Если отказали в школе что делать. Изменения в законах

Среднее образование является обязательным, поэтому в случае отказа в приеме ребенка в школу родители должны добиваться поставленной цели, средств для её исполнения очень много, как и мер наказания для администрации школы.

Ни для кого не секрет, что существует негласный рейтинг школ относительно качества образования, месторасположения школы и её комфортности и приспособленности к образовательному процессу. К примеру, наличие плавательного бассейна автоматически делает общеобразовательное заведение более престижным. А уж если этот факт присоединяется к наличию учителей высокой квалификации и большим наличием внеклассных кружков, то попасть в такую школу становиться очень трудно. Иногда случается так, что ребенка не берут в школу, мотивируя это отсутствием мест, но стоит помнить, что ситуация со средним образованием кардинально отличается от дошкольного. Если посещение детского сада является не обязательным, то в случае, когда ребенок не ходит в школу, в проблеме разбираются социальные службы и даже прокуратура.

Родителям необходимо четко знать следующий факт – все школы страны обслуживают определенный микрорайон с определенным количеством жилых домов. Любой ребенок проживающий в закрепленном за школой районе имеет право посещать это учебное заведение, даже в том случае, если там свободных мест. По закону директор школы должен пересмотреть списки учащихся и предложить перейти в школу по месту жительства учащимся не из прикрепленного района, но до такого никогда не доходит. Обычно проблема легко решается следующими способами. Первый вариант, подобрать для ребенка класс на параллели, где есть свободные посадочные места, то есть парты. Если такого класса нет, второй способ предусматривает переход целого класса в более просторное помещение. Иногда случается так, что учащиеся посещают различные кабинеты, в таком случае уместно сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Сложности могут возникнуть в том случае, если школа, за которой закреплен микрорайон не общеобразовательная, а специализированная. Но по закону для таких случаев исключений нет, ведь деление по микрорайонам происходило ещё в те времена, когда все школы были общеобразовательными. Относительно того, как принимают детей в школу, есть два варианта – с предварительным собеседованием и без оного. Собеседование может проводится и в общеобразовательной школы, без какой-либо специализации. Основная цель собеседования – проверить уровень знаний ребенка, поговорить с ним на общие темы, неудовлетворительных результатов нет и быть не может. Но если школа специализированная, то вполне возможен рейтинг при приеме как первоклассников, так и учащихся, которые переходят из других школ. Собеседование в специализированных школах проходит по следующим предметам – профильный, родной и иностранные языки, собеседование с психологом. Это относится только к учащимся, которые учатся в средней школе, что касается младшей, то никаких профильных знаний в ней не дают, уклон делается на обучение азов чтения, математики, изучение окружающего мира.

Если директор утверждает, что отказ в приеме в школу основан на других причинах, не связанных с отсутствием мест в школе (к примеру, с низкой успеваемостью учащегося в предшествующей школе) , то единственно правильным решением родителей будет обращение в вышестоящие инстанции, которые контролируют работу школы. Наиболее правильный порядок действия – это получения письменного отказа от администрации школы с пояснением причины в двух экземплярах, один регистрируется у секретаря, а второй выдается на руки. Далее с письменным отказом следует обратиться в районный совет образования. Обычно этого достаточно для того, чтобы уладить конфликт, но если по каким-то причинам и здесь родителям не смогли помочь, то необходимо обращается в городской совет, а затем и в прокуратуру и суды. Не стоит верить директору школы на слово, в ситуации, если он говорит, что в августе обязательно найдется место для ребенка. Известны многочисленные случаи, когда обнадеженные словами директора родители приходили писать заявление о приеме в школу, но вместо этого получали ответ в стиле «почему не обращались ранее, сейчас уже поздно что-то решать». Поэтому только документы могут подтвердить факт обращения в общеобразовательное учреждение и смогут помочь в том случае, если дело дойдет до суда.

Во время первого обращения в школу, если в процессе разговора с руководством слышен отказ, следует вежливо попросить устав школы – типовой документ, которым по законодательству обладает каждое общеобразовательное учреждение В нем расписаны обязанности и права рабочих, администрации, учителей и учащихся, а также правила приема в конкретную школу и исключения (которое на самом деле по законодательству только одно, отсутствие свободных мест для детей не прикрепленных к микрорайону школы) . После неторопливого изучения этого документа можно почерпнуть не мало полезных сведений и даже решить проблему приема в школу ссылаясь на один только этот документ.

Проблема отказа в приеме в школу ребенка легко устраняется разовым обращением в вышестоящие инстанции, иногда даже и это не потребуется, только намек на возможный поход в городское управление образования.

Пока школьники отдыхают на летних каникулах, многие родители ведут борьбу за право своего чада учиться в школе по месту прописки. Казалось бы, нет ничего естественнее, чем обучение ребёнка в образовательном учреждении, находящемся в непосредственной близости от дома. И школьнику удобно, и мама спокойна. Но современные реалии таковы, что, переезжая на новое место жительства, родители зачастую сталкиваются с отказом в принятии ребёнка в местную школу, так как классы в ней «переполнены».

С этой проблемой в редакцию Северо-Западного правового центра «Человек и Закон» обратилась жительница Санкт-Петербурга Ирина.

«В мае 2016 года наша семья переехала в новый жилой район Славянка. Радость от переезда очень скоро омрачилась невозможностью определить ребёнка в местную школу, — жалуется Ирина. — Причину отказа в приёме на обучение администрация школы объяснила очень просто: «Нет свободных мест». Нам предложили возить ребёнка в соседние населённые пункты - Колпино или Павловск. И все бы хорошо, но беда в том, что мне и мужу нужно к 9 часам ехать на работу на Выборгскую (станция метро, находящаяся в противоположном конце города - прим.). Могу ли я добиться приёма ребёнка в школу по месту прописки?»

Право выбора

Отстаивать право ребёнка на обучение в школе по месту жительства не только можно, но и нужно, считает адвокат Кирилл Селезнёв.

«В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года родители или законные представители детей вправе выбирать школы до получения последними общего образования. Иными словами, право на выбор учебного заведения для ребёнка закреплено за родителями на законодательном уровне, а потому директор образовательного учреждения не может беспричинно отказать в приёме школьника на обучение. Особенно это касается школ, обслуживающих тот микрорайон, в котором прописан ребёнок».

Таким образом, каждый родитель должен знать, что любая школа зарегистрирована в определённом микрорайоне, который она обязана обслуживать. И любой ребёнок, прописанный в закреплённом за общеобразовательным учреждением районе, имеет право обучаться именно в этом заведении.

«И родителям не имеют права отказать, — продолжает адвокат, — даже в том случае, если мест действительно не хватает. Директор школы обязан перепроверить список учащихся в соответствующем классе и предложить родителям перевести детей не из прикреплённого (к данной школе — прим.) района в учебное заведение по месту жительства».

Но, по словам эксперта, эта мера исключительная, и к ней прибегают крайне редко. В большинстве случаев удаётся подобрать школьнику класс на параллели, где имеются свободные места, либо выделить для обучения более просторное помещение, где поместятся все необходимые парты, и куда учителя по различным предметам будут приходить сами.

Правомерность отказа

Тем не менее, администрации некоторых школ нередко представляют совершенно необоснованные причины, по которым не могут принять нового учащегося. Кирилл Селезнёв считает, что мотивацией к отказу в таких случаях является коррупция.

«В престижной школе при приёме новых учеников даже при фактическом наличии свободных мест в классах директор может слукавить, сказав, что все параллели переполнены. Это связано с тем, что руководство учебного заведения рассчитывает на взятку».

Получив на руки кругленькую сумму, «сердобольный» директор подыскивает подходящий класс для школьника, где чудесным образом оказывается свободное место. Такое поведение, по мнению эксперта, можно трактовать как «прямое нарушение прав ребёнка на получение бесплатного образования». Поэтому, прежде чем смириться с фактом «отсутствия» мест школе, следует проверить его достоверность.

«Нужно попросить для ознакомления устав учебного заведения, — советует адвокат. - Из его содержания можно понять, насколько обоснован отказ в приёме в школу ребёнка. Одно из положений будет гласить, что единственная причина, по которой в случае отсутствия мест ребёнок не может быть принят в школу, — это его проживание на территории, не закреплённой за данным учебным заведением. Если отказ неправомерен, нужно требовать от администрации образовательного учреждения письменное объяснение причин со ссылками на законы. Этот документ с печатью школы следует направить в управление образования. Также можно обратиться и в прокуратуру с просьбой провести проверку на наличие свободных мест в данном учебном заведении».

Причины школьного дефицита

Переполненность классов в петербургских школах — проблема, всё же, не надуманная.

В начале текущего года комитет по экономической политике и стратегическому планированию города Санкт-Петербурга констатировал печальный факт: городской бюджет не сможет обеспечить население в необходимом количестве объектов общего образования как минимум в течение ближайших двух-трёх лет. Численность новых школ меньше требуемого количества в четыре раза, в то время как средства на строительство общеобразовательных учреждений будут выделены только в 2018 году.

Между тем, судя по данным Федеральной службы государственной статистики, с 2006-го года наблюдается стремительный подъём рождаемости. Так, ежегодное число новорождённых за десятилетие увеличилось почти на полмиллиона: если в 2006 году родились 1 миллион 480 тысяч малышей, то в 2015 году — 1 миллион 944 тысячи (в Санкт-Петербурге - 40,3 тысяч и 69 тысяч соответственно). Такой бум рождаемости явился закономерным результатом успешной демографической политики - введения материнского капитала и увеличения детских пособий.

Однако высокий порог рождаемости в сочетании с недофинансированием сферы среднего образования, в конце концов, привёл к тому, что жители культурной столицы столкнулись с острой нехваткой мест в школах.

Но стоит помнить, что не всегда заявленная переполненность классов в действительности является таковой. И практически у каждой школы есть резервы для увеличения количества классов в параллелях. Поэтому, получив отказ в приёме ребёнка в общеобразовательное учреждение по месту жительства, родители не должны опускать руки. Следует обращаться в вышестоящие инстанции, отстаивать права своего ребёнка и помнить, что закон - на стороне граждан, ведь получение среднего образования является обязательным для всех юных жителей России. А возможностей для определения ребёнка в местную школу существует множество, как и мер наказания для администрации учебного заведения.

Анастасия Вербицкая

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.

Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.

Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.

Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?

Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.

Такое положение обусловлено законом «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:

  • Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
  • Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
  • Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, но при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы согласно Постановлению правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года.

Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:

  • Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
  • Школа подходит вам по территориальному обозначению.
  • Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.

В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.

Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.

Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?

Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Как оценить способности своего ребёнка?

Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.

Здравствуйте! в соответствии с Приказом Минобрнауки от 22.01.2014 г. № 32 В приеме ребенка в образовательное учреждение может быть отказано только при отсутствии свободных мест. Вам необходимо обратиться в Департамент образования либо местное управление образования.

ПОРЯДОК
ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

...5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования ...

Также данный вопрос регулирует ст. 67 ФЗ «Об образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Также если Вы не согласны с действиями должностных лиц образовательного учреждения Вы можете подать жалобу в прокуратуру.

Удачи Вам! Всего доброго, надеюсь ответ был полезен.

Вашего ребёнка отказываются принимать в школу? Разберёмся, в каких случаях это может быть и как себя вести.

Ситуация 1. Не берут в первый класс

«Ваш ребёнок психологически не готов к школе, он не прошёл собеседование», — заявляет вам психолог или завуч школы.

Ваше главное оружие — закон «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014), который гласит: «в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ)». Согласно закону только два фактора могут препятствовать записи ребёнка в школу: возраст младше 6,5 лет и место жительства, не совпадающее с территориальным расположением школы. Всех детей, которые живут в районе, территориально относящемся к данной школе, и которым 1 сентября будет больше 6 лет 6 месяцев, обязаны взять в первый класс.

Ни в коем случае не может быть конкурсом на место в классе. Эти мероприятия призваны лишь продемонстрировать родителям и учителю, на какие сильные и слабые стороны малыша стоит обратить внимание, а также скорректировать школьную программу с учётом уровня знаний будущих первоклассников. Кроме того, по закону поступающие в первый класс дети не обязаны уметь читать, считать и писать (хотя это, конечно, поможет ребёнку быстрее усвоить программу).

Для того, чтобы не возникло проблем с записью и учёбой в первом классе, вам необходимо только:

  • самостоятельно оценить готовность ребёнка к школе (хочет ли он учиться, может ли высидеть полчаса на месте, умеет ли сконцентрироваться на задании и выполнять работу по образцу, прислушиваться к инструкциям и играть по правилам);
  • морально подготовить малыша к собеседованию, если оно предполагается;
  • подать заявление в нужное время (обычно с 1 февраля до 30 июня идёт приём заявлений по территориальному признаку, а с 1 июля — заявлений от родителей детей из других районов);
  • лично присутствовать на тестировании или собеседовании, чтобы избежать стресса у ребёнка.

Ситуация 2. Не берут в любой другой класс

Как устроить ребенка в школу - правила и необходимые документы

«Мест нет, извините», — говорит директор школы в ответ на вашу просьбу

. Или: «Мы не можем взять вашего ребёнка — у него слишком низкая успеваемость для нашей школы».

Запомните: единственной причиной отказа может быть то, что вы территориально не прикреплены к этой школе. Если школа находится в вашем районе, директор обязан пересмотреть состав классов таким образом, чтобы найти место для вашего ребёнка. В крайнем случае (если все классы действительно наполнены до предела) администрация обязана выдать официальный документ о невозможности приёма вашего чада в данное образовательное учреждение. А успеваемость тем более не может повлиять на решение администрации школы — это в законе не прописано.

Ситуация 3. Не берут в специализированную школу

Другая ситуация — если вы хотите отдать ребёнка в специализированное образовательное учреждение. Лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением предметов, а также реализующие особые программы в области физической культуры и спорта, искусств и т. д. имеют право организовать индивидуальный отбор при приёме либо . Обычно в таких учебных заведениях есть вступительные экзамены и собеседования, по результатам которых администрация может принять либо не принять школьника.


Что делать

Если вам отказали в приёме в школу, директор обязан составить и подписать письменный отказ с обоснованием причин в двух экземплярах (один школе, один вам). С этой бумагой следует обратиться в районное Управление образования, где подскажут, в каких школах района есть место для вашего ребёнка.