Для чего предназначен тыл вс. Вооружённые Силы Российской Федерации

Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации является неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм. В его состав входят штаб Тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

Юбилейный знак "300 лет Тылу ВС РФ"

Тыл Вооруженных Сил РФ

(Историческая справка)

За точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Петр I подписал Указ "О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом". Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.

В тот же день "во вторую половину светлого дни" - своим Указом самодержец учредил еще один Приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иногда его называют еще Комиссариатским). Этот приказ ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.

Созданные царем-преобразователем регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения и в 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения, в том числе и продфуражем. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригс-комиссара, в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии - доктор при высших генералах, в дивизиях - доктор и штаб-лекарь, в полках - лекарь, в роте - цирюльник (фельдшер).

Любопытно оценить статус генерал-кригс-комиссара нынешними мерками. С одной стороны, заведование финансами делало его наиглавнейшей фигурой. Но, с другой, - он видится послабее современного начальника тыла с точки зрения имеющихся возможностей по организации обеспечения. Основное: в его руках не находились транспортные средства. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейстеру. Над ним стоял генерал-квартирмейстер. Наряду с подвозом генерал-квартирмейстер также руководил размещением войск и госпиталей, то есть фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя в тоже время и не являлся организатором материального обеспечения.

Разделение снабженческих и транспортных полномочий между должностными лицами имело в то время и свои резоны. В частности, в случае острой необходимости обоз мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использовался как оборонительный рубеж. Но ситуация, когда один начальник определяет тыловую "диспозицию", а другой - ее снабженческое содержание, внутренне противоречива. По началу это едва заметно. Тылы Петровских армий украшала спартанская скромность. Однако по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации "червь" противоречий становился опаснее. "Тыловая раздробленность" стала смерти подобна в начале Великой Отечественной войны.

В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия обеспечивалась полностью из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставляли на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных) организовывали также временные и подвижные склады. Временные развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. В подвижных складах, именуемых магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.

Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения можно, например, из донесения адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 т. Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии. Поскольку дело снабжения армии всецело становилось заботой государства, неизбежно требовалось нормирование. 18 февраля 1705 года Указом был определен точный размер хлебного "жалования" всем без исключения нижним чинам. "Прапрадедушка" нашего продовольственного пайка состоял из полуосьмины муки (около 24 кг) и малого четверика круп (около 3,5 кг) в месяц. На приобретение остальных "приварочных" продуктов выдавались деньги.

Войскам за пределами России предусматривалась выдача дополнительных "порционов": двух фунтов хлеба (820 г), одного фунта мяса (410 г), двух чарок вина (250 г) и одного гарнца пива (3,28 л) на человека в день. Кроме того, на месяц полагалось два фунта соли и полтора гарнца круп. Как правило, порционы выдавались не натурой, а деньгами. Воины могли купить продукты по своему усмотрению. Современники утверждали, что "довольствие было отличным, и царь сам испытывал на себе в продолжении месяца солдатский паек раньше, чем утвердить его".

Многие аспекты современной тыловой проблематики уходят корнями в историю. К примеру, в петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись только вышестоящим начальникам по своей специальности и не были в подчинении командиров полков и дивизий. Состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии. Командиров, чтобы надежнее уберечь казну от хищений, отстраняли от непосредственного распоряжения материальными средствами. Уж больно был живуч образ "воеводы на кормлении".

А взять войсковую экономику. После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На "экономические суммы" (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного. А чем не "экономическая сумма", скажем, нынешний вид 101, куда поступают средства от подсобных хозяйств, экономии хлеба и т.д. Очевидно, практика внебюджетных средств имеет многовековую историю.

В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до 49 процентов жалованья. Так, государство улучшало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время жалование и вещевое имущество курировало одно должностное лицо - комиссар, обуславливалось именно этой их тесной взаимосвязью. В современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, - метаморфоза той же идеи. За предусмотренное нормами, но неполученное снабжение, полагается компенсация.

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" ввел конкурсную систему поставок для Вооруженных Сил. Логичный шаг государства, переводящего экономику на рыночные рельсы.

Сколько сил и энергии потребовалось специалистам служб тыла, чтобы приноровиться к новым требованиям. Но ведь они не такие уж и новые. К снабжению регулярной армии в России испокон веку привлекались частные подрядчики.

Например, с середины XIX века были узаконены пять способов заготовки материальных средств: подряд с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку "собственным попечением".

Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем, официально признавалась двоякость цели всякого казенного подряда. Она заключалась: "1) в приобретении необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц и 2) в развитии всех отраслей частной промышленности, открытием ей пути к сбыту своих произведений на довольствие и снабжение войск".

Вместе с условиями (кондициями) торгов интендантское управление устанавливало "крайнюю цену". Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная цена, покупать дешевле которой также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а должна всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу, а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.

Значительное развитие тыл Русской армии получил в начале XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, первоначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов, который ранее некоторое время возглавлял Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство. ("Интендант" - слово французского происхождения, означающее: "управляющий, заведующий". Сегодня же наслуху его английский эквивалент - "менеджер").

Интендантское ведомство тогда просуществовало недолго. Современники не смогли по достоинству оценить важность наличия органа централизованного управления материальным обеспечением войск. На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809 годах со Швецией, хотя тогда буксовал весь военный механизм государства. Возникла не лучшая традиция видеть в тыловиках "козла отпущения". Правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены.

С 1812 года Военное министерство включало 7 самостоятельных департаментов, в том числе - провиантский, комиссариатский и медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому Положению, названному "Учреждение для управления большой действующей армией", управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованием, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и управлять движением по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск и их снабжение, подчинил интересам снабжения всю организацию тыла. Оперативность работы тыла была поднята на более высокую ступень.

И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником главного штаба, которые на равных подчинялись Главнокомандующему. Но важный момент: была введена должность дежурного генерала, подчинявшегося начальнику главного штаба армии. Это должностное лицо объединяло, с одной стороны, руководство транспортным обеспечением: ему подчинялся директор военных сообщений (тоже новая должность - авт.) и, через генерал-вагенмейстера, армейский обоз. А, с другой, он отвечал также за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.

Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов подхватил выдающийся Российский военный реформатор Д.А. Милютин. В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одном ведомстве - Главном интендантском управлении Военного министерства. В 1868 году учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, получившим к тому времени достаточное распространение. На смену обозу приходит понятие "интендантский транспорт".

Поистине переворотом в теории и практике военного искусства, можно считать, открытием Д.А. Милютина и его соратников, стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Изменения в способах ведения войны и увеличение численности армии делали невозможной эффективную организацию снабжения без "тылового" единоначалия.

Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность "начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися". На эту должность назначили командующего Киевским военным округом. Ему подчинялись штаб начальника управления, интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное в тылу армии, и военно-медицинское управления в тылу армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во "Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками". Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска "в тылу находящиеся", получила статус военного округа. Командующий округом по сути являлся начальником тыла действующей армии. Согласно Положению 1890 года "О полевом управлении войск", каждая действующая армия должна была обеспечиваться "своим военным округом", то есть своим тылом.

Но все же "тыл" как специальный термин, пополнил военный лексикон лишь в русско-японской войне 1904-1905 годов. Стали различать "общий" и "ближайший" тыл. По сути, первый - ни что иное как тыл фронта, а второй - тыл армии. Общий тыл получил, своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла Маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения и эвакуации.

Тыл, в понимании, близком нынешнему, сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, объем задач обеспечения, перемещаемого личного состава и грузов, раненых и больных повлекло за собой качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог переварить тыловую информацию. В лице начальника тыла и его аппарата состоялся новый самостоятельный управленческий орган. Тыловое обеспечение, таким образом, самоопределилось.

Но новый орган еще не был в полной мере организатором обеспечения войск объединения. Во фронте этим занимались также другие органы и должностные лица. Территориальная составляющая во многом еще превалировала над функциональной.

Однако факт остается фактом, самостоятельный тыловой орган сложился! С этого момента дальнейшее можно рассматривать через призму внедрения тыла - во все звенья воинского организма - тыла, перманентно эволюционному.

Строительство войскового и оперативного тыла, по образу и подобию обретенной для фронта модели, не могло проходить гладко, хотя бы в силу многовариантности возможных решений. Например, совокупность армий (в ряде случаев это - "действующая армия"), решающих общую оперативно-стратегическую задачу, стала официально именоваться фронтом в первую мировую войну. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он, по существу, являлся начальником самостоятельного тыла фронта. Но назвать его так мешала оглядка на прошлое, а, вернее, отставание теории военного искусства. Когда понятие расплывчато, подыскать наилучшую форму выражения его содержания, в том числе организационную, как правило, не удается. Не говоря уже об интерполяции этой формы на другие уровни. Первая мировая война - яркое тому подтверждение. Прочие звенья тыла еще не обрели самостоятельности. Руководство тылом и снабжением армии сосредотачивалось в этапно-хозяйственном отделе ее штаба. Что само по себе беспрецедентно! Хотя штабы периодически и ведали транспортными средствами, вопросами санитарной службы, давали отдельные указания по тылу, но службы снабжения непосредственно штабам никогда ранее не подчинялись. Также в подчинении начальника штаба оказался главный полевой интендант при Ставке Верховного главнокомандования на театре военных действий, созданной уже в ходе войны.

К сожалению, этому звену не было суждено наладить надежную снабженческую связь фронтов и центра, где царила полнейшая разобщенность довольствующих ведомств.

В войсковом звене действовала третья схема: ни в штабе, ни в тылу - соответствующие тыловые службы не объединялись вовсе. Их начальники автономно замыкались непосредственно на командира.

Да и в самом фронтовом звене произошло отступление от устройства тыла, выстраданного несколькими войнами и закрепленного Положением о полевом управлении войск в военное время, на котором 16 июля 1914 года император Николай II начертал: "Быть по сему". Из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта.

Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914-1918 годах осознаны не были. Необходимо отметить, что после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако первая и вторая части Устава тыла Красной Армии (войсковой и армейский тыл) и наметки относительно фронтового тыла так же существенно расходились с опытом первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений (3- й) и отдел тыла (5-й). Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В центре координация их действий была еще меньше. Прозрение пришло в первые же недели Великой Отечественной войны.

30 июня 1941 г. генерал-лейтенант А.В. Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: "Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я как Главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба, на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить".

При этом А.В. Хрулев нисколько не драматизировал ситуацию. Управление обеспечением войск действительно было потеряно, как впрочем, и руководство собственно войсками. Г.К. Жуков при личной встрече ответил Главному интенданту примерно так: "Я вам ничего не могу сказать, так как никаких связей с войсками у нас не имеется и мы не знаем, что войскам требуется".

Возникла транспортная коллизия: на запад шли оперативные и снабженческие перевозки, а с запада - эвакуационные. Зачастую войскам направлялось то, что ими же и эвакуировалось. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля 1941 года бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. 14 июля на промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось 465 фактически брошенных без локомотивов поездов.

Требовалось срочно что-то предпринять. Страна становилась единым военным лагерем. Лучшие умы интендантства во главе с Андреем Васильевичем Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в первой мировой войне, Красной Армии в годы гражданской войны и в последующих боевых действиях подготовили предложения по реорганизации тыла Красной Армии, которые первоначально были доложены заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, члену Государственного Комитета Обороны А.И. Микояну, ведавшему вопросами снабжения армии.

"На другой день, - писал А.В. Хрулев, - тов. А.И. Микоян позвонил мне по телефону.

Товарищ Хрулев, - сказал он, - Верховный Главнокомандующий поручил вам подготовить проект решения Государственного Комитета Обороны по организации тыла Красной Армии.

Немедленно были привлечены к работе представители Генерального штаба и лучшие работники служб тыла. И уже в конце июля проект постановления ГКО (О был готов. Руководящие работники ГКО собрались у И.В. Сталина. Прочитав документ, Верховный главнокомандующий... сразу же подписал его".

1 августа 1941 года он же подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 "Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...", объединившего в своем составе штаб начальника Тыла, Управление ВОСО, автодорожное правление и инспекцию начальника Тыла Красной Армии.

Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла Красной Армии "во всех отношениях" были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником Тыла Красной Армии, был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Именно данный исторический факт был положен в основу подготовки приказа Министра обороны № 225, которым "...учитывая заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны, эффективную деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время" 7 мая 1998 года учрежден День Тыла Вооруженных Сил. Теперь он ежегодно отмечается 1 августа. Выбор даты, без сомнения, не нуждается в пояснениях: 1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил. Он предстал как самостоятельный вид или род Вооруженных Сил. Пятилетию этого события, в частности, был посвящен приказ Министра Вооруженных Сил СССР от 25 августа 1946 года № 38, подписанный И.В. Сталиным.

Май 1942 года ознаменовался новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должности заместителей командира по тылу были введены в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие.

Изменения не приостанавливались и в дальнейшем. В ведение начальника Тыла то входили, то выходили различные органы, например, Финансовое управление Красной Армии. Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность.

За целостность Тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение Заместителю Наркома обороны было передано Управление снабжения горючим. Вернулось оно в 1946 году и уже навсегда. А вот органы ВОСО "ушли в отрыв" всего на 36 дней. Их переподчинили Генеральному штабу в январе 1943 года. Снабжение стало "пробуксовывать". И опрометчивое решение срочно отменили.

Окончание Великой Отечественной войны не остановило поиски оптимальных форм организации тыла. В 1946 году объединились Наркоматы обороны Военно-морского флота. В 1953 году, после "развода" 1950 года, последовало их новое объединение. Тыл в полной мере прочувствовал превратности перестройки высшего военного руководства. В конце 40-х - начале 50-х годов начальник Тыла Вооруженных Сил утратил статус заместителя Министра обороны. Из его подчинения вышли службы военных сообщений и квартирно-эксплуатационная. Штаб тыла был расформирован. На его базе сформировали Управление служб Тыла, вернувшее свое штабное качество только в 1953 году.

Были и приобретения. В 1947 году образовался тыл воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылом ВВС и ВМФ, которые образовались еще в первом периоде войны. Впоследствии к ним присоединились тыл войск ПВО и РВСН.

В 1956 году по решению Правительства в Министерство обороны из Министерства торговли передается Главвоенторг, который вливается в Тыл, как Главное управление торговли МО.

Период завершения адаптации к условиям мирной жизни и преодоления сопутствующей ему неизбежной стихийности совпал с приходом к руководству Тылом Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна. С конца 50-х годов широко развернулись исследования в области теории тылового обеспечения. В 1964 году издается Наставление по оперативному, а в 1965 году - по войсковому тылу. Начальник тыла вновь становится заместителем командира (командующего). Свершается долгожданное, обусловленное логикой всех предшествующих преобразований, событие - понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу.

Мирное время в отличие от военного, дарует известную безнаказанность реформаторской фантазии. И зачастую те или иные новации происходят не в силу необходимости, не на основе выводов науки, а по наитию, под давлением субъективных факторов, порою вследствие межличностных отношений. Именно так можно расценить выход из Тыла Вооруженных Сил в 1992 году службы военных сообщений и медицинской службы.

По большому счету органы военного управления, подчиненные начальнику Тыла Вооруженных Сил, как, впрочем, и любому другому заместителю Министра обороны, в мирное время с тем или иным успехом могут функционировать самостоятельно. Все бы ничего, но возвращение любого отторгнутого ранее организма требует времени. Кто может поручиться, что оно будет отпущено? Вооруженные Силы должны гарантировать немедленный отпор любому агрессору. Вот почему органы управления, за которым и закрепилось название органов тыла, требуют единого, в числе прочего, руководства уже в мирное время. Только их совокупность рождает качество, гарантирующее надежность тылового обеспечения. А разобщенность, как удар, но не кулака, а растопыренной пятерни.

Стремление воссоздать прежнюю структуру, способную решать весь комплекс задач по тыловому обеспечению войск (сил) с приемлемым качеством, подвигли руководство Министерства обороны в 1997 году к решению возвратить военно-медицинскую службу и службу ВОСО в систему Тыла Вооруженных Сил.

К сожалению, опыт прошлого нечасто берется в расчет. В 1991 году повторилась ситуация сорокалетней давности: начальник Тыла в очередной раз утратил статус заместителя Министра. Управленческая дистанция между Тылом ВС и Министром обороны увеличилась, хотя большинство значимых тыловых вопросов по-прежнему требовали именно его решения. Оперативность управления Тылом как и его качество снизились, а вот поток документов, наоборот, резко возрос. Для возвращения начальника Тыла в непосредственное подчинение Министру обороны и в ранг его заместителя - на "круги своя" - потребовались три года.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный, эффективно действующий механизм. В его состав входят штаб Тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

Оснащение современными образцами материальных и технических средств позволяет тыловым структурам своевременно и в полном объеме обеспечивать войска всем необходимым при решении ими сложных и ответственных задач, связанных с поддержанием на должном уровне обороноспособности государства.

В прошедшие годы тыл работал устойчиво. Выполнены все мероприятия, предусмотренные Планом строительства и развития Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации на 2001 - 2005 гг., другими документами.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил в интересах войск решает целый комплекс задач, основными из которых являются: прием от экономического комплекса страны запасов материальных средств и техники тыла, хранение и обеспечение ими войск (сил); планирование и организация совместно с транспортными министерствами и ведомствами подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления путей сообщения и транспортных средств; подвоз всех видов материальных средств; осуществление оперативных, снабженческих и других видов воинских перевозок, обеспечение базирования авиации и сил флота; техническое обеспечение войск (сил) по службам тыла; организация и проведение лечебно - эвакуационных, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской защиты личного состава от оружия массового поражения и неблагоприятных экологических факторов, проведение ветеринарно-санитарных мероприятий и мероприятий служб тыла по РХБ защите войск (сил); осуществление контроля за организацией и состоянием противопожарной защиты и местной обороны войск (сил), оценка экологической обстановки в местах дислокации войск (сил), прогноз её развития и контроль за проведением мероприятий по защите личного состава от экологически вредных воздействий природного и техногенного характера; торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение; охрана и оборона коммуникаций и объектов тыла в тыловых полосах, организация лагерей (приемных пунктов) военнопленных (заложников), их учет и обеспечение; обеспечение работ по эксгумации, идентификации, захоронению и перезахоронению военнослужащих.

Основные усилия Тыла Вооружённых Сил направлены на:

    обеспечение боевой и мобилизационной готовности, повседневной жизнедеятельности войск (сил), а также мероприятий военной реформы Вооружённых Сил Российской Федерации;

    выполнение мероприятий Плана перехода к межведомственной унифицированной (сопряженной) системе тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

    выполнение мероприятий по реализации концепции военного строительства Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации;

    оптимизацию системы эшелонирования запасов продовольствия, накопление и организацию комплектного хранения вещевого имущества, а также продолжение работ по закладке горючего в систему «Транснефтепродукт»;

    тыловое обеспечение ОГВ (с) в Северо-Кавказском регионе, а также соединений и частей постоянной готовности и миротворческих сил;

    накопление и завоз материальных средств в гарнизоны Крайнего Севера, в том числе воинским частям и организациям федеральных органов исполнительной власти;

    проведение мероприятий по обеспечению сохранности материальных средств.

Кроме того, стоят и такие немаловажные задачи, как базирование авиации и сил флота; торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил. Немалое внимание уделяется и качественному обслуживанию семейного отдыха военнослужащих на имеющейся материальной базе военного туризма.

Для решения данных задач Тыл Вооруженных Сил в имеет в своем составе специальные войска (автомобильные, дорожные, трубопроводные), соединения и части материального обеспечения, медицинские соединения, части и учреждения, стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств, транспортные комендатуры, ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые и другие учреждения.

Какие бы задачи на протяжении всей истории страны ни стояли перед Вооруженными Силами, будь то отражение вражеской агрессии в суровые военные годы, в послевоенный период - создание ракетно-ядерного щита, выход флота в Мировой океан, укрепление государственных границ, действия подразделений в так называемых «горячих точках» и миротворческих операциях - всегда органы тыла в тесном единстве с командованием делали и делают все, от них зависящее, чтобы войска и силы флота имели все самое необходимое для выполнения поставленных задач. Ведь от того, насколько тыловые службы готовы четко выполнять свои функции, зависит и общий результат боевых действий, и, в конечном итоге, жизнь бойцов.

Обеспечивая повседневную деятельность войск, структуры Тыла ВС РФ ежедневно должны обеспечивать всем необходимым не только военнослужащих, но и боевую технику; осуществлять жизнеобеспечение военных гарнизонов и проводить ряд других мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

«ВМ», №1, 2000г.

Тыл Вооруженных Сил: история и современность

Генерал-полковник В.И.ИСАКОВ, начальник Тыла ВС РФ -

заместитель министра обороны Российской Федерации

В 2000 году Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации празднует свое 300-летие. Строго говоря, тыл существовал задолго до 1700 года, официально считающегося годом его основания. И вот почему. Словом «тыл» издревле обозначали противоположную чему-либо, обратную сторону - т.е. то, что сзади. Есть лицо, а есть за-тыл-ок, по-старославянски - по-тыл-ица, Сторона, противоположная фронту (фрунту, лицу), - так понимали тыл в старину. Так, кстати, определяет тыльную сторону строя и нынешний Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Но это лишь одно из значений. По мере развития военного дела тылом стали именовать не только сторону, но и всю территорию, лежащую вне зоны собственно военных действии. В дальнейшем в это понятие вошли и органы управления, части и учреждения, размещавшиеся в тылу и выполнявшие, как правило, снабженческие и иные вспомогательные функции.

О 300-летии Тыла Вооруженных Сил мы говорим, исходя из понимания его как системы сил и средств, предназначенных для тылового обеспечения войск. Иными словами, имеем в виду не пространственно-территориальное, а структурно-функциональное содержание. Именно поэтому за точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год: тогда, 18 февраля, Петр I подписал указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом». Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск. В тот же день другим указом самодержец учредил еще один приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иначе его именовали Комиссариатским). Он ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.

Созданные царем-реформатором регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения, ив 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был образован комиссариат, занимавшийся всеми видами снабжения.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригскомиссара, в обязанности которого, в частности, вменялось снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Любопытно, что транспортные средства не входили в ведение последнего. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейсте-ру. Над тем начальствовал генерал-квартирмейстер, который наряду с подвозом руководил также размещением войск и госпиталей. Фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя и не являлся организатором материального обеспечения.

Разделение снабженческих и транспортных полномочий в то время имело свой резон. По необходимости обоз, например, мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использоваться как оборонительный рубеж. Однако, если один начальник определяет тыловую «диспозицию», а другой - ее снабженческое содержание, это рождает противоречие, которое усиливается по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации.

В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия полностью обеспечивалась из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставлялись на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных) организовывались также временные и подвижные склады. Первые развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. А вторым, именуемым магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.

Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения поможет, например, донесение адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22 713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 тонн! Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии.

Следует заметить: многие проблемы сегодняшнего тыла корнями родят в историю. К примеру, в Петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись не командирам полков и дивизий, а только вышестоящим начальникам по своей специальности, состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии.

После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На «экономические суммы» (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного. А чем не «экономическая сумма», скажем, нынешний вид 101, куда поступают средства от подсобных хозяйств, экономии хлеба и та. Очевидно, практика внебюджетных средств имеет многовековую историю.

В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до половины жалованья. Так государство стимулировало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время эти вопросы курировало одно должностное лицо - комиссар, обусловлено именно их тесной взаимосвязью. В основе современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, та же идея - за предусмотренное нормами снабжения, но неполученное полагается компенсация.

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 годе JNe 30S «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд» ввел конкурсную систему поставок для Вооруженных Сил. Логичный шаг со стороны государства, переводящего свою экономику на рыночные рельсы. Однако сколько сил и энергии потребовалось специалистам служб тыла, чтобы приноровиться к новым требованиям. Между тем они не такие и новые.

К снабжению регулярной армии России испокон веку привлекались частные подрядчики. Например, с середины XIX века узаконено пять способов заготовки материальных средств: подряд с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку «собственным попечением».

Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем всякий казен-" ный подряд, и это официально признавалось, имел две цели, во-первых, «приобретение необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц» и, во-вторых, «развитие всех отраслей частной промышленности, открытие ей пути х сбыту своих произведений на довольствие и снабжение войск».

Вместе с условиями (кондициями) торгов Интендантское управление устанавливало «крайнюю цену». Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная стоимость, дешевле которой покупать также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу, а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.

К сожалению, сегодня не все решения принимаются столь взвешенно, как раньше. Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», принятый в развитие Указа Президента РФ № 305, направлен сугубо на максимальное сокращение расхода бюджетных средств. А интересы поставщиков оказались в стороне. Условия конкурсов, определяемые Министерством экономики, фактически вынуждают их кредитовать государственные нужды. Чужая «головная боль», пожалуй, меньше всего должна беспокоить Министерство обороны. Но, к сожалению, она становится и нашей, и прежде всего в ситуации с закупками и поставками горючего и смазочных материалов,

Конкурсы, проведенные в первой половине 1999 года, определили поставщиков только 30% объема необходимых Вооруженным Силам нефтепродуктов - больше желающих не нашлось. Жесткие условия отпугнули нефтяные компании. Ситуация осложнялась тем, что горючее в связи с возникшей разницей цен на мировом и внутреннем рынке оказалось в дефиците. Тогда правительство установило компаниям обязательные задания по поставке нефтепродуктов Министерству обороны в третьем-четвертом кварталах 1999 года. Но ведь эта мера, принципиально нас устраивающая, не согласуется с проводимой политикой рыночной экономики.

Значительное развитие тыл получил в первой половине XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, изначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К.Вязмитинов, ранее возглавлявший Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство, которое просуществовало недолго: современники не смогли по достоинству оценить важность этого органа централизованного управления материальным обеспечением войск (правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены). На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809-го со Швецией, хотя буксовал тогда весь военный механизм государства.

С 1812 года Военное министерство включало семь самостоятельных департаментов, в том числе Провиантский, Комиссариатский и Медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому положению, названному «Учреждение для управления большой действующей армией», управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованьем, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и координировать движение по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск, и их обеспечение, подчинил интересам снабжения весь тыл. Оперативность работы последнего, таким образом, была поднята на более высокую ступень.

И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником Главного штаба, которые на равных подчинялись главнокомандующему. Заметным новшеством стало введение должности дежурного генерала, подчинявшегося начальнику Главного штаба армии. Это должностное лицо, с одной стороны, осуществляло руководство и транспортным обеспечением, и армейским обозом, с другой - на нем лежала ответственность за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.

Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов продолжил выдающийся российский военный реформатор Д.А.Милютин. В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одно ведомство - Главное интендантское управление Военного министерства. Двумя годами позже учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, которые к тому времени получили достаточное распространение. На смену обозу приходит «интендантский транспорт».

Поистине переворотом в теории и практике военного искусства, можно считать, открытием ДА.Милютина и его соратников стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Произошли изменения в способах ведения войны и увеличилась численность армии. В этих условиях без «тылового» единоначалия снабжение не могло быть эффективным. Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность «начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися». Ему подчинялись штаб начальника управления, интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное и военно-медицинское управления в тылу армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками. Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска, «в тылу находящиеся», получила статус военного округа. Его командующий по сути являлся начальником тыла действующей армии. Согласно положению 1890 года «О полевом управлении войск» каждая действующая армия должна была обеспечиваться «своим военным округом», т.е. своим тылом.

И все же «тыл» как специальный термин пополнил военный лексикон лишь в русско-японскую войну 1904-1905 годов. Стали различать «общий» и «ближайший» тыл. Первый, по существу, не что иное, как тыл фронта, а второй - тыл армии. Общий тыл получил своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое, размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения и эвакуации.

Следует обратить внимание на то, что первоначально тыл (в понимании, близком к нынешнему) сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, увеличившийся объем задач по перемещению грузов, личного состава, раненых и больных повлекли качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог обработать всю информацию. Организацией тылового обеспечения войск стал заниматься новый самостоятельный управленческий орган со своим аппаратом, возглавляемым

начальником тыла. Это новое формирование не сразу стало единоличным организатором обеспечения войск объединения. Во фронте данными вопросами занимались и другие органы и должностные лица. Территориальная составляющая во многом еще превалировала над функциональной, Строительство войскового и оперативного тыла, даже в силу многовариантности решений, не могло проходить гладко. Несколько армий, выполнявших общую оперативно-стратегическую задачу, в Первую мировую войну стали именоваться фронтом. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он по сути являлся начальником самостоятельного тыла фронта.

Вопреки Положению о полевом управлении войск в военное время от 16 июля 1914 года из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта. Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914-1918 годах осознаны не были.

Необходимо отметить, что после Октябрьской революции 1917 года органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако в Уставе Тыла Красной Армии разделы, касавшиеся войскового, армейского и фронтового тыла, также существенно расходились с опытом Первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений и отдел тыла. Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В Центре координация их действий была еще меньше. Прозрение пришло в первые же недели Великой Отечественной войны.

30 июня 1941 года генерал-лейтенант А.В.Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: «Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить». При этом он нисколько не преувеличивал драматизм ситуации. Управление обеспечением войск в начале войны действительно было потеряно, как, впрочем, и руководство собственно войсками.

Возникла транспортная коллизия: оперативные и снабженческие перевозки - на запад, эвакуационные - с запада. Зачастую в войска направлялось то, что они же и эвакуировали. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. На промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось более 450 фактически брошенных без локомотивов поездов. Требовались срочные радикальные меры.

Лучшие умы интендантства во главе с А.В.Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне, Красной Армии в годы Гражданской войны и в последующих боевых действиях, подготовили предложения по реорганизации Тыла Красной Армии. Они стали основой проекта постановления Государственного Комитета Обороны по его организации. Проект был незамедлительно утвержден И.В.Сталиным. 1 августа 1941 года он же подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла КА, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла КА.

Была учреждена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла КА «во всех отношениях» были подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Именно данный исторический факт, а конкретно «заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны» и дальнейшая «эффективная деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время» легли в основу Приказа министра обороны РФ № 225, которым учрежден День Тыла Вооруженных Сил, ежегодно отмечаемый 1 августа. В тот день в 1941 году произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил.

Май 1942 года стал новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должность заместителей командира по тылу была введена в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие.

Изменения происходили и в дальнейшем. В ведении начальника тыла то были, то исключались различные органы, например Финансовое управление КА, Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность. За целостность тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение заместителю наркома обороны было передано Управление снабжения горючим, возвращенное в структуру тыла лишь в 1946 году. Еще в январе 1943-го были переподчинены Генеральному штабу и органы ВОСО. Снабжение стало «пробуксовывать», и опрометчивое решение срочно отменили.

Окончание Великой Отечественной войны не прекратило поиска оптимальных форм организации тыла. В конце 40-х - начале 50-х годов начальник Тыла Вооруженных Сил утратил статус заместителя министра обороны. Из его подчинения вышли службы военных сообщений и квартирно-эксплуатационная. Штаб тыла был расформирован. На его базе возникло Управление служб тыла, вернувшее свое штабное качество только в 1953 году.

С другой стороны, в 1947 году был создан тыл Воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылом ВВС и ВМФ, которые были образованы еще в первом периоде войны. Впоследствии к ним присоединились тыл Войск ПВО и РВСН.

В 1956 году по решению правительства в Министерство обороны из Министерства торговли передается Главвоенторг, который вливается в Тыл ВС как Главное управление торговли МО.

С конца 50-х годов широко развернулись исследования в области теории тылового обеспечения. В 64-м издается Наставление по оперативному, а через год - по войсковому тылу. Начальник тыла вновь становится заместителем командира (командующего). Свершается долгожданное, обусловленное логикой всех предшествовавших преобразований, событие - понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу.

В мирное время те или иные новации, к сожалению, часто происходят не в силу необходимости, не на основе научных выводов, а по наитию или под давлением субъективных факторов, порою вследствие межличностных отношений. Именно этим, пожалуй, можно объяснить вывод из состава Тыла Вооруженных Сил в 1992 году служб военных сообщений и медицинской.

Органы военного управления, подчиненные начальнику Тыла Вооруженных Сил, как, впрочем, и любому другому заместителю министра обороны, в мирное время могут функционировать самостоятельно. В военный же период необходимо их воссоединение, на что, безусловно, уйдет время. Кто может поручиться, что оно будет отпущено? Вооруженные Силы должны гарантировать немедленный отпор любому агрессору. Вот почему органы управления, за которыми закрепилось название органов тыла, требуют в числе прочего единого руководства уже в мирное время,

Стремление воссоздать прежнюю структуру, способную выполнять комплекс задач по тыловому обеспечению войск (сил) с приемлемым качеством, подвигло руководство Министерства обороны в 1997 году к решению возвратить военно-медицинскую службу и службу ВОСО в систему Тыла Вооруженных Сил.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации - это слаженный организм. В его составе штаб Тыла ВС РФ, десять главных и центральных управлений, три службы, направление кадров. Ежегодно в войска поставляется около 8 млн тонн горючего, продовольствия, вещевого имущества и других материальных средств, из них около 500 тыс. в гарнизоны Арктики и Крайнего Севера. Различные виды транспорта перевозят почти 2 млн человек. По линии Министерства обороны медицинское обслуживание получают свыше 6 млн военнослужащих, членов га семей и военных пенсионеров. Одновременно осуществляются мероприятия по реформированию Тыла Вооруженных Сил. Совершенствуется и оптимизируется его структура, завершается адаптация системы тылового обеспечения войск к условиям рыночной экономики, осваивается конкурсный механизм закупок материальных средств и оказания услуг.

В заключение хотелось бы остановиться на перспективах строительства Тыла ВС и его структуры. В соответствии с утвержденными Президентом РФ Основами государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года на повестке дня поэтапный переход е единой или сопряженной системе тылового обеспечения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Нынешняя автономность снабженческого процесса силовых структур оборачивается нерациональным делением расходов на оборонные нужды и правоохранительную деятельность даже при выполнении однотипных функций, стратегическими издержками в боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск и др. Разве не абсурд, например, деление больных и раненных военнослужащих разных ведомств и требование оплаты за лечение «чужих»? Другой пример - подготовка военных специалистов служб тыла, медиков и т.д. Программы подготовки вузов однотипны, а обучаются они в своих академиях и училищах, хотя учебно-материальная база Министерства обороны вполне позволяет готовить специалистов из различных ведомств.

В августе 1999 года работа по созданию единой системы тылового обеспечения перешла в плоскость принятия конкретных решений на основе детальной совместной научной проработки, определения конечной цели и оценки результатов интеграции, поэтапного сопряжения функций и отдельных направлений деятельности служб тылового обеспечения различных силовых министерств и ведомств. Свое 300-летие Тыл Вооруженных Сил встречает функционально подготовленным, способным всесторонне обеспечить постоянную и мобилизационную готовность войск (сил) и выполнение ими задач по предназначению.

Архив ПИ, ф. 10, оп. 295, д. 001, л. 241.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

День тыла вооруженных сил России / Фото: Пресс-служба МО РФ

Ежегодно 1 августа отмечается День тыла вооруженных сил России . Этот праздник утвержден Приказом Министерства обороны РФ № 225 от 7 мая 1998 года.

За точку отсчета истории тыла вооруженных сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Петр I подписал Указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом».

Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган — Провиантский приказ, ведавший поставками хлеба, крупы и зернофуража для армии. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.


1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение тыла вооруженных сил - тыл определился как самостоятельный вид или род вооруженных сил.

В этот день Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника тыла, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника тыла Красной Армии. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления тыла Красной Армии «во всех отношениях» были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления.

Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником тыла Красной Армии был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба - генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Сегодня тыл Вооруженных сил Российской Федерации , являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный и эффективно действующий механизм .

В его состав входят штаб тыла, 9 главных и центральных управлений, 3 службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

29 июля 2000 года Президент России В.Путин подписал указ «О 300-летии Тыла Вооруженных Сил», в тексте которого говорится: «Учитывая важное значение тылового обеспечения армии и флота, отмечая боевые заслуги перед Отечеством ветеранов и личного состава Тыла Вооруженных Сил и в связи с его 300-летием, постановляю: Установить памятный день - 300-летие Тыла Вооруженных Сил и отметить его 1 августа 2000 года».

Центральный архив

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

ТЫЛ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

(Т. ВС), составная часть ВС РФ, включающая силы и средства, предназнач. для тылового и по службам тыла техн. обеспечения войск (сил) в мир. и воен. время. В состав Т. ВС входят: органы воен. управления с воин. частями и орг-циями обеспечения и охраны, спец. войска (соед. и воин. части материального обеспечения, автомоб., дорожные, трубопровод., вспомог. флот, воинские части подвоза ракет. топлива), воин. части, орг-ции и органы (воен. сообщений, перегрузочных р-нов, торгово-бытовые, воен. печати, турист., культурно-досуговые), служб тыла (горючего, прод., вещ., мед., вет.-сан.), а также военно-учеб. заведения, учеб. и запас. соед. и воин. части, научно-исслед., испытат. и проект. орг-ции и воин. части. Организационно силы и средства тыла входят в состав фронтов (флотов), воен. округов, объед., соед. и воин. частей видов ВС, родов войск ВС, а также находятся в непосредств. подчинении центр. органов воен. управления. Т. ВС подразделяется: по масштабу и характеру выполняемых задач - на стратег., операт. (операт.-стратег., операт. и операт.-такт. объединений) и войсковой (соед., во-ин. частей и подразд.); по принадлежности - на тыл Центра, видов ВС и родов войск ВС, фронтовой, флотский, окружной, арм., корпусной, ВВС флота, тыл фл-й, ВМБ, эскадр, дивизионный (бригад.), полковой, батальонный (дивизионов).
Первые элементы Т. ВС в виде постоянных воен. обозов появились в 70-х гг. 17 в. До этого его задачи в большинстве армий выполняли различ. невоен. ведомства и частные предприниматели, а в походах войска сопровождали торговцы (маркитанты). В 17 - 18 вв. применялась магазинная система снабжения. С созданием регул. армий, ростом мас-штабов воен. действий и изменением способов их ведения в 18 - 19 вв. в составе частей, соед., объед. и в распоряжении центр. органов воен. ведомств стали создаваться штат. подразд. (части) и учреждения, предназнач. для централиз. обеспечения войск (сил) раздельно по каждой службе тыла. Дальнейшее развитие воен. дела, особенно применение в войнах 20 в. танков и ав-и, мотори-зация и механизация войск, потребовали создания сил и средств техн., дорож., аэродр. обеспе-чения, снабжения горючим и др. Оснащение ВС ЯО, ракет. техникой, большим кол-вом радиоэлектрон. средств и др. совр. техникой обусловило внесение новых изменений в систему Т. ВС.
Тыл рус. армии своё орг. начало получил в 1-й четв. 18 в. с созданием Петром I регул. войск и флота, потребовавшим организовать их постоянное гос. обеспечение с казённых складов. Центр. органами снабжения стали приказы (Провиант., Во-ен., Арт.), в составе полевого упр. действующей армии образован комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В последующем система тылового обеспечения рус. армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запа-сов, создана единая интендантская служба. В 1-ю мир. войну сформировались фронт. и арм. базы снабжения, стали функционировать фронт. распре-делительные станции, обеспечивавшие приём ж.-д. транспорта из тыла страны, а также корп. выгрузочные станции.
В Кр. Армии в 1918 образовано Центр. упр. снабжения; в объед. и соед. учреждены должности нач-ков снабжения, к-рым подчинялись части, учреждения и службы тыла. В ходе Вел. Отеч. войны сложился хорошо организованный и техн. оснащён-ный Т. ВС, к-рый успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С нач. войны были созданы Гл. упр. тыла, упр. тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централиз. тыл. К маю 1942 введены должности нач-ков тыла в корпусах и дивизиях. За войну Т. ВС принял от пром-сти и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) св. 10 млн т боеприпасов, 16 млн т горючего, ок. 40 млн т продовольствия и фуража. Лич. составу выдано св. 70 млн комплектов обмундирования. Воинские ж.-д. перевозки превысили 19 млн вагонов, автомоб. транспортом перевезено 625 млн т, возд. - ок. 140 млн т материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомоб. дорог, ж.-д. войска и спецформирования Наркомата путей сообщения - ок. 120 тыс. км ж.-д. путей. Для нужд ав-и оборудовано более 6 тыс. аэродромов. Военно-мед. служба и ле-чеб. учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.
В послевоен. годы по мере развития экономики страны, изменений в орг. структуре, техн. оснащённости ВС, развития воен. науки происходило совершенствование Т. ВС. Общее руководство Т. ВС РФ осуществляет министр обороны через нач-ка Т. ВС - зам. министра обороны, главнокоманд. видами ВС, команд. родами войск ВС, нач-ков гл. и центр. управлений МО. В СССР в период существования Наркомата ВМФ и Военно-мор. мин-ва (1937 - 46; 1950 - 53) тыл ВМФ функционировал самостоятельно. Нач-ки Тыла Кр. Армии, Сов. Армии, ВС СССР и ВС РФ: А.В. Хрулев (1941 - 51), В.И. Виноградов (1951 - 58), И.Х. Баграмян (1958 - 68), С.С. Маряхин (1968 - 72), С.К. Куркоткин (1972 - 88), В.М. Ар-хипов (1988 - 91), И.В. Фуженко (1991 - 92), В.Т. Чуранов (1992 - 97), В.И. Исаков (с июня 1997).