Григорий иванович щедрин биография. Участие в войне

(1912 - 1995)

Вице-адмирал, Герой Советского Союза, командир прославленной в годы Великой Отечественной войны подводной лодки С-56, командующий Камчатской военной флотилией, редактор «Морского сборника», автор нескольких книг.
Григорий Щедрин родился в Туапсе 1 декабря 1912 года. Детство прошло у моря, и это предопределило выбор профессии. В 7 лет пошел учиться, а в 12 уже вынужден был работать на лесозаготовках. В 1926 поступил юнгой на двухмачтовую шхуну «Диоскурия». В последующие годы совмещал учебу с плаванием матросом на судах Черноморского пароходства. После окончания Херсонского морского техникума в 1932 стал штурманом.
В 1934 Григорий Иванович был призван в ряды Военно-Морского Флота. Здесь и определилась его судьба - он стал подводником. Стажировался на Щ-301, был назначен старшим помощником командира подводной лодки Щ-114 Тихоокеанского флота, а затем через год - командиром Щ-110. Экипаж завоевал 6 флотских призов, а в 1939 вышел на первое место на Тихоокеанском флоте и два года его удерживал.
В 1941 капитан-лейтенант Щедрин был назначен командиром строящейся подводной лодки С-56. В сентябре 1942 она была перебазирована на Северный флот, совершила беспримерный в истории подводного плавания переход через 9 морей и 3 океана, оставив за кормой свыше 17 тысяч миль. Под командованием Григория Ивановича Щедрина лодка совершила 8 боевых походов, потопила 10 и повредила 4 вражеских корабля общим водоизмещением около 85 тысяч тонн. Семнадцать раз гитлеровцы широковещательно объявляли, что этой лодки больше не существует, но корабль продолжал сражаться, выходя победителем в казалось бы самых безвыходных ситуациях. 31 марта 1944 лодку наградили орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 присвоили звание гвардейской. Капитан II ранга Щедрин Г.И. был удостоен звания Героя Советского Союза. Сегодня героическая С-56 - первая в нашей стране подводная лодка-музей, памятник мужеству моряков-подводников, установленная во Владивостоке.
В 1954 Григорий Иванович Щедрин закончил Военную академию Генерального штаба, был командующим Камчатской флотилии. Благодаря ему был создан музей боевой славы. Человек высокой культуры, эрудиции, Щедрин очень подробно ознакомился с историей полуострова, с ролью военных моряков в исследовании и защите края. Во время отпусков он отправляется в поход по историческим местам Камчатки. В августе 1959 вместе с краеведом В. Воскобойниковым он восстановил памятный крест Атласова на реке Камчатка. По их чертежам деревообработчики из г. Ключи сделали крест. Он был установлен на левом берегу реки Крестовой. По инициативе Щедрина был возрожден в областном центре «День памяти защитников Отечества», установлены пушки в честь обороны Петропавловска в 1854.
В дар музею передал 4 тома своих «камчатских дневников». Перу Григория Ивановича принадлежат такие известные книги, как «Подводники», «На борту С-6», «Под глубинными бомбами» и другие.
Умер Г.И. Щедрин в марте 1995. Всю свою жизнь он посвятил морю, служению Отечеству. По ходатайству военных моряков, ветеранов войны, жителей Петропавловска площадь перед Домом офицеров флота названа именем вице-адмирала Г.И. Щедрина...

Григо́рий Ива́нович Щедри́н (18 ноября (1 декабря) 1912 - 7 января 1995) - советский военный моряк, подводник. Командовал подводными лодками «М-5», «Щ-110», «С-56», Герой Советского Союза, один из самых известных советских подводников, вице-адмирал, командующий Камчатской военной флотилией, писатель.
Григорий Щедрин родился 18 ноября (1 декабря по новому стилю) 1912 года в городе Туапсе. Григорий рос на берегу Чёрного моря, в 12 лет начал работать на лесозаготовках, в 1926 году, в возрасте 14 лет, принят юнгой на шхуну «Диоскурия». Совмещал службу матросом и учёбу. В 1932 году окончил Херсонский морской техникум и стал штурманом.
C 1934 года - Г. Щедрин на военной службе в подводном флоте. Проходил стажировку на «Щ-301», с апреля 1937 года по март 1938 года служил старпомом на «Щ-114», затем до июля 1938 года командовал «Малюткой» «М-5», после чего стал командиром «Щ-110». В 1939 году экипаж Щедрина занял первое место на Тихоокеанском флоте и впоследствии дважды удерживал его. В ноябре 1940 года Г. И. Щедрин назначен командиром строящейся на «Дальзаводе» субмарины «С-56».
В октябре 1942 года по инициативе Щедрина был организован перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» совершила 8 боевых походов и потопила 2 судна, 2 боевых корабля, и одно судно повредила. За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм 5 ноября 1944 года Григорий Иванович Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» № 4 527 и Ордена Ленина.
Г. И. Щедрин командовал подводной лодкой «С-56» до марта 1946 года. Затем он был переведён на Балтику и до ноября 1947 года служил начальником штаба 2-й БрПЛ 8-го флота. До января 1950 года командовал 1-й БрПЛ Северного флота. В 1950-1953 годах - командующий военно-морской базой Свиноустье. В 1954 году с Золотой медалью окончил военно-морской факультет Военной академии Генерального штаба. С 1955 года - вице-адмирал. До сентября 1959 года командовал Камчатской военной флотилией. В 1960 - 1969 годах занимает должность сперва начальника управления, а затем - председателя постоянной комиссии госприёмки кораблей, в том числе занимался приёмкой атомных подводных лодок. В это время издаёт три книги. В 1969 - 1973 годах - главный редактор журнала «Морской сборник». В декабре 1973 года в возрасте 61 года Г. И. Щедрин выходит в отставку.

Умер Григорий Иванович в Москве 7 января 1995 года, похоронен на Химкинском кладбище. По ходатайству ветеранов Петропавловска площадь перед Домом офицеров флота названа в честь Щедрина. 16 марта 1996 года состоялась церемония установки мемориальной доски.

Г. И. Щедрин был почётным гражданином городов Туапсе и Петропавловск-Камчатский, в Москве по адресу Ленинградское шоссе, 15, где жил Щедрин, установлена мемориальная доска.

ЩЕДРИН Григорий Иванович (1912–1995) — вице-адмирал, Герой Советского Союза, командир прославленной в годы Великой Отечественной войны подводной лодки С–56, командующий Камчатской военной флотилией, редактор “Морского сборника”, автор нескольких книг.

Григорий Щедрин родился в Туапсе 1 декабря 1912 года. Детство прошло у моря, и это предопределило выбор профессии. В 7 лет пошел учиться, а в 12 уже вынужден был работать на лесозаготовках. В 1926 поступил юнгой на двухмачтовую шхуну “Диоскурия”. В последующие годы совмещал учебу с плаванием матросом на судах Черноморского пароходства. После окончания Херсонского морского техникума в 1932 стал штурманом.

В 1934 Григорий Иванович был призван в ряды Военно-Морского Флота. Здесь и определилась его судьба - он стал подводником. Стажировался на Щ–301, был назначен старшим помощником командира подводной лодки Щ–114 Тихоокеанского флота, а затем через год - командиром Щ–110. Экипаж завоевал 6 флотских призов, а в 1939 вышел на первое место на Тихоокеанском флоте и два года его удерживал.

В 1941 капитан-лейтенант Щедрин был назначен командиром строящейся подводной лодки С–56. В сентябре 1942 она была перебазирована на Северный флот, совершила беспримерный в истории подводного плавания переход через 9 морей и 3 океана, оставив за кормой свыше 17 тысяч миль. Под командованием Григория Ивановича Щедрина лодка совершила 8 боевых походов, потопила 10 и повредила 4 вражеских корабля общим водоизмещением около 85 тысяч тонн.

Семнадцать раз гитлеровцы широковещательно объявляли, что этой лодки больше не существует, но корабль продолжал сражаться, выходя победителем в казалось бы самых безвыходных ситуациях. 31 марта 1944 лодку наградили орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 присвоили звание гвардейской. Капитан II ранга Щедрин Г.И. был удостоен звания Героя Советского Союза. Сегодня героическая С–56 — первая в нашей стране подводная лодка-музей, памятник мужеству моряков-подводников, установленная во Владивостоке. В 1954 Григорий Иванович Щедрин закончил Военную академию Генерального штаба, был командующим Камчатской флотилии. Благодаря ему был создан музей боевой славы. Человек высокой культуры, эрудиции, Щедрин очень подробно ознакомился с историей полуострова, с ролью военных моряков в исследовании и защите края. Во время отпусков он отправляется в поход по историческим местам Камчатки. В августе 1959 вместе с краеведом В. Воскобойниковым он восстановил памятный крест Атласова на реке Камчатка. По их чертежам деревообработчики из г. Ключи сделали крест. Он был установлен на левом берегу реки Крестовой. По инициативе Щедрина был возрожден в областном центре “День памяти защитников Отечества”, установлены пушки в честь обороны Петропавловска в 1854 г.

В дар музею передал 4 тома своих “камчатских дневников”. Перу Григория Ивановича принадлежат такие известные книги, как “Подводники”, “На борту С–6”, “Под глубинными бомбами” и другие.

Умер Г.И. Щедрин в марте 1995. Всю свою жизнь он посвятил морю, служению Отечеству. По ходатайству военных моряков, ветеранов войны, жителей Петропавловска площадь перед Домом офицеров флота названа именем вице-адмирала Г.И. Щедрина, 16 марта 1996 состоялась торжественная церемония и установление мемориальной доски.

1984 г. Г.И.Щедрин (в центре) с командованием и офицерами ХМУ ММФ им лейтенанта Шмидта в год 150 - летия училища

Щедрин Григорий Иванович

Примечания в конце текста книги.

Аннотация издательства: В этой книге известный советский подводник Г И Щедрин, в годы Великой Отечественной войны командовавший подводной лодкой "С-56", делится своим опытом командира и рассказывает о боевых товарищах матросах, старшинах и офицерах, деливших с ним трудности боевых походов и радость побед над противником. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

На Тихом океане

Первые шаги молодого экипажа

В учебных походах и плаваниях

В боевых походах

На Севере

Первый боевой поход

Праздник на нашей улице

Торпеды идут в цель

Отдых в базе

Море горит

Одним залпом двух

В снастях потопленного

В честь Дня флота

В ремонте

В полярную ночь

По велению сердца

Орден на флаге

Неудачный поход

Учеба пошла впрок

Увеличиваем счет еще на два

Под гвардейским флагом

Второй орден на боевом знамени бригады

Празднуем победу

Прощай, любимый город

Примечания

На Тихом океане

Новый корабль вступает в строй

Жаль расставаться, но задерживать не могу. Служи там так, как служил здесь. Ни пуха тебе, ни пера на новом месте! - напутствовал меня в своем кабинете командир дивизиона капитан 3-го ранга Роман Романович Гуз.

Мы со старшим лейтенантом Куликовым только что доложили о передаче и приеме дел на подводной лодке "Щ-110", вручили написанные об этом рапорты и направились в казарму, чтобы закончить последние формальности. Новому командиру нужно было отдать приказ по кораблю о своем вступлении в должность, а мне - официально представить его команде и попрощаться с нею перед уходом.

Легко сказать - попрощаться... Команда для командира - это не просто знакомые люди, а товарищи, с которыми ты привык делить радость и горе, успехи и неудачи, в которых веришь больше, чем в самого себя, и любишь как самых дорогих друзей.

За три года командования лодкой я всей душой привязался к ее экипажу. Море роднит людей, а для нас оно действительно стало родным домом. Много тысяч миль прошла наша подводная лодка в дальневосточных водах. Мы побывали в десятках бухт, провели две зимовки за ледовой кромкой. Были в нашей службе и большие трудности, и большие радости. Все делили по-братски, а теперь...

Несколько часов назад мы возвратились из похода. Выходили специально показать молодому командиру его корабль на ходу. Ошвартовывая "Щуку" к причалу, я в последний раз почувствовал приятный холодок ручек машинного телеграфа, которые теперь уже положено держать другому. Когда лодка привальным брусом коснулась причала, мне показалось, будто я своим телом ощутил ту боль, какую должна испытывать она.

Чувство полной слитности с кораблем при управлении им пришло не вдруг. Но теперь, когда я изучил все его свойства и капризы, он кажется мне таким же живым и послушным, как собственная нога или рука. На мостике после швартовки не задерживаюсь, а, уходя с пирса, назад не оглядываюсь, чтобы не расстраиваться... Невольно вспомнил, что так же тяжело было уходить три года назад с "Малютки".

Светлое и просторное рундучное помещение казармы, расположенное рядом с кубриком, как и все принадлежащее нашей лодке, находиться под неусыпным наблюдением молодого боцмана Геннадия Хрящева. В баталерке - так называют подводники свою кладовую - по-корабельному чисто и уютно. Цементный пол окрашен сэкономленной при доковании коричневой патентованной краской, а аккуратные занавески на окнах сшиты из материала, выпрошенного на складе у шхиперов. Мебель и другие предметы расставлены так, как это умеют делать только моряки - ничего лишнего и в то же время все необходимое под рукой.

Прежде чем подписать свой первый приказ по кораблю, Куликов еще раз с нескрываемым удовольствием оглядел баталерку, посмотрел на добротные, красиво оформленные рундуки для личных вещей команды, стол, тумбочки и стулья. Отметив про себя, что боцман не только умеет поддерживать порядок, но не забыл и своей гражданской специальности - столяра-краснодеревщика, командир улыбнулся каким-то своим мыслям, решительно взял ручку и поставил подпись в книге приказов. С этого момента уже он, а не я командует и отвечает за подводную лодку.

В казарме в проходе между койками построена команда. Представляю нового командира, обхожу строй, каждому жму руку, желаю успеха и здоровья. Много теплых и хороших слов хотелось сказать товарищам, но речи не получилось. Я посмотрел на дорогие мне лица краснофлотцев, старшин и командиров и понял: ничего не нужно говорить, все ясно и без слов. Я чувствовал, что им так же жаль расставаться со мною, как мне с ними. Все заранее обдуманные и приготовленные фразы выскочили из головы. Постоял минуту, не зная, как поступить, затем повернулся к выходу и уже на ходу выпалил:

Люблю я вас, черти морские...

Трудно уйти от хорошей команды. А команда на "Щ-110" и впрямь подобралась отличная. Успехи и неудачей лодки люди всегда принимали близко к сердцу. Равнодушных не было. И это сплачивало экипаж, делало его сильным, способным постоять за свою честь.

В прошлом, 1938 году лодка завоевала четыре общефлотских переходящих приза, а в этом прибавлялось к ним два новых. И лодка вышла на первое место среди подводных лодок типа нашей на Тихоокеанском флоте.

Нелегко досталось нам первенство. Сколько было вложено труда и пролито пота, прежде чем мы получили право принять на сцене клуба знамя и отвоеванные у бывших победителей переходящие призы. Наши соперники - экипажи других подводных лодок - ненамного отставали от нас, и только призовые торпедные стрельбы решили вопрос о победителе в социалистические соревновании в нашу пользу. Дорого было то, что каждый член команды вложил в общий успех все свои знания и способности.

Да, нелегко уходить командиру с хорошего корабля. И все же я решил уйти, когда мне предложили пойти командиром еще не законченной постройкой подводной лодки типа "Сталинец". Командовать новым, хорошо вооруженным, с большой автономностью плавания подводным кораблем - разве это не честь для каждого подводника?

Назначение состоялось, но на душе было почему-то нерадостно. Думая о только что оставленных товарищах, я чувствовал перед ними какую-то вину. Да и что ждало меня впереди? С какими людьми предстояло встретиться и служить на новой лодке?

Командир соединения строящихся кораблей капитан 1-го ранга Е. Полтавский встретил меня очень радушно. Когда-то мы служили вместе, и сейчас вспомнили общих знакомых, главным образом бывших командиров "Малюток", которые, как и я, несколько лет до этого служили в дивизионе под его командованием. Полтавский интересовался судьбой каждого из нас и радовался нашим успехам. Обстоятельно ознакомив меня с условиями прохождения боевой подготовки, правилами взаимоотношений с администрацией завода, командир соединения поставил мне задачу: со всем экипажем детально изучить технику, поступившую на вооружение новой подводной лодки. В командование мне было приказано вступить немедленно.

Командиры боевых частей еще не назначены, да и команда далеко не укомплектована. Мне представляет личный состав сверхсрочник с орденом Ленина на груди и двумя шевронами на рукаве кителя. Еще до того как он назвал свою фамилию, я догадался, что это боцман мичман Дорофеев, удостоенный в 1936 году высшей правительственной награды и бывший на приеме в Кремле с группой лучших младших командиров флота. Приятная неожиданность.

На правом фланге стоит главный старшина. Лицо этого, чуть заметно улыбающегося человека мне тоже очень знакомо. Не нужно и напрягать память. Это тот самый бывший краснофлотец трюмный Константин Рыбаков, так толково обслуживавший механизмы в штормовом, трудном зимнем походе одной из "Щук", в котором несколько лет назад мне случайно довелось участвовать. Замечательно! С такими специалистами, как эти двое, не пропадешь!

Григорий Иванович Щедрин (18 ноября (1 декабря) 1912 — 7 января 1995) — советский военный моряк, подводник. Командовал подводными лодками «М-5», «Щ-110», «С-56», Герой Советского Союза, один из самых известных советских подводников, вице-адмирал, командующий Камчатской военной флотилией, писатель.

Григорий Иванович Щедрин родился в приморском городе Туапсе в 1912 году. Детство прошло у моря, и это предопределило выбор профессии. В 1926 году он становится юнгой на двухмачтовой шхуне "Диоскурия" и в последующие годы совмещает учебу с работой матросом на судах Черноморского пароходства.

После окончания Херсонского морского техникума в 1932 году Щедрин стал штурманом. Начались интересные плавания. Через два года Григорий Иванович был призван в ряды Военно-Морского Флота. Здесь и определилась его судьба — он стал подводником. Окончив командные классы учебного отряда подводного плавания, в 1937 году он прибыл служить на Тихоокеанский флот. Лейтенант Щедрин назначается старшим помощником командира подводной лодки Щ-114 Тихоокеанского флота, а через год — командиром Щ-110. Этой лодкой Григорий Иванович командовал три года, она заняла первое место по боевой подготовке на Тихоокеанском флоте, два года его удерживала, первенствовала в состязательных торпедных стрельбах.

В 1941 году капитан-лейтенанта Щедрина назначают командиром строящейся подводной лодки С-56. Именно об этой лодке позже заслуженно скажут: "Лодка из легенды".

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка С-56 в числе шести подводных лодок Тихоокеанского флота совершила беспримерный в истории подводного плавания переход на Северный флот через девять морей и три океана, оставив за кормой свыше 17 тысяч миль.

Под командованием Григория Ивановича Щедрина лодка совершила 8 боевых походов, потопила 10 и повредила 4 вражеских корабля общим водоизмещением около 85 тысяч тонн. Семнадцать раз гитлеровцы объявляли, что этой лодки больше не существует, но корабль продолжал сражаться, выходя победителем в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Шесть раз экипаж удостаивался наград Родины. 1 марта 1944 года лодку наградили орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года ей присвоили звание гвардейской. А на груди командира засияли орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Нахимова II степени. 5 ноября 1944 года капитан 2-го ранга Г. И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза.

В боевых походах Щедрин показал себя талантливым подводником, наделенным лучшими командирскими чертами: мужеством, железной волей, тактической сметкой.

После войны Григорий Иванович Щедрин служил на Балтике, в 1948 году окончил академические курсы при Военно-Морской академии, в 1954 году — Военную академию Генерального штаба.

Дальнейшие годы службы Григория Ивановича связаны с Камчаткой. 15 ноября 1954 года он был назначен командующим Камчатской военной флотилией. К исполнению служебных обязанностей приступил 18 января 1955 года и командовал флотилией по 21 сентября 1959 г.

"Эти годы, — писал Г. И. Щедрин, — были самыми напряженными, насыщенными событиями, требовавшими от меня кипучей деятельности и приложения всего моего опыта, знаний и энергии. Трудиться приходилось много, не считаясь со здоровьем и отдыхом, то, что называется с полной отдачей".

Григорий Иванович был в эти годы не только командующим флотилией, начальником Петропавловск-Камчатского гарнизона, но и депутатом Камчатского областного Совета народных депутатов, членом бюро обкома КПСС.

Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1953 года предусматривалось в главной базе Камчатской военной флотилии в Петропавловске-Камчатском к 1957 году базировать 270 вымпелов. Это сторожевые корабли, эсминцы, тральщики, большие и средние подводные лодки, торпедные катера, десантные, вспомогательные суда. Таким образом, как раз на годы командования Г. И. Щедрина приходится основное поступление современного вооружения и боевой техники 50-х годов.

С приходом новой техники остро встал жилищный вопрос. Жилья для семей военнослужащих не хватало. Пришлось много строить. В 1958 году кроме титульного строительства Щедрин взялся построить хозяйственным, или, как он сам называл, "хап-способом" 90 жилых домов в 4-квартирном исполнении.

Обещанных строительных материалов с флота так и не поступило. И Григорий Иванович совместно с военным советом флотилии нашел выход. Правда, пришлось рассчитывать только на свои силы: одна бригада матросов и солдат строила дом, а вторая на стройках города зарабатывала трудом строительные материалы. Таким образом, многие жилые дома и здания в городе построены при участии моряков Камчатской военной флотилии.

Тогда же решено было построить музей Боевой Славы.

"Несмотря на столь исключительные трудности, — писал Григорий Иванович, — я решился: там, где 90 домов, построим и 92. Два домика — на музей". Прибывший из Владивостока фининспектор обвинил командующего в нетитульном строительстве культучреждения, последовал грозный акт, Щедрину был объявлен выговор. Но надо отдать должное мужеству и силе Григория Ивановича, происшедшее его не испугало, музей продолжали строить, за строительством и сбором экспонатов зорко следил сам командующий, и 26 июля 1959 года музей Боевой Славы распахнул свои двери перед первыми посетителями.

В короткий срок был построен 3-этажный госпиталь для военных моряков, вместо ошибочно спроектированных, как считал Щедрин, двух этажей. В нем стали лечить не только военнослужащих, но и гражданское население города. За своеволие командующий опять был наказан.

5 мая 1959 года в Петропавловске-Камчатском произошло сильное землетрясение. Пострадали пирсовое хозяйство, многие казармы, склады, несколько человек были ранены, часть расквартированных семей оказалась без жилья.

На восстановление флотилии дали меньше трети необходимых средств, остальные опять пришлось добывать уже хорошо известным "хап-способом". Кроме того, на военном совете по инициативе Щедрина было принято решение помочь городу в восстановлении пострадавших от землетрясения зданий, и три строительные бригады моряков трудились на объектах города.

Человек высокой культуры, эрудиции, Григорий Иванович Щедрин очень подробно ознакомился с историей полуострова, с ролью военных моряков в исследовании и защите края. Во время отпусков в 1958 и 1959 годах он отправляется в поход по историческим местам Камчатки.

В августе 1959 года вместе с краеведом В. Воскобойниковым он восстановил памятный крест Атласова на реке Камчатке. По их чертежам деревообработчики из Ключей сделали крест из даурской лиственницы. Он был установлен на левом берегу реки Крестовой.

По инициативе Григория Ивановича в областном центре был возрожден День памяти защитников Отечества, восстановлена 3-я батарея А. Максутова.

Вот как об этом писал Щедрин: "Поскольку более близки герои “смертельной батареи” нашим артиллеристам, то строительство я поручил командиру артиллерийской бригады подполковнику Никулину — человеку знающему и очень энергичному. Он горячо взялся со своими людьми за это дело. Одну из сохранившихся пушек с фрегата “Аврора” мне удалось выпросить у Б. А. Сушкова (это начальник музея Тихоокеанского флота) и доставить ее из Владивостока. Мысль была такая — эту пушку поставить на фланг. А остальные изготовить из дерева по ее образцу. Но Никулин затащить ее на сопку не смог, и все пушки — муляжи".

После нескольких лет мытарств по всем инстанциям лично Г. И. Щедрину наконец-то удалось в 1958 году добиться посмертного присвоения звания Героя Советского Союза матросу Петру Ильичеву. (Петр Ильичев и Николай Вилков совершили в одно и то же время один и тот же подвиг на острове Шумшу 18 августа 1945 года. Николаю Вилкову звание Героя Советского Союза было присвоено 14 сентября 1945 года, а вот подвиг Петра Ильичева в то время по заслугам оценен не был. Он не получил даже медали.) Григорий Иванович Щедрин лично написал на него наградной лист и в течение трех лет добивался присвоения звания. И вот 1 сентября 1958 года Петр Ильичев был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1959 году могучий организм Григория Ивановича впервые дал сбой, возникли серьезные проблемы с сердцем, дважды он лежал в госпитале, и в конечном итоге встал вопрос о его переводе с Камчатки. Перед самым Новым годом он покидает полуостров, переводится в Москву, поступает в распоряжение Главкома ВМФ. И скоро последует новое назначение — долгие годы Щедрин будет возглавлять журнал "Морской сборник".

Он написал довольно большую серию исторических очерков, опубликованных более чем в двадцати номерах флотской газеты "Боевая вахта" в 1959-1960 годах под общим заголовком "Земля Камчатская". Эти очерки освещали главным образом те события, которые были связаны с моряками и охватывали период истории с 1648 по 1855 год.

Перу Щедрина принадлежат такие известные книги, как "Подводники" (1962), "На борту С-56" (1959, 1982), "Под глубинными бомбами" (1967), "Верность присяге" (1985) и другие. Он задумал книгу об экипаже подводной лодки Л-16 и ее командире Дмитрии Гусарове, подготовил к печати повесть "Погружайтесь без меня".

В 1973 году Григорий Иванович Щедрин вышел в отставку, но по-прежнему сотрудничал с журналом "Морской сборник", до последних дней своей жизни был членом редколлегии журнала. Обращаясь со страниц журнала к молодым, он писал: "Едва ли найдется более благородная профессия, чем наша — защищать Отечество. Военный моряк в моем представлении — патриот своего государства, хранитель и продолжатель лучших воинских и флотских традиций, хорошо понимающий интересы своего народа и своей державы, готовый защищать их в любых условиях, не щадя крови и самой жизни".

Не забыли о Щедрине и его делах в Петропавловске-Камчатском. 1 августа 1990 года решением Президиума городского Совета народных депутатов Григорию Ивановичу Щедрину было присвоено звание Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского.

Григорий Иванович удостоен званий Почетного гражданина города Туапсе, Почетного курсанта Херсонского мореходного училища, Почетного члена экипажа ряда судов ВМФ.

7 января 1995 года Щедрин Григорий Иванович умер. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище.

По ходатайству военных моряков, ветеранов войны, жителей Петропавловска в 1996 году площадь перед Домом офицеров флота названа именем прославленного подводника, Почетного гражданина города Петропавловска-Камчатского вице-адмирала Г. И. Щедрина, всю свою жизнь посвятившего морю и служению Отечеству.

научный сотрудник Военно-исторического музея войск и сил на Северо-Востоке.