Краснов Ю.А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М. 1987.
Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). М. 1953.
Чернецов А.В. О периодизации ранней истории восточнославянских пахотных орудий// СА. 1972. № 3.
Чернецов А.В. К изучению генезиса восточнославянских пахотных орудий// СЭ. 1975. № 3.

До Октябрьской революции крестьяне из южных черноземных районов использовали так называемую супрягу, приобретая плуг вскладчину и обрабатывая землю сообща с помощью всего имеющегося у них рабочего скота. Однако чаще всего крестьянам приходилось обходиться одной , на которой нельзя было орать тяжелым плугом с железным лемехом, поэтому вместо него использовали соху или рало собственного изготовления.

Железный плуг можно было встретить преимущественно у более зажиточных крестьян, поскольку стоил он немало.

Поскольку землю в Древней Руси не удобряли, эффективность рала и сохи была очень невысокой – эти однозубовые и двузубовые орудия лишь немного разрыхляли верхний слой почвы, тогда как перевернуть ее мог только плуг. От плуга рало и соха отличались крутизной установки рабочих элементов и отсутствием подошвы. Лучше всего соха подходила для распахивания картофельных грядок, являясь для этого занятия наиболее удобным и результативным инструментом.

Использование сохи

Издревле соха являлась самым распространенным сельскохозяйственным орудием у крестьян, поскольку она была довольно легким орудием и идеально подходила для рыхления почвы. При ее использовании лошадь запрягали в оглобли с прикрепленной к ним деревянной доской-рассохой. Нижний конец рассохи представлял собой от двух до пяти сошников, на конце которых находились небольшие железные наконечники-наральники. В некоторых разновидностях сохи (трех- и пятизубых) сошники выглядели как длинные палки, самостоятельно крепящиеся к орудию.

По мнению историков, соха с применением тягловой животной силы использовалась еще в II - III тысячелетии до нашей эры.

После того, как поля начались обрабатываться каждый год, крестьянам понадобилось орудие не только для рыхления почвы, но и отваливания пластов земли. Для этого была усовершенствована двузубая соха – ее дополнили небольшой лопаткой-полицей, при перемещении наклона которой крестьянин мог направлять земляной пласт вправо или влево. Благодаря этому, лошадь можно было поворачивать и пускать в свежепроделанную борозду, избегая при этом развальных и свальных борозд. За счет подобного усовершенствования соха продержалась в сельских хозяйствах довольно долго – к тому же, ее могла тащить даже самая слабая и заморенная лошадь бедного крестьянина.

Многие знают, что на протяжении нескольких столетий, вплоть до конца ХIХ века, в лесной зоне Российской империи обычная соха оставалась важнейшим земледельческим орудием. Это был универсальный и наиболее оригинальный крестьянский предмет, значительно отличавшийся от рала и плуга. Однако до недавнего времени историки затруднялись ответить, где и когда появился этот пахотный инструмент.

Дело в том, что археологические материалы о сохах весьма скудны. Это, по большей части, железные наконечники (сошники) и железные частицы сошных полиц. До революции при раскопках в Старой Ладоге удалось найти деревянную деталь древней сохи, но сейчас, к сожалению, эта находка утрачена.

Древнейшие из обнаруженных сошников найдены в Старой Ладоге. Относятся они к концу I тысячелетия нашей эры. Так же как и сошники, найденные поблизости от Великого Новгорода.

Историки смогли установить, что на рубеже I-II тысячелетий нашей эры происходит постепенное расширение географии распространения сохи. Так, Х-ХI веками датируются сошники, происходящие из Пскова и Верхнего Поволжья. К ХI-ХII векам относятся сошники из Владимирской области, Беларуси и Латвии. А уже к концу ХII, началу ХIII столетий сохи начинают распространятся в Волжской Болгарии. Таким образом, вполне определённо можно говорить, что соха изначально появилась на северо-западе нашей страны в конце I тысячелетия. А именно – на небольшой территории, условно ограничивающейся Старой Ладогой на севере и Великим Новгородом на юге.

Кажется странным, что в этих лесных местах, где земледелие развивалось медленно, появилось рассматриваемое орудие труда. Однако ничего необычного в этом нет. Соха была чрезвычайно удобной на лесистых участках, совсем недавно перешедших в категорию пахотных земель. Лёгкость и манёвренность русского орудия труда была сразу же оценена по достоинству, особенно там, где попадались крупные корни и пни. На влажных глинистых почвах, которых на северо-западе было предостаточно, соха не очень залипала в борозде. Очень хорошо она вела себя и на каменистых грунтах. Потому что при работе в таких местах шла легко из-за того, что два узких режущих зуба испытывали гораздо меньшее сопротивление, чем один, но широкий.

В пользу распространения сохи говорил тот факт, что металлические сошники не столько подрезали и переворачивали пахотный слой, сколько рыхлили и хорошо перемешивали его. А ведь это способствовало сохранению плодородия почвы. Кроме того, между сошниками оставалась нетронутой узкая полоска земли, и это препятствовало водной и ветровой эрозии. Что также сказывалось на урожайности обрабатываемых земель.

Как уже упоминалось, распространение сохи шло с севера на запад, юг и восток. Применение этого пахотного инструмента чётко связано с районами хвойных и смешанных лесов и их специфическими почвами. Пути внедрения сохи совпадают с направлениями славянской колонизации, которая и шла с северо-запада на юг и восток.

Таким образом, можно вполне уверенно рассматривать соху как классический элемент восточнославянской сельскохозяйственной культуры. И возник этот элемент в специфических условиях северного лесного земледелия. А уж потом распространился и среди других народов Восточной Европы.

Особое место в истории плуга занимает русская соха - специфическое орудие обработки почвы лесной полосы. Неприхотливое, срубленное из куска дерева топором да долотом, это орудие долгое время было самым распространенным пахотным орудием в России, вплоть до Октябрьской революции.

Соха появилась в далекой древности у восточных славян, основным занятием которых было земледелие, главной пищей - хлеб. Они называли его жито, что по-древнеславянски означает жить. Под напором степных кочевников славяне вынуждены были заселять обширные лесные просторы между Волгой и Вислой; приходилось вырубать и выжигать леса под пашню.

Участок выжженного леса называли лядом, кустарника - сыросеком, а дерна - кубышем. Общее название таких полей - огнища или палы. Распространившаяся здесь система земледелия получила название подсечно-огневой. Отвоеванные у леса таким способом небольшие поля крестьяне засевали рожью, ячменем, просом и овощами.

Важно было правильно выбрать участок для раскорчевки. Жизненный опыт подсказывал смердам, что земля в лиственном лесу лучше, чем в хвойном. Поэтому участки разрабатывали отдельными островками, разбросанными по всему лесу. После нескольких урожаев земля истощалась, а урожаи падали. Тогда разрабатывали новый участок, а старый на многие годы забрасывали.

В северных районах нашей страны эта система еще применялась в недалеком прошлом. Михаил Пришвин после посещения в 1906 г. Карелии в очерке "В краю непуганых птиц" писал: "В глухом лесу на холмике, против лесного озерка белой ламбины, виднеется желтый кружок ржи, обнесенный частой косой изгородью. Вокруг этого островка стоят стены леса, а еще немного подальше начинаются и совсем топкие непроходимые места. Этот культурный остров весь сделан Григорием Андриановым...

Еще осенью, два года тому назад, старик заметил это местечко, когда полесовал. Он осмотрел внимательно лес - не тонок ли он или не очень ли толст! очень тонкий не дает хлеба, толстый трудно сечь...

Весной же, когда сошел снег и лист на березе стал в копейку, то есть в конце мая или в начале июня, он снова взял топор и пошел "суки рубить", то есть сечь лес. Рубил день, другой, третий... Наконец работа кончена. Срубленный лес должен сохнуть.

На другой год в то же время, выбрав не очень ветреный ясный день, старик пришел жечь просохшую слежавшуюся массу. Он подложил под край ее жердь и поджег с подветренной стороны. Среди дыма, застилающего глаза, искр и языков пламени он проворно перебегал с места на место, поправлял костер, пока не сгорели все деревья. В лесу на холмике, против белой ламбины, желтый островок стал черным - это пал. Ветер может разнести с холмика драгоценную черную золу, и вся работа пропадет даром. Потому-то нужно сейчас же приняться за новую работу. Если камней мало, то можно прямо орать особой паловой сохой с прямыми сошниками без присоха. Если же их много, землю нужно косоровать, разделывать ручным косым крюком, старинной копорюгой. Когда и эта тяжелая работа окончена, то пашня готова, и следующей весной можно сеять ячмень или репу. Такова история этого маленького культурного островка...".

Мужественных богатырей, прославившихся ратными и трудовыми подвигами, народ прославлял в былинах:

"Пошел Илья ко родителю, ко батюшке, На ту работу на крестьянскую, Очистить надо пал от дуба-колодья, Он дубье-колодье все вырубил".

Но, имея даже богатырскую силу Ильи Муромца, без топора вырубить лес под пашню невозможно. Поэтому пашенное земледелие в лесных районах возникло в начале I тысячелетия нашей эры, когда славяне овладели производством железа. По словам Ф. Энгельса, только благодаря применению железа "стало возможно в крупном размере земледелие, полеводство, а вместе с тем и практически неограниченное для тогдашних условий увеличение жизненных припасов; затем корчевка леса и расчистка его под пашню и луг, что опять-таки в широких размерах невозможно было производить без железного топора и железной лопаты".

Своеобразие освоения земель и их использования оказало влияние на характер земледелия и на конструкцию почвообрабатывающих орудий славян. Очевидно, они узнали от скифских землепашцев о рыхлящем почвообрабатывающем орудии - рале и применяли его для обработки окультуренных мягких почв. Однако такое орудие оказалось совсем непригодным для обработки лесных расчисток подсечного земледелия. Горизонтально поставленный лемех-ральник цеплялся за оставшиеся в почве корни и отламывался.

Поэтому еще до применения железа широкое распространение у славян получило простейшее деревянное орудие, незаменимое в подсечном земледелии, - борона-суковатка.

Изготовляли суковатку тут же в лесу из ели. Обрубали вершину, срубали мелкие сучья и оставляли только крупные, обрубленные на расстоянии 50 - 70 см от ствола. К лошади суковатку присоединяли веревкой, зацепленной за вершину ствола. Во время движения суковатка совершала повороты вокруг своей оси. Прямые зубья - сучья легко перескакивали через остатки корней и хорошо взрыхляли почву. Суковатку использовали и для заделки семян, высеянных на поверхность поля.

Впоследствии славяне стали изготовлять искусственную суковатку - многозубовую соху. Такие орудия применяли крестьяне северных районов даже в конце прошлого столетия. Их называли насошки. Зубья-сошники крепили к специальной поперечине вертикально или с небольшим наклоном к поверхности почвы.

Такая конструкция сохи была пригодна для обработки расчищенных от леса участков. Они были легки и обладали большой маневренностью. При встрече с корнями или камнями соха выходила из земли, перекатываясь через препятствие и снова быстро заглубляясь. При этом она достаточно хорошо рыхлила почву.

Выбор числа зубьев сохи определялся силой лошади. Поэтому чаще применяли двухзубовые и трехзубовые сохи. По тяговому усилию они были вполне под силу малорослой и слабосильной древнерусской лошади.

Дальнейшее совершенствование сохи происходило в тесной взаимосвязи с развитием подсечной системы земледелия. Тщательная расчистка поля, выкорчевывание крупных и мелких пней и их корней создали условия для обработки почвы многозубовыми сохами с небольшими железными сошниками, а позднее двухзубoй лесовой сохой или цапулькой, хотя сошники еще устанавливались вертикально к почве и поэтому сгруживали, бороздили землю. Наконец, был создан поздний тип обычной сохи, дошедшей до наших времен.

В старину сохою называли "развилье", всякий сук, прут или ствол, который оканчивается на одном из своих концов раздвоением: двумя рогами или зубьями. Это широкое значение слова "соха" - основное и древнейшее. Подтверждением этому служит, например, применение слова "соха" к выражению "сохатый олень". Применение этого слова в значении "пахотное орудие" более позднее и частное.

Первоначально русский народ назвал сохою такое земледельческое орудие, у которого рабочий орган имел раздвоенный конец. На концы насаживали два ральника. В русском народном фольклоре можно часто встретить пословицы и народные загадки, подтверждающие двузубость сохи: "Братья Данилы дорогу до глины пробили"; "Баба-яга вилами нога, весь мир кормит, сама голодна".

Остов (корпус) сохи представляет собой по форме треугольник. Одну сторону треугольника образует стойка сохи, составляющая ее основу. Ее называли рассохой. К рассохе крепили остальные сошниковые части. Вторую (верхнюю горизонтальную) сторону треугольника образуют оглобли сохи. Их называли обжами. Третью сторону, соединяющую низ рассохи с оглоблями, образовывали подвои.

Рассоха имела и другие местные названия: плотина, плаха, лапа, плутило и др. Плаха - это слегка искривленная и раздвоенная внизу толстая палка. Ее вырубали, как правило, из нижней части березового, осинового или дубового дерева. Иногда выбирали дерево с корнями.

Рассоху обрабатывали и закрепляли так, чтобы нижний раздвоенный конец был несколько загнут вперед. На рожки рассохи насаживали железные наконечники - ральники, так чтобы они были обращены остриями не вниз, а вперед. Верхний конец рассохи соединяли с обжами сохи с помощью тонкого прутка - рогаля. Крепление было нежестким. Поэтому рассоха имела некоторый свободный ход относительно рогаля. Перемещая верхний конец рассохи по рогалю вперед и назад, изменяли наклон ральников к поверхности поля - регулировали глубину вспашки. Рогаль служил также и рукояткой для пахаря. Поэтому выражение "взяться за рогаль" означало приняться за пашню.

Ральники изготовляли в виде треугольных ножей с раструбом для крепления на рожках рассохи. Насаживали ральники на рассоху не в одной плоскости, а желобком, чтобы почвенный пласт подрезался как снизу, так и сбоку. Это снижало тяговое усилие и облегчало работу лошади. Изменяя наклон сохи, можно было даже отваливать пласты в сторону.

Для распашки раскорчеванных и каменистых полей на сохе ставили узкие и длинные ральники, напоминающие своим видом долото или кол. Их называли "коловые ральники", а соху - "коловая соха". На старопахотных землях, очищенных от корней и камней, применяли сохи с перовыми ральниками. Такие перовые сохи были наиболее распространены. Глубину вспашки регулировали, подтягивая или опуская оглобли с помощью чересседельника, к которому прикрепляли их передние концы. Поднимая оглобли, уменьшали глубину вспашки, опуская - увеличивали.

Глубину вспашки изменяли также с помощью прутяных или веревочных подвоев. При скручивании подвоев вставленной между ними палочкой угол между рассохой и обжами уменьшался и ральник устанавливался положе. Глубина вспашки уменьшалась. При раскручивании подвоев глубина вспашки увеличивалась.

Управлять сохой было нелегко. Пахарю нужна была недюжинная сила, так как ему приходилось помогать лошади. Идеал такого пахаря - Микула Селянинович.

Былина рисует князя Вольгу в тот момент, когда он встречает в поле свободного крестьянина - пахаря Микулу Селяниновича, и воспевает свободный крестьянский труд, его красоту и величие.

"Он наехал в чистом поле ратая, А орет в поле ратай, понукивает, С края в край бороздки пометывает. В край он уедет - другого не видать, То коренье, каменья вси в борозду валит. У ратая кобылка соловенька, Да у ратая сошка кленовая, Гужи у ратая шелковые".

Рассказывает Микула Селянинович князю Вольге:

"Они сошку с земельки повыдернут, Из омешиков земельку повытряхнут, Из сошки омешики повыколнут, Мне нечем будет, молодцу, крестьяновати".

И когда дружинники князя Вольги Святославовича пытаются поднять сошку Микулы, сказитель говорит: "Они сошку за обжи кругом вертят, им сошки от земли поднять нельзя".

Здесь "орет" - пашет; "ратай, оратаюшко" - пахарь; "омешик" - железный лемех у сохи; "обжи" - оглобли сохи.

Интересно, что слово "пахать" первоначально употребляли лишь при обработке почвы сохой, а при обработке почвы плугом с оборотом пласта применяли слово "орать". Соха по своим возможностям была универсальным орудием рыхлящего типа. У нее отсутствовало устройство для отваливания и оборота пласта почвы. Но соха была одинаково пригодна как для обработки лесных участков подсечного земледелия, так и для рыхления мягких окультуренных почв.

Талантливые русские мастера постоянно совершенствовали соху, искали наилучшую конструкцию применительно к своим условиям, уровню экономического развития своего хозяйства и требованиям практической агрономии. Постепенно соха стала приобретать черты плуга, у нее появилась перекладная полица, выполнявшая роль отвала, а позднее и нож-резак.

Установка полицы на сохе совершила значительный скачок в способах обработки почвы. Такими сохами можно было уже обрабатывать почву с частичным оборотом пласта, хорошим его рыхлением, более успешно уничтожать сорную растительность и, что очень важно, запахивать навозное удобрение.

Сохи с полицей послужили основой для создания более усовершенствованных орудий: косуль, сабана, украинского плуга и других орудий, по своим функциям стоящих близко к плугу.